Льготы по налогам для малых предприятий

Содержание

Льготы для малого бизнеса в 2019 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2019 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Микропредприятие

до 15 человек

120 млн рублей

Малое предприятие

до 100 человек

800 млн рублей

Среднее предприятие

до 250 человек

2 млрд рублей

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2019 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2019 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены .

Административные льготы для малого бизнеса в 2019 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2019 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут работать без кассы до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном малого и среднего предпринимательства.

Какие предприятия относятся к малым

Прежде чем претендовать на льготы, убедитесь в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Есть 3 параметра, которым нужно соответствовать, чтобы считаться малым предприятием:

  • Годовой доход — не более 800 млн рублей.
  • Численность сотрудников — не более 100 человек.
  • Доля участия других лиц в уставном капитале: гособразований и фондов — не более 25%; российских и зарубежных юрлиц — не более 49%; юрлиц, которые сами относятся к малому и среднему бизнесу — без ограничений.

Кто не вправе претендовать на господдержку

Преференции недоступны для:

  • кредитных организаций, ломбардов и участников рынка ценных бумаг;
  • предприятий из сферы игорного бизнеса;
  • страховых организаций, кроме потребительских кооперативов;
  • негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов;
  • нерезидентов РФ и участников соглашений о разделе продукции;
  • производителей подакцизных товаров;
  • компаний, добывающих нераспространённые полезные ископаемые.

Кроме перечисленных критериев, на право бизнеса рассчитывать на льготы влияют отчётные данные из Единого реестра субъектов малых и средних предприятий (МСП). А точнее — корректность этих данных. Получите доступ к реестру на сайте Федеральной налоговой службы и проверьте сведения о бизнесе. Если в реестре сведений нет или они неверны, самостоятельно предоставьте правильную информацию, прежде чем обращаться за преференциями.

Налоговые каникулы — возможность не платить налоги в течение двух лет. Воспользоваться этим правом могут впервые зарегистрировавшиеся ИП, которые:

1

применяют упрощённую систему налогообложения (УСН) или патентную (ПСН);

2

ведут деятельность производственного, социального или научного направления, и доходы от этой деятельности составляют не менее 70% от общего дохода.

Нулевые налоговые ставки работают до 31 декабря 2020 года. При этом региональные власти самостоятельно устанавливают виды деятельности, для которых доступны налоговые каникулы, и их срок — один год или два. А также могут вводить дополнительные ограничения: например, предельный годовой доход или максимальную численность работников.

Надзорные каникулы

До 2022 года для малого бизнеса действуют надзорные каникулы — мораторий на проведение плановых проверок. Послабление относится и к впервые созданным предприятиям, и к уже действующим, но не распространяется на компании, работающие в здравоохранительной, социальной, образовательной сфер, в области аудита, управления многоквартирными домами, экологии и пожарного дела. А также надзорные каникулы не применимы к ревизионному контролю Пенсионного фонда и налоговым проверкам. Перечень исключений р егулируется частью 6 статьи 26.1 Федерального закона №294. Сверяться с ежегодным планом проверок можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Сроки проверок для малого бизнеса также строго регламентированы: для плановых — не более 50 часов в сумме для всех ведомств, для внеплановых — не более 20 дней на каждую.

Региональные налоговые льготы

Местные власти вправе вводить налоговые льготы для предприятий, работающих в конкретных сферах — например, производственной, социальной, научной. Послабления, как правило, выражаются в виде сниженной налоговой ставки, возможности получить налоговый вычет, освобождении от конкретного налога и иных формах.

Субсидии

В постановлении Правительства РФ №316 прописаны все случаи, в которых малый бизнес может претендовать на субсидию. Претендуя на эту льготу, особенно важно ориентироваться на региональные нормы: меры и объёмы поддержки могут сильно разниться. Финансовая помощь не ограничивается собственно субсидиями под конкретные цели. Малый бизнес также может рассчитывать на гранты, гарантии по кредитам, покрытие части расходов.

Получив субсидию, самое главное — своевременно и полноценно отчитаться перед уполномоченными органами, что государственные выплаты ушли по назначению. В противном случае компанию привлекут к ответственности.

Бухгалтерская отчётность и кадровый учёт

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малому бизнесу разрешается вести бухгалтерскую отчётность упрощённым способом, который предприятие выбирает самостоятельно. Однако этой преференцией не могут воспользоваться жилищно-строительные и кредитные кооперативы, адвокатские коллегии и нотариальные палаты, политические партии, микрофинансовые организации и организации государственного сектора.

А ФЗ №348 освобождает микропредприятия от ведения кадрового учёта: оформления положений о премировании и оплате труда, правил внутреннего трудового распорядка и прочего.

Квоты на закупки

Государственная политика в отношении МСП предполагает постепенное наращивание квот для госпредприятий на закупки у малого и среднего бизнеса — в 2018 году фактический показатель приблизился к 30% (юридический — не менее 15% от общего объёма). При этом госпредприятия обязаны оплачивать заказы в течение 30 дней с момента подписания акта о приёмке. А перечень позиций для закупок у субъектов МСП – публиковать в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Льготы на аренду

К 1 декабря 2021 года будет принят законопроект, согласно которому субъекты МСП смогут получить в аренду неэффективно используемое муниципальное и государственное имущество на льготных условиях. А уже в 2019-2020 годах появится возможность выгодно арендовать недвижимость через Портал бизнес-навигатора МСП и МФЦ.

Смягчение административного наказания

Одна из преференций — замена штрафа за административное правонарушение на предупреждение. Это актуально как для самого МСП, так и его сотрудников, если закон нарушен впервые.

Замена наказания возможна, если правонарушение:

  • не создало угрозу ЧС и не нанесло имущественный ущерб;
  • не поставило под угрозу жизнь и здоровье людей и не причинило вреда гражданам, окружающей среде, госбезопасности и памятникам культуры.

Сход граждан

У этого термина существуют и другие значения, см. Сход.

Сход граждан — это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения, а также в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Институт схода граждан

Сход граждан — это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Статья 25 Федерального закона, от 6 октября 2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует вопросы организации и проведения схода граждан.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (ПО МО), в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения муниципального образования и наравне с решениями местного референдума имеют юридический приоритет перед решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Случаи и порядок проведения схода граждан

Федеральный законодатель попытался придать институту сходов граждан терминологическую четкость и рассматривает сход в первую очередь как форму прямого осуществления муниципальной власти жителями небольших поселений. Тем не менее сход граждан может иметь и несколько иное правовое содержание. Возможно проведение сходов граждан в населенных пунктах, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. Такие сходы проводятся только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Круг вопросов, рассматриваемых на них, и юридическая сила принимаемых решений определяются соответствующими нормами федерального закона.

Предусматриваются следующие случаи проведения сходов граждан:

1. Изменение границ поселений и муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, к территориям других поселений и муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, которое может быть выражено на сходах жителей соответствующих населенных пунктов (ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

2. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этом случае сходы должны проводиться раздельно на каждой из территорий, которым предполагается придать статус самостоятельного муниципального образования – поселения, т.е. на частях территории поселения, которое предлагается разделить. Порядок проведения таких сходов граждан может быть конкретизирован муниципальными правовыми актами соответствующего поселения.

3. На территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях допускается упразднение поселений, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении (ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Такой сход жителей поселения проводится в общем порядке, установленном для сходов граждан, поскольку на момент проведения схода соответствующее поселение еще не считается утратившим статус самостоятельного муниципального образования, имеет свой устав и иные муниципальные правовые акты, поэтому сход жителей поселения правомочен принимать властные решения в рамках компетенции этого поселения.

4. На межселенных территориях могут создаваться вновь образованные поселения, в том числе по инициативе населения, выдвинутой на сходе жителей населенного пункта, расположенного на межселенной территории (ст. 13.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

5. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает и иные случаи проведения схода граждан. Эти случаи подпадают под общие правила проведения сходов всех жителей муниципального образования. Население муниципального образования принимает на таких сходах правовые решения в рамках компетенции муниципального образования.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этих случаях сходы организуются и проводятся на основании устава и иных нормативных правовых актов соответствующего поселения.

Вопросы введения самообложения граждан и использования соответствующих средств решаются жителями муниципального образования на местном референдуме или сходе граждан (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Социологические исследования в 2016 году показали, что 33% респондентов считают, что сход граждан должны проводить непосредственно жители населенного пункта; 14% респондентов считают, что этим должен заниматься глава местной администрации. Такое же количество ответов – 14% – к субъектам-исполнителям проведения схода отнесли муниципальных депутатов; 5% граждан отдали свой голос за главу муниципального образования (имея в виду главу муниципального района); 0,9% респондентов считают, что Сход граждан должен проводиться руководителями предприятий и организаций, расположенных на территории соответствующего населенного пункта; 24% респондентов считают, что сход граждан должен проводиться населением с участием главы местной администрации, депутатов, представителей предприятий, обслуживающих соответствующий населенный пункт и прилегающую к нему территорию, правоохранительных органов. Наконец, 9% граждан затруднились ответить на вопрос.

Сходы граждан по полномочиям ПО МО

По данным субъектов России, по состоянию на 1 июля 2008 года, полномочия представительного органа осуществлялись сходом граждан в 127 муниципальных образованиях на территории 22 субъектов России. При этом 34 таких муниципальных образования расположены в Дальневосточном федеральном округе, 25 – в Сибирском федеральном округе.

Перечень муниципальных образований Российской Федерации, где сходы граждан осуществляют или осуществляли полномочия представительного органа муниципального образования

Субъект федерации Муниципальное образование Период исполнения
1 Челябинская область Сельское поселение Новый Кременкуль июнь 2004 — март 2008
2 Смоленская область Захарьевское сельское поселение декабрь 2004 — по настоящее время
3 Смоленская область Подсосонское сельское поселение декабрь 2004 — по настоящее время
4 Республика Саха (Якутия) Утаинский наслег ноябрь 2004 — по настоящее время
5 Иркутская область Мироновское сельское поселение декабрь 2004 — по настоящее время
6 Иркутская область Небельское сельское поселение декабрь 2004 — по настоящее время
7 Республика Татарстан г. Иннополис июнь 2015 — по настоящее время

Правовые акты

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (официальная публикация)
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с последними изменениями
  • Федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

См. также

  • Народный сход
  • Местное самоуправление
  • Муниципальное право
  • Представительный орган местного самоуправления
  • Прямая демократия
  • Сельское общество (Российская империя)

Примечания

  1. Шайхуллин М.С. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации : монография. — Москва : Юрлитинформ, 2016. — 304 с. http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5025:2016-05-05-05-18-46&catid=344:-2016&Itemid=38 Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  2. Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 2008. С. 166.
  3. Закон Челябинской области от 24 июня 2004 г. № 246-ЗО «О статусе и границах Сосновского муниципального района, городского и сельских поселений в его составе».
  4. Решение схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль № 1 от 12 февраля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль».
  5. 1 2 Закон Смоленской области от 28 декабря 2004 г. № 136-З «О наделении статусом муниципального района муниципального образования Угранский район Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их соответствующим статусом».
  6. Закон Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 г. «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

В Викисловаре есть статья «сход»

Собрания (сходы) граждан: понятие и порядок проведения

Сход граждан – одна из самых массовых форм непосредственной демократии (обеспечивает гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающейся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании).

Сход – собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях-поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Повышение роли собраний (сходов) граждан – Положение об основах организации МСУ в РФ на период поэтапной конституционной реформы (Указ Президента РФ от 26.10.1993) (собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях с населением до 5 тысяч человек могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой МСУ осуществлять функции МСУ).

ФЗ 1995 года (собрания (сходы) граждан могли созываться в МО для решения вопросов местного значения; порядок созыва и проведения схода, принятия и изменения его решений, пределы компетенции устанавливались уставом МО в соответствии с законами субъекта РФ).

Общие собрания (сходы) граждан созывались главой МСУ соответствующей территории, старостами, органами территориального общественного самоуправления или по инициативе не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом.

Предложения о созыве и вопросах, подлежащих рассмотрению, вносились главой МСУ, депутатами, комиссиями при сельских администрациях, старостами, органами территориального общественного самоуправления, правоохранительными органами, руководителями предприятий и организаций, находящихся на данной территории, гражданами, проживающими на ней.

Общее собрание (сход) граждан считалось правомочным при участии более половины от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.

Компетенция собраний (сходов) граждан:

• 
избрание и освобождение от должности старост;

• 
избрание органов территориального общественного самоуправления и утверждение их уставов;

• 
заслушивание информации о работе старост, органов территориального общественного самоуправления;

• 
обсуждение проектов законов и других НПА государственной власти и управления по важнейшим вопросам;

• 
рассмотрение и обсуждение планов застройки населенных пунктов, их благоустройства;

• 
обсуждение поведения граждан, допускающих нарушение законов, общественного порядка, правовых актов органов МСУ;

• 
утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления;

• 
рассмотрение проектов решений органов и должностных лиц МСУ, внесенных на обсуждение населения;

• 
заслушивание отчетов депутатов представительных органов, избранных по данному избирательному округу.

ФЗ 2003 (по-новому решает вопросы правового статуса схода граждан в системе МСУ):

• 
сход граждан – форма непосредственной демократии, а собрание граждан используется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления территориального общественного самоуправления;

• 
ФЗ подробно регулирует вопросы, связанные с использованием схода в МО (в каких поселениях проводится сход граждан; кто созывает его; в каком порядке принимаются решения схода и какова их юридическая сила).

Сход граждан проводится в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения (правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом).

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа МО.

Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно или по инициативе группы жителей поселения (не менее 10 человек) (проведение обеспечивается главой местной администрации).

Участие в сходе выборных лиц МСУ обязательно (председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом).

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода (подлежит официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории поселения) (исполнение решений обеспечивают органы и должностные лица МСУ).

В отношении организации и проведения схода ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» определено:

• 
сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

• 
сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек;

• 
сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции;

• 
сход вправе принимать решения о согласии населения муниципального образования об изменении границ муниципального образования;

• 
проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации;

• 
участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным;

• 
на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан;

• 
решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан;

• 
решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы МСУ и должностные лица МСУ обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Организация МСУ через сходы граждан предполагает:

• 
реальную возможность собрания схода граждан;

• 
знакомство всех или хотя бы большинства участников схода с существом вопросов, выносимых на сход.

35. Порядок поведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Изменение границ, преобразование.

Изменение границ, в которых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (КРФ).

Изменение границ МО должно осуществляться:

• 
в одних случаях – с согласия населения, выраженного путем голосования;

• 
в других – с учетом мнения населения, выраженного представительными органами МО.

Согласие населения при изменении границ МО необходимо (если изменяются границы муниципальных районов, границы поселений, при преобразовании МО).

Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО назначается представительным органом МО и проводится в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО, обладающих избирательным правом (согласие населения считается полученным, если за изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании).

Итоги голосования и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Институт голосования в целях учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется МСУ, впервые введен ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (06.10.2003). Данная процедура проводится в обязательном порядке в случаях, когда изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования допускаются при наличии согласия населения, выраженного путем голосования. Оно назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума.

Одновременно установлен ряд особенностей, отличающих нормы о голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования от норм о местном референдуме:

• 
в отношении голосования не применяются законодательные нормы, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами МСУ, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности. Данное положение обусловлено тем, что инициаторами изменения территориальной организации МСУ могут быть вышеупомянутые органы и лица;

• 
в отношении голосования не применяются положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме. Данное положение обусловлено тем, что решение, принятое на местном референдуме, подлежит безусловному исполнению на территории муниципального образования, а мнение населения, выявленное в рамках голосования, подлежит учету. Иначе говоря, по соответствующему вопросу может быть принято решение, совпадающее с мнением населения, однако предложение об изменении территориальной организации МСУ может быть оставлено и без удовлетворения;

• 
голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части территории муниципального образования, обладающих избирательным правом.

• 
Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования может быть получено через процедуры голосования или схода граждан и считается полученным, если за предложенные изменения проголосовало более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), принявших участие в голосовании (сходе).

В ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» также описаны конкретные случаи изменения территориальной организации МСУ, в которых голосование является обязательным:


изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов;


изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений;


объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования;


разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования;


изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного путем голосования.

Отзыв

Отзыв депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица – форма ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением (содержание – возможность досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица по воле избирателей).

Основания отзыва (в законодательстве субъектов РФ) – не оправдали (утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих обязанностей, требований КРФ, ФЗ, законодательства субъектов РФ, устава МО или совершения действий, порочащих их звание (предусматривались ограничения, связанные с реализацией права инициативы проведения голосования об отзыве).

Постановление КС РФ от 02.04.2002:

• 
самостоятельность МО в правовом регулировании института отзыва (установление в уставе непосредственно процедуры отзыва либо отсылки к закону субъекта РФ);

• 
законы субъектов РФ не могут препятствовать МО самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должны быть предусмотрены уставом МО;

• 
отсутствие закона субъекта РФ об отзыве выборного лица МСУ не может быть препятствием для введения данного института уставом МО и определения порядка осуществления отзыва;

• 
основания и порядок отзыва выборного лица МСУ не должны приводить к искажению смысла муниципальных выборов (за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано);

• 
основанием для отзыва выборного лица МСУ может быть действие (бездействие) данного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения;

• 
большое значение при отзыве имеет судебная защита.

Стадии процедуры отзыва (инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ФЗ 2003) (основания для отзыва выборных лиц МСУ и процедура их отзыва устанавливаются уставом МО; основаниями для отзыва могут быть только его конкретные противоправные решения, действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке).

Выборное лицо МСУ считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО (итоги голосования подлежат официальному опубликованию).

Инициативная группа (не менее 10 человек; должна собрать подписи избирателей не более 5% от зарегистрированных на территории проведения отзыва, но не менее 25 подписей; период сбора подписей не менее 20 дней).

Голосование по отзыву назначается представительным органом в порядке, установленном уставом МО в соответствии с законом (выборное лицо считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины жителей МО).

Вопрос: Какие ПБУ можно не применять малым предприятиям? («Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2013 г.)

*(1) За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

*(2) За исключением субъектов малого предпринимательства, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

*(3) В соответствии с п. 6 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъекты малого предпринимательства имеют право составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме. В этом случае приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках «Отчет о движении денежных средств» включается в отчетность только в связи с необходимостью приведения в нем наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации и ее финансовых результатов. Соответственно, при отсутствии таких данных и при невключении данного приложения в бухгалтерскую отчетность это ПБУ не применяется.

*(4) Если малое предприятие приняло решение не раскрывать информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности. Организации — эмитенты публично размещаемых ценных бумаг данное ПБУ применяют.

Упрощенный порядок учета для малых предприятий: выгоды и риски

У небольших компаний, которые отвечают законодательно установленным критериям, есть возможность существенно упростить бухгалтерский учет и отчетность. Какие хозяйствующие субъекты вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, какими нормативными правовыми актами следует при этом руководствоваться, на что обратить особое внимание при принятии решения о переходе на «бухгалтерскую упрощенку» — поможет разобраться предлагаемый материал.

Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

В то же время в ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ указано, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”».

Из указных трех категорий лиц наиболее распространенными являются субъекты малого предпринимательства.

Сразу оговоримся, что здесь кроется подвох. Ведь лицам, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации, нельзя вести упрощенный порядок учета.

На практике малое предприятие может отвечать критериям, установленным для малых предприятий ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», но при этом подпадать под обязательный аудит. Критерии обязательного аудита установлены п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом случае, у малого предприятия не будет права на применение упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности.

Что представляет собой упрощенный порядок ведения учета

Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н установлены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее — Типовые рекомендации). Названные рекомендации применяются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ.

В Типовых рекомендациях предусмотрены следующие варианты применения регистров бухгалтерского учета (п. 6):

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной в письме Минфина СССР от 08.03.60 № 63 «Об Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»;
  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций в соответствии с одноименной Инструкцией, направленной письмом Минфина СССР от 06.06.60 № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета.

Как уже было сказано, субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

Также Минфин России выпустил информацию № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Руководствуясь приведенными нормами, можно сделать следующие выводы.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму ведения бухгалтерского учета, исходя из потребностей и объемов производства торговли), численности работников и иных критериев.

Бухгалтерские регистры

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять
с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров. Например, можно использовать следующие регистры (ведомости):

— ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;

— ведомость учета производственных запасов и товаров,
а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;

— ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;

— ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;

— ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;

— ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);

— ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);

— ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;

— ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;

— ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Все приведенные формы регистров утверждены приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н.

Малое предприятие вправе изменять содержание и формы данных регистров исходя из своих потребностей. По сути, каждая операция записывается сразу в двух регистрах для соблюдения требования двойной записи. А по результатам месяца на основании данных регистров формируются финансовый результат и информация о финансовом положении организации.

Кстати

Для микропредприятий (критерии установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) предусмотрена простая форма бухгалтерского учета — форма, основанная не на двойной записи.

Применение стандартов бухгалтерского учета (ПБУ)

Малые предприятия могут не применять положения отдельных ПБУ, что значительно упрощает порядок учета. Перечень соответствующих ПБУ приведен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень ПБУ, которые вправе не применять малое предприятие

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается субъект малого предпринимательства

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 3

Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)*

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 2.1

Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Пункт 2

Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 3.1

Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

За исключением субъектов малого предпринимательства, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе

Пункт 3

Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»

При отсутствии данных, подлежащих отражению в отчете о движении денежных средств и при невключении данного приложения в бухгалтерскую отчетность, это ПБУ не применяется

Пункт 2

Может не формировать отчет о движении денежных средств

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

За исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 2

Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности

*Следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам малым предприятиям создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

Помимо того, что малые предприятия могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть еще целый рад послаблений при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета (см. табл. 2).

Таблица 2

Преференции при применении отдельных ПБУ

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается субъект малого предпринимательства

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Пункт 12

Может признавать доходы и расходы по кассовому методу

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Пункт 18

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Пункт 19

Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете (начисление резерва) в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 15.1

Вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

За исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Подпункт 2 п. 9

Вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета. То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы»

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

Пункт 7

Может включать в состав прочих расходов, все расходы по займам (не включая их в стоимость инвестиционного актива)

Малое предприятие, желающее воспользоваться предоставленным ему правом освобождения от применения тех или иных норм ПБУ, должно отразить это в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

План счетов

Также у малого предприятия есть существенные послабления в части применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов, утвержденным упомянутым приказом (см. табл. 3).

Таблица 3

План счетов: что можно обобщить

Счета, применяемые организацией, не являющейся субъектом малого предпринимательства

Обобщенные счета, которые может применять субъект малого предпринимательства

07 «Оборудование к установке»

10 «Материалы»

11 «Животные на выращивании и откорме»

10 «Материалы»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательное производство»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

20 «Основное производство»

41 «Товары»

43 «Готовая продукция»

41 «Товары»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

75 «Расчеты с учредителями»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

55 «Специальные счета в банках»

57 «Переводы в пути»

51 «Расчетные счета»

80 «Уставный капитал»

82 «Резервный капитал»

83 «Добавочный капитал»

80 «Уставный капитал»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «Прибыли и убытки»

99 «Прибыли и убытки»

Таким образом, можно выделить следующие основные послабления и преференции в упрощенном порядке ведения бухгалтерского учета для малых предприятий:

— возможность применения упрощенной формы бухгалтерского учета (или простой формы бухгалтерского учета для микропредприятий);

— возможность сократить количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета;

— возможность применения кассового метода учета доходов и расходов.

На последнем остановимся подробнее.

Кассовый метод учета доходов и расходов

На данный момент подробных указаний о порядке применения кассового метода учета доходов и расходов в бухгалтерском учете нормы действующего законодательства не содержат. Поэтому организации, которая решит применять кассовый метод, придется его порядок прописывать у себя в учетной политике. Однако некоторые моменты все-таки урегулированы в действующих ПБУ и Типовых рекомендациях.

Авансы полученные

Нормами п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка при кассовом методе признается малыми предприятиями по мере поступ­ления денежных средств от покупателей и заказчиков. При этом обязательное условие о переходе права собственности на реализуемые товары (работы, услуги), как при признании дохода по методу начисления, в данном случае не действует.

Иными словами, для признания выручки при кассовом методе в бухгалтерском учете достаточно соблюдения следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Все указанные условия могут быть соблюдены при поступлении аванса, поэтому полученные малым предприятием авансы при кассовом методе признаются доходами.

Авансы выданные

Что касается авансов уплаченных, здесь будут действовать иные принципы.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 малые предприятия при применении кассового метода учета доходов и расходов признают расходы после осуществления погашения задолженности. Сама же по себе задолженность перед поставщиками и подрядчиками не может возникнуть до выполнения ими условий договоров — реализации товаров (работ, услуг). Поэтому аванс, уплаченный поставщикам и подрядчикам, не может являться расходом до выполнения ими условий договоров.

Приобретенные материалы (работы, услуги) и иные затраты на производство

Типовые рекомендации содержит специальный раздел, посвященный особенностям бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов.

Согласно п. 20 Типовых рекомендаций затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.

Данное требование говорит о том, что малое предприятие при применении кассового метода не сможет сделать проводку Дебет 20 Кредит 10, если материалы еще не оплачены. Однако на практике организация часто использует в производстве еще не оплаченные материалы. Поэтому для удобства учета организации необходимо будет открыть отдельную аналитику на счете 10 «Материалы»:

  • для материалов, уже поступивших в организацию, оплаченных поставщику, но еще не использованных в производстве;
  • для материалов, уже поступивших в организацию, еще не оплаченных поставщику и еще не использованных в производстве;
  • для материалов, уже поступивших в организацию, еще не оплаченных поставщику и уже использованных в производстве.

Для материалов, уже поступивших в организацию, оплаченных поставщику и уже использованных в производстве, отдельная аналитика на счете 10 «Материалы» не нужна, поскольку при выполнении всех этих условий, материалы со счета 10 списываются на счет затрат на производство.

Что касается приобретенных работ, услуг, пока малое предприятие их не оплатит, они не подлежат отражению в бухгалтерском учете при кассовом методе.

Кроме того, сумма начисленной, но еще не выплаченной заработной платы и еще не оплаченных взносов с суммы заработной платы также не может быть отражена в бухгалтерском учете при кассовом методе.

Пример

Организация приобрела материалы (гвозди и доски) для производства готовой продукции (столов) на сумму 10 000 руб. Материалы приобретены и оплачены 1 июля 2015 г. и переданы в производство 7 июля 2015 г.

Заработная плата рабочего составляет 8000 руб., начислена и выплачена 31 июля 2015 г.

Столы произведены и переданы на склад 25 июля 2015 г.

28 июля 2015 г. получен аванс от покупателей за столы в размере 50% — 12 000 руб.

4 августа 2015 г. столы проданы. Стоимость столов — 24 000 руб.

5 августа 2015 г. поступила окончательная оплата столов — 12 000 руб.

Для упрощения примера условно будем считать, что других расходов у предприятия нет.

В бухгалтерском учете будут сформированы следующие проводки:

Дебет 10 «Материалы оплаченные поставщику» Кредит 51

— 10 000 руб. — приобретены материалы.

Дебет 20 Кредит 10

— 10 000 руб. — материалы переданы в производство.

Дебет 41 «Столы» Кредит 20

— 10 000 руб. — оприходована готовая продукция.

Дебет 51 Кредит 99

— 12 000 руб. — отражено поступление аванса;

Дебет 76 Кредит 68

— 1830,5 руб. (12 000 х 18/118) — начислен НДС;

Дебет 99 Кредит 41 «Столы»

— 5000 руб. (10 000 х 50%) — списана себестоимость столов

в части потупившей оплаты.

Дебет 20 Кредит 70

— 8000 руб. — начислена заработная плата;

Дебет 70 Кредит 51

— 8000 руб. — выплачена заработная плата;

Дебет 41 «Столы» Кредит 20

— 8000 руб. — расходы на зарплату учтены в себестоимости столов;

Дебет 99 Кредит 41 «Столы»

— 4000 руб. (8000 х 50%) — досписана себестоимость столов
в части поступившей оплаты 4000 (8000 х 50%).

Дебет 68 Кредит 76

— 1830,5 (12 000 х 18/118) — начисленный НДС с аванса принят
к вычету);

Дебет 99 Кредит 68

— 3661,02 руб. (24 000 х 18/118) — начислен НДС с реализации.

Дебет 41 «Столы проданные, но неоплаченные» Кредит 41 «Столы»

— 9000 руб. — начислена себестоимость проданных, но неоплаченных столов.

Дебет 51 Кредит 99

— 12 000 руб. — отражена выручка на момент поступления денежных средств;

Дебет 99 Кредит 41 «Столы проданные, но неоплаченные»

— 9000 руб. — списана себестоимость.

Амортизация

Сложности возникают и с отражением сумм амортизации. Ведь фактически при кассовом методе можно признавать амортизацию только тех основных средств, которые уже оплачены. Если же, к примеру, организация получила и начала эксплуатировать оборудование, транспортное средство или иной объект, но еще не рассчиталась за него, признавать расходы в виде амортизации она не имеет права.

На наш взгляд, придется прописывать в учетной политике порядок признания расходов на амортизацию в бухгалтерском учете, если основное средство оплачено не полностью. Особые сложности тут могут возникнуть, если основное средство, например, приобретается по договору лизинга с учетом на балансе лизингополучателя.

Для упрощения ситуаций с признание амортизации рекомендуем в учетной политике установить, что амортизация рассчитывается в общем порядке согласно ПБУ 6/01 и выбранному методу (линейный, уменьшаемого остатка и т.д.) и при этом признается в бухгалтерском учете в размере, не превышающем оплаченную стоимость основного средства.

Пример

Приобретено основное средство стоимостью 1 200 000 руб. Срок полезного использования — 24 месяца. Оплата при приобретении — 20% стоимости. Последующая оплата — 80% через 12 месяцев после приобретения. Способ начисления амортизации — линейный. Рассчитаем, как будет признаваться амортизация в бухгалтерском учете при кассовом методе.

Сумма ежемесячной амортизации, рассчитанная исходя из линейного метода начисления амортизации, составит 50 000 руб. (1 200 000 х 1/24).

Первоначальная оплата составила 240 000 руб. Получается, амортизацию можно признавать только в части оплаты 240 000 руб. в первый год эксплуатации.

В первые четыре месяца амортизация будет признана в размере 50 000 руб. ежемесячно, а в пятый месяц — в размере 40 000 руб. Начиная с шестого месяца и до момента окончательной оплаты амортизация в бухгалтерском учете признаваться не будет. При этом в месяце окончательной оплаты будет признана амортизация за шестой — двенадцатый месяцы и частично за пятый месяц в размере 360 000 руб. (7 мес. х 50 000 руб. + (50 000 руб. – 40 000 руб.)).

Таким образом, начисление амортизация в течение шестого — двенадцатого месяцев будет производиться только «на бумаге» без отражения ее на счетах бухгалтерского учета.

Товары (готовая продукция)

Согласно п. 20 Типовых рекомендаций при реализации товаров, расходы можно признать только после фактической оплаты товаров. То есть для признания расходов в виде стоимости товаров требуются не только реализация товара и оплата товара поставщику, но и его оплата покупателем.

Пунктом 18 ПБУ 10/99 при кассовом методе малое предприятие признает расходы после погашения задолженности. При этом нормами ПБУ 10/99 не уточнено, какая задолженность имеется в виду: задолженность перед поставщиком или задолженность покупателя.

На основании сказанного можно считать, что организация при кассовом методе учета затрат в бухгалтерском учете должна признавать в расходах стоимость товаров при соблюдении трех требований:

  • товар оплачен поставщику;
  • товар реализован;
  • товар оплачен покупателем.

Данное условие является вполне логичным, поскольку доход при постоплате будет признаваться также только в момент оплаты товара.

Для учета реализованных, но еще не оплаченных товаров на счете 41 «Товары» рекомендуется ввести отдельную аналитику. Поскольку в бухгалтерском учете малых предприятий допус­кается учитывать готовую продукцию на счете 41 «Товары», а не 43 «Готовая продукция», то вышеприведенные положения относительно товаров распространяются и на готовую продукцию.

Если речь идет о покупных товарах, возникает необходимость организации аналитического учета по аналогии с учетом материалов — в зависимости от факта оплаты товаров, ведь списать на уменьшение финансового результата при кассовом методе можно только те товары, которые уже оплачены поставщику.

Таким образом, нужна следующая аналитика:

  • товары оплачены поставщику, но не реализованы;
  • товары, не оплаченные поставщику и нереализованные;
  • товары, не оплаченные поставщику, реализованные, но еще не оплаченные покупателем;
  • товары, не оплаченные поставщику, реализованные и оплаченные покупателем.

Товары, оплаченные поставщику, реализованные и оплаченные покупателем, списываются со счета 41 «Товары».

Если же речь идет о готовой продукции, здесь аналитика должна быть сложнее. Это связано с тем, что оценка себестоимости готовой продукции, подлежащей списанию, может быть сделана только исходя из тех затрат, которые могут быть признаны на счете 20, следовательно, это как минимум оплаченные затраты. На практике может складываться ситуация, когда готовая продукция произведена и оприходована в одном отчетном периоде (месяце), а затраты на ее производство могут признаны только в следующем периоде, что будет приводить к существенному колебанию себестоимости в бухгалтерском учете. Также придется каждый раз отслеживать, какая же себестоимость готовой продукции должна быть списана, если готовая продукция реализуется не в периоде ее оприходования.

Какой метод лучше

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

Кассовый метод бухгалтерского учета, безусловно, сокращает количество операций в учете предприятия. Однако в силу отсутствия четкого регламента требует самостоятельной разработки методов учета отдельных элементов учета и указания их в учетной политике организации — в части введения дополнительной аналитики к счетам.

Применение метода начисления является более привычным и удобным и имеет неоспоримые преимущества. В частности, благодаря этому методу в бухгалтерском учете и отчетности в полном объеме отражаются дебиторская и кредиторская задолженность, что позволяет контролировать исполнение договорных обязательств и оценивать платежеспособность и финансовое положение предприятия. Также при методе начисления более верно формируются себестоимость продукции и финансовый результат продаж.

Кроме того, на практике использование кассового метода в бухгалтерском учете не гарантирует полного совпадения получаемых данных с показателями налогового учета у тех компаний, которые применяют специальные налоговые режимы или выбрали кассовый метод при общей системе налогообложения.

Риторика контр. работа 03 14

Контрольные тесты по риторике ОЗ-14

1. Что изучает риторика?

1) теорию и практику судопроизводства

2) нормы правописания

3) жизнеописания великих людей

4) теорию и искусство красноречия

2. Что считается родиной риторики?

1) Древний Египет

2) Древняя Индия

3) Древняя Греция

4) средневековая Европа

3. Кто сформулировал первые постулаты красноречия?

1) Еврипид

2) Платон

3) Аристофан

4) Перикл

4. Что такое софистика?

1) учение о мудрости Божией

2) искусство церковной проповеди

3) применение в споре или доказательствах умозаключений, ложных по существу, но формально кажущихся правильными

4) применение к отдельным частным случаям общих догматических положений в богословии и средневековой юриспруденции

5. Кто стал руководителем первой школы риторов, созданной при участии государства?

1) Квинтилиан

2) Зенон

3) Гораций

4) Ювенал

6. Из какого древнерусского литературного источника взят приведенный отрывок?

«Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте…».

1) «Повесть временных лет»

2) «Домострой» Сильвестра

3) «Житие протопопа Аввакума»

4) «Моление» Даниила Заточника

7. Когда появилась первая русская «Риторика»?

1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

8. Кто является автором знаменитого учебника «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное» (1743)?

1) А.П. Сумароков

2) В.К. Тредиаковский

3) А.Д. Кантемир

4) М.В. Ломоносов

9. Один из главных риторических постулатов гласит:

1) Нужно обезоружить оппонента доводом.

2) Не нужно отвечать вопросом на вопрос.

3) Собеседник не должен знать ваших подлинных намерений.

4) Позиция слушающего является приоритетной.

10. Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?

1) закон удовольствия

2) закон гармонизирующего диалога

3) закон продвижения и ориентации адресата

4) закон эмоциональности

11. Аргумент – это

1) иллюстрация мысли

2) слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы

3) логический довод, служащий основанием доказательства

4) цитата из авторитетного источника

12. К какому роду относится застольная речь?

1) социально-бытовая

2) социально-политическая

3) академическая

4) судебная

13. Определите тип речи.

Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).

1) повествование

2) рассуждение

3) описание

4) все типы

14. Определите тип речи.

В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Марино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).

1) повествование

2) рассуждение

3) описание

4) все типы

15. Самый напряженный момент повествования – это

1) кульминация

2) развязка

3) экспозиция

4) завязка

16. Условием компетентности оратора не является

1) внешний вид

2) техника аргументации

3) владение словом

4) практический опыт

17. В умении оратора быть самим собой заключается его

1) артистизм

2) объективность

3) обаяние

4) принципиальность

18. Вам предстоит выступать с лекцией о необходимости борьбы с курением. Как предпочтительнее сформулировать тему?

1) «О вреде курения».

2) «Страшная привычка».

3) «Никотин – яд!».

4) «Как мне удалось бросить курить».

19. Выберите наиболее приемлемый вариант завершения телефонного раз- говора со словоохотливым собеседником.

1) «Извините, я очень занят, мне некогда».

2) «Ваше предложение меня не очень интересует».

3) «Простите, меня вызывает начальник».

4) «Был рад общению с вами. Сейчас меня ждут дела, но мы обяза тельно вернемся к нашему разговору».

20. Выберите наиболее приемлемый вариант возражению оппоненту в ходе дискуссии.

1) «То, что вы говорите, не имеет никакого отношения к истине».

2) «Ваша мысль интересна, хотя…».

3) «Вы заблуждаетесь на сей счет».

4) «Вы мелете вздор…».

21. На официальном приеме вы должны обратиться с речью к губернатору. Как вы начнете?

1) «Уважаемый…»

2) «Глубокоуважаемый…»

3) «Господин…»

4) «Ваше Сиятельство…»

22. Дайте характеристику замечанию, которое философ Диоген обратил к своему оппоненту. – А я ругать тебя не буду, вовсе нет. Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылезли.

1) компрометирующее

2) обструкционистское

3) угрожающее

4) ироническое

23. Определите стиль речи.

Уважаемый Александр Сергеевич! Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено. В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. . Определением 17 Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления.

1) разговорный

2) публицистический

3) официально-деловой

4) научный

24. Какой троп используется в предложении?

Перед нами Знаменская площадь и вокзал Петербургско-Московской железной дороги, за постепенной постройкой которого в конце сороковых годов с жадным вниманием и сочувствием следил Белинский, живший на берегу Лиговки близ Невского, в небольшом деревянном доме, выходившем окнами на строящееся здание (А.Ф. Кони).

1) эпитет

2) метонимия

3) литота

4) перифраз

25. Какая стилистическая фигура используется в предложении?

Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы насытить несмысленное свое чрево! (о. Филарет Московский).

1) риторический вопрос

2) риторическое обращение

3) риторическое восклицание

4) эналлага

26. Укажите лексическое значение слова «богема».

1) представители высшего света, аристократическое общество

2) коренные уроженцы Богемии

3) нонконформисты-художники (музыканты, поэты), ведущие беспорядочную и неопределенную жизнь

4) деловая элита общества

27. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1) возбужденО (дело)

2) осуждЕнный

3) средствА

4) приговОр

28. Что не является элементом техники речи?

1) владение голосом

2) дикция

3) речевое дыхание

4) владение эмоциями

29. Скрещенные на груди руки есть жест

1) ожидания

2) разочарования

3) отрицания

4) неуверенности

30. Собеседник прикрывает рот рукой во время разговора. Это скорее всего означает, что собеседник

1) полностью уверен в своей правоте

2) сомневается в чем-либо или чего-то недоговаривает

3) старается контролировать себя

4) очень расположен к вам
31. Артистизм оратора – это:
а) умение подать себя в любой речевой ситуации;
б) тонкая игра на чувствах публики;
в) создание имиджа оратора;
г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды;
д) манипулирование сознанием слушателей.
32. Усилить внимание слушателей можно:
а) добавляя новые порции аналогичного материала;
б) подавая необходимую информацию в разнообразной форме;
в) периодически возвращаясь к сказанному в новом контексте
или на новом смысловом уровне;
г) возбуждая эмоции.
33. Если аудитория начала терять внимание, то следует:
а) призвать ее к дальнейшему слушанию;
б) попробовать чем-либо заинтриговать ее;
в) поскорее закончить речь;
г) сказать: «Потерпите, скоро конец».
34. Если вы попали в цейтнот, то лучше всего:
а) изложить очередной тезис и закончить речь;
б) изложить самый важный тезис;
в) изложить последний тезис – вывод.

35. Установите соответствие между типом и значением жеста

Тип жеста

Значение жеста

1.Эмблематические жесты

1. Управляют ходом коммуникативного процесса, т. е. устанавливают, поддерживают и завершают коммуникацию

2.Иллюстративные жесты

2. Выделяют какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации

3. Регулятивные жесты

3. Имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста

36. Установите соответствие между типом расстояния и его значением

1. Интимное расстояние

1. 45-120 см

2. Публичное расстояние

2. 120-400 см

3. Социальное расстояние

3. 400-750 см

4. Персональное расстояние

4. 0-45 см

37. Какую задачу выполняет вступление речи?

а) коммуникативную; о

б) содержательную;

в) закрепительную, юмористическую.

38. Какую задачу выполняет заключение речи?

а) коммуникативную;

б) подытоживающую;

в) мотивационную.

39. Как привлечь внимание аудитории во время речи?

а) помолчать;

б) установить зрительный контакт;

в) применить приём «зацепляющий крючок».

40. Как сделать произнесение речи эффективным?

а) логически стройно изложить материал;

б) создать интригующие моменты;

в) обеспечить лаконичность речи.

41. Как создать диалогизацию речи?

а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;

б) разговаривать с аудиторией;

в) отвечать на выкрики слушателей.

42. Как отвечать на вопросы аудитории?

а) кратко и обтекаемо;

б) вежливо и доброжелательно;

в) конкретно, по существу проблемы.

43. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи?

а) наглядность;

б) логичность;

в) речевая динамичность.

44. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике?

а) простота, доступность;

б) логичность;

в) яркая наглядность.

45. Какие виды речей относятся к академической речи?

а) парламентская;

б) лекция;

в) политическое обозрение.

46. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике?

а) юбилейная;

б) митинговая;

в) проповедь.

47. Какие виды речей относятся к судебной риторике?

а) доклад;

б) выступление на съезде;

в) обвинительная речь.

48. Какие виды речей относятся к политической риторике?

а) научное сообщение;

б) митинговая речь;

в) застольная речь.

49. Какие аудитории относятся к малым?

а) до 25 человек;

б) до 50 человек;

в) более 100 человек.

50. Выступление в массовой аудитории требует?

а) эмоциональности;

б) глубоких знаний;

в) простоты и ясности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *