Кто подписывает ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс

Обновление: 9 августа 2017 г.

Закон устанавливает, что после того, как компанию решено ликвидировать, считаются наступившими все обязательства перед ее кредиторами. Промежуточный ликвидационный баланс нужен для определения финансового состояния имущества компании, ее долгов, кредиторов и возможности удовлетворения всех требований.

Работа с кредиторами

Проведение работы по выявлению всех кредиторов компании и составлению перечня их требований входит в обязанности комиссии по ликвидации или ликвидатора. Такая работа должна быть проведена, ведь после завершения ликвидации общества все его обязательства прекратятся и получить удовлетворение по ним кредиторы не смогут.

Для этих целей закон устанавливает обязанность компании:

  • подать сведения налоговикам по месту нахождения компании о начале процесса ликвидации (сведения подаются по форме Р15001);
  • подать на публикацию сведения о ликвидации в специальном печатном издании — «Вестнике государственной регистрации» с указанием срока для заявления требований кредиторами, который должен составлять не менее 2-х месяцев после опубликования. При этом можно установить и более длительный срок;
  • письменно уведомить о начале ликвидации кредиторов.

Составление промежуточного баланса при ликвидации

По истечении срока для заявления кредиторами своих требований составляется промежуточный ликвидационный баланс. Обязанность по его составлению лежит на ликвидационной комиссии или ликвидаторе. Фактически работу по составлению баланса делают сотрудники бухгалтерской службы.

Официальная форма такого баланса для ООО не утверждена. Промежуточный баланс при ликвидации можно составить по обычной форме бухгалтерского баланса либо разработать эту форму самостоятельно.

Вместе с тем закон предусматривает перечень обязательных сведений, которые он должен включать. В промежуточном балансе указываются сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • об имуществе ООО;
  • о требованиях, заявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения заявленных требований;
  • о требованиях, удовлетворенных судом, решение которого вступило в силу.

Для того, чтобы установить фактическое состояние имущества на момент проведения ликвидации, нужно будет провести его инвентаризацию. Если имущества компании мало для удовлетворения всех заявленных требований, то придется начинать процедуру банкротства (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Утверждение промежуточного баланса и извещение налогового органа

Утверждение ликвидационных балансов, в том числе промежуточных, относится к компетенции общего собрания ООО (далее – ОС) (пп. 12. п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). ОС принимает такое решение большинством голосов. Если участник один, то он утверждает промежуточный баланс своим решением.

Решение об утверждении промежуточного баланса может быть оформлено:

  • протоколом ОС (если участников несколько);
  • решением единственного участника;
  • отметкой об утверждении на промежуточном балансе.

Об утверждении промежуточного баланса председатель комиссии или ликвидатор должны уведомить налоговый орган (п. 3 ст. 20 Закона от 08.08.01 N 129-ФЗ). Сведения об этом подаются по форме Р15001. Законом предусмотрено, что такое уведомление нельзя представить до окончания срока:

  • заявления требований кредиторами;
  • вступления в силу судебного акта по иску к компании;
  • выездной проверки налоговиков с оформлением итогового решения и вступлением его в силу.

С учетом изложенного можно сказать, на какую дату составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его нужно составить по окончании указанных сроков выявления кредиторов и после установления фактического состояния имущества по результатам инвентаризации.

Согласно положениям статьи 61 Гражданского кодекса, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Процедура ликвидации компании является важным вопросом гражданско-правового регулирования юридических лиц.

Данная процедура влечет за собой последствия, значимые для многих заинтересованных лиц:

  • учредителей компании,
  • ее кредиторов,
  • и др.

Составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса производится с целью определения фактического финансового состояния дел ликвидируемой компании.

Именно на основании данных, содержащихся в ликвидационном балансе, учредители (или орган, принявший решение о ликвидации) смогут определить реальную стоимость активов компании и принять решение о наиболее выгодной их реализации.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

И предварительная подготовка данных для составления:

  • промежуточного ликвидационного баланса,
  • окончательного ликвидационного баланса,

и само их составление, в большинстве случаев, являются задачами бухгалтерии ликвидируемого предприятия.

В данной статье будут рассмотрены некоторые особенности гражданско-правового регулирования ликвидационных процедур и порядок составления ликвидационного и промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидация. Требования действующего законодательства

В соответствии с положениями ст.61 Гражданского кодекса, организация может быть ликвидирована в трех случаях:

1. По решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

2. По решению суда:

2.1. В случае допущенных при создании организации грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2.2. В случае осуществления деятельности:

  • без надлежащего разрешения (лицензии),
  • запрещенной законом,
  • с нарушением Конституции РФ,

2.3. В связи с иными неоднократными (грубыми) нарушениями закона, иных правовых актов.

2.4. При систематическом осуществлении:

  • некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением)),
  • благотворительным или иным фондом,

деятельности, противоречащей уставным целям.

2.5. В иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом.

3. Юридическое лицо, за исключением:

  • учреждения,
  • казенного предприятия,
  • политической партии,
  • религиозной организации,

ликвидируется также в соответствии со ст.65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 Гражданского кодекса.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации компании, регламентированы положениями 62 статьи Гражданского кодекса.

Учредители компании или орган, принявшие решение о ее ликвидации, обязаны:

  • письменно сообщить об этом в ФНС, для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что компания находится в процессе ликвидации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», уведомить ФНС (по месту нахождения организации) необходимо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.

ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Именно с этого момента не допускается государственная регистрация:

  • изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации,
  • юридических лиц, учредителем которых выступает указанная организация,
  • юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители компании (орган, принявшие решение о ее ликвидации), так же уведомляют ФНС о формировании:

  • ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора,
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии со ст.62 ГК РФ, учредители организации (орган, принявшие решение о ликвидации):

1. Назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).

2. Устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами организации.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой компании выступает в суде.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет ФНС о завершении процесса ликвидации компании не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации.

Ликвидационный баланс представляется в ФНС после завершения процесса ликвидации компании.

Порядок ликвидации организаций регламентирован положениями ст.65 Гражданского кодекса.

Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации», публикацию:

  • о ликвидации компании,
  • о порядке и сроке* заявления требований кредиторами компании.

*Срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры:

  • к выявлению кредиторов,
  • получению дебиторской задолженности,

а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации организации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения:

  • о составе имущества ликвидируемой организации,
  • перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями компании (органом, принявшими решение о ликвидации).

В случаях, установленных законодательством, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС.

Вслучае, если случае, если имеющиеся у ликвидируемой организации (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет:

  • продажу имущества такой компании с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой компании производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 Гражданского кодекса.

Она осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями компании (органом, принявшими решение о ликвидации).

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество компании передается ее учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой компании, если иное не предусмотрено:

  • законом,
  • иными правовыми актами,
  • учредительными документами компании.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

В настоящее время законодательством не установлены отдельные виды унифицированных форм промежуточного и окончательного ликвидационных балансов для коммерческих организаций (кроме банков и бюджетных учреждений).

Соответственно, формы ликвидационных балансов организации придется разработать самостоятельно.

За основу ликвидационного баланса обычно принимается Форма №1 «Бухгалтерский баланс», в которую добавляются необходимые реквизиты и сведения.

При составлении ликвидационных балансов необходимо руководствоваться требованиями ПБУ 4/99 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

В соответствии с п.3 ПБУ 4/99 применяется при установлении особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации.

Промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно.

Их количество зависит:

  • от длительности процесса ликвидации компании,
  • требований участников (учредителей) и кредиторов к актуальности показателей финансового состояния компании.

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить данные о составе имущества, которые содержат следующие сведения:

1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:

  • инвентарного номера объекта,
  • наименования объекта и его местонахождения,
  • марки,
  • года ввода в эксплуатацию,
  • фактического износа,
  • их остаточной стоимости.

2. Перечень зданий и сооружений с указанием:

  • инвентарного номера объекта,
  • наименования объекта и его местонахождения,
  • года ввода в эксплуатацию,
  • фактического износа,
  • их остаточной стоимости.

3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:

  • наименования объекта и его местонахождения,
  • года начала строительства,
  • фактически выполненного объема,
  • их балансовой стоимости.

4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:

  • наименований долгосрочных финансовых вложений,
  • их стоимости по активу баланса.

5. Перечень нематериальных активов с указанием:

  • наименований нематериальных активов,
  • их стоимости по активу баланса.

6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:

  • производственных запасов,
  • животных на выращивании и откорме,
  • незавершенного производства,
  • расходов будущих периодов,
  • готовой продукции,
  • товаров,
  • НДС по приобретенным ценностям,
  • прочих запасов и затрат,
  • денежных средств,
  • расчетов,
  • прочих активов

в том числе указываются товары отгруженные.

7. Расчеты с дебиторами:

  • за товары, работы и услуги,
  • по векселям полученным,
  • с дочерними организациями,
  • с бюджетом,
  • с персоналом,
  • по прочим операциям,
  • с прочими дебиторами.

8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.

9. Краткосрочные финансовые вложения.

10. Денежные средства:

  • касса,
  • расчетные счета,
  • валютные счета;

11. Перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием:

  • наименования кредитора (в порядке очередности),
  • суммы задолженности,
  • решения об удовлетворении.

Данный перечень приводится либо в приложении к балансу, либо дополняет собой сам баланс.

В отдельной графе указываются результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

При этом, кредиторская задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств, в ликвидационном балансе не отражается.

Таким образом, показатели промежуточного ликвидационного баланса должны содержать:

  • данные о составе активов и пассивов организации,
  • данные об имуществе организации,
  • данные о текущей дебиторской задолженности,
  • данные о текущей кредиторской задолженности.

При составлении промежуточного ликвидационного баланса используются данные последнего бухгалтерского баланса, составленного до принятия решения о ликвидации юридического лица.

В промежуточном ликвидационном балансе, составляемом до удовлетворения требований кредиторов, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс может выглядеть следующим образом:

СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН

____________________________ Общим собранием акционеров (участников)

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Закрытого (Открытого) акционерного общества/Общества с ограниченной ответственностью

(наименование)

на «__»__________ 20__г.*

* Дата принятия решения о ликвидации

ФОРМА №1

В продолжение Формы №1 (после Актива и Пассива Баланса по форме №1):

СОСТАВ ИМУЩЕСТВА

ликвидируемого_______________ общества ______________________

ПЕРЕЧЕНЬ

зданий и сооружений

№ п/п

Инвентарный № объекта

Наименование объекта, его местонахождение

Год ввода в эксплуатацию

Фактический износ (%)

Остаточная стоимость

(тыс.руб.)

ИТОГО:

ПЕРЕЧЕНЬ

машин, оборудования и других основных средств

№ п/п

Инвентарный № оборудования

Наименование объекта, его местонахождение

Марка

Год ввода в эксплуатацию

Фактический износ (%)

Остаточная стоимость

(тыс.руб.)

ИТОГО:

ПЕРЕЧЕНЬ

объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования

Незавершенное капитальное строительство

№ п/п

Наименование объекта, его местонахождение

Год начала строительства

Фактически выполненный объем работ

тыс.руб.

%

ИТОГО:

Неустановленное оборудование

№ п/п

Наименование объекта, его местонахождение

Балансовая стоимость (тыс. руб.)

ИТОГО:

долгосрочных финансовых вложений

Наименование

Стоимость по активу баланса (тыс. руб.)

Долгосрочные финансовые вложения — всего

в том числе:

ИТОГО:

ПЕРЕЧЕНЬ

Наименование

Стоимость по активу баланса (тыс. руб.)

Нематериальные активы — всего

в том числе:

ИТОГО:

ПЕРЕЧЕНЬ

запасов, затрат, денежных средств

и других финансовых активов

Наименование статей второго и третьего разделов актива баланса

Сумма (тыс. руб.)

ВСЕГО:

в том числе:

Производственные запасы

Животные на выращивании и откорме

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы:

Незавершенное производство

Товары

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

2. Денежные средства, расчеты и прочие активы

ВСЕГО:

в том числе:

за товары, работы и услуги

по векселям полученным

с дочерними (зависимыми) обществами

с бюджетом

с персоналом по прочим операциям

с прочими дебиторами

Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками

Краткосрочные финансовые вложения

касса

расчетный счет

валютный счет

прочие денежные средства

Прочие оборотные активы

ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ,

предъявленных кредиторами ликвидируемому

Закрытому (Открытому) акционерному обществу/Обществу с ограниченной ответственностью

_______________________________________________________________ (наименование)

Наименование кредиторов (в порядке очередности)

№№ и даты оформления документов, по исполнению которых имеется задолженность

Сумма задолженности (тыс.руб.) Решение: Комментарий

«+» удовлетворить

«-» отказать

I очередь

II очередь

III очередь

IV очередь

V очередь

После предоставления в ФНС ликвидационного баланса, компания снимается с налогового учета.Ликвидационный баланс составляется и утверждается (согласовывается) по тем же правилам, что и промежуточный ликвидационный баланс.

Окончательный ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей (участников) компании так и убыточным (в таком случае убытки покрываются за счет уставного капитала).

Ликвидационная комиссия должна передать в распоряжение учредителей (участников) компании все оставшиеся после расчетов с кредиторами активы, указанные в окончательном ликвидационном балансе.

После проведения расчетов с учредителями (участниками) компании, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.

Для этого в обслуживающий банк предоставляется заявление о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации.

Обслуживающий банк при закрытии счета должен выдать справку и сделать отметку в ликвидационной карте компании.

Только после этого в ФНС подается заявление о ликвидации.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.1 — 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст.9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

При этом, государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании:

  • определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в ФНС из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

В случае поступления в ФНС определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.

Ликвидационный баланс: промежуточный и окончательный. Порядок составления и предоставления

Печерская Л. А., эксперт Компании «РосКо»

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ, а также Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. 28.06.2013 г.) (далее — Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).

В п. 1 и п. 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.

П. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ предусматривает для письменного сообщения срок — 3 рабочих дня со дня принятия соответствующих решений. Нарушение этого срока является основанием привлечения учредителей (участников) общества к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 5 000 руб.

Сообщение должно быть направлено в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации общества (форма № Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица» — приложение № 8 к приказу ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@).

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения. Форма сообщения и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 г. N ММВ-7-6/362@ (в ред. от 21.11.2011 г.).

Ст. 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс , который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения . Информация о дебиторской и кредиторской задолженности (с указанием конкретных контрагентов), полном перечне имущества ликвидируемой организации может быть составлена виде приложения к промежуточному ликвидационному балансу. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Подача промежуточного ликвидационного баланса не заменяет собой сдачу обычной отчетности ликвидируемой организации. Обе эти процедуры, при их совпадении во времени, должны идти параллельно.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения , за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс , который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в совместном Письме Минфина и ФНС РФ от 07.08.2012 г. N СА-4-7/13101, используются бланки обычного бухгалтерского баланса, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 04.12.2012 г.), с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.

После завершения процесса ликвидации, согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление (форма № Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» — приложение № 9 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. 05.04.2013 г.) и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в ред. от 28.07.2012 г.).

В соответствии со ст. 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.06.2013 г.) отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Она составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

>Промежуточный ликвидационный баланс в 2020 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2020 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк промежуточного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса

Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать:

1. Сведения о составе имущества организации

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить (при наличии) данные об имуществе:

  1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • марки;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года начала строительства;
    • фактически выполненного объема;
    • их балансовой стоимости.
  4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
    • наименований долгосрочных финансовых вложений;
    • их стоимости по активу баланса.
  5. Перечень нематериальных активов с указанием:
    • наименований нематериальных активов;
    • их стоимости по активу баланса.
  6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
    • производственных запасов;
    • животных на выращивании и откорме;
    • незавершенного производства;
    • расходов будущих периодов;
    • готовой продукции;
    • товаров;
    • НДС по приобретенным ценностям;
    • прочих запасов и затрат;
    • денежных средств;
    • расчетов;
    • прочих активов (в том числе указываются отгруженные товары).
  7. Расчеты с дебиторами:
    • за товары, работы и услуги;
    • по векселям полученным;
    • с дочерними организациями;
    • с бюджетом;
    • с персоналом;
    • по прочим операциям;
    • с прочими дебиторами.
  8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
  9. Краткосрочные финансовые вложения.
  10. Денежные средства:
    • касса;
    • расчетные счета;
    • валютные счета.

2. Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их рассмотрения

При заполнении перечня требований, предъявленных кредиторами указывается:

  • наименование кредитора (в порядке очередности);
  • сумма задолженности;
  • решение об удовлетворении.

В отдельной графе необходимо отразить результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

Примечание, вышеперечисленную информацию можно включить непосредственно в сам баланс, а можно оформить в виде приложения () составленного в произвольной форме (акт, протокол и т.д.).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться неоднократно.

После составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица принявшие решение о ликвидации. Для этого им требуется оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Как только промежуточный баланс будет утвержден, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Ниже представлен пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса:

Промежуточный ликвидационный баланс: образец заполнения 2017

Актуально на: 12 декабря 2017 г.

В процессе ликвидации организации одним из этапов является составление промежуточного ликвидационного баланса. Напомним, что о ликвидации организации и сроке заявления требований кредиторами ликвидационная комиссия размещает объявление в Вестнике государственной регистрации (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 Приказа ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Срок на предъявление требований не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия при этом должна письменно уведомить своих кредиторов о ликвидации.

И после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Как составляется промежуточный ликвидационный баланс?

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • имущество ликвидируемой организации;
  • принятые комиссией требования, предъявленные кредиторами;
  • требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден участниками организации или органом, который принял решение о ликвидации.

Отдельная форма для промежуточного ликвидационного баланса действующим законодательством не предусмотрена (Письмо ФНС от 07.08.2012 № СА-4-7/13101). Поэтому при составлении формы используется стандартный бланк бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н.

Пример составления промежуточного ликвидационного баланса можно посмотреть здесь.

Куда сдается промежуточный ликвидационный баланс?

Промежуточный ликвидационный баланс представляется в регистрирующую налоговую инспекцию. К нему необходимо приложить:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 (с отметкой, что оно сдается в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса) (Приложение № 8 к Приказу ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • перечень требований, заявленных кредиторами;
  • список имущества ликвидируемой организации.

Обращаем внимание, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть подано в инспекцию ранее срока (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу решения суда по исковому заявлению, содержащему требования к ликвидируемой организации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки, если такая проверка проводилась.

Напомним, что без предоставления промежуточного ликвидационного баланса ликвидация организации не может быть завершена. Это значит, что подать сразу окончательный ликвидационный баланс в налоговую инспекцию нельзя.

Лишь после того, как расчеты с кредиторами будут завершены, ликвидационная комиссия должна сформировать окончательный ликвидационный баланс (п. 6 ст. 63 ГК РФ). О нем мы рассказывали в отдельном материале и приводили пример заполнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *