Финансирование автономных учреждений

Формирование госзадания в автономных учреждениях

Звоненко Д. П., юрист

Журнал «Учет в сфере образования» № 4, апрель 2011 г.

Порядок составления государственного задания для автономных учреждений вызывает немало вопросов. Тем более что в правила его формирования внесены изменения. Разобраться в ситуации поможет наш материал.

Госзадание зависит от вида деятельности учреждения

Для начала отметим, что рассматриваемая нами тема регулируется нормами Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и Бюджетного кодекса РФ. Так, в статье 4 Закона № 174-ФЗ сказано, что государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Кроме того, особо подчеркнуто, что автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Общий анализ статьи 4 Закона № 174-ФЗ позволяет выделить ряд принципиальных положений, определяющих гарантии для учреждения в связи с выполнением государственного задания. В их числе можно отметить следующие.
Во-первых, объем субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения уменьшается только при соответствующем изменении государственного задания.
Во-вторых, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом указанных в Законе № 174-ФЗ расходов автономного учреждения. Речь идет о расходах на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учреждению на эти цели. Так же учитываются расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.
Обратите внимание: законодатель оговорил, что если имеет место сдача в аренду (с согласия учредителя) недвижимого или особо ценного движимого имущества (закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем), то учредитель не выделяет средства на его содержание.
Кроме того, определено, что выполнение государственного задания финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета (федерального или бюджета субъекта РФ) и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.

Кто определяет порядок формирования?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к нормам части 5 статьи 4 Закона № 174-ФЗ. Там установлено, что условия и порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
– Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
– местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В последнем случае речь уже будет идти о муниципальном задании.
В настоящее время на федеральном уровне действует Положение о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Положение). Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182 и действует с учетом последующих корректив, внесенных в Закон № 174-ФЗ.
На уровне российских регионов приняты отдельные положения, касающиеся автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в региональной собственности. В качестве примера можно назвать, в частности, Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения задания учредителя государственными автономными учреждениями Брянской области (утверждено постановлением администрации Брянской области от 6 декабря 2010 г. № 1243).

Предусмотрена выравнивающая субсидия

Далее рассмотрим, каким образом формируется государственное задание в отношении федеральных автономных учреждений.
Прежде всего следует отметить, что постановлением № 182 предусмотрена важная гарантия интересов автономных учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. А именно: в течение трех лет с момента создания учреждения из федерального бюджета предоставляется субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного задания, сформированного учредителем в отношении этого учреждения. Но только в том случае, когда федеральное автономное учреждение было создано путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 182.
По сути, Положение в первую очередь адресовано федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции и полномочия учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Требования к госзаданию

В соответствии с пунктом 2 Положения о формировании государственного задания учредитель:
– устанавливает в государственном задании требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах;
– определяет порядок контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.
Требования к содержанию государственного задания определены пунктом 3 Положения.
Согласно этому пункту, государственное задание должно содержать:
– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Кроме того, в данном Положении оговорено, что государственное задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Учтите нюансы

Пунктом 4 Положения определено, что госзадание устанавливается в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом федерального автономного учреждения. При необходимости оно может включать несколько разделов (по видам работ, услуг).
В соответствии с пунктом 5 Положения государственное задание устанавливается с учетом:
– предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей учреждения по оказанию услуг, либо предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих работах и возможностей по их выполнению;
– сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение;
– показателей выполнения федеральным автономным учреждением госзадания в отчетном финансовом году;
– объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до учредителя федерального автономного учреждения.
Учредитель вправе изменять государственное задание, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (п. 6 Положения).

На что выделяют субсидии

Для выполнения государственного задания федеральному автономному учреждению выделяются (п. 8 Положения):
– субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
– субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Субсидии предоставляются на основании соглашения между учредителем и учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий (п. 10 Положения). Причем учредитель имеет право уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей. Этим же соглашением определяется периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и их размеры.
Обязанность по утверждению типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с госзаданием госуслуг (выполнением работ), возложена на Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182). В настоящее время действует типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423.

Важно запомнить

Госзадание утверждается в соответствии с деятельностью автономного учреждения, прописанной в его уставе. Субсидии выделяются из соответствующего бюджета.

>Как формируется государственное задание на 2020 год

Статья подготовлена специалистами компании ООО «ФИНАТЕК»

Зачем составлять госзадание

Требования по формированию органом-учредителем государственного задания для подведомственного учреждения устанавливается действующим бюджетным законодательством (ст. 69.2 БК РФ).

Госзадание формируется и утверждается для учреждений:

  • бюджетных;
  • автономных;
  • казенных (по решению органа-учредителя).

Показатели используются при составлении закона о бюджете и определяют размер предоставляемой учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.

Базовые, отраслевые и региональные перечни услуг и работ

С 2018 года государственное (муниципальное) задание формируется Учредителем на основании Общероссийских базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг «напрямую», без формирования ведомственного перечня (178-ФЗ от 18.07.2017).

Формирование базовых (отраслевых) перечней услуг, оказание которых предусмотрено для физических лиц, осуществляется федеральными органами исполнительной власти РФ, уполномоченными в соответствующей сфере (Минздрав России, Минобранауки России, Минспорт России и др.).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1043, на основе Общероссийских базовых (отраслевых) перечней составляются:

  1. Федеральный перечень: для формирования государственного задания учреждениям федерального подчинения.
  2. Региональные перечни: для формирования государственного и муниципального задания учреждению в подчинении органов-учредителей субъекта РФ или органа местного самоуправления.

С 01.01.2018 отраслевые, федеральные и региональные перечни размещаются на едином портале бюджетной системы «Электронный бюджет» и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях. Каждой услуге в классификаторе присваивается идентификатор (уникальный номер реестровой записи) с указанием ее полного наименования, категории потребителей, содержания услуги, условий ее оказания, показателей объема, качества и др.

В федеральный классификатор, кроме услуг из базового перечня. дополнительно включают услуги и работы, выполнение которых предусмотрено нормативными актами РФ. В региональный перечень, кроме услуг из базового, дополнительно включают услуги и работы, предусмотренные нормативными актами субъекта РФ. Важное требование — не дублировать услуги из отраслевого перечня. В каждом субъекте России утверждают только один региональный перечень услуг и работ.

Основные характеристики перечней услуги и работ для целей формирования задания представлены в таблице.

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни — Б(О)П

Федеральный перечень

Региональные перечни

Для кого применяется

Государственные и муниципальные учреждения РФ

Федеральные бюджетные, автономные и казенные учреждения

Бюджетные, автономные и казенные учреждения субъекта РФ или муниципального образования

Категория потребителей

Физические лица

Физические лица

Юридические лица

Без категории (в интересах общества)

Физические лица

Юридические лица

Без категории (в интересах общества)

Признак (услуга или работа)

Услуга

Услуга (не дублирующая Б(О)П)

Работа (предусмотренная НПА РФ)

Услуга (не дублирующая Б(О)П)

Работа (предусмотренная НПА субъекта РФ)

Кто утверждает

Правительство РФ

Правительство РФ

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Кто формирует

Федеральные ОИВ, уполномоченные в соответствующей сфере (ФОИВ-политик)

Федеральные ОИВ-учредители

ВИОГВ субъекта РФ (с учетом предложений региональных ОИВ-учредителей и органов местного самоуправления)

Структура и содержание государственного задания

Общие требования к содержанию государственного (муниципального) задания установлены в п. 1 ст. 69.2 БК РФ и определяют такие обязательные элементы:

  • показатели объема (содержания) оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • показатели качества оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • порядок контроля за исполнением задания, включая порядок и условия его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении задания.

Если госзадание устанавливается для оказания услуг или выполнения работ юридическим или физическим лицам, то дополнительно определяют:

  • категория потребителей (физлиц или юрлиц);
  • порядок оказания услуги;
  • предельные цены или тарифы для оказания услуги на платной основе (если это предусмотрено законодательством).

По каждой из госуслуг или работ, включаемых в госзадание, учредитель обязан указывать реквизиты (уникальный номер, наименование услуги или работы, показатели объема и качества, единицу измерения, условия оказания и др.) по действующему перечню (региональному, федеральному).

В бланке государственного задания рекомендуется (особенно для госзадания образовательного учреждения) указывать возможные и допустимые отклонения для учреждения по показателям объема. В противном случае даже при малейшем невыполнении показателей (к примеру, задание выполнено на 99%) учреждение обязано вернуть в доход бюджета часть субсидии пропорционально невыполненному объему (в нашем примере: 1% субсидии).

На практике встречаются прецеденты, когда учреждение частично не выполняет показатели задания, но при этом успевает полностью потратить предоставленную субсидию. Уполномоченные контрольные органы (КСП, КРУ и др.) вправе потребовать сумму возврата средств в доход соответствующего бюджета за счет предпринимательской деятельности учреждения.

Формирование и утверждение заданий

Государственное задание формируется и утверждается учредителем. Порядок формирования и финансового обеспечения утверждается:

  • для федеральный учреждений — правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640);
  • для учреждений субъекта РФ — высшим органом исполнительной власти (ОИВ) субъекта РФ;
  • для муниципальных — администрацией муниципального образования.

По п. 5 Порядка (Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640), госзадание формируется в процессе формирования федерального бюджета на очередной год и плановый период, а утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения ГРБС лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

По аналогии с федеральными ОИВ, на уровне регионов и муниципалитетов государственное (муниципальное) задание формируется учредителем на этапе составления местного закона о бюджете. Региональные правительства в отдельных случаях устанавливают требование учредителям утверждать его в течение 1 (одного) календарного месяца со дня официального опубликования закона о бюджете соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с порядком формирования государственного муниципального задания на 2020 год, документ формируется:

Для федеральных учреждений В форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» (п. 4 Порядка)
Для предприятий субъекта РФ
  • в форме электронного документа в региональной государственной информационной системе (ГИС), если это предусмотрено высшим ОИВ субъекта РФ;
  • в форме бумажного документа, если использование информационной системы не предусмотрено.
Для муниципальных учреждений
  • в форме электронного документа в информационной системе муниципалитета, если это предусмотрено администрацией муниципального образования;
  • в форме бумажного документа, если использование информационной системы не предусмотрено.

Учредитель вправе формировать госзадания в электронном виде в отраслевой информационной системе при условии последующего экспорта электронного документа:

  • в ГИИС «Электронный бюджет» (для федерального уровня);
  • региональную ГИС (для уровня субъекта РФ);
  • официальную информационную систему муниципалитета (для уровня муниципального образования).

После утверждения оно обязательно публикуется на официальном сайте для размещения информации об учреждениях, а если это предусмотрено Порядком — на официальном сайте ГРБС и самого учреждения.

Бланк и заполнение государственного задания

Форма бланка определяет инструкцию, как сделать муниципальное задание бюджетного учреждения на 2020 год, которая сводится к заполнению таких частей:

  1. Титульный лист.
  2. Чаcть I. «Сведения о государственных услугах».
  3. Часть II. «Сведения о государственных работах».
  4. Часть III. «Прочие сведения о государственном задании».

В большинстве субъектов РФ высшие исполнительные органы государственной власти регионов и муниципальных образований используют типовую федеральную форму бланка — форму по ОКУД 0506001.

В отдельных регионах типовая форма дополняется отраслевой или региональной спецификой. К примеру, Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38 (ред. от 28.12.2018) дополнительно в форме государственного задания указывается информация о показателях финансового обеспечения по услуге или работе (базовые нормативные затраты на единицу услуги или работы, отраслевой и корректирующий коэффициент по учреждению).

По решению Учредителя, бланк дополняют справочной информацией: устанавливают поквартальные значения показателя объема и качества. Это помогает повысить эффективность мониторинга исполнения госзаданий.

Для заполнения формы ОКУД 0506001 используют не только офисные приложения (Эксель и другие), но и специальное отраслевое ПО. К примеру, наш пример государственного задания бюджетного учреждения на 2020 год сформирован с помощью сервиса ЭС «РАМЗЭС 2.0».

Источники финансирования автономных учреждений

Об автономных учреждениях написано уже немало, причем мнения авто­ров порой совершенно различны. Одни говорят, что расширенная само­стоятельность автономных учреждений принесет несомненную пользу и государству, и самому учреждению, а кроме того, привлечет бизнес в развитие культуры, здравоохранения, образования. Другие же опасаются, что, преобразовавшись в автономное учреждение, государственное или муниципальное учреждение лишится гарантированной поддержки от государства (местной власти), что может вызвать негативные послед­ствия.

Как обычно, единственным критерием истинности подобных суждений станет практика. Для этого, безусловно, нужно время. Однако уже сегодня, задумывая создание автономного учреждения, нужно отчетливо пред­ставлять, из каких источников будут складываться его доходы. Именно об этом мы и хотим поговорить в данной статье.

Исходя из норм Закона, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ (далее – БК РФ и ГК РФ), все источники финансирования автономного учреждения (все его до­ходы) условно можно разделить на две большие группы:

  • в первую группу войдут средства, которые так или иначе связаны с собст­венником автономного учреждения, с государственным или муниципаль­ным имуществом;
  • во вторую группу войдут все остальные средства, которые автономное учреж­дение может “заработать” самостоятельно, не нарушая норм законодательства.

Рассмотрим эти группы подробнее и таким образом попытаемся собрать воеди­но все возможные для автономного учреждения источники доходов.

“Бюджетные” доходы

Вначале поговорим о доходах, на которые автономное учреждение вправе рас­считывать, исходя из своего статуса государственного или муниципального учреждения, закрепленного в п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции Закона № 175-ФЗ. Напомним, что согласно этой норме учреждение может быть частным, государ­ственным или муниципальным. В свою очередь, государственное или муници­пальное учреждение может быть либо бюджетным, либо автономным учрежде­нием.

Статья 120 ГК РФ предусматривает также, что порядок финансового обеспече­ния деятельности автономных учреждений определяется Законом, согласно ко­торому автономное учреждение вправе рассчитывать на финансовое обеспе­чение его основной деятельности со стороны учредителя, а также получать доход от использования закрепленного за ним имущества. Именно эти два ис­точника доходов автономного учреждения и войдут в первую группу доходов. Рассмотрим их подробнее.

Итак, согласно ст. 2 Закона Российская Федерация, субъект РФ или муниципаль­ное образование в целях осуществления своих полномочий в сферах науки, об­разования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта может создать некоммерческую организацию в форме автономного учреждения. Для реализации этих полномочий автономное учреждение будет выполнять работы, оказывать услуги в указанных сферах.

Основной деятельностью автономного учреждения в соответствии с его уста­вом, являющимся учредительным документом, будет деятельность, непосредст­венно направленная на достижение целей, ради которых оно и создано. Так, если это образовательное автономное учреждение, то основной целью его бу­дет осуществление образовательного процесса, если это медицинское авто­номное учреждение, то предоставление медицинских услуг, и т. д.

Чтобы автономное учреждение могло осуществлять свою основную деятель­ность, за ним на праве оперативного управления закрепляется имущество, собст­венником которого будет соответственно Российская Федерация, субъект РФ, му­ниципальное образование, которые являются и учредителями автономного учреждения, в зависимости от того, на базе какого имущества (находящегося в фе­деральной собственности, в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности) оно создано. Заметим, что учредитель может быть только один.

Функции и полномочия учредителя осуществляют соответствующие органы ис­полнительной власти: федеральные, субъекта РФ, местного самоуправления (п. 3 ст. 6 Закона).

Учредитель будет устанавливать для автономного учреждения задания в соот­ветствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и соответст­венно финансировать выполнение этого задания. Автономное учреждение в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию будет осуществлять деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бес­платно (п. 2 ст. 4 Закона).

При этом Закон четко устанавливает направления расходования средств авто­номного учреждения, которые учредитель обязательно должен учитывать при финансировании выданного задания.

Во-первых, это расходы автономного учреждения на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое учредитель непосредственно за­крепил за автономным учреждением или которое оно приобрело за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Напомним, что особо ценным движимым имуществом в Законе понимается имущество, без кото­рого автономному учреждению будет трудно осуществлять свою уставную дея­тельность. Виды такого имущества определяет Правительство РФ, а решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учреди­тель будет принимать одновременно с принятием решения о закреплении его за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Во-вторых, это расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Однако здесь нужно иметь в виду, что если автономное учреждение, с согласия учредителя, сдаст недвижимое или особо ценное имущество в аренду, то фи­нансировать содержание такого имущества учредитель не будет.

И в-третьих, учредитель должен обязательно направлять средства на развитие авто­номного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Указанные обязательства учредителя по финансированию автономных учреж­дений перечислены в ст. 4 Закона.

Финансирование выполнения задания с учетом перечисленных расходов осу­ществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюд­жетной системы Российской Федерации и иных, не запрещенных федеральны­ми законами, источников.

Доходы автономного учреждения от основной деятельности поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник же имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждени­ем деятельности.

Кроме получения финансирования от учредителя на выполнение заданий в со­ответствии с его основной деятельностью, автономное учреждение может по­лучать доходы от использования закрепленного за ним государственного (му­ниципального) имущества, поскольку собственник имущества автономного учреждения не имеет права и на получение доходов от использования закреп­ленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст. 2 Закона).

Такая норма подтверждается и ст. 41–42 БК РФ в редакции Федерального закона от 03.11.06 № 175-ФЗ, в которых предусмотрено, что в доходах бюджетов не учи­тываются:

  • средства, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во вре­менное владение и пользование или во временное пользование имущест­ва, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в оператив­ном управлении автономных учреждений, под залог. Добавим, что с 2008 г. не будут также учитываться в доходах бюджетов средства не только от пе­редачи такого имущества под залог, но и от передачи его в доверительное управление (ст. 42 в ред. Федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ);
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использова­ния имущества, находящегося в оперативном управлении автономных уч­реждений.

Таким образом, автономное учреждение может, например, сдавать закрепленное за ним имущество в аренду, в том числе недвижимое и особо ценное, правда, только с согласия учредителя. Полученные денежные средства автономное учреждение ис­пользует самостоятельно для достижения целей, ради которых оно создано.

В качестве дополнительной гарантии от нежелательных последствий при со­вершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом Закон предусматривает обязательное рассмотрение таких вопро­сов наблюдательным советом автономного учреждения. Разрешение на распо­ряжение недвижимым и особо ценным имуществом учредитель выдает только после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

Таким образом, автономное учреждение может рассчитывать на получение от учредителя средств на осуществление основной деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законам и уставом, путем выполнения работ или оказания услуг в поименованных сферах, а также получать доход от использования закрепленного за ним государствен­ного или муниципального учреждения. При этом нужно иметь в виду, что собст­венник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам. За свои обязательства, в том числе и за свои “ошибки”, автоном­ное учреждение будет отвечать всем закрепленным за ним имуществом, за ис­ключением недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о результатах сво­ей деятельности в средствах массовой информации, которые определит учреди­тель, и в порядке, который установит Правительство РФ. Кроме того, нужно будет также публиковать отчеты и об использовании закрепленного за ним имущества.

Автономное учреждение должно вести бухгалтерский учет, а также в установ­ленном порядке – обособленный учет движимого и особо ценного движимого имущества.

Доходы от ведения самостоятельной деятельности

Кроме заданий учредителя автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату. Такое право предоставлено ему п. 6 ст. 4 Закона. Однако в этом случае ав­тономное учреждение обязательно должно соблюдать два условия: работы и услуги должны относиться к его основной деятельности, и условия оказания од­нородных услуг должны быть одинаковыми (например, качество обучения не должно зависеть от того, выполняет автономное учреждение задание учредите­ля или осуществляет платные услуги).

Таким образом, автономное учреждение может самостоятельно “зарабатывать” сред­ства для своего существования, оказывая платные услуги в соответствии со своей ос­новной деятельностью. И этот источник его доходов может стать одним из основных.

Помимо оказания платных услуг юридическим и физическим лицам автономное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, но лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Обязательным условием осуществления такой деятельности в уставе автоном­ного учреждения должно быть указание на право ее осуществления (п. 7 ст. 4 Закона), поскольку устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соот­ветствии с целями, для достижения которых оно создано.

Но и это еще далеко не все возможности автономного учреждения по “зараба­тыванию” денег. Ему, в отличие от бюджетного учреждения, Закон предоставля­ет значительно больше возможностей.

Так, автономному учреждению предоставлено право вносить денежные средст­ва и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в ка­честве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона). Конечно, такие действия автономное учреждение может совершать только с согласия своего учредите­ля, которое он дает после того, как наблюдательный совет автономного учреж­дения даст рекомендацию по данному вопросу. Значит, и этот вид деятельности автономного учреждения может приносить ему доход в виде прибыли как участ­нику или учредителю другого юридического лица.

Кроме того, автономное учреждение вправе привлекать заемные денежные средства, что категорически запрещено бюджетному учреждению. Следует лишь иметь в виду, что заключить кредитный договор (договор займа) на сумму, превышающую десять процентов балансовой стоимости активов, автономное учреждение сможет только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, поскольку такая сделка считается крупной и для ее совершения Закон предусматривает особый порядок.

Согласно Закону автономные учреждения вправе в установленном порядке от­крывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2). В случае заключения догово­ра банковского счета банки (кредитные организации) должны уплачивать авто­номному учреждению проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете автономного учреждения, зачисляя их на его счет. Сле­довательно, и тут есть небольшая возможность у автономного учреждения за­работать некоторые средства.

Эта норма означает также, что автономное учреждение может открыть в банке не только расчетный, но и депозитный счет с целью получения процентов за пользование денежными средствами. Как правило, проценты за пользование денежными средствами, находящимися на депозитном счете определенное время, значительно выше, чем проценты за пользование денежными средства­ми, находящимися на расчетном счете клиента.

К выбору кредитных организаций (она может быть не одна, а несколько) автоном­ное учреждение должно подойти ответственно. Поэтому установлено, что пред­ложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организа­ций обязательно рассматривает наблюдательный совет и дает свое заключение.

В соответствии с нормами главы 32 ГК РФ автономное учреждение может при­нять любую вещь в дар. Для этого автономное учреждение (одаряемый) заклю­чает с дарителем договор дарения в письменной форме. В соответствии со ст. 582 ГК РФ автономное учреждение может также получить пожертвование, то есть какие-либо вещи, в том числе деньги, которые могут быть ему подарены в общеполезных целях.

Кроме того, автономное учреждение может выступить и в роли наследника.

Все перечисленные источники дохода давно известны, установлены законодатель­ством РФ, и, что самое главное, все они доступны для автономного учреждения.

Автономные учреждения и доходы от целевого капитала

Особое внимание хотелось бы обратить на еще один источник получения дохо­дов автономным учреждением, а именно доходов от целевого капитала, потому что это совершенно новое слово в законодательстве РФ. Рассмотрим этот ис­точник более подробно.

30 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 275-ФЗ “О порядке форми­рования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” (далее – Закон № 275-ФЗ), вступивший в силу с 11 января 2007 г. Из действия это­го закона автономные учреждения могут извлечь большую пользу.

Что же это такое – целевой капитал? Это часть имущества некоммерческой ор­ганизации, которая сформирована за счет пожертвований, внесенных жертво­вателем (жертвователями) в виде денежных средств, а затем переданная в дове­рительное управление управляющей компании для получения дохода, который должен быть использован для финансирования уставной деятельности данной некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. Такое определение целевому капиталу дано в ст. 2 Закона № 275-ФЗ.

Предусмотрено, что формировать целевой капитал и использовать доход от него можно только в целях использования в сфере образования, науки, здравоохране­ния, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионально­го спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Доход от целевого капитала Закон № 275-ФЗ определяет как доход от довери­тельного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получа­телям дохода от целевого капитала.

Интересно, что сформировать целевой капитал и стать его собственником могут не все некоммерческие организации, а только те из них, которые созданы в организа­ционно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, обще­ственной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения, не входят в число соб­ственников целевого капитала. Однако получателями дохода от него они впол­не могут стать. Почему это возможно и что для этого нужно предпринять авто­номному учреждению?

Дело в том, что поскольку согласно Закону № 275-ФЗ получателей дохода от целе­вого капитала может быть гораздо больше, чем непосредственно его собственни­ков, то предусмотрено создание специализированных организаций управления целевым капиталом. Это также некоммерческие организации – собственники це­левого капитала, но их деятельность должна быть связана исключительно с фор­мированием целевого капитала, его использованием и распределением дохода от него в пользу иных получателей (далее – специализированная организация).

Специализированная организация может быть создана только в организацион­но-правовой форме фонда.

Таким образом, автономное учреждение может стать получателем дохода от це­левого капитала в том случае, если жертвователь заключит договор пожертво­вания со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала, а получателем дохода при этом укажет автономное учреждение. Жертвователь может также оставить завещание, в котором наследником определит специализированную организа­цию, а получателем – автономное учреждение.

Жертвователями могут быть и физические, и юридические лица.

Очевидно, что при таком раскладе вещей автономное учреждение не может си­деть сложа руки и ждать, когда какой-нибудь жертвователь решит передать средства в его пользу. Автономному учреждению нужно самому осуществлять поиски жертвователя, который бы передал средства на формирование целево­го капитала специализированной организации, а получателем дохода от целе­вого капитала определил бы данное автономное учреждение. Предполагается, что в роли жертвователя активно будут выступать различные бизнес-структуры, поскольку передача денежных средств на формирование целевого капитала не признается объектом обложения НДС.

Исходя из норм Закона № 275-ФЗ, полезным для автономного учреждения мо­жет иногда оказаться поиск не только жертвователя, но и поиск специализиро­ванной организации. Объясним, почему это так.

Закон № 275-ФЗ предусматривает, что специализированная организация может сформировать несколько целевых капиталов в соответствии с договорами по­жертвования и завещаниями, в которых получателями средств могут быть указа­ны разные НКО. Вместе с тем предусматрен и такой вариант, когда жертвователь не указывает конкретных получателей доходов от целевого капитала. Тогда их определяет попечительский совет специализированной организации.

Попечительский совет специализированной организации формируется из числа представителей некоммерческой организации – собственника целевого капита­ла, представителей получателей дохода от целевого капитала, жертвователей (их представителей), а также граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации (п. 5 ст. 9 За­кона № 275-ФЗ). Как говорится, делайте выводы сами! Безусловно, автономному учреждению будет выгодно, если его представитель окажется среди членов попе­чительского совета специализированной организации.

Конечно, все эти поиски по привлечению дополнительных доходов довольно проблематичны, особенно для небольшого автономного учреждения.

Как же формируется и используется целевой капитал?

Согласно Закону № 275-ФЗ внесенные жертвователем денежные средства спе­циализированная организация самостоятельно использовать не может, она должна передать их в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Управляющей компанией может быть акционерное общест­во или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, создан­ные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществ­ление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и не­государственными пенсионными фондами.

Передача средств осуществляется на основании договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

Установлено, что передать полученные на формирование целевого капитала денежные средства в доверительное управление управляющей компании спе­циализированная организация может лишь тогда, когда эта сумма достигнет 3 млн руб. Со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

После того как денежные средства будут переданы в доверительное управле­ние, специализированной организации могут быть сделаны дополнительные пожертвования в виде денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала. В этом случае она должна также передать полученные денежные средства в доверительное управ­ление управляющей компании в течение десяти дней со дня их получения. Спе­циализированная организация может также объявить и о публичном сборе средств на пополнение целевого капитала.

Целевой капитал должен быть сформирован в течение одного года со дня по­ступления на банковский счет специализированной организации первого по­жертвования на формирование целевого капитала.

Если автономное учреждение станет получателем дохода от целевого капитала, ему, в соответствии со ст. 7 Закона № 275-ФЗ, нужно будет вести раздельный бух­галтерский учет расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала, и расходов, финансируемых из других источников.

Когда размер финансирования автономного учреждения за счет дохода от целево­го капитала в течение отчетного года составит более 5 млн руб., бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность автономного учреждения подлежат обязательному еже­годному аудиту в части использования дохода от целевого капитала.

Статья 13 Закона № 275-ФЗ предусматривает, что доход от целевого капитала должен использоваться в соответствии с целями, предусмотренными указан­ным законом, уставом некоммерческой организации – собственника целевого капитала, договором пожертвования или завещанием либо в соответствии с ре­шением совета по использованию целевого капитала.

В случае, когда жертвователь точно называет получателя дохода от целевого капи­тала и указывает цель использования дохода, все понятно. А вот если эти сведения не указаны в договоре пожертвования или в завещании, то вопрос об использова­нии дохода от целевого капитала получателем средств уже не столь однозначен. Представляется, что использовать доход от целевого капитала автономное учреж­дение как получатель дохода должно не в соответствии с целями, предусмотренны­ми уставом специализированной организации – собственника, а в соответствии с целями, предусмотренными уставом самого автономного учреждения.

Ведение раздельного учета расходов

Итак, мы постарались рассмотреть все возможные источники финансирования автономного учреждения.

Очевидно, что возможности по привлечению средств у автономных учреждений значительно шире, чем у бюджетных учреждений. Вместе с тем, как и бюджетные, автономные учреждения должны вести раздельный учет своих доходов.

Так, раздельно учитываются бюджетные средства на выполнение заданий учреди­теля; недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за авто­номным учреждением; доход от целевого капитала, а также доходы от других ис­точников финансирования. Главное, что автономное учреждение имеет право самостоятельно распоряжаться всеми доходами и планировать свои расходы.

Особенности налогообложения

В заключение хотелось бы еще несколько слов сказать о Законе № 175-ФЗ и о Федеральном законе от 30.12.06 № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Феде­рального закона “О порядке формирования и использования целевого капита­ла некоммерческих организаций”» (далее – Закон № 276-ФЗ).

Этими законами установлены особенности налогообложения отдельных опера­ций, связанных как с деятельностью автономных учреждений, так и с деятельно­стью других организаций.

Так, если организация передает на безвозмездной основе объекты основных средств автономным учреждениям, то данная операция не будет облагаться на­логом на добавленную стоимость. Это изменение внесено в подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ Законом № 175-ФЗ (ст. 8).

При уплате налога на прибыль не будет учитываться имущество, полученное авто­номным учреждением в рамках целевого финансирования в виде субсидий, суб­венций (абзац 3 подп. 14 ст. 251 НК РФ), а также имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). Указанные изменения также внесены Законом № 175-ФЗ (ст. 8).

Передача жертвователями денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала также не будет признаваться объектом об­ложения НДС. Это изменение в п. 2 ст. 146 НК РФ внес Закон № 276-ФЗ.

Не будут облагаться налогом на прибыль и денежные средства, полученные ав­тономными учреждениями как получателями дохода от целевого капитала от специализированных организаций управления целевым капиталом. Это изме­нение в п. 2 ст. 251 НК РФ внес Закон № 276-ФЗ.

По мнению автора, указанные особенности налогообложения отдельных опера­ций должны способствовать появлению разнообразных источников финанси­рования автономных учреждений.

Финансирование из бюджетов деятельности автономных учреждений

В статье рассматривается правовая основа бюджетного финансирования деятельности автономных учреждений, основные источники выделения средств и порядок предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из основных направлений административной и бюджетной реформ, осуществляемых в последние годы в Российской Федерации, является реструктуризация и оптимизация сети существующих бюджетных учреждений, в том числе создание автономных учреждений и перевод существующих бюджетных учреждений в форму автономных. В связи с этим практический интерес вызывает законодательное регулирование финансирования деятельности создаваемых юридических лиц из соответствующих бюджетов и поиск иных источников их финансирования.

Статья 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <1> (далее — Закон) является основной нормой, регламентирующей финансирование деятельности автономных учреждений. В соответствии с ней учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» <2> закрепило, что особо ценным движимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением, должно признаваться движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб. Также им может быть признано иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 000 руб., без которого осуществление автономным учреждением своей основной деятельности существенно затруднено. Таким образом, учредитель при расчете объема финансового обеспечения деятельности учреждения должен включать в эту сумму средства на уплату налогов на недвижимое имущество, закрепленное им самим за автономным учреждением. Что касается налогообложения движимого имущества, при финансировании деятельности учреждения должны учитываться расходы на уплату налогов на такое имущество, если его стоимость свыше 500 000 руб., поскольку таким имуществом автономное учреждение также не может распоряжаться без согласия учредителя, или если оно стоит меньше 500 000 руб., но признано особо ценным. Расходы по уплате налогов на остальное имущество несет само учреждение за счет полученных доходов.

<2> Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2802.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

При этом ст. 20 Закона устанавливает гарантию, которая закрепляет, что объем финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения. Данное положение часто трактуют как запрет снижения объемов финансирования в связи с изменением типа учреждения, что позволяет автономным учреждениям сохранять гарантию бюджетного финансирования в объемах не меньших, чем финансирование бюджетных учреждений. Учредитель не может лишить автономное учреждение государственного или муниципального задания на оказание государственных или муниципальных услуг и, таким образом, ликвидировать бюджетное финансирование данного юридического лица. Бюджетный кодекс РФ <3> также устанавливает одинаковые требования к финансированию государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, независимо от их формы. Следовательно, снижение размеров финансирования заданий автономным учреждениям по сравнению с бюджетными учреждениями должно считаться незаконным.

<3> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений по Закону (ст. 4) осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Однако Бюджетный кодекс РФ устанавливает возможность выделения автономным учреждениям только такого вида бюджетных ассигнований, как субсидии, но не субвенции, поскольку под субвенциями в бюджетном законодательстве понимается лишь вид межбюджетных трансфертов. Статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает виды бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в число которых входят ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.12.2008 N 423 «Об утверждении Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам» <4> утверждена Типовая форма соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, которую регионы и муниципальные образования могут использовать в качестве образца для составления подобных соглашений на региональном и муниципальном уровне. Предметом такого соглашения на любом уровне является предоставление учредителем (органом исполнительной власти и местного самоуправления) субсидии из соответствующего бюджета на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного учредителем задания. Такое соглашение определяет перечень и объемы предоставляемых автономным учреждением услуг; обязательства структурного подразделения администрации (правительства и т.п.), ответственного за предоставление соответствующих услуг, и автономного учреждения; нормативы финансовых затрат на оказание услуг и порядок финансирования автономного учреждения; требования к качеству предоставляемых услуг и отчетности; порядок контроля за выполнением соглашения и предоставлением услуг; ответственность сторон за предоставление услуг и автономного учреждения за выполнение соглашения; а также сроки предоставления и сумма субсидии. Соглашение составляется, дополняется и изменяется с учетом отраслевых особенностей для различных категорий автономных учреждений.

<4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 8.

После подписания соглашения автономному учреждению предоставляются на праве оперативного управления имущество и земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, необходимые для предоставления услуг и выполнения учреждением своих уставных задач. Обязанностью учредителя является предоставление в течение финансового года и планового периода субсидии автономному учреждению:

а) собственно на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам;

б) на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением, или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;

в) на выравнивание финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении учреждения, созданного путем изменения типа существующего учреждения (предоставляется в течение трех лет с даты создания за счет средств бюджета). Размер такой субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам и на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Фактически данный вид субсидии призван поддержать учреждение в первые годы после его перевода с тем, чтобы его финансовое положение не ухудшилось, пока учреждение выстраивает свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом изменившегося организационно-правового положения.

При этом учредитель обязан не сокращать размер субсидии при выполнении автономным учреждением задания, но имеет право изменять размер предоставляемой по соглашению субсидии в случае:

  • изменения в задании учредителя показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых физическим и (или) юридическим лицам услуг;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Учредитель может принять решение об изменении задания в случае фактического исполнения задания учреждением в большем объеме, чем это предусмотрено заданием, или сократить размер субсидии и (или) потребовать частичного или полного возврата предоставленной субсидии, если фактически исполненное задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в задании. Таким образом, чем выше качество оказываемых учреждением услуг, тем выше гарантии бюджетного финансирования данного учреждения. Учредитель может также отказать в предоставлении субсидии учреждению в случае сдачи в аренду предоставленного в установленном порядке недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Предусматриваемые заданиями объемы финансирования услуг рассчитываются, как правило, на основе нормативов финансирования услуг (работ) и формируются одновременно с разработкой проекта бюджета на очередной финансовый год. Учитывая, что многие регионы и даже муниципальные образования перешли на 3-летнее планирование бюджета, им целесообразнее составить план на три года, в котором предусмотреть финансирование каждого конкретного автономного учреждения; если же регион или муниципальное образование формирует ежегодный бюджет, то и финансирование автономных учреждений будет планироваться ежегодно. Таким образом, планирование финансирования автономных учреждений должно соотноситься с бюджетным планированием соответствующей территории.

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации. Если говорить о кодах бюджетной классификации, то Приказ Министерства финансов РФ от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» <5> устанавливает, что расходы бюджетов на предоставление субсидий государственным (муниципальным) автономным учреждениям, в том числе на возмещение нормативных затрат на оказание государственными (муниципальными) автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, должны проходить по подстатье 241 Классификации операций секторов госуправления («Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»).

<5> Финансовая газета. 2009. N 5; Финансовая газета (региональный выпуск). 2009. N 6 — 20.

Порядок финансового обеспечения выполнения задания учредителя определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности). Для определения порядка закрепления таких субсидий в реестрах расходных обязательств соответствующего уровня бюджетов следует учитывать Письмо Министерства финансов РФ от 04.07.2008 N 02-02-05/1959 «О Методических указаниях по составлению плановых реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов, Методических указаниях по составлению ведомственного блока пояснительной записки к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» <6>, которое устанавливает, что субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, выделяются в реестре расходных обязательств в качестве расходных обязательств по оказанию государственных услуг.

<6> Документ опубликован не был.

Кроме основной обязанности предоставлять субсидии, учредитель для должного финансового обеспечения деятельности учреждений обязан осуществлять финансовое обеспечение развития учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, осуществлять финансирование выполнения задания ежеквартально и контролировать выполнение задания.

Кроме государственных (муниципальных) заданий учредителя автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами, однако автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Что касается особенностей финансирования отдельных видов автономных учреждений в зависимости от осуществляемой ими деятельности, они устанавливаются нормативными актами, регулирующими соответствующую сферу. Так, например, Основы законодательства о культуре, утвержденные ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 <7>, в ст. 46 описывают финансовые ресурсы организации культуры. В соответствии с указанной нормой организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату, а также обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.

<7> Российская газета. 1992. N 248.

В.А.Яговкина

К. ю. н.,

>Автономные учреждения. Финансовое обеспечение и порядок финансирования выполнения задания учредителя

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

Как известно, автономное учреждение обязано выполнять государственные (муниципальные) задания, устанавливаемые учредителем. Финансовое обеспечение выполнения такого задания призвано предоставить автономному учреждению средства, необходимые для оказания услуг, предусмотренных заданием. В данной статье рассмотрим, каким образом осуществляется финансирование автономных учреждений.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано и государственные (муниципальные) задания для учреждения формируются и утверждаются учредителем именно в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным, что следует из пунктом 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
Напомним, что автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданием учредителя деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (пункт 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).
Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на (пункт 3 статьи 4 Закона N 174-ФЗ):
— содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

Особенности финансового обеспечения автономных учреждений

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Следует заметить, что определение автономного учреждения практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.

Создавая автономное учреждение, собственник имущества (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование), закрепляет за ним на праве оперативного управления недвижимое и особо ценное движимое имущество, необходимое автономному учреждению для осуществления целей, ради которых оно создано.

При этом режим использования в рамках оперативного управления этого имущества совпадает с режимом, определенным для бюджетных учреждений: имуществом, закрепленным или приобретенным на средства собственника, автономное учреждение без согласия собственника распоряжаться не вправе.

Одним из направлений контроля является контроль за выполнением автономными учреждениями государственного задания.

Государственное задание — это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем государственного задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение имеет право открывать счета, как в органах казначейства, так и в кредитных организациях. Именно на эти счета должны перечисляться и средства бюджета в качестве финансового обеспечения деятельности учреждения.

Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Другими словами, автономные учреждения — относительно новый тип государственных (муниципальных) учреждений в России, который характеризуется финансово-хозяйственной самостоятельностью и предполагает более открытый формат деятельности.

Финансирование бюджетных и автономных учреждений

Представляет интерес сравнение отдельных аспектов деятельности бюджетных и автономных учреждений в случае, когда АУ создано путем изменения типа существующего бюджетного (государственного или муниципального) учреждения:

1. Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 №25н. Автономные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

2. Исполнение расходов и получение доходов бюджетными учреждениями осуществляется через казначейство. Автономные учреждения имеют право на открытие счетов в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.

3. Бюджетные учреждения не имеют возможности привлекать заемные средства, автономные учреждения имеют право брать банковские кредиты.

Теперь рассмотрим подробнее порядок финансирования бюджетных и автономных учреждений.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через свои лицевые счета, при этом оно опираются на бюджетную смету. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, как и иные кредиты (займы), которые бюджетное учреждение получать не вправе. Таким образом, использование средств бюджетного учреждения более детально регламентировано, а контроль за расходованием средств со стороны уполномоченных органов (главного распорядителя, органа, исполняющего бюджет, финансово-контрольного органа региона, собственника имущества учреждения и т.д.) носит более жесткий характер по сравнению с автономным учреждением. С другой стороны, автономное учреждение получает бюджетные средства только в части финансирования выполнения государственных (муниципальных) заданий учредителя, а не всей деятельности автономного учреждения.

Важной особенностью является порядок финансирования деятельности автономных учреждений. В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» учредитель такого учреждения устанавливает для него задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с этими заданиями, при этом учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом определенных расходов, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» финансирование автономных учреждений должно осуществляться за счет субсидий и субвенций из соответствующего бюджета и иных не запрещенных законом источников. Однако Бюджетный кодекс РФ в ст. 78.1 предусматривает выделение автономным учреждениям лишь такого вида бюджетных ассигнований, как субсидии, при этом автономное учреждение получает от учредителя определенные задания по своей основной деятельности, которые оно обязано выполнять. Предоставление автономным учреждениям субвенций Бюджетным кодексом РФ не предусматривается, поскольку под таковыми понимается вид межбюджетных трансфертов. Следует отметить, что непосредственно Федеральный закон «Об автономных учреждениях» уделяет вопросам финансирования автономных учреждений незначительное внимание. Преимущественно порядок финансового обеспечения заданий учредителя и выделения субсидий из соответствующего бюджета регламентируется бюджетным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. №182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» установлен порядок формирования задания учредителя федеральным автономным учреждениям. Следует обратить внимание на данный подзаконный акт, поскольку субъекты Федерации и муниципальные образования закрепляют в нормативных актах регионального и муниципального уровня схожие условия и порядок формирования заданий учредителя автономного учреждения.

В соответствии с указанным Постановлением утверждается Положение о формировании задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания. Задание является обязательным.

Учредитель устанавливает в задании требования к качеству или объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Учредитель утверждает задание только после принятия закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до автономного учреждения до начала финансового года.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению:

— субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам. Предоставление таких субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий, причем учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей;

— субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации, а периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются соглашением, которое является приложением к заданию.

Кроме заданий учредителя и обязательств оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе, что подчеркивает социальную, некоммерческую направленность деятельности автономных учреждений.

Таким образом, создание, финансирование и деятельность автономного учреждения регламентированы достаточно четко и понятно, хотя не урегулированы некоторые вопросы, которые затрудняют реализацию отдельных норм. По сравнению с бюджетными учреждениями они имеют большую степень самостоятельности, однако контролируются больше, чем бюджетные учреждения, и имеют больше органов управления.

Методы финансирования

Порядок финансирования деятель­ности государственных и муници­пальных учреждений, понимаемой как оказание услуг (выполнение ра­бот), регламентирован главой 10 Бюд­жетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Для автономных и бюджетных учреж­дений под финансированием пони­мается предоставление субсидий, в том числе на возмещение норматив­ных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственных (муниципальных) за­даний. Для казенных — обеспечение выполнения ими госфункций.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

На практике указанные методы фи­нансирования именуются соответ­ственно нормативно-затратным и смет­ным.

Если услуги (работы) могут выпол­нять как бюджетные, так и автоном­ные учреждения, то функции — ис­ключительно казенные2. Оказание казенными учреждениями услуг (вы­полнение работ) в соответствии с формулировкой, данной в абзаце втором ст. 69.1 БК РФ, является состав­ной и неотъемлемой частью их дея­тельности по выполнению функций. Следовательно, отдельному, обособ­ленному расчету выполнение функ­ций не подлежит. Вся деятельность казенного учреждения (даже при наличии государственного (муници­пального) задания) финансируется со­гласно бюджетной смете (ст. 221 БК РФ).

Лабиринты терминов

В обширной подзаконной норма­тивно-правовой базе, созданной в рамках реализации Закона № 83-ФЗ, под услугой понимается некая дея­тельность учреждения, осуществляе­мая в интересах отдельных физиче­ских и (или) юридических лиц, а под работой — деятельность, реализуемая в интересах всего общества в целом. Попытка поставить данную термино­логию в правовое русло действующих документов, уже содержащих понятия «услуга», «работа» (Налоговый ко­декс РФ, Гражданский кодекс РФ (да­лее — ГК РФ), Закон № 212-ФЗ1, За­кон № 94-ФЗ2 и др.), была отвергнута.

Тем не менее в соответствии с об­щепринятой юридической техникой обратимся к принятым ранее форму­лировкам. В обобщенном виде значе­ния рассматриваемых терминов будут следующими:

услуга — деятельность, результат которой не имеет материального выражения, а полезные свойства потребляются в процессе ее оказа­ния;

работа — деятельность, результат осуществления которой имеет ма­териальную форму.

И работы, и услуги по ГК РФ имеют своих заказчиков, заинтересованныхв их исполнении. Согласно Закону № 94-ФЗ работы и услуги, заказчиком по которым выступают бюджетные и казенные учреждения, осуществляют­ся для нужд этих учреждений (а не в интересах абстрактных понятий «об­щество», «государство»). Под функция­ми же традиционно понимается об­щественно полезная деятельность, осуществление которой не должно зависеть от интересов отдельных ор­ганизаций, сообществ, граждан (на­пример, охрана государственной гра­ницы, хранение музейных предметов).

Запомнить

Так называемое обезличивание ра­бот, наполнение их абстрактным смыслом выливается в невозмож­ность произвести расчет затрат на их выполнение. Прежде всего пото­му, что крайне сложно определить нормативы затрат на оказание еди­ницы работы, а вернее, найти эту самую единицу.

Кто оплатит расходы?

Чтобы получить финансовое обе­спечение на оказание услуг (работ) в рамках государственного (муници­пального) задания, учреждение долж­но представить нормативы затрат на эти услуги (работы) исходя из потре­бительских ожиданий. Причем объем финансирования будет не больше указанного норматива. Заявки на субси­дии будущего года формируются в конце текущего, а потребительский прогноз зачастую складывается на ос­нове интуитивных ощущений, а не прагматичных расчетов. То есть доля ошибки в расчете будущих затрат очень велика.

Но если по итогу затраты выйдут за край дозволенного, кто будет возме­щать недополученные учреждением бюджетные средства? По идее — «лата­ние финансовых дыр» придется пере­ложить на получателя услуг (либо аб­страктного потребителя работ). Однако плата с получателей за ока­занные услуги (работы) в рамках госу­дарственного (муниципального) зада­ния может быть взята только в случаях, если это предусмотрено за­конодательством (абзац седьмой ча­сти 1 ст. 69.2 БК РФ).1

Есть еще один момент. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях» (далее — Закон о некоммерче­ских организациях) объем бюджетно­го финансирования зависит от объема средств, поступающих в учреждение от платной и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 2 рассматриваемого закона некоммер­ческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение при­были и не распределяющая получен­ную прибыль между участниками. Та­ким образом, при осуществлении основной деятельности (реализации государственного (муниципального) задания) учреждение не вправе из­влекать прибыль и распределять ее между работниками (в том числе, на­правляя ее на выплату зарплаты).

Данное требование не относится к осуществлению учреждением платной и иной приносящей доход деятельно­сти — здесь цена на услугу (работу) должна соответствовать рыночным требованиям и быть конкурентной.

В настоящее время большинство учреждений определяют цены на ус­луги (работы), оказываемые как в рам­ках государственного (муниципально­го) задания, так и сверх него, а также при осуществлении приносящей до­ход деятельности исходя из практики делового оборота: оценив потреби­тельский спрос и аналогичные цены конкурентов.

Но, как мы говорили, каждый рубль, включенный в стоимость услуги (ра­боты) для покупателя должен быть обоснован необходимостью компен­сировать расходы учреждения, кото­рые оно несет при оказании этой ус­луги (работы). Если установленная цена значительно превышает затраты учреждения на оказание (выполне­ние) услуг (работ), это свидетельству­ет о наличии «коммерческой накрут­ки», о том, что в цену закладывается и впоследствии извлекается прибыль.

Если прибыль становится система­тической, то вероятен вопрос о закон­ности существования учреждения в форме некоммерческой организации.

Если цена государственного (муни­ципального) учреждения на услугу (работу) не отличается (или немногим отличается) от стоимости аналогич­ной услуги (работы), предлагаемой коммерческой организацией, индиви­дуальным предпринимателем, кото­рые не имеют стабильного источника финансирования в форме бюджетных субсидий, это свидетельствует о не­верной финансовой политике учреж­дения. Причины могут быть разными: желание заработать; стремление уч­редителя максимально увеличить количественные показатели реализации задания, сохраняя минимальный объ­ем бюджетного финансирования; установление цены по принципу «у всех так» и пр. Объяснять сложив­шуюся ситуацию правоохранитель­ным органам (антимонопольной, на­логовой службам, прокуратуре, органам Роспотребнадзора) и нести за нее ответственность придется ру­ководителю учреждения.

Нормативный документ

Главным ориентиром для учре­дителей и главных распоряди­телей бюджетных средств всех уровней является совместный приказ от 29.10.2010 Минфина России № 137н и Минрегион-развития России № 527 «О Ме­тодических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными го­сударственными учреждениями государственных услуг и нор­мативных затрат на содержание имущества федеральных го­сударственных учреждений». Этот документ по сути являет­ся правовой основой для рас­чета норматива затрат как на оказание услуг, так и на вы­полнение работ.

Запомнить.

Порядок формирования цен на ус­луги (работы), включенные в госу­дарственное (муниципальное) зада­ние, должен быть прозрачным. Все планово-финансовые документы учреждений с 1 января 2012 г. в со­ответствии с Законом о некоммер­ческих организациях должны раз­мещаться для открытого доступа на официальном сайте РФ по адресу www.bus.gov.ru.

Нормативно-правовая база оставляет желать..

Вернемся к существующей норма­тивно-правовой документации. Ана­лиз совместного приказа от 29.10.2010 Минфина России № 137н и Минреги-онразвития России № 527 (далее -Приказ № 137/527) свидетельствует о том, что методологическая ясность при расчете нормативов затрат, свя­занных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями услуг (выполнением работ) отсутствует.

БК РФ устанавливает, что оказание услуг (выполнение работ) произво­дится в интересах физических и юри­дических лиц, а, следовательно, по­нимать работы как деятельность учреждения, осуществляемую в инте­ресах общества в целом, не представ­ляется возможным.

Не понятен сам принцип финобеспечения: нормативы затрат, связан­ные с оказанием услуг (выполнением работ), должны определяться в соот­ветствии с субсидиями на реализацию задания и на содержание имущества (недвижимого и особо ценного дви­жимого); методология расчета норма­тивов затрат по иным субсидиям от­сутствует. На практике это привело к парадоксальным правилам расчета субсидий, включая программный ме­тод финансирования, который при де­тальном рассмотрении является смет­ным.

Приказ № 137/527 вводит понятие «норматив затрат на содержание иму­щества». И таким образом устанавли­вает логически необъяснимые норма­тивы бюджетного финансирования, например, на потребление электриче­ской энергии (90% от общего объема затрат на коммунальные платежи). «Воспитательная» функция (экономи­ка должна быть экономной) подоб­ного нормирования очевидна, но применение формально-цифрового принципа не приводит к эффективно­сти планирования и расходования бюджетных средств. Экономия 10% средств в части уплаты коммунальных платежей не дает ответа на вопрос, кто же должен содержать государ­ственное (муниципальное) имуще­ство, если не бюджет? Если у учрежде­ния нет (и не может быть) собственных доходов от оказания основной дея­тельности за плату (например, школы, библиотеки предоставляют бесплат­ные услуги), кем должны быть компен­сированы недостающие 10%?

В Приказе № 137/527 также была сделана попытка объяснения методо­логии определения нормативов за­трат, и предоставления учреждениям возможности самостоятельно выби­рать между нормативным, структур­ным и экспертным методами. Однако проблема заключается не в том, как считать нормативы при наличии опре­деленных показателей, а что взять за «точку отсчета». Традиционно берутся показатели прошлогодних значений и производятся «ретрорасчеты». О по­рядке применения коэффициентов-дефляторов, учитывающих инфляцию или реальный рост цен, рекоменда­ции отсутствуют. В результате исход­ные данные, как уже было отмечено выше, изначально не соответствуют реальным расходам учреждений.

Запомнить

Учредитель, определяя порядок расчета нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), должен придерживаться «узкого» подхода к определению объема субсидий. Так субсидии на реализацию задания не должны включать в себя затраты на содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества. Ранее такой порядок действовал в отношении финансирования деятельности автономных учреждений: отдельно рассчитывалась субсидия на выполнение задания, отдельно — на содержание имущества.

Пример

Практика работы органов исполнительной власти Иркутской области показывает, что государственные задания бюджетных и ав­тономных учреждений не учитываются при планировании бюджета, а «вписываются» в рамки уже предусмотренных бюджетных ассигнований. «Дотационные» территории планируют бюджет и формируют государ­ственные (муниципальные) задания по это­му же принципу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *