ФЭС 3 фм

Содержание

Каких клиентов необходимо «посчитать» в розничной торговле ювелирными изделиями для «ежеквартального» ФЭС 3-ФМ

Этот вопрос мне, как эксперту в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ/ФРОМУ, часто задают представители розничной продажи ювелирных изделий. На целевых инструктажах и практических вебинарах я этот вопрос разбираю подробно, однако проблема остается для тех, кто получает искаженную информацию об этой обязанности, и включает в отчет ФЭС 3-ФМ всех клиентов, которые приобретали ювелирные изделия без прохождения процедуры идентификации.

Мне приходилось слышать различные версии, вплоть до такой, что указывать в ФЭС о результатах проверок по Перечню, которые должны проводиться не реже чем один раз в три месяца, необходимо всех покупателей, которые заходили в ювелирный магазин.

Цель данной статьи — донести до участников розничной торговли ювелирными изделиями информацию, что указывать в ФЭС 3-ФМ количество клиентов, не прошедших процедуру проверки по Перечням лиц, причастных к терроризму и экстремизму, к финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Перечни), может привести к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Обоснованием позиции служат нормы законодательства, устанавливающие обязанность проводить такую проверку и порядок информирования Росфинмониторинга о результатах такой проверки. Разберемся по порядку.

Обязанность проводить проверку установлена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Известно, что принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны в отношении клиентов, которые включены в Перечни. Из этого следует простой вывод — отчет ФЭС 3-ФМ о результатах проверки содержит в себе сведения о том, состоят ли клиенты в Перечнях, а соответственно о необходимости принимать в отношении них меры, а также о том, что такие меры принимались.

Если в отношении клиента не проводилась проверка по Перечням, потому что продавец не должен был проводить идентификацию, то каким образом продавец может узнать состоит лицо в Перечне или нет?

Законом закреплено право, когда продавец ювелирных изделий при продаже физическому лицу может не проводить идентификацию (п. 1.4-2. ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ):

при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму,

  • не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей,
  • при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей,

за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Таким образом, если у продавца не возникло подозрений и сумма покупки не превышает установленных пороговых значений, продавец не обязан требовать у покупателя сведения, необходимые для проверки по Перечню, соответственно продавец не может утверждать однозначно, что в отношении этого лица, должны применяться меры. А как же Письмо Росфинмониторинга №52 от 13.05.2016 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)?

Указанное письмо содержит вопрос: «Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

Росфинмониторинг отвечает: «При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки). При этом обращаем внимание, что в соответствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация физических лиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Т.е. Росфинмониторинг в своем письме, указывает на необходимость указывать всех клиентов, независимо от того проводилась идентификация клиентов или нет.

Однако! В результате юридического анализа, проведенного мною, указание в ФЭС 3-ФМ в полях о количестве клиентов всех клиентов, включая тех, в отношении, которых не проводилась идентификация, является нарушением и влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 N261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению», устанавливает в том числе состав и формат информационной части ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

И как видно, при формировании ФЭС в полях 10, 11, 12 Указывается общее количество клиентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена проверка за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее — проверяемый период).

Письма Росфинмониторинга не являются нормативными правовыми актами, и не устанавливают нормы, обязательные для исполнения, а вот Приказ Росфинмониторинга №261 является обязательным для исполнения. В случае проведения проверки со стороны Прокуратуры или ФКУ Пробирной Палаты России, внимательный проверяющий выявит несоответствие количества, указанных в ФЭС 3-ФМ клиентов с количеством клиентов, в отношении которых проводилась идентификация, и возбудит дело об административном правонарушении в части нарушения порядка заполнения ФЭС (или не проведение идентификации, если вы не представите доказательства, что проверка проводилась). При рассмотрении дела судом, аргумент со ссылкой на Письмо Росфинмониторинга №52, для суда будет несостоятельным, и суд укажет, что письмо не может применяться судом при рассмотрении дела т.к. письмо не носит нормативно-правового характера.

Я рекомендую следовать нормам законодательства в целях исключения привлечения к административной ответственности и указывать значение полей в ФЭС, согласно Приказу Росфинмониторинга №261

Пинигина Елена, эксперт в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние», главный редактор СМИ «Вести 115-ФЗ»

Приглашаем вас на наши практические вебинары для ювелирной отрасли

12 Сентября 2019 г. Вебинар на тему «Формирование и направление в Росфинмониторинг обязательного «ежеквартального» ФЭС 3-ФМ о результатах проверки»

23 Сентября 2019 г. Вебинар на тему «Идентификация клиентов в ювелирной отрасли в целях исполнения закона №115-ФЗ»

Отчетность в Росфинмониторинг

Консультации по правовым вопросам составления отчетности в в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по форме ФЭС 110 1-ФМ 01, 1-ФМ 02, 2-ФМ 03, 3-ФМ 04, и 4-ФМ 05, 1-ФМ 06, 1-ФМ 07, 0-ФМ 00

В соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу №110 от 22 апреля 2015 г. «Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» отдельные субъекты* обязаны предствлять в Росфинмониторинг следующие виды отчетности:

Виды формализованных электронных сообщений

ФЭС

Сроки подготовки

Образец

ФЭС 1-ФМ 01 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю

В течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции

Образец ФЭС 1-ФМ 01

ФЭС 1-ФМ 02 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

В течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

Образец ФЭС 1-ФМ 02

ФЭС 3-ФМ 04 О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

В течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки

Образец заполнения ФЭС 3-ФМ 04

ФЭС 2-ФМ 03 О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное п. 1 ст. 7.4 Федерального закона №115-ФЗ

Незамедлительно

Образец ФЭС 2-ФМ 03

ФЭС 1-ФМ 06 О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом

Незамедлительно

Образец ФЭС 1-ФМ 06

ФЭС 4-ФМ 05 О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ

В течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов

Образец ФЭС 4-ФМ 05

Порядок представления сведений в Росфинмониторинг вступил в силу 10 июня 2015 года, он регламентирован Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 №110 (далее – Инструкция). Несколько дней позднее Росфинмониторинг опубликовал на своем официальном сайте информационное письмо от 10.06.2015 г. №45 «О применении приказа Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110».

Информация представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС). Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга. ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет, до устранения причин, препятствующих представлению ФЭС, Вы формируете сообщения с помощью Личного кабинета и представляете его в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной подписью, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки. При этом, сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, лица; ИНН организации, индивидуального предпринимателя, лица; почтовый адрес организации, индивидуального предпринимателя, лица; номер сообщения; дата сообщения; вид сообщения; контактный телефон; фамилия, имя, отчество руководителя организации либо специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля организации, индивидуального предпринимателя, лица.

Однако, нужно отметить, что в отдельных случаях Росфинмониторинг может не принять ФЭС. В каких случаях ФЭС не принимается Росфинмониторингом:

  1. Некорректного заполнения ФЭС;
  2. Если сообщение не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью или электронная подпись недостоверна;
  3. Представления информации в неполном объеме;
  4. Представления сообщения на бумажном носителе;
  5. Представления информации по структурам, отличным от структур, утвержденных настоящей Инструкцией, и/или по форматам, отличным от форматов, утвержденных Росфинмониторингом.

При получении информации о невозможности принятия сообщения Вы должны принять меры по устранению причин непринятия ФЭС, исправить указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете указанной информации, представить исправленное сообщение целиком в Росфинмониторинг.

ФЭС 1 ФМ об операциях подлежащих обязательному контролю

Интерактивная форма 1-ФМ размещена в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 3-ФМ 04» Личного кабинета на портале Росфинмониторинга. Для первичной отправки указанной отчетности по структуре ФЭС 1-ФМ ответственному сотруднику необходимо провести настройку рабочего места в Личном кабинете. К операциям подлежащим обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ, относятся следующие виды операций:

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

  • операции с денежными средствами в наличной форме:
    • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
    • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
    • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
    • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
    • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
    • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
  • зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;
  • операции по банковским счетам (вкладам):
    • размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
    • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
    • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
  • иные сделки с движимым имуществом:
    • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
    • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
    • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
    • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
    • скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
    • получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
    • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

6. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №155-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Перечень перечисленных операции подлежащих обязательному контролю является закрытым. Следует обратить внимание, что по общему правилу операции подлежат обязательному контролю на сумму свыше 600 000 рублей, свыше 3 000 000 рублей, свыше 100 000 рублей, свыше 50 000 000 рублей при соблюдении вышеописанных условий. Таким образом, при квалификации каждой операции клиента, подлежащей обязательному контролю следует учитывать количественные и качественные признаки, перечисленные в статье Федерального закона №115-ФЗ. Коды операций подлежащих обязательному контролю утверждены Федеральной службой по финансовому мониторингу.

ФЭС 2 ФМ о принятых мерах по замораживанию (блокированию)

Согласно пп. 6.1-6.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, утв. приказом Росфинмониторинга №110 от 22.04.2015 г. отчет о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, включенного в Перечень либо клиента, в отношении которого имеются достаточные основания подозревать его причастность к террористической деятельности, в том числе к финансированию терроризма, при отсутствии оснований для включения в указанный перечень и в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, субъектом Федерального закона №115-ФЗ направляется в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию)денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица.

Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 2-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 03» .

Если в течение дня применяются меры по замораживанию (блокированию) в отношении нескольких лиц, то в этом случае необходимо сформировать отдельное ФЭС 2-ФМ на каждую такую организацию или физическое лицо (п. 6.2 Инструкции №110).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

ФЭС 3 ФМ о результатах проверки клиентов по Перечню

Согласно абз. 2 п. 7.1 нструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, утв. приказом Росфинмониторинга №110 от 22.04.2015 г. указанная отчетность представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ. В соответствии с пп. «д» п. 1.4 Инструкции субъекты обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Согласно п. 7.2 Инструкции №110 проверка осуществляется на основании Перечня, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень. Пункты 7.5 и 7.6 Инструкции №110 обязывают Субъектов сообщить информацию о результатах всех проверок отдельными ФЭС по каждой проведенной проверке.

Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 04».

ФЭС 4 ФМ — О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ

В соответствии с п. 5.3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в случае, если государство (территория), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, препятствует реализации указанными филиалами, представительствами и дочерними организациями данного закона либо его отдельных положений, указанные лица, обязаны направить в уполномоченный орган, а также в надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения об указанных фактах. Эта обязанность была установлено на основании Федерального закона от 23.07.2010 №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внес изменения и дополнения в Федеральный закон №115-ФЗ и вступил в силу 24 января 2011 года. В этот же день, вступили в силу и другие дополнения в ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ, которая была дополнена частью второй, согласно которой «действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения». Вместе с тем, форма сообщения об указанных фактах не была утверждена ни одним нормативным актом. Поэтому в информационном письме от 26.01.2011 №9 «О применении пункта 5.3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Росфинмониторинг разъяснил порядок представления сведения, предусмотренных п. 5.3 ст. 7 Закона №115-ФЗ. Рассмотрим эти разъяснения. Субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны были представлять данные сведения в произвольной форме и на официальном бланке организации. При этом сообщение должно было быть подписано руководителем (уполномоченным им должностным лицом) и заверено печатью организации. В состав сведений, включаемых в сообщение, входила следующая информация:

  1. Сведения об организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, направившей сообщение: наименование; ОГРН, ИНН; юридический адрес.
  1. Сведения о филиале (представительстве, дочерней организации), расположенном на территории государства, препятствующем его реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наименование; код иностранной организации (при наличии); регистрационный номер в стране регистрации (при наличии).
  1. Сведения о препятствовании реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наименование иностранного государства (территории); требование Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, реализации которого препятствует иностранное государство (территория); форма препятствования (нормативный правовой акт иностранного государства, распоряжение государственного органа иностранного государства и др.).
  1. Дата составления сообщения.
  2. Печать организации.
  3. Подпись руководителя организации (уполномоченного им должностного лица).

Рассмотренный порядок действовал до 29 марта 2014 года. В этот день вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее – Положение №209). Согласно пп. «д» п. 3, пп. «д» п. 4, п. 7 Положения №209 рассматриваемые сообщения представляются в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал, либо на машинном носителе и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Позднее 10 июня 2015 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Инструкция 110). Согласно данной Инструкции №110 сообщения о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором(на которой) расположены филиалы и представительства,а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ должна представляться в Росфинмониторинг по форме ФЭС 4-ФМ. Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 05».

Правила составления сообщений в Росфинмониторинг установлены следующими нормативными правовыми актами:

  1. Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 №209 (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»,
  2. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
  3. Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 №261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению»,
  4. Приказ Росфинмониторинга от 20.10.2015 №332 «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2015 г. N 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению»,
  5. Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.06.2015 №45 «О применении приказа Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110 «Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
  6. Информационное письмо Росфинмониторинга от 22.09.2015 №48 «О применении форматов формализованных электронных сообщений, предусмотренных Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110″,
  7. Информационное письмо Росфинмониторинга от 26.10.2015 №49 «О применении приказа Росфинмониторинга от 20.10.2015 г. №332 «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2015 г. №261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению».

* Организаии и индивдиуальные предприниматели, которые обязаны представлять отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  • лизинговые компании,
  • организации федеральной почтовой связи,
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения,
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме,
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей,
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
  • операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи,
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
  • индивидуальные предприниматели, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее — индивидуальные предприниматели), а также адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

>Отчитываемся в Росфинмониторинг

Разберемся, каким организациям необходимо сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в какие сроки и для какой цели.

Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.

Что подлежит контролю

Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.

Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.

Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.

Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.

Отправка отчетности

Необходимо регулярно и ежеквартально отчитываться по операциям, требующим мониторинга и направлять отчетность. Так, КоАП за несвоевременную сдачу отчетности данного вида организация наказывается штрафом в размере от 50 000 до 200 000 руб.

Для того чтобы сдать отчетность в Росфинмониторинг, можно воспользоваться одним из следующих способов: в электронном виде отчетность можно отправить через личный кабинет сайта http://www.fedsfm.ru/, либо с помощью специальных программных комплексов, таких как «Организация-М». Для сдачи отчетности потребуется квалицированная подпись.

Заполнить отчетность просто, но требуется изучить правила ее составления. Уведомление должно быть подготовлено в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ошибки в отчетности могут быть рассмотрены как предоставление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. За такое нарушение предусмотрены штрафы от 200 000 до 400 000 руб., или приостановление деятельности организации на срок до 6 суток. Для более правильного заполнения отчетности следует дополнительно ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга №33 от 29.11.2013 г., так как оно содержит приложения с практическими примерами заполнения формы 4-СПД.

Как и любая отчетность, отчетность в Росфинмониторинг изменяется с течением времени. Так, в октябре 2015 г. в личном кабинете были размещены новые формы ФЭС, которые теперь используются ювелирами, агентствами по недвижимости, и операторами по приему платежей, лизинговыми и факторинговыми компаниями. Теперь вместо формы 4-СПД для предоставления информации в соответствие с приказом РФМ от 22.04.2015 №110, появились новые формы отчетности (ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ). Форма 4-СПД сдается только для предоставления корректировок и уточнений за прошлые периоды.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей могут отправлять квартальную отчетность, заполняя формализованные электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 г. через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга или через АРМ «Организация-М». Стоит обратить на это особое внимание и сдавать отчетность по новым формам. Так, отчетность 3-ФМ «О результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества», носит ежеквартальный характер.

В случае, если у организации за весь период не было операций, подлежащих мониторингу, все равно необходимо предоставить пустой расчет в виде электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

Не забывайте, что, как и любая другая отчетность, сдаваемая в электронном виде, отправка отчетности подтверждается получением квитанции о приеме от контролирующего органа.

Если ваша организация ранее не сдавала отчетность, то это обязательно необходимо сде-лать, разбив срок на кварталы, и направить формы из личного кабинета. При этом, отправляя формы за прошлые периоды, следует воспользоваться отчетом 4-СПД, а в новых периодах – от-четностью ФЭС в зависимости от вида деятельности вашей организации.

Напомним, что вы всегда можете оформить ЭЦП для отправки отчетности в Росфинмониторинг в авторизированном центре «ГЭНДАЛЬФ». Для этого свяжитесь со специалистом компании по тел.: 8 (863) 300-10-06.

Росфинмониторинг разъяснил порядок применения приказа от 22.04.2015 г. №110

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании «Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ»

На сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу опубликовано Информационное письмо №45 от 10 июня 2015 г. «О применении приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. №110.

В письме Росфинмониторинг информирует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – организации, индивидуальные предприниматели), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, контроль и надзор за деятельностью которых осуществляет Банк России, а также адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, указанных в статье 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – лица), что с 10 июня 2015 года вступает в силу приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный № 37436) (далее – Приказ).

Представление в Росфинмониторинг информации по форматам ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ, предусмотренных Инструкцией, будет осуществляться после утверждения Росфинмониторингом соответствующих форматов и их опубликования на официальном сайте Росфинмониторинга, о чем субъекты, обязанные применять Инструкцию, будут проинформированы дополнительно.

До начала применения формата ФЭС 1-ФМ информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю (пп. «а» п. 1.4 Инструкции), операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (пп. «б» п. 1.4 Инструкции), а также о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом (пп. «в» п. 1.4 Инструкции) необходимо представлять в электронном виде через Личный кабинет организации, индивидуального предпринимателя, лица либо посредством программного обеспечения АРМ «Организация» (сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью).

Для представления обозначенной информации временно применяется форма 4-СПД

Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (пп. «г» п. 1.4 Инструкции), о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (пп. «д» п. 1.4 Инструкции), о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (пп. «е» п. 1.4 Инструкции), до начала применения соответствующих форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде на машинном носителе информации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, и скрепленном печатью организации, индивидуального предпринимателя (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг.

При этом представляемая в свободной форме информация должна содержать следующие сведения:

1. по пп. «г» п. 1.4 Инструкции: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, идентификационные данные лица, в отношении которого применены меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или имущества, даты применения таких мер, а также размер и структура замороженных (заблокированных) активов.

2. по пп. «д» п. 1.4 Инструкции: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, дата проведения проверки, период, за который проведена проверка; количество проверенных клиентов (физических и юридических лиц), количество лиц, в отношении которых такие меры применены (при наличии таких лиц – идентификационные данные таких лиц, а также сведения о размере и структуре замороженных (заблокированных) активов); количество лиц, в отношении которых меры по замораживанию блокированию должны были применяться, но не применялись (при наличии таких лиц – их идентификационные данные, а также сведения о причинах неприменения таких мер).

3. по пп. «е» п. 1.4 Инструкции: состав информации подробно изложен в информационном письме Росфинмониторинга от 26 января 2011 г. № 9 «О применении пункта 5.3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ».

Одновременно информируем, что с 10 июня 2015 года подлежат применению следующие справочники, утвержденные Инструкцией:

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ( приложение № 3 к Инструкции);

Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг ( приложение № 4 к Инструкции);

Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг ( приложение № 5 к Инструкции);

Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации ( приложение № 7 к Инструкции);

Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий ( приложение № 8 к Инструкции);

Справочник кодов видов участников операций (сделок) ( приложение № 10 к Инструкции).

Напомним, что положения приказа №110 распространяются на ограниченный круг субъектов Закона №115-ФЗ:

– лизинговые компании,

– организации федеральной почтовой связи,

– организации и ИП, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения,

– организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме,

– организации и ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,

– операторы по приему платежей,

– коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,

– операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,

– операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами – физическими лицами.

Типовые ошибки представления НФО «квартальных» ФЭС в Росфинмониторинг

Внимание!

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Статья предназначена для НФО, поскольку в ней анализируются нормативные акты Банка России и соответствующие формы отчетности.

Дата актуализации статьи — 28.03.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Одной из основных обязанностей НФО в сфере ПОД/ФТ является представление сведений в Росфинмониторинг.

Важно

Отчетность в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) должна представляться с 30 мая 2015 года — даты вступления в силу Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обновлено

С 23 марта 2019 г. действует Указание Банка России от 17.10.2018 N 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указание N 3484-У утратило силу.

Наличие системы форматно-логического контроля (ФЛК) в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга не позволит отправить ФЭС, содержащее явные ошибки. Тем не менее, не все недочеты выявляются посредством ФЛК.

Чаще всего ошибки допускаются в сообщениях о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (форма ФЭС 04).

Вместо полного наименования НФО указывается сокращенное.

Например, в показателе «Полное фирменное наименование организации» часто указывают — ООО «Ломбард», КПК «Взаимопомощь» или ООО МКК «Микрозайм».

Правильно будет указать соответственно Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард», Кредитный потребительский кооператив «Взаимопомощь» или Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Микрозайм».

Нарушаются правила нумерации ФЭС.

Во-первых, нумерация ФЭС начинается заново («обнуляется») с начала календарного года.

Вопрос-Ответ Читайте, что делать, если забыли «обнулить» нумерацию ФЭС…

Во-вторых, имеются различия в нумерации ФЭС для НФО и неНФО.

Вопрос-Ответ Читайте о различиях в правилах нумерации ФЭС для НФО и неНФО.

Некорректно заполняются показатели типа данных «Адрес».

Очевидные ошибки в заполнении показателей типа данных «Адрес» выявляются на этапе проверки правильности оформления ФЭС:

  • нарушена последовательность указания смысловой части и сокращенного наименования типа показателя (например, указано «г Санкт-Петербург» вместо правильного «Санкт-Петербург г»);
  • отсутствие сокращенного наименования типа показателя (например, указано «Москва» вместо правильного «Москва г») .

Важно

В некоторых случаях при проверке ФЛК будет выявлена ошибка «Не указан или неправильно указан населенный пункт в адресе места регистрации/жительства ЮЛ, ИП резидента, представляющего сведения».

Внимание! Будьте внимательны!

Даже в размещенных в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга инструкциях по отправке отчетности не соблюдены правила заполнения в ФЭС показателей типа данных «Адрес».

К сожалению, проверка ФЛК не выявляет такую ошибку в заполнении показателя как проставление точки после сокращенного наименования типа показателя (например, «Пенза г.» вместо правильного «Пенза г»).

Подробнее… Рекомендуем ознакомиться с правилами сокращения адресов в ФЭС.

Ошибочно заполняются показатели, содержащие сведения о количестве клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию).

Причина этой самой распространенной ошибки кроется в некорректном описании полей ФЭС, искажающем смысл данной группы показателей.

Так, например, в случаях, когда по результатам проверки не выявлены фигуранты Перечня террористов и Решений МВК, при заполнении ФЭС 04 многие НФО в группе показателей «Количество клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию)» вполне логично указывают общее количество проверенных клиентов.

Однако, это не соответствует описанию данных показателей: «Указывается общее количество клиентов – организаций и физических лиц, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подлежавшие применению в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ за проверяемый период».

Важно

Таким образом, нужно посчитать и указать не общее количество клиентов, в отношении которых отсутствовали основания для блокирования (замораживания) активов, а лишь тех клиентов, к которым такие меры должны были быть применены, но это не было сделано, например, по причине отсутствия соответствующих денежных средств или иного имущества.

Внимание!

Если по результатам проверки не выявлены фигуранты Перечня террористов и Решений МВК, в показателях, содержащих сведения о количестве клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию), проставляется «0».

Подробнее…

Подробнее о порядке и особенностях направления отчетности в Росфинмониторинг можно узнать на авторском вебинаре «Отправка отчетности в Росфинмониторинг (ФЭС). Типовые ошибки при отправке «квартальных» ФЭС».

Росфинмониторинг: порядок проведения проверки

Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ

Федеральная служба по финансовому мониторингу 13 мая 2016 г. выпустила Информационное письмо №52 «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)».

В письме Росфинмониторинг дает ответы на вопросы, которые давно волнуют ювелирное сообщество и экспертов по финансовому мониторингу. Речь идет о порядке проведения проверки среди клиентов организаций и индивидуальных предпринимателей и представлении в Росфинмониторинг информации, так называемого «квартального» отчета о результатах проведенной проверки, который направляется по форме 3-ФМ через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или с помощью АРМ «Организация-М».

Напомним читателям, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели (далее – организации (ИП)) обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее – проверка), и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209.

В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторингом от 22.04.2015 г. №110, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

В письме Росфинмониторинг дает следующие пояснения:

1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ?
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон № 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом

.
При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

2. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация (ИП) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее – ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.

Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ рекомендуем выстроить направление отчета 1 раз в квартал.

Например.

Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.

При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

3. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?
В соответствии с требованиями пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.

При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.

4. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?

По нашему мнению, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона № 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.

В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном ПВК организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение «0».

5. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

При этом обращаем внимание, что в соответствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация физических лиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, с момента выхода указанного письма Росфинмониторинга, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо руководствоваться рекомендациями Росфинмониторинга, изложенными в Письме. Особенно следует обратить внимание на то, что сообщение о результатах проверки необходимо направлять даже в случае отсутствия клиентов на обслуживании организации (ИП) в проверяемом периоде, или в случае неосуществления деятельности организацией (ИП). Кроме того в сообщение необходимо включать всех клиентов, независимо от того, проводилась ли идентификация клиента в проверяемом периоде или не проводилась.

Например, в случае розничной торговли ювелирными изделиями, в сообщение необходимо включать всех покупателей ювелирных изделий без исключений, т.е. даже тех лиц, в отношении которых идентификация не проводится при покупке ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей.

//Ювелирные Известия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *