Экспортный контроль

>Авторизация на сайте

Экспортный контроль

Законодательство РФ:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.1999 г № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»

Инструкция по подключению закладок для КонсультантПлюс на основные документы по экспортному контролю.

Для подключения закладок нужно скачать файл и выполнить следующие действия: Открыть «Избранное» → Выбрать вкладку «Закладки и документы» → Нажать правую клавишу мыши и в контекстном меню выбрать команду «Загрузить из файла» → Выбрать нужный файл и нажать кнопку «Открыть»

Списки контролируемых товаров и технологий

Методические рекомендации и справочники

  • Перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК России принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля
  • Перечень химикатов, подпадающих под действие раздела 2 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 1082, а также Списка 2 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении
  • Типовая методическая инструкция по проведению экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий. Одобрена Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации от 03.04.2014г.
  • Справочник по экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения Российской Федерации. Том IV. Практическое руководство. Санкт-Петербург, 2011
  • Общероссийский классификатор стран мира

Приказ ФСТЭК России:

  • от 1 марта 2017 г. N 38

Приказы ПГУ:

Приказ о назначении комиссии экспортного контроля № 173/о от 25.02.2015

Приказ о назначении внутривузовской комиссии экспортного контроля № 174/о от 25.02.2015

Приказ о составе комиссии экспортного контроля № 1059/о от 12.10.2017

Приказ о составе комиссии экспортного контроля №0154/о от 27.02.2018 во изменение приказа №1059/о от 12.10.2017

Приказ о назначении постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны №224/О 23.03.18

Приказ о назначении постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны №0869/О 24.06.15

Приказ о назначении постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны №1181/О 29.12.14

Формы заключений

Форма заключения комиссии внутреннего экспортного контроля

Форма экспертного заключения о возможности открытого опубликования

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 4. Цели экспортного контроля
    • Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля
    • Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий
    • Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля
  • Глава II. Правовые основы организации экспортного контроля (ст.ст. 8 — 17)
    • Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю
    • Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в области экспортного контроля
    • Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля
    • Статья 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля
    • Статья 13. Право доступа к информации
    • Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации для целей экспортного контроля
    • Статья 15. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации
    • Статья 16. Внутренние программы экспортного контроля
    • Статья 17. Организация и проведение проверок российских участников внешнеэкономической деятельности
  • Глава III. Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (ст.ст. 18 — 25)
    • Статья 18. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями
    • Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями
    • Статья 20. Всеобъемлющий контроль
    • Статья 21. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок
    • Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия лицензии или разрешения и аннулирования лицензии или разрешения
    • Статья 23. Учет внешнеэкономических сделок
    • Статья 24. Идентификация контролируемых товаров и технологий
    • Статья 24.1. Специалист в области экспортного контроля
    • Статья 25. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов
  • Глава IV. Обеспечение заинтересованных лиц информацией по вопросам экспортного контроля (ст.ст. 26 — 28)
    • Статья 26. Получение информации о причинах принятого решения, действия (бездействия)
    • Статья 27. Опубликование нормативных правовых актов в области экспортного контроля
    • Статья 28. Информация о нормативных правовых актах в области экспортного контроля
  • Глава V. Международное сотрудничество Российской Федерации в области экспортного контроля (ст. 29)
    • Статья 29. Цели и формы международного сотрудничества Российской Федерации в области экспортного контроля
  • Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (ст.ст. 30 — 33)
    • Статья 30. Нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 31. Ответственность должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 32. Ответственность организаций за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 33. Обжалование решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц
  • Глава VII. Заключительные положения (ст. 34)
    • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ
«Об экспортном контроле»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 7 мая 2009 г., 1, 18 июля, 6 декабря 2011 г., 21 декабря 2013 г., 21 июля 2014 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Экспортные мероприятия, процессы и меры осуществляются для развития экономики не только внутри страны, но и для внешнеэкономических отношений.

Экспортируются следующие объекты:

  • Товары и материалы;
  • Информация и права на собственность;
  • Услуги.

Контроль ведется для проверки и выяснений о возможном использовании перевезенных объектов в целях изготовления оружия или для планирования террористических актов. Процессы и система надзора оформлена в Федеральном законе 183.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон об экспортном контроле был принят Государственной Думой 22 июня 1999 года, а одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. Последние изменения в него были внесены 13 июля 2015 года. ФЗ 183 содержит 7 глав и 34 статьи. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения органов гос. власти РФ и работников внешнеэкономических организаций при осуществлении деятельности по экспорту. Также закон регламентирует процессы и меры по защите и безопасности государства и населения при проведении экспорта товаров, информации или услуг от торговли оружием и террористических атак.

Ознакомьтесь также с ФЗ о ветеринарии

Краткое содержание Федерального закона номер 183 об экспортном контроле:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Перечислены цели, задачи и описана сфера, на которую распространяется настоящий закон. Перечислены другие нормативы, акты и законы, регулирующие описываемую область деятельности. Оформлены нюансы, принципы и вектор развития политики в области ведения надзора над экспортом. Дан полный, подробный список товаров, услуг и информации, которые подвергаются контролю. Перечислены и описаны методы и меры контроля и безопасности;
  • Во второй главе оформлены правовые нюансы, основные принципы и система регулирования деятельности во время экспорта. Дан полный список с подробным описанием полномочий Президента РФ и Правительства в настоящей сфере. Оформлен межведомственный координационный орган контроля, функции, задачи и полномочия сотрудников. Дан полный список с описанием полномочий фед. органов власти и гос. корпораций «Роскосмос» и «Росатом». Также дан список полномочий и функций уполномоченного органа исполн. власти, созданного специально для контроля над областью экспорта. Перечислены нормативы и акты, оформленные и контролирующиеся гос. органами в описываемой сфере. Оформлены сведения о правах на доступ к информации. Перечислены права и обязанности работников сферы внешнеэкономической деятельности для исполнения целей закона. Перечислены обязанности сотрудников специальных органов, если им предоставляется информация о нарушениях экспорта. Меры по развитию и система ведения внутренних программ по контролю за экспортом. Мероприятия и процессы проверок сотрудников внешнеэкономических организаций;
  • В главе три оформлены процессы и способы ведения надзора, контроля и регулирования всех ввозимых и вывозимых, а также проводимых товаров, услуг или работ, если существует возможность их использования для создания оружия или планирования террористических атак. Даны требования и условия проведения сделок, если предметом сделки является описанная категория товара. Описаны формы и способы получения лицензии на осуществление сделок. Оформлен всеобъемлющий контроль. Описан порядок и процесс, а также полномочия сотрудника при проведении экспертизы вследствие нарушений закона во время внешнеэкономической сделки. Перечислены требования для получения на руки лицензии, изменениях в лицензии или ее аннулировании для ведения описанных видов сделок. Оформлены гос. учет и реестр. Описаны способы и процесс идентификации особого товара, формы идентификационных номеров. Оформлены запреты, ограничения и ответственность участников сделки и сотрудников, осуществляющих контроль;
  • В главе номер четыре оформлено предоставление информации в открытом доступе для заинтересованных лиц. Описано обязательство сотрудников на предоставление информации о причинах принятого решения или о причинах их действий или бездействия. Предоставлены формы и процессы опубликования в сети Интернет всех нормативов и актов, принимаемых в органах в области экспортного контроля. Перечислены и описаны основные акты и нормативы, уже принятые органами контроля экспорта;
  • В г. пять оформлены процессы международного сотрудничества РФ с другими государствами для ведения контроля за экспортом. Перечислены цели, задачи, даны и описаны формы и меры;
  • В шестой г. оформлена ответственность в каждой части нарушений описываемой области. Дан список нарушений и наказания за них для лиц, проводящих сделки. Дан список наказаний и категорий ответственности для должностных лиц и организаций. Предоставлена форма и заявление, а также процесс их подачи для обжалования решений или действий федер. органов;
  • В седьмой оформлены дополнительные условия и заключительные положения и требования настоящего Федерального закона.

Читайте также ФЗ о полиции в новой редакции. Ссылка

Настоящая сфера деятельности регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и законами Конституции РФ, другими ФЗ и международными нормативами.

Также вам будет интересно: ФЗ 73 с последними изменениями на 2018 год. подробнее

Последние поправки, внесенные в 183 ФЗ

В ФЗ об экспортном контроле в последней редакции изменения произошли 13 июля 2015 года, при принятии ФЗ номер 216.

Изменения произошли в статье 9. В этой статье оформлена информация об организации, деятельности и функциях межведомственного координационного органа в описываемой области. Такой орган ведет контроль над правильной и эффективной политикой, над соблюдением условий, требований и норм гос. политики в сфере экспорта. Описываемый закон регламентирует, что состав сотрудников и должностных лиц координационного органа должен быть принят и установлен Президентом России.

Существует только три корпорации, сотрудники которых имеют право исполнять обязанности в межведомств. органе:

  • «Роскосмос» (корпорация была добавлена в список 13 июля 2015);
  • «Росатом»;
  • «Ростех».

Согласно принятым изменениям в список корпораций, сотрудники которых обладают правами на работу в описанном органе, был добавлен «Роскосмос».

Также изменения произошли в статье номер 10. В ней описываются функции и деятельность корпораций «Росатом» и «Роскосмос» в области экспорта и контроля над ним.

В этой статье дан полный список полномочий сотрудников описываемых корпораций в настоящей сфере деятельности:

  • Оформление и исполнение прямых указаний и приказов Президента РФ;
  • Исполнение обязательств положений международных норм и договоров;
  • Оформление и исполнение прямых указаний и приказов Правительства РФ.

В редакции 2015 года представленным списком полномочий были наделены сотрудники корпорации «Роскосмос».

В статье 29 Федерального закона о контроле над экспортом оформлен список целей сотрудничества России с другими странами:

  • Создание и использование мер и условий для улучшения экономики страны и внедрения внешнеэкономических сделок;
  • Выявление нарушителей положений и требований настоящего ФЗ для привлечения их к ответственности;
  • Улучшение и развитие эффективности контроля и проверок всех сделок и механизмов экспорта внутри страны и за ее пределами;
  • Формирование отношений и их улучшение для ведения международных переговоров.

В последних принятых положениях закона написано в основном про корпорации «Роскосмос» и «Росатом», оформлены их полномочия и задачи.

Скачать закон об экспортном контроле с последними изменениями

В описанном законе оформлена информация, что если должностное лицо выходит за рамки своих полномочий или не соблюдает условия и требования ФЗ 183, оно будет привлечено к административной или уголовной ответственности.

Процедура контроля товаров, перевозимых за границу, осуществляется следующим образом:

  • Проверка идентификации товара по списку по оформленному на товаре номеру;
  • Принятие решения, одобрение или отказ в осуществлении сделки;
  • Контроль, проводимый таможенными сотрудниками;
  • Оформление таможенной документации для перевозки через границу;
  • Проверка валюты у сопровождающего товар.

Скачать Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» можно по ссылке.

Экспортный контроль в Российской Федерации

Общие положения 177 kB 26796
Общие положения 150 kB 1330

Общие положения

В соответствии с действующим законодательством под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Базовым документом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является Федеральный закон «Об экспортном контроле», который устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Объектами экспортного контроля являются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Номенклатура продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, определяется списками, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации. В настоящее время действуют шесть 6национальных контрольных списков:

1.Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202;

2. Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36;

3. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661;

4. Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083;

5.Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005;

6.Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082.

Национальные контрольные списки (кроме раздела 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется) гармонизированы по своему содержанию с действующими в промышленно развитых странах ограничительными списками и основываются на требованиях международных соглашений и режимов экспортного контроля, таких как:

Группа ядерных поставщиков ‒ создана в 1975 г. Членами этой Группы являются 50 государств, в том числе все промышленно развитые страны и Россия как правопреемница бывшего СССР. Цель режима ‒ предотвращение распространения ядерного оружия;

Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) ‒ создан в 1987 г. и объединяет в настоящее время 34 государства, включая все промышленно развитые страны. Цель режима ‒ противодействие распространению технологий создания ракетных средств доставки оружия массового поражения. Россия является членом РКРТ с 1995 г;

Вассенаарские договорённости по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения ‒ новый механизм многостороннего взаимодействия, созданный в 1995 г. на замену ликвидированного КОКОМ. Насчитывает 41 государство. Россия является одним из соучредителей этого режима, цели которого ‒ укрепление региональной и международной безопасности путём предотвращения дестабилизирующих накоплений обычных вооружений;

Австралийская группа ‒ создана в 1985 году и объединяет в настоящее время 40 государств, включая все промышленно развитые страны. Цель режима ‒ предотвращение распространения химического и биологического оружия посредством контроля за экспортом продукции химического и биологического профиля (Российская Федерация не является членом Австралийской группы, однако придерживается её рекомендаций).

Стратегически членство России в международных режимах экспортного контроля необходимо для обеспечения создания благоприятных условий для интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей, установления равноправного и взаимовыгодного технологического обмена с промышленно развитыми странами. Это также даёт возможность непосредственно влиять на формирование международных норм поведения на мировых рынках высоких технологий исходя из наших национальных интересов и приоритетов.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» в национальной практике применяются правила так называемого «всеобъемлющего» контроля. Суть их заключается в том, что участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и услугами, не включёнными в контрольные списки, в тех случаях, когда они имеют основания полагать или были проинформированы компетентными государственными органами о том, что эти товары и услуги могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения и ракетных средств его доставки.

Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

В силу своей многоплановости экспортный контроль затрагивает сферы ответственности многих федеральных органов исполнительной власти и связан с выполнением различных по характеру функций – от выработки общей стратегии до расследования правонарушений. По этой причине в осуществлении экспортного контроля задействованы МИД России, Минобороны России, ФТС России, ФСБ России, СВР России, отраслевые министерства и ведомства. Межведомственный формат организации работ по экспортному контролю призван обеспечить баланс государственных интересов при принятии решений.

Экспортный контроль основывается на разрешительном порядке осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного одобрения внешнеэкономических сделок с ними.

Внешнеэкономические сделки с товарами и технологиями, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится созданными при Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) по соответствующим направлениям науки, техники и технологий межведомственными экспертными группами, в состав которых входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии ФСТЭК России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, ракетных средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля влечёт за собой уголовную и административную ответственность.

Уголовным Кодексом Российской Федерации (ст. 189), предусмотрена уголовная ответственность за нарушения установленного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю. Обязанность по проведению необходимых оперативно-разыскных мероприятий по обнаружению и пресечению указанных преступлений действующим законодательством возложена на органы федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 14.20) предусмотрена возможность применения административных санкций к юридическим и физическим лицам, нарушившим установленные правила осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль.

Функции Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в области экспортного контроля

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами по экспортному контролю в Российской Федерации обеспечивает Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации.

Непосредственная реализация единой государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля ‒ ФСТЭК России.

Выполнение указанных функций ФСТЭК России обеспечивает Управление экспортного контроля, на которое возложены:

разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля, а также реализация мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих её претворение в жизнь;

разработка и представление в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также предложений

по совершенствованию федерального законодательства по вопросам экспортного контроля;

подготовка предложений по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля и обеспечение их реализации;

осуществление лицензирования внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю;

осуществление выдачи российских импортных сертификатов, ведение Федеральной базы данных по товарам и технологиям двойного применения, импортированным с предоставлением государственных гарантий их использования;

обеспечение подготовки, оформления и выдачи разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций;

организация и проведение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, подлежащими экспортному контролю;

участие в пределах своей компетенции в проведении работ по созданию информационных систем и баз данных по вопросам внешнеэкономической деятельности, разработке программных средств лицензирования, ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах;

разработка в установленном порядке проектов списков (перечней) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области экспортного контроля по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций;

участие в подготовке международных соглашений и договоров, затрагивающих вопросы экспортного контроля;

взаимодействие в установленном порядке с органами экспортного контроля зарубежных стран и международными организациями; осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции участия Российской Федерации в международных режимах экспортного контроля;

осуществление сотрудничества и взаимодействия с органами экспортного контроля государств ‒ участников СНГ в рамках Минского (1992 г.) Соглашения о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, а также Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза (1997г.);

участие в разработке и осуществлении мероприятий по гармонизации и унификации национальных законодательств по экспортному контролю стран -участниц СНГ и Соглашения о Таможенном союзе на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

осуществление мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой области;

участие в проведении работ по предотвращению несанкционированного использования товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях;

участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в проведении в установленном порядке проверок использования иностранными лицами импортированных из Российской Федерации товаров, технологий, подлежащих экспортному контролю на предмет соответствия заявленным целям;

организация и координация в установленном порядке работы федеральных органов исполнительной власти по созданию на предприятиях и в организациях внутренних программ экспортного контроля, а также осуществление организационно-методической и информационной поддержки таких программ;

осуществление в установленном порядке аккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля;

осуществление общего методического руководства и контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий для целей экспортного контроля, а также ведение реестра организаций, обладающих правом осуществления такой деятельности;

участие в проведении информационно-разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности по вопросам экспортного контроля;

выдача в пределах своей компетенции заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

осуществление координации деятельности территориальных органов ФСТЭК России по вопросам экспортного контроля.

В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере, ФСТЭК России вправе назначать и проводить в пределах своей компетенции проверки российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

При проведении проверок должностные лица ФСТЭК России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

требовать на основании мотивированных письменных запросов предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения ими своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией;

получать от лиц, деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах;

получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении

законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

вносить предписания, обязывающие участников внешнеэкономической деятельности устранять выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Действия уполномоченных должностных лиц ФСТЭК России при проведении проверок не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется.

При организации и проведении проверочных мероприятий необходимо учитывать требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Полученная в ходе таких проверок информация является конфиденциальной.

Основаниями для проведения проверок являются:

мероприятия по экспортному контролю, проводимые центральным аппаратом ФСТЭК России или её территориальными органами в соответствии с утверждёнными планами;

задания в связи с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, запросами контролирующих и правоохранительных органов, запросами иностранных государств, полученными по официальным каналам;

оперативные данные о возможных нарушениях законодательства в области экспортного контроля, поступающие из правоохранительных и контролирующих органов.

Учитывая, что предметом проверок является соблюдение российским участником внешнеэкономической деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также условий и требований лицензий и разрешений, проведение проверочных мероприятий сводится к выявлению внешнеэкономических сделок с продукцией, имеющей признаки контролируемой (наименование или код ТН ВЭД продукции совпадают с приведёнными в контрольных списках) и установлению наличия специальных разрешений (лицензий) в случаях, когда такие разрешения (лицензии) обязательны. Особое внимание уделяется операциям, связанным с передачей научно-технической информации, выполнением работ или оказанием услуг, то есть операциям, в отношении которых, как правило, не проводится таможенное оформление.

При проведении проверок необходимо учитывать, что номенклатура товаров, подлежащих экспортному контролю определяется списками, утверждёнными указами Президента Российской Федерации. Технически однородные товары могут проходить под различными торговыми названиями. Для идентификации таких товаров используется Алфавитно- предметный указатель к спискам товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, который содержит общепринятые в Российской Федерации наименования научно-технической продукции, характеризуемой одними и теми же признаками и функциональным назначением.

В случае выявления в результате мероприятия по проверке административного правонарушения, дальнейшие действия осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление сделок без лицензии, либо с нарушением их требований (условий, ограничений), с использованием незаконно полученной лицензии или с предъявлением недостоверных сведений (ст. 14.20) влечёт наложение штрафа в размере стоимости товаров с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Несоблюдение установленного порядка ведения учёта внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учётных документов – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Помимо основного состава административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьёй, в процессе проведения проверочных мероприятий могут быть выявлены дополнительные составы, которые также предполагают применение административных санкций, в соответствии со статьями 19.4 часть 1, 19.5 часть 1, 19.6, 19.7.

При наличии поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 28.1 КоАП составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями и в сроки, предусмотренные статьями 28.2 и 28.5 соответственно. Протокол об административном правонарушении направляется Руководителю территориального органа ФСТЭК России, который в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.9 КоАП имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определён главой 29 КоАП.

В соответствии со статьёй 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Система независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля

Под идентификацией понимается установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включённым в контрольные списки.

Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, посредством заключения соответствующего договора с такой организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несёт экспертная организация.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2005 г. N 54) утверждены Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения), а также Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации на ФСТЭК России возложены следующие функции:

общее методическое руководство и осуществление государственного контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы;

ведение реестра экспертных организаций и представление сведений, содержащихся в данном реестре всем заинтересованным организациям и гражданам на основании письменного запроса;

анализ и обобщение передового опыта в области организации и проведения независимой идентификационной экспертизы для выработки предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию указанной деятельности.

Решение о предоставлении российским организациям специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации. Предварительное рассмотрение обращений организаций, желающих получить такое право возложена на экспертную комиссию при ФСТЭК России, которая руководствуется в своей работе утверждёнными Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации Критериями оценки профессиональной пригодности организаций к осуществлению указанной деятельности.

В целях унификации требований к оформлению результатов независимой идентификационной экспертизы ФСТЭК России разработана типовая форма заключения, использование которой является обязательной для независимых экспертных организаций. Данная форма также рекомендована к использованию российским участникам внешнеэкономической деятельности в тех случаях, когда идентификация осуществляется самостоятельно, а объекты внешнеэкономической сделки имеют признаки контролируемых.

В настоящее время специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля предоставлено двадцати четырём организациям, перечень которых с указанием номенклатуры продукции в отношении которой они имеют право проведения такой экспертизы размещён на странице Управления официального сайта ФСТЭК России.

Выдаваемые этими организациями заключения независимой идентификационной экспертизы являются официальным документом, определяющим для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции и используются таможенными и контролирующими органами при принятии соответствующих решений.

Внутренние программы экспортного контроля

Под внутренней программой экспортного контроля (ВПЭК) понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля.

ВПЭК призваны содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью на предприятиях и в организациях, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий и разрешений, а также воспрепятствовать осуществлению передач за границу научно-технической продукции, в результате которых может быть нанесён ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены её международные обязательства в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» федеральные органы исполнительной власти оказывают российским участникам внешнеэкономической деятельности содействие в создании внутренних программ экспортного контроля и необходимую информационно-методическую помощь. Создание ВПЭК является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

В целях оказания информационно-методической поддержки участникам внешнеэкономической деятельности, разработано Методическое руководство по созданию на предприятиях (в организациях) внутрифирменной программы экспортного контроля, в котором даны практические рекомендации по организации такой работы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ФСТЭК России организует государственную аккредитацию российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля, и выдаёт им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации таких организаций утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. N 176. Следует отметить, что государственная аккредитация не носит обязательного характера.

Государственная аккредитация проводится в целях подтверждения готовности российских участников внешнеэкономической деятельности обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Наличие свидетельства о государственной аккредитации является необходимым условием получения генеральных лицензий на экспорт отдельных видов контролируемых материалов и оборудования.

Проведение информационно-просветительской работы среди участников внешнеэкономической деятельности по вопросам экспортного контроля

Сложность проблемы эффективного противодействия распространению ядерного, химического, биологического и иных наиболее опасных видов оружия заключается в том, что для их создания может быть использован очень широкий ассортимент товаров и технологий.

В тоже время осуществление тотального контроля со стороны государства за любым экспортом явилось бы непосильным бременем как для него самого, так и для отечественных товаропроизводителей. Следовательно, необходим разумный баланс, обеспечивающий оптимальное сочетание открытости экономики с требованиями национальной безопасности.

В условиях когда государство регулирует внешнеэкономическую деятельность в отношении ограниченной номенклатуры товаров и технологий, критичных с точки зрения распространения оружия массового поражения и средств его доставки, это может быть достигнуто путём подключения промышленного сектора и научного сообщества к контролю за конечным использованием экспортируемой ими продукции.

Для этого потенциальные экспортёры должны понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства совершения внешнеэкономических сделок.

В современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле «чувствительной» продукцией. Для того, чтобы стать полноправными и надёжными партнёрами иностранных фирм и цивилизованно работать на мировых рынках высоких технологий отечественные товаропроизводители должны «играть по общим правилам», а для этого необходимо, как минимум, эти правила знать.

Экспортный контроль и первичные документы

В соответствии со статьей 21 Закона №183-ФЗ внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами, информацией, работами, услугами подлежат государственной экспертизе. Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 года №294 «Об утверждении правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль». Действие данных Правил не распространяется на внешнеэкономические сделки с продукцией военного назначения.

Экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, которые имеют отношение к внешнеэкономической сделке. Целью экспертизы является определение соответствия сделки международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим направлениям науки, техники и технологии. В состав советов входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к государственной тайне, в чью компетенцию входит участие в проведение таких экспертиз. При необходимости к участию в работе межведомственных экспертных советов могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Экспертиза проводится на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности, перечень и требования к которым определяются законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации должно зарегистрировать представленные документы и в течение 5 дней провести проверку правильности их оформления, а также полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

При отсутствии замечаний документы направляются для проведения государственной экспертизы, в случае несоответствия документов установленным требованиям они возвращаются на доработку.

Государственная экспертиза представленных документов должна быть проведена междуведомственным экспертным советом в течение 20 дней.

При проведении экспертизы учитывается:

  1. соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки;
  2. обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности Российской Федерации;
  3. цель использования предметов сделки, а также степень риска их применения не по назначению;
  4. значение сделки для наращивания военно-промышленного потенциала государства — получателя;
  5. иные факторы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации в области экспортного контроля.

Эксперты при проведении государственной экспертизы обязаны осуществлять полный и объективный анализ представленной информации и документов, соблюдать законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля и сроки проведения экспертизы, обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность представленных сведений, выражать точку зрения органа власти, который они представляют.

По результатам проведенной экспертизы может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение.

Основанием для выдачи отрицательного заключения является:

  • наличие в представленных документах для проведения государственной экспертизы, недостоверной или искаженной информации;
  • совершение внешнеэкономической сделки на условиях, которые могут привести к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля либо причинить ущерб политическим, экономическим, военным интересам или безопасности государства;
  • наличие неприемлемого для национальной безопасности риска, связанного с распространением оружия массового поражения и средств его доставки;
  • иные предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля основания.

Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертизе, к нему прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами государственной экспертизы.

При наличии разногласий в срок не более 15 дней с даты заседания экспертного совета проводится согласительное совещание с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях поиска взаимоприемлемого решения, результаты которого оформляются протоколом.

В случае если такое решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.

Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.

Согласно статье 19 Закона №183-ФЗ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат обязательному лицензированию. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и могут быть как разовыми, так и генеральными.

Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии. Получателем генеральной лицензии может быть только российское юридическое лицо, создавшее внутрифирменную программу экспортного контроля и получившее свидетельство о государственной аккредитации. В генеральной лицензии указывается количество товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств, а также виды контролируемых товаров, для экспорта которых требуется получение генеральных лицензий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешение на осуществление внешнеэкономической сделки, предметы которой не подпадают под действие списков контролируемых товаров и технологий, но могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, выдается межведомственным координационным органом по экспортному контролю.

Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий может осуществляться и без лицензий, при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществившего их вывоз, и будут в установленные сроки возвращены в Российскую Федерацию.

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.

В соответствии со статьей 25 Закона №183-ФЗ такие запреты и ограничения вводятся:

  • федеральными законами, если они устанавливаются в отношении отдельных иностранных государств исходя из интересов безопасности Российской Федерации;
  • указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, если они устанавливаются в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации, если они устанавливаются в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, несовместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 года №1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятии решения в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее Инструкция №1545).

Инструкция устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

Принадлежность товаров к контролируемым определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных списков.

Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

Порядок проведения уполномоченным должностным лицом таможенного органа документального контроля утвержден разделом 2 Инструкции №1545.

Документальный контроль в соответствии с пунктом 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 года №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров», является одной из форм таможенного контроля. Заключается документальный контроль в проверке документов и сведений и при его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

При обнаружении таких признаков проверяется наличие одного из следующих документов:

  • лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
  • разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю;
  • заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;
  • заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

Если разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.

В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.

Проведение дополнительной проверки включает в себя несколько этапов и на основании обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается одно из следующих решений:

  • о необходимости подтверждения сведений, заявленных о товаре, посредством представления одного из разрешительных документов. Данное решение принимается, если наименование декларируемого товара соответствует общетехническому наименованию товара, включенного в контрольные списки, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 18 Инструкции №1545;
  • о возможности выпуска товара;
  • о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки. Данное решение принимается при наличии в таможенном органе информации о возможном использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Сведения о лицензионной деятельности ФСТЭК России в области экспортного контроля

Получение разрешения Комиссии по экспортному контролю 253 КБ 11150
Получение разрешения Комиссии по экспортному контролю 72 КБ 1686

Комиссия по экспортному контролю является межведомственным координационным органом, в который входят представители различных министерств и ведомств. Состав Комиссии* по экспортному контролю утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1380 «Об утверждении состава Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации».

Как упоминалось ранее, Комиссия по экспортному контролю выдает разрешения в двух случаях:

1. На вывоз контролируемых товаров и технологий в форме технических данных без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию России (временный вывоз без передачи иностранному лицу);

2. На внешнеэкономические операции, подпадающие под действие статьи 20 «Всеобъемлющий контроль» Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (посл.изм.01.12.2007).

Исполнительным органом Комиссии является Управление экспортного контроля ФСТЭК России, которое, в том числе, занимается выдачей этих разрешений в вышеуказанных случаях.

1) Для получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на временный вывоз контролируемых товаров и технологий в форме технических данных без передачи иностранному лицу российский участник внешнеэкономической деятельности представляет в ФСТЭК России следующие документы:

а) письмо с просьбой о выдаче соответствующего разрешения, в котором должны быть указаны наименование, характеристики, цели и место использования вывозимых товаров и технических данных;

б) копии учредительных документов – для юридических лиц; копия документа, удостоверяющего личность, и документ, содержащий сведения о месте работы и занимаемой должности, – для физических лиц;

в) копии свидетельства о государственной регистрации и справки налогового органа о постановке на учет – для юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации со штампом налогового органа – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

г) документ, подтверждающий цель вывоза и сроки нахождения контролируемых товаров или технических данных за границей;

д) письменное обязательство о возврате на территорию Российской Федерации контролируемых товаров или технических данных;

е) документы, содержащие данные о том, являются ли вывозимые товары и технические данные носителями сведений, составляющих государственную тайну.

Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены соответствующие Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью 1 по каждому из шести контрольных Списков.

Решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации принимается на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке ФСТЭК России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в течение 10 дней с даты завершения экспертизы, но, как правило, не более 45 дней с даты получения необходимых документов.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации оформляется в срок не более 5 дней с даты принятия решения о его выдаче.

Плата за рассмотрение заявлений и выдачу разрешений не взимается.

2) Для получения разрешения на внешнеэкономическую операцию, подпадающую под действие статьи 20 «Всеобъемлющий контроль» от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (посл.изм.01.12.2007), российский участник внешнеэкономической деятельности представляет в ФСТЭК России заявление с приложением следующих документов:

а) копия контракта, на основании которого будет осуществляться передача иностранному государству или иностранному лицу научно-технической продукции, а в случае если такой контракт не заключен, — материалы, раскрывающие содержание, характер и условия предполагаемой внешнеэкономической сделки;

б) копия документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей — соответственно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в) копия документа, удостоверяющего личность и место жительства — для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

г) материалы, содержащие техническое описание передаваемой иностранному лицу научно-технической продукции;

д) имеющаяся в распоряжении российского участника внешнеэкономической деятельности информация об иностранных лицах, участвующих в осуществлении внешнеэкономической сделки, а также месте использования передаваемой научно-технической продукции.

В данном случае регулирующим документом является постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517 «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки» (посл.изм.22.07.2008)

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке ФСТЭК России совместно с Минобороны России, МИД России и при необходимости с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Ответственный секретарь Комиссии уведомляет российского участника внешнеэкономической деятельности о принятом решении в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.

Уведомление об отказе в выдаче разрешения с указанием причины отказа направляется (вручается) российскому участнику ВЭД в письменной форме.

Плата за рассмотрение заявлений и выдачу разрешений не взимается.

1 ДН — Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» (посл.изм.04.02.2005)

РО — Постановление Правительства РФ от 16.04.2001 N 296 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия» (посл.изм.04.02.2005)

ЯО — Постановление Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» (посл.изм.04.02.2005)

БО — Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 N 634 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» (посл.изм.25.08.2008)

ХО — Постановление Правительства РФ от 24.09.2001 N 686 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» (посл.изм.26.01.2007)

ИС — Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» (посл.изм.31.10.2007)

Разрешение комиссии по экспортному контролю ФСТЭК

РАЗРЕШЕНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ФСТЭК РОССИИ (Разрешение КЭК ФСТЭК)

Экспортный контроль в РФ

Экспортный контроль в Российской федерации — система мер, обеспечивающая государственный контроль над вывозом определенных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Под экспортный контроль попадает любой продукт, позволяющий решить исследовательские, инженерные и производственные задачи при создании ОМП и средств его доставки, различных видов боевой техники.

Объект и порядок экспортного контроля

Функции соблюдения порядка вывоза указанных выше продуктов возложена на Федеральную службу технического и экспортного контроля (ФСТЭК). Ее исполнительным органом является Комиссия экспортного контроля (КЭК), аппарат проверки, подготовки решений и пр. сосредоточен в Управлении экспортного контроля.

В правовом поле структура контроля реализована в виде системы лицензирования и получения разрешений комиссии по экспортному контролю.

Лицензия или разрешение?

Лицензированию подлежит номенклатура из 6 списков, введенных в действие указами Президента РФ. Если вывоз товаров и технологий из списков имеет временный характер и не происходит их передачи иностранному лицу, то оформляется разрешение КЭК.

Отсутствие продукта в шести президентских списках, еще не означает свободного вывоза. Разрешение комиссии по экспортному контролю оформляется во всех случаях, если есть основания полагать, что экспортируемый продукт может быть использован для создания ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Также разрешение КЭК ФСТЭК российские участники ВЭД должны получить, если в получении продукта заинтересованы лица, связанные с террористической деятельностью (ст. 20 закона «Об экспортном контроле»).

Обратите внимание! Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также другие действия по получению разрешений на их вывоз из Российской Федерации являются обязанностью российского участника ВЭД. За нарушения законодательства в области экспортного контроля предусмотрена уголовная (ст.189 УК) и административная (ст.14.20) ответственность.

Преимущества услуги «Разрешение КЭК ФСТЭК»

Экспортный контроль — специфическая область со строгими правилами. Любые сомнения здесь на законном основании трактуются не в пользу предпринимателя. ФСТЭК не требует денег за экспертизы, но требует точного соблюдения даже малейших формальностей, может неожиданно затребовать дополнительные сведения. В связи с этим большую роль играет опыт работы в данной области, знание и понимание всех процедурных моментов.

Воспользовавшись нашей услугой, вы можете быть уверены, что продукт правильно идентифицирован, проверен по всем спискам и исчерпывающе описан. Все документы будут подготовлены в точном соответствии с требованиями ФСТЭК.

Законом не установлены конкретные сроки проведения госэкспертизы сделки, но, как правило, они не превышают 45 дней. Профессионально подготовленная заявка позволяет сократить их и обойтись без дополнительных запросов информации. Срок выдачи разрешений КЭК определен в 5 дней после экспертизы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *