Добросовестный налогоплательщик

Содержание

Презумпция добросовестности налогоплательщика — статья 54.1 НК РФ

Как закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика в НК РФ

Запреты и права налогоплательщика по статье 54.1 НК РФ

Понятие необоснованной налоговой выгоды

Как удавалось доказать необоснованную налоговую выгоду до введения статьи 54.1 НК РФ и чего ожидать после ее появления

Ограничение формальных обвинений по нормам новой статьи НК РФ

Итоги

Как закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика в НК РФ?

В налоговом законодательстве отсутствует расшифровка понятия «презумпция добросовестности», и сам термин в НПА не применяется. При этом из ст. 108 НК РФ следует, что:

  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана;
  • бремя доказывания вины лежит на налоговиках — сам налогоплательщик доказывать свою «налоговую» невиновность не обязан;
  • все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу.

Положения этой статьи закрепляют на законодательном уровне принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Чтобы узнать, помогает ли принцип презумпции добросовестности плательщика налога отстоять в суде вычет по НДС, перейдите по .

На практике налогоплательщику в большинстве случаев приходится самому доказывать свою невиновность. С появлением в Налоговом кодексе ст. 54.1 о запрете налоговых злоупотреблений налогоплательщику необходимо учесть ее нормы при доказывании своей невиновности. Остановимся на содержании этой статьи подробнее.

О появлении в НК РФ статьи 54.1 мы рассказывали .

Запреты и права налогоплательщика по статье 54.1 НК РФ

Ст. 54.1 определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей.

В п. 1 ст. установлен запрет на уменьшение налоговой базы или суммы налога, если при их расчете налогоплательщик использовал недостоверные данные:

  • о фактах своей хозяйственной жизни (или их совокупности);
  • объектах налогообложения, подлежащих отражению в учете или отчетности.

Если хозяйствующий субъект при определении налоговых обязательств использует достоверные фактические данные, ему позволено уменьшить налоговую базу (п. 2 рассматриваемой статьи). При этом требуется одновременное соблюдение 2 условий:

  • цель осуществления операции не должна быть непосредственно связана с уменьшением налоговых обязательств (неуплатой (неполной уплатой) и (или) зачетом (возвратом) налога);
  • исполнитель операции (сделки) должен выступать стороной договора с налогоплательщиком или иным уполномоченным лицом, которому передано обязательство по исполнению договора (в силу договора или по закону).

В последнем пункте статьи законодателем предусмотрена своего рода поблажка для налогоплательщика (о ней мы расскажем далее).

Данная статья, хотя и посвящена вопросам налоговой выгоды, не содержит расшифровку непосредственно понятия необоснованной налоговой выгоды, в которой контролеры пытаются уличить хозяйствующих субъектов. Из следующего раздела вы узнаете, как трактуют это понятие судьи.

См. также: «ФНС рассказала, как доказываются злоупотребления налогоплательщиков».

Понятие необоснованной налоговой выгоды

Этот термин в НК РФ не расшифрован, хотя доказывание необоснованной налоговой выгоды (ННВ) вовсю используется налоговиками в суде.

Обвинение в получении ННВ может последовать от контролеров, если:

  • по их мнению (основанному на предварительном анализе), вы осуществляете деятельность с высоким налоговым риском, и существует вероятность получения вами ННВ;
  • предварительное мнение налоговиков подкрепляется результатами налоговой проверки.

Понятие «налоговая выгода» расшифровано в постановлении Пленума ВАС «Об оценке судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12.10.2006 № 53 как уменьшение налоговых обязательств за счет получения:

  • права на налоговый вычет, возврат (зачет) налога и/или его возмещение;
  • налоговой льготы;

А также за счет:

  • снижения величины налоговой базы;
  • применения более низкой ставки налога;

Налоговая выгода может быть признана ННВ, если ее получение не связано с реальной деятельностью налогоплательщика.

С появлением ст. 54.1 теперь и в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью снижения налоговых обязательств.

Как удавалось доказать необоснованную налоговую выгоду до введения статьи 54.1 НК РФ и чего ожидать после ее появления

До появления ст. 54.1 контролерам удавалось раздобыть доказательства получения необоснованной налоговой выгоды путем сбора информации о том, что деятельность налогоплательщика нереальна.

Фиктивную (нереальную) деятельность они подтверждали:

  • технической и организационной несостоятельностью налогоплательщика — что означает отсутствие у него необходимых активов, кадровых ресурсов и технологических мощностей для осуществления деятельности (производства продукции, перевозки грузов и т. д.);
  • «избирательностью» учетных операций — когда при подсчете налоговых обязательств учитываются только те, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды (хотя для данного вида деятельности необходимо также совершение иных хозопераций и их учет).

С появлением ст. 54.1 налогоплательщику необходимо подтвердить:

  • факт осуществления операции исполнителем;
  • наличие с ним договорных отношений.

Это означает, к примеру, что отсутствие у заказчика документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров, может послужить поводом для отказа в вычете расходов и НДС.

Как влияет собственная осторожность и осмотрительность налогоплательщика на оценку судами ННВ, узнайте .

См. также: «При обжаловании результатов по «старым» проверкам нельзя ссылаться на ст. 54.1 НК РФ».

Ограничение формальных обвинений по нормам новой статьи НК РФ

До появления в Налоговом кодексе ст. 54.1 налоговики пытались доказать получение ННВ налогоплательщиком, если обнаружат:

  • нарушения налогового характера у него в прошлом;
  • неритмичность его хоздеятельности;
  • разовость операции;
  • иные обстоятельства (взаимозависимость участников сделок, проведение расчетов в одном банке и др.).

Однако, по мнению судей, сами по себе эти обстоятельства не могли являться основанием для признания получения ННВ и рассматривались в качестве доказательства только во взаимосвязи с иными факторами.

Новая статья НК РФ перечень таких обстоятельств ограничила. В п. 3 этой статьи сформулировано важное правило, позволяющее избежать обвинений в получении ННВ по формальным основаниям.

Так, не являются самостоятельными основаниями для отказа в уменьшении налоговой базы:

  • небезупречное налоговое прошлое контрагента налогоплательщика (наличие у него нарушений налогового законодательства);
  • наличие учетных документов, подписанных неуполномоченными или неустановленными лицами;
  • возможность получения хозяйствующим субъектом аналогичного результата хоздеятельности при осуществлении иных операций, не запрещенных законом.

В настоящее время по-прежнему судами рассматриваются все доказательства и обстоятельства в совокупности, и ст. 54.1 НК РФ кардинальных изменений в этот процесс не внесла. В связи с чем вероятность применения наказания за прошлые периоды при изменении судебного решения не в пользу недобросовестного налогоплательщика очень велика. Такое решение вынес КС РФ в постановлении от 28.11.2017 № 34-П. А поскольку постановление № 53 более детально рассматривает и понятие налоговой выгоды, и обстоятельства, при которых она может быть признана необоснованной, следует ожидать, что им и в дальнейшем будут руководствоваться суды при рассмотрении дел о ННВ.

Итоги

Под презумпцией добросовестности налогоплательщика понимается невиновность лица в совершении налогового правонарушения при отсутствии доказательств его вины.

Налоговики смогут доказать его вину, если во время налоговой проверки найдут подтверждение нереальности его деятельности даже при отсутствии недочетов в документах.

Новая статья Налогового кодекса определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей. С появлением этой статьи в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью законного снижения налоговых обязательств.

Добросовестный налогоплательщик

Добросовестным налогоплательщиком считается налогоплательщик, который имеет хорошую репутацию у налоговых органов в отношении исполнения им обязанностей, которые предусмотрены НК РФ.

Критерии добросовестного налогоплательщика

Добросовестным налогоплательщиком считается тот, кто:

  • в целях снижения суммы уплачиваемых налогов использует только законно установленные способы;

  • вовремя и в полном объеме уплачивает налоговые платежи;

  • сдает в срок всю необходимую отчетность;

  • своевременно и полно отвечает на запросы налоговых органов;

  • беспрепятственно предоставляет доступ к информации, необходимой для налогового контроля.

Кто и как доказывает факт недобросовестности

Обязанность по сбору доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды, ложится на ИФНС (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Подход в каждом конкретном случае должен быть индивидуальным.

При этом источники данных, которые могут использоваться могут быть самыми разными, но полученные факты должны быть убедительными (письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250).

Доказательства необоснованной налоговой выгоды

Отметим, что сбор доказательств получения компаниями необоснованной налоговой выгоды проводится налоговыми органами успешно и эффективно.

В качестве доказательств получения компаниями необоснованной налоговой выгоды принимаются следующие факты:

  • несоответствие данных, относящихся к исполнителю, в отгрузочных документах перевозчика и путевых листах;

  • отсутствие отчетов по оказанным консультационным услугам;

  • затруднения при объяснении смысла и обстоятельств сделки;

  • свидетельские показания работников, подтверждающих фиктивность их оформления на работу в контролируемую фирму;

  • отсутствие имущества и работников по месту регистрации филиала;

  • отсутствие реальной деятельности контрагента (непредставление отчетности, неуплата налогов);

  • ликвидация или реорганизация контрагента сразу после сомнительной сделки;

  • наличие в цепочке контрагентов лиц, в реальности не осуществляющих деятельность (отсутствие движения денежных средств по счетам или их неперечисление на оплату обычных для функционирующего лица расходов);

  • исключение из ЕГРЮЛ на момент совершения сделки;

  • дисквалификация, смерть или лишение свободы на момент совершения сделки лица, которым подписан документ;

  • отсутствие необходимого для выполнения работ имущества, персонала и договоров с третьими лицами;

  • обнаружение у налогоплательщика печати и учредительных документов контрагента;

  • наличие в договоре условия о согласовании генподрядчиком с налогоплательщиком выбираемых для исполнения работ субподрядчиков.

Проблемный контрагент

В последнее время одним из наиболее часто употребляемых налоговыми органами терминов стал «проблемный» поставщик или его аналог «фирма-однодневка».

Объясняется это тем, что налоговики, на практике успешно доказывают так называемую недобросовестность поставщиков, и связанные с этим неправомерное получение вычетов по НДС и включение затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у организации, проводящей операции с проблемным контрагентом.

При этом, налоговые органы для доказательства «проблемности» контрагента используют определение фирмы-«однодневки» (что является составной частью недобросовестности) и ряд ее признаков.

Так «однодневкой» считается юридическое лицо, которое создается под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило на квартал.

Эти фирмы не имеют целью вести какую-либо реальную деятельность, не представляют отчетность или представляют «нулевую» отчетность налоговым органам.

Признаками «однодневки» считается регистрация компании «массовыми» заявителями, по «массовому» адресу, с «массовым» директором и (или) учредителем.

Причем «массовым» считается такой адрес, руководитель, учредитель или заявитель, который указывается в регистрационных данных десяти и более компаний.

Исходя из сложившейся арбитражной практики можно выделить еще критерии, на которые ссылаются налоговые органы, доказывая «проблемность» контрагента:

  • минимальный размер уставного капитала, который формируется имуществом, вносимым учредителем;

  • государственная регистрация осуществляется по недействительным или утерянным паспортам;

  • постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;

  • отчетность в налоговые органы не представляется;

  • отсутствует штат сотрудников, способный выполнять работы (услуги), оказываемые организацией;

  • учредитель, руководитель и главный бухгалтер – одно и то же лицо;

  • отсутствует имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности;

  • систематически на постоянной основе компания предъявляет к возмещению НДС при несоразмерно минимальных суммах декларируемой выручки.

Как снизить претензии ИФНС по добросовестности контрагента

Учитывая ситуацию, складывающуюся в отношении возможных претензий к осмотрительности и добросовестности, налогоплательщику, начинающему работать с новым контрагентом, есть смысл предпринять ряд следующих действий:

· проверить контрагента (в том числе проверить «массовость» адреса контрагента) на сайте ФНС РФ (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Результат запроса следует распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту (досье на контрагента);

· запросить у контрагента пакет документов, подтверждающих легитимность его существования (копии свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН, устава) и полномочия лиц, подписывающих документы (см. письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177);

· найти информацию о контрагенте в СМИ, интернете (реклама, сайт). ;

Первоначальным источником информации о контрагенте могут служить:

  • рекламно-информационные материалы,

  • публикации в средствах массовой информации,

  • сайт компании и прочее.

Если первоначальным источником информации об организации являлись элементы внешней атрибутики потенциальных фирм-партнеров: визитные карточки, буклеты, проспекты, адреса сайтов, то такие источники целесообразно подшить в досье с целью поверки и подтверждения реальности указанных контактов и деятельности организации;

· собрать подтверждения реальности деятельности контрагента в виде копий сдаваемой отчетности и выписок по счетам (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 № А40-69230/12-90-374).

Кроме этого следует получить информацию о статусе организации-контрагента, ее регистрации в налоговом органе, выявления информации о нахождении в процессе ликвидации или факте исключения из ЕГРЮЛ.

Результат проверки необходимо распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту.

Отметим, что подобная информация принимается судами как подтверждение должной осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.

Кроме этого, подобную информацию по контрагенту с такой же целью может запросить у Организации ИФНС в ходе проведения выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621).

Сбор документов контрагента

Надо получить от каждого нового контрагента пакет учредительных и регистрационных документов (например):

  • свидетельство о государственной регистрации (свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ),

  • свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН),

  • устав (обязательны обложка, листы, содержащие сведения о наименовании организации, учредителях, уставном капитале и распределении долей, порядке избрания, сроке и перечне полномочий руководителя организации);

  • протокол (решения) об избрании (назначении) руководителя организации или выписки из него;

  • выписка из ЕГРЮЛ.

Указанные документы целесообразно получить в виде заверенных контрагентом копий, за исключением выписки из ЕГРЮЛ, которую необходимо получить в виде оригинала.

Реестр недобросовестных налогоплательщиков: проверить по ИНН

При принятии решения о сотрудничестве с компанией или ИП, постоянно возникает вопрос о надежности и честности Контрагента. Это касается ситуации, когда Физическое лицо заказывает товар или услугу, так и ситуации, когда Юридическое лицо начинает сотрудничество с новым Поставщиком / Партнером / Клиентом.

При проведении платежа (предоплаты) за товары или услуги нужно четко понимать, что Поставщик выполнит все свои обязательства, поставит товар или окажет услугу четко и в срок.

Важно проверять Контрагента и выбирать надежные компании для устранения возможных рисков поставки некачественного товара, отсутствия гарантийного обслуживания.

Для Юридических лиц, проверка Контрагента является основным действием для предотвращения финансовых и налоговых рисков. Федеральная налоговая служба настоятельно рекомендует проверять Контрагентов и проявлять Должную Осмотрительность, используя все доступные открытые и законные источники информации. Самый простой способ Проверки Контрагента — получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте налоговой. Для получения более полной информации рекомендуется пользоваться сервисом проверки контрагентов ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить Контрагента ЮЛ или ИП по информации из официальных открытых источников (ФНС, РОССТАТ и д.р.)

Данные на портале ежедневно обновляются и синхронизируются с сервисом nalog.ru ФНС РФ*.

Для бесплатной проверки Контрагента по ИНН / ОГРН / ФИО / Наименованию воспользуйтесь поисковой строкой:

Для этого введите в поисковой строке ИНН или ОГРН компании.

Если у вас нет точных реквизитов, достаточно будет ввести название компании. В случае если название является распространенным и по Вашему запросу выходит список, желательно уточнить запрос:
• ввести название компании + фамилию директора (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ)
• или: название компании + ее место нахождения (например: ТЕХПРОМ МОСКВА)
• или сразу все параметры (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ МОСКВА)
Как искать подробнее.

Краткий алгоритм Проверки Контрагента (как определить надежного Контрагента с помощью ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ):

  1. Организация должна существовать, статус ее должен быть Действующий.
  2. Компания не должна находиться в специальных реестрах налоговой службы (ФНС), иначе появится красная надпись в карточке под названием компании. Например:
    Отсутствует связь с юридическим лицом по юр. адресу (по данным ФНС).
  3. Компании, срок деятельности которых менее года, имеют повышенные риски (определяем по дате регистрации). По статистике, каждая 3-я компания, прекращает деятельность в течение первого года.
  4. Компания должна находиться по адресу регистрации. У компании не должен быть адрес массовой регистрации. Сколько компаний еще зарегистрировано по данному адресу, указано в карточке под адресом. Массовые адреса часто используют недобросовестные компании или компании-однодневки.
  5. Виды деятельности компании должны совпадать по смыслу с реальной деятельностью компании.
  6. Руководитель (директор) компании. В случае если Вы знаете, кто является руководителем компании, проверьте эти данные. Бывают случаи, когда компании оформляются на номинальных руководителей, т.е. лиц, не принимающих участие в деятельности. Это один из главных признаков недобросовестных компаний.
  7. Проверьте кол-во сотрудников. Компания не имеющая собственных сотрудников и материально технической базы может не выполнить свои обязательства.
  8. Проверьте наличие регистрации во внебюджетных фондах. Без регистрации, например в ПФР, компания не может отчислять средства в Пенсионный Фонд.
  9. Стоит обратить внимание также на Финансовые показатели (не относится к компаниям, существующим менее года). Обращаем внимание на статьи: “Чистая прибыль (убыток)” – у убыточной компании могут быть финансовые проблемы. Статья “Основные средства” показывает наличие в собственности компании Имущества.
  10. Особое внимание необходимо обратить на данные Арбитражного суда (отдельная вкладка в карточке Юридического лица или Индивидуального Предпринимателя на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС). Наличие судебных дел по неисполнению обязательств и исков о взыскании денежных средств к проверяемой Организации, говорит о ненадежности Контрагента.
  11. Проверьте данные ФССП. Наличие исполнительных производств говорит о принудительном взыскании денежных средств с проверяемой компании.

Для Вашего удобства, Вы можете сохранить ссылку на Карточку компании в любой соц. сети на своей странице (нажав на соответствующий значок, справа на экране) и периодически возвращаться к ней, для отслеживания изменений.

Желаем Вам работать с благонадежными, честными Контрагентами!
Удобной, комфортной работы при проверке Контрагентов на портале!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица. На сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ Вы можете бесплатно проверить Контрагента и проявить Должную Осмотрительность. Все указания и требования, представленные на сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не являются обязательными к исполнению и носят рекомендательный характер. Рекомендации даны для возможного снижения экономических рисков. При заключении сделок налогоплательщикам, в первую очередь, необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск. Администрация сайта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не несет ответственности за возможные экономические потери/случаи недополученного дохода и не дает каких-либо гарантий или заверений третьим лицам.

Какими способами можно проверить надежность потенциального исполнителя госконтракта через интернет?

На этапе проверок первых частей заявок на участие в закупке, а также при подготовке коммерческой сделки с юридическим лицом заказчик проверяет потенциального исполнителя контракта на юридическую чистоту и надежность.

Проверка поставщика через онлайн-сервисы

Онлайн-проверка может проводиться через следующие сервисы:

  • сайт ФНС России;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • картотека арбитражных дел;
  • портал службы судебных приставов;
  • реестр сведений о банкротстве юрлиц.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

На сайте ФНС и в РНП

На сайте производится первичная проверка поставщика на предмет его регистрации в ФНС. В верхнее поле вводятся ИНН, ОГРН или наименование юрлица (ОГРНИП или ФИО – для индивидуальных предпринимателей), ниже указывается регион и нажимается кнопка «Найти». Ниже на странице можно воспользоваться другими электронными сервисами налоговой службы, позволяющими по номерам ИНН или ОГРН отследить дисквалифицированных юрлиц, а также адреса массовой регистрации юрлиц – наличие компании поставщика по такому адресу может свидетельствовать о его фиктивной регистрации.

Далее нужно проверить нахождение потенциального исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков по ссылке. Расширенный поиск позволяет найти юридическое или физическое лицо, победившее в госзакупке и отказавшееся от заключения контракта, по номерам ИНН, КПП, ФИО ИП или наименованию компании.

В картотеке арбитражных дел

Если в отношении поставщика были открыты арбитражные судебные дела (например, при банкротстве, выявлении недобросовестной конкуренции и т. д.), то проверить такие сведения можно в картотеке арбитражных дел.

На портале ФССП

Наличие исполнительных производств в отношении поставщика проверяется через официальный сайт. На странице нужно:

  1. Поставить маркер «Поиск юридических лиц».
  2. Указать регион регистрации и наименование компании поставщика.
  3. Нажать кнопку «Найти».

Проверить поставщика на добросовестность можно, запросив у него размеры сумму задолженности и сравнив ее с полученными на сайте приставов данными.

Федресурс

Чтобы проверить, были ли в отношении поставщика возбуждены дела о несостоятельности, нужно зайти на сайт, нажать вверху на кнопку «Банкротства», в разделе «Поиск должников» перейти в расширенный поиск и ввести известные данные об исполнителе в поля «адрес», «регион», «код ОКПО» и т. д.

Данный сервис показывает решения арбитражных судов о признании юрлиц банкротами, а также указывает на то, что если в карточке юрлица и базе ЕГРЮЛ данные одного и того же юрлица не совпадают, то это повод для дополнительной проверки.

Проверка лицензии

Если исполнителю по роду его деятельности необходимо работать с возбудителями инфекционных болезней, а также с генераторами ионизирующего (рентгеновского) излучения, то проверить наличие лицензии у такого исполнителя можно здесь по номеру ИНН.

Дополнительные проверки

После проверок по вышеуказанным сервисам заказчику следует удостовериться, что исполнитель обладает реальной возможностью поставить нужный товар или оказать требуемую услугу. Для этого следует запросить у исполнителя штатную численность сотрудников, чтобы оценить масштабы и возможности его предприятия. Отказ предоставлять такие сведения является признаком недобросовестности за исключением случаев, когда исполнитель имеет доступ к гостайне.

Также следует запросить в территориальном отделении налоговой службы сведения о наличии налоговых задолженностей поставщика. Ряд налоговых органов отказывает в предоставлении информации такого рода, ссылаясь на наличие налоговой тайны. Заказчику важно отправить такой запрос заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы при необходимости доказать попытку получения подобной информации, так как арбитражный суд нередко признает виновным в недобросовестной сделке заказчика, аргументируя отсутствие попыток последнего проверить добросовестность поставщика.

Чем опасно заключение контракта с ненадежным исполнителем

Подписание контракта с лицом, числящимся в базе должников, банкротов или иных сомнительных лиц, может повлечь негативные последствия для заказчика в виде:

  • причинения убытков;
  • нарушения сроков поставок и иных условий контракта;
  • отмены сделки по решению суда;
  • лишения права на налоговые льготы;
  • штрафов и уголовного преследования;
  • судебных разбирательств.

Убытки возникают по причине поставок некачественного товара, задержке сроков исполнения контракта и т. д. Лишение прав на налоговые льготы возникает вследствие предоставления исполнителем неверной информации о себе в контракте, за что будет нести косвенную ответственность заказчик.

Также возможно уголовное преследование из-за недостатка проверок исполнителя заказчиком – суд может посчитать, что заказчик находился в сговоре с исполнителем и поэтому не проверял его надежность через открытые источники.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Проверка контрагентов в 2018 году

Большая часть отказов в признании расходов необоснованными, а налоговых вычетов – неподтвержденными, как правило, связана с недобросовестными контрагентами.

Примечание: контрагент – физическое лицо, ИП или организация с которой вы заключаете сделку или договор. Для указанных лиц вы, в свою очередь, также выступаете контрагентом.

«Фирмы-однодневки» или «транзитные компании» как их называют налоговики, являются камнем преткновения налогоплательщиков и контролирующих органов. Последние настаивают на том, что ответственность за недобросовестных бизнес-партнеров должна полностью ложиться на плечи тех, кто заключает с ними сделку.

Стоит отметить, что прямого указания в законодательных актах на обязанность проверки контрагента нет, но есть Постановление ВАС РФ № 53, в котором приведены критерии оценки обоснованности получения налоговой выгоды.

Примечание: налоговая выгода — уменьшение суммы налога к уплате в бюджет посредством применения вычетов, учета произведенных расходов, снижения налоговой ставки, использования льгот и т.п.

Примерами получения налоговой выгоды является заявление вычетов по НДС и признание расходов по налогу на прибыль на ОСН, учет затрат при расчете УСН «доходы минус расходы», применение льгот и т.п.

В соответствии с Постановлением № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной (незаконной) если будет доказано, что организация или ИП не проявили должную степень осторожности и осмотрительности при выборе контрагента.

Обратите внимание, что Постановление № 53 не содержит четких указаний на то, какие меры должен предпринять налогоплательщик, чтобы ИФНС признала его действия соответствующими критериям осмотрительности и осторожности. В связи с чем, отказать налоговая может даже в случае, если все возможные мероприятия по проверке бизнес-партнеров были проведены. Связано это с тем, что налоговые органы наделены гораздо большим спектром полномочий, нежели, чем обычные налогоплательщики.

Сотрудничество с непроверенными бизнес-партнерами может также грозить предпринимателю риском попасть под внеплановую выездную проверку. Об этом прямо говорится в п. 12 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как проверить контрагента

  • Бесплатные электронные сервисы (ФНС, ФАС, ФССП, ФМС, ВАС и т.д.);
  • Платные электронные сервисы (Мое Дело «Бюро», Контур «Фокус», Такском «Досье»);
  • Запросы в государственные органы (ИФНС, Росстат);
  • Запрос пакета документов у контрагента;
  • Оценка деятельности бизнес-партнера (проверка деловой репутации, изучение сайта контрагента и отзывов лиц, сотрудничавших с ним);
  • Личная встреча.

Бесплатные электронные сервисы

Проверить контрагента бесплатно можно с помощью большого количества электронных сервисов, предоставляемых государственными органами.

ФНС РФ («Проверь себя и контрагента»)

Официальный сайт ФНС содержит самое большое количество сервисов для проверки контрагента – 13. С их помощью можно получить основную информацию о будущем бизнес-партнере, а именно: сведения из ЕГРЮЛ, данные о наличии признаков массовости (учредителя, директора, юридического адреса), задолженности по налогам и сборам, нахождение в стадии банкротства и т.п.

«Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств»

Данный сервис позволяет узнать общую информацию о юридическом лице:

  • Дату и место регистрации;
  • Юридический адрес;
  • Сведения об учредителях и лицах, имеющих право действовать без доверенности;
  • Данные об учредительном капитале;
  • Коды ОКВЭД;
  • Даты внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Для получения информации необходимо указать наименование организации, либо ОГРН или ИНН. В полученном документе будет отражена дата получения сведений, а также орган, предоставивший информацию (ФНС РФ).

«Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации»

Этот ресурс предоставляет информацию о том, направлены ли контрагентом в ИФНС документы на государственную регистрацию, внесение изменений (в ЕГРЮЛ и учредительные документы), реорганизацию или ликвидацию. С помощью данного сервиса также можно узнать, дату подачи заявления на государственную регистрацию, степень готовности документов и способ их направления.

Примечание: если документы направлены по почте — это может говорить о том, что контрагент избегает личного общения с налоговыми органами. Должны насторожить также многочисленные изменения, особенно лиц из состава учредителей и генеральных директоров. В случае если полученная информация вызывает сомнения в добросовестности контрагента – лучше запросить у него объяснения по данному вопросу и подтверждающие документы. При отказе в их предоставлении от сделки лучше отказаться.

Для получения сведений необходимо ввести ОГРН или наименование организации. Также, в выпадающих строках, можно выбрать интересующую форму заявления (изменений в ЕГРЮЛ, реорганизацию, ликвидацию и т.п.) на госрегистрацию или ИФНС в которую было подано заявление.

«Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»

С помощью этого сервиса можно получить информацию:

  • О нахождении контрагента в стадии ликвидации или реорганизации;
  • Об уменьшении уставного капитала;
  • О приобретении более чем 20% уставного капитала другого общества.

Примечание: при наличии информации в данном ресурсе рекомендуется запросить пояснения у контрагента относительно указанных изменений.

«Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»

Данный сервис позволяет получить информацию о том, дисквалифицирован ли по решению суда генеральный директор контрагента. Поиск ведется по ИНН или ОГРН организации.

«Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц»

С помощью этого поисковика можно узнать входят ли в состав юридического лица или ИП дисквалифицированные лица.

Для получения сведений необходимо ввести инициалы лица, которого нужно проверить или наименование организации.

«Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица»

Данный способ проверки предоставляет возможность узнать, присутствуют ли в интересующем юридическом лице дисквалифицированные лица.

Для получения сведений необходимо ввести наименование организации или ее ОГРН.

Примечание: проверять контрагента на наличие дисквалифицированных лиц по всем трем сервисам не обязательно, достаточно убедиться не отстранен ли от деятельности генеральный директор.

«Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами»

С помощью этого сервиса можно получить информацию о юридическом адресе контрагента, в частности о том, относится ли он к массовому.

Примечание: наличие так называемого «массового адреса» не всегда говорит о недобросовестности контрагента. При получении подобной информации необходимо проверить, не относится ли данный адрес к местонахождению торгового или административного-делового центра.

«Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения) внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует»

Данный сервис предоставляет информацию относительно нахождения контрагента по юридическому адресу, указанному при регистрации.

«Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»

Проверить исполняет ли контрагент обязанность по уплате налогов и сборов и предоставлению отчетности можно с помощью этого ресурса. Большая сумма задолженности, непредставление налоговых деклараций в течение более чем полугода с большей вероятностью говорит о недобросовестности будущего бизнес-партнера.

«Cведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц»

Данный сервис позволяет проверить руководящий состав контрагента на наличие признаков массовости. В случае если по результатам запроса генеральный директор или учредитель признаны массовым — от сделки с такими лицами также лучше отказаться, так как основная часть отказов налоговых органов мотивируется тем, что документы по сделке подписаны неустановленными лицами, так как массовые директора в большинстве своем полностью отказываются от каких-либо отношений со своими контрагентами.

Проверка по ИНН

Этот сервис представляет собой возможность проверить контрагента на действительность принадлежащего ему номера ИНН, в частности, является ли он на данный момент действительным. Также можно проверить ИНН интересующего физического лица или ИП.

Примечание: для доступа к сервису необходимо перейти на главную страницу сайта и в правом верхнем углу выбрать кнопку «Все сервисы» (они должны отобразиться в самом низу правого столбца).

Проверка состояния расчетных счетов контрагента

Одним из способов проверки, предоставляемым ФНС, является получение информации об имеющейся в отношении организации приостановки операций по банковским счетам.

Для получения данных о состоянии расчетных счетов контрагента необходимо ввести ИНН организации и БИК любого банка, от имени которого будет сделан запрос.

Примечание: БИК банка необходим, так как, по сути, данный сервис предоставлен для получения банками информации о состоянии расчетных счетов налогоплательщика.

Федеральная служба судебных приставов – ФССП

Воспользовавшись данным сервисом можно узнать открыто ли в отношении контрагента исполнительное производство.

Для того, чтобы получить информацию необходимо указать регион в котором поставлено на учет в ИФНС юридическое лицо или ИП (либо находится имущество или расположено обособленное подразделение), а также наименование проверяемой организации или ФИО предпринимателя.

Высший Арбитражный суд РФ – ВАС РФ

Получить информацию о судебных делах, в которых участвует контрагент, можно обратившись к картотеке арбитражных дел на сайте ВАС РФ.

Для получения информации необходимо указать наименование организации, ОГРН или ИНН.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Данный сервис предоставляет информацию о деятельности юридических лиц и ИП. С его помощью можно узнать является ли контрагент действующей организацией (ИП), не открыта ли в отношении него процедура банкротства, а также получить сведения относительно чистых активов, уставного капитала и основного кода ОКВЭД.

Реестр недобросовестных поставщиков

В случае если контрагент является поставщиком товаров для государственных и муниципальных нужд, его можно проверить с помощью этого сервиса.

Для получения сведений необходимо указать ИНН или наименование проверяемого поставщика.

Главное управление по вопросам миграции МВД РФ

С помощью данного сервиса можно проверить на подлинность и действительность паспортные данные генерального директора организации или ИП.

Примечание: при проведении проверки контрагента лучше сохранять все полученные сведения в виде скриншотов, чтобы в последствии можно было подтвердить проявленную осторожность и осмотрительность.

Платные сервисы проверки контрагентов

Проверить контрагента можно также с помощью платных интернет-сервисов:

  • Мое дело «Бюро»;
  • Контур «Фокус»;
  • Такском «Досье» и др.

Письменные запросы в государственные органы

Налоговая инспекция

В ИФНС можно запросить информацию относительно наличия задолженности по обязательным платежам у проверяемого контрагента, а также получить выписку из ЕГРЮЛ.

Примечание: в предоставлении информации, относительно нарушений налогового законодательства и наличия недоимки по налогам и сборам, налоговый орган может отказать, сославшись на налоговую тайну, но факт того, что указанный запрос был сделан послужит еще одним доказательством добросовестности налогоплательщика при выборе контрагента.

Выписки из ЕГРЮЛ можно получить обратившись лично в налоговую, либо оформив запрос на сайте ФНС РФ.

Стоимость бумажного документа составит 200 рублей (госпошлина за услугу по выдаче документа) при сроке изготовления документа в течение 5 дней и 400 рублей за срочную выдачу свидетельства.

Получение электронной выписки госпошлиной не облагается.

Примечание: бумажная и электронная выписка признаются равнозначными.

Федеральная служба государственной статистики – Росстат

Получить данные о годовой бухгалтерской отчетности можно обратившись с письменным запросом в территориальный орган статистики.

Саморегулируемая организация – СРО

В случае если деятельность контрагента подразумевает получение лицензии или допуска к выполнению определенных видов работ проверить подлинность предоставленного документа можно сделав запрос в СРО, выдавшей указанное разрешение.

Запрос пакета документов у будущего контрагента

Перечень документов, которые желательно запросить у контрагента:

  1. Копия учредительного документа;
  2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП;
  3. Решение о назначении генерального директора;
  4. Лицензия (если выполняемая работа требует ее наличия);
  5. Данные о штатной численности;
  6. Годовая бухгалтерская отчетность;
  7. Выписка из ЕГРЮЛ;
  8. Документы, подтверждающие права лиц, действующих без доверенности;
  9. Карточка с образцами подписей и оттиском печати (при ее наличии);
  10. Справка о состоянии расчетов с бюджетом;
  11. Рекомендации от лиц, сотрудничавших с контрагентом;
  12. Справка о стоимости основных средств.

Примечание: подпись генерального директора или лица, имеющего право действовать без доверенности необходимо сравнить с теми, что указаны в карточке.

ВАС РФ о критериях недобросовестности налогоплательщика

12 октября 2006 года Пленум ВАС РФ принял постановление № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», которое в окончательном варианте появилось в правовых базах сравнительно недавно. Комментируют это постановление М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России и А.Р. Назаров, заместитель начальника управления.

Постановление от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление от 12.10.2006 № 53), по существу, впервые раскрывает одну из самых болезненных тем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Институт недобросовестности в налоговых отношениях упоминался в судебных актах и раньше. Однако столь детального освещения до настоящего времени не получал. Отчасти именно подобная недосказанность и провоцировала налоговые органы на упрощенное толкование понятия «недобросовестность», которое сводилось к нехитрой формуле: «проблемы Вашего поставщика — Ваши проблемы». Хочется верить, что Постановление от 12.10.2006 № 53 не только избавит налогоплательщиков от необоснованных претензий, но и поможет налоговым органам эффективнее бороться со злоупотреблениями.

От недобросовестности — к необоснованности налоговой выгоды

Прежде всего, отметим, что Пленум ВАС РФ исключительно удачно заменил термин «недобросовестность налогоплательщика» термином «необоснованная налоговая выгода» (пункт 1). Действительно, гораздо уместнее говорить об обоснованности (необоснованности) налоговой выгоды в конкретной ситуации, нежели определять для налогоплательщика статус, больше похожий на ярлык.

Введенный Пленумом ВАС РФ термин «налоговая выгода» настолько универсален, что вполне мог бы использоваться и в законодательных актах.

Под налоговой выгодой понимается не только привычное возмещение НДС, но и любое уменьшение налоговой обязанности, включая уменьшение налоговой базы, получение налогового вычета, налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки.

При этом, говоря о добросовестности налогоплательщика, Пленум ВАС РФ подчеркивает ее презумпцию в налоговых правоотношениях. Тем самым Постановление от 12.10.2006 № 53 продолжает линию Конституционного Суда РФ (далее КС РФ), изложенную в Определении от 16.10.2003 № 329-О. Читайте также статью «Определение 169-О: практика применения» (Е.А. Ржевская).

К сожалению, данное определение зачастую игнорировалось налоговыми органами, которые иногда даже пытались подвести к своей позиции некую теоретическую базу. Так, в одном из решений о привлечении к налоговой ответственности налоговая инспекция отклонила ссылку налогоплательщика на Определение КС РФ от 16.10.2003 № 329-О утверждением о том, что «презумпция добросовестности распространяется только на добросовестных налогоплательщиков».

Подобное умозаключение можно было бы отнести к категории анекдотических, если бы не весьма серьезные для налогоплательщика финансовые последствия, основанные на нем.

Основные критерии необоснованности

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Пленум ВАС РФ связывает критерии необоснованности налоговой выгоды, прежде всего, с поведением самого налогоплательщика, а не его контрагентов. Это должно заставить налоговые органы прекратить движение по пути наименьшего сопротивления и приступить к исследованию действий непосредственно объекта налогового контроля.

В частности, налоговая выгода может быть признана необоснованной при совершении операций, не обусловленными целями делового оборота (пункт 3). Аналогичная позиция была изложена ранее в заявлении Секретариата КС РФ от 11.10.2004, где указывалось, в частности, что в тех случаях, когда единственной целью сделки является оптимизация налогообложения, налоговая выгода, полученная в результате ее совершения, не может считаться обоснованной. На это же указывает и Пленум ВАС РФ в пункте 9 Постановления от 12.10.2006 № 53.

Очень важные признаки необоснованности налоговой выгоды сформулированы в пункте 5 Постановления от 12.10.2006 № 53:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Как видим, Пленум ВАС РФ побуждает налоговые органы к анализу сделок, заключенных налогоплательщиком, с точки зрения реальности их исполнения.

Фактически, речь идет о механизме доказывания налоговым органом мнимого характера сделки, заключенной между налогоплательщиком и поставщиками товаров (работ, услуг).

Отдельно следует остановиться на обстоятельствах, которые нередко используются налоговыми органами в качестве причины отказа в возмещении НДС, но, как указывает Пленум ВАС РФ в пункте 6 Постановления от 12.10.2006 № 53, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных оснований для признания налоговой выгоды необоснованной

:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Вместе с тем, Пленум ВАС РФ признает, что указанные обстоятельства могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды — в том случае, когда налоговым органом представляются доказательства их взаимосвязи с обстоятельствами, указанными в пункте 5 Постановления от 12.10.2006 № 53.

Готовы ли налоговые органы воспользоваться этим достаточно эффективным, хотя и не очень простым механизмом? Ответ на этот вопрос мы, видимо, получим уже в ближайшее время.

Осмотрительность и осторожность

Пункт 10 Постановления от 12.10.2006 № 53 посвящен самому популярному аспекту взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами (в контексте рассматриваемой проблемы) — влиянию результатов встречных проверок поставщиков на квалификацию налоговой выгоды налогоплательщика.

Мы уже неоднократно критиковали упрощенный подход налоговых органов к оценке результатов встречных проверок, когда едва ли не любое нарушение со стороны контрагентов налогоплательщика (причем зачастую не доказанное, а лишь предполагаемое) использовалось как основание для аннулирования соответствующих налоговых вычетов*. Как уже отмечено выше, даже ссылки налогоплательщиков на Определение КС РФ от 16.10.2003 № 329-О зачастую отклоняются налоговыми органами под надуманными предлогами. В связи с этим взвешенную и конструктивную позицию, изложенную в пункте 10 Постановления от 12.10.2006 № 53, едва ли стоит воспринимать с чрезмерным оптимизмом, поскольку нет никаких гарантий того, что она не будет игнорироваться налоговыми органами точно так же, как и упомянутое выше Определение КС РФ. И, тем не менее, данная позиция представляется весьма ценной для защиты интересов налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов.

Примечание:
* См. М.С. Мухин, А.Р. Назаров «Возмещение НДС: в поисках компромисса»

Пленум ВАС РФ четко отделил нарушения, допускаемые контрагентами налогоплательщика, от квалификации полученной им налоговой выгоды, указав на то, что такие нарушения сами по себе не являются доказательством необоснованности налоговой выгоды. Исключения составляют следующие ситуации:

  • налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и должен был знать о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с контрагентом;
  • деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими свои налоговые обязанности.

Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на налоговом органе.

Если не касаться таких ситуаций как аффилированность и взаимозависимость налогоплательщика и его контрагентов то наибольший интерес представляет анализ понятия «должная осмотрительность и осторожность» налогоплательщика. Ведь оговорка «в частности» указывает на то, что обязанность налогоплательщика знать о нарушениях, допущенных его контрагентами, не ограничивается этими ситуациями.

Легко предположить, что понятие «должная осмотрительность и осторожность» будет трактоваться налоговыми органами довольно широко, в связи с чем достойно сожаления то, что Пленум ВАС РФ не раскрыл его хотя бы частично. Попытаемся сформулировать свою точку зрения об этом понятии.

Для начала определимся с объемом информации о контрагенте, которым налогоплательщик может (хотя, безусловно, и не обязан) располагать. Прежде всего, это сведения, подтверждающие правоспособность контрагента как юридического лица или индивидуального предпринимателя. Отсутствие у поставщика статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя не позволяет рассматривать его в качестве налогоплательщика. В связи с этим сделка, заключенная с таким хозяйствующим субъектом, является ничтожной, а суммы, уплаченные по ней, не могут влиять на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Именно на таких доводах построен целый ряд судебных актов, среди которых можно выделить постановление ФАС СЗО от 11.09.2006 по делу № А66-10811/2005. Учитывая, что данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП являются открытыми и общедоступными, представляется, что проверка правоспособности контрагентов не слишком затруднит работу налогоплательщиков, претендующих на получение налоговой выгоды.

Гораздо сложнее обстоит дело с обладанием налогоплательщиком информацией о совершении его контрагентами налоговых правонарушений. Как уже отмечалось, налоговые органы практически постоянно предъявляют налогоплательщикам претензии, вытекающие из поведения их контрагентов. Основным аргументом, который могут привести в свою защиту налогоплательщики, как правило, является отсутствие у них полномочий проверять соблюдение своими контрагентами требований налогового законодательства.

С момента принятия Постановления от 12.10.2006 № 53 прошло совсем немного времени. Однако, можно предположить, что самая обширная практика его применения не заставит себя долго ждать. Нет сомнений в том, что арбитражные суды будут активно применять его в своей работе. Того же самого хочется пожелать налогоплательщикам и налоговым органам. В этом случае количество споров с заранее прогнозируемым исходом существенно сократится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *