Аудиторские консультационные услуги

Содержание

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Практическое задание

1. Является ли управленческое консультирование сопутствующей аудиту услугой, связанное с реструктуризацией организации:

1) да

2) нет

Ответ: 2

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №1 «Аудиторская деятельность» пункту 7 подпункту 4.

2. Рабочая документация аудитора содержит:

1) записи об ошибках, допущенных аудируемым лицом в бухгалтерском учете и при определении налогооблагаемых сумм

2) выводы о достоверности отчетности и соблюдении законодательства

3) записи о планировании аудита, выполнении аудиторских процедур и выводы аудитора

Ответ: 3.

Согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности от 23.09.2002г. №2 пункту 11.

3. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо:

1) определяет круг вопросов, подлежащих выяснению

2) обязано не предпринимать какие бы то ни было действия с целью ограничить объем аудиторской проверки

3) может ограничивать круг вопросов, подлежащих выяснению

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №14 «Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг» пункту 2 подпункту 2.

4. Федеральные стандарты аудиторской деятельности принимаются:

1) Правительством РФ

2) аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями

3) Минфином РФ

Ответ: 1

Профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в разрабатываются Министерством финансов и утверждаются Постановлением Правительства РФ.

5. За составление заведомо ложного аудиторского заключения ответственность несет:

1) аудиторская фирма (индивидуальный аудитор)

2) аудиторская фирма (индивидуальный аудитор) и лицо, подписавшее такое заключение

3) только лицо, подписавшее такое заключение

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №6 «Аудиторское заключение» пункт 5.


6. Какая основная цель аудиторской проверки:

1) выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

2) выдача положительного аудиторского заключения

3) выявление нарушений

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №1 «Аудиторская деятельность» пункту 3 аудит – это независимая проверка и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

7. Аудиторская организация может быть зарегистрирована как организация, имеющая:

1) любую организационно-правовую форму

2) организационно-правовую форму ООО, ОАО, ЗАО

3) любую организационно-правовую форму, кроме ОАО

Ответ: 3

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. ст. 18 «Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов» пункту 2 подпункту 1.

8. Федеральные стандарты аудиторской деятельности принимаются:

1) Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим регулирование аудиторской деятельности

2) Правительством РФ

3) Советом по аудиторской деятельности

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №15 «Государственное регулирование аудиторской деятельности» пункту 1 уполномоченный федеральный орган осуществляет функции аудиторской деятельности государственного регулирования осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Какой вид деятельности не может осуществлять индивидуальный аудитор?

1) обязательный аудит, в случаях, предусмотренных законодательством.

2) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью

3) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №15 «Аудиторская деятельность» аудитор обязан заниматься только проведением аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

10. В результате проведения аудиторской проверки аудиторская организация пришла к выводу, что отчетность организации «А» недостоверна. Руководитель организации «А» не оплатил работу аудиторов на основании того, что он не согласен с целым рядом замечаний и окончательным выводом. Оцените ситуацию:

1) Руководитель организации поступил правильно

2) Руководитель организации не должен отказываться оплачивать услуги аудиторов. Он должен дать время на исправление ошибок

3) Руководитель организации обязан своевременно оплачивать услуги аудитора в соответствии с договором

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №14 «Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг» пункту 2 аудируемое лицо должен своевременно оплачивать услуги аудиторской фирмы, если даже он не согласен с аудиторским заключением.

11. Акционерное общество открытого типа функционирует два года. Пока число акционеров менее 100. Распространяется ли на него требование проведения обязательного аудита, если руководство не нуждается в услугах аудиторов:

1) да

2) нет

3) по усмотрению руководства акционерного общества

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №5 «Обязательный аудит» пункту 1 обязательному аудиту подвергаются все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

12. Что такое аудиторская тайна:

1) это обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги

2) это обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов хранить тайну о том, с помощью каких методов и приемов они проводят аудиторские проверки и оказывают сопутствующие аудиту услуги

3) это обязанность аудиторов не разглашать сведения о методах проверки бухгалтерской отчетности, применяемых в одной аудиторской организации, при переходе аудитора на работу в другую аудиторскую организацию

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №9 «Аудиторская тайна» пункту 1.

Аудиторскими стандартами предусмотрены следующие виды аудиторских заключений. Какой из перечисленных заключений утверждает, что отчетность не является достоверной?

1) безоговорочно положительное аудиторское заключение

2) положительное аудиторское заключение с оговоркой

3) отрицательное аудиторское заключение

4) аудиторское заключение с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности

Ответ: 3.

Согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 от 20 мая 2010г. пункту 14.

14. Сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 60 млн. рублей. В соответствии с таким критерием подлежат обязательному аудиту:

1) любые организации или частные предприниматели

2) только государственные и муниципальные унитарные предприятия

3) только ОАО

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №5 «Обязательный аудит» пункту 4.

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

1) нет, аудитор занимается исключительно вопросами организации и ведения бухгалтерского учета

2) да

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №1 «Аудиторская деятельность» пункту 7 подпункту 2.

16. Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества:

1) численностью более ста акционеров

2) численностью более тысячи акционеров

3) независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №5 «Обязательный аудит» пункту 1 все организации, имеющие организационно – правовую форму ОАО обязаны проводить аудит ежегодно.

17. Имеют ли право индивидуальные аудитора проводить обязательный аудит:

1) да

2) нет

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №4 «Аудитор» пункту 4 индивидуальный аудитор имеет право осуществлять обязательный аудит в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

18. Аудиторское заключение признается заведомо ложным:

1) решением суда

2) руководителем организации, если проверка со стороны налоговых органов, проведенная после окончания аудиторской проверки, выявила ошибки и нарушения

3) руководителем налоговой инспекции, в которой зарегистрирована организация, если проверка со стороны налоговых органов, проведенная после окончания аудиторской проверки, выявила ошибки и нарушения

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №6 «Аудиторское заключение» пункту 5.

19. Договором на проведение обязательной аудиторской проверки установлено, что денежное вознаграждение за эту проверку будет выплачено аудиторской организации после предоставления положительного аудиторского заключения:

1) аудируемое лицо поступает правильно, заранее оговаривая такое условие

2) такое содержание договора противоречит Законы «Об аудиторской деятельности»

3) такая запись просто устанавливает порядок расчетов между аудиторской и проверяемой организациями

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №14 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» пункту 2.

20. Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность документов:

1) только тех, которые были получены от организации-клиента для проведения проверки первичных документов, бухгалтерских регистров, отчетности

2) только тех, которые они составили сами в ходе аудиторской проверки, называемых рабочими аудиторскими документами

3) как получаемых для проверки, так и составляемых в ходе проверки

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №9 «Аудиторская тайна» любая информация полученная, составленная в ходе аудита является аудиторской тайной.

21. Обязано ли аудируемое лицо оперативно устранять выявленные в ходе проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности:

1) да

2) да, но только в случае обязательного аудита

3) нет

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. такое устранение нарушений не приведет к достоверному аудиторскому заключению, и это не этично с точки зрения проверки.

22. Экономический субъект пригласил аудитора для проверки достоверности от­чета за отчетный период. Вправе ли аудитор обращаться к клиенту за информаци­ей, выходящей за рамки отчетного периода:

1) аудитор проверяет только то, что просил клиент

2) да, конечно, это решает аудитор исходя из обстоятельств проверки

3) если аудитор не брал на себя таких обязательств, делать этого не следует

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №13 «Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора» пункту 1 аудитор может пользоваться любой необходимой ему информацией, или же он вправе отказаться от аудиторской деятельности.

23. Термин «аудитор» происходит от латинского глагола, означающего:

1) проверять

2) слышать, слушать, выслушивать

3) подтверждать

Ответ: 2.

24. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки во всех случаях, оказывают по:

1) ведению бухгалтерского учета

2) восстановлению бухгалтерского учета

3) составлению бухгалтерской отчетности

4) постановке бухгалтерского учета

Ответ: 1, 2, 3,4.

Согласно ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности » статье №1 «Аудиторская деятельность » пункту 7 введение, восстановление и постановка бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности являются прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью.

25. Целью аудита является:

1) проверка бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности экономических субъектов

2) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях

3) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

Ответ: 3.

Согласно ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности » статье №1 «Аудиторская деятельность » аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

26. Судебно-бухгалтерская экспертиза проводится:

1) по решению органов налоговой инспекции

2) после вынесения специального постановления следственных органов, суда, арбитражного суда

3) как по решению налоговой инспекции, так и по решению следственных органов, суда, арбитражного суда

Ответ: 2.

Согласно федеральным законом от 31.05.2001г. № 73-ФЗ арбитражный суд назначает экспертизу по своей инициативе в случае, если ее назначение предусмотрено договором или предписано законом, либо необходимо выявления проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы.

27. При проведении обязательного аудита предприятий заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам открытого конкурса, если доля государственной собственности составляет:

1) не менее 25 %

2) не более 25 %

3) не более 50%

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №5 «Обязательный аудит» пункту 4.

28. Аудиторская организация «А» является учредителем организации «Б». Организация «Б» является единственным учредителем организации «В». Может ли аудиторская организация «А» проводить аудиторскую проверку организаций «Б» и «В»:

1) не может проводить проверку ни организации «Б», ни «В»

2) не может проводить проверку только организации «Б»

3) может проводить проверку обеих организаций

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» пункту 3 аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями, в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении филиалов, дочерних обществ и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей.

29. Страхование риска ответственности аудиторской организации за нарушение условий договора:

1)не является обязательным

2) является обязательным только при проведении обязательного аудита

3) является обязательным при оказании любых аудиторских услуг

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №13 «Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора» пункту 13 обязательное страхование введено еще Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ.

30. Обязательный аудит проводится:

1) по поручению финансовых или налоговых органов

2) в случаях, установленных законодательством

3) по решению экономического субъекта

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №5 «Обязательный аудит» пункту 1.

31. Имеет ли право аудиторская организация проводить аудиторскую проверку на предприятии, которому она оказала услуги по восстановлению бухгалтерского учета:

1) нет

2) да, во всех случаях

3) да, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» пункту 1.

32. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован в связи с установлением факта получения аттестата аудитора с использованием подложных документов:

1) не вправе повторно обращаться в соответствующие органы с заявлением о получении аттестата аудитора

2) не вправе повторно обращаться в соответствующие органы с заявлением о получении аттестата аудитора в течение трех лет со дня аннулирования аттестата

3) не вправе повторно обращаться в соответствующие органы с заявлением о получении аттестата аудитора в течение пяти лет со дня аннулирования аттестата

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №12 «Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора» пункту 4.

33. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан в целях:

1) учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности

2) контроля за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальны аудиторов

3) рассмотрения аудиторских заключений по результатам проверок

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №16 «Совет по аудиторской деятельности » пункту 2.

34. Квалификационный аттестат аудитора выдается:

1) на 3 года

2) на 5 лет

3) без ограничения срока действия

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №11 «Квалификационный аттестат аудитора» пункт 7.

35. При проведении аудита муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели, установленные законодательством РФ для целей обязательного аудита:

1) могут быть понижены законами субъектов РФ

2) могут быть повышены законами субъектов РФ

3) не могут пересматриваться законами субъектов РФ

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №5 «Обязательный аудит».

36. Одним из условий осуществления деятельности аудиторской фирмы является то, что:

1) учредителями аудиторской организации являются только аттестованные аудиторы

2) аудиторская организация должна быть создана в любой форме, кроме ОАО.

3) руководитель аудиторской организации, а также не менее 50 % кадрового состава должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №18 «Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов» пункт 2.

37. Аудиторы и аудиторские организации организуют саморегулируемые объединения для:

1) расширения сферы своей деятельности

2) координации своей деятельности и защиты своих профессиональных интересов

3) расширение спектра оказываемых аудиторских услуг

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №17 «Саморегулируемая организация аудиторов» СРО могут устанавливать в отношений аудиторских фирм, которые являются его членами, дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности; разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным законом, меры дисциплинарного воздействия на её членов за нарушение ими требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов; организовывать профессиональное обучение желающих заниматься аудиторством.

38. Общий план и программа аудита:

1) должны уточняться и пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости

2) могут уточняться и пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости

3) не могут уточняться и пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости

Ответ: 1.

Согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности от 23.09.2002г. №3 пункт 12.

39. Общий план аудита должен содержать:

1) предполагаемый объем проведения проверки и аудиторские процедуры

2) предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки

3) предполагаемый объем, порядок проверки и аудиторские процедуры

Ответ: 2.

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении тактики и стратегии аудита, составлении общего плана, объема проверки, разработке конкретных аудиторских процедур и программы.

40. Может ли аудитор самостоятельно определять формы и методы проведения аудита:

1) нет, формы и методы проверки согласовываются с руководителем проверяемой организации на этапе планирования аудиторской проверки

2) да, это его право

3) да, за исключением случаев, когда проводится обязательная аудиторская проверка

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №13 пункт 1.

41. Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, то он должен:

1) провести дополнительные аудиторские процедуры или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность

2) выдать модифицированное аудиторское заключение

3) отказаться от выдачи аудиторского заключения

Ответ: 1.

Согласно Правилу (стандарту) №4 «Существенность в аудите» от23.09.2002г. пункту 13.

42. Программа аудита представляет собой:

1) описание предполагаемых объема и порядка проведения аудиторской проверки

2) описание характера и объема запланированных аудиторских процедур

3) описание характера, временных рамок и объема запланированных аудиторских процедур

Ответ: 3.

Программа аудита — совокупность приемов и методов аудита, оформленная в установленной форме документом. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, объемы, сроки и конкретных исполнителей.

43. Под термином «документация» понимаются:

1) только рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором в связи с проведением аудита

2) только документы и материалы, получаемые аудитором в связи с проведением аудита

3) рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита

Ответ: 3.

Согласно Правилу (стандарту) №2 «Планирование аудита» от23.09.2002г. пункту 3.

44. Рабочие документы аудитора используются:

1) при планировании, проведении аудита, фиксировании аудиторских доказательств, а также при осуществлении текущего контроля выполненной аудитором работы

2) только для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора

3) только при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы

Ответ: 1.

Согласно Правилу (стандарту) №2 «Документирование аудита» от23.09.2002г. пункту 4.

45. Организация «А» пригласила для проведения аудита аудиторскую организацию «Б», руководитель которой владеет долей в уставном капитале организации «А». Оцените ситуацию:

1) это лучший вариант, так как обе стороны заинтересованы в аудите

2) аудиторская организация не вправе проводить аудит данной организации

3) самое главное – это высокое качество и приемлемая стоимость аудиторских услуг

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» пункту 1.

46. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса:

1) не является необходимым

2) является необходимым

Ответ: 2.

Согласно Правилу (стандарту) №2 «Документирование аудита» от23.09.2002г. пункту 2

47. Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации:

1) не менее пяти лет

2) не менее трех лет

3) постоянно

Ответ: 1.

Согласно Правилу (стандарту) №2 «Документирование аудита» от23.09.2002г. пункту 13

48. Аудиторская организация:

1) обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит

2) не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит

Ответ: 2.

Согласно Правилу (стандарту) №2 «Документирование аудита» от23.09.2002г. пункту 14, хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица

49. Проверяемая организация не представила аудиторской организации всю документацию, необходимую для проверки бухгалтерской отчетности этой организации за истекший год. Может ли аудиторская организация отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности в этом случае:

1) да, это ее право

2) нет, ей следует сделать вывод о достоверности отчетности на основании документации , которая была представлена

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №13 пункту 1.

50. Кем принимается решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора:

1) аккредитованным профессиональным аудиторским объединением

2) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудита

3) саморегулируемая организация (СРО) аудиторов.

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №12 «Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора» пункту 2.

51. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным:

1) для всех пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц

2) только для внутренних пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц

3) только для собственников аудируемых юридических лиц

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье № пункту 6 «Аудиторское заключение» пункту 1.

52. Аудиторское заключение:

1) может быть датировано ранее даты подписания бухгалтерской отчетности руководством аудируемого лица

2) должно быть датировано ранее даты подписания бухгалтерской отчетности руководством аудируемого лица

3) не может быть датировано ранее даты подписания бухгалтерской отчетности руководством аудируемого лица

Ответ: 3.

Согласно Правилу (стандарту) №6 «Аудиторское заключение по финансовой(бухгалтерской) отчетности» от 07.10.2004г.

53. Функции внутреннего аудита могут выполнять:

1) только специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта

2) сторонние организации, привлекаемые для целей внутреннего аудита

3) аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта и ревизионные комиссии

4) специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии, привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы

Ответ: 3.

Внутренний аудит осуществляется лицом, состоящим в штате экономического субъекта, и является необходимым элементом управленческого контроля в организациях всех форм собст­венности. Основным назначением внутреннего аудита является ин­формационное обеспечение органов управления организации.

54. Аудитор в ходе аудиторской проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля должна включать в себя:

1) осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта

2) надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля

3) соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства

Ответ: 2.

Согласно Правилу (стандарту) №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 07.10.2004г. пункту 42

55. Аудиторское заключение должно содержать:

1) перечень проверенных первичных документов и регистров бухгалтерского учета

2) перечень форм бухгалтерской отчетности

Ответ: 2.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №6 «Аудиторское заключение» пункту 2.

56. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяется:

1) договором между проверяемой и аудиторской организациями

2) рекомендациями руководителя или совета директоров проверяемой организации

3) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №6 «Аудиторское заключение» пункту 3.

57. Аудиторские организации в ходе проведения аудиторской проверки устанавливают достоверность отчетности:

1) с абсолютной точностью

2) с точностью, исходя из принципа существенности

Ответ: 2.

Согласно Правилу (стандарту) №4 «Существенность в аудите» от 07.10.2004г. пункту 5

58. Аудиторские организации по результатам обязательной аудиторской проверки представляет руководству проверяемой организации:

1) только аудиторское заключение

2) отчет аудиторской организации и аудиторское заключение

3) только отчет аудиторской организации

Ответ: 2.

Во всех случаях аудиторская организация и индивидуальных аудитор обязаны готовить и предоставлять заказчику письменный отчет о результатах аудита и аудиторское заключение.

Главный бухгалтер организации «А» для проведения обязательной аудиторской проверки пригласила аудиторскую организацию, аудитором в которой работает ее дочь, которая была включена руководителем аудиторской организации в группу аудиторов, направленных на проверку организации «А». Оцените ситуацию.

1) это случай, когда нарушается принцип независимости аудитора

2) это случай, когда между клиентом и аудитором уже сложились доверительные отношения

3) это случай, когда родственные связи помогают бизнесу

Ответ: 1.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. статье №8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» пункту 1 родственные связи между аудитором и аудируемом лицом не должны иметься.

60. Аудируемые лица – это:

1) только организации

2) только индивидуальные предприниматели;

3) организации и индивидуальные предприниматели.

Ответ: 3.

Согласно ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г.

Акционерное общество открытого типа функционирует два года. Пока число акционеров менее 100. Распространяется ли на него требование проведения обязательного аудита, если руководство не нуждается в услугах аудиторов:

1) да

2) нет

3) по усмотрению руководства акционерного общества

Ответ: 1. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 5 ч. 1

Что такое аудиторская тайна:

1) это обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги

2) это обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов хранить тайну о том, с помощью каких методов и приемов они проводят аудиторские проверки и оказывают сопутствующие аудиту услуги

3) это обязанность аудиторов не разглашать сведения о методах проверки бухгалтерской отчетности, применяемых в одной аудиторской организации, при переходе аудитора на работу в другую аудиторскую организацию

Ответ: 1. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 9

Аудиторскими (правилами) стандартами предусмотрены четыре вида аудиторских заключений. Какой из перечисленных заключений утверждает, что отчетность не является достоверной?

1) безоговорочно положительное аудиторское заключение

2) положительное аудиторское заключение с оговоркой

3) отрицательное аудиторское заключение

4) аудиторское заключение с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности

Ответ: 3. Стандарт №6 п.47

Сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 200.000 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с таки критерием подлежат обязательному аудиту:

1) любые организации или частные предприниматели

2) только государственные и муниципальные унитарные предприятия

3) только ОАО

Ответ: 1. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 5

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

1) нет, аудитор занимается исключительно вопросами организации и ведения бухгалтерского учета

2) да

Ответ: 2. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 1 ч. 7

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества:

1) численностью более ста акционеров

2) численностью более тысячи акционеров

3) независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

Ответ: 3. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 5 ч. 1

> Имеют ли право индивидуальные аудитора проводить обязательный аудит:

1) да

2) нет

Ответ: 2. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 6 ч. 5

Аудиторское заключение признается заведомо ложным:

1) решением суда

2) руководителем организации, если проверка со стороны налоговых органов, проведенная после окончания аудиторской проверки, выявила ошибки и нарушения

3) руководителем налоговой инспекции, в которой зарегистрирована организация, если проверка со стороны налоговых органов, проведенная после окончания аудиторской проверки, выявила ошибки и нарушения

Ответ: 1. ФЗ № 307 от 30.12.08 ст. 6 ч. 5

Консультационный аудит: основные подходы

Тимофей Микрюков ведущий аудитор Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк», CIA, г. Пермь
член Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов» В статье рассмотрены вопросы идентификации консультаций со стороны службы внутреннего аудита, обозначены основные подходы к оказанию службой внутреннего аудита консультационных услуг, а также намечены пути повышения эффективности внутреннего аудита.

В последнее время тема предоставления консультаций со стороны внутреннего аудита становится особенно актуальной. Так, в «Обзоре профессии» за 2014 г., составленном специалистами компании PwC1, отмечается, что наибольшую ценность для компании представляют внутренние аудиторы из числа «доверенных консультантов» руководства, что является наиболее продвинутой формой работы внутренних аудиторов, в отличие от «поставщиков гарантий». Есть мнение2, что согласно международной практике в зрелых иностранных компаниях, где хорошо развиты все три линии защиты, соотношение рабочего времени на консалтинг и гарантии на сегодня выглядит примерно как 40/60. В российской практике это соотношение несколько выше в пользу гарантий. Так, по мнению директора Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов» Алексея Сонина3, в 2004 г. такое отношение для российских организаций составляло 5/95. В последнее время наблюдается тенденция по нормативному закреплению функции внутреннего аудита. Например, для кредитных организаций были внесены изменения в Положение Банка России № 242-П4 в части разграничения функций службы внутреннего контроля (СВК) и службы внутреннего аудита (СВА). Можно предположить, что роль СВК как второй линии защиты будет возрастать и оказание консалтинговых услуг со стороны СВА в кредитных организациях будет особенно актуальным. Что это такое – консультации со стороны внутреннего аудита? Насколько они развиты и необходимы в настоящее время? На эти и другие вопросы постараемся ответить в этой статье.

Согласно определению «внутренний аудит» – это деятельность, которая включает в себя предоставление как гарантий, так и консультаций5. Среди специалистов по внутреннему аудиту есть мнение, что консультации со стороны внутреннего аудита – это внеплановые проверки, выполненные по поручению их основных клиентов – высшего исполнительного руководства и совета. С одной стороны, действительно выполнение таких проверок повышает клиентоориентированность СВА, делает услуги внутреннего аудита более востребованными, повышает ценность и влияние СВА в организации. В этом плане их можно назвать «консультациями». С другой стороны, с точки зрения деления деятельности внутреннего аудита на гарантии и консультации согласно Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита (МПСВА) такой подход представляется не совсем верным.

Все аудиторские проверки можно разделить на плановые и внеплановые по принципу того, планировались ли они в начале периода, или заказ на проверку был получен в течение периода. На наш взгляд, не совсем правильно идентифицировать все внеплановые проверки как консультации, а все плановые – как гарантии (проведение оценки деятельности). Внутренний аудит может как давать советы и рекомендации в ходе плановых проверок (т.е. оказывать консультации), так и проводить оценку деятельности (т.е. предоставлять гарантии) в ходе внеплановых. Часто бывает так, что в ходе внеплановых проверок внутренние аудиторы, наоборот, следуя пожеланиям клиентов – заказчиков аудита, сосредотачиваются на оценке рисков и системы внутреннего контроля, т.е. являются «поставщиками гарантий».

Обратимся к определению гарантий и консультаций согласно МПСВА. Так, гарантиями является «объективный анализ имеющихся аудиторских доказательств в целях представления независимой оценки процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля в организации», а консультациями – «деятельность по предоставлению клиенту советов, рекомендаций и т.д., характер и содержание которой согласовываются с клиентом, нацеленная на оказание помощи и совершенствование процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, исключающая принятие внутренними аудиторами ответственности за управленческие решения». Поставив рядом два эти определения, обнаружим основное отличие: гарантии подразумевают «независимую оценку процессов», а консультации – «предоставление советов и рекомендаций, направленных на оказание помощи и совершенствование процессов». Однако на практике по результатам аудиторских проверок, т.е. проведения независимой оценки (предоставления гарантий), внутренний аудит практически всегда дает рекомендации по исправлению ситуации, которые также направлены на совершенствование процессов, в т.ч. процессов внутреннего контроля и управления рисками, что не противоречит определению консультации. Более того, согласно Стандартам 2100, 2110, 2120, 21306 подразумевается, что внутренние аудиторы обязаны давать такие рекомендации, если считают, что текущий уровень риска неприемлем для организации и должны быть выполнены корректирующие действия со стороны менеджмента.

В литературе по внутреннему аудиту7 подробно рассматривается вопрос о различиях между гарантиями и консультациями, которые можно обобщить в следующей таблице:

Таблица 1 Различия между гарантиями и консультациями

Гарантии Консультации
Ориентация на объективность и независимость аудиторов Ориентация на профессиональную компетентность аудиторов
Клиент (заказчик) – 3-е лицо, информируемое о результатах задания (вышестоящее руководство) Клиент (заказчик) – руководство направления, по которому дается консультация
Приоритет – интересы 3-го лица Приоритет – интересы руководства направления
Наличие установленных критериев для проверки в ходе задания Критериев для проверки нет. Ориентация не на проверку, а на получение рекомендаций
Объем заданий при необходимости может быть расширен по усмотрению аудитора Объем задания определяется заказчиком. Заказчик останавливает выполнение задания при отсутствии интереса
Рекомендации по итогам задания обязательны для исполнения Рекомендации по итогам задания могут не исполняться заказчиком
Требуется итоговое оценочное заключение в аудиторском отчете Оформление итогов задания согласовывается с заказчиком
Задания обязательны для выполнения аудиторами, если область аудита идентифицирована (есть риск) Задания могут быть отклонены аудиторами без дополнительного обоснования (в силу отсутствия навыков или ресурсов)

Когда внутренние аудиторы предоставляют гарантии, они отвечают на вопрос: «А все идет так, как положено?», при этом для них объективность и независимость СВА стоят на первом месте. При оказании консультации есть риск утраты независимости и объективности, т.к. аудиторы принимают большее участие в изменениях процесса. Но при этом возрастают требования к профессиональной компетенции аудиторов. При предоставлении гарантий основной клиент СВА – это некое третье лицо, заказывающее оценку какого-либо процесса, при консультировании заказчик задания и объект аудита может быть одним лицом. Выполнение задания по консультированию – относительно добровольное дело аудиторов, они могут отказаться от выполнения задания по «уважительным причинам», в отличие от заданий по гарантиям. Однако, по нашему мнению, одно из главных отличий – это то, что рекомендации по результатам консультаций могут не исполняться объектом аудита.

Приняв это в качестве основного ориентира, предлагаем более четкое определение понятия «консультация» для использования в практике внутреннего аудита. Так, в качестве гарантий предлагается считать такую оценку деятельности и рекомендации по результатам ее проведения, которые направлены на снижение риска и улучшение системы внутреннего контроля до некоторого «нулевого», приемлемого уровня. До этого уровня рекомендации обязательны для исполнения, их неисполнение критично для организации. Сверх него любые предложения по улучшению процессов, в т.ч. не только управления рисками и внутреннего контроля, но и, как правило, бизнес-процессов, являются консультациями. Рекомендации по ним – это рекомендации в чистом виде, клиентами / объектами аудита они могут исполняться по собственному усмотрению (см. рис.1).

Рис. 1. Гарантии и консультации

Таким образом, предлагаемое нами определение консультаций уточняет определение из МПСВА: «деятельность по предоставлению Клиентам СВА советов и рекомендаций по совершенствованию процессов организации, направленная на повышение эффективности и результативности деятельности, усиление систем управления рисками и внутреннего контроля сверх критичного для организации уровня».

Следующие, встающие перед СВА при предоставлении консультаций, вопросы также рассматриваются в исследованиях по внутреннему аудиту8, но не имеют четких ответов для практиков:

  • Нужно ли разделение продуктов по предоставлению гарантий и консультаций?
  • Как распределить ресурсы между заданиями по гарантиям и консультациям для повышения эффективности каждого вида заданий?
  • Насколько далеко можно «уходить» в предоставление консультаций без ущерба объективности и независимости службы внутреннего аудита?
  • Каковы риски и выгоды предоставления консультаций?

Для того чтобы ответить на первый вопрос, определим основных клиентов и продукты СВА. Клиент СВА – заказчик аудита в лице высшего исполнительного руководства либо совета; получает от СВА по итогам выполнения аудиторских заданий какой-либо продукт: акт проверки, аудиторский отчет, аудиторское заключение и т.д. При этом достаточно сложно выделить объективные критерии качества этого продукта. Главное, чтобы заказчик аудита остался доволен работой аудиторов, и в данном случае возможно проведение оценки степени удовлетворенности клиента как в целом, так и по отдельным критериям. Примерные критерии, которые важны для клиента, как правило, известны аудитору, но совсем не помешает добавить в анкету «свободный» вопрос о том, что волнует клиента в первую очередь и каковы его предложения по улучшению деятельности СВА. Пример подобной анкеты приведен на рис. 2.

Рис. 2. Анкета для опроса клиента СВА

В качестве ориентира для вопросов анкеты может быть использован стандарт МПСВА 2420 «Качество сообщений: Сообщения должны быть точными, объективными, ясными, полными, конструктивными, краткими и своевременными». Так, например, основная масса клиентов СВА, как правило, желает, чтобы рекомендации СВА были направлены на предотвращение системных рисков и проблем, а не на выявление их после того, как они уже случились. Это соответствует тому, что сообщения должны быть своевременными, т.е. такими, которые «сделаны в необходимые сроки в зависимости от важности вопроса, чтобы дать возможность исполнительному руководству принять соответствующие меры по исправлению ситуации». Чем раньше дано сообщение, в идеале до того, как наступило рисковое событие, тем большую пользу оно принесет заказчику аудита.

Для клиента бывает также важным, чтобы рекомендации по результатам аудитов рассматривались с участием проверенных подразделений и имели альтернативы, что соответствует критериям конструктивности («помогают клиенту и организации и предлагают необходимые улучшения, если необходимо») и объективности («достоверные и беспристрастные сообщения, которые появляются в результате справедливой и сбалансированной оценки всех относящихся к делу фактов и обстоятельств»).

По результатам анкетирования выявятся области, которые наиболее интересны заказчику аудита, и вопрос о необходимости разделения продуктов на гарантии и консультации может быть решен исходя из принципов, обозначенных выше. Основной из них – это то, что рекомендации для объектов аудита не носят обязательного характера, т.к. существующие риски приемлемы. Так, например, если клиенту более важны «эффективность и результативность процессов», а не «состояние системы внутреннего контроля» и «текущий уровень риска», то для некоторых аудиторских заданий целесообразно выделение отдельного консультационного продукта СВА с рекомендациями по повышению эффективности процесса. Если же интересы клиента находятся в области «соответствия нормативным актам» или «достоверности отчетности/информации», то это уже в большей мере относится к предоставлению гарантий и работа над отдельным консультационным продуктом вряд ли будет оправдана.

При консультировании значимым является не только содержание консультационного продукта, но и его форма. На первом этапе продуктами по консультациям могут быть те же аудиторские отчеты, в которых присутствуют как выявленные недостатки системы внутреннего контроля, так и предложения по повышению эффективности бизнес-процессов. Однако эти два разных по сути фактора могут по-разному восприниматься клиентом – заказчиком задания: одно говорит о том, что «все плохо и надо что-то исправить», а другое – о том, что «есть возможности для улучшения».

Разделение рекомендаций СВА на «предложения по исправлению недостатков» и «предложения по использованию возможностей» позволит повысить «эмоциональный счет» СВА в глазах клиентов. При этом сама форма консультации на первоначальном этапе может быть стандартной: в виде служебной записки, отчета, переписки по электронной почте, вплоть до устной коммуникации. Но в дальнейшем имеет смысл предоставлять консультации в виде отдельного продукта, к примеру, в виде отчета с элементами дизайна.

Для менеджмента также могут быть интересны такие нечасто используемые СВА «консультационные продукты», как:

  • индивидуальные коммуникации (устные консультации, переписка через корпоративную электронную почту, онлайн-консультирование, коучинг) и т.п.;
  • служебные записки в адрес руководства подразделений о возможных путях улучшения деятельности, повышения эффективности и результативности;
  • инициативные предложения по улучшению бизнес-процессов;
  • методы контроля и мониторинга деятельности (в т.ч. автоматизированные) и т.п.;
  • обучающие мероприятия (тренинги, учебы), памятки, разъяснения и т.п.;
  • результаты проектов с участием специалистов СВА;
  • какие-либо новые продукты.

Отдельный продукт по консультациям может потребовать отдельного процесса по созданию такого продукта, отличного от типичного процесса предоставления гарантии. Такой процесс будет, в первую очередь, отличаться характером этапа согласования с объектом аудита выявленных замечаний и рекомендаций. Здесь важно, прежде всего, учесть мнение владельца процесса, предложить альтернативные рекомендации. От этого будет зависеть их «принятие» клиентом и дальнейшая реализация. С целью предложения наилучших решений также немаловажным является проведение бенчмаркинга (т.е. сравнения с лучшими практиками, как внешними, так и внутренними). Кроме этого, для устранения риска утраты объективности и независимости СВА при выявлении неприемлемых рисков целесообразно предусмотреть шаги – «переходы» от консультации к гарантии. Для того чтобы обратить внимание клиентов на предлагаемые улучшения процессов, выявленные в ходе проведения проверок, предусмотреть «обратные» шаги – от гарантии к консультации.

В целом, предлагаемые изменения процессов «Гарантия» и «Консультация» представлены в табл. 2.

Таблица 2. Изменения процессов

Предлагаемые изменения Плюсы
Выделить шаги – «переходы» с процесса «Гарантия» на процесс «Консультация» при выявлении возможностей улучшения процессов Банка Позволит:
а) сконцентрировать внимание клиентов СВА на интересующих их моментах;
б) создать положительное восприятие клиентами предложенных рекомендаций
В схеме процесса «Консультация»
а) первым этапом поставить получение заказа клиента СВА на консультацию
Даст возможность сконцентрировать усилия на выполнении наиболее важных для клиента задач
б) выделить шаги — «переходы» с процесса «Консультация» на процесс «Гарантия» при выявлении неприемлемых для Банка рисков Поможет исключить риски утраты независимости и объективности СВА
в) в процессе «Консультация» добавить шаги «Обзор лучших практик (бенчмаркинг)» Обеспечит возможность рассмотреть вопросы более широко и предложить альтернативные рекомендации
д) этап «Согласование акта проверки» в «Гарантии» заменить этапом «Мнение владельца процесса» в «Консультации» с рассмотрением альтернативных рекомендаций владельца процесса Позволит:
а) повысить вовлеченность подразделений в процесс реализации предложений СВА;
б) ускорить процесс консультации по сравнению с гарантией

Второй вопрос «Как эффективно распределить ресурсы между гарантиями и консультациями?» также немаловажен.

Основные ресурсы СВА – трудовые, т.е. сотрудники, их знания, опыт, желание что-то изменить. Если выделить отдельные консультационные продукты СВА, то активность сотрудников по созданию таких продуктов может быть невысокой. Здесь могут возникнуть следующие риски:

  • у сотрудников не будет времени на консультации из-за высокой интенсивности проведения проверок;
  • сотрудниками это будет восприниматься как неосновная деятельность, т.е. не будет являться для них приоритетом;
  • сотрудники не будут видеть практической реализации предложенных инициатив, и, как следствие, у них будет снижаться мотивация на создание консультационных продуктов.

Если первое из этих нежелательных явлений может быть устранено путем выделения дополнительных трудозатрат на консультирование за счет резерва на внеплановые проверки, то для устранения двух оставшихся необходимо выделение отдельного процесса по предоставлению консультаций и его регламентирование.

На первоначальном этапе внедрения изменений возможно выделение рабочей группы из числа наиболее инициативных и квалифицированных сотрудников из разных подразделений СВА. В задачи этой группы будет входить апробация новых методов работы на практике, разработка оптимальной схемы процесса и продуктов по консультациям, преодоление сопротивления изменениям со стороны остальных сотрудников СВА.

Интересна практика по созданию «ключевых точек контакта» – «доверенных консультантов» руководства, которыми могут быть члены такой рабочей группы. Это сотрудники, специализирующиеся в определенном направлении бизнеса и выполняющие следующие функции:

  • информирование руководителя СВА обо всех важных изменениях в курируемой сфере, как внутренних (процессы), так и внешних (регулирование и надзор);
  • регулярные встречи с руководителем направления бизнеса для обсуждения консультаций со стороны СВА;
  • инициирование обращения руководителя направления за консультированием в СВА по вопросам совершенствования контрольной среды.

Для «ключевых точек контакта» должны быть иные приоритеты деятельности, а именно в первую очередь предоставление консультаций, а не гарантий. Соответственно, для таких сотрудников будут повышенные требования к набору компетенций, иные подходы к обучению и повышению квалификации. Предполагается, что они будут наиболее полно вовлечены в участие в коллегиальных органах в качестве наблюдателей: рабочих группах, комитетах по бизнес-процессам и т.д., будут вникать во все процессы подразделения, участвовать в производственных учебах, знать все проблемные зоны, открыто обсуждать их и искать пути решения с сотрудниками и руководителями подразделений, практиковать гемба – выходы на участки работы с целью непосредственного ознакомления с процессом.

Кроме того, необходимо отметить психологическую составляющую. Клиенты СВА – объекты аудита – будут более благосклонно относиться к тому, что определенная группа аудиторов ассоциируется у них именно с предоставлением консультаций, что не предполагает проверку их деятельности. Ведь любая проверка может закончиться не совсем положительно, вплоть до наложения дисциплинарных взысканий.

Еще один вопрос: «Насколько далеко можно «уходить» в предоставление консультаций без ущерба объективности и независимости?» – из числа ключевых в предоставлении консультаций со стороны СВА.

Задания по предоставлению консультаций могут быть разные – от оперативной оценки процесса до участия в проекте по внедрению в него каких-либо существенных изменений. Основным ограничением для СВА должно стать недопущение утраты объективности и независимости. В положении об СВА должно быть указано, что аудиторы не вправе участвовать в совершении операций и других сделок и осуществлять деятельность, подвергаемую проверкам.

В мировой практике это решается путем определения подходов к проведению консалтинга, исключающих утрату СВА объективности и независимости. Так, в Практических указаниях к МПСВА 1000.С1-39 говорится, что СВА при оказании консультаций должна выполнять действия по уменьшению возможности утраты объективности внутренних аудиторов и независимости аудиторской функции в целом. Для этого нужно четко разграничить те действия, которые являются по сути советами и рекомендациями менеджменту, и те, которые по сути являются обязанностью менеджмента, т.е. принятие решений по рекомендациям СВА.

Ответ на четвертый вопрос: «Каковы основные риски и выгоды предоставления консультаций?» представлен в табл. 3:

Таблица 3. Основные риски и выгоды от оказания консультаций

Риски Выгоды
Утрата объективности и независимости Увеличение добавленной стоимости продуктов СВА
Утрата репутации в случае неудачи (нет необходимых знаний) Улучшение отношений с операционным руководством
Нет ответственности за гарантии по участку, где проводятся консультации Более высокая заинтересованность сотрудников СВА
Возможен перерасход материальных и трудовых ресурсов Более высокие карьерные возможности сотрудников в будущем

Обозначенные риски и меры по их минимизации частично уже были рассмотрены выше. Так, для того чтобы исключить риск утраты объективности и независимости, необходимо определить четкие «правила игры» по консультированию и разграничить ответственность СВА и высшего менеджмента. Риск утраты репутации в случае отсутствия необходимых компетенций может быть снижен путем более близкого взаимодействия СВА с подразделениями, создания «ключевых точек контакта», т.е. определения сотрудников, являющихся прообразом «доверенных консультантов» исполнительного руководства. Если в ходе консультирования выявляются существенные риски, мимо которых внутренний аудитор не может и не должен пройти в силу соблюдения МПСВА, то это может быть решено путем внесения изменений в саму схему процесса оказания консультации. В этом случае переход на аудиторскую проверку, т.е. гарантию, должен происходить «автоматически», исходя из установленных правил и процедур. Возможная нехватка ресурсов может быть разрешена путем проведения грамотного планирования трудозатрат в начале периода, выделения отдельного резерва времени именно на оказание консультаций. При наличии заинтересованности со стороны заказчиков аудита в качественных консультациях это не должно составить особого труда.

Предложенные выше меры также будут способствовать увеличению выгод от оказания консультаций. В частности, разделение процессов и продуктов по гарантиям и консультациям увеличит добавленную стоимость каждого вида продуктов и улучшит отношения с операционным менеджментом. Для профессионалов высокого класса появится дополнительная внутренняя мотивация к решению сложных и важных задач, стоящих перед исполнительным руководством организации, что также будет способствовать их карьерному развитию в будущем. В целом, все это должно привести к повышению влияния СВА на организационные процессы, ее востребованности со стороны менеджмента и совета директоров.

1 Повышение эффективности деятельности на основе продуманного плана: проект внедрения изменений. Исследование современного состояния профессии внутреннего аудитора / PwC, 2014, с. 4.

2 Андреева Н.С. Регламенты внутреннего контроля и внутреннего аудита: что общего и в чем различия? // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. № 3.С 3.

3 Сонин А. М. Зачем компании внутренний аудит? Прим.2.

4 Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: Банк России 16.12.2003 № 242-П.

5 «Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления». См.: Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита./ Институт внутренних аудиторов.

6 Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита./ Институт внутренних аудиторов.

>Консультация аудитора

от 1 500 руб Заказать × Оставить заявку

Преимущества работы с «Расоби-Аудит»

  • Быстрота и качество обслуживания
  • Высокий профессионализм и опыт наших аудиторов
  • Грамотное соблюдение российского законодательства
  • Простота заказа консультации аудитора
  • Удобная форма сотрудничества
  • Демократичные цены на аудиторские консультационные услуги
  • Привлекательная программа скидок для партнеров
  • Прозрачная система расчета стоимости услуг
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту

Зачем нужны консультации аудитора

Профессиональная консультация аудитора – важная услуга для каждой компании. При этом далеко не все фирмы могут себе позволить иметь в штате своего аудитора, как и высоко-профессионального бухгалтера. Поэтому сторонние аудиторские консультационные услуги – просто необходимы подобным организациям. Компания «Расоби-Аудит» оказывает аудиторские услуги клиентам на самом квалифицированном уровне и в максимально быстрый срок.

Сторонний аудитор может проконсультировать организацию по таким вопросам, как:

  • проведение аудиторских, контрольных и контрольно-аудиторских проверок как самой компании, так и ее дочерних подразделений и филиалов;
  • разработка организационных мероприятий, которые нацелены на исправление уже выявленных недостатков и нарушений;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности;
  • налогообложение;
  • корпоративное право и т. д.

От чего зависит стоимость консультации аудитора

Стоимость аудиторской консультации специалистов «Расоби-Аудит» зависит от нескольких факторов: является ли она устной или письменной, сколько времени надо потратить аудитору, чтобы ответить на вопрос заказчика.

Для удобства наших клиентов мы предлагаем простую систему расчета стоимости аудиторских консультационных услуг, а также демократичные цены и гарантию на обслуживание.

Разовые консультации Стоимость 1 часа в руб.
Устные 1 500 *
Письменные 2 500
* Если устные консультации не являются объемными и оказываются менее чем за 1 час, то цена составляет 1 000 руб.

Заказать или свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 503-11-90

Как получить консультацию аудитора

Компания «Расоби-Аудит» предлагает удобную форму сотрудничества клиентов с нашими специалистами, оказывающими аудиторские консультационные услуги. Вы можете обратиться за советом любым удобным для Вас способом:

  • по мобильному телефону – «горячая линия»;
  • по е-mail – по схеме «вопрос – ответ»;
  • по схеме «телефон – факс» – вопрос задаете по телефону, а ответ получаете по факсу;
  • личная консультация – в нашем офисе или на территории заказчика.
Абонентское обслуживание Стоимость за 1 месяц в руб.
Устные по телефону, неограниченное количество,
но не более 30 минут в день
6 000
Устные по телефону, неограниченное количество, но не более 30 минут в день + 1 письменная консультация (по электронной почте) 10 000
Устные по телефону, неограниченное количество, но не более 30 минут в день + 4 письменные консультации (по электронной почте) 20 000
Устные по телефону и письменные по электронной почте неограниченное количество 55 000

Заказать или свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 503-11-90

Какой из этих способов выбрать, решать Вам. Каждый случай индивидуален. Однако стоит обратить внимание на следующие моменты, решая как получить консультацию: например, если вопрос сложный, то гораздо продуктивнее будет встретиться с аудитором лично; если же такой возможности нет (в силу удаленности или срочности вопроса), то можно воспользоваться схемой «телефон-факс» или задать вопрос через Интернет.

Также от объема консультаций, которые Вам нужно получить в ближайшее время, будет зависеть, выбрать Вам абонентское обслуживание или же ограничиться разовыми обращениями к аудитору. Не забывайте, что заказывая месячное обслуживание, – стоимость одной консультации значительно удешевляется.

Консультации с «Расоби-Аудит»

Аудиторские консультационные услуги, которые мы оказываем нашим клиентам, являются важными для компаний в сфере их бух. учета и налогообложения. Наши аудиторы смогут для Вас найти оптимальные решения Ваших проблем. Также благодаря грамотной консультации аудитора руководителю организации будет проще определиться относительно:

  • финансовой политики компании;
  • бухгалтерского учета;
  • налогового планирования;
  • схем функционирования предприятий и т. д.

При этом нередко аудиторские консультации заказывают внутренние аудиторы и налоговые специалисты компании-заказчика, так как фирма, предоставляющая аудиторские услуги несет ответственность и предоставляет гарантии за свои услуги. Таким образом, заказывая аудиторские консультационные услуги у наших специалистов, Вы будете уверены в том, что правильно принимаете решения и спокойны за будущее своего бизнеса. Доверьте свои проблемы нашим профессионалам.

Определение и характеристика консультационных услуг, оказываемых аудиторскими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ЭКОНОМИКА

Агупова К.П.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Воронежский государственный университет

Ключевые слова: консультационные услуги, консалтинг, аудит, аудиторская деятельность.

Аннотация: автор рассматривает теоретические аспекты консалтинга и необходимость его реализации, эффективность проведения аудиторской проверки для повышения качества деятельности экономического субъекта.

Keywords: advisory services, consulting, auditing, auditing activity.

На первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны. Сегодня же спектр консультационных услуг значительно расширился — это внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и др. Кроме проверки достоверности бухгалтерской отчетности, то есть проведения непосредственно аудита, аудиторские фирмы оказывают и консультационные услуги. Необходимость консультационных услуг объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах.

К определению, что такое консультирование, существуют два основных подхода.

В первом подходе авторы под процессом консультирования понимают форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не

отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, работающую по контракту и оказывающую услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявлять и решать возникающие проблемы. Анализируя эти проблемы, консультанты дают рекомендации по их решению и содействуют в необходимых случаях их выполнению .

В современном экономическом словаре можно найти такое определение консультирования: «Консалтинг (англ. to consult -советовать, принимать в соображение) — деятельность специализированных фирм по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций».

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте.

Если придерживаться первого подхода к определению процесса консультирования, то в составе непосредственно аудиторских услуг можно выделить четыре направления, которые имеют относительно самостоятельное значение: консалтинг, конструктивные услуги, информационное обеспечение и исполнение функций хозяйствующего субъекта. В данном случае консалтинг представляет собой консультации по организации бухгалтерского учета, хозяйственной деятельности, по выполнению расчетов по налогообложению, оптимизации налогов и т.п. К конструктивным услугам относятся разработка проектов внутрихозяйственного регламента, модели организации производства, внутрихозяйственного аудита, методики расчета нормативов. Исполнение функций хозяйствующего субъекта -это составление бухгалтерского баланса, расчеты по налогообложению, по дивидендам на основе данных бухгалтерского учета. Информационное обеспечение — предоставление деловой информации о потенциальном партнере предприятия.

В том случае, если придерживаться второго подхода, то все услуги, оказываемые аудиторскими организациями помимо аудита, можно отнести к консалтинговым.

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» в ст. 1 п. 4 сказано, что перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности, а в п. 7 ст. 1 говорится, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В предыдущем Федеральном законе «Об аудиторской

деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ данный перечень услуг относился к сопутствующим аудиту услугам, под оказанием которых понималась предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита. Кроме того, были включены в перечень услуги по проведению маркетинговых

исследований, но отсутствовали услуги по постановке, восстановлению и ведению налогового учета, составлению налоговых расчетов и деклараций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из нормативных актов, сохраняющих значение для правового и методологического регулирования прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, является Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г. Протокол № 2 (данный Стандарт был разработан в соответствии с утратившими силу Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. № 2263).

Поскольку в настоящее время Правительством Российской Федерации еще не утверждено отдельное федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в отношении прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторы обязаны руководствоваться в своей деятельности указанным Стандартом 1999 г. в части, не противоречащей уже утвержденным новым правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Согласно этому правилу (стандарту) аудиторской деятельности услуги подразделяются на совместимые и несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, в частности, относятся услуги по:

— постановке бухгалтерского учета;

— контролю ведения учета и составлению отчетности;

— контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательны платежей;

— анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

— оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

— представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

— проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов и, в частности, аудиторских организаций;

— научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

— компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;

— консультационные услуги по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

— информационному обслуживанию;

— экспертному обслуживанию;

— подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

— ведению бухгалтерского учета;

— восстановлению бухгалтерского учета;

— составлению налоговых деклараций;

— составлению бухгалтерской отчетности.

Вопрос о том, возможно ли совмещение одной и той же фирмой оказания аудиторских и консультационных услуг — одна из проблем, рассматриваемая в настоящее время Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC). По мнению авторов закона Сарбэйнса-Оксли («Sarbanes-Oxley Act of 2002») — это недопустимо.

Так, согласно ст. 201 закона Сарбэйнса-Оксли, аудиторы, наряду с профессиональной, не могут заниматься иными видами деятельности, в том числе ведением бухгалтерского учета, составлением и реализацией финансовых планов, оценочной деятельностью, актуарными расчетами, услугами по проведению внутреннего аудита, управленческими функциями, а также брокерскими, дилерскими, консультативными и банковскими услугами в области финансовых вложений и др. Кроме того, ст. 206 не допускает возможность оказания аудиторских услуг в том случае, если руководитель исполнительного органа компании, ревизор, финансовый директор или руководитель подразделения, ответственного за ведение

бухгалтерского учета, работал в аудиторской организации и участвовал в любом качестве при проведении аудита данной компании в течение года, предшествующего дате назначения новой аудиторской проверки.

В ст. 8 п. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» также говорится, что аудит не может осуществляться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.

Отметим, что аналог Стандарта в системе Международных стандартов аудита отсутствует, так как он отражает специфику российского рынка аудиторских услуг. Поскольку правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696, регулируют лишь три вида сопутствующих аудиту услуг, Стандарт 1999 г. сохраняет свое методологическое значение, прежде всего, применительно к процедуре оказания таких услуг, как налоговое консультирование, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, оценка предпринимательских рисков, проведение маркетинговых исследований, правовое, экономическое, финансовое, управленческое консультирование, иных услуг, признаваемых прочими связанными с аудиторской деятельностью услугами согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-Ф3.

Единые требования к порядку оказания, оформления и оценке качества сопутствующих аудиту услуг устанавливаются стандартами, разработанными с учетом международных стандартов аудита, выпущенных Международной федерацией бухгалтеров (ШАС). Речь, прежде всего, идет о ФП(С)АД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами». В новейшей системе правового поля аудиторской деятельности выделяется особая группа сопутствующих аудиту услуг, оказание которых регулируется правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002

№ 696 № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации», № 31 «Компиляция финансовой информации» и № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности». К данным услугам относятся:

— согласованные процедуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— компиляция финансовой информации;

— обзорные проверки.

При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности).

При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

При проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

И, наконец, при проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).

В контексте правила (стандарта) аудиторской деятельности № 24 основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором.

В последнее время у многих аудиторско-консультационных и просто консультационных фирм происходит переплетение видов

профессиональной деятельности. Это могут быть не только финансово-бухгалтерские и юридические, но и кадровые, маркетинговые и управленческие проблемы. «Размывание» границ специализации фирм происходит, главным образом, из-за возросшей сложности заказов фирм-клиентов и конкуренции среди консультационных фирм. Эти обстоятельства заставляют аудиторские (консультационные) фирмы создавать отделы или иметь в штате профессионалов разных специализаций.

Список литературы

1. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие) / В.Д. Андреев. — М. : Экономика, 1994. — 366 с.

2. Бычкова С.М. Сущность консультирования и его место в рыночной экономике / С.М. Бычкова, Т.В. Стецюнич // Аудиторские ведомости. — 2002. — № 5, 6.

Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В.

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В

ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, предприятие, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

Аннотация: в данной научной статье рассмотрено влияние интеллектуального капитала на повышение конкурентных преимуществ организации в современных условиях, отмечены основные аспекты необходимости акцентирования внимания на данном виде капитала.

Keywords: intellectual capital, enterprise, competitiveness, competitive advantages.

Важнейшей чертой начала XXI века стала экспансия «новой экономики», в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии. Развитие постиндустриальной экономики привело к снижению роли материальных факторов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *