Аффилированные лица ООО

Содержание

Аффилированные лица в компании – кто это, их права и обязанности + список и пример

Здравствуйте! В этой статье вы узнаете, кто такие аффилированные лица, какими правами они обладают, как составлять и хранить список таких данных.

Сегодня мы рассмотрим:

  • Что входит в понятие «аффилированные лица»;
  • Какими признаками они обладают;
  • Зачем компаниям необходимо вести подробный список аффилированных лиц.

Основные признаки аффилированных лиц

Термин все чаще встречается в экономических изданиях, статьях о финансах и предпринимательстве.

Аффилированные лица – это юридические или физические лица, способные повлиять на работу акционерных обществ или частных предпринимателей. Они имеют возможность контролировать работу предприятия, принятие важных решений руководством.

Название произошло от английского слова «affiliate», которое означает присоединять что-либо. Простыми словами, аффилирование – это оказание лицом влияния на работу фирмы, которое подразумевает имущественные и организационные отношения между ними. А процедура аффилиации означает, что одно предприятие или компания входит в структуру другой без изменений в руководящем составе.

В отечественной практике главными отличительными признаками аффилированности являются не только способность вмешиваться и влиять на предпринимательскую деятельность, но и зависимые отношения.

Они проявляются:

  • При наличии у лица права голоса на всех собраниях;
  • Если оно имеет долю в уставном капитале, определенный процент акций;
  • Присутствуют родственные связи между членами правления или в концерне;
  • Если аффилированное лицо по статусу (генеральный директор или председатель правления) может приостанавливать нижестоящие решения.

Для предприятий взаимозависимыми не считаются его сотрудники, которые могут влиять на работу путем забастовок или требований изменить заработную плату, отменить сделку. Но сын владельца, руководящий в дочерней фирме и желающий заключить перспективную сделку, уже является аффилированным лицом.

В любом случае отношения принимают не только управленческий характер, но и влияют на распределение имущества. Основная проблема – это возможность сговора, который приведет к созданию монопольных отношений. Это несет вред экономике, создает серьезный перекос в отрасли, поэтому аффилированные лица и их сделки находятся под системным контролем антимонопольного комитета государства.

Кто входит в список для юридического лица

У юридических лиц такая зависимость может возникать:

  • С акционерами, которые владеют не менее 20% от числа акций предприятия;
  • С наблюдательным советом или владельцами, с членами правления или совета директоров;
  • С другими предприятиями, входящими в один концерн или торговую группу;
  • С предприятиями, в которых этому юридическому лицу принадлежит пятая часть уставного капитала или не менее 20% голосов.

Для фирмы аффилированным лицом может стать как юридическое, так и физическое лицо. Оно имеет право контролировать или управлять ею: чиновники разного ранга, учредители предприятия и крупные инвесторы. В европейском законодательстве под таким названием выступают только зависимые компании и акционерные общества. В отечественном – все участники отношений, включая дочерние филиалы и частных лиц.

Перечень групп с аффилированным лицом в составе

При перечислении взаимозависимых лиц для коммерческой компании или акционерного общества часто упоминается группа, в которой они могут состоять параллельно с аффилированным лицом.

Основные признаки наличия такого лица в группе:

  • Оно единолично контролирует и управляет всей компанией;
  • Имеет в распоряжении контрольный пакет голосующих акций или наибольшую долю в уставном капитале;
  • По его рекомендации или прямому приказу были назначены ключевые должности в фирме;
  • Оно влияет и одобряет кандидатуры в состав наблюдательного совета;
  • В уставе предприятия указаны полномочия головной компании, которые допускают отмену или принятие важных решений;
  • В наблюдательном совете и правлении коммерческой компании состоят одни и те же люди.

Все члены группы могут пересекаться между собой, сотрудничать или проводить общие сделки. Простым примером образования аффилированной группы является акционерное общество с дочерними предприятиями: многие учредители активно вкладывают средства в расширение и создание филиалов, развивают региональные направления. Они носят название «аффилированные сети».

Обязанность и ответственность аффилированных лиц

Взаимозависимые юридические и физические лица имеют определенные права и ограничения. Они обязаны проводить сделки по определенному регламенту, информируя коммерческие компании об их аффилированности. Это добавляет проверок после начисления и выплаты налогов после получения прибыли.

Ответственность аффилированных лиц может быть:

  • Правовой за несоблюдение требований к проведению сделки;
  • Административной за несвоевременное или неполное предоставление информации, списка взаимозависимых лиц;
  • Налоговой за искусственное занижение или завышение цен.

В законе права аффилированных лиц не прописаны прямо. Но они вытекают из их положения в группе или с другими участниками экономических отношений. Они должны вести коммерческие дела со строгим соблюдением требований антикоррупционного законодательства.

Как и зачем вести список

Для всех акционерных предприятий ведение списка, содержащего сведения об аффилированных лицах, является обязательным. Он обновляется каждый квартал на основании рекомендаций произошедших изменений. Для компании он является задокументированным основанием для совершения сделки со взаимозависимыми фирмами.

  • Скачать бланк списка аффилированных лиц ООО

Основные положительные моменты от ведения реестра:

  • Обеспечивает сохранность капитала и инвестиций в компанию путем уменьшения возможности вмешательства посторонних в работу предприятия;
  • Сокращает до минимума риск признания заключенного договора недействительным из-за неодобрения сделки влияющими членами наблюдательного совета;
  • Упрощает процедуру одобрения и заключения сделки, в которой имеется определенная заинтересованность.

Общества, которые публично размещают акции на фондовом рынке, обязаны не только вести списки аффилированных лиц ООО или АО, но и периодически публиковать их в интернете. Они должны быть доступны для акционеров и других пользователей не менее 3-х лет.

Все списки должны содержать сведения:

  • Дату, на которую он составляется;
  • Идентификационный номер плательщика налогов;
  • Все данные о компании;
  • Юридический адрес;
  • Процент акций или доли в уставном капитале, которым распоряжается аффилированное лицо.

В больших компаниях может выделяться уполномоченное лицо, которое будет нести ответственность за хранение и составление списка: председатель правления или корпоративный секретарь, регистратор акционерного общества.

Данные периодически изучаются антимонопольной службой для выявления фактов сговора и неправомерных сделок. Списки часто требуют банки при рассмотрении кредитной заявки, государственные структуры или собственные акционеры, налоговые органы при проверке отчетной документации.

Кто такие аффилированные лица?

Если компании или граждане могут влиять на предпринимательскую деятельность ИП или юрлица, то законодательство относит их к аффилированным лицам.

Они вправе непосредственно контролировать работу ООО или акционерного общества.

Аффилированные лица ООО

Данное понятие непосредственно определено в ст. 53.2 ГК РФ и в Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ.

К основному признаку аффилированного лица относится возможность оказывать непосредственное влияние на компанию.

В таком случае деятельность ООО напрямую зависит от АЛ, к которым относятся:

  • физические лица, непосредственно осуществляющие функции управленцев в ООО, входящие в состав совета директоров, назначенные на должность руководителя или работающие в коллегиальном исполнительном органе;
  • физические лица-участники общества, которые имеют более 20% долей;
  • коммерческие корпорации, в которых ООО имеет более 20% долей;
  • входящие в соответствии с антимонопольным законодательством в единую группу физические и юридические лица.

Обратите внимание!

В единую группу юридических лиц могут входить компании, имеющие более 50% долей участия, способные контролировать других участников группы и давать им обязательные указания.

Аффилированные лица банка

АЛ любой из кредитных организаций может быть:

  • физическое лицо, которое входит в руководящий орган (наблюдательный совет или совет директоров);
  • единоличный руководитель кредитного учреждения, выполняющий роль исполнительного органа или член исполнительного органа;
  • физическое лицо, которое является единственным членом исполнительного органа;
  • акционер или дольщик банка, который получил право после покупки ценных бумаг распоряжаться более чем 20% акций или может распоряжаться более 20% голосов;
  • юридическое лицо, которое приобрело более 20% акций банка или может распоряжаться более 20% общего количества голосов;
  • юридические лица, вошедшие в единую с организацией финансово-промышленную группу.

Какая предусмотрена ответственность для аффилированных лиц?

После того как физические и юридические лица получают друг от друга зависимость, они приобретают соответствующие права и обязанности. Стороны должны проводить различные сделки на основании определенного регламента.

Коммерческие компании, с которыми контактируют в своей работе банки, должны быть проинформированы об аффилированности.

После получения от сделок прибыли, начисления и выплаты налогов можно ожидать дополнительных проверок со стороны контролирующих органов.

Законодательство предусматривает несколько видов ответственности для аффилированных лиц. В первую очередь это гражданско-правовая ответственность, которая наступает при несоблюдении норм законодательства в процессе совершения сделок.

В случае искусственного завышения цен или их занижения можно ожидать налоговой ответственности. Если банк несвоевременно предоставит список взаимозависимых лиц, или если это список будет неполным, это влечет за собой административную санкцию.

Напрямую права и обязанности аффилированных лиц законодательством не установлены. Они непосредственно зависят от положения АЛ в группе и от отношений с иными участниками экономических процессов.

Во время коммерческих отношений с другими юридическими или физическими лицами банки должны соблюдать требования норм антикоррупционного законодательства.

Где узнать информацию об аффилированных лицах?

Любая организация должна хранить списки аффилированных лиц.

Порядок раскрытия сведений о них напрямую зависит от целей, которые преследуются государственными или иными органами. К примеру, подавать данные об АЛ, связанные с бухгалтерской отчетностью, необходимо на основании подзаконных актов (приказов) Минфина РФ.

Для кредитных учреждений Банком России было принято специальное положение №454-П. Им утверждена форма списка АЛ для акционерных обществ.

ОАО, которые являются эмитентами ценных бумаг, должны в обязательном порядке размещать списки своих АЛ на собственных сайтах в интернете. Кроме этого, такой список подается в регистрирующий орган, который фиксирует выпуск ценных бумаг этого АО.

К таким органам относят Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм Банка России, территориальные учреждения Банка России или региональные отделения ФКЦБ России.

Подавать такую информацию нужно каждый квартал. Список АЛ должен быть составлен не позднее тридцатидневного срока на момент окончания отчетного квартала. Остальные организации подают списки раз в год.

Все АО должны информировать регистрирующие органы о любых изменениях, которые произошли в списках их АЛ.

Для этого от регистрирующего органа должно поступить письменное требование, которое должно быть удовлетворено не позднее 10 дней после получения АО.

Сделки с аффилированными лицами

В законах об отдельных коммерческих компаниях содержится состав заинтересованных лиц, относящихся к аффилированным. Юридическое лицо будет заинтересованным при заключении соглашения, если посредником, выгодоприобретателем или стороной сделки будет АЛ.

Обратите внимание!

К подобной сделке можно отнести договор, который заключен между членом совета директоров ООО и самой компанией, между фирмой и иным хозяйственным обществом, в которой близкий родственник руководителя имеет контрольный пакет акций.

Нормы законодательства направлены на то, чтобы защитить интересы коммерческой компании, являющейся субъектом гражданских правоотношений и ее членов от невыгодных последствий соглашения, стороной которого было заинтересованное лицо, желающее получить личную выгоду.

Защита сделок от заинтересованности АЛ связан связана с таким обязательными действиями, как:

  • отстранение заинтересованного лица не только от подписания договора, но и от первоначального участия в обсуждении условий соглашения и целесообразности его заключения;
  • утверждение договора высшим органом управления компании.

Заключая сделку между взаимозависимыми лицами, очень важно обратить внимание на порядок определения цены, влияющей на налоговые последствия соглашения.

Резюме

ОАО или ООО, имеющие аффилированных лиц, обязаны действовать на основании соответствующих законов и постоянно информировать заинтересованные организации путем подачи имеющихся сведений.

Все АЛ отвечают за проводимые сделки, которые не должны наносить ущерба компании и ее членам и контролируются со стороны органов управления ОАО или ООО.

При возникновении вопросов, связанных с подачей информации или ответственности аффилированных лиц, вы можете обратиться за помощью к квалифицированным юристам нашей компании.

Кто входит в аффилированные лица

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Аффилированные лица как понятие определяет ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно положениям данной статьи аффилированные лица – это граждане или организации, которые способны повлиять на другие компании или граждан в процессе предпринимательской деятельности последних. Компании или граждане находятся в зависимых отношениях с аффилированными лицами. Если наступление правовых последствий зависит от наличия аффилированности лиц, ее устанавливают сообразно закону (ст. 53.2 ГК РФ).

42 полезных документа для юриста компании

  • Скачайте и упростите свою работу

Аффилированные лица могут воздействовать на работу компании

Когда идет речь об аффилированных юридических лицах, подразумевают, что гражданин, который состоит в управляющем органе компании, обладает влиянием на деятельность другой компании. В список аффилированных лиц организации могут входить:

  1. Член совета директоров компании, ее наблюдательного совета или иного коллегиального органа управления.
  2. Член правления компании.
  3. Генеральный директор компании или иное лицо, которое исполняет функции директора.
  4. Лицо или лица, которые принадлежат к той же группе, что и компания. В данном контексте группой лиц считают совокупность физических и (или) юридических лиц, для которых верны один или несколько признаков ст. 9 закона о защите конкуренции.
  5. Лицо, которое вправе распоряжаться 20% голосов или более в голосующих акциях, уставном или складочном капитале, долях юридического лица.
  6. Компания, в которой данная организация вправе распоряжаться более чем 20% или более голосов.
  7. Члены советов директоров, наблюдательных советов, других коллегиальных органов управления, а также коллегиального исполнительного органа любой из компаний, которые вместе с данной входят в финансово-промышленную группу. Также аффилированным лицом признают лиц, которые исполняют полномочия единоличных исполнительных органов участников такой финансово-промышленной группы.

У предпринимателей тоже могут быть аффилированные лица:

  1. Лица, которые по признакам из ст. 9 закона о защите конкуренции принадлежат к той же группе.
  2. Компании, в котором данный гражданин может распоряжаться более чем 20% общего числа голосов.

Для физических лиц, которые не ведут предпринимательскую деятельность, закон не определил список аффилированных лиц (постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2012 г. № 14613/11).

АО и ООО должны вести списки аффилированных лиц

Акционерные общества обязаны раскрывать списки аффилированных лиц и публиковать их на официальных сайтах (гл. 73 положения ЦБ РФ от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»). Например, список аффилированных лиц АО следует оформить в соответствии с требованиями Приложения 4 к Положению № 454-П.

Каждое общество с ограниченной ответственностью также обязано составить такой перечень. Список аффилированных лиц ООО ведут согласно требованиям ст. 50 закона об ООО:

  • составляют такой список;
  • хранят сообразно требованиям закона в помещении, где находится исполнительный орган ООО;
  • предоставляют участнику оригинал или копию по его требованию. Участник общества вправе запросить список аффилированных юридических лиц или граждан, которые связаны с ООО.

Закон не требует оформлять перечень в каком-либо определенном виде, но можно опираться на формы, которые используют для составления списков аффилированных лиц АО.

Для сделок с заинтересованностью понятие аффилированного лица заменили на контролирующее

Следует иметь в виду, что с 1 января 2017 года в корпоративном законодательстве произошли изменения, которые коснулись положений о заинтересованных лицах (п. 1 ст. 45 закона № 14-ФЗ, п. 1 ст. 81 закона № 208-ФЗ). Когда ООО или АО заключает сделку с заинтересованностью, закон использует не понятие аффилированных лиц, а понятие контролирующих. Под контролирующим лицом понимают лицо, которое может:

  • напрямую или косвенно распоряжаться более 50% голосов на общем собрании;
  • назначать генерального директора компании;
  • назначать более 50% состава совета директоров или правления.

В связи с этим многие аффилированные лица обществ перешли в категорию подконтрольных лиц. Это предполагает разную степень ответственности данных лиц за участие в сделках. Тем не менее, сделку с заинтересованностью могут оспорить, если ее на одобрили установленным образом или она причинал вред обществу.

Читайте в справочнике Системы Юрист

  • Какие лица признаются аффилированными

Читайте на тему

  • Крупные сделки и аффилированные лица: изменения с 1 января 2017 года
  • Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям
  • Фактическая аффилированность кредитора и должника. Новый подход Верховного суда

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Все, что нужно знать об аффилированных лицах

С точки зрения действующего законодательства, взаимоотношения между физическими и юридическими лицами довольно просты. Однако регламентированные положения имеют нюансы и лазейки, которыми пользуются граждане узкого профиля.

Сегодня мы поговорим об аффилированных лицах, рассмотрим их отличительные особенности для ООО и АО, законодательное регулирование.

Основополагающие понятия

Аффилированные лица – гражданин/коммерческая структура, имеющая значительное влияние на внешнюю или внутреннею политику рассматриваемого предприятия. Законы Российской Федерации не так строги, как зарубежные. Поэтому получить соответствующий статус могут дочерние структуры или физические лица.

В статье 20, 105.1, 105.2 НК РФ имеются похожие понятия, но там употребляется слово «взаимозависимые».

Группа лиц – федеральный закон «О защите конкуренции» дает четкую трактовку, применимую для аффилированного лица. Группа для индивидуального предпринимателя состоит из: супруги/супруга, родителей, братьев или сестер, совершеннолетних детей.

Что такое список аффилированных лиц – смотрите тут:

Для юридических структур существует ряд признаков, по которых определяется принадлежность рассматриваемого лица к группе:

  • возможность распоряжаться более чем 50% голосов, припадающих на долю в капитале компании. Как правильно составить отчет об изменениях капитала – читайте в публикации по ссылке;
  • лицо выдвинуло кандидатуру на пост руководителя организации;
  • участник единолично управляет организационной структурой;
  • состав правления/дирекции и совета директоров на 50% состоит из тех же людей;
  • лицо трудоустроило больше половины участников исполнительного и наблюдательного органов. В этой статье вы прочтете, в чем ключевые различия между исполнительным и генеральным директорами.

Важно знать! Рассматривается возможность «совмещения» двух независимых групп. Если руководители независимых обществ имеют больше половины голосов в сторонней копании, то обе группы рассматриваются как единый механизм.

Аффилированные лица для ООО и АО

Для коммерческих структур аффилированными лицами считаются:

  1. Руководитель и командный состав управляющих и наблюдательных органов.
  2. Участники группы, трудоустроенные в рассматриваемой компания.
  3. Гражданин или компания, имеющая более 20% от величины уставного капитала организационной структуры.
  4. Фирма, 20% акций которой принадлежит рассматриваемому лицу.
  5. Организации, имеющие обязательства перед промышленной группой, уполномоченные представители, руководящий состав.

Для индивидуальных лиц аффилированными считаются:

  1. Участники одной с ИП группы.
  2. Компания, где физическое лицо имеет 20% долю в виде акций или уставного капитала.

Разновидности аффилированных лиц. Фото: reikimastertorso.ru

Законодательное регулирование

Согласно закону №14-ФЗ, руководящий состав группы имеет следующие обязанности:

  • составить и вести список аффилированных лиц. Законодательство не предусматриваем унифицированной формы оформления, но общие рекомендации есть в четвертом положении ЦБ РФ;
  • хранить вышеназванный документ. Причем четко установлено:
  • место, где находится управленческий аппарат, имеют свободный доступ участники.
  • срок хранения – согласно пункту 150 приказа Минкультуры РФ «О перечне типовых архивных документов», соответствующий документ находится в архиве до момента реорганизации или ликвидации рассматриваемой организации. После бумаги передаются на сбережение в организации по хранению архивных данных;
  • обеспечить участникам свободный доступ с ознакомительной целью – в течении трех дней по месту положения управленческого состава (оригинал), отдельная плата, размер которой не превышает статьи расходов организации (при требовании копии).

Важно знать! Статья №115-ФЗ обязывает юридические лица вести список бенефициарных владельцев.

Нужно ли раскрывать данные об аффилированных лицах

Кто-то подумает, что это прихоть контролирующих ведомств по противодействию монополиям. Однако обязательное информирование органов государственного контроля имеет серьезное основание.

Предоставляемые данные препятствуют организации сговоров между компаниями с целью установление единоличного контроля над рассматриваемой отраслью.

Умышленные деструктивные действия касаются: ценовой политики, устранения конкурентных фирм с помощью нерыночных методик, совместных действий по расширению зоны контроля.

История развития нескольких стран имеет печальные страницы, связанные с парализацией рынка из-за сговора отдельных организационных структур.

Для недопущения печальных событий сформирована Федеральная антимонопольная служба, в обязанности которой входит контроль за деятельностью юридических лиц на территории Российской Федерации.

Вышеназванный документ по-настоящему востребован в случае:

  • оформления сделки между двумя компаниями;
  • применения регулирующих механизмом антимонопольного органа;
  • актуальности норм о взаимозависимости (предоставление персональных данных для оформления пояснительной записки, которая отправляется в Налоговую Инспекцию).

Процесс разработки списка лиц упоминается только в пункте 2 статьи 45 закона №14-ФЗ. Он гласит, что аффилированные лица обязаны предоставлять информацию о подконтрольных лицах, занимающих должностные кресла высшего руководящего состава, структурах, контроль над которыми в руках их родственников.

На основе полученных данных действующий документ актуализируется для отображения полной картины отдельно взятого участника.

Важно знать! Организационная структура не может проверять правдивость полученных данных (требовать копии документов, подтверждение у посторонних лиц). Ведение вышеназванного документа является должностной обязанностью для сотрудника рассматриваемой компании.

Закон 135-ФЗ предусматривает наличие следующих реквизитов для списка аффилированных лиц ООО:

  • фактическая дата оформления;
  • ФИО лица, данные о его местоположении, контактная информация, признаки аффилированности, дата их вступления в силу, суммарная доля в уставном капитале организационной структуры;
  • подпись и печать рассматриваемого предприятия. Как подписать документ электронной подписью – читайте в статье по ссылке.

Понятие аффилированного лица.

Указание дополнительной информации возможна только после письменного разрешения аффилированного лица. Пренебрежение чревато наложением административной ответственности за незаконное использование персональных данных участников.

Ответственность участников общества

Сегодня не существует закона, который бы налагал уголовную ответственность за уклонение от оформления списка аффилированных лиц. Однако отсутствие перечня бенефициарных владельцев предусматривает наложение штрафа в размере до 500 000 тысяч рублей.

Также предусмотрена ответственность за комплексные правонарушения, регламентированные положениями закона №135-ФЗ.

вы узнаете, что представляет собой субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по долгам.

Аффилированные лица – влиятельные компании или физические лица для сторонней организации. Они формируют внешнюю и внутреннюю политику организации, подлежат выполнению обязательств, наложенных нормативной базой действующего законодательства.

За нарушение предусмотренных норм налагается административная ответственность в виде штрафов, размер которых предусматривается законом.

Понятие и виды аффилирующих лиц рассмотрены в этом видео:

Аффилированные лица — взаимоотношения ООО и ИП

Всех приветствую
Добавлю свои доводы
А то все сразу встают на сторону ИФНС и приводят решения
Так в этих ситуациях, читайте внимательно:

  1. То с ИП трудовой договор и обязательность выполнения трудовых функций и социальные гарантии
  2. То вместо оплаты по договору ЗПЛ перечисляют ИП
  3. На то решение которое сслыется ХрюкМан — парень начислил в ООО расходов по акту от ИП на 114 млн то есть по расчетному методу , а 6% не заплатил в ИП , так как там кассовый метод признания доходов, тогда приведете дело , где и НДС полнсотью уплаче и ИП заплатил 6% (вообще то 6% со всей реализации это тоже самое что прибыль 30% в ООО и уплата налога с этой прибыли в 20% = 20% = 1/5 часть)
  4. Тот файл который приложил Хрюкман, кто нить смотрел материалы дела на арбитре что то там дело про НДС, а не про ИП и минимазацию НПП в ООО
  5. С Какой целью уважаемые форумчане вы сразу дали отрицательный ответ?

Предлагаю Александру и всем подумать вот о чем (в режиме ответов на потенциальные вопросы ):

  1. ЕИО = дир/гендир (неважно владелец он или не владелец) обязан нести ответственность за управление организацией — нигде не указано что он обязан прямо лично выполнять заказы/осваивать и тем более предоставлять уникальные сови навыки и компетенции — где так написано? У нас свобода договора, а также смотри ТК РФ про труд по принуждению и рабский труд и Конституцию РФ про свободу труда — и так ответственности хватает у ЕИО — ТО ЕСТЬ ЕСЛИ Я = ЕИО В ООО ТО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ЧТО Я ЛИЧНО ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ЗАКАЗЫ (это в том числе к вопросу, что так бы заплатил 13% НДФЛ и 30% страховые, а так только 6% с доходов ИП)
  2. Почему тогда ИП не на НДС без всяких ООО (а то нарегили тут всего) — потому что боюсь — при ОСНО/НДС — расчётный метод признания доходов, я товары и услуги поставил/оказал, а меня кинули не оплатили вообще или с задержками — автоматом кроме всего прочего стал должен НДС, а это большие риски — никто не обязывет принимать риски на себя, для этого и создали УСНО и прочие спецрежимыдля СМБ
  3. Кроме того я Хочу заниматься данным заказом/проектом как ИП на УСНО — но нужно НДС — вот ООО для НДС и служит (но этот НДС нужно полностью платить!)
  4. Если ИП на УСНО выставит счет-фактуру то это будет тоже оплата НДС по расчётному месяцу каждый квартал
  5. Почему ИП и ООО — потому что планирую реализовать услуги и товары участникам рынка, которым требуется возмещать НДС, если буду без НДС — то теряю потенциальный сегмент рынка, с учетом нынешней экономической ситуации и рисков по НДС указанного в предыдущем пункте , Я не готов эти риски нести как ИП, но готов нести как ООО и оно с НДС для реализации тому кому нужно возмещение НДС
  6. Почему Вам не нанять персонал в ООО по трудовому договору или на сдельный гп договор именно с физлицом и платить за них и 13% НДФЛ и 30% страховые взносы — Ответ = Я не уклоняюсь от оплаты законных налогов и взносов — вообще причём тут налоги и взносы, причина совершенно в другом: я не могу нанять персонал, ищу не могу найти то что мне нужно, кто есть просят очень дорого да и сроки поджимают = это раз; второе = персонал не готов разделять со мной коммерческие риски (неоплата от заказчика, задержки) или вообще полное фиаско бизнеса — как ЕИО ООО я не готов нести данный риск преследования за неоплату ЗПЛ/НДФЛ/Взносов со всеми вытекающими последствиями, но Я как ИП готов выполнить заказ и принять на себя эти коммерческие риски; а уклонение тут ни при чем — вот запущусь стану стабильно работать более менее с ритмичными доходами тогда да — а так извините — ООО само же принимает решение как вести бизнес, несет ответственность за результат — так вот я и пытаюсь — нигде не указано что я должен принять риск по неоплате ЗПЛ/НДФЛ/Взносов в ООО как ЕИО
  7. Почему вы не нанимаете Исполнителей других (ИП и ООО) — Ответ: не могу найти нужной компетенций на рынке (у меня уникальный случай — но понятно, что если он действительно уникальный — сложный консалтинговый и инженерный проект = а пусть докажут что если Я бы нанял субчиков то проект завершился бы удачно) и кроме того — они, с кем общался, не готовы принимать на себя риски задержки платежей или полного фиаско проекта — а Я как ИП готов!!!
  8. Понятно что если вы от ИП сделали расходы в ООО (расходы ), то в ИП заплатить налоги надо!!! И деньги туда загнать надо — можно обратный договор займа составить — чтобы признать доход в ИП (ИП дал ООО займ и по распредписьму оставил эти деньги в ООО — при этом у ИП возник доход)
  9. Для координации проекта/заказа в ООО назначено ответственное лицо с доверенностью, например Исполнительный директор, (оно, ФЛ, обязано чтобы проект завершился удачно ) — он , Исполдир , подписал со мной договор — действую на свое усмотрение и разумно, а я Сам ушел в административный (и выходил из него только чтобы подписать отчетность)
  10. У меня один проект/заказ и мне в случае фиаско по данному проекту неоткуда будет перекрыть ЗПЛ/НДФЛ/Взносы/Субчиков

То есть я хочу донести, что читая подобные темы — я вижу только позицию чисто прямую можно сказать догматическую с обоснование судебными решениями (где всегда присутствует моменты типа обоснования платежа в сторону ИП в виде ЗПЛ , или прямое перечисление на карточку как ЗПЛ или прямо наглый уход от налогов — а чего то ИП 6% с 114 млнр не оплатил? — может поэтому, если этот текст не фейк это решение с доначислением)

  1. НДС вы заплатите в любом случае — все к этому идет (все атиналоговые консультанты говорят что НДс надо платить — ну ил делить продажи где он не нужен)
  2. Налог на прибыль — Нужны четкие деловые цели с обоснованием от рисков:
    1. Наемный работнки данные риски не готовы нести — ну напишите в штатке, что вы готовы платить минималку 10000 руб. за обязанности главбуха с миллионом проводок — нигде не указано номартивная зпл в 150000 руб за главбуха или технического директора
    2. Субчики риски оплаты через 200 банковских дней (посмотрите закупки РН или госзакупки) или в течении 10 лет, тоже не готовы принять — у вас бизнес-проект такой, а если вы напишет в течении 5 дней после подписания актов то вы заранее планируете обман — вот поэтому и не можете найти — но ВЫ !!! Как ИП на это согласны!!!

Единственный учредитель ООО N 1 (он же ИП) владеет долей в размере 1/3 уставного капитала ООО N 2. Он же является руководителем обоих ООО.
Оба ООО и ИП (далее обобщенно также — лица) были зарегистрированы давно, причем в разные годы. У ООО N 1 и N 2 разные юридические адреса и местонахождение офисов. ИП зарегистрирован по месту жительства.
Деятельность представляет собой оказание услуг. Виды деятельности разных лиц близки, но не одинаковы. Клиентская база разная. Рассматриваемые лица не являются единственными поставщиками или покупателями услуг друг друга.
Часть персонала работает только в ООО N 1 или ООО N 2, часть — в обоих ООО (по совместительству). У ИП наемного персонала нет.
Есть ли в данной ситуации признаки «дробления бизнеса»?

8 июня 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Судя по предоставленной нам информации, в деятельности ООО N 1, ООО N 2 и ИП присутствуют отдельные признаки «дробления бизнеса» в понимании налоговых органов. В то же время многие другие признаки отсутствуют.
Полагаем, что со стороны налоговых органов может быть сделана попытка доказать наличие необоснованной налоговой выгоды путем дробления бизнеса. В этом случае свою правоту упоминаемым в вопросе лицам придется доказывать в суде. Мы не можем предсказать возможное решение суда, которое будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
Рекомендуем проанализировать деятельность и связи ООО N 1, ООО N 2 и ИП на предмет наличия признаков дробления бизнеса и принять меры к уменьшению количества этих признаков, а также к подготовке доказательств того, что разделение деятельности между упоминаемыми лицами направлено на достижение положительного хозяйственного результата, а не на минимизацию налоговых выплат.

Обоснование позиции:
В настоящее время налоговым законодательством понятие «дробление бизнеса» не определено. Обычно под термином «дробление бизнеса» подразумевается разделение хозяйственной деятельности экономического субъекта на части по какому-либо признаку для достижения определенных целей.
По мнению налоговых органов, зачастую главный и единственный смысл разделения хозяйственной деятельности — минимизация налоговых выплат. К примеру, вместо одной крупной или средней организации, которая является плательщиком НДС и налога на прибыль, образуется несколько ООО, а также индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих УСН. В этом случае налоговые органы считают, что в результате применения данной схемы хозяйствующий субъект получает необоснованную налоговую выгоду путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения.
Таким образом, налоговые органы рассматривают «дробление бизнеса» как один из способов получения необоснованной налоговой выгоды.
На практике «схемы» дробления бизнеса чаще всего сводятся к переводу конечного хозяйствующего субъекта — ООО или индивидуального предпринимателя — на УСН или спецрежим в виде ЕНВД.
Напомним про ограничения для применения УСН:
— предельный размер доходов — 150 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
— максимальная средняя численность работников — 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
— максимальная остаточная стоимость основных средств — 150 млн. руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
По каким же критериям налоговые органы обращают внимание на дробление бизнеса?
В письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ на основе анализа судебной практики сформирован перечень из 17 признаков, которые могут в своей совокупности и взаимной связи свидетельствовать о формальном разделении (дроблении) бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды:
— дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими спецрежимы (ЕНВД или УСН) вместо уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
— применение схемы оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
— налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
— создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и (или) увеличением численности персонала;
— несение расходов участниками схемы друг за друга;
— прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
— формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
— отсутствие у подконтрольных лиц принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
— использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
— единственным поставщиком или покупателем для участника схемы является другой её участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
— фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
— единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
— представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему) осуществляется одними и теми же лицами;
— показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение спецрежимов налогообложения;
— данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
— распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.
В письме отмечено, что для обоснования вывода о применении налогоплательщиком схемы дробления бизнеса налоговому органу необходимо располагать доказательствами, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизацией предпринимательской деятельности, сколько на получение в результате применения такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения. Также даны рекомендации по формированию доказательной базы, в том числе по вопросам определения налоговыми органами действительного размера налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков, необходимость установления которых возлагается на налоговый орган в рамках мероприятий налогового контроля (смотрите также письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@).
Выявив признаки дробления бизнеса, налоговые органы зачастую действуют следующим образом: если налогоплательщик и его контрагенты применяют спецрежимы, в том числе УСН, то их признают взаимозависимыми, финансово-хозяйственную деятельность объединяют в одно целое и доначисляют налоги по общей системе налогообложения, то есть НДС, налог на прибыль, налог на имущество и т.д.
Такая политика, естественно, приводит к налоговым спорам. Отметим, что судебная практика носит противоречивый характер. Суды выносят решения в зависимости от конкретных обстоятельств каждого дела.
В некоторых случаях суды поддерживают налоговые органы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.08.2017 N А03-723/2016, постановление АС Уральского округа от 21.06.2016 по делу N А76-21239/2014 (определением Верховного Суда РФ от 24.10.2016 N 309-КГ16-13438 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ), определение Верховного Суда РФ от 27.11.2015 N 306-КГ15-7673 по делу N А12-24270/2014).
Существуют и решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков (постановления АС Центрального округа от 11.04.2017 N Ф10-798/2017 по делу N А08-135/2015, АС Центрального округа от 11.11.2015 N Ф10-3834/2015 по делу N А14-10472/2013 (определением Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 310-КГ16-135 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ), ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2011 по делу N А03-6168/2010, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 N 18АП-5903/15 по делу N А47-12155/2014).
Отметим определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1440-О, в котором суд согласился с позицией налогового органа.
Налоговый орган по итогам налоговой проверки ООО пришел к выводу о том, что общество в результате искусственного дробления бизнеса (путем создания группы взаимозависимых организаций и индивидуальных предпринимателей) получило необоснованную налоговую выгоду, выразившуюся в уменьшении базы по налогу на прибыль организаций и НДС за счет использования налогоплательщиками, входящими с ним в группу, специальных налоговых режимов. Речь идет о том, что в 2005 году руководитель ООО, его супруга и мать заключили договор о координации хозяйственной деятельности, а позже в него вступили другие участники — юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, применявшие специальные налоговые режимы. В рекламной информации участники договора использовали наименование ООО, они поддерживали общий фирменный стиль и нанимали работников, которые также были заняты в деятельности других участников этого договора. Между собой они годами совершали сделки, связанные с хозяйственной деятельностью, которую вел каждый из них.
ООО были доначислены суммы указанных налогов в том размере, в каком общество должно было бы их уплатить, если бы аффилированные с ним налогоплательщики не принимали участия в предпринимательской деятельности, включив в налоговую базу по ним стоимость товаров (работ, услуг), реализованных контрагентами ООО, и привлекли к налоговой ответственности за неуплату налогов в требуемом размере.
Все арбитражные суды, включая ВС РФ, отказали налогоплательщику в признании решения налогового органа незаконным. Суды сочли доказанными взаимозависимость и аффилированность общества и его контрагентов, в том числе исходя из наличия у них общего трудового ресурса, использования товарного знака ООО, его складского помещения, из фактической организации работы магазинов, из отсутствия ведения раздельного учета фактически полученных доходов, и пришли к выводу об убыточности хозяйственной деятельности общества, имитации хозяйственной деятельности, а также о том, что налоговым органом была доказана направленность действий общества на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды и правильно определены подлежащие уплате суммы налогов на основании имеющейся в его распоряжении информации о налогоплательщике.
Судя по предоставленной нам информации, в деятельности ООО N 1, ООО N 2 и ИП присутствуют отдельные признаки «дробления бизнеса» в понимании налоговых органов. В то же время многие другие признаки отсутствуют.
Полагаем, что со стороны налоговых органов при проведении проверки может быть сделана попытка доказать наличие необоснованной налоговой выгоды путем дробления бизнеса. В этом случае свою правоту упоминаемым в вопросе лицам придется доказывать в суде. Мы не можем предсказать возможное решение суда, которое будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
В связи с этим рекомендуем проанализировать деятельность и связи ООО N 1, ООО N 2 и ИП на предмет наличия признаков дробления бизнеса и принять меры к уменьшению количества этих признаков, а также к подготовке доказательств того, что разделение деятельности между упоминаемыми лицами направлено на достижение положительного хозяйственного результата (прибыли и т.п.).

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *