Закон 54 ФЗ

>
Шаг 1

Содержание

Инструкция: Как подключить кассу

Подключить интернет

Данные о продажах должны передаваться в налоговую онлайн, поэтому для работы кассы нужен интернет. Подойдёт любой: выделенная линия, вайфай, мобильный интернет — в законе требований нет. Главное, чтобы связь работала стабильно.

Шаг 2

Выбрать онлайн-кассу

Кассы отличаются мощностью, размером и функциональностью. Для курьера и для фастфуда с большим потоком посетителей подходят разные модели — отталкивайтесь от особенностей вашего бизнеса.

Кассу можно купить или взять в аренду — закон допускает оба варианта. Сбербанк продаёт и предоставляет в аренду смарт-терминалы «Эвотор». Если у вас сезонный бизнес или вы только открыли своё дело и не готовы вкладывать сразу много денег, начните с аренды — от 1200 рублей в месяц. Если бизнес стабильный и круглогодичный, стоит вложиться в покупку кассы.

Шаг 3

Купить фискальный накопитель

Внутри кассы должен быть установлен фискальный накопитель (ФН) — чип, который собирает и хранит данные обо всех операциях, а также присваивает чекам обязательный уникальный реквизит — фискальный признак. Кассы могут продаваться и вместе с ФН, и отдельно.

Фискальные накопители выпускают сроком:

  • на 13 или 15 месяцев — они подходят предпринимателям на общей системе налогообложения
  • на 36 месяцев — для тех, кто работает на специальных режимах налогообложения.

Для сезонного бизнеса и торговли подакцизными товарами есть ограничения — подробнее о них читайте в статье «Как заменить фискальный накопитель».

Шаг 4

Заключить договор с ОФД

Оператор фискальных данных (ОФД) — это посредник, который собирает и обрабатывает фискальные данные бизнеса и передаёт их ФНС. По закону, работать в качестве ОФД может только компания, получившая разрешение налоговой.

Все предприниматели должны заключить договор с ОФД и передавать информацию в ФНС только через него. Сбербанк сотрудничает с «Платформой ОФД». Это самый крупный оператор фискальных данных в России. «Платформа ОФД» не только передаёт данные касс в налоговую и позволяет работать с маркированными товарами, но и даёт предпринимателям возможности для анализа показателей бизнеса через личный кабинет.

Шаг 5

Зарегистрировать онлайн-кассу и ФН в налоговой

Кассу и фискальный накопитель нужно зарегистрировать в налоговой. Сохраняйте все документы на технику и услуги — они пригодятся, когда будете заполнять заявку на регистрацию.

Чтобы оформить кассу в налоговой, можно прислать документы почтой, прийти в отделение лично или подать заявку онлайн через личный кабинет на сайте ФНС.

Как отчитываться перед госорганами онлайн

Чтобы «общаться» с ФНС онлайн, нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП. Это аналог вашей подписи: с её помощью можно заверять электронные документы. КЭП позволяет взаимодействовать с госорганами удалённо: переписываться с налоговой, Федеральной таможенной службой и другими инстанциями, регулярно отправлять отчётность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Чтобы передавать данные во все госорганы через одну программу, нужно установить систему электронного документооборота (ЭДО).

Для дистанционной коммуникации с чиновниками и партнёрами по бизнесу Сбербанк предлагает систему E-invoicing. В неё встроен электронный документооборот, отчётность и конструктор документов — так вы сокращаете время на оформление и подачу отчётов, не ошибаетесь в шаблонах и тратите меньше бумаги.

Что дальше: как автоматизировать бизнес

Когда бизнес разрастётся, часть процессов можно автоматизировать и управлять ими через единый сервис. У Сбербанка это «Моя торговля». В него встроены программы для учёта и организации рабочего места кассира, мониторинга всех каналов продаж, есть интеграция с 1С:Бухгалтерией, рассылками, телефонией и другими сервисами.

Главное

с

С 2019 года 54-ФЗ касается почти каждого бизнеса. Чтобы легально торговать или оказывать услуги, нужно подключить онлайн-кассу.

2

Определите, сколько готовы потратить единовременно: если бизнес стабилен, купите собственную кассу; если только начинаете или работаете сезонно — возьмите ККТ в аренду.

Определите, какой фискальный накопитель нужен для бизнеса. Купите ФН и установите в кассу — проще всего взять комплект «касса + фискальный накопитель».

Заключите договор с ОФД — это требование закона. Выбирайте оператора, у которого есть лицензия от налоговой и дополнительные возможности для аналитики бизнеса.

Купите электронную подпись. Это необязательно, но меняет жизнь к лучшему: всё общение с госорганами можно будет перевести в режим онлайн и сэкономить тонну бумаги.

Зарегистрируйте кассу в налоговой. Если у вас есть электронная подпись, это можно сделать онлайн через личный кабинет.

Когда бизнес начнёт расти, присмотритесь к сервисам электронного документооборота и удалённого управления.

Закон 54-ФЗ – краткое обозначение закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (сокращенно – ККТ) при наличных и безналичных расчетах. Это один из ключевых правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность. За нарушение установленных законом правил коммерсантам грозят большие штрафы, дисквалификация, приостановление бизнеса (статья 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Закон № 54-ФЗ о применении кассовой техники первые шесть лет работал без изменений, но затем неоднократно редактировался. В 2019 году данный нормативный документ уже претерпел две редакции, а в прошлом году его текст обновлялся три раза. Последним, наиболее значимым изменениям закона об использовании ККТ в сфере бизнеса посвящен наш материал.

ФЗ-54 о применении контрольно-кассовой техники: основные положения

Закон 54-ФЗ регламентирует процедуру применения кассовых аппаратов на территории России при проведении безналичных и наличных расчетов. На основе его положений принимаются подзаконные нормативные акты, которые не должны противоречить 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике.

В частности, данный закон определяет:

  • условия, правила, порядок, особенности применения онлайн-касс (статьи 1.2, 2, 4.3);

  • требования, предъявляемые к фискальному накопителю и кассовому аппарату (статьи 4, 4.1);

  • каким должен быть выдаваемый чек, а также заменяющие его бланки строгой отчетности (статья 4.7), и т.д.

Федеральный закон 54-ФЗ предписывает ставить на учет в налоговом ведомстве только онлайн-кассы. Если раньше ККТ дублировали каждый пробитый чек на контрольной ленте, то теперь данные о совершенной продаже передаются непосредственно в налоговый орган. Для этого кассовые аппараты подключаются к Интернету и ОФД (оператору фискальных данных).

Положение о переходе индивидуальных предпринимателей и предприятий по закону № 54-ФЗ на онлайн-кассы действует с 1 февраля 2017 года (п. 4, 6 статьи 7 закона № 290-ФЗ от 03.07.2016, п.4, 6). С этой же даты применяется п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающий ответственность за использование кассового аппарата, который не соответствует требования закона. Для организаций максимальный штраф достигает 10 000 рублей, для ИП и должностных лиц – 3000 руб.

Закон № 54-ФЗ: редакции 2019 года

Как уже отмечалось, закон о применении кассового оборудования при проведении денежных расчетов в 2019 году менялся дважды. Кроме того, в текущем году вступили в действие некоторые прошлогодние поправки, внесенные в закон № 54-ФЗ о применении кассовой техники. Ниже рассмотрены основные изменения, которые следует учесть хозяйствующим субъектам.

54-ФЗ: последняя редакция 2019 года

Последний раз закон о применении ККТ редактировался в июле 2019 года (закон № 238-ФЗ от 26.07.2019). Внесенные поправки, в основном, касаются новых требований к использованию онлайн-касс при продаже продукции, подлежащей обязательному маркированию. В частности, ст.2 закона 54-ФЗ дополнена положением (п.8.1) о том, что на маркированные товары не распространяются послабления, позволяющие не использовать онлайн-ККТ при торговле:

  • на выставках и ярмарочных мероприятиях;

  • на открытых прилавках;

  • на рынках, где торгуют в розницу;

  • при разносной торговле (например, в поезде), и т.д.

На продавцов возлагается обязанность проверять достоверность нанесенных на товары кодов (4.1 статья 54-ФЗ от 22.05 2003). Большинство поправок закона № 238-ФЗ от 26.07.2019 вступили в силу с 6 августа 2019 года.

54-ФЗ: изменения 2019 года, вступившие в силу летом

Наиболее существенны и многочисленны новеллы, вступившие в законную силу с 7 июня и с 1 июля 2019 года. Большая часть изменений закона № 54-ФЗ в 2019 году пришлась именно на эти даты. В основном, они были внесены федеральным законом № 129-ФЗ от 06.06.2019. Отдельные положения введены законом № 192-ФЗ от 03.07.2018.

Среди ключевых поправок закона о ККТ 54-ФЗ следует отметить следующие:

  1. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают на работу сотрудников по трудовым договорам, вправе не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2021 года, но только если они занимаются продажей продукции собственного производства, самостоятельно оказывают услуги / выполняют работы для населения (ст. 2 закона № 129-ФЗ).

Если ИП нанимает хоть одного работника, ему дается 30 дней (календарных), чтобы приобрести кассовое оборудование и зарегистрировать его в налоговой службе.

  1. Законодатели расширили список привилегированных лиц, имеющих право функционировать без онлайн-касс (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ, редакция от 06.06.2019). С 1 июля 2019 года в него попали:

  • продавцы, реализующие в розлив молоко, питьевую воду;
  • розничные торговцы бахилами;
  • ИП, сдающие жилье в многоквартирном доме в аренду вместе с машино-местами (если предприниматель является их собственником).
  1. При безналичных расчетах — через терминал, онлайн-банк или операциониста — ККТ имеют право не применять (п. 13 ст. 2 закона 54-ФЗ):

  • физкультурно-спортивные и образовательные организации, оказывающие платные услуги;
  • товарищества собственников жилья, садоводческие (огороднические) некоммерческие товарищества, жилкооперативы (при оказании услуг своим членам, приеме платы за жилье и коммунальные услуги);
  • образовательные организации (при оказании услуг образования);
  • культурно-досуговые центры (дворцы и дома культуры, ремесел, народного творчества, клубы по интересам, и т.д.), оказывающие населению услуги в области культуры;
  • ИП, реализующие с рук (или с лотка) театральные абонементы и билеты (в государственные и муниципальные театры).
  1. Выдаваемые в соответствии с законом № 54-ФЗ чеки и БСО (бланки строгой отчетности) дополнились новыми реквизитами, которые указываются при наличном расчете между организациями и / или ИП — например, теперь нужно проставлять на чеке ИНН покупателя и данные о стране происхождения продаваемого товара (п. 6.1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ). А при выплате выигрышей, получении страховых премий, и при страховых выплатах в чеке следует указывать наименование/ФИО клиента, его ИНН или реквизиты паспорта (п. 6.2 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).

Курьерам, доставляющим товары, которые приобретены через интернет-магазин, теперь необязательно выдавать покупателям привычный напечатанный чек — у удаленных торговцев появилась альтернатива: выдать платежный документ в виде QR-кода, либо скинуть его на электронную почту или телефон клиента (п.5.7 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ).

54-ФЗ от 2003 года: иные поправки

Одной из новелл, действующей с 1 января 2019 года, стало дополнение, внесенное в статью 2 закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассового оборудования. Оно освобождает от обязательного использования ККТ «самозанятых» индивидуальных предпринимателей, перешедших на спецрежим «Налог на профессиональный доход» – в отношении получаемых доходов, которые могут им облагаться (ст.4 закона № 425-ФЗ от 27.11.2018, п. 2.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Все про июльские поправки в закон 54-ФЗ.

Новое название Федерального закона № 54‑ФЗ

Законодатель обновил название Федерального закона № 54‑ФЗ, теперь оно звучит следующим образом: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

До рассматриваемых новшеств Федеральный закон № 54‑ФЗ определял правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в следующих целях:

– обеспечение интересов граждан и организаций;

– защита прав потребителей;

– обеспечение установленного порядка осуществления расчетов;

– обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Теперь Федеральный закон № 54‑ФЗ устанавливает также порядок применения ККТ в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Новые понятия

Статья 1.1 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена новыми понятиями: «бенефициарный владелец», «версия модели контрольно-кассовой техники», «выгодоприобретатель». Уточнено понятие «расчеты».

В новом варианте под расчетами понимаются прием (получение), выплата денежных средств наличными деньгами и в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона № 54‑ФЗ под расчетами понимаются также:

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

– прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;

– зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

– предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей);

– предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, устранена неопределенность относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг): теперь под расчетами понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за товары, работы, услуги (Письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03‑01‑15/41176).

Сфера и правила применения ККТ

Статья 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗпретерпела ряд изменений и дополнений.

Один чек за услуги. По общему правилу при осуществлении каждого расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) на бумажном носителе или в электронном виде. Согласно новому п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты или авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (БСО) клиенту. В данном случае речь идет об услугах в сфере культурно-массовых мероприятий, перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услугах связи, услугах в электронной форме, определенных ст. 174.2 НК РФ (услугах в электронной форме, оказываемых иностранными организациями), а также иных услугах, определенных Правительством РФ. Отметим, что это право пользователя, а не его обязанность.

При осуществлении расчетов в безналичном порядке или с использованием электронных средств платежа в виде зачета или возврата предварительной оплаты, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (БСО) покупателям только в электронной форме без выдачи бумажных чеков.

Электронное средство платежа (ЭСП) – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе»).

Новые положения о выдаче кассового чека (БСО). Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Статья 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 5.1, согласно которому пользователь вправе не выдавать кассовый чек (БСО) (за исключением безналичных расчетов в Интернете) на бумажном носителе и в электронном виде (в случае непредоставления электронного адреса), а также вправе применять ККТ (за исключением ККТ, которая не работает в онлайн-режиме) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

– осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

– осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара (торговые автоматы), при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.

QR-код позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО). Структура его данных включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.

QR-код должен появиться на дисплеях автоматических устройств для расчетов с 1 февраля 2020 года. Приведенные положения применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого устройства, нанесенного в доступном для осмотра месте.

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, не подпадающих под действие положений п. 5 и 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека (БСО) одним из следующих способов:

– в электронной форме – не позднее срока, указанного в п. 5.4 названной статьи;

– на бумажном носителе – вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю кассового чека (БСО) в электронной форме;

– на бумажном носителе – при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту кассового чека (БСО) в электронной форме.

Согласно п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) БСО до 1 июля 2019 года.

Полномочия Минфина. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Минфин наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ (Письмо Минфина России от 07.12.2016 № 03‑01‑15/73036).

Уточнено, что Минфин дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

Особенности применения ККТ

Внесен ряд уточнений и обновлений в порядок применения ККТ отдельными категориями пользователей.

Во-первых, ККТ не применяется кредитными организациями, при этом они обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании.

Во-вторых, ККТ не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в механических автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ.

В-третьих, внесены коррективы в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54‑ФЗ, а именно организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении следующих видов деятельности (оказании услуг):

– продажа газет и журналов только на бумажном носителе;

– разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

– торговля в розлив молоком и питьевой водой (добавлена к торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив).

Продажа проездных билетов и талонов в общественном транспорте будет исключена из видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, с 1 июля 2019 года.

Применение ПСНО предпринимателями. Статья 2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 2.1, согласно которому индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты. Но сказанное не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 3, 6, 9 – 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 – 48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Территории военных объектов. К местностям, отдаленным от сетей связи, добавили территории военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.

Расчеты между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Согласно новой редакции п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, банковской карты). Таким образом, все наличные расчеты и расчеты с помощью банковской карты (электронного средства платежа) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями требуют обязательного применения ККТ.

Парковки. Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), не применяют ККТ. Но здесь есть одно условие: эти организации должны перечислять в полном объеме полученные за парковку денежные средства на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения. Сведения о таких организациях орган государственной власти субъекта РФ должен доводить до сведения уполномоченного органа.

Страховые организации. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов – физических лиц страховщик применяет ККТ при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (БСО) в электронной форме страхователю.

Библиотеки. Государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, НИИ, образовательных организаций могут не применять ККТ при оказании платных услуг населению, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.

Требования к фискальному накопителю

Изменения внесены и в ст. 4.1 Федерального закона № 54‑ФЗ. Выделим наиболее интересные пользователям ККТ поправки:

– методические указания по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов будут разрабатываться и размещаться уполномоченным органом (ФНС) на его официальном сайте в Интернете;

– оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению названного пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных». Действие указанного положения не распространяется на персональные данные покупателя (клиента).

Регистрация ККТ

Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ.

В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:

– сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);

– сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.

Статья 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 8.1, который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.

Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Применение ККТ

Уточняется, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ (п. 4 ст. 4.3 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Согласно новому п. 5.1 ст. 4.3 Федерального закона № 54‑ФЗ отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через ОФД всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.

Требования к кассовому чеку и БСО

Количество обязательных реквизитов кассового чека и БСО увеличилось – к ним добавился QR-код.

Кроме этого, при осуществлении расчетов, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ, кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

Особо отметим новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ, который устанавливает дополнительные обязательные реквизиты при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег или с предъявлением электронных средств платежа (пластиковой карты):

– наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

– ИНН покупателя (клиента);

– сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

– сумма акциза (если применимо);

– регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Дополнительные обязательные реквизиты для кассового чека (БСО) установлены и при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате (п. 6.2ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ):

– наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

– ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН – серия и номер паспорта такого физического лица).

Новые п. 6.1 и 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Права и обязанности налоговых органов

Статья 7 Федерального закона № 54‑ФЗ, регулирующая права и обязанности налоговых органов, дополнена п. 6 и 7.

Теперь налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных».

При этом налоговые органы обязаны информировать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

* * *

В Федеральный закон № 54‑ФЗ, регулирующий порядок применения ККТ, внесены существенные изменения, которые в основном уже вступили в силу (с 3 июля 2018 года):

– уточнено и расширено понятие «расчеты», соответственно, расширилась и сфера применения ККТ;

– скорректированы сфера и правила применения ККТ – установлены случаи, когда может быть сформирован один кассовый чек (БСО) вместо нескольких, а также определено, когда и как выдавать чеки при безналичной оплате;

– уточнены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении определенных видов деятельности (оказании услуг);

– индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО и осуществляющие определенные виды деятельности, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты;

– организации и (или) индивидуальные предприниматели не применяют ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. С 1 июля 2019 года при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями кассовый чек должен быть дополнен новыми обязательными реквизитами.

Федеральный закон № 54-ФЗ: обзор последних изменений

Федеральный закон № 129-ФЗ с очередными нововведениями в ФЗ-54 вступил в действие 7 июня 2019 г. Обновленный документ предоставил множество преференций по внедрению контрольно-кассового оборудования для разных сфер коммерции. Одним установку касс отсрочили до 2021 года, вторым их полностью отменили, а третьи получили существенные послабления по работе с онлайн-ККТ.

Будут ли эти поправки последними, пока неизвестно. Ясно лишь одно — третья волна кассовой реформы закончилась 1.07.2019, как и планировалось ранее. К этому моменту все, кто не получил очередных отсрочек и льгот, должны приобрести оборудование и зарегистрировать его в ФНС. Для предпринимателей на ЕНВД и ПСН без сотрудников остается последняя возможность сэкономить на установке ККМ за счет налогового вычета. Всем остальным субъектам рекомендуется внимательно изучить последние коррективы в Федеральном законе № 54-ФЗ и автоматизировать свой бизнес с учетом обновленных требований.

Напомним, требования ФЗ № 54 касаются не только частных компаний и ИП, но и бюджетных учреждений, оказывающих услуги на платной основе (в том числе больниц, медицинских центров, школ, университетов и т. д.).

Переходите на онлайн-кассу? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут. Оставьте заявку и получите консультацию.

Вступление в силу измененного Федерального закона 54

Напомним, законопроект по внесению корректив в ФЗ № 54 был инициирован в апреле текущего года группой депутатов во главе с А. Макаровым.

25 мая закон был принят Госдумой в 3-м чтении, 6 июня подписан В.В. Путиным, а уже 7.06.2019 — вступил в силу.

Все поправки ФЗ № 129 от 6.06.2019 действуют с момента публикации (то есть с 7 июня), кроме пп. «в» п. 4 статьи 1 — он примет законную силу 1 июля.

На официальных источниках представлен уже обновленный Федеральный закон 54 от 22.05 2003, где можно сравнить актуальную редакцию с предыдущей версией и увидеть, в какие именно статьи внесены изменения.

Ниже мы подробно рассмотрим, как вступление в силу обновленного Федерального закона 54 отразится на ИП, коммерческих и государственных учреждениях.

Федеральный закон номер 54 ФЗ: пролонгация отсрочки

Главная и самая обсуждаемая новация в законодательстве касается отсрочек по установке онлайн-касс. В первую очередь, это связано с предстоящим введением налога для самозанятых по всей стране. С начала 2019 года специальная налоговая система действует в рамках пилотного проекта в четырех регионах. По прогнозам Минфина, если нововведение докажет свою эффективность, уже в 2020 году спецрежим будет распространен на все регионы РФ. К самозанятым относятся лица, самостоятельно зарабатывающие на жизнь, оказывая услуги или выполняя какие-либо работы, при этом не привлекая наемный персонал. Торговля в эту группу не попадает.

До введения налога на профессиональный доход повсеместно такие частники могут действовать только через ИП, а значит, установка ККТ для них неизбежна.

Обновленный Федеральный закон номер 54 продлил отсрочку для этой группы предпринимателей еще на 2 года. Теперь у них есть время для принятия взвешенного решения — работать в статусе ИП и внедрить онлайн-ККМ или присоединиться к самозанятым и платить соответствующий налог.

  • Аренда онлайн-кассы МТС касса 5

    53 отзыва

    1 700₽ 1 700₽ 1700 https://online-kassa.ru/kupit/arenda-onlajn-kassy-mts-kassa-5/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Аренда онлайн-кассы МТС касса 7

    41 отзыв

    1 700₽ 1 700₽ 1700 https://online-kassa.ru/kupit/arenda-onlajn-kassy-mts-kassa-7/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

Кому одобрена отсрочка

Отсрочка до 2021 года на установку онлайн-ККМ одобрена для субъектов, ведущих бизнес без официально оформленных работников, в следующих отраслях:

  1. Платные услуги населению: репетиторство, пассажирские перевозки, массаж, уход за детьми и больными, уборка жилых помещений, написание текстов, услуги юристов, адвокатов и других специалистов, работающих в своем офисе или с выездом на территорию клиента.
  2. Работы: ремонт квартир, автомобилей, цифровой и бытовой техники, пошив одежды, реставрация мебели, монтаж оборудования и т.д.
  3. Продажа товаров собственного изготовления: кулинарии, авторской живописи, сувениров, украшений и других изделий хендмейд.

Отсрочка действительна только при отсутствии у ИП наемного персонала. При заключении хотя бы одного трудового договора владелец бизнеса обязан в 30-дневный срок приобрести и зарегистрировать кассу в ИФНС.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Кого не коснулись поправки к Федеральному закону 54

Несмотря на одобренные коррективы, 3-й этап реформы не отменяется. Подавляющая часть бизнесменов, у которых заканчивается отсрочка, будут применять ККМ с 1 июля.

В этот список входят:

  • частники на «вмененке» и патентной системе без сотрудников в штате, реализующие продукцию сторонних производителей;
  • обслуживающие компании и ИП, действующие с привлечением наемного персонала (относится ко всем режимам налогообложения);
  • общепит без нанятых сотрудников (на ЕНВД и ПСН);
  • юрлица и частники, которые на текущий момент обязаны предоставлять БСО, установленные государством (например, при реализации туристических и экскурсионных путевок, услуг ломбардов и др.);
  • представители вендингового бизнеса, действующие без официально трудоустроенных работников.

ИП на ПСН и ЕНВД без сотрудников (независимо от сферы деятельности) могут рассчитывать на налоговую льготу, если успели поставить кассу на учет до 1 июля этого года. В сумму компенсации можно включать стоимость оборудования и ПО, расходы на установку, подключение и настройку в сервисном центре. Размер компенсации не может превышать 18000 р.

Изменения в ст 4.7. Федерального закона № 54-ФЗ

ФЗ № 129 внес изменения и дополнения в статьи 1.2, 2, 4.3 и 4.7 ФЗ № 54. Коррективы касаются не только эксплуатации онлайн-касс, но и требований к кассовым чекам. Перечень реквизитов, размещенный в ст. 4.7 Федерального закона № 54 ФЗ, остался прежним.

ИП на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН) вправе не указывать в чеке наименование товарной единицы до 1.02.2021 при условии, что в продаже нет подакцизной продукции.

Согласно п. 1 ст. 4.7, кассовый чек и БСО идентичны по содержанию и количеству реквизитов. Согласно ФЗ-290, с 1 июля нынешнего года БСО необходимо формировать через онлайн-кассу в фискальном режиме. Типографские бланки, заполненные вручную, утратят свою силу.

Для формирования БСО можно применять специальную автоматизированную систему, но в реестре ФНС пока нет ни одной модели этого оборудования. Это значит, что вместо АС придется использовать стандартную ККТ и выдавать клиенту стандартный чек или поставить кассу с функцией печати БСО.

Что касается ИП в сфере услуг, освобожденных от применения ККТ до 2021 года, то в новом ФЗ ничего не сказано об обязанности выдавать БСО на период отсрочки.

С 1 июля при расчетах наличными и банковской карточкой между компаниями и ИП в чеках и БСО добавятся новые пункты (п. 15 ст. 1 ФЗ № 192):

  • название предприятия-клиента или Ф. И. О. ИП-клиента;
  • ИНН покупателя;
  • страна изготовления продукции;
  • размер акциза (если есть);
  • номер таможенной декларации (при ее наличии).

В ст. 4.7 закона о ККТ добавлен пункт 1.1, который гласит, что при формировании бумажных чеков (БСО) ФНС вправе определять перечень атрибутов, которые можно не указывать в документе. Это означает, что профильные ведомства (Минфин, ФНС и т. д.) получили законное основание для корректировки списка чековых реквизитов при возникновении такой необходимости.

Кто освобожден от ККМ по ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ

В статье 2 Федерального закона РФ определены особенности эксплуатации ККТ в части освобождения от установки касс. Новый нормативный акт, вступивший в силу 7 июня, дополнил список организаций и частников, которые с учетом особенностей бизнеса могут не устанавливать онлайн-кассы (безусловно или с определенными условиями). Изменения внесены в пп. 2 и 8 ст. 2. Кроме того, добавлены новые пункты — 13 и 14.

Поправки в п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54

До внесения последних корректив в список субъектов, освобожденных от применения ККМ, входили предприниматели, занятые в перечисленных ниже сферах:

  • торговля периодическими изданиями в киосках;
  • поставка продуктов питания в образовательные учреждения;
  • разносная торговля вне стационарной точки продаж (с рук, тележек и т. д.);
  • продажа мороженого в ларьках;
  • ремонт обуви и др.

Полный список таких субъектов определен в п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54. С 7.06.2019 этот перечень пополнился еще одним пунктом — предоставление в аренду жилья в многоквартирных зданиях вместе с машиноместами. Преференция действует только для ИП, имеющих это недвижимое имущество в собственности.

Согласно п. 8 ст. 2, кассу можно не использовать при розничной реализации бахил (в том числе через торгоматы).

Освобождение от ККМ при безналичной оплате

В рамках обновлений законодательства некоторые сферы коммерции могут полностью освободить себя от применения кассовых аппаратов при соблюдении двух условий (п. 13 ст. 2):

  • прием безналичных платежей без непосредственного контакта с потребителем (если оплата совершается наличными или карточкой, придется пробивать чек);
  • предоставление услуг в рамках основной профессиональной деятельности.

Порядок внедрения онлайн-ККТ упростили для субъектов:

  • ТСН (ТСЖ, СНТ и ОНТ);
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • частные и государственные учреждения, предоставляющие платные образовательные услуги;
  • учреждения в культурно-досуговой области;
  • центры и комплексы, предлагающие услуги в спортивно-физкультурной сфере.

Для ТСН и кооперативов установлены дополнительные требования. Они получают право не проводить операции через кассу при приеме оплаты от своих членов (за услуги согласно уставу), а также за жилье и «коммуналку».

Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ от установки онлайн-касс освободили частных предпринимателей, продающих входные театральные билеты с рук. Преференция не относится к продажам через онлайн-ресурсы — в этом случае необходимо сформировать чек и передать получателю в цифровом виде на указанные контакты.

Кассы для ИП и ООО. Установим и зарегистрируем за 1 день. Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Изменения Федерального закона 54 от 22.05 2003 по выдаче чеков

В статье 1.2 ФЗ-54 регламентирован порядок эксплуатации ККТ и выдачи кассовых чеков и БСО. Согласно действующему законодательству, с 1.07.2019 владельцы ККМ, принимающие от клиентов авансы, обязуются предоставлять два документа — при приеме предоплаты и отгрузке товара (оказании услуги).

Ранее ФЗ частично освободил от этого требования предпринимателей и юрлиц:

  • продающих билеты на концерты и другие культурно-досуговые мероприятия;
  • работающих в сфере пассажирских и грузовых перевозок;
  • предлагающих услуги, перечисленные в ст. 174.2 НК РФ.

Этим субъектам разрешили не формировать второй чек по каждой платежной операции с зачетом (возвратом) аванса. Вместо этого можно сформировать единый документ, в котором будут отображены все такие операции за расчетный период, не превышающий 1 месяца. До внесения последних поправок к Федеральному закону № 54 предполагалось, что общий чек по всем авансам необходимо будет формировать в течение 1 дня после окончания расчетного периода. ФЗ № 129 увеличил этот срок до 10 дней, а также дополнил список субъектов, на которые распространяется данная преференция:

  • организации, предоставляющие услуги ЖКХ, в том числе, ресурсосберегающие учреждения (ТСЖ, УО, РСО);
  • компании в охранной сфере;
  • образовательные учреждения.

Общий чек по авансовым платежам направляется в ФНС через оператора ФД, клиенту этот документ передавать не нужно.

Для организаций жилищно-коммунальной отрасли предусмотрена еще одна льгота. С 1.07.2019 им разрешается выдавать фискальные чеки или отправлять их дистанционно только при письменном требовании покупателя. Чек необходимо передать в течение 5 дней после получения запроса.

Если в течение 3 месяцев с момента оплаты запрос так и не пришел, требование ФЗ считается исполненным.

Преференция действует при условии дистанционной оплаты без личного взаимодействия клиента и поставщика услуг.

  • Атол Sigma 7

    48 отзывов

    13 200₽ 13 200₽ 13200 https://online-kassa.ru/kupit/atol-sigma-7/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Меркурий 115Ф

    94 отзыва

    6 200₽ 6 200₽ 6200 https://online-kassa.ru/kupit/merkurij-115f/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • МТС Касса 5

    17 отзывов

    12 900₽ 12 900₽ 12900 https://online-kassa.ru/kupit/mts-kassa-5/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • ПТК MSPos-K

    100 отзывов

    11 900₽ 11 900₽ 11900 https://online-kassa.ru/kupit/ptk-mspos-k/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Эвотор 7.2

    153 отзыва

    15 700₽ 15 700₽ 15700 https://online-kassa.ru/kupit/evotor-7-2/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

Кого Федеральный закон РФ № 54 освободил от выдачи чеков

В пункте 5.1 статьи 1.2 ФЗ № 54 установлен перечень владельцев ККТ, которые вправе не печатать чеки и не отправлять их клиенту в электронной форме, если тот не указал свой абонентский номер или e-mail и не сделал запрос на получение документа.

До 7.06.2019 эта льгота распространялась на юрлица и ИП, организующие перевозки пассажиров и грузов с использованием турникетов для автоматического приема платежей и выдачи талонов в салоне ТС.

После внесения июньских поправок в статью 5.1 добавился еще один пункт — вендинговые аппараты, принимающие оплату за товары и услуги. Преференция действует только в том случае, если автомат не продает акцизные товары и в него вмонтирован дисплей для демонстрации QR-кодов. Покупатель самостоятельно сканирует код через камеру на смартфоне и расшифровывает его с помощью мобильного приложения, при желании может проверить чек на сайте налоговой службы и ОФД, а также распечатать документ.

Отметим, что на сегодня дисплеи для демонстрации QR-кодов внедряются в добровольном порядке, но с 1.02.2020 это устройство станет обязательным для всех вендинговых автоматов.

Вам будет интересно: Регистрация кассового аппарата в ОФД и ФНС

Федеральный закон 54: удаленное применение ККМ

Обновленный нормативный акт существенно расширил список субъектов, которым разрешается использовать одну удаленную кассу вне места расчета с покупателем. В основном это касается предприятий, чья деятельность предполагает разъездной характер работы и оказание услуг не в офисе, а на территории клиента.

До принятия ФЗ-129 возможность эксплуатации одной удаленной ККТ относилась к интернет-магазинам, транспорту с электронными системами оплаты и вендинговым автоматам.

В обновленной редакции Федерального закона номер 54 ФЗ добавились дополнительные субъекты, получившие послабление:

  • Разносная реализация товаров: с рук, на автолавках, на транспорте и т.д.
  • Онлайн-продажи с курьерской доставкой: рестораны и интернет-магазины, принимающие наличные при передаче товара.
  • Прием оплаты вне офиса компании или стационарной точки продаж: ремонт помещений, косметологические услуги с выездом к клиенту и т.д.
  • Использование БСО, утвержденных госорганами: услуги ломбардов, туристических фирм, ветеринарных учреждений.
  • Выдача талонов и билетов за проезд в салоне ТС.
  • Прием платежей за ЖКУ.

Для удобства пользователей расширен список вариантов выдачи фискальных документов:

  • выдача бумажного документа;
  • отправка цифрового чека (если клиент сообщил контакты до момента совершения платежа);
  • демонстрация QR-кода со смартфона, планшета или другого устройства, чтобы покупатель (пассажир) смог считать его через приложение на смартфоне;
  • выдача проездного талона с напечатанным QR-кодом или ссылкой для просмотра чека с сайта ИФНС или ОФД;
  • отправка на телефонный номер или e-mail фискальных атрибутов чека, позволяющих проверить документ и получить необходимую информацию по платежной операции.

Внесенные в Федеральный закон РФ № 54 изменения позволяют предпринимателям перейти на соответствие новым требованиям в более удобном режиме. Перевозчикам не придется ставить терминал в салоне каждого автомобиля и заключать на каждую кассу договор с ОФД, в связи с чем предполагаемые затраты на автоматизацию значительно сокращаются.

Выездным сотрудникам и курьерам также не понадобится везде носить с собой мобильные ККМ. Достаточно установить один терминал в офисе компании и проводить через него платежи по всем сотрудникам и ТС.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес. Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут. Оцените, насколько полезна была информация в статье?

Всё что нужно знать о Федеральном законе 54-ФЗ

Что нужно сделать для того, чтобы соответствовать требованиям законодательства после вступления в силу 54-ФЗ?

1. Купить новую онлайн кассу или модернизировать имеющуюся. Касса должна иметь возможность подключения к сети Интернет, а также фискальный накопитель.

2. Подключить кассу к Оператору фискальных данных (ОФД), для этого потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП).

3. Подать заявление в Федеральную налоговую службу (ФНС) через личный кабинет налогоплательщика (опять же понадобиться КЭП), либо же посетив Инспекцию ФНС.

Авторизованный сервисный центр «АЛЛАТ» предлагает готовое решение для подключения кассы по 54-ФЗ – Комплект услуг, который уже включает в себя выпуск КЭП для регистрации кассы в налоговой, подключение к ОФД на один год, активация фискального накопителя. Так же есть предложение для организаций и предпринимателей, которые используют ФН на 36 месяцев. Достаточно выбрать онлайн кассу, остальное мы сделаем за Вас.

Что такое 54-ФЗ?

Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа». Согласно текущей редакции этого закона, который вступил в силу в июле 2016 года, кассовые аппараты должны отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных (ОФД), который в последующем передаёт их в налоговый орган.
Новые кассы внедряются поэтапно, начиная с 1 февраля 2017 года и до лета 2019 года. Срок перехода на онлайн кассы зависит от организационно-правовой формы, рода деятельности и других факторов.

Что такое ОФД?

Оператор фискальных данных (ОФД) — организация, которая принимает, обрабатывает и хранит фискальные данные в зашифрованном виде. По требованию Федеральной налоговой службы (ФНС) ОФД предоставляет информацию о всех пробитых чеках и отчетах. Фактически — посредник между кассой и ФНС. Он позволяет ФНС в любой момент получить фискальные данные, а покупателю — электронный чек. Чтобы работать по 54-ФЗ, нужно заключить с ОФД договор на обслуживание каждой кассы.

Что такое фискальный накопитель?

Фискальный накопитель — это устройство, которое устанавливается в кассовый аппарат и хранит фискальные данные (чеки) в зашифрованном виде. Фискальный накопитель получает и обрабатывает информацию о каждой покупке, подписывает её фискальным признаком и отправляет оператору фискальных данных. Подробнее о фискальных накопителях и о том, какой подойдет именно Вам в нашей статье – «Как выбрать фискальный накопитель для кассы?»

Зачем переходить на новые кассы? Какая от этого польза?

Во-первых, этого требует закон, за невыполнение требований которого предусмотрены штрафы. Например, за неприменение онлайн кассы лицами, которые это делать обязаны предусмотрен штраф в 3/4 от не пробитой суммы (но не менее 30 000,00 рублей), а за повторное нарушение штраф составит 1 000 000,00 рублей и более.

Во-вторых, у новых касс есть довольно много преимуществ:

• онлайн кассы можно регистрировать без визита в инспекцию ФНС через интернет — это очень удобно;

• у ОФД можно получать статистику по всем подключенным кассам, чтобы эффективнее управлять бизнесом – средний чек, аналитика продаж, самые продаваемые товары и услуги, сумма денег в кассе и прочее;

• покупатель может получать чеки в электронном виде. Теперь при продаже товаров и услуг через интернет-магазин нет необходимости доставлять бумажный чек покупателю;

• не нужно вести первичную учётную документацию – отменены формы «КМ»

Можно ли получить налоговый вычет на покупку кассы?

Если вы индивидуальный предприниматель с формой налогообложения ЕНВД или патент — вы можете получить налоговый вычет при условии, что касса поставлена на учёт в налоговом органе до 1 июля 2018 года для розничной торговли и общепита, и до 1 июля 2019 года – во всех остальных случаях.

Подробнее об условиях налогового вычета мы рассказали в статье «Налоговый вычет в 18 000,00 рублей для тех, кто зарегистрирует кассу до 1 июля 2018 года»

Онлайн-касса для ИП на ЕНВД в 2018 году – последние новости

Изначально, в ранней редакции ФЗ-54, был предусмотрен переход на онлайн-кассы в два этапа:

  • первый – до 01.07.2017г. для всех хозяйствующих субъектов, применяющих основную и упрощенную систему налогообложения;
  • второй – до 01.07.2018г. для ИП, использующих патентную систему и хозяйствующих субъектов, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Однако многие предприниматели и организации оказались не готовы к столь быстрым изменениям. Поэтому второй этап был подразделен на два подэтапа и части налогоплательщиков дана отсрочка до 01.07.2019г.

Вообще, норма о применении контрольно-кассовой техники с 01.07.2018 для ИП на ЕНВД содержится в ФЗ-290 от 03.07.2016г. Те же правила были установлены данным нормативным актом в отношении ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Однако 27.11.2017г. в этот закон были внесены поправки ФЗ-337.

Схематично суть подэтапов в письме с разъяснениями ФНС РФ от 03.04.2018г. определена так:

  • до 01.07.2018г. переходят на онлайн-кассы субъекты, работающие в сфере малой торговли и общепита с привлечением наемной силы;
  • до 01.07.2019г. — ИП и организации, оказывающие услуги населению и осуществляющие торговлю без привлечения наемных работников.

Кто переходит с 01.07.2018г?

Разберем более детально, кто переходит на онлайн-кассы в 2018 году в соответствии с действующим законодательством. В уже упомянутом письме ФНС РФ указаны эти категории налогоплательщиков:

  • юридические лица и ИП, работающие с привлечением наемной силы, в сфере общественного питания и реализующие товары при помощи автоматизированных систем;
  • компании, уплачивающие единый налог на вмененный доход и работающие в сфере торговли и общепита;
  • ИП, заключившие трудовые договоры с работниками, на ЕНВД и ПСН.

Кому предоставлена отсрочка?

В соответствии с законом предоставлена отсрочка перехода на онлайн-кассы до 01.07.2019г. для следующих категорий налогоплательщиков:

  • юридические и физические лица на ЕНВД, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
  • индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
  • ИП на ПНС и «вмененке», оказывающие услуги общественного питания и ведущие розничную торговлю без наемных работников;
  • ИП и компании, не заключившие трудовые договоры, осуществляющие продажу товаров через автоматы;
  • юрлица и физлица, оказывающие услуги населению (кроме осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и заключивших трудовые договоры с работниками).

Таким образом, этими категориями налогоплательщиков не применяются онлайн-кассы с 1 июля 2018 года. Изменения для ИП и юрлиц из категории «льготников» вступят в силу с отсрочкой – с 1 июля 2019 года. Не стоит забывать, что по требованию клиента данные субъекты предпринимательской деятельности обязаны выдать заменяющий чек ККТ документ: квитанцию или товарный чек.

Внесенные изменения касаются всех предпринимателей и хозяйствующих субъектов в РФ, они актуальны на всей территории страны, а не только в Москве и Санкт-Петербурге.

Кому не нужно переходить на онлайн-кассы?

Список видов деятельности, при осуществлении которой нет нужны применять онлайн-кассы, перечислен в ст. 2 54-ФЗ:

  • операции в банкоматах и устройствах, которые передают поручения по переводу денег
  • торговля в газетно-журнальных киосках, если газеты и журналы занимают не менее 50% товарооборота, а сопутствующие товары из списка, который утвердили местные власти
  • продажа ценных бумаг
  • продажа билетов водителем или кондуктором в транспорте
  • обеспечение питанием в школах и детских садах
  • розничная торговля непродовольственными товарами на рынках, ярмарках и выставках без обустроенных торговых мест, кроме товаров из распоряжения правительства от 14.04.2017 N 689-р
  • разносная торговля, кроме технически сложных товаров и скоропортящихся продуктов
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами и фруктами, в том числе картофелем и бахчевыми культурами
  • прием стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, драгметаллов и камней.
  • ремонт и окраска обуви
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами
  • продажа изделий народных художественных промыслов, если сам изготовил
  • вспашка огородов и распиловка дров
  • услуги носильщиков на вокзалах, в портах и аэропортах
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) своих жилых помещений

Изменился порядок применения ККТ. Изменения в 54-ФЗ от 23.05.2019

23.05.19 в третьем чтении приняты поправки к закону 54-ФЗ, которые уточняют формы передачи чека и вносит новшества в правила применения касс в разных видах торговли.

Закон сделал проще применение ККТ в таких сферах, как ЖКХ и перевозка пассажиров и багажа. Какие изменения вступают в силу:

  • При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и авансов, ранее внесенных физлицами за услуги в сфере образования, охраны и ЖКХ, нужно выпускать один кассовый чек со сведениями о всех таких расчетах, совершенных в период, не превышающий один месяц.
  • Время на формирование такого кассового чека увеличивается до 5 дней.
  • У пользователя есть право не выдавать чек, а печатать отдельные его реквизиты на платежном документе за последующий месяц или выдавать чек только по запросу при отсутствии документооборота с клиентом.

В каких случаях ИП должен применять ККТ с 1 июля 2021 года

  • Реализация товаров собственного производства

Если у ИП нет работников, оформленных по трудовым договорам, то при реализации товаров собственного производства, а также при выполнении работ и оказании услуг он может не использовать ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

Важно учитывать одну деталь: как только у ИП появляется работник, с которым заключается трудовой договор, он должен в срок до 30 календарных дней с даты заключения трудового договора зарегистрировать ККТ.

Когда ККТ может не применяться

В законе перечислены случаи, когда при приеме оплаты или оказании услуг населению онлайн-кассы не применяются. При этом важно, что эта «льгота» не распространяется на расчеты наличными деньгами и расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем.

  • За оказание услуг членам товариществ и кооперативов в рамках их уставной деятельности и при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Из списка тех, кто должен использовать ККТ, исключаются товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы.
  • При оказании услуг населению в сфере образования. В этом случае кассы могут не использовать образовательные организации.
  • При оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта. В данном случае от использования ККТ освобождаются физкультурно-спортивные организации.
  • При оказании услуг населению в области культуры. Не потребуется применять кассы домам и дворцам культуры, домам народного творчества, клубам, центрам культурного развития, этнокультурным центрам, центрам культуры и досуга, домам фольклора, домам ремесел, домам досуга, культурно-досуговым и культурно-спортивным центрам.

К случаям, когда ККТ может не применяться, относится также сдача ИП в аренду принадлежащих им на праве собственности жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах. Сюда же относится розничная продажа бахил.

Закон предусматривает право неприменения онлайн-касс ИП в том случае, если ИП занимаются продажей с рук или лотка входных билетов и абонементов в государственные и муниципальные театры. Однако есть исключение: ККТ нужно применять в случае реализации билетов и абонементов через интернет.

Что изменится в выдаче чеков

Чек на зачет аванса можно будет не отправлять клиентам, если вы оказываете образовательные услуги, услуги охраны, услуги ЖКХ и услуги организаций-поставщиков ресурсов. Для ФНС чек нужно будет формировать раз в месяц по всем операциям и отправлять в течение 10 дней после окончания расчетного периода.

Удаленная ККТ

Поправками установлен перечень ситуаций, в которых можно применять удаленную онлайн-кассу. Это:

  • разносная торговля и дистанционная продажа, например, через курьеров;
  • расчеты за услуги через автоматические устройства (автозаправки, автомойки, автоматическая стирка вещей);
  • выездные услуги, например, монтаж окон;
  • услуги с выдачей БСО;
  • продажа билетов кондукторами или водителями в салоне общественного транспорта;
  • услуги управляющих компаний, ТСЖ и организаций-поставщиков услуг.

В этих случаях чек клиенту можно передать одним из двух способов:

  1. отправить на email или на телефон информацию для поиска чека на сайте ФНС или ОФД;
  2. дать возможность считать QR-код. Когда человек считает код, он сможет найти чек в приложении ФНС и при необходимости распечатать его. Такой чек равен чеку, сформированному на ККТ или отправленному в электронной форме.

Но поправки не отменяют возможность использовать обычную онлайн-кассу в месте расчета.

Использование удаленной онлайн-кассы в транспорте

Поправки дают кондукторам и водителям общественного транспорта возможность использовать удаленную кассу и передавать чеки пассажирам несколькими способами:

  • выдавать бумажный или электронный чек, сформированный на онлайн-кассе;
  • отправлять на почту или в sms реквизиты чека и ссылку на сайт, где его можно скачать;
  • показывать QR-код, чтобы клиент мог считать и найти чек в приложении и при необходимости распечатать его;
  • напечатать на билете реквизиты чека.

Упрощение для ЖКХ

Управляющие компании и компании-поставщики ресурсов получат 5 дней на формирование чека после оплаты и отправку в ФНС. Клиентам чек можно не передавать, если они не попросят об этом письменно. Такой запрос клиент может направить в течение 3-х месяцев после формирования чека.

Ответственность за нарушения

Неприменение ККТ или использование аппаратов с нарушениями законодательных требований преследуется по закону. Этим правонарушениям посвящены ч. 2-4 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за отсутствие ККТ зависит от суммы расчета, произведенного без ККТ и составляет:

  • для физических лиц – от 1/4 до 1/2 (но менее 10 000 рублей быть не может);
  • для юридических лиц – от 3/4 до 1 (но не менее 30 000 рублей).

Повторное совершение данного правонарушения, если в совокупности сумма расчетов без ККТ составила миллион и более рублей, карается дисквалификацией от одного до двух лет для должностных лиц, а деятельность виновных предпринимателей и организаций вообще может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Менее серьезные наказания предусмотрены за нарушение правил использования ККТ: контролирующие органы могут ограничиться вынесением предупреждения, если правонарушение малозначительное, или наложить штраф:

  • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *