Валютное регулирование и контроль

Валютный контроль

Статья из серии Валютное право

Валютный контроль

Субъект:
Органы и агенты валютного контроля
Объект:
Валютные операции

Общие положения

Органы валютного регулирования

  • Центральный банк • Правительство

Резиденты и нерезиденты
Валютные ограничения

Правительство

Органы валютного контроля

  • ФНС • ФТС

Агенты валютного контроля

  • Уполномоченные банки • проф. участники рынка • ВЭБ.РФ

Валютный контроль
Внутренний контроль

Административная ответственность

  • Ст. 15.25 КоАП РФ

Уголовная ответственность

  • Ст. 173 • Ст. 193 • Ст. 193.1 УК РФ

Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Введение строгого валютного контроля часто приводит к возникновению чёрного рынка для обмена контролируемой валюты, в результате чего имеет место ситуация, когда реальный обменный курс сильно отличается от установленного государством. Из-за этого появляется целая отдельная экономика, основанная на теневом рынке обмена валюты. Таким образом, остается неясным, имеют ли правительства реальную возможность осуществлять эффективный валютный контроль.

Доктринальное определение (по 4-му изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля над соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 года № 77 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Принципы

Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
  3. единство внешней и внутренней валютных политик РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Типы сделок

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

  • С участием резидентов и нерезидентов;
  • С внутренними и внешними ценными бумагами;
  • При сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.

Этапы валютного контроля

Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок. Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

  • Сбор документов;
  • Открытие специального счета (в случае необходимости);
  • Контрольные процедуры;
  • Постановка контракта на учет (в случае необходимости);
  • Отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
  • Исполнение сделки, процедура резервирования;
  • Возврат суммы зарезервированных средств;
  • Закрытие сделки;
  • Подготовка отчетности.

Физические лица как российские валютные резиденты

В сложившихся реалиях использование россиянами иностранных банковских счетов является необходимостью, однако российский валютный контроль накладывает достаточно сложные ограничения и обязательства на таких лиц. В случае совершения незаконных валютных операций, например, можно потерять всю сумму платежа с иностранного счета на российский счет.

Примечания

  • Александр Турбанов, Александр Тютюнник. Банковское дело. Операции, технологии, управление. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 688 с. — ISBN 978-5-9614-1082-2.
  • А. С. Захаров, Презентация для неюристов «Российский валютный контроль и вопросы использования иностранных счетов физическими лицами — российскими валютными резидентами», 2015
  • Захаров А. С. Иностранные счета россиян и новые требования к ним — Les comptes des russes à l’étranger: des nouvelles exigeances // Наша Газета, Женева, 04.04.2016.

Ссылки

  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Органы валютного контроля

Обновление: 3 апреля 2017 г.

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Резиденты и нерезиденты
в целях валютного законодательства РФ

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Валютные резиденты и нерезиденты

▼ Упрощенная схема соотношений понятий валютных резидентов и валютных нерезидентов РФ ▼

Резиденты и нерезиденты Иностранцы и лица без гражданства Международные компании


▲ Упрощенное соотношение понятий валютных резидентов и нерезидентов РФ ▲


▲ Валютные резиденты и валютные нерезиденты ▲

Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, пре­ду­с­мот­рен­но­го законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 г. № 293-ФЗ);

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 293-ФЗ)

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

▲ Иностранные граждане и лица без гражданства ▲

Извлечения из Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 227-ФЗ)

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

▲ Иностранные юридические лица — международные компании в РФ ▲

Извлечения из Федерального закона от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях»:

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение хозяйственного общества со статусом международной компании, зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц в связи с изменением иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции (далее — международная компания), права и обязанности его участников, особенности его деятельности, реорганизации и ликвидации.

2. Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке (далее — иностранное юридическое лицо).

Статья 5. Особенности государственной регистрации международной компании

1. Международные компании подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации международных компаний.

Деление субъектов на резидентов и нерезидентов в целях валютного регулирования. Принципы валютного регулирования

В целях охраны публичных интересов государства государственные органы разрабатывают и реализуют меры валютного регулирования как особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» регулирует основные вопросы валютных отношений. Этот законодательный акт определяет как общие, так и частные отношения в сфере валютного регулирования и предусматривает особые требования к некоторым валютным операциям.

В данном Законе раскрыты основные понятия валютных отношений: «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., определены сферы, порядок и органы валютного регулирования, а также органы и агенты валютного контроля, установлены валютные ограничения.

Резиденты — это хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели и организации.

К резидентам относятся:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года;
  • б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории РФ;
  • г) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты — эго хозяйствующие субъекты (включая их самостоятельные структурные подразделения), созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и находящиеся вне территории РФ.

К нерезидентам, в частности, относятся:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами;
  • б) юридические лица и другие организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • в) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
  • г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • д) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Таким образом, всех субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, с точки зрения валютного законодательства следует делить на резидентов и нерезидентов.

Следует различать органы валютного регулирования и валютного контроля. К органам валютного регулирования в Российской Федерации относится Правительство РФ и ЦБ РФ, а к органам валютного контроля — ЦБ РФ и Росфиннадзор. В целях соблюдения валютного законодательства созданы территориальные органы Росфиннадзора, уполномоченные банки, таможенные органы и профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые являются агентами валютного контроля.

Основной задачей органов и агентов валютного контроля является контроль соблюдения законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих валютные операции, поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки. Помимо данной функции органы и агенты выполняют и ряд других функций в сфере контроля за операциями во внешнеэкономической сфере, такие как координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействия с ЦБ РФ, взаимодействия таможенных и налоговых органов, координация взаимодействия уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Все валютные операции делятся на текущие и связанные с движением капитала.

В настоящее время ограничения по валютным операциям между резидентами и нерезидентами отменены.

В случае выявления нарушений валютного законодательства органы валютного контроля оформляют предписания с мерами ответственности за их нарушения.

Валютный контроль проводится по документам, основным из которых является паспорт сделки, оформляемый по каждому внешнеэкономическому контракту и предоставляемый в уполномоченный банк. Стандартизированная форма паспорта сделки позволяет использовать этот документ для формирования сведений, необходимых для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. В дополнение к паспорту сделки в уполномоченный банк должны быть представлены оригинал контракта и оформленная должным образом его копия для реализации функции агента валютного контроля, осуществляемой путем принятия банком контракта на расчетное обслуживание и выполнение, что подтверждается подписью уполномоченного банка на паспорте сделки.

Таможенные органы при осуществлении валютного контроля при принятии товара к таможенному оформлению наряду с прочими документами требуют предоставить ксерокопии паспорта сделки, подписанной банком. В уполномоченные банки таможенные органы предоставляют учетную карточку, которая является возвратным документом. Учетная карточка, которая оформляется таможенным органом, содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банку для контроля по заключенному внешнеэкономическому контракту.

Оформление паспорта сделки служит лишь целям валютного контроля и потому в некоторых случаях не требуется (например, при вывозе продукции не в режиме экспорта).

За нарушения валютного законодательства установлена уголовная и административная ответственность.

Правила валютного контроля в 2019 году для ООО

Валютный контроль – комплекс надзорных мероприятий, осуществляемых государственными органами и уполномоченными банками. Проверки проводятся в отношении операций ООО, ИП, рядовых граждан. В 2019 году участники системы обязаны руководствоваться положениями закона № 173-ФЗ от 10.12.03, а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ. Система строится на тесном взаимодействии всех звеньев цепи и многостороннем информационном обмене.

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене. Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (правительственное постановление № 1459 от 28.12.12). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ. Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.
  2. Таможенная служба России. Полномочия ведомства сводятся к контролю валютных операций при перемещении товаров, услуг и работ через границу. Надзор охватывает проверку заявленной стоимости ценностей, их происхождения, верности исчисления пошлин (ст. 313, 314, 315 ТК ЕврАзЭС). Таможенная служба следит за соразмерностью расчетов при импорте/экспорте и трансграничном бартере. Деятельность органа регламентируется ведомственными приказами № 615 от 02.04.12, № 289 от 18.02.13 и прочими актами. Полный перечень нормативных актов представлен на сайте ФТС РФ.

Важно понимать, что ни налоговая, ни таможенная службы не вправе проводить проверку в отношении агентов валютного контроля (банков, финансовых объединений). Оценка соблюдения этими участниками закона 173-ФЗ остается в ведении ЦБ РФ.

Компетенция агентов валютного контроля во многом схожа с полномочиями государственных органов. Так, ст. 23 закона 173-ФЗ наделяет обе группы следующими правами:

  • проведение проверок на предмет соблюдения валютного законодательства;
  • оценка достоверности учета операций;
  • запрос документов, связанных с транзакциями или открытием счетов в иностранных денежных единицах.

Минимальный срок исполнения запросов норма устанавливает на отметке в 7 рабочих суток. Правилами банка или распоряжением государственного органа этот период может увеличиваться.

Налоговая и таможенная службы наделены дополнительными полномочиями (п. 2 ст. 23 закона 173-ФЗ). Они вправе выдавать участникам ВЭД обязательные предписания и налагать санкции за нарушения. Банк же при неисполнении требования может лишь отказать в проведении платежа. Кроме того, о признаках нарушения кредитная организация уведомляет государственные структуры. Самостоятельно агент валютного контроля наказания не применяет.

Сходство полномочий не означает единого правового регулирования. Инструкции для банков и финансовых объединений утверждает ЦБ РФ. Государственные органы должны руководствоваться постановлениями Правительства России и ведомственными актами.

Что проверяет банк

В обязанности кредитных объединений входит оценка транзакций на соответствие ст. 9 и 10 закона 173-ФЗ. Нормы дают определение объектам валютного контроля.

Резиденты Нерезиденты
Законными признаются операции в рублях с использованием счетов, открытых на территории РФ и за ее пределами. В иностранной валюте разрешается совершать переводы следующего характера:
· перечисление выручки по сделкам с нерезидентами от комиссионера (агента/поверенного) комитенту (принципалу/доверителю);
· расчеты по договорам фрахтования, транспортной экспедиции, перевозки;
· торговля внешними ценными бумагами;
· продажа товаров в беспошлинной зоне или в пути на международных рейсах; · платежи в бюджет, если таковые предусмотрены в иностранной валюте;
· расчеты, связанные с деятельностью дипломатических, консульских образований, а также правительственных представительств;
· трансграничные переводы между физлицами в пределах 5 000 американских долларов за 1 операционный день;
· оплата и компенсация расходов работникам в пути и служебных командировках; · расчеты между российскими перевозчиками и зарубежными партнерами;
· выплаты в пользу родственников, счета которых открыты за пределами РФ.
Всего в списке ст. 9 закона 173-ФЗ указано 30 типов валютных операций, разрешенных резидентам. Перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Выход за его рамки признается нарушением.
При этом с обслуживающими банками клиенты могут рассчитываться иностранными деньгами без ограничений
Эта категория лиц может без ограничений переводить валюту между своими российскими и зарубежными счетами. На территории России им разрешено рассчитываться иностранными деньгами с другими нерезидентами. При этом важно соблюдать лимит наличных платежей (п. 6 указания ЦБ РФ № 3073-У)

Операции в валюте между резидентами и нерезидентами попадают под действие закона 173-ФЗ в силу ст. 6. Ограничений по срокам и суммам норма не вводит. Исключения составляют нормативы, устанавливаемые для защиты государственных золотовалютных резервов, поддержания платежеспособности страны и предотвращения резких колебаний курса рубля РФ.

Таким образом, под валютный контроль банка в 2019 году попадают расчеты между рядовыми гражданами, предпринимателями, юридическими лицами. Кредитное учреждение обязано проверять соблюдение нормативных предписаний при получении иностранных инвестиций, проведении экспортных операции, импорте ценностей и даже переводах родственникам. Надзорную деятельность банк осуществляет, запрашивая у участников расчетов документы. Ключевой задачей является идентификация экономической природы платежа.

Порядок осуществления валютного контроля агентом

При работе с резидентами и нерезидентами банки обязаны руководствоваться инструкцией ЦБ РФ № 181-И от 16.08.17. Общими положениями этого регламента кредитным учреждениям предписано возлагать надзорные функции на штатного сотрудника. Такой специалист запрашивает у клиентов документы по операциям, получает устные и письменные пояснения. Крупные финансовые объединения формируют целые отделы и службы для решения поставленной задачи.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать сведения, напрямую касающиеся проверяемых транзакций. Базовый перечень документов утвержден статьей 23 закона 173-ФЗ:

  • удостоверения личности физлиц;
  • решения о назначении руководителей;
  • доверенности представителей;
  • регистрационные свидетельства (листы записи) предпринимателей и компаний;
  • ИНН;
  • правоустанавливающие бумаги на недвижимость;
  • извещения об открытии резидентом счетов за пределами РФ с отметками налогового органа;
  • подтверждение статуса и правомочности участника-нерезидента;
  • основания валютной операции (контракты, накладные, инвойсы на сумму договора);
  • таможенные декларации;
  • соглашения о факторинге;
  • данные о супружеских отношениях участников сделки и т. д.

Набор документов зависит от специфики транзакции, статуса сторон и прочих обстоятельств. При этом единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов признается справка. Составлять ее клиенты должны самостоятельно с использованием утвержденного бланка. Банки отчитываются в проведении контроля ведомостями (п.1.3 Инструкции № 181-И).

Если резидент-участник не может оформить справку лично, он делегирует эту задачу обслуживающему кредитному учреждению. За дополнительную плату сотрудник заполнит форму. Законность такой схемы подтверждена п. 8.4 той же инструкции.

Передать документы валютному агенту клиент обязан в течение 15 рабочих дней с момента зачисления иностранной выручки на транзит. Распорядиться деньгами он может лишь после их перевода на текущий счет. До прохождения проверки средства разрешено расходовать на оплату пошлин и услуг транспортных компаний (в рамках сделки).

Резидент вправе дать банку распоряжение о списании валюты с транзита досрочно. Условием исполнения такого поручения является указание кода операции согласно приложению № 1 к инструкции № 181-И. Порядок передачи таких сведений утверждается руководством кредитной организации.

В случае списания с валютного счета обосновывающие документы отправляются агенту одновременно с платежным поручением (п. 2.5 той же инструкции). Не требуют подтверждения следующие транзакции:

  • принудительное взыскание по актам уполномоченных государственных органов;
  • прямое дебетование по согласию клиента (акцепт);
  • расчеты с обслуживающим банком;
  • переводы в валюте между счетами владельца в пределах одной кредитной организации;
  • выплаты пенсий, стипендий, компенсаций и пособий физлицам;
  • списание средств в результате использования прикрепленной к валютному счету банковской карты (оплата через терминалы);
  • расчеты по аккредитиву.

Ограничиться указанием кода транзакции можно при платежах по контрактам с общей ценой менее 200 000 рублей (п. 2.7 Инструкции 181-И).

Отдельного внимания заслуживают операции по договорам, поставленным уполномоченным банком на учет. Регистрации подлежат соглашения между резидентами и нерезидентами, отвечающие критериям п. 4.2 регламента 181-И:

  • импорт и кредиты – 3 млн рублей и более;
  • экспорт – от 6 млн рублей.

Сроки постановки договора на учет жестко регламентированы.

Характер операции по контракту Подача документов Пункт инструкции ЦБ РФ № 181-ФЗ от 16.08.17
Расходные операции в валюте День отправки платежного поручения 5.7.1
Зачисление валютной выручки 15 дней 5.7.2
Списание денег со счета, открытого за пределами РФ 30 суток по истечении 1 месяца, в котором совершена операция 5.7.3
Вывоз или ввоз декларируемых ценностей День отправки документов в таможенные органы 5.7.5
Вывоз или ввоз товаров, не подлежащих декларированию, а также оказание услуг, проведение работ и отчуждение интеллектуальных прав 15 дней 5.7.6 и 5.7.7

При расчете сроков во внимание принимают только рабочие сутки. Отсутствие отметки о регистрации контракта является основанием отказа от проведения операций по нему (п. 2.22 Инструкции ЦБ РФ № 181-И).

По таким сделкам агент валютного контроля обязан запросить дополнительно:

  • учетный номер контракта:
  • сроки репатриации;
  • код операции.

Общий принцип проверки при этом не меняется. Все документы передаются сотруднику банка в течение 15 дней с момента запроса.

Взаимодействие агента с ФТС и ФНС России

Кредитные организации обязаны формировать отчетность о контролируемых операциях. Делать это предписывается в электронном виде (п. 3.1 Инструкции № 181-И). В информационной базе отражаются данные, полученные в ходе проверок и предоставленные клиентами (резидентами и нерезидентами). Хранить сведения агент валютного контроля обязан в течение 3 лет. Архив необходим для исполнения запросов государственных структур.

Обмен информацией с налоговыми и таможенными службами регламентируется правительственным постановлением № 1160 от 26.09.17. Банки исполняют требования при условии:

  • включения в список документов, поименованных в ч. 4 ст. 23 закона 173-ФЗ;
  • указания государственной структурой признаков нарушения валютного законодательства;
  • данные для идентификации противоправной операции;
  • сведения для установления резидента или нерезидента, совершившего предполагаемый проступок.

На ответ кредитным и финансовым организациям отводится не менее 7, а ЦБ РФ – 20 рабочих дней (п. 7 постановления 1160).

Обратим внимание, что никаких обязанностей по периодической сдаче отчетности в ФТС или ФНС РФ валютным агентам не вменено. Участники системы лишь выполняют запросы чиновников. Прямого доступа к информационным базам у представителей государственных структур в 2019 году нет. Банк обязан уведомлять ФНС и ФТС РФ о выявленных нарушениях. Сообщение направляется не позднее 2 дней с момента обнаружения проступка (указания ЦБ РФ № 4498-У от 16.08.17).

При этом обмен данным остается двусторонним. В рамках контроля уполномоченный банк получает от таможенной службы сведения о декларируемых товарах. Данные передаются в электронном формате в течение 3 суток с момента выпуска, в том числе условного (п. 6.1 ст. 23 закона 173-ФЗ).

Схема надзорной деятельности ФНС и ФТС России

Работа госструктур строится в иной плоскости. Правила и сроки предоставления документов для валютного контроля регламентируются правительственным постановлением № 98 от 17.02.07. Нормативный акт вводит систему «запрос-ответ». Резиденты и нерезиденты обязаны исполнять письменные требования. При этом надзорный орган вправе получить документы лишь в рамках проверки конкретной операции (сделки).

Отдельные меры валютного контроля реализуются ведомствами в процессе основной деятельности.

ФТС РФ ФНС РФ
Таможенная служба следит за законностью перемещения наличной иностранной валюты, дорожных чеков, документарных ценных бумаг (ст. 15 закона 173-ФЗ). Ограничений по суммам не вводится. Однако капиталы свыше 10 000 американских долларов подлежат декларированию (ст.260 ТК ЕврАзЭС).
Дополнительно сотрудники ведомства ведут мониторинг. Специалисты анализируют полученную в ходе таможенного оформления информацию на предмет утечки капитала. Контроль охватывает расчеты по экспорту и импорту, включая бартерные сделки. На основании ст. 340 ТК ЕАЭС служба вправе затребовать у декларанта справку о предоставлении подтверждающих документов в банк
В штатном режиме налоговые инспекции принимают сообщения об открытии счетов за рубежом, уведомления об изменении их реквизитов. Резиденты-организации, разместившие капиталы за пределами РФ, обязаны извещать налоговый орган об операциях ежеквартально. На исполнение предписания отведено 30 суток. Их отсчитывают с момента окончания отчетного квартала (п. 4 постановления № 819 от 28.12.05)

Обратите внимание! Декларирование товаров, перемещаемых через границу России, выпуск продукции, а также иные процедуры, указанные в законе № 289-ФЗ от 03.08.18, к валютному контролю не относятся. В этом случае следует говорить о прямой функции ФТС РФ. В рамках таможенного надзора служба вправе запрашивать схожий пакет документов, направлять запросы в банки, проводить проверку заявленных декларантом сведений.

Последствия нарушений

Уклонение владельца счета от предоставления документов банку приводит к отказу в совершении операции. Средства, поступившие на транзитный счет, возвращают плательщику, а поручения о платежах не исполняют. Кроме того, пренебрежение руководством ООО правилами валютного контроля влечет за собой административную ответственность.

№ п.п. Проступок Санкции (штрафы указываются в рублях) Ссылка на норму
Компания Должностное лицо
1 Совершение операций, запрещенных законом От ¾ до 100% суммы расчетов 20 000–30 000 Ст. 15.25 КоАП
2 Опоздание с уведомлением об открытии счета за пределами РФ или подача извещения по неустановленной форме 50 000–100 000 5 000–10 000
3 Сокрытие зарубежного счета 800 000–1 000 000 40 000–50 000
4 Неисполнение обязанности по получению валюты на счета за поставленные товары, оказанные услуги или работы, если таковые предусмотрены соглашением или законом 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки или ¾-1 суммы задолженности 20 000–30 000
5 Уклонение от репатриации валюты в порядке ст. 19 закона 173-ФЗ Аналогично п. 4 Аналогично п. 4
6 Пренебрежение порядком предоставления отчетности по валютным операциям 40 000–50 000 4 000–5 000
7 Нарушение сроков подачи отчетов о движении средств по счетам за пределами РФ Менее 10 дней 5 000–15 000 500–1000
От 10 до 30 суток 20 000–30 000 2 000–3 000
Свыше 30 суток Аналогично п. 6 Аналогично п. 6

При совершении проступков повторно административная ответственность ужесточается. Справка: Официальное определение репатриации валюты приводится в ст. 19 закона 173-ФЗ. Термином обозначают:

  • получение резидентом от нерезидента платы за поставленные товары, услуги или работы;
  • возврат авансов за ценности, которые не были переданы резиденту по контракту;
  • зачисление на счета резидента средств от должника по договорам займа или кредита.

В целях контроля норма предписывает указывать в соглашениях точные сроки совершения операций.

Уклонение от репатриации валюты на крупные суммы грозит руководству компании уголовными санкциями. Правоохранители возбуждают дела на основании ст. 193 УК РФ при достижении недостачи 9 млн рублей. Преступникам назначают наказание в виде штрафа в 300 000–500 000, лишения заработка на 2–3 года, принудительных работ в течение 4 лет или заключения в исправительном учреждении на тот же период. При достижении суммы невозврата особо крупного размера (45 млн рублей) или совершении деяния в группе санкции ужесточаются. Суд вправе лишить виновников свободы на срок до 5 лет.

Уголовная ответственность наступает также при перечислении валюты нерезидентам по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ), уклонении от перечисления таможенных пошлин (ст. 194 УК РФ).

Поскольку наличие умысла не является квалифицирующим признаком, инициировать разбирательство могут в результате банальной ошибки. Крупные кредитные организации предлагают своим клиентам защиту от подобных ситуаций. Так, Сбербанк, «УРАЛСИБ», ВТБ, «Тинькофф» и другие оказывают консультационные и посреднические услуги. Специалисты берут на себя подготовку документов для валютного контроля. Нередко поддержка включает полное сопровождение внешнеторговых договоров.

Важные изменения 2018–2019 гг.

Не так давно парламентарии пересмотрели определение надзорной деятельности. Законом 427-ФЗ от 28.12.17 к категории подконтрольных лиц отнесли россиян, проживающих на территории иностранного государства. В обновленной редакции 173-ФЗ отсутствуют исключения для соотечественников, проживающих за пределами России более года. Валютное резидентство теперь напрямую связано с гражданством. При этом для лиц, пребывающих в иностранных государствах более 183 дней подряд, сохранено освобождение от подачи сообщений о зарубежных счетах. Им разрешены валютные операции за границей. При этом поправка дает налоговой инспекции право проводить проверки в отношении указанных граждан. Краткий анализ изменений опубликован в бесплатной версии справочно-правовой системы.

Следующая волна изменений закона о валютном контроле пришлась на март 2018-го. Наиболее важным моментом стала отмена паспорта сделки. Документ заменили процедурой регистрации контракта в банке. Поставить соглашение на учет участник обязан, если его сумма достигла 3 млн (импорт) и 6 млн рублей (экспорт). Стоимость обязательств пересчитывают по курсу на дату заключения или внесения в договор последних изменений (п.4.2 инструкции 181-И).

Другим нововведением стала отмена справок о валютных операциях. Ранее этот документ был обязательным и подавался в банк. Теперь он не нужен.

В минувшем году депутаты существенно расширили полномочия агентов валютного контроля. У финансовых учреждений появилось больше оснований для отказа в проведении операций. Отклонить требование клиента банк может при выявлении даже незначительного нарушения закона 173-ФЗ.

Таким образом, надзорная деятельность охватывает широкий спектр расчетов между резидентами и нерезидентами. В схеме задействованы не только государственные структуры, но и обслуживающие банки. Кредитные организации проводят первичную проверку, запрашивают документы у своих клиентов. Неисполнение требований грозит отказом в проведении платежа или возвратом валютной выручки контрагенту. Более того, нарушения законодательства влекут административную и уголовную ответственность. Санкции к виновникам применяют ФНС и ФТС РФ.

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств».

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов…».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *