Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Содержание

Какова ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Несоблюдение норм бюджетного законодательства может привести к привлечению разных категорий лиц к ответственности. Формы наказаний предусмотрены КоАП и Уголовным кодексом РФ.

Что является нарушением бюджетного законодательства?

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Какова ответственность за нарушения?

Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:

  • получение воспитательного эффекта;
  • профилактику повторных случаев правонарушений;
  • обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
  • защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.

Административные меры наказания

Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:

  1. Оформление штрафа, который налагается на ответственных должностных лиц. Размер санкции – от 20 до 50 тыс. рублей.
  2. Альтернативным вариантом наказания может быть дисквалификация (максимальный срок ограничений равен 3 годам).
  3. Для учреждений предусмотрен размер штрафа 5-25% от объема средств, которые были перечислены из другого бюджета и израсходованы вразрез их целевому назначению.

Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:

  • должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.

Если зафиксирован факт невозврата бюджетного кредита, то для физических лиц предусмотрен штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей. В случае с отказом погашать кредит, который был предоставлен бюджетным распорядителем, юридическому лицу надо быть готовым к уплате 5-25% от объема кредитных средств, которые остались непокрытыми регулярными платежами.

При обслуживании кредита получатель заемных средств обязуется регулярно в оговоренные сроки уплачивать в пользу бюджета установленную плату за временное пользование бюджетными денежными ресурсами. Если условия кредитования нарушены путем неперечисления такой платы, то:

  • должностные лица облагаются штрафом от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам грозит сумма штрафа, равная 5-25% из расчета не перечисленной в бюджет платы.

В случаях, когда плата за пользование бюджетными заемными средствами перечисляется, но с задержкой, ст. 15.15 КоАП обязывает перечислить на счета бюджета штраф в сумме 5-15 тыс. рублей – наказание применяется к ответственным должностным лицам. Для юридических лиц при аналогичном нарушении предусмотрен штраф в процентном отношении к сумме займа, которая не была перечислена в отведенный период, размер процента штрафной санкции составляет 2-12%.

Отдельной статьей в кодексе рассматриваются правонарушения, связанные с несоблюдением условий кредитования. Если нарушения совершены кредитором, то к должностным лицам применяется штраф в размере 10-30 тыс. рублей. Дополнительной мерой наказания может служить вариант с дисквалификацией на общий срок от 1 до 2 лет.

Если нарушителем условий кредитования является заемщик, а заем предоставляется бюджету бюджетной структурой другого уровня, то:

  • ответственные физические лица должны будут оплатить штраф административного характера в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • их могут дисквалифицировать на 1 или 2 года.

При кредитовании юридического лица и нарушении условий заемщиком должностные лица наказываются штрафом в 10-30 тыс. рублей, а организации штрафуются в размере 2-12% от суммы кредита.

Если главный распорядитель выступает в роли нарушителя:

  • при предоставлении межбюджетного трансферта штраф равен 10-30 тыс. рублей (на должностных лиц) и возможна дисквалификация на 1 или 2 года;
  • при оформлении субсидии должностные лица должны оплатить штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей, сохраняется возможность инициации их дисквалификации на срок от 1 до 2 лет. Аналогичная мера ответственности предусмотрена для нарушений порядка предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4).

Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).

Дополнительно штрафы от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц могут быть наложены в случаях:

  • нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
  • отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
  • неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).

Штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей к должностным лицам может применяться в случаях:

  • действий в обход запрета на выделение кредитов (ст. 15.15.8);
  • когда обнаружены расхождения между используемой бюджетной росписью и сводным документом (ст. 15.15.9);
  • принятия обязательств, которые превышают значение установленных лимитов (ст. 15.15.10);
  • если бюджетные средства помещены на депозитный счет при существующем запрете на такие действия (ст. 15.15.12).

Уголовное наказание

По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:

  1. При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.
  2. СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.

  3. При расходе особо крупной суммы штраф достигает размера 200-500 тыс. рублей, вместо него может быть назначена сумма, равная зарплате за период до 3 лет. Альтернативные варианты – принудительные работы на протяжении 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет.

Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.

5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.

К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;

2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В БК РФ предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей, списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждении без их распоряжения.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством.

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285-288 Бюджетного кодекса РФ.

В БК РФ впервые дается перечень различных нарушений бюджетного законодательства (ст. 283, 289-306), совершение которых является основанием для применения названных ранее мер. К сожалению, существуют противоречия и несовпадения между ст. 283 БК РФ, в которой перечислены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, и ст. 289-306, в которых раскрываются отдельные виды правонарушений. Перечень статьи 283 должен был бы носить исчерпывающий характер и включать все виды бюджетных правонарушений, но в следующих статья Кодекса дается характеристика некоторых видов правонарушений, не вошедших в данный перечень. Несомненно, что имеющиеся противоречия усложнят привлечение к ответственности виновных лиц, поэтому необходимо серьезно доработать данный раздел Бюджетного кодекса.

К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:

— нецелевое использование бюджетных средств;

— невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

— неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

— непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

Как пишется «невыполнение»?

невыполнение или не выполнение

Слитно или раздельно?

Это существительное может писаться по-разному в зависимости от контекста – невыполнение и не выполнение.

Таким образом, узнать, как пишется слово “невыполнение” слитно или раздельно, можно только проанализировав его.

Правило для “невыполнение”

Если исходное существительное с частицей получает противоположный смысл и его можно заменить синонимом без нее – верным будет решить, что слово “невыполнение” пишется слитно.

Примеры

  • За невыполнение приказа его отправили на гауптвахту.
  • Невыполнение работы грозило ему увольнением.
  • Учитель сказал, что накажет за невыполнение летних заданий.

Правило для “не выполнение” (противопоставление)

А вот раздельно существительное будет писаться при наличии противопоставления или тогда, когда оно подразумевается.

  • Сотрудничество позволила продолжить дружба, а не выполнение условий контракта.
  • Не выполнение работы, а только заискивание спасло его от увольнения.
  • Он знал, что не выполнение плана, а обручение с дочкой директора спасут его карьеру.

Правило для “не выполнение” (отрицание в вопросительном предложении)

Также раздельное написание верно, если слово использовано в вопросительном предложении с логически подчеркнутым отрицанием.

  • Разве не выполнение обязательство не разрушило вашу карьеру?
  • Почему вы не сообщили о не выполнении?
  • Не выполнение ли условий было гарантией сотрудничества?

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 33% ответили правильно)

>«Невыполнение» как пишется слитно или раздельно правильно?>Как пишется «невыполнение»?

невыполнение или не выполнение

Предложения со словом «невыполнения»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Мы нашли 57 предложений со словом «невыполнения». Также посмотрите синонимы «невыполнения».
Значение слова

  • За невыполнение данного мною настоящего обязательства отвечаю по военным законам СССР.
  • Стали нередкими случаи невыполнения распоряжений местных и окружных руководителей, чего раньше не бывало.
  • Когда Онуфриевскую церковь закрыли, сельдь «исчезла» (может быть, в знак невыполнения УСЛОНом своих обязательств перед монахами?).
  • Если ресурсов недостаточно, то следует умерить аппетиты на продукцию, чтобы не загонять отрасль в тупик невыполнения плана.
  • Я уже говорил, что в армии по уставу невыполнения приказания быть не может.
  • От себя берлинский визитер добавил, что в случае невыполнения приказа Кисната ждет виселица.
  • Тут напрашивался вывод: одной из главных причин невыполнения задачи по перевозкам является невнимание к людям.
  • Ведь вы, по сути, хотели сказать, что если солдаты объединятся с целью невыполнения приказа, то командир ничего не сможет с ними сделать.
  • Таких случаев невыполнения договорных обязательств с каждым днем становилось все больше.
  • Стоим под угрозой невыполнения стрельб по конусу, да и, возможно, по щитам.
  • Но Николай не терпел невыполнения приказов даже балеринами.
  • Возможно, в этом крылась основная причина невыполнения задачи на сезон.
  • В случае невыполнения этого ультиматума «слуги Аллаха» обещали «принять жесткие ответные меры».
  • Сталин недвусмысленно сказал Тарле, что в случае невыполнения его установок историка отправят туда, откуда он только что вернулся.
  • Не возбуждать панику вокруг невыполнения отдельных частных показателей пятилетки.
  • Предложили мне подать жалобу в Контрольно-дисциплинарный комитет РФС на невыполнение обязательств со стороны клуба.
  • Подготовить записку о причинах невыполнения заданий по росту производительности труда.
  • Завышенные планы объявляют основной причиной их невыполнения.
  • Со стороны полка были случаи невыполнения задач.
  • Это нисколько не мешало руководителям объявлять причиной всех хозяйственных неудач злонамеренное невыполнение шести рецептов Сталина.
  • У меня осудили отца на два года за невыполнение хлебопоставки.
  • Невыполнение урока иногда сходило с рук, но чаще влекло за собой задержку в лесу на морозе на несколько часов, а то и на всю ночь.
  • За невыполнение оной люди десятками шли в изолятор, лишались посещения ларьков, получения посылок, свидания с родными.
  • В армии, через которую я прошел, невыполнение приказов было делом гораздо более обыкновенным, чем в любой цивильной «шарашкиной конторе».
  • Невыполнение приказов непосредственного начальника всегда считалось в британском флоте тягчайшим из проступков.
  • Малейшее невыполнение требований вызывало ярость архиепископа и унизительные оскорбления.
  • Матросу Изотову за невыполнение задания старшины Квасова перед строем объявляю трое суток ареста.
  • Сначала нас приняли доброжелательно, затем начали жаловаться на беспокойное поведение ребёнка и невыполнение инструкций.
  • Невыполнение этих обязанностей вело к конфискации земли.
  • https://sinonim.org/
  • За невыполнение нормы паек урезали наполовину.
  • За невыполнение и утайку данного указания бурмистрам грозила смертная казнь.
  • Плюс невыполнение отдельными командирами задач, которые перед ними ставились.
  • Мать Шина снова упала на колени, а четыре десятка других работниц фермы принялись поносить ее за невыполнение дневной нормы.
  • На товары народного потребления отдавались крохи да партийные выговоры за невыполнение заданий.
  • Другой причиной могло послужить систематическое невыполнение плана или незавершение важного проекта в установленные сроки.
  • Прибывший офицер уточнил, что невыполнение приказа может помешать переговорам о перемирии.
  • За невыполнение приказа командования по трусости в начале войны был осужден военным трибуналом на десять лет.
  • Сознание народа, который не считает выполнение законов благом, но понимает, что сильное их невыполнение грозит чем-то совсем ужасным.
  • Вызывались родители, нарушитель порядка получал очередной нагоняй, но прогулы и невыполнение учебных заданий не прекращались.
  • В разговоре наедине он предостерегал меня, что если я не сдам пистолет, то меня арестуют за невыполнение приказа.
  • Савинов за невыполнение задачи по захвату аэродрома был снят с должности.
  • Крестьян сажали за убой скота (новая статья, введенная в начале 1930 года), за невыполнение плана посевной, за спекуляцию и сокрытие зерна.
  • Петр своим указом велел стрелецким полковникам идти в Троицу в распоряжение царя, за невыполнение обещалась смертная казнь.
  • Жекулин “сердился” на О. М., вероятно, за невыполнение определенных по договору условий.
  • За невыполнение ряда заданий этот агент был первоначально переведен на сдельную оплату, а позднее уволен.
  • Сначала за невыполнение приказа дежурного по КПП-2.
  • Выполнение этого обещания могло только оскорбить арабов, в то время как его невыполнение, очевидно, вызвать противодействие евреев.
  • После нескольких таких случаев сержант остановил взвод, вывел меня из строя и за невыполнение команд объявил тот самый выговор.
  • Судился за невыполнение с/х налога, получил 3 года принудработ, но досрочно был освобожден и восстановлен в избирательных правах.
  • Всё на полном серьёзе, за невыполнение команды можно было и затрещину получить.
  • Не могут же они сознательно обрекать себя идти на невыполнение темы, утверждённой Учёным Советом!
  • В грамоте не содержалось ни приказа, ни угрозы расправы за его невыполнение.
  • Невыполнение планов ввода производственных мощностей отразилось на объемах производства угля, черных металлов и химической продукции.
  • За невыполнение плана Сталин расстреляет!
  • Назначают главнокомандующим генерала Л. Г. Корнилова, который за невыполнение приказов виселицей карает.
  • Главной причиной уголовного наказания было невыполнение личных обязательств по сдаче зерна.
  • За его невыполнение описывали имущество, которое либо отдавали в колхозы, либо продавали на торгах.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.059 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

С каждым годом количество дел, которые выявляют нарушения бюджетного законодательства, растет. Решение этого вопроса затрудняется некоторыми несоответствиями в подходе к нему в БК РФ и КоАП РФ. Тема эта обширна, рассмотрим основные моменты, касающиеся нарушений и мер ответственности.

Основные понятия

Говоря о правонарушениях в сфере бюджетного законодательства, подразумевают неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых норм, изложенных в БК РФ. У бюджетного правонарушения можно выделить два основных признака:

  • Наличие противоправного деяния, которое нарушает правила, установленные БК РФ относительно рассмотрения и принятия бюджетов, а также контроля за их исполнением;
  • Противоправность действий, которая отмечена в самом БК РФ. Т.е. если нарушения отмечены только в УК РФ и КоАП РФ, то, даже имея отношения к бюджетной сфере, нарушениями бюджетного законодательства не считаются.

В качестве объектов подобных правонарушений выделяют:

  • Государственную бюджетную систему;
  • Бюджетный процесс в рамках государства;
  • Перераспределение финансов, которые накоплены в бюджетах разных уровней.

В качестве субъектов бюджетных правонарушений выделяют непосредственных участников правоотношений в бюджетной сфере:

  • Федеральные структуры государственной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Субъекты бюджетного права местного масштаба.

Если говорить о субъектах, относящихся к органам власти, то применительно к данной сфере, они обязаны нести ответственность за исполнение бюджетов.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

Читайте: Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

В Бюджетном Кодексе зафиксирована целая система мер принуждения к нарушителям. К таковым можно отнести:

  • Денежный штраф;
  • Изъятие финансов из бюджетов;
  • Наложение блокировки на расходование бюджета;
  • Начисление неустойки;
  • Вынесение предупреждения;
  • Приостановка финансовых операций в банках по счетам, деньги на которые переводятся из бюджета.

Но данные меры не могут быть применены просто на пустом месте, они являются следствием следующих нарушений бюджетного законодательства:

  • Использование денег из бюджета для нецелевых нужд (например, с них могут оплатить деятельность администрации);
  • Пренебрежение к исполнению закона о бюджете;
  • Неперечисление средств из бюджета лицам, которым они предназначаются в установленный срок (или перевод их не в полном объеме);
  • Непредоставление в установленный срок финансовой отчетности о движении бюджетных средств;
  • Недоведение до лиц, которым предназначены выплаты из бюджета информации о поступивших ассигнованиях;
  • Непредоставление в установленный срок бюджетных проектов и отчетов об использовании бюджетных средств;
  • Составление плана доходов-расходов бюджета так, что он вступает в противоречие с законом;
  • Передача денежных средств бюджета на цели, которые не были включены в план доходов-расходов.

Административная ответственность

Читайте: Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: взятка

Административная ответственность будет применена к нарушителям в сфере бюджетного законодательства, только если в их деяниях будут усматриваться признаки административного правонарушения, т.е. совпадать со статьями КоАП. К таковому, например, можно отнести нецелевое расходование средств (ст.15.14). Такое деяние повлечет за собой:

  • Должностные лица обязаны будут уплатить штраф в размере от 20 до 50 тыс. руб. или же их могут подвергнуть дисквалификации на срок до года;
  • Организации в виде штрафа обязаны будут выплатить до 25 % той суммы, которая была выделена в качестве нецелевого платежа.

В Административном Кодексе рассматриваются следующие виды нарушений бюджетного законодательства:

  • Невозврат в установленные временные рамки бюджетного кредита;
  • Отсутствие оплаты за пользование бюджетным кредитом;
  • Выдача бюджетных кредитов в с явными нарушениями основных правил;
  • Выдача субсидий из бюджета с нарушениями основных условий;
  • Ведение бюджетных смет с нарушениями законодательных нормативов;
  • Нарушение органами местного самоуправления запретов на выдачу бюджетных кредитов.

Всего в КоАП 17 статей посвящено бюджетным правонарушениям.

Привлекать к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства имеют право следующие лица:

  • Руководящий работник Федеральной структуры исполнительной власти, в обязанности которой входит надзор за бюджетной сферой;
  • Руководящие работники структурных подразделений вышеуказанного федерального органа;
  • Руководящие работники территориальных организаций, задача которых – контроль за бюджетной сферой.

Главный контролирующий орган в этой сфере – это Федеральное Казначейство. А надзор за его деятельностью осуществляет Прокуратура. Ежегодно только Генпрокуратура осуществляет более десятка проверок федеральных органов исполнительной власти на предмет бюджетных правонарушений.

55. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово—бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь—зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Виды нарушений бюджетного законодательства. Санкции за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства урегулирована частью четвертой Бюджетного кодекса РФ. В ст. 283 БК перечислены виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Правом применения указанных санкций обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (ст. 284 БК РФ). Руководители органов Федерального казначейства и их заместители имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в настоящей части кодекса;

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

Санкции, применяемые к бюджетным учреждениям за нарушение бюджетного законодательства

За нарушение требований законодательства любая организация, в том числе и бюджетная, а также руководители и иные должностные лица, ответственные за ведение финансово-хозяйственной деятельности, могут понести наказание. В данной статье рассмотрены основные меры, применяемые к бюджетным учреждениям — нарушителям законодательства, и нарушения, за которые предусмотрена ответственность.

Меры ответственности применяются в соответствии с положениями:

  • Бюджетного кодекса РФ — за нарушение бюджетного законодательства РФ;
  • Кодекса РФ об административных правонарушениях — за административные нарушения;
  • Налогового кодекса РФ — за налоговые правонарушения;
  • Трудового кодекса РФ — за нарушения условий и охраны труда;
  • Уголовного кодекса РФ — в случае серьезных правонарушений, рассматриваемых в соответствии с УК РФ как преступления.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ

Поскольку разговор пойдет о бюджетных учреждениях, начнем с ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Основными документами в этом случае являются БК РФ, а также Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденная Приказом Минфина России от 26.04.2001 N 35н (далее — Инструкция N 35н).

В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени.

Что же является основанием для их применения? Ответ дан в ст. 283 БК РФ, в которой четко перечислены основные нарушения:

  • неисполнение закона (решения) о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
  • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
  • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
  • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  • несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
  • отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;
  • несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
  • финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ;
  • несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ;
  • иные основания в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Рассмотрим далее нарушения, наиболее часто встречающиеся в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, с указанием меры ответственности.

Начнем с нецелевого использования бюджетных средств (ст. 289 БК РФ). Что же это такое? Рекомендуем придерживаться четкой трактовки, приведенной в ст. 289 БК РФ, а именно: нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Кроме того, можно обратиться к п. 2 Инструкции N 35н, в котором названы следующие нарушения:

а) использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использование средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иные виды нецелевого использования средств федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством.

Обратите внимание: трактовать дебиторскую задолженность в счет выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров в следующем финансовом году, если средства направляются получателем средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, и в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной классификацией РФ, как нецелевое использование средств федерального бюджета неправомерно. Данную точку зрения подтверждает Письмо Минфина России от 20.08.2003 N 03-01-01/15-245. Здесь же отметим, что в случае допущения межотчетной дебиторской задолженности к бюджетным учреждениям, ее образовавшим, может применяться мера в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 282 БК РФ), а также изъятие бюджетных средств в размере выплаченного аванса.

Какие меры за нецелевое использование бюджетных средств могут применять контролирующие органы? Признание нарушения нецелевым использованием бюджетных средств может повлечь за собой не только уменьшение финансирования на следующий год на сумму нецелевого использования, но и возбуждение дела об административном правонарушении согласно ст. 15.14 КоАП РФ, и наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. на должностное лицо и от 40 000 до 50 000 руб. на бюджетное учреждение.

К бюджетному учреждению, допустившему нецелевое использование бюджетных средств, кроме административной, может быть применена уголовная ответственность. В каких случаях? Откроем, например, ст. 285.1 УК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

При этом то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К сведению: крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 руб., особо крупным — 7 500 000 руб.

Такое нарушение бюджетного законодательства, как невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Согласно ст. 15.15 КоАП РФ нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 100 000 руб.

Следующее нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в неперечислении либо несвоевременном перечислении процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ), карается наложением штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятием в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взысканием пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

В данном случае ст. 15.16 КоАП РФ установлены следующие размеры административного штрафа: на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, согласно ст. 292 БК РФ наказывается наложением штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также вынесением предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст. 293 БК РФ) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

За нарушения, установленные ст. ст. 294, 296, 297 БК РФ, а именно несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств, несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи, финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, предусмотрены штрафы для руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В последнее время частым стало осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка в соответствии со ст. 301 БК РФ, что влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ.

Кто имеет право применять меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства (ст. 284 БК РФ)? Во-первых, это руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. В области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ они в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета вправе:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Во-вторых, руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований:

  • принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
  • выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

А также руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями), которые имеют право приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Отметим, что при этом вышеуказанные должностные лица федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

М.Волчкова

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности»

Штрафы за нарушения бюджетного законодательства

Г. Зайцева

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2017

В июне 2017 года вступили в силу поправки КоАП РФ, дополнившие прежние меры ответственности. Что представляет собой новая система штрафов? Каковы теперь основания для привлечения к административной ответственности?

Штрафов за нарушение норм бюджетного законодательства стало больше. В июне 2017 года вступили в силу поправки.

КоАП РФ, дополнившие прежние меры ответственности. Главное изменение – для учреждений введена отдельная норма, касающаяся невыполнения государственного (муниципального) задания. Что представляет собой новая система штрафов? Каковы теперь основания для привлечения к административной ответственности?

Рассматриваемые поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ), имеют отношение как к органам власти (главным распорядителям бюджетных средств либо получателям бюджетных средств, предоставляющим бюджетные ассигнования), так и к автономным учреждениям, которым выделяются указанные ассигнования.

Изменения направлены прежде всего на то, чтобы повысить эффективность использования средств, получаемых из бюджета: обеспечить своевременность их освоения, полноту исполнения получателем взятых на себя обязательств и четкое соответствие целям, на которые выданы такие средства. Например, в настоящее время имеется практика затягивания сроков начала реализации бюджетных инвестиций и субсидий на осуществление капвложений, приводящая к тому, что подрядчики проектных и строительных работ определяются только в конце финансового года. В результате образуются дебиторская задолженность по оплаченным авансам, объекты незавершенного строительства, а утвержденные бюджетные ассигнования на осуществление капвложений остаются неиспользованными. Поправки КоАП РФ должны сократить число случаев затягивания.

Новые нормы усилили административную ответственность для органов власти и учреждений: оснований для привлечения к ней стало больше, а размеры штрафов в некоторых случаях возросли. В результате для государственных и муниципальных учреждений сформировалась следующая система штрафов.

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ)

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций (п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ)

Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий (п. 2 ст. 15.15.4, п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ)

Невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ)

Для должностных лиц: штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Для юридических лиц: штраф в размере от 5 до 25 % средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению

Для должностных лиц: штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

Для должностных лиц: штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Для юридических лиц: штраф в размере от 2 до 12 % полученной бюджетной инвестиции, субсидии

Для должностных лиц: предупреждение или штраф в размере от 100 до 1 000 руб., при повторном нарушении – штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Остановимся на трех последних видах нарушений.

Невыполнение задания.

Невыполнение учреждением выданного ему задания теперь является отдельным правонарушением (раньше аналогичные деяния квалифицировались по ст. 15.15.5 КоАП РФ). За данный проступок, совершенный впервые, предусмотрены довольно мягкие меры ответственности (предупреждение или штраф до 1 000 руб.), а вот санкции за повторное нарушение будут такими же, как по ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Новые санкции касаются только должностных лиц. Административная ответственность для самих учреждений (как это установлено для случаев нарушения условий предоставления субсидий) за невыполнение задания не введена. И тому есть логическое объяснение.

Во-первых, штрафы в размере от 2 до 12 % субсидии на выполнение задания на практике оказывались несоразмерно больше сумм, эквивалентных невыполненной части задания. Например, административные органы выписывали учреждениям штрафы в размере 8 205 596 руб. (см. Определение ВС РФ от 06.02.2017 № 308-АД16-19785 по делу № А32-41437/2015) и даже 21 349 708 руб. (см. Определение ВС РФ от 06.02.2017 № 308-АД16-19768 по делу № А32-42067/2015), аргументируя свои действия таким образом. Учреждение не достигло объемных показателей госзадания по оказанным услугам (выполненным работам), а потому нарушило условия предоставления субсидии. Впоследствии суды освобождали учреждения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения.

Во-вторых, у государственных и муниципальных учреждений есть обязанность возвращать в бюджет остаток субсидии на выполнение задания в случае недостижения его показателей. А значит, мера финансового воздействия здесь уже применяется, хотя и в иной форме.

Но что понимать под невыполнением государственного (муниципального) задания? Согласно п. 6 ст. 69.2 БК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 178-ФЗ, основные положения которого вступают в силу 1 января 2018 года) задание считается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также показателей качества, если они установлены в задании. То есть критериями невыполнения задания становятся и объемные, и качественные параметры: к административной ответственности можно будет привлечь и в тех ситуациях, когда не достигнуты нужные объемы услуг или работ, и тогда, когда количественные показатели учреждение выполнило, а качественные – нет.

Важно, что в силу п. 6 ст. 69.2 БК РФ недостижение показателей задания трактуется как превышение их допустимого (возможного) отклонения. Поэтому, если в задании установлены процентные значения отклонений и учреждение удержалось в их границах, привлечь к административной ответственности будет нельзя.

Нарушения, связанные с предоставлением бюджетных инвестиций и субсидий.

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций тоже введено в КоАП РФ Федеральным законом № 118-ФЗ – эта норма имеет отношение к тем автономным учреждениям, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Цель санкции, установленной п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в том, чтобы заказчики не затягивали с началом реализации бюджетных инвестиций. По мнению законодателей, штрафы за подобные деяния нужны для усиления исполнительской дисциплины получателей бюджетных средств (в том числе бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, которым переданы полномочия госзаказчика).

Как и за невыполнение задания, ответственность здесь преду­смотрена только для должностных лиц. Но штрафы за несоблюдение порядка осуществления бюджетных инвестиций выше, нежели те, что установлены за нарушение условий их предоставления (20 000 – 50 000 руб. вместо 10 000 – 30 000 руб.). Иными словами, наказание за затягивание сроков реализации бюджетных инвестиций будет строже, чем за проступки, совершенные в процессе их реализации.

В свою очередь, ответственность за несоблюдение условий предоставления бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций и субсидий) остались прежними. При этом действие норм ст. 15.15.5 КоАП РФ распространяется на все виды субсидий –на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на иные цели, на выполнение задания (в части, не касающейся недостижения его показателей).

Кто и кому выставляет штрафы?

Процедура привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.4, 15.15.5 и 15.15.5-1 КоАП РФ одинакова. Нарушения, как правило, обнаруживаются в ходе выездной проверки учреждения. Выявлять их и составлять соответствующие протоколы могут:

  • должностные лица Федерального казначейства, в том числе руководители (их заместители) его территориальных органов (ст. 23.7, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный финансовый контроль (п. 7 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

В то же время рассмотрение дел об административных правонарушениях по названным выше статьям отнесено к компетенции:

  • Федерального казначейства и его территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ);

  • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) (ст. 23.7.1 КоАП РФ);

  • судов – если дело о таком нарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Как видим, постановление о наложении штрафа по ст. 15.15.4, 15.15.5 или 15.15.5-1 КоАП РФ выносят в основном те же органы, которые уполномочены выявлять факты несоблюдения требований бюджетного законодательства (органы Казначейства и исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере).

Что касается должностных лиц, которые привлекаются к административной ответственности, ими в первую очередь считаются руководители учреждений. Как указано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного само­управления, государственных и муниципальных организациях и др.

Однако организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции может выполнять и иной работник учреждения, наделенный необходимыми полномочиями. В частности, в деле, которое рассматривал Московский городской суд (см. Постановление от 11.05.2017 № 4а-1653/2017) таким должностным лицом был признан заместитель проректора по экономике, хозяйству и строительству федерального вуза. Соответствующие обязанности были возложены на работника приказом ректора.

И штраф, и возврат.

Из всего сказанного следует, что в части использования средств, выделенных из бюджета, автономные учреждения подвергаются двум видам контроля – со стороны административных органов и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Яркий пример тому – случай невыполнения государственного (муниципального) задания. В отношении учреждения, допустившего подобный проступок, станут применяться два способа финансового воздействия: возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением показателей задания (инициирует орган-учредитель), и административный штраф (выставляет контролирующий орган).

Аналогичным образом складывается ситуация и в отношении соблюдения условий предоставления субсидий. Как пояснил Минфин в Письме от 28.04.2016 № 02-10-06/24775, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются. Необходимость возврата субсидий при нарушении условий их предоставления направлена прежде всего на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления средств из бюджета и обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Обязанность вернуть субсидию нацелена на восстановление права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, и такая обязанность ответственностью не является. Ответственность же наступает на основании ст. 15.15.5 КоАП РФ – за противоправные действия (бездействие) виновного лица.

Примеры судебных решений.

Рассмотрим в качестве примеров несколько судебных разбирательств, предметом которых стало наложение штрафа на должностных лиц автономного учреждения, а иногда и на само АУ.

Первый случай – привлечение к административной ответственности руководителя учреждения за невыполнение госзадания (нарушение, выявленное в 2015 году, квалифицировано по ст. 15.15.5 КоАП РФ). Должностное лицо было оштрафовано на 30 000 руб., не согласилось с решением административного органа и обратилось в суд. Однако суды трех инстанций посчитали наложенное наказание законным. Обстоятельства дела изложены в Постановлении ВС РФ от 13.02.2017 № 18-АД17-2.

Учреждение получило госзадание на 2014 год, в которое в том числе была включена услуга по обеспечению специализированными продуктами детского питания детей первых шести месяцев жизни из малоимущих семей, а также установлены объемы оказания обозначенной услуги. В силу соглашения о предоставлении субсидии госзадание считалось выполненным, если фактический объем оказанных услуг составляет не менее 85 % планового. Вместе с тем в отчете о выполнении задания указывалось, что названная услуга предоставлена в объеме 11,3 %. Административный орган, выявив невыполнение госзадания в данной части, расценил это как нарушение условий предоставления субсидии (ст. 15.15.5 КоАП РФ).

Доводы должностного лица учреждения (выполнение задания в указанной части было поставлено в зависимость от внешних факторов) остались без внимания, поскольку судьи установили, что руководитель АУ, будучи осведомленным о неисполнении показателей задания по упомянутой услуге, в IV квартале 2014 года не обращался к учредителю для корректировки задания. То есть мер по предотвращению нарушения должностное лицо не приняло.

Второй пример – штрафы за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, наложенные и на должностное лицо, и на автономное учреждение (постановления Московского городского суда от 11.05.2017 № 4а-1652/2017 и № 4а-1653/2017). Суд поддержал решение административного органа: в силу ст. 15.15.4 КоАП РФ должностное лицо правомерно оштрафовано на 10 000 руб., а АУ – на 1 658 819,6 руб. (2 % суммы полученной бюджетной инвестиции). Выводы суда таковы. Автономное образовательное учреждение высшего образования неудовлетворительно осуществляло переданные учредителем полномочия государственного заказчика по строительству общежития, не соблюдая условия соглашения о передаче полномочий госзаказчика (в частности, не согласовывало свои действия с профильным департаментом органа-учредителя). Учреждение не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. А должностное лицо (заместитель проректора по экономике, хозяйству и строительству) ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, закрепленные в трудовом договоре и должностной инструкции.

Наконец, третий случай касается несоблюдения условий предоставления субсидий (а точнее, субсидии на иные цели). Штраф в размере 30 000 руб. тоже был выставлен должностному лицу – директору автономного учреждения культуры (см. Решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7-12751/2016). Директор учреждения принял решение оплатить подрядчику услуги до фактического исполнения договора в полном объеме, что стало нарушением одного из условий выделения целевой субсидии (соглашение о ее предоставлении предусматривало, что платежи по договору, производимые за счет данных средств, осуществляются по факту оказания услуг на основании акта их сдачи-приемки). Указанное деяние и образует состав административного правонарушения, установленного п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Некоторые выводы.

Какие выводы можно сделать после анализа действующих норм КоАП РФ и судебных решений?

1. Должностным лицам автономных учреждений следует четко соблюдать условия, на которых выдана субсидия (бюджетная инвестиция). В частности, внимание нужно обращать на сроки, в которые должны быть совершены те или иные действия (начало освоения средств, момент оплаты подрядчикам выполненных ими работ и пр.), указание точного наименования мероприятия во всех связанных с ним документах, необходимость согласования действий учреждения с органом-учредителем.

2. Невыполнение государственного (муниципального) задания теперь является отдельным правонарушением. Чтобы не попасть под штрафы по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ, работникам АУ необходимо на протяжении текущего года отслеживать объемы и качество предоставления услуг (выполнения работ), показатели по которым включены в задание. Если же возникли предпосылки для невыполнения установленных показателей, необходимо обратиться к учредителю с предложением внести изменения в задание на текущий год.

3. Возврат средств в объеме, эквивалентном выявленному нарушению, предусмотрен во всех случаях несоблюдения условий предоставления субсидий (как правило, данный пункт прописывается в соглашении о предоставлении той или иной субсидии). Это не считается двойным наказанием. А значит, при неблагоприятном развитии событий у автономного учреждения может возникнуть не только административная ответственность (штрафы выставят должностному и юридическому лицу), но и обязанность вернуть часть средств в бюджет надлежащего уровня.

Административную ответственность за нарушения бюджетного законодательства хотят ужесточить

Минфин России разработал проект закона, вносящего изменения в КоАП, касающиеся сроков давности и размера штрафных санкций за нарушения бюджетного законодательства1. Если поправки будут приняты, то применяться они начнут с 1 января 2020 года.

Прежде всего планируется установить, что постановления по делу об административных правонарушениях могут выноситься в течении пяти лет со дня совершения нарушения. В настоящее время действует срок в один год (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Также предусматривается и увеличение почти в два раза размеров штрафов для должностных лиц:

  • за нецелевое использование бюджетных средств – в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (сейчас – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., ст. 15.14 КоАП РФ);
  • за нарушение условий предоставления бюджетного кредита – в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., ст. 15.15.2 КоАП РФ).

Планируется ввести и новые виды штрафов. Так за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка и условий предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов в рамках региональных проектов предусматривается штраф в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет. Аналогичные санкции предлагаются и для получателей средств, в случае выявления нарушений с их стороны.

О том, можно ли из средств субсидии на госзадание оплатить штрафы за нарушение налогового законодательства, читайте в материале «Нецелевое использование средств субсидии бюджетными и автономными учреждениями. Приложение к Энциклопедии судебной практики» в «Энциклопедии судебной практики». Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Если же число таких штрафов за календарный год составит больше четырех, то на высшее должностное лицо такого субъекта РФ (главу муниципального образования) налагается еще один – в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., если нарушения были совершены в период исполнения его полномочий.

Предлагается ввести ответственность и за недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта. Так, на руководителя регионального проекта может быть наложен штраф в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалифицировать его на срок от одного года до двух лет. Если штрафов за календарный год было пять и более, то к административной ответственности будет привлекаться высшее должностное лицо субъекта РФ аналогично нарушениям порядка предоставления субсидий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *