Учет бюджетного финансирования

Как учитывать расходы, произведенные за счет доходов от аренды?

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Бюджетное учреждение сдает в аренду часть спортивных залов на срок не более года (объекты учета операционной аренды). Как правильно в бухгалтерском учете отражать расходы, произведенные за счет доходов от аренды: на счете 2 109 60 000 или 2 401 20 000? Если на счете 2 109 60 000, то на какой счет его закрывать в конце отчетного периода (401 10 121 или 401 10 131)? Как отразить обороты по указанным счетам в справке (ф. 0503710)? Аналогичные вопросы могут возникнуть в отношении расходов, произведенных за счет средств, поступивших от арендатора в качестве возмещения стоимости коммунальных услуг.

Для начала обратимся к гражданскому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую таким целям, при условии, что названная деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от данной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Таким образом, доходы, полученные от аренды имущества (при условии, что это предусмотрено уставом учреждения), относятся к приносящей доход деятельности. Обозначенными доходами учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Показатели по поступлению доходов и направлению их расходования (по выбытию) утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения исходя из целей деятельности учреждения в разрезе видов финансового обеспечения.

Вместе с тем при планировании и ведении бухгалтерского учета расходов в бюджетном учреждении необходимо учитывать, что финансовое обеспечение затрат на содержание имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, осуществляется за счет приносящей доход деятельности (п. 11 Постановления от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»).

Далее разберемся последовательно с каждым вопросом.

Как правильно в бухгалтерском учете отражать расходы, произведенные за счет доходов от аренды: на счете 2 109 60 000 или 2 401 20 000?

Согласно инструкциям № 157н, 174н операции по расходам в рамках приносящей доход деятельности могут учитываться:

  • в составе затрат, формирующих себестоимость работ, услуг;

  • в составе расходов, не формирующих себестоимость работ, услуг.

Затраты, формирующие себестоимость работ, услуг, готовой продукции, отражаются в бухгалтерском учете с использованием синтетического счета 0 109 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам 0 109 60 000 (прямые расходы), 0 109 70 000 (накладные расходы), 0 109 80 000 (общехозяйственные расходы)). Перечень затрат, формирующих себестоимость работ, услуг, и порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов должны быть предусмотрены в учетной политике (либо ином локальном документе). При этом общехозяйственные расходы могут быть распределяемыми и нераспределяемыми.

В случае если учреждение производит расходы в отношении одного вида услуг, работ, в учетной политике может быть предусмотрен порядок отнесения всех расходов сразу на прямые расходы (на счет 0 109 60 000).

Если в рамках приносящей доход деятельности учреждение оказывает (выполняет) несколько видов услуг (работ), то накладные и общехозяйственные расходы распределяются в порядке, установленном в учетной политике, и относятся на себестоимость работ, услуг, готовой продукции (то есть на прямые расходы). Сформированная в результате приносящей доход деятельности себестоимость услуг, работ относится на уменьшение дохода (по счету 0 401 10 131) (п. 67, 153 Инструкции № 174н).

Расходы, не формирующие себестоимость работ услуг, отражаются с использованием счетов:

1) 0 401 20 200 – при совершении отдельных операций, предусмотренных Инструкцией 174н и учетной политикой учреждения. Применение данного счета допускается указанной инструкцией только при отражении затрат, возникших при реализации товаров (в том числе в процессе продвижения товаров), расходов в рамках целевых субсидий, пожертвований, грантов, а также в рамках субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в части расходов, не формирующих себестоимость работ, услуг (в том числе затрат на содержание имущества);

2) 0 109 80 000 (общехозяйственные расходы в части нераспределяемых). В настоящее время в инструкциях № 157н и 174н имеются противоречивые положения в отношении отнесения общехозяйственных расходов по окончании отчетного периода на финансовый результат текущего года:

  • на увеличение расходов текущего финансового года (на счет 0 401 20 000) (п. 62, 153 Инструкции № 174н, п. 135 Инструкции № 157н);

  • на уменьшение доходов текущего финансового года (на счет 0 401 10 000) (п. 66 Инструкции № 174н, Письмо Минфина РФ от 27.02.2019 № 02-06-05/12657).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) Инструкцией № 174н не предусмотрено относить напрямую на счет 2 401 20 200 расходы, произведенные в рамках приносящей доход деятельности, на нужды учреждения или содержание имущества, сданного в аренду;

2) доходы, полученные от операционной аренды и отраженные на счетах 2 205 21 000, 2 401 10 121, могут расходоваться:

  • на нужды учреждения в целях осуществления платных услуг (работ) в соответствии с планом ФХД. В этом случае расходы, формирующие себестоимость этих услуг, работ, нужно относить на соответствующий аналитический счет 2 109 00 000 (в соответствии с учетной политикой);

  • на содержание имущества, сданного в аренду. Такие расходы целесообразно учитывать на счете 2 109 80 000 (в части нераспределяемых общехозяйственных расходов).

Если расходы, осуществляемые за счет доходов от аренды, отражаются на счетах 2 109 60 000, 2 109 80 000, то на какой счет они закрываются в конце отчетного периода: 2 401 10 121 или 2 401 10 131?

При отнесении расходов на финансовый результат текущего года необходимо учитывать следующее:

  • Инструкцией № 174н не предусмотрен порядок отнесения затрат, произведенных за счет доходов от аренды и сформированных на счетах 0 109 60 000, 0 109 80 000, на счет 0 401 10 121;

  • отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года в рамках иной приносящей доход деятельности отражается по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 60 000 (п. 67 Инструкции № 174н);

  • общехозяйственные расходы в части нераспределяемых могут быть отнесены на увеличение расходов текущего финансового периода (на счет 2 401 20 200) либо на уменьшение доходов текущего финансового года (на счет 2 401 10 131). Использование того или иного порядка учета данной операции должно быть предусмотрено в учетной политике, поскольку в настоящее время в инструкциях имеется два варианта. Принимая во внимание разъяснения Минфина, приведенные в Письме № 02-06-05/12657, укажем, что нераспределяемые общехозяйственные расходы целесообразно относить на уменьшение доходов. Однако в случае применения бухгалтерской записи по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту счета 2 109 80 000 возникает вопрос о правильности отражения показателей по данным операциям при формировании разд. 2 справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).

Как отразить информацию по рассмотренным выше операциям в разд. 2 справки (ф. 0503710)?

Согласно Инструкции № 33н учреждение формирует разд. 2 справки (ф. 0503710) на основании данных по дебетовым оборотам соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 131 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000, 0 105 27 000, 0 105 37 000, 0 105 38 000.

Выше мы выяснили, что в настоящее время Инструкцией № 174н предусмотрено отражать сформированную себестоимость работ, услуг по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту счета 2 109 60 000. Это не противоречит правилам заполнения показателей в разд. 2 справки (ф. 0503710). Однако в указанном разделе не предусмотрен порядок отображения информации по отнесению общехозяйственных расходов на уменьшение доходов текущего финансового года (по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту счета 2 109 80 000).

По этому поводу в Письме Минфина РФ № 02-06-05/12657 сообщается, что в целях раскрытия информации в бухгалтерской отчетности при разработке очередных изменений в Инструкции № 33н планируется внести уточнения в части порядка заполнения справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (уточнение порядка заполнения разд. 2), а также отчета (ф. 0503721) (уточнение порядка заполнения строк 160 – 269). Возможно, эти изменения будут внесены ближе к составлению годовой бухгалтерской отчетности (за 2019 год).

В настоящее время при сравнении действующих редакций инструкций № 157н, 174н, 33н получается: пока указанные изменения в порядке составления бухгалтерской отчетности не приняты, единственным вариантом отнесения общехозяйственных расходов, не противоречащим названным инструкциям, будет корреспонденция счетов:

Дебет счета 2 401 20 200
Кредит счета 2 109 80 200

Поскольку однозначного ответа на данный вопрос нет, рекомендуем выбрать один из возможных вариантов учета обозначенных операций. В дальнейшем необходимо держать эти операции под контролем до внесения уточнений в действующие нормативные акты, а в случае необходимости оформить исправительные записи.

В отношении расходования средств, полученных от возмещения арендатором стоимости коммунальных услуг, необходимо отметить следующее. Такие доходы в целях бухгалтерского учета называются условными арендными платежами (отражаются на счетах 2 205 35 000, 2 401 10 135). По определению эти средства покрывают уже произведенные расходы, которые учреждение отражает как расходы на содержание имущества, сданного в аренду (на счете 2 109 80 000) (они относятся к расходам, не формирующим себестоимость работ, услуг).

Таким образом, доходы, полученные в виде условных арендных платежей, являются собственными доходами учреждения, и оно вправе расходовать их самостоятельно в соответствии с планом ФХД.

2.5 Учет расходов бюджетных учреждений

Расходы бюджетных учреждений — это сумма средств, использованных бюджетной организацией в процессе хозяй­ственной деятельности в пределах сумм, предусмотренных сметой. Расходы бюджетных учреждений делятся на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами считаются все сум­мы, выданные учреждением банка или орга­нами Госказначейства с текущих бюджетных, регистрационных счетов как путем безналич­ной оплаты счетов, так и наличными.

Фактические расходы — это действитель­ные расходы учреждения, оформленные соот­ветствующими документами, включая расхо­ды по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной зарплате и стипендиям.

Приведем пример кассовых и фактиче­ских расходов в разрезе кодов экономиче­ской классификации (КЭКР)

Таблица 2.3

КЭКР

Фактические расходы

Кассовые расходы

Начислена заработная плата

Получены в кассу денежные средства для выплаты заработной платы, перечислена зар­плата на картсчета в случае использования пластиковых карт

Начислены ЕСВ

Получены в кассу (или перечислены) средст­ва для выплаты по больничным листам, пере­числены со счета взносы в страховые фонды, Пенсионный фонд

Списаны канцелярские, хозяйственные принадлежности

Перечислены по счетам поставщикам за канцтовары, хозяйственные товары

Списаны использованные медикаменты

Перечислены поставщикам за медикаменты

Списаны продукты питания

Перечислены поставщикам за продукты пи­тания

Начислена стипендия студентам, аспи­рантам

Получены средства в кассу для выплаты сти­пендии

На практике, как правило, осуществление кассовых и фактических расходов не совпа­дает во времени. Кассовые расходы отража­ются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств с регистрационного счета. Возмещение кассовых расходов отража­ется в момент зачисления на такой счет сумм, внесенных, например, по объявлению о взносе наличных или перечисленных дебиторами согласно платежному поручению. Фактиче­ские — в момент их совершения согласно ак­там списания, накладным, актам выполненных работ, приема-передачи, счетов-фактур и т. д. Например, фактические расходы по КЭКР 1110, 1120, 1300, как правило, опережают во времени кассовые. Связано это с тем, что начисление зарплаты, стипендии и взносов на социальное страхование осуществляется рань­ше, чем перечисление платежей и получение денежных средств в кассу для выплаты.

Кассовые расходы будут соответствовать фактическим во времени при приобретении основных средств, поскольку приобретенные основные средства сразу списываются на фактические расходы.

По другим кодам экономической класси­фикации расходов бюджета чаще всего кас­совые расходы опережают фактические. Так, при приобретении бензина, канцелярских, хозяйственных товаров, медикаментов, про­дуктов питания вначале происходит оплата по счету (кассовый расход), затем приход оплаченных ценностей, а затем уже их спи­сание (фактический расход).

Если фактические расходы превышают кассовые — это свидетельствует о погаше­нии дебиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за получения товаров, работ, услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец от­четного периода. Кроме того, по статьям расходов на питание, медикаменты, канц­товары, расходы на содержание автотранс­порта, капитальный ремонт, превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном перио­де имущества, которое было приобретено раньше.

Если фактические расходы меньше кас­совых — это свидетельствует о погашении кредиторской задолженности, которая чис­лилась на начало отчетного периода.

Учет кассовых расходов ведется на син­тетических счетах 31 «Счета в банках» и 32 «Счета в казначействе» в разрезе соответст­вующих субсчетов. Кассовые расходы нака­пливаются по кредиту данных счетов, а по дебету записываются суммы, направленные на восстановление кассовых расходов, суммы поступившего финансирования. Аналитиче­ский учет кассовых расходов ведется в Кар­точке кассовых расходов, утвержденной приказом Государственного казначейства от 06.10.2000 г. № 100 в разрезе КЭКР. По каждому коду функциональной классификации расходов, по общему и специальному фондам, по каждому виду денежных средств специального фонда ведутся отдельные карточки.

Рис. 2.1 – Движение информации по учету кассовых расходов

Учет фактических расходов ведется на синтетических счетах класса 8 «Расходы» Плана счетов бюджетных учреждений:

1. Счет 80 «Расходы общего фонда», ко­торый имеет субсчета:

801 «Расходы из госбюджета на содержа­ние учреждения и прочие мероприятия»;

802 «Расходы из местного бюджета на содержание учреждения и прочие мероприя­тия»;

2. Счет 81 «Расходы специального фон­да» , который имеет субсчета:

811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги»;

812 «Расходы по другим источникам соб­ственных поступлений»;

813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда»;

3. Счет 82 «Производственные расходы», который имеет субсчета:

821 «Расходы производственных (учеб­ных) мастерских»;

822 «Расходы подсобных (учебных) сель­ских хозяйств»;

823 «Расходы на научно-исследователь­ские работы по договорам»;

824 «Расходы на изготовление экспери­ментальных устройств»;

825 «Расходы на заготовку и переработку материалов»;

826 «Расходы к распределению».

По дебету этих счетов записываются сум­мы фактических расходов, произведенных в течение года. По кредиту в конце года списываются суммы фактических расходов на результат исполнения сметы в зависи­мости от источника финансирования этих расходов, при этом дебет счета 431 «Резуль­тат исполнения сметы по общему фонду» корреспондирует с кредитом субсчетов счета 80, а дебет счета 432 «Результат исполнения сметы по специальному фонду» с кредитом субсчетов счетов 81,82.

Рис. 2.2 – Движение информации по учету фактических расходов

Аналитический учет фактических расходов ведется в разрезе КЭКР по каждому коду функциональной классификации расходов, по общему и специальному фонду и по ви­дам средств специального фонда в Карточке аналитического учета фактических расходов, форма которой утверждена приказом Государственного казначейства от 06.10.2000 г. — № 100.

Учет расходов за счет средств общего фонда

Планом счетов для учета фактических расходов за счет средств общего фонда (бюд­жетных ассигнований) предусмотрен счет 80 «Расходы общего фонда», к которому откры­ваются такие субсчета:

801 «Расходы из государственного бюд­жета на содержание учреждения и другие мероприятия»;

802 «Расходы из местного бюджета на содер­жание учреждения и другие мероприятия»;

На субсчете 801 «Расходы из государст­венного бюджета на содержание учреждения и другие мероприятия» учитываются факти­чески произведенные расходы на содержание бюджетной организации и на другие» меро­приятия, за счет средств, полученных из го­сударственного бюджета. По дебету данного субсчета отражаются суммы фактических расходов, произведенных в течение года, с кредитом следующих счетов:

23 «Материалы и продукты питания» — на стоимость израсходованных материалов и продуктов питания;

66 «Расчеты по оплате труда» — на сумму начисленной заработной платы, стипендий;

65 «Расчеты по страхованию» — на сумму начисленных сборов в Пенсионный фонд, в Государственной фонд содействия за­нятости населения на случай безработицы и др.

В конце года фактические расходы спи­сываются с кредита субсчета 801 в дебет субсчета 431 «Результат исполнения смет по общему фонду».

На субсчете 802 «Расходы из местного бюджета на содержание учреждения и дру­гие мероприятия» учитываются фактически произведенные расходы на содержание бюд­жетной организации и на другие мероприя­тия за счет средств, полученных из местного бюджета и предусмотренных сметой данного учреждения.

В конце года фактические расходы спи­сываются с кредита субсчета 802 в дебет субсчета 431 «Результат исполнения смет по общему фонду».

В бухгалтерском учете расходы общего фонда отражаются следующими записями:

№ п/ п

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Списана стоимость использованных производственных запасов, материалов и продуктов питания (на основании расходных документов)

801, 802

231 236, 238, 239, 201, 218

Начислена заработная плата штатным и нештатным работникам

801, 802

Начислен гонорар творческим работникам за выполненные работы по договорам и разовым заказам

801, 802

Начислена стипендия

801, 802

Начислены обязательные взносы

651, 652, 653, 654

Списаны на расходы услуги по заказу транспорта для доставки материалов и продуктов питания

801, 802

364, 675, 361

Списаны бланки строгой отчетности на основании актов

801, 802

Одновременно проводится списание с забансового счета

Списаны командировочные расходы на основании утвержденного отчета

801,802

Списана стоимость выполненных строительно-монтажных работ (на основании подтверждающих документов)

801,802

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС, уплаченная при приобретении материальных ценностей, за счет средств общего фонда

801, 802

364, 675

Поступление з кассу платы за телефонные переговоры и других средств, которые в соответствии с действующим законодательством принадлежат к возмещению кассовых расходов

364, 801, 802

Списываются расходы текущего года, проведенные за счет средств общего фонда бюджета

801, 802

Учет расходов за счет средств специального фонда

Оплата расходов за счет средств специ­ального фонда осуществляется со специ­альных регистрационных счетов, открытых в органах Государственного казначейства Украины.

Основанием для осуществления расходов являются платежные поручения, представ­ленные бюджетной организацией, а также документы, подтверждающие целевое на­правление средств (счета, счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные наклад­ные, договоры, акты выполненных работ, тендерная документация и т. п.).

Оплата счетов производится только при наличии в органе государственного казначей­ства зарегистрированных обязательств (фи­нансовых обязательств) и остатка средств на

специальном регистрационном счете бюджет­ной организации.

Порядок оплаты расходов со специальных регистрационных счетов производится в со­ответствии с требованиями Порядка № 89 (см. приложение 10).

Выдача наличных со специальных регист­рационных счетов на все нужды (заработная плата, хозяйственные расходы, команди­ровки и т. п.) осуществляется на основании заявки, представленной органу Государствен­ного казначейства Украины. Форма заявки приведена в приложении к Порядку № 89.

В случае нарушения бюджетными учре­ждениями порядка использования внебюд­жетных средств (нецелевое и неэффективное использование) органы Государственного казначейства Украины отказывают в опла­те. В этом случае на документах ставится штамп: «Отказано в оплате».

Так же, как бюджетные ассигнования, средства, поступающие бюджетным органи­зациям от предоставления платных услуг, выполнения работ, реализации продукции, должны использоваться по целевому назна­чению согласно смете.

Планом счетов для учета фактических расходов, осуществляемых бюджетным уч­реждением за счет средств специального фонда на содержание учреждения и другие мероприятия, предусмотренные специальным фондом данного учреждения, предусмотрен счет 81 «Расходы специального фонда».

К счету 81 «Расходы специального фонда» открываются следующие субсчета:

811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги»;

812 «Расходы по другим источникам соб­ственных поступлений»;

813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда».

На субсчете 811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги» учиты­ваются фактические расходы специального фонда, произведенные за счет поступлений, полученных учреждением согласно смете как плата за услуги. На этом субсчете учитываются расходы для проведения хозяйственной и/или производственной деятельности. При осуществлении расходов по средствам, полу­ченным как плата за услуги, соблюдается тот же порядок, который установлен в отноше­нии бюджетных средств. , ;

На субсчете 812 «Расходы по другим источникам собственных поступлений» учи­тываются фактические расходы специального фонда по сметам учреждений в части других источников собственных поступлений. При расходовании средств, полученных по дру­гим источникам собственных поступлений, соблюдается тот же порядок, который уста­новлен в отношении бюджетных средств.

На субсчете 813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда» учиты­ваются фактические расходы специального фонда сметы учреждения в части других поступлений специального фонда. При осу­ществлении расходов по другим поступлени­ям специального фонда соблюдается тот же порядок, который установлен в отношении бюджетных средств.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Списана стоимость использованных материалов и продуктов питания (на основании расходных документов)

811 -813

231—236, 238, 239, 201 —218

Начислена заработная плата штатным и нештатным работникам

811 -813

Начислен гонорар творческим работникам за выполненные работы по договорам и разовым заказам

Начислена стипендия

Начислены обязательные взносы

651,652, 653, 654

Списаны на расходы услуги по заказу транспорта для доставки материалов и продуктов питания

811 -813

364, 675

Списаны командировочные расходы на основании утвержденного отчета

811 -813

Начислена плата за коммунальные услуги сданного в аренду помещения

Осуществлены расходы за счет специальных средств, прочих собственных поступлений

361,362,364, 675

Осуществлены расходы за счет средств, поступивших в качестве субвенций из бюджета другого уровня

362, 364, 675

Временно свободные средства специального фонда могут быть направлены на расходы, которые должны финансироваться за счет средств общего фонда (заработная плата, де­нежное обеспечение, стипендии и другие соци­альные выплаты) с -последующим возмещени­ем. Порядок возмещения средств специального фонда, направленных на мероприятия, свя­занные с финансированием расходов общего фонда, изложен в письме Государственного казначейства Украины от 02.08.2000 г. № 07-06/803-5690

Согласно требованиям данного письма решение о направлении средств специаль­ного фонда на бюджетные расходы и их возмещение принимается распорядителем бюджетных средств самостоятельно и оформ­ляется приказом по учреждению. Об этом распорядитель должен письменно уведомить соответствующий орган Государственного ка­значейства Украины, на территории которого он находится.

Восстановление временно свободных средств специального фонда, которые были направлены на финансирование расходов об­щего фонда, проводится органами Государст­венного казначейства Украины, при условии представления распорядителем бюджетных средств следующих документов:

заявления распорядителя бюджетных средств (в произвольной форме) с указа­нием средств специального фонда, направ­ленных на погашение задолженности по заработной плате, денежному обеспечению, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам, даты проведения таких опера­ций и суммы средств, которые надлежит возвратить;

представления главного распорядителя бюджетных средств, являющегося разреше­нием на проведение данного возмещения;

баланса или извлечения из книги «Жур­нал-главная» при наличии данной суммы задолженности в учете на субсчете 715 «До­ходы, направленные на покрытие дефицита общего фонда».

Помимо этого, суммы направленных средств и средств, подлежащих возмеще­нию органами Государственного казначейства Украины, сверяются с планом ассигнований из общего фонда бюджета, сметой доходов и расходов бюджетного учреждения и остат­ком выделенных ассигнований.

В бухгалтерском учете операции, связан­ные с направлением средств специального фонда на погашение задолженности по за­работной плате, отражаются следующими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Начислена заработная плата:

801, 802

Начислены ЕСВ

801, 802

651,

Доходы специального фонда направлены на выплату заработной платы, предусмотренной общим фондом

711 -713

Получены денежные средства в кассу для выплаты заработной платы

313,314, 316, 323, 324, 326

Выплачена заработная плата

Перечислены взносы в фонды социального страхования, налоге доходов физических лиц, профсоюзные взносы, суммы, удержанные по исполнительным листам

651,652, 653, 654, 641, 666, 668

313,314,316, 323, 324, 326

Уменьшены бюджетные расходы

811 -813

801, 802

Возмещены средства специального фонда за счет средств общего фонда:

Перечислены средства с текущего (регистрационного) счета

311, 321

Одновременно зачислены средства на текущий (регистрационный) счете целью восстановления доходов специального фонда

313,314,316, 323, 324, 326

711 —713

Восстановлены расходы общего фонда

801,802

811 -813

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем суть понятий доход, расходы, смета доходов, смета расходов?

  2. Что такое план ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета?

  3. Каковы основные характеристики планов специального фонда, индивидуальных планов использования бюджетных средств, индивидуальных помесячных планов использования бюджетных средств?

  4. Что такое общий фонд сметы?

  5. В чем суть специального фонда сметы?

  6. Расскажите о доходной и расходной части общего и специального фонда сметы,

  7. Определить, что такое бюджетная классификация, классификации доходов бюджета; классификации расходов и кредитования бюджета.

  8. Расскажите о классификации финансирования; классификации долга, функциональной классификации расходов.

  9. Что такое экономическая классификация расходов и ведомственная классификация расходов?

  10. В чем суть классификации кредитования бюджета, программной классификации расходов и кредитования.

Учет бюджетного финансирования

Учреждения, подведомственные местным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в настоящее время при получении бюджетного финансирования из соответствующих бюджетов обслуживаются одним из нескольких способов:

1. через Федеральное казначейство;

2. через единую региональную систему казначейства, исполняющую одновременно региональный и местный бюджет;

3. через отдельные системы казначейского обслуживания (обслуживающие местный бюджет и региональный бюджет);

4. через коммерческие банки.

Некоторые особенности связаны с учетом операций по бюджетным средствам, осуществляемых не через органы казначейства, а через банковские счета. Для учета таких операций используется счет 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». На счете учитываются внутренние расчеты по средствам бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств, находящимися в их ведении, внутренние расчеты по выбытию и поступлению бюджетных нефинансовых и финансовых активов между получателями бюджетных средств, подведомственных одному главному распорядителю средств бюджета, а также внутренние расчеты по централизованному снабжению.

Разряды 24-26 кода счета изменяются в зависимости от вида расчетов, образуя тем самым различные аналитические счета.

По дебету счета 0 304 04 000 у главного распорядителя отражаются суммы:

К-т 0 304 05 000 » Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов «- объемы перечисленных средств с единого счета бюджета у главного распорядителя по соответствующим аналитическим счетам;

К-т 0 201 01 610 » Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов «, 0 201 07 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»- объемы распределенных средств бюджета, перечисленных получателям с банковских счетов, и объемы возвращенных на данный счет бюджетных средств;

К-т 0 401 03 000 » Финансовый результат прошлых отчетных периодов суммы использованного за год объема полученных средств бюджета.

В конце года счет 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» закрывается в корреспонденции со счетом 040103000.

Получатель по кредиту счета 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» отражает средства, полученные от главного распорядителя (распорядителя).

Поступление денежных средств учреждению для осуществления платежей в соответствии с бюджетной росписью отражается записью:

Д-т сч. 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

К-т сч. 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».

По кредиту соответствующих счетов аналитического учета рассматриваемого счета учитываются предоставленные из бюджета средства в корреспонденции с дебетом счетов: 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»; 020103510 «Поступления денежных средств учреждения в пути».

По дебету счета 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» отражаются:

— суммы использованного за год объема полученных средств бюджета в корреспонденции с кредитом счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

— суммы отозванных средств бюджета, а также неиспользованный остаток средств бюджета по окончании года в корреспонденции с кредитом счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

В соответствии с п. 241 Инструкции № 25н денежные средства на банковских счетах учреждений учитываются на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждений» и 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждений» в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

Аналитический учет ведется в Многографной карточке.

Для учета расчётов за счет средств бюджетного финансирования Инструкцией № 25и предназначен счет 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

Заключение получателем средств бюджета договоров (соглашений, контрактов) на поставку товаров с поставщиками товаров, исполнителями работ и услуг является принятием денежных обязательств за счет средств бюджета.

Это значит, что орган, исполняющий бюджет, берет на себя обязательство израсходовать денежные средства для оплаты услуг, а учреждение может заключать договоры на приобретение услуг только в пределах данной суммы.

Информация о размере бюджетных обязательств, которыми воспользовалось бюджетное учреждение, отражается на счете 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

Разряды 24-26 кода счета в зависимости от вида платежа принимают значения кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджета).

Платежи из бюджета учитываются на основании документов, приложенных к выписке со счета бюджета, предоставляемой органом, организующим исполнение бюджета.

Как и предусмотрено п.7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства используются только через лицевой счет, открытый в Федеральном Казначействе. Лицевой счет — это регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов бюджета распорядителями и получателями. Лицевые счета ведутся органами Федерального Казначейства по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации устанавливает порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов, определяет режим работы лицевых счетов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. На лицевых счетах нарастающим итогом с начала финансового года отражаются операции, осуществляемые в процессе исполнения расходов федерального бюджета.

Министерство получает выписку из банка, где содержатся лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования. Из банковских выписок учреждение составляет расходное расписание (Приложение 13), в котором полученные денежные средства подразделяются на статьи расхода по ЭКР.

Распределение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также на содержание распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия.

Орган Федерального Казначейства не позднее следующего рабочего дня после подтверждения учреждением банка совершения операции выдает клиенту выписки из лицевых счетов (Приложение 14) по установленной форме и необходимые приложения по ним с отметкой органа федерального казначейства об исполнении на выписке и каждом приложенном к выписке документе. В выписках отражаются операции, осуществленные в процессе исполнения расходов федерального бюджета за данный операционный день.

В выписке из лицевого счета распорядителя средств, открытого главному распорядителю средств, по установленной форме указываются показатели бюджетной классификации Российской Федерации, по которым в данный операционный день были совершены операции:

· входящий на начало операционного дня и исходящий на конец операционного дня нераспределенные остатки лимитов бюджетных обязательств;

· лимиты бюджетных обязательств, доведенные казначейским уведомлением Главного управления Федерального Казначейства;

· лимиты бюджетных обязательств, переданные расходными расписаниями главного распорядителя средств нижестоящим распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении;

· входящий на начало дня и исходящий на конец операционного дня нераспределенные остатки финансирования;

· объем финансирования, доведенный казначейскими уведомлениями Главного управления Федерального Казначейства;

· объем финансирования, переданный расходными расписаниями главного распорядителя средств нижестоящим распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.

Операция по зачислению объёмов финансирования расходов на лицевой счет в бухгалтерском учете бюджетных учреждений не отражается.

Аналитический регистр по учету расчетов бюджетными средствами — это не счет по учету движения денежных средств бюджета, а счет по учету расчетов с органами ОФК. Следовательно, органы, организующие кассовое обслуживание учреждений, рассматриваются как кредиторы. Платежи за счет бюджетных средств, производимые с лицевого счета бюджетного учреждения, рассматриваются как кредиторская задолженность перед ОФК. Таким образом, операции по списанию бюджетных средств с лицевого счета увеличивают кредитовое сальдо по счету 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов». В бухгалтерском учете производятся записи по кредиту соответствующих аналитических счетов счета 030405000 и дебету счетов:

030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (соответствующие аналитические счета) — в случае списания средств в оплату заключенных учреждением договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг);

020600000 «Расчеты по выданным авансам» (соответствующие аналитические счета) — в случае перечисления авансов поставщикам;

020106510 «Поступление денежных средств на аккредитивный счет» в случае перечисления денежных средств на аккредитивный счет;

030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (соответствующие аналитические счета) — в случае перечисления сумм налогов, сборов;

020104510 «Поступления в кассу» — в случае списания средств со счета бюджета на получение наличных средств в кассу;

030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы» — в случае списания средств со счета бюджета по удержаниям из заработной платы, безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации, взносов по договорам добровольного страхования, членских профсоюзных взносов, по исполнительным листам;

020700000 » Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам «- суммы предоставленных из бюджета бюджетных кредитам;

030200000 » Расчеты с поставщиками и подрядчиками «- сумма предоставленных субсидий, субвенций и прочих текущих трансфертов;

030404000 » Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств «- суммы бюджетных средств, направленных распорядителем средств на счет получателя бюджетных средств в банке;

030100000 » Расчеты с кредиторами по долговым обязательств «- сумма погашения долговых обязательств.

По дебету соответствующих аналитических счетов счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» в конце отчетного года осуществляется списание произведенных платежей в корреспонденции с кредитом счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Рассмотрим пример приобретения основных средств за счет бюджетного финансирования:

1. Перечислен аванс -22 тыс. руб.

Дебет 1 206 08 560

Кредит 1 304 05 310

2. Оприходование приобретаемых ОС — 100 тыс. руб.

Дебет 1 106 01 310

Кредит 1 302 17 730

3. Зачет полученного аванса — 22 тыс. руб.

Дебет 1 302 17 830

Кредит 1 206 08 660

4. Окончательный расчет- 78 тыс. руб.

Дебет 1302 17 830

Кредит 1 304 05 310

5. транспортные расходы — 2 тыс. руб.

Дебет 1 106 01 310

Кредит 1 302 07 730

6. Перевод в ОС -102 тыс. руб.

Дебет 1 101 01 310

Кредит 1 106 01 410

Аналогично оформляются операции по приобретению МЗ.

Также большое значение имеет ведение учета лимитов бюджетных обязательств.

Счета учета санкционирования расходов бюджета предназначены для ведения учета сумм ЛБО, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований.

Для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований предназначен счет 050000000 «Санкционирование расходов бюджета».

Бюджетный учет рассматриваемых объектов бюджетного учета ведется в разрезе следующих счетов:

0.501.00.000 «Лимиты бюджетных обязательств»;

0.502.01.000 «Принятые бюджетные обязательства по расходам»;

0.503.01.000 «Бюджетные ассигнования».

Счета предназначены для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований.

Счета ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

У главного распорядителя средств бюджета подлежат учету бюджетные ассигнования, а также утвержденные и доведенные до получателей бюджетных средств, в том числе самому себе, лимиты бюджетных обязательств.

На основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств ЛБО (ф.0504822) он отражает в учете утвержденные суммы ЛБО, а также изменения, вносимые в них в течение текущего года. Количество записей по отражению утвержденных и доведенных им до распорядителей и получателей средств ЛБО зависит от разнообразия кодов функциональной классификации и количества соответствующих кодов операций сектора государственного управления.

При получении уведомления о выданных лимитах бюджетных обязательств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств через органы Федерального казначейства в бухгалтерском учете получателя необходимо произвести запись:

Дебет сч. 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (соответствующие счета аналитического учета)

Кредит сч. 1.501.03.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (соответствующие счета аналитического учета).

При получении учреждением уведомления о лимитах бюджетных обязательств, которые предназначены для нижестоящих получателей бюджетных средств, в бухгалтерском учете нижестоящего получателя необходимо произвести запись:

Дебет сч. 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств (соответствующие счета аналитического учета)

Кредит сч. 1.501.06.000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути» (соответствующие счета аналитического учета).

Когда уведомления о лимитах бюджетных обязательств передаются от вышестоящего получателя нижестоящему, в бухгалтерском учете последнего делается запись:

Дебет сч. 1.501.06.000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути» (соответствующие счета аналитического учета)

Кредит сч. 1.501.03.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (соответствующие счета аналитического учета).

Если получателем бюджетных средств (учреждением) получены невыясненные лимиты бюджетных обязательств, их необходимо отразить следующим образом:

Дебет сч.. 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (соответствующие счета аналитического учета)

Кредит сч. 1.501.07.000 «Лимиты бюджетных обязательств невыясненные» (соответствующие счета аналитического учета).

По мере выяснения полученных лимитов производится запись:

Дебет сч. 1.501.07.000 «Лимиты бюджетных обязательств невыясненные» (соответствующие счета аналитического учета)

Кредит сч. 1.501.03.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (соответствующие счета аналитического учета).

Принятие учреждением бюджетного обязательства за счет средств бюджета, когда в соответствующем порядке оформлены платежные документы на оплату соответствующих договоров, сопровождается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет сч. 1.501.03.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (соответствующие счета аналитического учета)

Кредит сч. 1.502.01.000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года» (соответствующие счета аналитического учета).

При отражении изменений утвержденных (полученных) лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года суммы увеличения отражаются вышеприведенной проводкой, а уменьшения — обратной.

Дебетовый остаток по счету 1.501.01.000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств» показывает сумму ЛБО, утвержденных (полученных) главному распорядителю с внесенными в них изменениями. Суммы ЛБО, доведенные главным распорядителем до распорядителя следующего уровня или непосредственно до получателя бюджетных средств, в соответствии с п. 232 Инструкции № 25н отражаются также на счете 1.501.02.000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств», а сама операция передачи отражается следующим образом:

Дебет 1.501.02.000 «Лимиты бюджетных обязательств распорядителей средств» (по соответствующим КОСГУ)

Кредит 1.501.04.000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств» (по соответствующим КОСГУ).

У получателя бюджетных средств ведется учет лимитов бюджетных обязательств и принятых денежных обязательств.

Доведенные главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств до получателей суммы ЛБО по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета отражаются следующим образом:

Дебет 1.501.03.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»

Кредит 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».

Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через Федеральное казначейство. Копия расходного расписания главного распорядителя, заверенная органом федерального казначейства, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю или получателю, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления расходного расписания в орган федерального казначейства. А записи по принятию обязательств бюджетным учреждением — получателем средств производятся одновременно с проводками по их возникновению.

Например, если бюджетное учреждение приобретает объект основных средств, начисляет заработную плату работникам и т.д., то на определенном этапе формируется сумма соответствующей кредиторской задолженности:

Оприходован объект основных средств на склад

Дебет 1.106.01.310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»

Кредит 1.302.17.730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Одновременно уменьшена сумма полученных ЛБО на сумму принятых учреждением обязательств:

Дебет 1.501.03.310 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению основных средств»

Кредит 1.502.01.310 «Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения основных средств» и т.д.

Учет финансирования

Бюджетное финансирование — это предоставление средств бюджета на безвозвратной основе в распоряжение руководителя организации на осуществление расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете на соответствующий год.

Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принципам бюджетного финансирования. К общим принципам бюджетного финансирования можно отнести: соблюдение законности бюджетного финансирования, то есть выделение бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета; целевой характер предоставления средств; предоставление бюджетных средств с учетом использования раннее выделенных ассигнований; получение максимального эффекта от использования бюджетных средств.

Существуют два способа бюджетного финансирования:

— финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что средства из бюджета выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

— финансирование по системе «брутто-бюджет» применяется для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетного учреждения. В зависимости от применения одного из способов можно выделить следующие формы финансирования:

текущее финансирование (выплата заработной платы, расходы на товары и услуги, взносы в фонды социального страхования и другие текущие платежи); финансирование капитальных затрат (осуществление капитальных вложений). Для учета финансирования необходимо различать главных распорядителей средств бюджета, распорядителей и получателей.

Главный распорядитель средств бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом, по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

Распорядитель средств бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящихся в его ведении.

Получатель средств бюджета — бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

Финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их сметах.

Для того чтобы получить финансирование, в казначейство необходимо предоставить заявку с указанием раздела, кода экономической классификации, вида расходов и требуемой суммы. К заявке необходимо приложить документы, подтверждающие необходимость получения средств (счета-фактуры, договора и другие документы).

Согласно Инструкции № 70н от 26.08.2004 г.

корреспонденция по учету финансирования представлена в табл. 14.

Корреспонденция счетов по учету финансирования и списанию расходов

Таблица 14

Дебет Кредит
1 2 3
Получено финансирование 030404000 Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств 030405000

Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов

1 2 3
Списаны расходы в конце года 040103000

Финансовый результат прошлых отчетных периодов

040101200

Расходы учреждения

Отличительной особенностью бухгалтерского учета бюджетных учреждений является то, что все расходы учреждения должны производиться в строгом соответствии с утвержденной для него в установленном порядке сметой расходов. Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов.

Смета расходов — это основной плановый и финансовый документ, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание. Бухгалтерский учет бюджетных структур — это, прежде всего, учет исполнения сметы расходов. Расходы в бюджетных учреждениях учитывают в соответствии со структурой бюджетной классификации Российской Федерации. Средства из бюджета на содержание учреждения и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств. Производимые расходы считаются действительными при наличии подтверждающих и других правильно оформленных документов.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок составления и исполнения смет доходов и расходов, являются Бюджетный кодекс РФ № 154-ФЗ от 31.07.1998 г. с изменениями и дополнениями, Бюджетная классификация РФ, утвержденная приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. № 114н, методические указания Минфина РФ.

Форма сметы, основные показатели, по которым составляется смета доходов, нормы, и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. Расчет суммы расходов по смете на планируемый год производится исходя из объёма деятельности учреждения, определяемого планом развития, и фактического его исполнения за предшествующий период. Смета расходов составляется в начале года, в ней указывается общая сумма необходимых средств, основные направления расходования с разбивкой поквартально. При составлении сметы для обоснования требуемых сумм дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Смета доходов и расходов составляется с учетом жесткого режима экономии материальных ресурсов.

В соответствии с законодательством об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации бюджетное учреждение расходует бюджетные средства исключительно на оплату труда в соответствии с правовыми актами и трудовыми договорами, которые регулируют размер заработной платы работников, перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, трансферты населению; командировочные расходы и иные компенсационные выплаты; оплату работ, услуг и товаров по заключенным договорам.

Процесс расходования средств делится на три стадии:

а) санкционирование расходов — это установление и доведение до бюджетного учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие учреждениями финансовых обязательств, оплата которых будет производиться за счет средств бюджета;

б) финансирование расходов — это выделение бюджетных средств в пределах лимитов финансирования на основе утвержденной росписи доходов и расходов бюджета. Объём финансирования расходов — это объём прав получателя на оплату обязательств за счет средств бюджета;

в) кассовые расходы — это операция по списанию средств со счета органа казначейства в оплату обязательств, принятых получателем в установленном порядке и подлежащих оплате за счет средств бюджета. Практически кассовый расход — это отражение расходов в момент оплаты. Кроме оплаты обязательств, принятых бюджетополучателем, к кассовым расходам относится и снятие денежной наличности. Объём производимых кассовых расходов зависит от выделенного учреждению бюджетного финансирования, а также от величины остатка денежных средств на лицевых счетах.

Осуществить кассовые расходы невозможно при отсутствии денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на лицевом счете учреждения. Поскольку кассовые расходы отражают списание денежных средств с лицевого счета учреждения, то в бухгалтерском учете эти расходы учитываются на соответствующих счетах по учету движения бюджетных средств. При формировании кассовых расходов составляются проводки (табл. 15).

Корреспонденция счетов по учету кассовых расходов

Таблица 15

>3 Расходы бюджета, их планирование и финансирование

    1. Понятие расходов бюджета, их состав и структура по уровням бюджетной системы

Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Ныне действующий Бюджетный кодекс выделяет ряд понятий характерных для расходов бюджетов бюджетной системы РФ:

бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на:

обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв.

К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируется: по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

по функциональному назначению — на расходы по регулированию экономики на финансирование, социально-культурные мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Государственные расходы делятся на:

На содержание и развитие непроизводственной сферы

На развитие производственной сферы

Оборона страны

Сельское хозяйство

Промышленность

Аппарат управления

Социально-культурные мероприятия

Капитальные вложения

Охраны природы

Образование

Наука и культура

Здравоохранение

Рис. 7 Схема расходов Федерального бюджета

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпела существенные изменения – резко сокращаются бюджетные ассигнования на отрасли материального производства, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации произошло преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизируемых на финансовых рынках.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованные (фондов государственных предприятий и организаций).

Соотношение между централизованными и децентрализованными фондами в период рыночных отношений, приватизации государственных предприятий вряд ли будет меняться в сторону увеличения децентрализованных. В настоящий период расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в структуре государственных расходов остаются определяющими.

Государственные расходы осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами и осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают от его кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.

В условиях дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

При осуществлении государственных расходов из любых источников при использовании любых способов должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности, целесообразности.

Финансирование осуществляется в различных формах, которые зависят от субъекта, которому предназначаются государственные средства, и объекты.

Важным элементом в реализации бюджетной реформы является обоснование концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции — адекватность бюджетных расходов полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем управления. В принятии Бюджетного Кодекса этот принцип не реализован в полной мере, так как существуют полномочия, относимые к предметам совместного ведения, расходы по которым могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях дефицита бюджетов часть полномочий их вышестоящих бюджетов нередко передается на нижестоящие, например, из федерального на бюджеты субъектов Федерации (причем в ряде случаев без законодательного оформления).

При формировании бюджетных проектировок на 2007-2009 годы впервые использовал­ся реестр расходных обязательств Российской Федерации, представляющий собой «инвента­ризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов.

В первую очередь, это важно для выделения «публичных расходных обязательств» — установленных законами и подлежащих безусловному исполнению «прямых» финансовых обя­зательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных гарантий), которые составляют почти 40% от общего объема расходных обязательств Россий­ской Федерации (рис 8).

Но и все другие виды обязательств должны быть в полном объеме включены в реестр рас­ходных обязательств. Во-первых, это позволит гарантировать их исполнение, а значит резко по­высить ответственность соответствующих ведомств за достижение планируемых результатов. Во-вторых, появится возможность для принятия в соответствии с целями и приоритетами госу­дарственной политики новых расходных обязательств, обеспеченных реальными источниками финансирования не только на очередной финансовый год, но и на среднесрочную перспективу.

Рис. 8 Структура расходных обязательств РФ в 2007 году

Финансовое обеспечение

Смотреть что такое «Финансовое обеспечение» в других словарях:

  • Финансовое Обеспечение — См. Обеспечение финансовое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • Финансовое обеспечение — сумма денег на счете с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, если бы они были ликвидированы. См. также: Денежные средства предприятия Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — сумма Денег на счете клиента; биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно.… … Экономический словарь

  • ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — сумма средств на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о Ф.о. обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно … Энциклопедический словарь экономики и права

  • финансовое обеспечение — сумма денег на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно … Словарь экономических терминов

  • финансовое обеспечение ответственности — финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ — финансовые средства, направляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, а также на обеспечение развития и устойчивого функционирования… … Юридическая энциклопедия

  • Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Осуществляется в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Терминологический словарь банковских и… … Финансовый словарь

  • ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА — система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей армии и флота в денежных средствах. Включает: финанс. планирование; финансирование; истребование, получение, хранение, экономное и рацион … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ … Юридическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *