Срок действия декларации

>Декларация соответствия условий труда (СОУТ)

Содержание

Сроки подачи декларации СОУТ

Срок подачи декларации по СОУТ в ГИТ не должен превышать 30 рабочих дней с момента ее составления и принятия отчета о проверке. К ней необходимо прикрепить заключение организации, проводившей проверку, и протокол комиссии. Если срок подачи декларации СОУТ был соблюден, в Гоструде регистрируют ее принятие и присваивают уникальный номер.

Подавать документ в трудовую инспекцию можно с помощью отправки заказного письма, по интернету на сайте Гоструда или лично явившись в инстанцию. Следует учитывать, что декларацию могут вернуть на доработку, в случае с некорректным заполнением не по установленной форме или в связи с отсутствием необходимых сведений. Решение о принятии или отправлении на доработку в Трудовой инспекции принимают в течение 10 дней после получения документации.

Срок действия декларации СОУТ с момента подписания отчета составляет 5 лет. Если за этот период не происходило чрезвычайных происшествий, не было несчастных случаев или болезней, связанных с производственными факторами, действие документа пролонгируется еще на 5 лет.

В результате процедуры по составлению и подаче декларации СОУТ сведения о документе поступают в единый государственный реестр деклараций условий труда. Доступ к этому интернет-сервису можно получить на сайте Роструда, то есть каждый работодатель может посмотреть данные о поданной декларации.

Штрафы за несвоевременную подачу декларации

Несвоевременное предоставление декларации может обернуться для работодателя административной ответственностью, предусмотренной статьей 5.27.1 КоАП РФ. Это значит, что штрафные санкции распространяются на организации и ответственных должностных лиц. В первом случае они могут достигать 80 000 рублей, а во втором — 10 000 рублей.
Работодателю отводится 3 рабочих дня с момента утверждения отчёта по результатам СОУТ для:

  • уведомления исполнителя СОУТ с обязательным подтверждением факта уведомления;
  • направления копии утвержденного отчета о проведении СОУТ исполнителю.

Все вышеуказанные действия производятся с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне. Действие декларации может быть аннулировано по причинам, предусмотренным статьей 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Что такое уточненная декларация СОУТ?

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ был актуализирован регламент проведения СОУТ. В соответствии с внесенными поправками в декларации, помимо рабочих мест, на которых не были обнаружены вредные и опасные факторы, теперь указываются и рабочие места с условиями труда, признанными оптимальными или допустимыми.
Термин подачи уточненной декларации
Если спецоценкой, проведенной работодателем до 1 мая 2016 года, были зафиксированы рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, то сведения о них требуется внести в уточненную декларацию. Термин ее направления в территориальные органы ГИТ не был установлен Федеральным законом № 136-ФЗ. Если руководствоваться общим сроком подачи декларации, то ее уточненный вариант должен быть сдан не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о результатах СОУТ.
В связи с актуализацией порядка проведения спецоценки, в феврале 2017 года была обновлена форма декларации СОУТ. Теперь она используется работодателями для составления отчетности, в том числе при необходимости предоставления уточненной декларации.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10Федерального закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка )

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/.

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве — это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации — 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда (СОУТ) на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Реестры организаций и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ).

Реестр организаций размещен на официальном сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations/.

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/.

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу:

г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, к. 3, эт. 9, каб. 17.

>Срок подписания отчета комиссией> Вопрос

Отчет о проведении оценки условий работы подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В какие сроки комиссия должна подписать отчет?

Ответ

1. Срок подписания отчета комиссией не установлен.

После окончания СОУТ проводившая ее организация составляет отчет о ее проведении. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет о проведении СОУТ утверждает председатель и подписывают все члены комиссии.

Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

2. Срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования п. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда».

Рекомендация: Как организовать и провести специальную оценку условий труда

«Комиссия по проведению СОУТ

За организацию и проведение спецоценки отвечает комиссия. Число ее членов должно быть нечетным. Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом работодателя. Эксперты организации, проводящей СОУТ, в комиссию не входят.

Комиссию формируют из представителей работодателя, в ее состав должны входить:

 специалист по охране труда;

 представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Комиссию возглавляет непосредственно сам работодатель или его представитель, наделенный правом подписи. Подписать заключительный акт может уполномоченный представитель организации, если такое право закреплено за ним в доверенности.*

Особые правила действуют для малых предприятий. Они должны включать в состав комиссии:

 работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);

 других полномочных представителей работодателя;

 специалиста по охране труда либо другое лицо, исполняющее его функции;

 представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

График проведения спецоценки

Жестких требований к графику спецоценки нет – документ составляют в свободной форме. Сроки проведения СОУТ также не установлены. Все зависит от количества рабочих мест в организации и условий труда на них.

График можно составить отдельным приказом, включить в текст приказа о СОУТ или оформить в качестве приложения к нему. В графике проведения спецоценки указывают ее сроки и этапы.

Все члены комиссии по проведению СОУТ должны ознакомиться с графиком под подпись.*

Список рабочих мест, которые надо оценить

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых надо провести спецоценку. Для этого составляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места. Они должны отвечать следующим требованиям (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

 располагаться в одном или нескольких однотипных производственных помещениях;

 оборудоваться однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

 на них должны работать люди одинаковой профессии, должности, специальности;

 на них должны вестись однотипные технологические процессы и выполняться одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме работы;

 на них должны пользоваться одинаковыми инструментами, приспособлениями, оборудованием, материалами, сырьем и СИЗ.

Если выявлены аналогичные рабочие места, СОУТ достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Об этом говорится в статье 16 Закона № 426-ФЗ».

< >

«Отчет по результатам спецоценки

После окончания СОУТ проводившая ее организация составляет отчет о ее проведении. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении СОУТ утверждает председатель и подписывают все члены комиссии.*

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).*

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Работодатель вправе (ст. 4 Закона № 426-ФЗ):

 требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;

 проводить внеплановую СОУТ;

 требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;

 обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

 данные об организации, которая провела спецоценку;

 перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;

 карты СОУТ;

 протоколы проведения исследований и испытаний;

 протоколы оценки эффективности СИЗ;

 протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);

 сводную ведомость СОУТ;

 перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

 заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Внимание: срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ».*

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Читайте также: Что изменится в трудовом, налоговом и бухгалтерском законодательстве в 2020 году

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки

Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

«О специальной оценке условий труда»)

2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки

В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

3

СОУТ проведена компанией, не имеющей

соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ

Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника,

нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

5

Не соблюден порядок проведения спецоценки

(результаты СОУТ могут быть признаны недействительными)

Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных

факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению

утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н

6 Некорректное применение результатов спецоценки

При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных

условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами

проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ

(к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность»

у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда,

устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников

медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)

7

Работодатель не привлек представителей

профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки

Если в компании есть профсоюз или иной представительный

орган работников, его представителя нужно включить в состав

комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)

8

Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения

спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения

Работник вправе присутствовать при проведении

спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

9

Работодатель не учел предложения работников

при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов

Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю,

организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей

спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте

идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных

факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения

специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

10

Комиссия по проведению спецоценки не

определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных

производственных факторов на рабочих местах осуществляется

экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации

потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Подводим итоги

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – закон о внесении изменений)2.

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?

В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь «в минусе». Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).

Таблица 1

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», предусмотренная законом о внесении изменений.

Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).

Таблица 2

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).

Таблица 3

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).

Таблица 4

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).

Таблица 5

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест. Как нам теперь быть?

Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки.

Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?

Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован3, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.

Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка «внеплановая аттестация рабочих мест» или «проведение аттестации рабочих мест». В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может. Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации?

В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию «задним числом». Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая.

Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки?

Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.

Подробнее о новом Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» читайте в нашем материале «Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест»

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли «разбить» проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ст. 8 закона о спецоценке), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, «разбить» проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы «под ключ» (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки «вразбивку» удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 закона о спецоценке). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Новости по теме:

  • Унифицирована процедура оценки условий труда – ИА «ГАРАНТ» 23 декабря 2013 г.
  • С 2014 года в России может заработать специальная оценка условий труда – ИА «ГАРАНТ» 5 декабря 2013 г.
  • В Совете Федерации предлагают повысить зарплату занятых на вредном производстве работников – ИА «ГАРАНТ» 14 ноября 2013 г.
  • Дифференциация дополнительных взносов за вредное производство позволит работодателям сэкономить до 30 млрд руб. в 2015 году – ИА «ГАРАНТ» 24 октября 2013 г.
  • Законопроект о специальной оценке условий труда прошел первое чтение – ИА «ГАРАНТ» 16 октября 2013 г.
  • Правительство РФ одобрило законопроекты о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 августа 2013 г.
  • Законопроект о специальной оценке условий труда планируется внести в правительство до 1 августа – ИА «ГАРАНТ» 6 июня 2013 г.
  • Минтруд России разработал законопроект о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 мая 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *