Специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности

17.1. Сущность лицензирования

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;

б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;

в) лицензируемая деятельность;

г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;

д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;

е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Лекция 10. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий выданные

Тема

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий выданные лицензирующим органом юр лицу либо ИП.

Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности на осуществление, которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ.

Лицензирование – под этим понимается, мероприятия связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов подтверждающих наличие лицензии, приостановлением действия лицензии, аннулированием лицензии, контролем лицензирующих органов за соблюдением контролем лицензирующим органом, за соблюдением лицензиаторами, при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований или условий, ведением реестров лицензий, а так же с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензиат – это юридическое лицо или ИП обратившееся в лицензионный орган и получивший лицензию на осуществление на конкретные виды деятельности.

Соискатель лицензии – юрид лицо или ИП обратившиеся в лицензионный орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензии – это совокупность данных о предоставлении лицензии, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензии.

К лицензируемым видам деятельности относятся, те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами кроме как лицензирование.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1. Обеспечение единства экономического пространства на тер РФ.

2. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.

3. Установление единого порядка лицензирования на тер РФ.

4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

5. Гласность и открытость лицензирования.

6. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Условия лицензии включают в себя прежде всего количественные показатели, технические параметры временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого вида деятельности. ИП или работники — Должны иметь соответствующую квалификацию или пройти аттестацию в организациях уполномоченных на то лицензирующим органом.

Вид деятельности на осуществление которого предоставлена лицензия может выполнятся только получившим её юр лицом или ИП.

Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет и по окончанию может быть продлен по заявлению лицензиата.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган:

1. Заявление в котором указывается:

1) Полное и сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование и организационно правовая форма юр лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензированного вида деятельности, которые годов осуществлять заявитель, госуд-ый рег номер записи о создании юр лица и данные документа подверждающего факт внесения сведений о юр лице вед госуд реестр юр лиц – для юридического лица.

2) ФИО, ИП. Место его жительства , адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности которые намерен осуществлять, паспортные данные, основной госуд рег номер (ОГРН) записи о госуд рег ИП и данные документа подтверждающего пакт внесения сведений об ИП.

3) ИНН и данные документа о постановки соискателя лицензии на учет в налоговые органы.

4) Лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

2. Копии учредительных документов для юр лица.

3. Документ подтверждающий уплату гос пошлины за рассмотрение лицензирующего органа – заявления о предоставлении лицензии, копия документов перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателях содержащихся в заявлениях и документах представленных соискателем.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставление лицензии или об отказе её предоставления срок превышающий 45 дней со дня поступления заявления, решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Лиц-ий орган обязан в письменной форме уведомить соискателя о принятом решении.

Уведомление об отказе предоставления лицензии направляется или вручается соискателю в письменной форме с указанием причин отказа, а также реквизитов, актов проверки, возможности выполнение соискателем минимальных требований и условий.

Основанием отказа предоставления лицензии является:

1. Наличие представленных документов недостоверны или с искаженной информацией.

2. Не соответствие соискателя, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионных требованиям и условиям.

Соискатель имеет право обжаловать в установленном порядке отказ предоставления лицензии или бездействия органа.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата (который имеет уже) может применяться упрощенный порядок лицензирования в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан при условии заключения соискателем или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности Международного стандарта.

При упрощённом порядке лицензирования, лицензирующий орган принимает решение в срок не позднее 15 дней со дня подачи заявления.

Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата выбравшего упрощенный порядок лицензирования лицензионным требованиям и условиям не проводятся. Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата должен быть не меньше срока действия лицензии.

В случае преобразования юр лица изменения его наименования или места нахождения или место нахождения либо изменение имени или места жительства ИП либо в случае утраты документа подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан обратиться в соответствующим заявлением в лицензирующий орган в срок не позднее 15 дней с приложением необходимых документов подтверждающих указанные изменения или утраты документа.

Решения принимают лицензирующим органом в срок, не позднее, чем 10 дней, со дня поступления соответствующего заявления, при этом необходимые изменения вносятся в реестр лицензии. За переоформление документа взымается гос пошлина в размере – 100 рублей.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условия осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

1. Проводить проверки деятельности лицензиата, на предмет его соответствия лицензионным требованиям и условиям.

2. Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок.

3. Составлять на основании результата проверок акты с указанием выявленных нарушений.

4. Принимать решения обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения устанавливая для этого определенный срок.

5. Выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы в праве приостановить действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований их условий. Для устранения выявленных устанавливается срок не более 6 месяцев. Если указанные нарушения не устранены в обозначенный срок, то лицензирующий орган в праве, обратиться в суд с заявлением об аннулировании.

Лицензия теряет силу в случае:

1. Ликвидация юр лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации (кроме преобразовании).

2. Прекращение действия свидетельства по государственной регистрации гражданина в качестве ИП.

Лицензирующие органы ведут к реестру лицензий на те виды деятельности которых они осуществляют, в реестре лицензии должны быть указаны наименование организационно правовая форма место нахождения – для юр лица.

3. ФИО, место жительство, паспортные данные для ИП.

4. Лицензируемый вид деятельности.

5. Срок действия лицензии.

6. ИНН

7. Номер лицензии.

8. Дата принятия решения о предоставлении лицензии.

9. Сведения о регистрации лицензии в реестре лицензии.

10. И т.д.

Указанная информация является открытой и доступной для любого, за её предоставление взымается сбор в размере – 300 рублей.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор – 1000 руб.

Нефть – один из основных мировых ресурсов. На ее добыче строится экономика многих стран, в том числе и России. Поэтому для того, чтобы иметь возможность заниматься подобной деятельностью, нужна лицензия. Разберемся, кто может ее получить и каким образом это сделать.

На что дает право лицензия

Все виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются 2395-1-ФЗ «О недрах» и его статьей 11 «Лицензия на пользование недрами». Разрешение необходимо при следующих работах:

  • Проведении разведки нефтяных месторождений.
  • Разработке нефтяных месторождений.
  • Извлечении и переработке сопутствующих добыче компонентов, в том числе пластовых вод.
  • Строительстве нефтепроводов для доставки добытой нефти к местам ее хранения, присоединении их к центральным трубопроводам.

В выданном документе обязательно должны быть указаны:

  • Точные границы участка, которые получает в свое пользование владелец лицензии.
  • Цель, для которой было выдано разрешение.
  • Полный список работ, на проведение которых дает право лицензия.
  • Срок, в течение которого возможна эксплуатация месторождения.
  • Перечень мероприятий по мониторингу геологической обстановки на участке, его консервации, устранения последствий добычи и рекультивации.

Требования к компании

Кроме лицензии, компании, желающей заниматься добычей, необходимо подписать договор соглашения сторон, который регулирует:

  • Процесс подготовки участка к началу добычи.
  • Право использовать сопутствующие ископаемые, например, газ.
  • Перечень работ по обустройству территории.
  • Места хранения и реализации добываемой нефти.
  • Методы контроля за соблюдением лицензионных, пожарных и экологических требований на месте проведения работ.

Также перед получением разрешения необходимо составить и согласовать технический проект. Для подготовки этого документа необходимо получить заключение госэкспертизы запасов полезных ископаемых и государственной экологической экспертизы.

Кроме того, предприятие должно обладать техническими средствами для организации добычи нефти. Как минимум, в собственности компании необходимо иметь следующее оборудование:

  • Добывающие устройства для установки в скважинах.
  • Контрольно-измерительная техника.
  • Специализированное нефтедобывающее оснащение: насосно-компрессорные трубы, электроцентробежные насосы, системы охлаждения и т.д.

Необходимые документы

  1. Заявление. В нем обязательно необходимо указать организационную форму предприятия, его фактический адрес, подробные сведения о руководителях.
  2. Заключение санитарно-эпидемиологической службы.
  3. Копии учредительных документов.
  4. Копия бухгалтерского баланса за последний год работы до подачи заявления с отметкой из налоговой службы, подтверждающего наличие возможности выполнить намеченный план разработки месторождения.
  5. Сведения о наличии собственных инструментов и оборудования для организации добычи нефти.
  6. Информацию о технологических возможностях компании для начала разведки и разработки нефтяных месторождений.
  7. Список организаций, привлекаемых для проведения ремонтных работ, лабораторных анализов и т.д.
  8. Топографическая карта с указанием размещения скважин.
  9. Свидетельство о постановке на учет в налоговой службе.
  10. Выписку из ЕГРЮЛ.
  11. Данные о предыдущих направлениях деятельности организации, претендующей на получение лицензии.

Документы необходимо предоставить в местное управление Федерального агентства по вопросам недропользования. Лицензия обычно выдается на конкурсной или аукционной основе. В первом случае выбрано будет то предприятие, которое предложит наиболее экономически выгодный план разработки. Во втором – компания, предложившая наибольшую сумму за получение разрешения.

Размер госпошлин

  • Стоимость разрешения на право пользования недрами – 7 500 рублей.
  • Переоформление лицензии на добычу нефти – 750 рублей.
  • Выдача дубликата лицензии – 750 рублей.

Также необходимо оплатить стартовый размер разового платежа за пользование недрами. Для нефти минимальная сумма задатка составляет 5% от суммы налога в расчете на средний объем добычи компании. Если право на добычу получено в результате аукциона, то также необходимо возместить все затраты на геологическую разведку месторождения. Точная методика расчета взноса указана в Приказе Минприроды России №232.

Ответственность

Добыча нефти без соответствующего разрешения влечет административную ответственность. Она устанавливается КоАП РФ, ст. 7.3, п.1:

  • Для физических лиц – 3 000 – 5 000 рублей.
  • Для должностных – 30 000 – 50 000 рублей.
  • Для юридических – 800 000 – 1 000 000 рублей.

Кроме того, при нарушении требований лицензии или несоблюдении утвержденного технического плана по добыче нефти, пунктом 2 данной статьи также устанавливается штраф:

  • Для физических лиц – 2 000 – 3 000 рублей.
  • Для должностных – 20 000 – 40 000 рублей.
  • Для юридических – 300 000 – 500 000 рублей.

Правительство упростит получение лицензий на добычу нефти и газа

Правительство РФ и Министерство природных ресурсов готовят изменения в условия лицензий на добычу полезных ископаемых.

На совещании вице-премьера Аркадия Дворковича «О соблюдении недропользователями условий пользования недрами» (копия протокола есть в распоряжении «Известий») Министерству природных ресурсов РФ поручено утвердить изменения к требованиям к содержанию лицензий и установить четкие основания для внесения изменений в них. Ожидается, что это минимизирует субъективный фактор при принятии решений об изменении условий пользования недрами.

Из лицензий планируют исключить уровни добычи нефти, газа и конденсата. По новым правилам эти параметры пропишут в технико-проектных схемах разработки месторождений. Отклонения от них не наказываются Росприроднадзором так жестко, как несоблюдение лицензионных соглашений.

В лицензионных документах оставят лишь сроки проведения геологоразведочных работ (ГРР), дату выхода месторождения на проектную мощность, а также дату подготовки техпроекта и постановки запасов минерального сырья на госбаланс, говорится в протоколе заседания комиссии.

За нарушение этих требований Минприроды предлагает лишать компании налоговых льгот на срок задержки вывода месторождения на проектную мощность.

При введении новых правил по изменению лицензионных соглашений количество проштрафившихся компаний может существенно снизиться. Сейчас в числе основных нарушений условий лицензий Росприроднадзор фиксирует несоблюдение параметров геологоразведки, сроков и объемов по бурению разведочных скважин, а также сейсморазведке, задержку ввода месторождений в эксплуатацию и нарушения уровня добычи сырья на них. По итогам совещания ведомству поручено нормативно установить возможность для недропользователя по своему желанию менять один вид геологоразведки на другой. При этом при замене должно быть обеспечено достижение запланированного показателя изученности участка недр.

Источник «Известий» в Роснедрах говорит, что, действительно, чаще всего компании обращаются с запросом поменять один вид сейсморазведки на другой: провести более современные и дорогие исследования 3Д вместо заявленных в лицензии 2Д (и в итоге часто их результаты дублируют друг друга, но пока компания не имеет права не проводить менее информативные 2Д-исследования под угрозой лишения лицензии). А вот проведение других видов геологоразведки вместо дорогостоящего бурения поисковых скважин скорее всего не санкционируют: бурение скважин дает наиболее полную техническую информацию о запасах углеводородов.

Также министерство совместно с добывающими структурами разработает и к весне представит в правительство предложения по уточнению экономических требований к технико-проектной документации по разработке месторождений. При этом будет учтена необходимость закрепления многовариантных параметров, зависящих от цены на сырье, спроса на него и других рыночных факторов.

По словам министра природных ресурсов Сергея Донского, государству важно обеспечить своевременное выполнение необходимого объема геологоразведочных работ на месторождениях, ввод их в эксплуатацию и вывод на проектную мощность.

— Количество добытой нефти или газа, виды ГРР, проектные решения — это вопрос экономической конъюнктуры и технологических особенностей разработки: уровня цен на нефть и газ, наличия или отсутствия транспортной инфраструктуры и пр., — говорит министр. — Такие требования и обязательства прописывать в лицензиях нецелесообразно, они будут зафиксированы в проектных документах. Что же касается возможности замены одних геологоразведочных работ другими по желанию недропользователя, то речь идет в первую очередь о сейсморазведке, когда применение более передовых, но не предусмотренных в лицензии или проекте методов геологоразведочных работ позволит получить результат, как минимум не худший, чем изначально планировалось.

Директор центра «Морские нефтегазовые месторождения» «Газпром ВНИИГАЗа» Марат Мансуров приветствует инициативы Минприроды, поясняя, что ведомство выводит на законодательный уровень то, что де-факто практикуется участниками рынка уже сейчас.

— Мы уже меняем один вид геологоразведки на другой, потому что на шельфе бурить скважины очень дорого: каждая стоит от $200 млн. Нецелесообразно делать это в таком же количестве, как на суше, мы просто вылетим в трубу, — рассуждает Мансуров. — Поэтому в Арктике мы часто заменяем часть объемов бурения сейсморазведкой 3D или геохимическими работами, поскольку сроки работы буровых установок ограниченны.

Глава центра «Морские нефтегазовые месторождения» считает, что для разумного контроля нужны многовариантные схемы технико-проектной документации.

— Рыночные параметры добычи сырья действительно нужно учитывать, ведь государству выгодно разумное извлечение сырья из недр, в то время как недропользователь может попросту «разубожить» месторождение, снять сливки, добыв часть углеводородов, не вкладываясь в комплексное освоение проекта. Государство должно контролировать исполнение технической схемы разработки месторождения не менее жестко, чем лицензионных соглашений, — уверен Мансуров.

В «Лукойле» инициативы Министерства поддержали. Представитель компании добавил, что компания предложила давать недропользователям по результатам проведения сейсморазведки возможность проводить геологическое изучение участка за пределами границ горных отводов без сдачи части его территории в нераспределенный фонд.

Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин считает, что совсем исключать уровень добычи нефти и газа из лицензий и на суше, и на море — избыточное послабление для компаний. При этом он отмечает, что параметры добычи сырья на шельфе действительно могут меняться в зависимости от экономической конъюнктуры: добывать там нефть и газ выгодно лишь при высокой цене на энергоносители и достаточном уровне спроса на них. Возможность же менять один вид изучения участка на другой он счел обоснованной.

— Аренда установок и морских судов для бурения поисковых скважин во всем мире расписана на много лет вперед: в условиях вынужденного ожидания свободной установки месторождение не должно простаивать, в это время можно провести определенный объем сейсмических или других исследований без угрозы потерять лицензию из-за невыполненного вовремя бурения. Однако это не означает, что компаниям нужно позволить сидеть сложа руки и просто владеть лицензией, не делая для обнаружения запасов ничего. Целесообразность замены одного вида геологоразведки на другой нужно санкционировать лишь по результатам соответствующей экспертизы, — предлагает Фейгин.

По мнению академика РАЕН, директора исследовательского центра ГЕКОН Михаила Григорьева, в условиях лицензий по добыче газа следует прописать возможность доступа к газотранспортной системе «Газпрома», ведь без этого параметры цены на газ и спроса на него на внутреннем и внешнем рынках окажутся пустыми цифрами. По его словам, без наличия инфраструктуры для транспортировки сырья разработка таких месторождений выглядит нерентабельной.

Лицензирование и производство горюче-смазочных материалов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГСМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Данный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию, то есть не может осуществляться без специального разрешения (лицензии). Согласно ст. 17 указанного Федерального закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанные с нефтепродуктообеспечением:

1) эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

2) переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

3) транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

4) хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Таким образом, не всегда владелец горюче-смазочных материалов должен получать лицензию, так как законодатель не связывает наличие имущественных прав на нефть и продукты ее переработки с получением лицензии.

Пример. Строительное предприятие в счет оплаты за выполненные работы по переоборудованию АЗС получило от заказчика ГСМ, которые в дальнейшем реализовало сторонним предприятиям. Хранение полученных ГСМ осуществлялось не на самом предприятии, а в специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Покупатели забирали приобретенные ими материалы непосредственно в организации, осуществлявшей хранение. В данной ситуации деятельность строительного предприятия по реализации ГСМ лицензированию не подлежит.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637 «О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки» (с изменениями и дополнениями) лицензирование вышеуказанных видов деятельности осуществляется Министерством энергетики РФ. Данным Постановлением Правительства РФ определены также лицензионные условия и требования к организациям, претендующим на получение соответствующей лицензии.

В настоящее время вышеуказанное Министерство прекратило свое существование в связи с административной реформой, проведенной в Российской Федерации в начале 2004 г. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно разд. II Структуры федеральных органов исполнительной власти вопросами энергетики занимается Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Оно реализует весь комплекс полномочий, связанных с государственным регулированием топливно-энергетического комплекса, как непосредственно, так и посредством подведомственных ему федеральных служб и агентств. К ним, в частности, относятся: Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральное агентство по энергетике.

В частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности:

— по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

— по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;

— по переработке нефти, газа и продуктов их переработки.

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГСМ

Как следует из Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284, данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование всех вопросов, связанных с топливно-энергетическим комплексом.

Горюче-смазочные материалы зачастую поставляются по трубопроводам, поэтому главные особенности их учета связаны в первую очередь с их транспортировкой и нахождением в резервуарах и (или) непосредственно в системе трубопроводов (остатки).

Требования к организации и порядку приема-сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ установлены Правилами, утвержденными Приказом Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 (далее — Правила), а также Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 г. N 229 (с изм. от 17 июня 2003 г.).

Одновременно вопросы учета нефти и нефтепродуктов регулируются положениями Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446 (далее — Инструкция), в части, не противоречащей вышеуказанным документам. Именно в Инструкции подробно раскрыты вопросы количественного учета нефтепродуктов, осуществляемого в текущем режиме.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС, согласно п. 1.1 Инструкции, ведется в литрах, количественно изменяющихся в зависимости от плотности того или иного нефтепродукта одновременно с изменением температуры окружающей среды.

При организации учета нефтепродуктов на АЗС определяется следующее:

— порядок (система) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;

— материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;

— лица, осуществляющие контроль организации, порядка и правильности осуществления учета на предприятии и выступающие в качестве представителей от организации при проверке учета с транспортной (снабжающей) организацией (порядок контроля количественного учета на АЗС и складах ГСМ подробнее будет раскрыто ниже);

— состав инвентаризационной комиссии;

— единицы оперативного учета нефтепродуктов по объему (в литрах) и по массе (в килограммах).

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

— наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);

— наличия в технологических трубопроводах;

— результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Производство горюче-смазочных материалов осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах. Для данного вида деятельности, как указано выше, потребуется лицензия на переработку нефти, выдаваемая Минпромэнерго России.

Основным и единственным сырьем для производства горюче-смазочных материалов является сырая нефть, которая поставляется производителю, как правило, только двумя способами, а именно:

— по трубопроводам;

— железнодорожными цистернами.

ГСМ могут производиться как из покупного сырья, так и на условиях договора переработки нефти (давальческий договор).

При производстве ГСМ из сырой нефти ее количественный учет осуществляется в порядке, описанном выше, независимо от условий поступления.

В бухгалтерском учете поступающая покупная сырая нефть у производителя отражается на дебете счета 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы», согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — План счетов).

На практике часто встречаются ситуации, когда нефть поступает на предприятие по договору переработки и при этом перерабатывающее предприятие не получает права собственности на нефть. В таком случае она учитывается на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Отношения сторон — собственника сырья и материалов (давальца) и переработчика — строятся на основе ст. 220 «Переработка» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

В соответствии с п. 1 указанной статьи, если иное не предусмотрено договором, право собственности на нефтепродукты, изготовленные производителем путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретает собственник материалов (давалец).

Согласно п. 2 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу. А в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом, последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

Аналитический учет продуктов переработки нефти (нефтепродуктов), как правило, ведется в разрезе марок (видов) нефтепродуктов, имеющихся в резервуарах или в технологических трубопроводах и готовых к реализации. Также учет рекомендуется вести в разрезе поставщиков сырой нефти (давальцев).

Особенность операций с ГСМ в том, что часть из них облагается акцизами. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).

Для рассматриваемой категории налогоплательщиков датой совершения операции с нефтепродуктами согласно п. 2 ст. 195 НК РФ признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов.

Важные правила розничной продажи топлива

Розничная продажа топлива, с одной стороны – бизнес достаточно прибыльный, но с другой, из-за опасности веществ, весьма ответственный и сложный, так как практически каждый аспект торговли должен подчиняться строгим правилам. Основным правовым нормам мы и уделим внимание.

Лицензия

Первый и наиболее популярный вопрос, который волнует каждого, кто хочет открыть свою АЗС – это необходимость получения лицензии на реализацию.

Согласно федеральному закону № 99ФЗ от 4.05.2011, розничные точки не обязаны проходить лицензирование. Теперь оно относится только к организациям, производящим хранение топлива для собственных нужд.

Подобные изменения можно расценивать с двух сторон:

  • с одной – бюрократии стало меньше, поэтому открыть собственную АЗС теперь несколько проще, чем раньше,
  • с другой – частные автозаправки получили некоторую свободу в реализации некачественной продукции – лицензию теперь у них отобрать никто не может, что для конечного потребителя, несомненно, является минусом.

Технические регламенты

Еще один важный момент продажи связан с рядом действующих технических регламентов, в частности «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно ему, на каждой автозаправочной станции, в доступных покупателям местах, должна размещаться вся основная информация о реализуемой продукции:

  • наименование и марка,
  • номер партии,
  • соответствие бензина или ДТ техническому регламенту,
  • список нормативных документов,
  • нормативы и результаты испытаний,
  • данные о сертификате или декларации соответствия,
  • паспорт ГСМ,
  • информация о производителе,
  • данные о наличии/отсутствии присадок в составе.

Марка реализуемого бензина должна обязательно указываться на топливораздаточных колонках и присутствовать в чеке.

Еще один актуальный документ – федеральный закон № 123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». О них мы уже рассказывали в соответствующем материале. Сам же ФЗ весьма объемен, и так как его текст находится в общем доступе, подробно углубляться в его изучение в рамках данной статьи мы не будем. Отметим лишь, что на его основании МЧС был создан дополнительный Свод правил СП 156.13130.2014, регламентирующий непосредственно работу АЗС.

Актуальные нововведения

На момент подготовки материала планируется к введению ряд изменений в Постановление «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», которое действует на территории РФ еще с 1998 года. Нововведения подготовлены Минпромторгом.

Согласно им, каждая автозаправочная станция должна будет иметь топливный мерник – специальный прибор, позволяющий произвести поверку и оценку точности работы топливораздаточных колонок, то есть, снизить риск «недолива». Фактически, мерники есть (или, по крайней мере, должны быть) на большинстве автозаправок и сейчас, однако из-за отсутствия строгих, четко сформулированных требований использования ими практически всегда пренебрегают. После внесения в Постановление предложенных Минпромторгом изменений работники будут обязаны регулярно проводить проверки точности показаний ТРК, а также смогут производить замеры по желанию покупателя. Кстати, на АЗС «Газпромнефть» и на АЗС «ОПТИ» любой покупатель может потребовать провести замер на любой колонке, причем за топливо платить ему не придется.

Дополнительно в нововведениях отмечается, что АЗС обязуют производить исключительно продажу бензина и ДТ, отвечающего обязательным требованиям к ним, а также иметь в наличии паспорт, подтверждающий их соответствие.

И последний важный момент относится к самим ТРК – после вступления изменений в силу отпуск ГСМ будет возможен только через колонки, произведенные по строго установленным ГОСТам. Более подробная информация будет доступна после внесения и публикации обновленных документов.

Лицензирование отдельных видов деятельности и ответственность за осуществление
деятельности без лицензии

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

В соответствии со статьей 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию, в частности, подлежат:

— переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

— транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

— хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

— фармацевтическая деятельность;

— производство лекарственных средств;

— производство табачных изделий.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки” деятельность по переработке нефти и продуктов ее переработки включает в себя производство нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий.

Необходимо указать на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки” фактически утратило силу в части, касающейся лицензирования деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки в связи с отменой лицензирования данного вида деятельности (Федеральный закон от 9 декабря 2002 года №164-ФЗ “О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Деятельность по переработке газа и продуктов его переработки включает в себя производственные процессы по разделению газа на фракции (в том числе очистку от примесей), смешивание (в том числе внесение добавок), изготовление из газа продукции.

Лицензирование деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки”, эта деятельность включает в себя технологические процессы по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам, газа по магистральным газопроводам и продуктов их переработки по магистральным продуктопроводам от пунктов грузоотправителей до пунктов сдачи грузополучателям, а также технологическое хранение, перевалку на другой вид транспорта, эксплуатацию производственно — технологического комплекса трубопроводов с подземными и надземными сооружениями, предназначенными для транспортировки этой продукции, и ремонт указанных объектов.

Лицензирование деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки”, определяющим порядок лицензирования деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, этот вид деятельности включает в себя налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор).

Деятельность по хранению газа и продуктов его переработки включает в себя хранение газа и продуктов его переработки в специализированных хранилищах (на станциях хранения и в подземных хранилищах, в том числе в баллонах), внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор).

Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 года №489 “Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности”, устанавливающим порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями и включает в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление лекарственных средств.

Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство передало по соглашению с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

В соответствии с Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №500 “Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств”, определяющим порядок лицензирования производства лекарственных средств, осуществляемого юридическими лицами, лицензирование производится Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года №548 “О лицензировании деятельности по производству табачных изделий” и определяющим порядок лицензирования деятельности по производству табачных изделий, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, лицензирование осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Административная ответственность

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

“Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда”.

“Статья 15.13. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта

Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда”.

Наложить на налогоплательщика административный штраф по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно лишь в том случае, если доказана умышленная вина лица во включении искаженных данных об объемах израсходованного спирта в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта или в декларацию об использовании этилового спирта. Такое разъяснение содержится в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 8 июня 2004 года по делу №А56-7430/04.

Уголовная ответственность

Глава 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности. Статья 171 УК РФ гласит:

“Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере,

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере ;

в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, — утратил силу (Федеральный закон от 08.12.2003 года №162-ФЗ)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. В статьях 171 и 172 настоящего Кодекса доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере — доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда”.

Более подробно с вопросами, касающимися акцизных сборов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Акцизы».

Лицензирование деятельности по переработке отходов нефтепродуктов и нефтешлама.

Грамотное распоряжение отходами нефтепродуктов в современном мире с каждым, даже не годом, а месяцем, становится все более актуальной проблемой. Количество вырабатываемого людьми мусора неуклонно растет, как и количество опасных отходов производства. Пока некоторые страны широкой поступью развивают у себя культуру сортировки и переработки отходов, а Швеция с этого года так и вовсе из-за нехватки мусора для переработки стала экспортировать оный из-за рубежа, то в России перерабатывается от силы 10% всех отходов.

Захоронение отходов нефтепродуктов стоит огромных денег и требует немалой предварительной обработки, в частности превращение отходов в нефтешламы, смеси нефтяных продуктов с грунтом или песком, которые и без того образуются на всех стадиях производства продуктов из нефти. Число мест для захоронения опасных отходов неуклонно стремится к нулю, так как рекультивация земель занимает массу времени, и первым ее этапом является вывоз опасных отходов, которые сами по себе никуда не исчезают. При этом в одной только Москве автосервисы вырабатывают более 50 тыс. тонн отработанных масел в год.

Но в современном мире все можно превратить из расходов в прибыль, и отходы нефтепродуктов не являются исключением. Существует 4 различных метода по переработке нефтепродуктов: биологический, физико-химический, химическая очистка и, самый распространённый, термохимический рециклинг.

С помощью физико-химического метода и метода химической очистки базирующихся на эксплуатации центрифуг и химических разделителей, восстанавливают масла пригодные для повторной эксплуатации.

Биологический метод применяется для получения средств очистки грунта от нефтепродуктов и различных удобрений.

Термохимический рециклинг это высокотемпературная переработка отходов нефтепродуктов. Самыми распространенным оборудованием для переработки нефтепродуктов данным методом являются установки для пиролиза, с помощью которых возможно перерабатывать промышленные отходы в топливо, и термическому крекингу, перерабатывая в которых жидкие нефтяные остатки на выходе получим нефтяной кокс, используем в производстве электродов и коррозионностойкой аппаратуры.

Термический крекинг из-за некоторых своих недостатков активно заменяется каталитическим крекингом, с помощью которого можно перерабатывать тяжелые фракции, такие как мазут, а на выходе получать компоненты высокооктанового бензина.

Все отходы нефтепродуктов, а в частности отработанные масла, обводненные мазут, различные виды нефтешлама и др., имеют, согласно Российского законодательства, III класс опасности, а, следовательно, их переработка (утилизация) подпадает под лицензирование как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В качестве лицензирующего органа выступает федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Но прежде чем подавать заявление на получение лицензии, соискателю необходимо удостоверится, соответствует ли он требованиям установленных Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а именно:

иметь на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ. Для работ по размещению и обезвреживанию отходов обязательным является наличие положительного заключение государственной экологической экспертизы. Важно так же отметить, что на одном объекте может осуществлять деятельность по переработке отходов только одно юридическое лицо имеющее лицензию;

иметь необходимое оборудование и специализированные установки.

для транспортировки опасных отходов необходимо иметь специализированный транспорт;

работники предприятия должны иметь документы о наличии квалификации для работы с отходами I — IV классов опасности,

в штате должен быть сотрудник, ответственный за допуск работников;

предприятием должны проводиться (должно быть готово к проведению) работ по рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, перед захоронением отходов.

на предприятии должна иметься система производственного контроля;

предприятием, на своей территории, должен проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Процесс получения лицензии весьма трудоемкий и обладает множеством подводных камней, а любая ошибка при подаче документов в государственный орган будет стоить большого количества потерянного времени, сил и нервов, а как следствие, потерянных денег. Дабы спокойно заниматься своим бизнесом, доверьте эту работу профессионалам!
https://www.ulc.ru/opasnye-othody/

Дмитриев Андрей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *