Работы без СРО

Содержание

Ответственность за работу без СРО

В нашей стране деятельность индивидуальных предпринимателей и компаний, работающих в сфере строительства, возможна только после получения специального разрешения. Если подобного документа нет, то компания (или ИП) несет юридическую ответственность за свои действия. В качестве разрешающего документа выступает специальный допуск СРО. Что это такое?

Допуск СРО — это свидетельство, выдаваемое строительным и проектирующим компаниям на основе установленных стандартов и норм саморегулирующих организаций. По сути, это современный аналог ранее существовавшей системы государственного лицензирования. Её закрыли в начале 2010 года. С тех пор груз ответственности за деятельность профильных предприятий перешел на плечи СРО. На сегодняшний день, каждая строительная и проектирующая организация, зарегистрированная на территории РФ, должна иметь допуск СРО.

Чем грозит работа без СРО?

В соответствии с действующим законодательством России, компания несет ответственность за работу без СРО: административную, дисциплинарную, уголовную и даже имущественную. Размер штрафа и характер наказания определяется действующими законами.

В частности, административный штраф возлагается на недобросовестную организацию согласно статье 9.5.1. кодекса административных правонарушений РФ. Сумма штрафа варьируется в пределах 40 — 50 тысяч рублей.

При этом, надо понимать, что наложение штрафа — это самая мягкая мера наказания для предприятия. В самым худшем случае — компания ликвидируется. Это что касается административной ответственности за работы без допуска СРО. Теперь, более подробно о другом способе наказания.

Уголовная ответственность за выполнение работ без СРО

Компания за строительство без СРО несет ответственность уголовного характера. Если её действия принесли огромный ущерб гражданину, стране или другому предприятию, то согласно уголовному кодексу Российской Федерации (а конкретно, в статье 171), компанию наказывают:

  • штрафом на сумму до 300 тысяч рублей (размер выплаты может ровняться доходам фирмы за последние два года);
  • общественными работами на 480 часов (это обязательное наказание);
  • арестом руководства и прочих причастных к нелегальной деятельности лиц на пол года;

Если же компания извлекла от своей нелегальной деятельность особенно крупную прибыль (примерно, от шести миллионов и выше), то мера наказания становиться еще более жесткой:

  • взимается штраф 500 000 рублей;
  • назначаются работы на пять лет (максимум);
  • арестовывают на пять лет и дополнительно взимают штраф (80 000 рублей).

За отсутствие СРО ответственность очень серьезная. Компания должна понимать это, и обязана предусмотрительно получить допуск СРО.

Ответственность заказчика при отсутствии СРО у подрядчика.

Не все заказчики задумываются над последствиями сотрудничества с неофициальными подрядчиками. Их больше всего привлекает низкая стоимость услуг, предлагаемых строительной компанией, а не вопрос личной защищенности.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, заказчик также несет ответственность при отсутствии СРО у подрядчика. Это может быть административная, гражданско-правовая и налоговая ответственность.

Административная сторона наказания

В части 1 статьи 9.5.1 кодекса административных правонарушений сказано, что если заказчик воспользовался услугами компании (а именно: заказал проектирование, строительство, реконструкцию или ремонт здания) не имеющей допуск Ассоциации, то на него налагается штраф в размере 40-50 тысяч рублей

Гражданско-правовая сторона наказания

В статье 173 действующего гражданского кодекса России сказано, что если суд признал сделки юридического лица не действительными, по иску другого юридического лица (осуществляющего контроль за его деятельностью), то со всех участников сделки взимается штраф.

Налоговая сторона наказания

Компания, которая воспользовалась услугами строительной фирмы не имеющей допуска СРО, получает до начисление НДС. Конкретная сумма налога зависит от денег, уплаченных заказчиком нелегальной строительной фирме. Об этом говориться в официальном письме Министерства Финансов России. Таким образом, можно сказать, что ответственность заказчика, за сотрудничество с не допущенным к строительной деятельности подрядчиком, также достаточно серьезная. Поэтому при выборе компании застройщика, необходимо в обязательном порядке поинтересоваться, — имеет ли она допуск Ассоциации.

Дисциплинарный комитет СРО

Дисциплинарный комитет СРО — это обязательное коллегиальное подразделение Ассоциации. Её главная функция — подробно рассмотреть и оценить жалобы на компании, и придумать меры дисциплинарного воздействия от СРО на нарушителя. После принятия дисциплинарных решений и их реализации, дисциплинарный комитет приступает к разработке методов предупреждения подобных нарушений. В последствии, эти способы могут включить в общие правила Ассоциации.

Дисциплинарная комиссия СРО

Дисциплинарная комиссия СРО — это постоянно функционирующий орган ассоциации, который занимается рассмотрением дел, касающихся членов СРО, и выбором меры воздействия на нарушителя. Более подробно характер и цель её деятельности описаны в документе — «положение о дисциплинарной комиссии СРО», там же дается полное определение самому подразделению.

Что ждет компании за работу без допуска СРО?

24 2018 24 2018

Неопытные или нечестные фирмы выполняют работы без допуска СРО, иногда снижая цены на свои услуги. Но согласно ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, компания имеет право осуществлять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, если является членом саморегулируемой организации.

Кто несет ответственность за работы без допуска СРО

За исполнение работы без допуска СРО в строительстве, проектировании и изыскании компании несут ответственность. Выписка из реестра СРО — это документ для легального ведения бизнеса в этих сферах. С 1 июля 2017 года компаниям вместо свидетельства на бумаге выдают выписку из электронного реестра СРО. Однако этот допуск нужен не всем компаниям.

Выписку из реестра обязаны получить:

  • юрлица и ИП, подписывающие прямые договоры о строительстве с региональными операторами (капремонт в многоквартирных домах), и теми, кто эксплуатирует здания или сооружения;
  • юрлица и ИП, принимающие участие в конкурсах по 44-ФЗ и 223-ФЗ;

  • юрлица и ИП, подписывающие прямые договоры с застройщиками и техническими заказчиками в случае, если сумма более 3 млн.руб.;

  • застройщики, которые самостоятельно строят, реконструируют и капитально ремонтируют.

Ответьте на 3 вопроса за 10 секунд и рассчитайте точную стоимость вступления в СРО

РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ

Ответственность подрядчика за выполнение работ без допуска СРО

Выполнение работ без допуска СРО в строительной сфере незаконно. Ведение профессиональной деятельности возможно в том случае, если компания является членом профильной СРО. Иначе фирма нарушает закон, и ее наказывают. Какая ответственность ждет за выполнение работ без допуска СРО?

За нарушение статей ГрК РФ, Федерального закона РФ, КоАП и Уголовного кодекса РФ, связанных с работами без допуска СРО, ответственности не избежать.

Если подготовка проектной документации, инженерные изыскания, строительство реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства ведутся без допуска СРО, рискуют и подрядчик, и заказчик. Назначение штрафа — самый мягкий вид наказания. Самый суровый — ликвидация компании.

Административная ответственность

Ждет тех, кто производит работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства без допуска СРО. Согласно ст. 9.5.1 КоАП, таким компаниям выпишут штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. Подобные дела рассматривает Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Уголовная ответственность

Ожидает тех, кто в результате работы допустил действия, причинившие крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо получил прибыль в крупном размере — от 2 млн. 250 тыс. до 9 мил. руб. Таких нарушителей согласно ст. 171 Уголовного кодекса РФ накажут:

  • обязательными работами в течение 480 часов;
  • арестом до полугода;

  • штрафом до 300.000 рублей или в размере дохода осужденного за период до 2 лет.

Те же самые действия с прибылью в особо крупном размере — 9 млн. рублей приводят к таким видам наказания:

  • штрафу от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период от 1 до 3 лет;
  • принудительным работам в течение 5 лет;

  • лишению свободы на срок до 5 лет и штрафом в размере до 80.000 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до полугода.

К ответственности привлекается руководитель (то есть тот, кто может работать без доверенности от имени юридического лица), который допустил чрезвычайные ситуации.

Принудительная ликвидация предприятия

Ждет тех, кто работает без допуска СРО не в первый раз и с грубыми нарушениями. Обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юрлица имеют право налоговые органы и прокурор согласно информационному письму президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 5 декабря 1997 г. №23.

Ликвидировать предприятие могут по решению суда согласно п.2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 3Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13 августа 2004 г. №84, суд должен “исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица”.

Субсидиарная ответственность

Такую ответственность несет СРО в рамках своего компенсационного фонда. Размер выплаты составляет не более 25 процентов компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) по возмещению реального вреда за неисполнение договоров, подписанных с помощью конкурентных способов. Другие случаи возмещения ущерба описаны в ст. 60″.1 Градостроительного кодекса РФ.

Поправки о СРО в Градостроительном кодексе затронули и компенсационные фонды. Создать КФ ОДО необходимо фирмам, планирующим участие в конкурсных процедурах и оформление контрактов с Фондами капремонта и в согласии с Федеральными законами №44 и №223. Цель фонда — покрывать возможный причиненный вред третьим лицам.

Сумма обязательных денежных переводов поменялась. Для предприятий и предпринимателей с 1 июля 2017 года появились пять уровней ответственности. Они определяются суммой контракта и стоимостью работ.

Ответственность заказчика за выполнение работ без допуска СРО

Некоторые заказчики не думают о результатах работы с нечестными подрядчиками. Им больше нравится невысокая цена на услуги строительных компаний, чем юридическая безопасность. Согласно новому закону заказчик тоже несет ответственность за сотрудничество с подрядчиком, у которого нет допуска СРО.

Гражданско-правовая ответственность

Грозит в случае признания сделки юрлица недействительной по иску другого юрлица. Штраф налагается на всех участников сделки согласно ст. 173 Гражданского кодекса РФ.

Грозит компании, которая заказала проектирование, строительство, реконструкцию или ремонт здания у фирмы, у которой нет допуска СРО. Штраф составит 40-50 тысяч рублей согласно ст. 9.5.1 КоАП.

Налоговая ответственность

Компания, обратившаяся за услугами к строительной фирме, у которой нет допуска СРО, не только оплатит налог, но и получит доначисление НДС. Размер налога зависит от суммы, оплаченной нечестной строительной фирме. Такая ответственность предусмотрена письмом Минфина РФ от 06.10.2009 г. №03-03-06/2/188 и п.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ.

Работа с допуском СРО в строительстве, проектировании и изыскании — это законное осуществление бизнеса в этих сферах.

О типичных ошибках привлечения исполнителя по госконтракту к ответственности за выполнение работ без лицензии

Александр Зрелов

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Сравнительно недавно российские предприниматели и организации столкнулись с проблемой предъявления им различных претензий со стороны контролирующих органов в связи с выявляемыми правонарушениями по результатам проведенного «мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок».

Как показывает практика, подобные претензии в адрес предпринимателей направляются не только от имени Минфина России, ФАС России, Генеральной прокуратуры РФ, или контрольно-ревизионных органов субъектов России. С недавних пор, такие претензии стали поступать и от лиц иных органов государственной власти, напрямую не связанных с осуществлением контроля и надзора в сфере госзакупок. В качестве примера, можно назвать ряд дел, инициированных по результатам мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок, проведенного сорудниками Росгидромета. Как правило, подобные решения затем обжалуются в территориальных органах ФАС России или в судебном порядке (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. № 09АП-29515/2017 по делу № А40-63758/17, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2018 г. № 20АП-862/2018 по делу № А23-8080/2017).

Вместе с тем, хотелось бы оставить за рамками настоящего обсуждения проблему правомочности фактического, не подтвержденного прямым нормативным указанием, самонаделения представителями контролирующих ведомств себя несвойственными им полномочиями по проведению инициативной мониторинговой деятельности. Напомним лишь о наличии в КоАП ч. 3 ст. 26.2, прямо запрещающей использовать доказательства, полученные с нарушением закона и о необходимости, до возбуждения дела об административном правонарушении, оформления всех данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в акте о проведении соответствующей проверки (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).

В данной колонке уделю подробное внимание еще одной, может быть, и несколько теоретической, но, вместе с тем и приводящей к реальным негативным последствиям проблеме.

Достаточно часто по результатам проведенного «мониторинга» в отношении исполнителя по заключенному государственному контракту предпринимается попытка возбуждения дела об административном правонарушении, квалифицируемого по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такие разрешение или лицензия обязательны.

По мнению проверяющих, само появление в системе государственных и муниципальных закупок информации о факте заключения контракта с исполнителем, не обладающим соответствующей лицензией или разрешением на выполнение предусмотренных контрактом работ или услуг уже является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении такого исполнителя к административной ответственности.

Подобный вывод, на мой взгляд, представляется весьма поспешным.

Прежде всего, следует обратить внимание, что в самой заявке о проведении закупки, информация об обязательном наличии у исполнителя лицензии или разрешения на проведение работ может не указываться.

Как было отмечено в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. Соответственно, информация о наличии у исполнителя конкретных лицензий или разрешений подлежит обязательному включению в состав заявки на участие в закупке только в том случае, если вывод о перечне разрешительных документов не мог быть сделан самостоятельно разумным участником закупки, обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта.

И до появления указанного обзора, в правоприменительных материалах органов ФАС России неоднократно отмечалось, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности является прямым нарушением требований действующего федерального законодательства (решение Иркутского УФАС России от 9 апреля 2018 г. № 389/18).

Если предметом контракта предусматривается выполнение комплекса технологически и функционально связанных между собой работ, или услуг как требующих, так и не требующих специального разрешения (лицензии), и сам контракт не устанавливает прямого запрета на привлечение субподрядчиков, то действующее законодательство о контрактной системе не запрещает исполнителю контракта привлечь для выполнения лицензируемых работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (постановление ФАС Поволжского округа от 18 марта 2016 г. № Ф06-6380/2016 по делу № А65-14159/2015, решение Оренбургского УФАС России от 20 ноября 2017 г. по делу №08-07-1313/2017).

Если же выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, то именно заказчик должен указать в требованиях к участникам закупки на наличие у них лицензии на такой вид деятельности («Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).

На основе вышеуказанного, можно сделать следующие выводы:

  • данные мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок в отношении документов, размещаемых на этапе ее объявления и периода приема заявок от потенциальных исполнителей не могут однозначно указывать на желание конкретного лица осуществить деятельность без специального разрешения (лицензии);
  • обязанность надлежащей конкретизации работ или услуг, требующих специального разрешения или лицензии фактически возлагается на их заказчика. Такое решение не может быть уточнено или конкретизировано органами государственного контроля вне процедуры обжалования самой процедуры проведения торгов и их результатов.

Согласно действующему законодательству о контрактной системе отсутствие у лица, подавшего заявку на участие в закупке лицензии на выполнение соответствующих работ или услуг является достаточным основанием для отказа в допуске к его участию в конкурсе. Фактический же допуск участника к конкурсным процедурам и, тем более, объявление его победителем, без последующего обжалования результатов самой процедуры закупки, фактически означает тот факт, что сторонами данных взаимоотношений надлежащим образом было согласовано, что целью (или основной задачей) заключаемого контракта является выполнение именно работ или оказания услуг, не требующих наличия специального разрешения (лицензии), либо наличие такой лицензии (разрешения) на момент заключения контракта, в силу специфики его исполнения, не являлось обязательным, либо же стороны неумышленно совместно заблуждались в определении истинного характера предусмотренных контрактом работ или услуг.

Выявление каким-либо из контролирующих органов факта непредоставления лицензии победителем конкурсных процедур, соответственно, должно влечь не привлечение исполнителя к административной ответственности за совершение фактических действий по исполнению контракта, а к инициированию предусмотренной законом процедуры оспаривания результатов проведения соответствующей государственной закупки.

Следует также заметить, что само по себе заключение договора или контракта между его сторонами, еще не означает начала исполнения обязательств по такому договору, а значит, и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Например, стороны в тексте договора могут предусмотреть, что момент начала его действия наступает по истечении определенного периода времени со дня его подписания. Нельзя исключать, что за этот период времени, исполнитель успеет получить разрешение или лицензию, необходимую для исполнения договора. Либо, если это прямо не запрещено договором – успеет заключить соглашение с соисполнителями (субподрядчиками) уже обладающими соответствующей лицензией.

Также договором может быть предусмотрено, что необходимость выполнения лицензируемых работ или услуг, производится в определенную сторонами дату на протяжении действия договора. Опять же, в этот промежуток времени вопрос с лицензией может быть решен.

Таким образом, представляется возможным резюмировать, что само по себе установление по результатам мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок факта заключения контракта на выполнение лицензируемых работ или оказание услуг не должно признаваться достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и привлечения исполнителя контракта к ответственности по данной статье. Как минимум, должно быть достоверно установлено, что исполнителем уже было начато исполнение по контракту и это исполнение связано именно с личным выполнением подлежащих лицензированию работ или услуг в отсутствии соответствующей лицензии или разрешения.

Получение таких дополнительных данных возможно лишь органами государственной власти, наделенными правом осуществлять контрольные и надзорные функции именно в сфере государственных закупок, а не в смежных областях деятельности.

При выявлении в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения они должны быть зафиксированы в акте о проведении соответствующей проверки и только потом должно приниматься решение о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении.

Сбор подобной информации путем истребования сведений в порядке ст. 26.10 КоАП РФ в рамках режима административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ) является недопустимым. На это указывают и материалы правоприменительной практики. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 05АП-1606/2017 по делу № А51-38/2017 прямо указывалось, что ст. 28.7 КоАП РФ не предусмотрено проведение административного расследования по категориям дел, связанным с осуществлением деятельности без лицензии, поскольку в силу очевидности такого правонарушения не требуется проведения дополнительных процессуальных действий, совершение которых обусловлено значительными временными затратами.

Административная ответственность за деятельность без лицензии ФСБ или ФСТЭК

Лицензируемый вид деятельности — это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Речь идет, в том числе о лицензиях:

  1. На осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (только для юридических лиц).
  2. На осуществление деятельности, связанная с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (только для юридических лиц).
  3. Осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (только для юридических лиц).
  4. На осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  5. На осуществление деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
  6. Осуществление деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (только для юридических лиц).
  7. Деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
  8. На осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

В силу статьи 2.1 главы 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с данной нормой, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Частью 3 ст. 14.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Такая деятельность влечет предупреждение или наложение административного штрафа

на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток!

Также, следует иметь ввиду, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, размер административного наказания за вышеуказанные нарушения может быть довольно значительным, вплоть до приостановления деятельности юридического лица на срок до 90 суток.

Какие работы в строительстве требуют допуска СРО

Чем грозит строительной компании работа без СРО, и какие могут быть последствия? С июля 2017г. ФЗ-372 отменил допуски, вместо них введено новое понятие – членство, которое подтверждается выпиской из реестра саморегулируемого объединения. Согласно этому закону вступать в саморегулируемой организации должны все компании, оказывающие услуги в строительной сфере (строительство, реконструкция, снос и восстановление объектов). Члены саморегулируемой организации могут выполнять все работы, даже опасные, включённые в перечень, регламентируемый Приказом Минрегиона № 624.

Работа без СРО – ответственность компаний

Выписка из реестра членов саморегулируемого объединения – документ, дающий право организации вести профильную деятельность в строительстве. Деятельность компаний, не вступивших в саморегулируемое объединение – считается незаконной, это приводит к штрафам, убыткам, к отказу заказчиков работать с такими исполнителями, к привлечению руководства к уголовной ответственности и к закрытию предприятия. Заказчик понесёт убытки, так как договор будет аннулирован, а генподрядчик будет исключён из саморегулируемой организации.

Для каких работ не требуется допуск

Вести строительство без членства СРО организация может тогда, когда выполняет такие виды работ как:

  • строительство и реконструкция зданий некапитального строительства;

  • возведение и ремонт частного дома;

  • строительство на частной земле вспомогательных построек;

  • перестройка зданий капитального строительства, если она не влияет на безопасность, и не меняют допустимые параметры строительства или реконструкции;

  • строительство домов, ниже трёх этажей;

  • возведение и проведение реконструкции буровых скважин;

  • отделка помещений, монтаж и замена отопительных систем;

  • обслуживание и монтаж вентиляции;

  • остекление;

  • проведение работ по: подрядному договору, заключённому с органами государственных структур, по контракту с субъектами публично-правового характера;

  • работы, сумма договора по которым не превышает 3 млн р. и на многие другие.

Полный перечень того, какие работы не требуют допуска СРО, прописан в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. В него входят работы общего характера, которые не влияют на безопасность объектов капитального строительства.

Для каких работ нужен допуск СРО

По-новому ФЗ-372 строительная компания вправе вести любые виды работ, в том числе на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, если является членом саморегулируемой организации.

При каких работах ещё требуется допуск СРО

  • Свайные, буровзрывные, земляные, гидротехнические.

  • Прокладка водопровода, канализации,

  • Газоснабжение.

  • Теплоснабжение.

  • Наружные электрические сети.

  • Капремонт дорог, устройство тоннелей, шахт, метро, железнодорожных путей.

  • Устройство монолитных конструкций.

  • Монтаж металлических и железобетонных конструкций.

  • Теплоизоляция.

  • Устройство объектов газовой и нефтяной промышленности.

  • Пусконаладочные.

  • Возведение и ремонт мостов.

  • Строительство промышленных печей.

  • Гидротехнические.

Вы познакомились с видами работ, на которые требуются разрешения СРО. Если ваша фирма занимается этими работами и не имеет допуска, то следует обратиться в саморегулируемое объединения своего региона и оформить членство.

Для каких работ ранее требовался допуск СРО

Перечень строительных работ, на которые нужны были допуски СРО, прописан в Приказе Министерства регионального развития РФ № 624.

К ним относятся:

  • Геодезические работы на стройплощадках;

  • Подготовительные работы: демонтаж зданий и стен; строительство временных сооружений, устройство подкрановых рельс и фундамента крана; установка и демонтаж лесов, мусоропроводов;

  • Земляные работы;

  • Устройство скважин;

  • Свайные работы, закрепление грунтов;

  • Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;

  • Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

  • Буровзрывные работы при строительстве;

  • Работы по устройству каменных конструкций;

  • Монтаж металлических конструкций;

  • Монтаж деревянных конструкций;

  • Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);

  • Устройство кровель;

  • Фасадные работы;

  • Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

  • Устройство наружных сетей водопровода;

  • Устройство наружных сетей канализации;

  • Устройство наружных сетей теплоснабжения;

  • Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных;

  • Устройство наружных электросетей и линий связи;

  • Устройство объектов использования атомной энергии;

  • Устройство объектов нефтегазовой промышленности;

  • Пусконаладочные работы;

  • Устройство автодорог и аэродромов;

  • Устройство железнодорожных и трамвайных путей;

  • Устройство тоннелей, метро;

  • Устройство шахт;

  • Устройство мостов, эстакад, путепроводов;

  • Гидротехнические работы, водолазные работы;

  • Промышленные печи и дымовые трубы;

  • Строительный контроль привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора;

  • Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора;

  • Промышленное строительство;

  • Транспортное строительство;

  • Жилищно-гражданское строительство;

  • Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;

  • Объекты теплоснабжения;

  • Объекты газоснабжения;

  • Объекты водоснабжения и канализации;

  • Здания и сооружения объектов связи;

  • Устройство шахт;

  • Объекты морского транспорта;

  • Объекты речного транспорта;

  • Объекты гидроэнергетики;

  • Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики);

  • Гидромелиоративные объекты.

Как доказать, что для проводимых работ СРО не требуется

На многие работы оформлять членство не нужно, но не все заказчики это понимают, чтобы это им доказать, необходимо дать подробное разъяснение.

Что для этого надо сделать:

  • Попытаться объяснить в устной форме.

  • Подготовить письмо с объяснением и обосновать его, прикрепив ссылку на Приказ № 624. Можете написать его самостоятельно или обратиться за помощью в нашу Ассоциацию «Содружество Строителей».

  • Направить запрос в Минстрой и дождаться письменного разъяснения, которое уже предоставить в качестве ответа заказчику.

  • Сослаться на ОКВЭД (найти в классификаторе список «не требуется»)

Мы обсудили, на что требуются допуски СРО, и какие последствия могут быть, при ведении строительной деятельности без оформления членства в саморегулируемом объединении. Чтобы работать на законных основаниях и успешно развивать бизнес, своевременно получайте разрешение на профильную деятельность.

Если вы ведёте работы, которые требуют членства СРО и хотите стать участником саморегулирующей организации, обращайтесь в Ассоциацию «Содружество Строителей» в Санкт-Петербурге. Мы поможем.

В настоящее время саморегулируемые организации очень распространены в России, несмотря на то, что появились они не так давно. Новым законодательством страны было отменено лицензирование для таких отраслей как строительство, проектирование и различные инженерные технологии.

Саморегулируемые организации представляют собой некоммерческие объединения, в которую входят компании определенной отрасли хозяйства. В настоящее время, в соответствии с законодательством, вступление в СРО является обязательной процедурой для любой организации, которая хочет вести свой бизнес легально. Это единственный способ осуществлять деятельность официально и по закону.

Все члены СРО при вступлении в организацию, оформляют страховку. В соответствии с ней, компания страхует гражданскую ответственность. То есть, в случае возникновения конфликтных ситуаций, нанесения компанией ущербу клиенту, вред возмещается из взноса, который был сделан членом объединения в компенсационный фонд организации.

Каждая саморегулирующая организация предоставляет своим членам страховку, касающуюся гражданской ответственности. Кроме того, СРО несет полную ответственность за подрядчика, что является большим преимуществом для клиентов компаний.

Имущественная ответственность СРО по обязательствам участников

На сегодняшний день ответственность и деятельность саморегулируемых организаций в сферах строительства и проектирования регулируется законодательством. Новый закон о лицензировании деятельности был принят в мае 2011 года, в соответствии с ним и были созданы СРО, в составе которых всегда есть компенсационные фонды. Целью компенсационного фонда такой организации является выплата компенсации за низкое качество работ членов объединения.

Существует 3 основных вида организаций в сфере строительства:

  1. В основе лица, которые осуществляют строительство.
  2. В основе организаций лица, которые проводят подготовку к строительству.
  3. В основе СРО стоят лица, которые занимаются инженерными разработками.

Все члены саморегулируемой организации имеют равные права и обязанности. Любая организация, вступающая в СРО, должна получить страховку и внести взнос, чтобы стать полноправным членом корпорации. Законодательством предусмотрено, что СРО должны своевременно предотвращать вред, причиненный их членами третьим лицам. То есть любая строительная СРО несет ответственность за подрядчика перед третьими лицами.

Ответственность СРО за подрядчика имеет место быть в случае, если член организации предоставляет клиентам услуги низкого качества, или же не выполняет договорные обязательства. Ответственность не распространяется на сроки исполнения работ, на возможность причинения вреда жизни или здоровью клиентов, а также на возможность порчи имущества в ходе работы. Исключение составляют случаи, когда данные вопросы являются следствием низкокачественного предоставления услуг. В соответствии с законодательством, заказчик может предъявлять претензии и требовать компенсацию только если они относятся к качеству работ.

Однако, применение механизма субсидиарной ответственности нередко вызывает сложности. Причинами этого служит сложный правовой механизм, отвечающий за данные вопросы, а также техническое нормирование документации.

Основная сложность состоит в слишком широком диапазоне возможных недостатков строительных работ. Технические нормы предусматривает множество недостатков, однако, некоторые виды существенного вреда в федеральных нормах не предусмотрены и СРО не может нести ответственность за нанесенный ущерб.

В любом случае, организация несет ответственность только тогда, когда недостаток строительных работ не предусмотрен техническим регламентом как недостаток, не входящий в перечень страхования работ.

Ответственность за работу подрядчика без допуска

Сфера строительства является сферой, в которой очень четко и тщательно соблюдаются нормы и правила безопасности во время исполнения работы.

В саморегулирующих организациях, в соответствии с ГрК РФ, могут быть приняты индивидуальные предприниматели или же юридические компании, которые получили свидетельства о допуске к определенным видам работы. Некоторые компании имеют допуск только к одному виду работ, некоторые – к нескольким разновидностям. Имеются в виду все работы, которые влияют на безопасность объектов строительства. Соответственно, заказчик строительных работ не может потребовать компенсации у СРО за некачественное их исполнение в том случае, если у компании исполнителя изначально отсутствовал допуск. Благодаря наличию страхования ответственности СРО, риск для третьих лиц существенно снизился.

Все члены саморегулируемых организаций обязательно должны получить допуск СРО перед началом работ. Если работы начинаются без соответствующего допуска, то лица, виновные в нарушениях законодательства в сфере строительной деятельности, несут административную, дисциплинарную, имущественную или даже уголовную ответственность по законам Российской Федерации. При чем, проблемы возникают и у подрядчика, и у заказчика. Перечень работ, для которых необходим допуск СРО, утвержден приказом Кабинета Министров.

  1. При начале работ без допуска, подрядчик нарушает безопасность жизни людей, выполнение работ может оказывать влияние на безопасность и сохранность объектов капитального строительства. Административная ответственность подразумевает наложение штрафа на организацию, размер штрафа колеблется в пределах 40-50 тысяч рублей. Делам об административных нарушениях занимается Ростехнадзор.
  2. К уголовной ответственности привлекаются организации и предприниматели, которые осуществляют свою деятельность без лицензии. Кроме того, к такой ответственности привлечены и те, кто в ходе выполнения работ принес серьезный ущерб государству или же гражданам, а также в тех случаях, когда был извлечен доход в крупном размере без наличия лицензии. Уголовная ответственность может подразумевать такие наказания как выплата штрафа до 300 тысяч рублей, исполнение работ сроком до 480 часов, арест на полгода. При извлечении высоких доходов без лицензии, предпринимателю грозит штраф в размере около 500 тысяч рублей, исправительные работы сроком до 5 лет, а также лишение свободы сроком до 5 лет, сопровождающиеся штрафом около 80 тысяч рублей. К уголовной ответственности всегда привлекается лицо, которое выступает руководителем организации.
  3. При выполнении работ без допуска возможно еще одно наказание – ликвидация юридического лица. В соответствии с действующим законодательством, такой вариант также возможен по решению суда. Юридическое лицо никогда не может быть ликвидировано если вред, нанесенный работой компании имел малозначительный характер и последствия были быстро устранены.

Субсидиарная ответственность за членов СРО

Ответственность за отсутствие СРО на строительство регулируется и четко отслеживается законодательством.

В том случае, если гражданская ответственность лиц за принесение ущерба и вреда при повреждении объекта строительства имеет страховку, то СРО, а именно компенсационный фонд, обязан возместить ущерб третьим лицам. Все члены СРО имеют страховку, что позволяет обезопасить клиентов. Компенсация за ненадлежащее качество работ возмещается за счет средств, которые организация получила по договору страхования, а также за счет всех членов саморегулируемой организации. Сумма компенсации выплачивается из фонда.

Министерство предлагает ужесточить контроль над СРО, недавно были внесены поправки в Градостроительный кодекс. В соответствии с новыми правилами, теперь на объединение будет возложена также субсидиарная ответственность, которая подразумевает ответственность за неисполнение застройщиком своих обязательств перед клиентом. В соответствии с договорами, ответственность есть на каждом застройщике, но в реальности СРО отвечает только за причиненный своими членами вред. Это очень неудобно, так как в таких ситуациях, когда подрядчик выигрывал конкурс, а после не выполнял свои обязательства, клиент не получал никакой компенсации. Теперь же сама организация будет заинтересована в выполнении обязанностей застройщика, так как в противном случае СРО должна будет выплатить 140 000 рублей.

Правовой механизм привлечение СРО к субсидиарной ответственности выглядит следующим образом:

  1. Первым делом осуществляет привлечение в качестве ответчика исполнителя, который должен был выполнить работы по договору подряда, страховую организацию, которая выдала исполнителю страховку гражданско-правового типа, а также строительную организацию, в которой состоит подрядчик.
  2. В процессе судебного разбирательства необходимо доказать немало моментов, только в этом случае результат будет положительным для клиента. Клиент должен предоставить перечень работ, которые были выполнены подрядчиком, допуск к работе, указать на недостатки работ, их низкое качество или причиненный вред. Далее необходимо доказать, что полученный ущерб попадает под нужную категорию и является страховым случаем по договору страхования гражданско-правовой ответственности, а также тот факт, что страховыми выплатами не были покрыты причиненные убытки и тот факт, что у подрядчика средств для покрытия убытков недостаточно.

Только после прохождения этих этапов и успешного подтверждения доказательств, клиент может рассчитывать на выплату СРО из компенсационного фонда. Размер выплаты определяется индивидуально, в судебном порядке. На данном этапе судебная практика не имеет наработок, поэтому процесс взыскания довольно длительный и трудоемкий, а ответственность СРО за подрядчиков носит ограниченный характер.

Министерство активно занимается улучшением данной сферы, улучшения коснулись не только возникновения субсидиарной ответственности объединения за членов организации, но и усиления контроля за использованием компенсационного фонда.

Теперь законодательством определяются банки, в которых саморегулируемые организации могут размещать средства, а также в какие программы и инструменты они могут их вкладывать. Минстрой разработал строгий механизм контроля финансовой деятельности организаций.

После того, как лицензирование фирм в России было отменено в 2009 году, членство в СРО стало обязательным условием для любой компании, желающей работать на строительном рынке. Однако, для вступления в саморегулируемую организацию, необходимо внести в нее 500 тысяч рублей, а также заплатить около 200 тысяч рублей за получения допуска к работе. При этом размер компенсационного фонда в любой СРО России составляет примерно 70 млрд. рублей и более.

Пока что законодательство позволяет СРО размещать деньги в любом российском банке, но желательно все же пользоваться услугами Центрального банка России. В будущем планируется разрешение внесения средств в ценные бумаги Агентства жилищного развития.

Каждый, кто обращается за строительными услугами, рискует столкнуться с некомпетентностью работников. Саморегулируемая организация является гарантом покрытия ущерба в случае возникновения подобных ситуаций. Несмотря на то, что сегодня все строительные компании обязаны вступать в СРО, многие игнорируют это требование, так как процедура дорогостоящая. Однако, заказчику не рекомендуется сотрудничать с компаниями, которые не имеют допуска работ. Несмотря на то, что такие компании, как правило, требуют меньше денег за услуги, не исключено нанесение ущерба. Наличие у подрядчика допуска позволяет избавить заказчика от множества проблем. Проверить, является ли строительная компания членом СРО и есть ли у нее допуск, можно в общем реестре СРО.

Об ответственности технического заказчика за отсутствие членства в строительной СРО у подрядчика, заключившего с ним контракт

23/09/2019 Вопросы ответственности подрядчика, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства без необходимого членства в строительной СРО неоднократно были предметом обсуждения профессионального сообщества, и не представляют для субъектов права каких-либо серьёзных затруднений при их квалификации.
Вместе с тем, в адрес юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» поступают обращения, связанные с разъяснением вопроса об ответственности технического заказчика, заключившего договор строительного подряда с лицом, впоследствии утратившего статус члена саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Юридический отдел нашей Ассоциации обобщив имеющуюся в настоящее время судебную практику, существующие частные мнения, предлагает Вашему вниманию нашу правовую позицию по исследуемому вопросу.
Итак, частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 4 статьи 53 ГрК РФ установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 5 «Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128, исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство.
Согласно пункту 3 РД-11-02-2006 исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Например, освидетельствование участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оформляется актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 5.5 РД-11-02-2006, Приложение 5 РД-11-02-2006).
Как следует из Письма Минстроя России от 18.09.2017 №33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля» «…в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468, оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса, занимают должность главного инженера проекта.
При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с ГрК РФ, является обязательным…».
С 27.02.2018, согласно внесённым Приказом Ростехнадзора от 09.11.2017 №470 «О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. №1128» изменениям в формы актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения содержат обязательное требование на указание в акте идентификационного номера в национальном реестре специалистов (НРС) представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (специалист по организации строительства), который, в свою очередь, как указано выше должен быть работником (по основному месту работы) индивидуального предпринимателя, юридического лица – члена саморегулируемой организации в области строительства.

Таким образом, при отсутствии членства в саморегулируемой организации в области строительства, подрядчик, заключивший договор строительного подряда с техническим заказчиком не будет иметь законной возможности подписать от своего имени вышеуказанные акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, что в свою очередь будет препятствовать приёмке выполненных работ и сдаче его в эксплуатацию.
Помимо этого, частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс РФ об АП) установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об АП, являются как подрядчик, непосредственно осуществляющий работы по строительству, так и застройщик (технический заказчик). В качестве примера можно привести правовую позицию, изложенную в Постановлении Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу №А56-62812/2015, согласно которой, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об АП за нарушение обязательных требований в области строительства отказано правомерно, поскольку в т.ч. застройщиком при строительстве объекта не соблюден порядок ведения исполнительной документации.
Таким образом, подрядчик, заключивший договор строительного подряда с техническим заказчиком, не имеющий вообще или утративший в процессе исполнения контракта статус члена саморегулируемой организации в области строительства, может быть привлечён к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной нормой права, что, в свою очередь, лишит его возможности осуществлять строительные работы на объекте (т.к. его деятельность будет приостановлена) и приведёт к срыву сроков сдачи объекта капитального строительства, иным серьёзным негативным последствиям для технического заказчика (например, привлечение к административной ответственности), в т.ч. нематериального характера (таких как деловая репутация).
В заключение, соблюдая сложившуюся традицию, напоминаем, что специалисты юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» всегда готовы оказать бесплатную консультацию по возникшим у Вас вопросам юридического характера не только строительной сферы, но и иных направлений. Повторим, что нам это интересно, в первую очередь, исключительно в целях профессионального самосовершенствования и накопления опыта, для Вас – возможно найденное нами правовое решение окажется наиболее оптимальным в решении Вашей задачи.
Наш сайт в сети «Интернет»: www.sodstr.ru.
>Когда НЕ нужно вступать в СРО и НЕ надо получать Допуск к работам

Когда вступление в СРО не требуется?

С момента отмены лицензирования на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений руководители многих строительных компаний озадачены вопросом необходимости вступления в СРО и возможностью работы без такового.

Информации по этому вопросу много, а в сети интернет зачастую она либо ложная, либо изложена таким образом, что вопросов появляется ещё больше, чем конкретных ответов.

Обобщая имеющиеся сведения и опираясь строго на актуальные нормы права, мы постараемся в доступной форме дать свой комментарий на этот вопрос таким образом, что бы каждый соискатель смог ответить на него самостоятельно.

Итак, основными нормативными документами, регулирующими эту тему, являются:

  • Градостроительный кодекс РФ (ч. 17 ст. 51; ст. 48.1)
  • Приказ № 624 Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г.
  • Письмо Министерства регионального развития от 15 июня 2010 г. N 24099-РП/08

Членство в СРО НЕ нужно, когда речь идет:

1) Об индивидуальном жилищном строительстве, т.е. отдельно стоящих жилых домах, с количество этажей не более трех и предназначенных для проживания не более чем двух семей в каждом доме;

2) О строительстве жилых домов с количеством этажей не более трех, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Эти дома имеют общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком (соседними блоками). Они располагаются на отдельных земельных участках и имеют выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) О строительстве многоквартирных домов с количеством этажей не более трех, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре. В каждой из блок-секций находятся несколько квартир и помещения общего пользования. Каждая блок-секция имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) О строительстве гаража на земельном участке предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также о строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

5) О строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

6) О строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

7) Об изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

8) О выполнении следующих видов работы при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства*:

  • 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства < * >
  • 1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений < * >
  • 2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей < * >
  • 2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений < * >
  • 2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов < * >
  • 3.1. Механизированная разработка грунта < * >
  • 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками < * >
  • 9.1. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой < * >
  • 9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой < * >
  • 9.3. Устройство отопительных печей и очагов < * >
  • 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций < * >
  • 11.2. Сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки < * >
  • 12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами < * >
  • 12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов < * >
  • 13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов < * >
  • 13.2. Устройство кровель из рулонных материалов < * >
  • 13.3. Устройство наливных кровель < * >
  • 14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями < * >
  • 14.2. Устройство вентилируемых фасадов < * >
  • 15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации < * >
  • 15.2. Устройство и демонтаж системы отопления < * >
  • 15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха < * >
  • 15.5. Устройство системы электроснабжения < * >
  • 15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений < * > (см. текст в предыдущей редакции)
  • 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно < * >
  • 20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения < * >
  • 23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов < * >
  • 23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации < * >
  • 23.24. Монтаж оборудования предприятий пищевой промышленности < * >
  • 23.27. Монтаж оборудования предприятий кинематографии < * >
  • 23.28. Монтаж оборудования предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи < * >
  • 23.29. Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности < * >
  • 23.30. Монтаж оборудования сельскохозяйственных производств, в том числе рыбопереработки и хранения рыбы < * >
  • 23.31. Монтаж оборудования предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства < * >
  • 23.33. Монтаж оборудования сооружений связи < * >
  • 24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении < * >
  • 24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств < * >
  • 24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем < * >
  • 24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем < * >
  • 24.13. Пусконаладочные работы средств телемеханики < * >
  • 24.14. Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха < * >
  • 24.18. Пусконаладочные работы холодильных установок < * >
  • 24.21. Пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов < * >
  • 24.22. Пусконаладочные работы котельно-вспомогательного оборудования < * >

А также работы, выполняемые генеральным подрядчиком (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выполняемые на следующих объектах:

  • 33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности < * >
  • 33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности < * >
  • 33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства < * >
  • 33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта < * >

9) О выполнении следующих видов работы при подготовке проектной документации для объектов капитального строительства*:

  • 4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения < * >
  • 4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем < * >
  • 8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации < * >

10) О выполнении следующих видов работы в составе инженерно-экологических изысканий*:

  • 4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории < * >

* Виды работ, отмеченные знаком » < * > » не требуют получения свидетельства о допуске при выполнении их на общестроительных объектах. При осуществлении работ, отмеченных знаком » < * > » на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса России, необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к этим работам. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более

5) объекты космической инфраструктуры

6) объекты авиационной инфраструктуры

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

8) метрополитены

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов

10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше

11) подвесные канатные дороги

12) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров

2) пролеты более чем 100 метров

3) наличие консоли более чем 20 метров

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров

Резюмируя, приходим к выводу, что список работ, выполняя которые можно не вступать в СРО является достаточно обширным. Если среди этого перечня Вы не обнаружили тех видов деятельности, которыми Вы занимаетесь, то однозначно Вам необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к работам.

Данная статья была актуальна до вступления в силу новой редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации от 1 июля 2017 года.

Для получения актуальной информации обратитесь к нам за бесплатной консультацией
по тел.: +7-911-943-45-89
или по электронной почте piter.sro@gmail.com

На сегодняшний день с нашей помощью (за 2-3 дня) Вы можете вступить в СРО и получить выписку из реестра членов:

  • СРО строителей (работаем со следующими субъектами РФ: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край (Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир), Республика Адыгея (Адыгея, Майкоп), Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск), Республика Крым (Симферополь), Севастополь, Свердловская область (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск), Курганская область (Курган), Республика Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск), Республика Саха (Якутия, Якутск), Магаданская область (Магадан), Чукотский автономный округ (Анадырь), Нижегородская область (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас), Иркутская область (Иркутск, Братск, Ангарск), Воронежская область (Воронеж), Вологодская область (Вологда, Череповец) и др.)
    Если субъект не указан — уточните возможность получения СРО в Вашем регионе
  • СРО проектировщиков (для всех субъектов РФ)
  • СРО изыскателей (для всех субъектов РФ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *