Работа по совместительству педагогических работников

Педагогические работники, как и другие работающие граждане, имеют право на получение дополнительной работы по совместительству. Для этой категории граждан нет никаких ограничений в поиске дополнительных источников дохода. Если у педагога имеется свободное время и физическая возможность на дополнительную трудовую деятельность, он может получить статус совместителя.

Но одновременно с этим следует учитывать, что педагогическая деятельность имеет свои характерные нюансы, которые обязательно нужно учесть при приёме работника на дополнительное место работы по совместительству.

Содержание

Что говорит закон?

Дополнительная трудовая деятельность в педагогической сфере регулируется отдельным Постановлением Министерства Труда, изданным в июне 2003 года под номером 41.

Некоторые правовые нормы для указанной категории работников содержатся в 44-й главе Трудового кодекса, но указанное выше постановление конкретизирует и перечисляет все основные требования и условия. Педагоги могут получить должность по совместительству как в одном учреждении, так и в нескольких, если такой род занятости возможен (имеется свободное время). Причём они могут занимать как аналогичную с основным рабочим местом должность, так и заниматься деятельностью другого рода.

К продолжительности рабочего дня выдвигается ряд условий (она устанавливается согласно совместной с работодателями договорённости):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  • нельзя работать ежемесячно, используя больше половины нормы рабочего времени, установленной для указанного периода;
  • общая продолжительность рабочей недели не может превышать шестнадцати часов (это требование касается как педагогов, так и тренеров-преподавателей).

Если педагог с согласия руководства занимается профессиональной деятельностью в центре повышения квалификации в основное рабочее время, за ним сохраняется полный оклад по основному месту работы.

В то же время ряд работ не может быть причислен к совместительству.

Это:

  • Любая деятельность без учёта работника в штатном расписании. Например, литературная, научная или любая другая творческая работа.
  • Разовая консультационная деятельность с такой же разовой оплатой, осуществляемая с согласия работодателей (не более 300 часов ежегодно).
  • Работы с почасовой оплатой (их длительность не должна превышать 300 часов в год).
  • Осуществление руководства докторами и аспирантами, заведования кафедрой или факультетом по договорённости с работодателями и без внесения в штатное расписание.
  • Деятельность в том же самом дошкольном, общем, специальном или высшем образовательном учреждении на правах совмещения должностей.
  • Руководство комиссиями, заведование кабинетами и лабораториями, ведение практических занятий для студентов без внесения должности в штатное расписание.
  • Трудовая деятельность, осуществляемая сверхурочно в том же учреждении за дополнительную плату (совмещение).
  • Организация экскурсий по сдельной или почасовой оплате при условии не внесения должности в штат сотрудников.

По факту совместительством нельзя считать любую деятельность, оплачиваемую дополнительно: руководство классом, организацию различных мероприятий. Обычно такие работы имеют почасовую оплату.

Особенности и возможность работы

Также ограничения установлены для директоров, трудоустроенных в государственных или муниципальных учреждениях. Этим лицам разрешается совмещать только основную и научную деятельность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Что касается негосударственных учебных заведений, руководство ими осуществляет попечительский совет либо учредители. Получение разрешения на совместительство для директоров зависит от перечисленных органов управления. Такое разрешение не требуется только в одном случае — если директор является единственным учредителем. В этом случае он самостоятельно может принять любое, удобное для него решение, касающееся особенностей трудовой деятельности.

Воспитатели наравне с педагогами имеют право на поиск дополнительного рабочего места.

Если подработка найдена у того же работодателя, то есть, осуществляется в пределах одного учреждения, речь идёт о совмещении, а не совместительстве. Следовательно, отдельный договор не заключается и не устанавливается отдельный оклад. Воспитатель получает доплату за сверхурочную трудовую деятельность.

Также у воспитателей имеется право на работу сразу у нескольких работодателей (на внешнее совместительство).

У сотрудников вузов согласно трудовому законодательству имеются определённые льготы в сфере дополнительной трудовой деятельности.

К дополнительному труду, оплачиваемому отдельно для этой категории работников, относят литературную, научную и любую другую творческую деятельность. Также оплачивается заведование кафедрой или факультетом, руководство студенческой практикой, докторами или аспирантами.

Учителя имеют общие с работающими гражданами права на получение дополнительного места работы как в пределах одного заведения, так и у другого работодателя.

При этом для них оплачивается дополнительно ведение класса, организация экскурсий и других мероприятий, заведование лабораторией.

Если учитель имеет дополнительную занятость в пределах одного учебного заведения, оплачиваемую дополнительно, у него отпадает необходимость в поиске дополнительного рабочего места по совместительству.

Оплата труда

Педагогические работники, осуществляющие работу по совместительству, имеют права на все социальные гарантии и доплаты, положенные по закону и установленные локальным документами.

Оплата трудовой деятельности для них осуществляется пропорционально отработанному времени. Однако это правило не является обязательным для всех учебных заведений. Локальными документами (коллективным договором) может быть установлена фиксированная доплата или другой способ оплаты. Например, деньги начисляются не за отработанное время, а за установленный и выполненный объём работ.

Таким образом, педагог или воспитатель, имеющий несколько рабочих мест, получит оплату труда на каждом из них. Также в общую месячную сумму будет включена доплата за разовую деятельность или работы, не считающиеся совместительством. Например, за ведение класса.

Для педагогов и воспитателей, занятых в государственных учреждениях, предоставляется возможность повысить квалификацию по дополнительному месту работы.

После чего увеличится начисляемый по этой должности оклад. Речь идёт об аттестации на вторую, первую и высшую категорию.

Нюансы предоставления отпуска

Отдых на дополнительном рабочем месте для совместителей предоставляется одновременно с отпускным периодом, оформленным на основном месте работы. Речь идёт о ежегодном отпускном периоде.

Если совместитель отработал меньше полугода, он всё равно имеет право на оформление отпускных дней. Они предоставляются авансом.

Если отпускной период на дополнительном рабочем месте короче основного отпуска, работодатель обязан дополнительно оформить дни без оплаты (за свой счёт). Это позволит сравнять оба отпуска по продолжительности. Но при этом нельзя увеличить отпускной период на основном рабочем месте!

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска во многом определяется родом деятельности педагога:

  1. Логопеды, воспитатели и методисты, трудоустроенные в дошкольных учреждениях, получают 42 дня отдыха.
  2. Те же категории работников занятые работой с детьми, имеющими инвалидность или другие ограничения по здоровью, могут оформить 56 дней отдыха.
  3. Учителя, трудоустроенные в неполных средних и средних учебных заведениях, отдыхают 56 дней.
  4. Преподаватели вузов и специальных учебных заведений, а также деканы и профессора могут оформить 56 дней отпускного периода.

При этом для расчёта отпускных средств учитываются заработные платы по всем рабочим местам, занимаемым конкретным работником.

Продолжительность отпусков устанавливается в соответствии с правительственным постановлением, принятым в ноябре 2002 года под номером 813, а также с Постановлением Министерства труда, изданным в июне 2003 года.

Как получить декретные если не работаешь — узнайте у нас!
Как правильно рассчитать ваш больничный? Наша статья вам поможет.
Как решить вопрос с оплатой больничного уже после вашего увольнения — читайте .

Больничные листы

Работники болеют вне зависимости от того, на какой должности они находятся. Поэтому оплата периодов временной потери трудоспособности осуществляется и на рабочем месте, полученном в качестве совместителя.

Это правило заложено в Законе о социальном страховании. Любой гражданин, трудоустроенный официально (с заключением договора), имеет право на получение денежной компенсации за период, проведённый дома на больничном или за период лечения в больнице. Но при этом следует учитывать, что согласно требованиям Министерства здравоохранения, у человека, являющегося совместителем, рабочий стаж должен насчитывать не менее двух лет. Если указанного стажа у педагога или воспитателя нет, он вправе получить денежную компенсацию только по основному месту работы.

Это правило связано с тем, что расчёт выплат производится с учётом двух последних лет непрерывной трудовой деятельности.

Следует отметить, что небольшой стаж (меньше двух лет), зафиксированный на основном рабочем месте, требует от сотрудника предоставления справки с прежнего места работы (сведений о доходах за последние 24 месяца).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

Сколько на самом деле трудятся учителя? Совмещение и совместительство педагогических работников

Труд педагогов средней и высшей школы имеет свою существенную специфику. Преподаватель в вузе и учитель в школе вроде бы работают неполный рабочий день. А в каникулы они и вовсе «отдыхают». Так выглядит труд педагога со стороны. На самом деле, учителя и преподаватели работают гораздо больше, чем может показаться. Для того, чтобы провести урок или лекцию на достаточно высоком уровне, необходимо потратить времени гораздо больше, чем длится урок или студенческая пара. Труд преподавателя специфичен, поэтому он нуждается в специальной нормативной базе.

Законодательная база

Преподаватель работает в полном соответствии со всеми нормативами Трудового кодекса. При работе по совместительству сотрудники учреждений образования также руководствуются положениями Главы 44 ТК РФ, которая регламентирует:

  • продолжительность рабочего времени;
  • оплату труда;
  • список документов, необходимых для оформления совместительства;
  • отпуск;
  • компенсации;
  • основания прекращения действия договора по о совместительству.

Специфика совместительства преподавателей вузов и учителей школ регламентируется федеральным законом «Об образовании». 47-я статья признает особый статус преподавателей, которые нуждаются и в особом характере регламентации их труда.

Эти базовые законы конкретизируются постановлением Министерства труда и соцразвития от 30.06.2003 года за номером 41. Этот документ регламентирует организацию совместительства сразу у четырёх категорий работников, в том числе и у педагогов.

Таким образом, преподаватель – это профессия, которая по характеру своей организации позволяет совмещать профессиональную деятельность, как в базовом учреждении, так и за его пределами. Нормативные акты разных рангов переводят эту возможность в категорию дозволенной деятельности, регламентируя характер её реализации.

Особенности

Главной спецификой работы по совместительству руководителей учебных заведений состоит в том, что они могут совмещать только преподавательскую деятельность. Занимать две руководящие должности им запрещено.

Для того, чтобы разобраться в тонкостях организации труда преподавателей, желающих работать сверх своей ставки, необходимо разделить два понятия – совместительство и совмещение.

Дополнительная работа в свободное время

Под совместительством понимается оплачиваемая профессиональная деятельность, осуществляемая в то время, когда человек не занят на своей основной работе (ст.282 ТК РФ). Совместительство в сфере образования обладает следующими признаками:

  1. Выполнять дополнительно оплачиваемый труд преподаватель должен по отдельному договору в свободное время.
  2. Работник должен иметь постоянное место работы. Это не означает, что он обязательно должен работать на целую ставку. Бывают ситуации, когда сотрудник работает даже на четверть ставки, хотя официально оформлен как постоянный работник. В подтверждение этого статуса у такого человека должны быть соответствующий договор, а также запись в трудовой книжке.
  3. Осуществлять труд в качестве совместителя можно по основному месту своей работы или в другой организации (ст.60.1 ТК РФ). В первом случае совместительство является внутренним, во втором – внешним.

Внутри одной организации

Внутреннее совместительство для работников образовательных учреждений часто кажется расплывчатым и не всегда понятным. Например, заведующий кафедрой работает на ставку, которая определяется его преподавательской нагрузкой, то есть количеством часов на год. А за организационный труд по руководству коллективом кафедры он получает доплату и вычеты по часам, положенным на ставку. Иными словами, руководство предоставляет такому сотруднику больше свободного времени, осуществляя доплату в соответствии с ведомственными нормативами. Такой труд носит характер совмещения.

Если заведующий кафедрой соглашается вести занятия со студентами ещё на половину ставки, то это и квалифицируется как совместительство.

В школах дополнительно оплачивается, например, классное руководство, которое не считается совместительством. Здесь также базовой единицей отсчёта работы является нагрузка по ведению занятий.

Исключением из этого правила являются только сотрудники образовательных учреждений, для которых предусмотрена ставка в штатном расписании. Например, завхоз, имеющий соответствующее образование, может вести занятия с учениками, но только как совместитель, потому что в штатном расписании учреждения есть ставка завхоза.

Как совмещать на практике

Совмещение – это осуществление деятельности, которая выполняет функции обеспечения полноценной реализации основных обязанностей (ст.60.2 ТК РФ).

Например, преподаватель в вузе должен сам разрабатывать программы, писать учебные пособия, осуществлять научную деятельность, хотя его ставка определяется по количеству времени, которое он должен тратить на обучение студентов. Совмещение у школьных учителей организовано аналогичным образом, только характер работ после уроков может быть немного другим.

Работа директора школы

Для руководящих работников учебных заведений преподавательская нагрузка не носит характер совместительства. Это следует из Постановления №41 (пп.»ж» п.2). Это означает, что директор или ректор осуществляют преподавательскую деятельность без дополнительного договора в своё основное рабочее время.

Преподавательская деятельность, осуществляемая руководителем учреждения, считается не совместительством, а совмещением. Такой же пример можно привести про музыкального руководителя. По этой причине она оформляется в соответствии нормативами, изложенными в ст.60.2 ТК РФ.

Однако п.2 данного постановления разрешает руководителю выполнять функции преподавателя в качестве совместителя, как внутреннего, так и внешнего.

В своём учебном заведении руководитель может читать лекции или проводить уроки сверх нагрузки, осуществляемой в пределах ставки. В этом случае он должен оформить дополнительный договор.

Допускается и внешнее совместительство, когда директор или ректор проводит занятия в другом учебном заведении. Мало того, например, в вузах чтение лекций по приглашению другого вуза считается престижным и учитывается при определении рейтинга вуза, а также при проверках, связанных с аккредитацией.

Оплата и социальные гарантии учителя

Если совместительство оформляется в соответствии со всеми юридическими нормами, то человек имеет право на все социальные выплаты и гарантии, которые осуществляются на основном месте работы. Как правило, договор о работе по совместительству оформляется на один учебный год.

Если в договоре определяется оплата труда на часть ставки (не более, чем 0,5), то по окончании учебного года, преподавателю выплачиваются отпускные пропорционально начисленной заработной плате. При осуществлении почасовой оплаты труда отпускные не выплачиваются, так как в стоимость часа включается и компенсация за отпуск. Это обычная практика.

Однако в каждом учебном заведении могут быть установлены свои правила, которые не должны противоречить нормативам более высокого уровня. Все локальные документы должны быть оформлены в форме приказа, изданного по результатам заключения коллективного договора. Например, возможна ситуация, когда труд по совместительству оплачивается не за количество часов, а по факту за определённый объём работы.

При заключении договора о внутреннем совместительстве обычно никакие дополнительные документы не требуются, так как все данные о работнике уже есть в отделе кадров. При внешнем совместительстве набор требуемых документов может быть самым разным, в зависимости от специфики учреждения и должности, на которую претендует совместитель.

В каждом учебном заведении совместитель может быть оформлен только на 0,5 ставки. При оформлении на почасовых условиях обычно объем нагрузки составляет 300 часов.

Эта норма одинакова для всех форм совместительства. Однако при оформлении внешнего совместительства далеко не всегда известно о количестве учебных заведений, в которых работает по совместительству данный преподаватель. Так что на практике один человек может работать в разных школах или вузах, занимая по совокупности несколько ставок.

Любая трудовая деятельность, оформленная в соответствии с нормативами, входит в общий трудовой стаж. Труд по совместительству не является исключением. Это означает, что при выходе на пенсию преподаватель может предоставить все трудовые договоры, в соответствии с которыми он когда-то работал в разных учебных заведениях.

Таким образом, совместительство в образовательных учреждениях – явление законное. Мало того, с точки зрения социальных льгот и гарантий оно ничем не отличается от трудовой деятельности по основному месту работы.

male student with a teacher in classroom

В среде педагогов (особенно среди работников детсада со своими должностными инструкциями) распространена практика совместительства. Происходит это в большой степени из-за невысокой оплаты труда педагогических сотрудников и не слишком выгодного баланса рабочего времени.

Подработка, в пределах положенных по закону часов, не считается совмещением (при котором издается соответствующий приказ). Поэтому очень важно отличать, при какой работе необходимо оформлять дополнительные трудовые договоренности, а какая работа считается нормой для педагога.

Особенности работы по совместительству педагогических работников 2018

Трудовые отношения в среде педагогов регулируются не только общепринятыми нормами ТК РФ, но в большей степени законом «Об образовании»и Постановлением Минтруда России №41.

Для педагогических работников ведены годовые, а не ежемесячные нормы труда. Любые работы объемом до 300 часов в год, в рамках одного образовательного учреждения, не будут считаться совмещением. Классное руководство, организация и проведение мероприятий учебного и развлекательного характера, также не являются совмещением. Педагоги могут прибегать к внешнему и внутреннему замещению с доплатой без ущерба для основной ставки.

Входит ли работа по совместительству в льготный стаж на пенсию педагога

Педагоги входят в категорию работников, которые имеют право на льготный выход на пенсию. Проработав 25 лет учителем, воспитателем или преподавателем, работник может уйти на пенсию, не дожидаясь положенного по закону возраста.

Для педагогов, у которых совмещения (с соответствующей записью в трудовой книжке) являются постоянной составляющей их трудовых будней, важен вопрос вхождения этого времени в трудовой стаж по трудовому договору совместителя. По законодательству Российской Федерации педагогическим работникам совмещение засчитывается в общий стаж работы при условии, что оно оформлено на полную ставку. Совмещение на ставку меньше единицы не принимается в учет и не прибавляется к общему стажу.

Отпуск педагогического работника по совместительству

Постановление Минтруда от 30 июня 2003 годауказывает, что продолжительность отпуска практически для всех педагогов установлена в размере 56 дней. Исключением являются воспитатели, методические работники и логопеды, работающие в дошкольном образовательном учреждении. Размер отпуска у этих категорий равен 42 дням.

При совмещении за основу принимается период соответствующий исполняемым обязанностям. Согласно статье 286 кодекса РФ совместитель имеет право брать отпуск в период, полностью совпадающий со временем отпуска по основной работе.

Норма часов для педагогических работников по совместительству

Федеральные законы устанавливают основные нормы совмещения для работающих граждан. Они не должны превышать половину продолжительности времени от общего объема часов. Если работник имеет 36-часовую трудовую неделю, то он имеет право на труд по совмещению, не превышающий 18 часов.

Эти нормы установлены правительством РФ. Но есть список отдельных профессий, которым разрешено превышать указанные нормы. В этот список входят и педагогические работники.

Предельная педагогическая нагрузка совместителя может превышать 0,5 ставки.

Может ли педагог по совместительству работать на полную ставку

Ориентируясь на указанный ранее список лиц, которым позволено осуществлять совмещение на иных условиях, чем оговорено в ТК РФ, можно сказать, что педагоги могут работать на любой ставке. Ограничений для совмещения по работе у данной категории сотрудников нет и они вправе достигать единицы.

Оплата педагогов по совместительству производиться в соответствии оговоренной в договоре ставке и зависит от категории педагога и времени отработанных часов. Оплата сотрудников учебных заведений предусматривает выплаты лишь за отработанное время.

Трудовой договор по совместительству с учителем — образец

Педагогическое совместительство регулируется по общим нормам ТК. Совместитель обязан быть оформлен по законам РФ.

При составлении трудового договора работодатель должен учесть следующие нюансы:

  • Ставку принимаемого на работу сотрудника;
  • Определить почасовую оплату труда, которая напрямую зависит не только от выполняемой работы, но и от категории педагогического сотрудника;
  • График работы, принимая в расчет выполнение функций по основной деятельности.

Остальные пункты договора мало чем отличаются от заключения первичного соглашения. В документе следует указать, что работа осуществляется по совместительству. Кодекс позволяет указывать конкретные сроки, на которые сотрудник принимается или делать договор бессрочным. Прерываются трудовые отношения по общим основаниям, приведенным в ТК.

Внешнее совместительство на полную ставку педагога

Ориентируйтесь на следующее постановление;

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2003 г. N 41

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

В соответствии со «статьей 282» Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1368) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:

«»1. Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

«»для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

«»для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю — 16 часов работы в неделю;

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

«»2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

«»в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» — «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

3. Признать утратившим силу разъяснение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. N 14 «Об отпусках работающим по совместительству» и «Постановление» Минтруда России от 25 ноября 1993 г. N 173 «Об утверждении разъяснения «Об отпусках работающим по совместительству» (зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 1993 г., регистрационный N 415).

Оплата труда преподавателя — внешнего совместителя

Проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях различного уровня в настоящее время остается достаточно актуальной. Решать ее учреждениям приходится путем увеличения педагогической нагрузки основного персонала, а также привлечения внутренних и внешних совместителей, в связи с чем возникает определенный ряд вопросов. Как правильно оформлять трудовые отношения с внешним совместителем? Какие требования к нему предъявлять? Сколько часов педагогической нагрузки ему можно оплачивать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Принимая на работу преподавателя-совместителя, в первую очередь необходимо правильно оформить с ним трудовые отношения. Право на работу по совместительству предоставляет каждому гражданину Трудовой кодекс. Согласно ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Статья 282 ТК РФ дает право на заключение трудовых договоров о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей, при этом в трудовом договоре необходимо обязательно указать на то, что работа является совместительством.

Прием на работу

На основании ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии. Поскольку педагогическая работа, безусловно, требует специальных знаний, такой документ соискатель соответствующей должности будет обязан предъявить. Никаких других документов, справок, разрешений с основного места работы в соответствии с нормами Трудового кодекса не требуется.

Хочется напомнить, что к внешнему совместителю, как и к основному работнику, претендующему на замещение должности, связанной с образованием и воспитанием детей, предъявляется ряд дополнительных требований. Так, согласно ст. 331 ТК РФ к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пунктом 1 ст. 46 данного Закона установлено, что этой деятельностью могут заниматься лица:

  • имеющие соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее);
  • отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Несоответствие соискателя приведенным условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.

При приеме на работу педагога руководителю учреждения и кадровому работнику необходимо иметь под рукой Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» названного справочника указывает на то, что квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.

Исходя из данного документа учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении), без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Для учителя-дефектолога или учителя-логопеда обязательным является высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Уровень образования и квалификация работников образовательных учреждений определяются на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации: дипломов, аттестатов и других документов об образовании. Дифференциация высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимается.

Трудовым кодексом установлены и категоричные запреты, согласно которым к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (ст. 331 ТК РФ);
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Иными словами, при приеме на работу требуются справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в определенном порядке и по соответствующей форме органами внутренних дел, и заключение медицинского осмотра.

При оформлении трудовых отношений с преподавателем-совместителем следует также руководствоваться Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». В силу этого документа педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству — выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем. По каждому трудовому договору она не может превышать:

  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

При этом не будут считаться совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

  • педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
  • осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
  • осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
  • педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
  • работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
  • работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
  • работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение названных видов работ допускается в основное рабочее время, но с согласия работодателя.

Оплата труда работника-совместителя

Вопросы оплаты труда лиц, работающих по совместительству, регулируются ст. 285 ТК РФ. В соответствии с этой статьей оплата производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом таких коэффициентов и надбавок.

Оплата труда преподавателей-совместителей будет зависеть от установленной им учебной педагогической нагрузки, которая, в свою очередь, зависит от количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, от обеспеченности кадрами и других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Распределением учебной нагрузки занимается руководитель образовательного учреждения. Объем учебной нагрузки, определенный данному конкретному преподавателю, закрепляется в трудовом договоре.

В целом заработная плата педагога-совместителя будет рассчитываться из стоимости одного педагогического часа у данного работника, умноженной на количество проведенных часов. А стоимость одного педчаса зависит от уровня образования, наличия квалификационной категории, стажа педагогической работы и установленных этому работнику выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Часто возникает вопрос: сколько часов педагогической нагрузки можно установить и, соответственно, оплатить преподавателю-совместителю? Для ответа на него обратимся к Постановлению Минтруда России N 41. В нем сказано, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца у педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, а у тех работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе равна менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю. Согласно ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогических работников составляет не более 36 часов в неделю. Исходя из этого продолжительность рабочего времени педагогов-совместителей не может превышать 18 часов в неделю.

Кроме того, педагоги-совместители имеют право на получение всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений (ст. 287 ТК РФ).

В случае необходимости совместителю полагается выплата пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядок назначения и выплаты которого производится в общеустановленном порядке. Так, п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Для этого необходимо предъявить листок временной нетрудоспособности по каждому месту работы. В силу п. 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, ему выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

Отпуск преподавателя-совместителя

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск преподавателю, работающему по совместительству, гарантирован ст. 286 ТК РФ. Он должен предоставляться одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

При предоставлении отпуска педагогам следует ориентироваться на ст. 334 ТК РФ и Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам», согласно которому продолжительность отпуска педагогов составляет 42 или 56 календарных дней (в зависимости от типа образовательного учреждения и занимаемой должности).

Прекращение трудовых отношений с преподавателем-совместителем

Помимо общих оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого данная работа будет являться основной, о чем работодатель обязан предупредить указанное лицо в письменной форме не менее чем за две недели до прекращения трудового договора (ст. 288 ТК РФ).

При этом не следует забывать, что на основании ст. 127 ТК РФ увольняемому работнику полагается выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Расчет отпускных производится в общеустановленном порядке.

О.Лунина

Редактор журнала

«Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *