Психологические типы профессий

Содержание

Как выбрать профессию: выясняем с помощью теста на профессиональный тип личности

Если ты правильно выберешь профессию, сможешь избежать эмоционального выгорания на нелюбимой работе. Определиться с максимальной точностью тебе поможет тест на профессиональный тип личности Голланда. С ним ты разберёшься в своих склонностях согласно психотипу и поймёшь, куда пойти учиться. Рассказываем, что представляет собой этот вид диагностики и где пройти тест бесплатно.

Тест на профессиональный тип личности: немного истории

В 1966 году отец генетических алгоритмов Джон Генри Холланд (Голланд) создал методику, которая помогает определить шесть профессиональных типов личности: артистический, исследовательский, социальный, предпринимательский, систематический и реалистический. Каждый из них ориентирован на определённую сферу. Таким образом учёный объединил теорию личности с теорией выбора профессии.

По мнению Дж. Холланда, успех в карьере и удовлетворенность работой зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессии. Это наглядно изображает его модель шестиугольника.

Дж. Холланд предложил шкалу соответствия различных типов личности разным профессиям, изобразив её в виде шестиугольника. Каждый из углов фигуры обозначает один из типов личности и среды. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. По ней понятно, что, например, с художественным типом личности более совместимы интеллектуальная и социальная среды

Где пройти тест на профессиональный тип личности?

Тест на профессиональный тип личности Дж. Голланда (Холланда) можно пройти онлайн бесплатно на сайте Адукар в разделе «Профтесты». Всего в методике 42 вопроса, на ответ даётся 20 минут. Хоть в быстром темпе можно справиться и за четыре, но советуем проходить тест вдумчиво, чтобы результат был более точным. В итоге ты получишь полное описание своего типа личности и список специальностей ссузов и вузов, которые тебе подходят.

Тест на определение профессионального типа личности Джона Голланда до сих пор используют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приёма на работу

Хочешь получить более полную картину своего профессионального самоопределения? Тогда пройди ещё семь тестов на выбор профессии: «Темперамент», «Предмет деятельности», «Тест IQ», «Тест интересов», «Тест обучаемости», «Тест характера» или «Тест творческих способностей». Получив результаты, обрати внимание на повторяющиеся профессии: они лучше всех подходят тебе по способностям и таланту. Удачного поиска!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Мастер (ISTP) – интроверт, сенсорик, логик, иррационал

Креативные решения необязательно бывают сентиментальными, абстрактными или запланированными и уж тем более вычурными. Мастерам, например, всегда удается сохранять хладнокровие, даже на месте происшествия. Но они также не соблюдают правил, не считаются с планами и бюрократические порядки им не указ. ISTP не станут тратить время попусту, они быстро оценят проблему, проверят наличные ресурсы и незамедлительно сделают все необходимое, чтобы остановить кровотечение. Пока другие медлят, стараясь точно выполнить инструкцию и переживая по поводу чьих-то задетых чувств, ISTP находят креативное решение жизненно важных проблем.

Джексон Поллок говорил: «Это все одна большая игра в строительство, и кто-то участвует в ней с кистью в руках, кто-то – с лопатой, а кто-то выбирает перо»{154}. Если вы ISTP, то вы Мастер, который молчаливо возводит свое строение и постоянно ищет возможности для проявления своей активности. К этому типу относятся примерно девять процентов мужчин и два процента женщин{155}. ISTP – люди действия, а не слов. Они «сначала стреляют», а «задавать вопросы потом» им уже не интересно. Иногда, пригласив гостей на ужин, Джексон Поллок проводил весь вечер в молчании, предоставляя супруге объяснять им: «Он не верит в слова, он верит только в дела»{156}. И поскольку ISTP говорят мало, чтобы понять их, нужно смотреть, что они делают.

Если вы ISTP, ваша главная сила – логика, ясность мышления, но, так как вы интроверт, свои мысли вы держите при себе. Миру вы показываете свою сенсорику, вторую по силе функцию. ISTP – реалисты, которые фиксируют детали действительности с фотографической точностью. Если вам предстоит продавать квартиру на съежившемся рынке недвижимости, наверняка вы прикинете, как бы сфотографировать ее так, чтобы она выглядела привлекательнее. Ответ знает Мастер. ISTP способны быстро внести мелкие поправки, используя то, что есть под рукой, в результате чего пространство начнет казаться больше. Призвав на помощь свое воображение, они быстро определят, как лучше перенаправить освещение, как расставить комнатные растения и подушки, тут же протрут кофейный столик и разберутся с беспорядком на нем, выгонят собаку на улицу и подметут пыль под ковриком. Все. Осталось только щелкнуть затвором – и готово!

ISTP от природы любознательны. Они собирают огромные объемы информации в виде фактов и к каждому из них относятся как к единичному опыту, не нуждающемуся в дальнейшем анализе и классификации. Удовольствие и удовлетворение получают от ага! – моментов, которые у них периодически случаются, но как люди скрытные, как и INTP (Аналитики), они не считают необходимым делиться своими прозрениями с окружающими.

То, чем занимаются ISTP, другим часто представляется безликим и отвлеченным, лишенным теплоты и эмоциональности. К тому же Мастера предпочитают работать с инструментами, а с людьми – лишь опосредованно, в воображении. Одна ISTP, специалист по маркетингу, объяснила нам, что выстраивает презентации для клиентов так, чтобы «привлечь их внимание и воодушевить их в первые две минуты». В работе она активно использует визуальную память и любит, по ее словам, в процессе творчества «упрощать и воссоздавать прошлый опыт».

Целью ISTP часто является сам акт творения: процесс для них важнее результата. Они пользуются любой возможностью для того, чтобы собирать факты: пробуют открыть любую «дверь», чтобы посмотреть, не найдется ли за ней какая-нибудь новая информация и не обнаружатся ли некие новые слабости, которыми можно воспользоваться.

В процессе творчества происходит много неожиданных событий. Для ISTP подобные сюрпризы очень важны, но на то, чтобы предсказывать или планировать их, люди такого типа время тратить не станут. Когда наступит парад планет, они поймают самый подходящий момент и инстинктивно воспользуются представившимся шансом. Как прирожденные Мастера, они практичны, способны быстро овладевать техникой, аппаратами и машинами так, чтобы пользоваться ими с хирургической точностью и сноровкой механика. Кажется, ISTP априори знают, как именно воспользоваться каждым инструментом, чтобы получить результат без лишних усилий. Инновации особенно удаются Мастерам, когда им приходится решать неотложные проблемы в одиночку, используя наличные ресурсы нетрадиционным способом.

Один ISTP, художник-график, рассказывал нам, что черпает вдохновение из самого факта начала работы. Далее идеи сами ведут его. Процесс творчества кажется ему довольно длительным и утомительным, так как всегда есть множество путей, которые можно избрать, и детали для него крайне важны. В качестве «помощников» он обычно держит рядом включенный радиоприемник и кое-какие игрушки, а еще старается работать у окна, чтобы можно было время от времени, почувствовав потребность в передышке, переводить взгляд на происходящее за стеклом и отвлекаться. По его словам, процесс и есть главное, ради чего все затевается, потому что «думать об искусстве или держать у себя произведение искусства – это не то же самое, что делать искусство». Ему не нравится мысль о том, что искусство нуждается в некоем смысле, – он просто хочет, чтобы его мультики и 3D-модели выглядели настолько осязаемо и реалистично, чтобы зритель «мог перешагнуть через монитор компьютера и окунуться в них».

ISTP по «одежке» не только встречают: для них в процессе творчества цвет и текстура – качества для многих «поверхностные» – важнее всего. Другой художник-ISTP говорил нам, что любит делать наброски фигур и ему забавно наблюдать, насколько разные формы могут принимать человеческие тела, но его профессиональный интерес сводится лишь к их коже. Как он отметил: «Модели – это фигуры, а не люди, и мне не интересно, что у них происходит под этой самой кожей». Если вы Мастер, не забывайте, что глубина не помешает творению, а проникновенность – общению. Иначе вы рискуете перестать относиться к людям как к живым существам.

ISTP мало заботят правила, процедуры, традиции и мнение окружающих. Они независимы, оригинальны и считают себя вправе творить так, как им вздумается, не считаясь ни с какими ограничениями. Подобное вольнодумство позволяет им вести себя вызывающе и нарушать статус-кво. И поскольку этика – их наименее развитая функция, они, как правило, не чувствуют потребности считаться с ценностями других людей, из-за чего их произведения порой кажутся неприлично дерзкими. ISTP нравится быть непредсказуемыми и игнорировать правила. Их творчество также может выбрать собственный курс и уйти в «независимое плавание». Если вы ISTP, вам стоит время от времени останавливаться, чтобы охватить взглядом общую картину и подумать о том, как другие могут отреагировать на ваше решение. Такие остановки помогут вам избежать тупиков и непродуктивных по большому счету путей.

Джорджия О’Киф, известная своими пейзажами, натюрмортами и особенно цветами, была человеком практичным, откровенным и несентиментальным. Как она сама говорила: «Я ненавижу цветы, но рисую их, потому что они дешевле натурщиц и не шевелятся»{157}. Хотя ISTP нередко рефлексируют над разными практическими вопросами, материальный мир доставляет им больше удовольствия, нежели ментальный. «Время, проведенное мной в размышлениях, не дает мне ощущения того, что я что-то сделал, – говорил Энди Уорхол. – Время, проведенное мной в размышлениях, не стоит ничего. Я могу рассчитывать, что мне заплатят только за то время, когда я что-то делаю»{158}. ISTP нравится работать в одиночку. Они получают удовольствие от самого процесса творчества и предпочитают оставлять людей теряться в догадках по поводу их работы, нежели делиться с ними своими открытиями. Сам Уорхол, например, никогда не отвечал на вопросы прямо.

Вы редко увидите карандашный набросок, первоначальный эскиз или черновик проекта, сделанный ISTP. Они предпочитают скрывать свои методы, приемы и привычки в работе. При этом они готовы идти наперекор всему миру. Джорджия О’Киф говорила: «Я действительно играла с материалом… Я не бралась за работу, если она не была достаточно легкой»{159}. Если ISTP занимаются сценическими видами искусства, они много импровизируют. Как комики и шоумены они остроумны, особенно хороши в ситуационном юморе. Как карикатуристы и художники-мультипликаторы они любят рисовать объекты с четким контуром. Если они писатели, то пишут кратко и используют самые свежие выражения и модный сленг.

Если вы ISTP, вы наиболее креативны в «латании дыр» и решении срочных проблем, когда нужно работать подручными средствами, как, например, во время чрезвычайных ситуаций. Вы можете стать еще креативнее, если будете учитывать реакцию других на ваши решения, а также то, как эти самые решения впишутся в глобальную систему вещей. Признайте, что вы идете своим путем, и используйте свою креативность для тех видов творчества, которые не предусматривают непосредственного словесного выражения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ISTP — Мастер по Майерс-Бриггс / The Mechanics (Механик)

Попробовать всё хотя бы раз. Доминирующая функция — интровертное мышление. Вспомогательная — экстравертное ощущение.

Мастер (ISTP) по Майерс-Бриггс

Introverted Sensing Thinking Perceiving
Ready to try anything once

Порядок предпочтения функций:
Доминирующая — интровертное мышление
Вспомогательная — экстравертное ощущение
Третья — интровертная интуиция
Подчиненная — экстравертное чувство

ISTP обладают неодолимой тягой к познанию того, как работают вещи. Они хороши в логическом анализе и с большой охотой применяют его к практическим ситуациям. Им свойственно быть очень убедительными, пусть их и не интересуют теории и концепции до тех пор, пока они не увидят практического применения. Они любят рассматривать вещи подетально и выяснять, как они устроены.

В первую очередь ISTP независимы и нуждаются в пространстве для принятия собственных решений о своем следующем шаге. Они не верят в следование правилам и регламентам, потому как это мешает им «делать свое собственное дело». В ISTP живет дух приключений. Их привлекают мотоциклы, самолеты, прыжки с парашютом, сёрфинг и прочее. Они без ума от активных действий и как правило бесстрашны. Их жажда приключений и желание постоянно находится в движении приводит к тому, что в рутине довольно быстро начинают скучать.

Верны своим мотивам и убеждениям, и твердо уверены — к людям следует относится беспристрастно и честно. Не смотря на то, что они не уважают законов «Системы», они следуют собственным понятиям и правилам о том, что значит вести себя честно и никогда не примут участие в том, что противоречит их личным правилам. ISTP предельно предан и верен своим «братьям».

Любят проводить время в одиночестве и нуждаются в этом, поскольку в это время они могут наиболее ясно разобраться с вещами в своей голове. Они воспринимают огромное количество безличных фактов из окружающего мира и перебирают их в одиночестве, принимая решения на их основании.

Не могут сидеть без дела и, занятые делом, любят быть в форме. Они не из тех людей, кто будет сидеть весь день за столом и планировать что-то на долгосрочную перспективу. Легко приспосабливающиеся и спонтанные, они отвечают только за то, что оставляют сразу после себя. Обычно они обладают прекрасными способностями к технике и могут становиться эффективными лидерами в этой области. Они сосредоточены на подробностях и практических деталях. Они обладают превосходным чувством целесообразности и налету схватывают детали, что позволяет им принимать быстрые эффективные решения.

Избегают принятия решений, основанных на личных ценностях — они считают, что суждения и решения должны основываться на фактах и быть беспристрастными. По сути, они редко считаются с тем, какое впечатление производят на окружающих. Они не только не уделяют ни малейшего внимания собственным чувствам, но даже не верят им и стараются игнорировать, поскольку с трудом отличают эмоциональные реакции и ценностные суждения. Это может доставить массу трудностей большинству ISTP.

В состоянии крайнего стресса могут демонстрировать эмоциональные вспышки ярости, или, в качестве другой крайности, могут быть перевернуты кверх ногами собственными эмоциями и чувствами, которыми, они чувствуют, обязанны поделиться с другими людьми (но часто неуместно). Рассерженные на самих себя, вскоре переходят в область ценностных суждений — место для ISTP неестественное — и начинают судить себя за собственную неспособность исполнить какое-либо задание. Следующее, что они сделают — подойдут к делу со стороны, беспощадной к эмоциям, ожидая самого худшего исхода.

Превосходно действуют в кризисных ситуациях. Большинство из них хорошие атлеты и обладают хорошей координацией. Они умело ведут проекты и связывают потерянные концы. У них обыкновенно нет больших проблем со школой, потому что они интроверты, способные к логическому мышлению. Как правило, они терпеливые личности, пусть и предрасположенные к эмоциональным вспышкам из-за своего невнимания к собственным чувствам.

Обладают множеством природных способностей, позволяющих им достигнуть высокого уровня во многих очень разных областях. Однако, больше всего они счастливы, когда появляется возможность сосредоточиться на задаче, требующей постоянной деятельности, детализированного логического анализа и технических навыков. Они очень гордятся своей способностью сделать следующий шаг правильным.

Оптимистичные, полные хорошего настроения, верные равным себе, простые в своих желаниях, великодушные, доверчивые и чувствительные люди, кто не ограничивает себя обязательствами.

Перевод © Лукьянец Алексей, 2006
Публикуется с разрешения администрации сайта www.typelogic.ru
Оригинал © BSM Consulting, 1998—2006

Известные ISTP (мастера) по Майерс-Бриггс

Общество. Диоген, Миямото Мусаси, Далай-лама XIV.

Политика. Эрвин Роммель (ISTP Мастер по Кейрси), Владимир Путин (ISTJ Опекун по Кейрси).

Бизнес. Стив Джобс (ENTP Изобретатель по Кейрси).

Популярная культура. Фил Айви, Брюс Ли (ISTP Мастер по Кейрси), Клинт Иствуд (ISTP Мастер по Кейрси),
Вуди Аллен (ISTP Мастер по Кейрси), Харрисон Форд, Том Круз, Скарлетт Йоханссон, Дженна Джеймсон, Снуп Дог.

Психотипы по Майерс-Бриггс

  • ENTP — Новатор по Майерс-Бриггс / The Visionaries …

    Один вызов за другим. Доминирующая функция — экстравертная интуиция. Вспомогательная — интровертное мышление.

  • ENFP — Инициатор по Майерс-Бриггс / The Inspirers …

    Взять от жизнь всё. Доминирующая функция — экстравертная интуиция. Вспомогательная — интровертное чувство.

  • INTP — Критик по Майерс-Бриггс / The Thinkers (Мыс…

    Любовь к решению проблем. Доминирующая функция — интровертное мышление. Вспомогательная — экстравертная интуиция.

  • INFP — Романтик по Майерс-Бриггс / The Idealists (…

    Благородное служение обществу. Доминирующая функция — интровертное чувство. Вспомогательная — экстравертная интуиция.

  • ENFJ — Наставник по Майерс-Бриггс / The Givers (Да…

    Мастер убеждения. Доминирующая функция — экстравертное чувство. Вспомогательная — интровертная интуиция.

  • ENTJ — Предприниматель по Майерс-Бриггс / The Exec…

    Лидеры от природы. Доминирующая функция — экстравертное мышление. Вспомогательная — интровертная интуиция.

  • INFJ — Гуманист по Майерс-Бриггс / The Protectors …

    Вдохновляет окружающих. Доминирующая функция — интровертная интуиция. Вспомогательная — экстравертное чувство.

  • INTJ — Аналитик по Майерс-Бриггс / The Scientists …

    Всё может быть улучшено. Доминирующая функция — интровертная интуиция. Вспомогательная — экстравертное мышление.

  • ISTJ — Инспектор по Майерс-Бриггс / The Duty Fulfi…

    Делать то, что должно быть сделано. Доминирующая функция — интровертное ощущение. Вспомогательная — экстравертное мышление.

  • ISFJ — Хранитель по Майерс-Бриггс / The Nurturers

    Высокое чувство долга. Доминирующая функция — интровертное ощущение. Вспомогательная — экстравертное чувство.

  • ESTJ — Администратор по Майерс-Бриггс / The Guardi…

    Администраторы жизни. Доминирующая функция — экстравертное мышление. Вспомогательная — интровертное ощущение.

  • ESFJ — Энтузиаст по Майерс-Бриггс / The Caregivers…

    Хозяева и хозяйки мира. Доминирующая функция — экстравертное чувство. Вспомогательная — интровертное ощущение.

  • ISFP — Посредник по Майерс-Бриггс / The Artists (А…

    Видят больше чем рассказывают. Доминирующая функция — интровертное чувство. Вспомогательная — экстравертное ощущение.

  • ISTP — Мастер по Майерс-Бриггс / The Mechanics (Ме…

    Попробовать всё хотя бы раз. Доминирующая функция — интровертное мышление. Вспомогательная — экстравертное ощущение.

  • ESFP — Политик по Майерс-Бриггс / The Performers

    Жизнь дается только раз. Доминирующая функция — экстравертное ощущение. Вспомогательная — интровертное чувство.

  • ESTP — Маршал по Майерс-Бриггс / The Doers (Деятел…

    Предельный реалист. Доминирующая функция — экстравертное ощущение. Вспомогательная — интровертное мышление.

Типологический индикатор Майерс-Бриггс (MBTI)

Соотношение личности и профессии

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основ­ных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния про­фессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессио­нальности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностя­ми личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных ком­понентов, человек менял свою профессию (Crites S., 1964).

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для боль­шинства зарубежных исследователей и является общепринятом в отечественной пси­хологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании фак­та влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбо­ра профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

1) поиск и выбор профессии;

2) освоение профессии;

3) социальная и профессиональная адаптация;

4) выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия (Кудрявцев Т. В., 1986).

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последу­ющих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполне­ния деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобре­тая специфическую форму и содержание (Поваренков Ю. П.,1991).

Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имею­щий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрица­тельное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разно­го рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях про-фессионального развития.

Глава 1.Личность и профессия

123

Контрольная работа

по дисциплине: «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

на тему: «Понятие профессиональной деформации»

Выполнила: студентка 4 курса

заочного отделения

Муллаянова Д.А.

Проверила: Гиниятова З.М.

Уфа 2016

Введение

Глава 1.Личность и профессия

Глава 2.Факторы, способствующие профессиональной деформации

Глава 3. Стадии профессионального выгорания

3.1. Аспекты профессионального выгорания

Глава 4. Пути преодоления профессиональной деформации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данной проблемы – недостаточное количество исследований по данному важному вопросу. В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии – принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера – это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества – это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен “профессиональной деформации”. Профессиональная деформация может оказывать как негативное влияние на личность, о чем говориться в большинстве работ по этой теме, так и позитивное. Пример: врач, который после одного взгляда на больного, может определить его состояние и поставить диагноз – “позитивная” профессиональная деформация. Тот же врач, который вне работы, к примеру, на улице, в транспорте ставит людям диагнозы – «негативная» профессиональная деформация.

Глава 1.Личность и профессия

Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.

Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.

1.Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

3. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу — особенности так называемых трудоголиков.

4.Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Эта оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

Когда человек попадает в пространство трудовой деятельности, он непосредственно сталкивается с новыми для него условиями. Возникает объективная необходимость адаптации, в результате которой происходит усвоение норм и ценностей среды, а также и ее преобразование. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию.

Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и негативные последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации.

Максим Горький — логико-сенсорный интроверт (ЛСИ). Описание социотипа



Мир для Логико-сенсорного интроверта (ЛСИ) — Максима Горького — это свод правил, законов, иерархий, закономерностей, т.е. логических связей и систем, которые охватывают абсолютно все сферы бытия. Каждому явлению, человеку или предмету, с которым Максим имеет дело, он отводит в подходящей системе свое место. Все, что не вписывается в его идеально работающую систему, он отвергает как лишнее. Максим легко вписывается в структуры с четкими правилами, не любит, когда они нарушаются без веской причины, уважает субординацию.

Главная задача Максима — сделать все возможное для поддержания значимой для него системы — он будет терпеливо объяснять правила, контролировать их выполнение, применять нажим и силу в случае их нарушений, изгонять из системы тех, кто угрожает ее стабильности. Умеет держать себя в руках, стойко переносит трудности, может заставить себя заниматься тем, что не интересно, но необходимо.

В общении Максим с людьми не выходит за рамки норм поведения, с посторонними корректен, вежлив, терпелив. В знакомой обстановке может быть веселым и общительным. С близкими может быть суровым, любит читать морали.

Непредсказуемость, неопределённость пугают Максима. Не любит многовариантных, неоднозначных ситуаций, переборов различных вариантов и многочисленных возможностей. Прислушивается к прогнозам и пророчествам.

Максим Обидчив и раним, но тщательно это скрывает. Уступает перед эмоциональным напором — плачем, бурными обвинениями, капризами. Чтобы сбросить напряжение, нуждается в эмоциональной подзарядке. Любит талантливых артистичных людей, умеющих эмоционально зажечь.

Не любит непунктуальных людей, предпочитает жить в размеренном темпе. Любит четко очерченные сроки, они его мобилизуют.

Максим бережлив, экономен, не любит лишних трудозатрат. Может дотошно контролировать деятельность других людей.

Аккуратен, умеет работать руками. Любит простую здоровую пищу. Себе и своим близким обеспечивает комфорт на достаточном уровне, без излишеств.

1. Базовая функция: логика отношений. Для таких людей очень важен порядок во всем, выполнение правил, договоров. Они терпеть не могут, когда трогают их вещи. Последовательны в делах и решениях, всегда доводит начатое до конца. Любят во всем порядок, точность и конкретность. Хорошие исследователи узких проблем. Вникают во все детали и не упускает из виду мелочей. Аккуратно ведут документацию, любят уточнить факты, охотно информируют тех, кто обращается к ним по поводу каких-либо инструкций и законов, которые обычно хорошо знают. Умеют наладить четкую работу, дисциплину и порядок, контролируют выполнение своих поручений. Придерживаются субординации официальных отношений.

2. Творческая функция: волевая сенсорика. Люди эти волевые и решительные, обычно им трудно помешать выполнить то, что они наметили, в жизни они умеют добиваться поставленных целей. Бескомпромиссны в том, что считают важным. Бывают нетерпимы к другим точкам зрения. Не любят, когда им возражают, навязывают свою волю или методы работы.

Люди этого типа часто выбирают профессии, связанные с компьютером, редактированием, иностранными языками; конструкторскую деятельность, военную карьеру. Они сильны в юриспруденции, медицине. Хорошие хирурги, стоматологи, массажисты, мед. сестры.

3. Ролевая функция: этика отношений. Попадая в новую непривычную обстановку, ЛСИ производит впечатление обаятельного, приятного в общении человека. Однако это не означает, что ему под силу разбирать сложные психологические ситуации. Недостаточно гибок в отношениях с людьми. Скрытен, не любит делиться своими впечатлениями с посторонними. Плохо разбирается в отношениях других к себе.

4. Болевая точка: интуиция возможностей. Еще сложнее для ЛСИ оценка потенциальных возможностей людей, предметов и ситуаций, ориентировка в условиях неопределенности, проблема выбора. Ко всему готовятся заранее, не любят экспромтов. Плохо учитывают индивидуальные способности людей. Не любят перемен и нестабильности. Доверяют только официальным или проверенным источникам информации.

Для ЛСИ больше подходит работа «наверняка», в привычной обстановке, там, где правила заранее оговорены, отношения – регламентированы.

5. Суггестивная функция: этика эмоций. Будучи сами людьми правильными, логичными, они с удовольствием принимают эмоционально окрашенную информацию, могут довольно некритично отнестись к словам человека смеющегося или плачущего, проявляющего страх. Поверят такому человеку на слово, могут выполнить его просьбу, основываясь не на разуме, а на чувствах, пойдя на поводу у его эмоций.

6. Референтная функция: интуиция времени. ЛСИ часто с удовольствием следуют моде, стараются выглядеть современно, бывают благодарны тем, кто им подскажет, что модно

Наилучшим подарком для ЛСИ будет модная, современная или своевременная вещь. Преподнесение подарка должно быть эмоционально окрашено: с шутками, с улыбкой, может быть даже с песней, танцем.

7. Ограничительная, рамочная функция: логика действий. Вопрос «что делать?» редко представляет для ЛСИ какую-либо трудность. Чаще всего они знают, где заработать деньги, как организовать свою жизнь, свое дело. Не позволят другим «лезть в свои дела». Хорошие организаторы и тщательные исполнители. Дело ставят выше личных отношений и настроений. Очень работоспособны, обладают развитым чувством долга, требовательны к себе и подчиненным. Знания предпочитают внедрять в практику.

8. Реализующая функция, «без слов на деле»: сенсорика ощущений. Вопросы уюта, комфорта, здоровья, эстетики решаются ими без лишних слов на деле. Не случайно ЛСИ часто отличаются здоровой красотой.

В повседневных, бытовых ситуациях заботятся о целесообразности и здоровье.

Представители типа ЛСИ

Вера Алентова, Мария Арбатова, Татьяна Васильева, Вера Глаголева, Тина Канделаки, Мария Миронова, Любовь Полищук, Ирина Розанова, Елена Степаненко, Елена Ханга, Марина Цветаева.

Максим Горький, Барри Алибасов, Ален Делон, Евгений Киселев, Михаил Кочетков (бард), Никита Михалков, Сергей Никоненко, Дмитрий Певцов, Николай Расторгуев, Александр Розенбаум, Александр Руцкой, Иосиф Сталин, Леонид Филатов, Василий Шукшин, Леонид Якубович

Стрессоустойчивость Стрессонеустойчив
Предпочтительная сфера деятельности Управленческая
Стиль общения Обмен информацией
Стимул к деятельности Благосостояние, заработок, уровень жизни

Профориентация для ЛСИ

ЛСИ хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, поэтому может эффективно осуществлять конкретное руководство, особенно если группа не превышает 8-10 человек. Отличный ру-ководитель подразделений. Также способен выполнять оформительскую работу, мастерить что-либо руками. Хорошо работает с техникой. Может быть инструктором, контролером, оформителем докумен-тов, налоговым инспектором, следователем, бухгалтером.

Примеры профессий для ЛСИ:

  • Администратор
  • Аудитор
  • Бухгалтер
  • Налоговый инспектор
  • Завскладом
  • Редактор, корректор, техническая обработка
  • Отстаивание прав потребителя
  • Адвокат
  • Эксперт-аналитик
  • Финансовый инспектор
  • Госслужащий, чиновник
  • Военнослужащий, армия
  • Служащий в исправительных заведениях
  • Ревизор
  • Налоговая полиция, инспекция
  • Учитель физики, математики, информатики, труда, экономики
  • Правовед
  • Электротехник
  • Инженер, механик, программист
  • Хирург, патанатом
  • Дантист
  • Старшая медсестра
  • Администратор в системе здравоохранения, фармаколог
  • Лаборант
  • Продюсер
  • Режиссер
  • Ветеринар
  • Фармаколог

Как управлять сотрудником – ЛСИ:

  • Показывать нужность его работы для людей;
  • Ставить четкие сроки и конкретные задачи;
  • Говорить о своевременности или не своевременности начинаний, говорить о перспективах развития;
  • Лучше планировать не на работу с людьми, а на техническое направление, анализ и т.д.;
  • Побудить его к работе могут эмоциональные призывы;
  • Направлять на решение планомерных, регулярных, предсказуемых по срокам задач.

От ЛСИ нельзя требовать, не стоит ожидать:

  • тонкой индивидуальной пристройки к людям;
  • постоянного учета индивидуальных способностей людей;
  • быстрой перестройки в изменившейся ситуации;
  • уступчивости и мягкости в принципиальных вопросах;
  • генерации концептуальных идей.

Особенности адаптации (как создать условия) для ЛСИ:

  • при знакомстве с членами коллектива успокоить, что «он всех со временем запомнит» и «если забудете, как кого зовут, обращайтесь ко мне – не стесняйтесь»;
  • при представлении сотрудника рассказывать о «должностных обязанностях» данного сотрудника;
  • четко объяснить, в чем состоят его (интроверта) должностные обязанности;
  • рассказывать об особенности деятельности компании, акцентируя внимание на стабильности компании, на «постоянных и долгосрочных» отношениях с клиентами и партнерами, на «низкую текучесть» кадров;
  • признание его потребностей в конкретных вопросах (здоровье, быт, финансы и т. и.);
  • показывать перспективы, возможности начинаний;
  • помощь в планировании его действий;
  • показать широко и целостно ситуацию;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • создание условий для проявления сильной функции логика, ценить его работу и разумность рассуждений, не посягать на право работать и рассуждать;
  • не затрагивать его самооценку в чувствах и переживаниях;
  • обеспечить стабильные условия, просчитываемость ситуации, стабильный график;
  • направлять на решение ограниченного количества целей;
  • при изменении обстоятельств необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение;
  • при потере цели в деятельности, указывать на новые;
  • стимулировать удобными условиями труда, благоприятной атмосферой, благосостоянием;
  • активизируется, когда ему задают ритм, показывают развитие событий в будущем, заостряют внимание на прошлом опыте;
  • активируется при положительном эмоциональном фоне в коллективе, эмоциональном зажигании.

Типология личности и выбор профессии

Рассмотрим проблемы выбора профессии в соответствии с психологическими качествами человека. Это весьма сложна задача. Сегодня профессия работников сервиса стала модной, и многие молодые люди выбирают ее, не очень задумываясь над тем, чем, собственно, придется заниматься. В различных популярных изданиях можно встретить тесты под названиями типа «Годитесь ли вы в предприниматели?» или «Есть ли у вас способности, необходимые для данной профессии?» и т.п. Но ни один из доступных авторам данной книги тестов не являлся проверенной психодиагностической методикой – это лишь более или менее грамотные фантазии на заданную тему.

Работа представителей сервиса разнопланова. Для нее характерны кратковременность, разнообразие, фрагментарность действий при постоянстве цели. Успеха в этой деятельности могут достичь самые разные люди, однако каждому человеку необходимо правильно выбрать индивидуальный стиль, в зависимости от особенностей своей личности.

Существует очень много теорий и соответственно типологий личности. Одну из типологий предложил американский психолог Дж. Холланд. Она может быть использована при выборе профессии и определении индивидуального стиля профессионального поведения.

Согласно типологии личности Дж. Холланда, существует шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Ниже приводятся описания типов личности. Для выявления типа личности предложена специальная методика.

1. Реалистичный тип. «Мужской» тип. Хорошо развиты невербальные способности, моторные навыки, пространственное воображение (в частности, чтение чертежей). Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт. Может быть хорошим организатором.

2. Интеллектуальный тип. Структура интеллекта гармонична: развиты как вербальные, так и невербальные способности. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии. Может быть хорошим аналитиком, разработчиком программ и планов, но мало пригоден для текущего руководства людьми или продаж.

3. Социальный тип. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается выраженными социальными умениями, в том числе общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах. Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. Отличается умением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика. Сможет организовывать работу сотрудников и сам работать с клиентами, вести переговоры, организовывать рекламные кампании и т.п.

4. Конвенциальный тип. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. Слабый организатор и руководитель. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий. Эффективно работать с клиентами может только тогда, когда требуется точное и тщательное оформление документов. Не успешен в видах деятельности, требующих общения и принятия решения «по уходу дела», — в переговорах, продажах и т.п.

5. Предприимчивый тип. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Черты характера: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, работник сервиса, брокер. Человек такого типа может организовать что угодно и кого угодно, но для длительного стабильного успеха ему нужна помощь аналитиков и специалистов в конкретных областях, чтобы правильно выбрать направление и цели деятельности.

6. Артистический тип. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Хорошо развиты восприятие и моторика. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Обычно любит и умеет общаться. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство. Такие люди редко выбирают профессию работника сервиса и еще реже добиваются в ней успеха, за исключением, возможно, специфических областей, непосредственно связанных с искусством.

ПРАКТИКУМ

Опросник Дж. Холланда

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

Бланк для ответов

10а 10б 11а
11 б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а 17б 18а
18б 19а 19б 20а 20б
21а 21б 22а
22б 23а 23б
24а 24б 25а 25б 26а
26б 27а 27б 28а
28б 29а 29б 30а 30б
31 а 31б 32а 32б
33а 33б 34а 34б
35а 35б 36а 36б 37а
37б 38а 38б 39а 39б
40а 40б 41а
41б 42а 42б

Текст опросника

1а. Инженер-технолог 2а. Завуч по внеклассной работе 3а. Дизайнер 4а. Ученый-химик 5а. Политически деятель 6а. Повар 7а. Адвокат 8а. Воспитатель 9а. Вязальщик 10а. Нотариус 11а. Переводчик художественной литературы 12а. Педиатр 13а. Заведующий магазином 14а. Философ 15а. Оператор ЭВМ 16а. Садовник 17а. Учитель 18а. Художник по металлу 19а. Гидролог 20а. Заведующий хозяйства 21а. Инженер-электронщик 22а. Главный зоотехник 23а. Спортивный врач 24а. Водитель автобуса 25а. Копировщик 26а. Архитектор 27а. Работник детской комнаты милиции 28а. Председатель колхоза 29а. Биолог 30а. Архивариус 31а. Стенографист 32а. Экономист 33а. Научный работник музея 34а. Корректор 35а. Радиооператор 1б. Конструктор 2б.Председатель проф. комитета 3б. Чертежник 4б. Бухгалтер 5б. Писатель 6б. Наборщик 7б. Редактор научного журнала 8б. Художник по керамике 9б. Санитарный врач 10б. Снабженец 11б. Лингвист 12б. Статистик 13б. Фотограф 14б. Психиатр 15б. Карикатурист 16б. Метеоролог 17б. Командир отряда 18б. Маляр 19б. Ревизор 20б. Дирижер 21б. Секретарь-машинистка 22б. Зоолог 23б. Фельетонист 24б. Медсестра 25б. Директор 26б. Математик 27б. Счетовод 28б. Агроном-семеновод 29б. Офтальмолог 30б. Скульптор 31б. Логопед 32б. Заведующий магазином 33б. Консультант 34б. Критик 35б. Специалист

Обработка и анализ результатов:

В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец – реалистичный тип;

2-й столбец – интеллектуальный тип;

3-й столбец – социальный тип;

4-й столбец – конвенциальный тип;

5-й столбец – предприимчивый тип;

6-й столбец – артистический тип.

Наибольшая сумма, набранная человеком в том или ином столбце, свидетельствует о то, что в его характере больше черт, свойственных данному типу личности.

Если две какие-либо суммы равны (или различаются не более чем на 3 балла), то, вероятно, эти типы в равной степени выражены в характере человека.

В любом случае, результат не является «рецептом» и тем более «приговором» по вопросу выбора профессии. Если в силу жизненных обстоятельство человек получил образование, не соответствующее предпочитаемому или наиболее подходящему для него виду профессиональной деятельности, он обычно может найти оптимальный вариант «на стыке» областей.

Профессия работника сервиса такова, что в ней может «найти себя» практически любой человек с самыми разным интересами; так, прежде всего, это управление людьми. Но можно выбрать сферу финансирования и иметь дело не с клиентами, а с их финансовыми документами. При других склонностях можно найти место в управлении производством, технологическими процессами или в экологических в природоохранных организациях и фондах или даже в шоу-бизнесе. Важно найти именно свою область и свой стиль.

Общий тип поведения

Как в жизни, так и в профессиональной деятельности каждому человеку свойствен определенный тип поведения. В одних случаях это препятствует, в других – способствует достижению успеха в работе и в жизни.

Практически любой человек проявляет определенную активность в свое работе, но ее уровень и направленность могут быть разными: в основном на достижение деловых успехов или на удовлетворение своих потребностей в комфорте и покое. Кроме того, в процессе своей деятельности одни люди большую часть времени находятся в согласии с самими собой, в ровном настроении, окружающий мир кажется им в основном доброжелательным, хотя и не без недостатков. Другим людям свойственны внутренние конфликты, тревожность, напряженность (такое состояние называется фрустрацией).

Специальные исследования показали, что каждому человеку присущ определенный тип поведения, отличающийся общим уровнем напряженности; при этом людям обычно кажется, что именно их тип поведения «нормальный», а другие живут «неправильно».

Работнику сервиса полезно знать не только свой, но и другие типы поведения, для того, чтобы при необходимости иметь возможность корректировать свое поведение и лучше понимать окружающих его людей. Ниже приводится тест-опросник для определения типа поведения, а также описания свойств людей с разными типами поведения.

ПРАКТИКУМ

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1714 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Татьяна Николаевна Прокофьева,
доктор философии в области соционики,
генеральный директор НИИ Соционики

АБИТУРИЕНТ, №11, 2003г (Обновлено в январе 2017г.)

Каждый из нас встречал в жизни людей, которые достигли в чем-то немалых успехов, причем удалось им это без видимых усилий, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и прикладывают. И не мало. Но труд этот доставляет такое удовольствие, что люди часто не могут поверить, что именно эту сферу деятельности и надо связывать с профессией. «За такое приятное занятие еще и деньги получать?» – говорят они.

А есть и другие, которые честно трудятся, работают от зари до зари. Вроде бы и работа достойная, и зарабатывают на жизнь, но взгляд у них потухший; не любят они свое дело. В чем причина? Просто эти люди не на своем месте.
Очень важно с самого начала, найти жизненную дорогу и дело по душе. Знание своего психологического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, избегать излишних трудностей. Лучше всего выбрать профессию, подходящую по психологическому типу личности. Постараемся в этой статье рассказать об особенностях психологических типов и показать, какие профессии им соответствуют.

Особенности психологических типов

Наука, изучающая психологические типы личности с точки зрения информационного обмена человека с миром, называется соционикой. Соционика, основанная на теории психологических типов К.Г. Юнга, подразделяет всех людей на 16 соционических типов и имеет большое значение для определения профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.

Соционика выделяет у каждого человека такие признаки, определяющие его принадлежность к одному из соционических типов:

  • логика – этика;
  • интуиция – сенсорика;
  • экстраверсия – интроверсия;
  • рациональность – иррациональность.

Это первые четыре из пятнадцати признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР). Все 15 признаков характеризуют наш соционический тип, дают объемное представление о нем. Признаки равноправны, что позволяет вести «перекрестные проверки» при определении типа. Любые два типа совпадают между собой по 7 признакам, а различаются по 8.

16 соционических типов также можно разделить тридцатью пятью способами на четверки или малые соционические группы (МГ), обладающие общими свойствами. Знание этих свойств дает настолько же глубокое представление о типе, как и признаки, и существенно расширяет возможности применения соционики для решения конкретных жизненных задач.

Как выбрать профессию, используя знание своего соционического типа

  1. Самый простой и эффективный соционический инструмент для профориентации

МГ СОЦИОНИЧЕСКИЕ КЛУБЫ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Эти малые группы построены на признаках: логика-этика и интуиция-сенсорика:

Что кроется за всеми этими названиями? Кратко остановимся на описании каждого признака.

Логики и этики

Функция логика сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями.

Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «Внесем ясность», «Эффективное доказательство», «Проанализируем детали», «Обдумаем решение», «Нужно (ненужно) для дела», «Заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д.

Этика сравнивает содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто использу

ют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный.

Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. В нашей практике было много примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программис

тами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли.

Было также замечено, что обещаниям логических типов можно верить больше, чем обещаниям этических. Логик старается сдержать данное слово, а если не может, заранее предупреждает, чтобы «не обмануть человека». Этику не так важно не обмануть, сколько не испортить отношений. Он часто обещает то, что от него ожидают другие как «от хорошего человека». При этом этик не чувствует себя лгуном, скорее осторожным дипломатом.

В процессе общения логики проявляют некоторую «эмоциональную закрытость», хорошо заметную даже на фотографиях. Их одежда, прически, манеры скорее правильны и просты, чем искусны.

Этики проявляют заинтересованность в общении, при этом используют эмоциональную подстройку к партнеру. Этики ценят впечатление, производимое их внешностью.

Интуиты и сенсорики

Интуиция сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее, дает предсказание еще не случившихся событий.

Ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, они часто рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Уверенности в своей материальности им хватает лишь до тех пор, пока они смотрят в зеркало. Жизненная позиция: «Поживем – увидим».

Интуиты всю жизнь пытаются разобраться в себе, а сенсорики менее озабочены вопросами самокопания.

Сенсорика сортирует информацию в пространстве, это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости.

Люди сенсорного типа живут ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно.

Из-за неразвитого абстрактного мышления он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

Кстати, о математических способностях. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят, как о логических. Это так. Однако нами было подмечено еще одно, более тонкое деление.

Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией.

Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем физикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

С помощью

МГ СОЦИОНИЧЕСКИЕ КЛУБЫ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать УПРАВЛЕНЦЫ, люди с сильными функциями логики и сенсорики. Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических схем. Они способны решить очень сложные технические вопросы.

В социальной сфере (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работники) смогут найти себя СОЦИАЛЫ, люди с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей.

Коммуникативную сферу (журналисты, психологи, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари) украсят ГУМАНИТАРИИ, у которых сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.

В научно-исследовательской сфере (все виды научной работы, а также маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) несомненных успехов добьются ИССЛЕДОВАТЕЛИ, люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей.

2. Еще один полезный соционический инструмент для уточнения профориентации человека

МГ целеполагания (соционические темпераменты).

Эти малые группы отвечают за количество и направленность целей у человека в зависимости от соционического типа. Они построены на признаках: экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Замечать новые объекты для экстраверта естественнее, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним.

Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Письменная речь дается им легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства.

Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Лица экстравертов более подвижные, на них чаще отражаются эмоции. У интровертов, наоборот, лица малоподвижны. С первого впечатления их обычно характеризуют как скромных. Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Рационалы и иррационалы

Рационалы, ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое умение и суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные поговорки, фразы: «Капля камень точит», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», «Ну, подведем итоги».

Иррационалы ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся построить свой взгляд на мир, увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. В отличие от рационалов, иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Они чаще доверяют внутренним ощущениям. Характерные фразы, поговорки: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет».

Рационалы и иррационалы по-разному распределяют время, отпущенное на подготовку к экзамену. Для рационала естественно распределять материал по дням и методично учит тему за темой. Иррационал будет учить все в последние день-два, и все равно «ночи не хватит».

Отличить рационала от иррационала можно по осанке и движениям.

Рационалы чаще имеют прямую спину, «военную выправку». В их движениях ощущается отсутствие гибкости. Они бывают сухопары. Если сутулы, то сутулость у них «угловатая».

Иррационалов отличает мягкость и закругленность линий. Их движения менее скованны, но эмоции более импульсивны.

Рационалы говорят ритмично, словно по полочкам раскладывают, мысли излагают последовательно.

Иррационалы говорят слитно, плавно, могут менять ритм и часто перескакивают с одной мысли на другую.

3. Еще один соционический инструмент

МГ Стимулы к деятельности

позволяет дать ответ на вопрос: Какой работой нам хочется заниматься?

А разве есть такая работа, чтобы никто не заставлял? И чтобы выполнять ее не только по приказу начальника, но и потому что самому интересно? Зная особенности восприятия разных психологических типов, мы можем и здесь говорить о некоторых закономерностях.

МГ Стимулы к деятельности построены на признаках: экстраверсия-интроверсия и интуиция-сенсорика

Интроверты с преобладанием функции сенсорики, ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности для представителей этих типов может стать создание комфортных условий и хороший заработок. Для таких людей очень важно, чтобы работа приносила надежный кусок хлеба, давала возможность кормить семью.

Экстраверты с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого работника следует стимулировать различными отличиями за хорошую работу, подчеркивать его высокий статус. Такой человек может быть руководителем, организатором.

Интроверты с преобладанием функции интуиции превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого человека интересной для него работой. Будьте уверены, он расскажет о ней много занимательных подробностей, которые вам были неизвестны.

В отличие от интровертов, экстраверты с преобладанием интуиции настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: «Никто такого еще не делал!», или собственной исключительности: «Никто больше так не умеет, как я!». «Заниматься необычным, быть непохожим на других» – главный девиз их деятельности. Представители этих типов переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартное принятое решение.

Определение психологических типов

Для того чтобы правильно определить свой тип личности, нужно обратиться за консультацией к психологу-соционику или пройти специальный диагностический тренинг. Необходимо подчеркнуть, что в поведении человека часто сочетаются противоположные качества. В одной ситуации человек может вести себя, например, как экстраверт и иррационал, а в другой как интроверт и рационал. Поэтому по поступкам человека его психологический тип определить бывает очень трудно. Профессиональный подход к диагностике психологического типа, применяемый в Научно-исследовательском институте соционики, включает многократные проверки диагноза, основанные на применении различных, взаимно дополняющих подходов. Психолог-консультант даст вам обоснование диагноза и ответит на все вопросы, связанные с ним.

В основе диагностики психологических типов на тренингах лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление, эмоциональность, общительность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включены задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

По ходу выполнения тренинговых заданий группа экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. Наряду с игровыми заданиями участникам предлагаются психологические тесты, основанные на проективных методиках и при необходимости, проводится диагностическое интервью для уточнения типа личности.

После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для каждого человека.

Обычная продолжительность тренингов в Центре профориентации НИИ соционики – три часа. Она включает ролевые и деловые игры, упражнения общения, публичных выступлений, интеллектуальное тестирование, творческие задания. После этого участники и родители подростков получают текст описания психологического типа, тренеры подробно рассказывают о психологических особенностях, способах наиболее успешной реализации в профессии, предпочтительном способе общения с данным подростком. Т.е. они могут подсказать, как

  • ставить четкие цели, принимать решения и планировать шаги к достижению, в частности, выбор будущего учебного заведения,
  • опираться на свои сильные стороны, умело подчёркивать их на собеседовании и на экзамене,
  • мотивировать себя к учёбе и работе.

Профориентация на основе типологических предрасположенностей, присущих нам от природы – это путь к успеху всех сферах нашей деятельности и к повышению качества нашей жизни.

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Социон. // Соционика, ментология и психология личности, № 5, 1996.
  2. Аугустинавичюте А..Теория признаков Рейнина. 1985, // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-5, 1998
  3. Рейнин Г. Р. Тайны типа. Модели. Группы. Признаки. М.: Чёрная белка, 2009. — 304 с. — (Библиотека SOCIONICA. Выпуск 2.)
  4. Гуленко В.В. , Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.
  5. Гуленко В.В.. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. — Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995.
  6. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. — М.: «Гном-Пресс», 1999, 108с.
  7. Савченко С.В., Савченко И. //

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *