Признание банкротства юридического лица

Содержание

Статья 65 ГК РФ. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ.

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

См. все связанные документы >>>

Комментируемая статья закрепляет основы института банкротства.

Основания признания должника банкротом, порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Действие данного Закона распространяется на юридические лица, в отношении которых ГК РФ допускает возможность признания их несостоятельными.

Исходя из легальной дефиниции, несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 указанного Федерального закона).

Далее Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет следующие понятия.

Должник — юридическое лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного законом срока.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному ГК РФ и (или) бюджетным законодательством РФ.

Обязательные платежи включают в себя налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов, а также административные штрафы и штрафы, установленные уголовным законодательством.

В качестве кредиторов по законодательству о банкротстве выступают лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Конкурсные кредиторы — это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

1) размер денежных обязательств, в том числе:

— размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

— размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

— размер обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

2) размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

При определении наличия признаков банкротства должника не учитываются:

— неустойки (штрафы, пени), подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, и проценты за просрочку платежа;

— убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

— иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Решение арбитражного суда о признании юридического лица банкротом является основанием для ликвидации данного юридического лица.

>Статья 65 ГК РФ. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Можно ли прекратить дело о банкротстве, если задолженность фирмы составляет менее 100 000 рублей?

По ст 65 ГК РФ юрлицо может признать банкротом суд. ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ о банкротстве предполагает, что неспособность лица удовлетворить требования своих кредиторов, то есть возникновение его долга, определяется моментом, когда он не вносит платежи на протяжении трех месяцев с момента, когда должен был их внести.

В соответствии с этим федеральным законом, заявление о признании юрлица банкротом суд принимает, если требования кредиторов к юрлицу как к должнику в сумме составляют не меньше 100 000 рублей. Иное может быть предусмотрено тем же законом, как особая ситуация.

Когда стоимости имущества организации не достаточно, чтобы удовлетворить запросы её кредиторов, то она может быть ликвидирована только в порядке ст 65 ГК РФ, то есть как банкрот. П 3 ст 65 ГК РФ даёт отсылку к ФЗ о банкротстве, указывая, что порядок ликвидации обанкротившейся организации и порядок удовлетворения запросов её кредиторов устанавливаются в соответствии с ФЗ.

ФЗ №127 в ст 224 содержит указание, что юрлицо может быть ликвидировано также и в случае, когда его имущества недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Это и есть предусмотренная законом особая ситуация.

ВАС РФ разъясняет, что к должнику, пребывающему в стадии ликвидации и не способному удовлетворить требования кредиторов даже с учетом стоимости всего имущества организации, применяется процедура банкротства.

Таким образом, в отношении ликвидируемой фирмы должны сложиться в совокупности два особых признака банкротства:

  • наличие решения о ликвидации;
  • нехватка средств для погашения долгов перед кредиторами.

Поэтому, если задолженность организации, пребывающей в стадии ликвидации, составляет менее 100 000, но при этом она не может расплатиться со своими кредиторами, то оснований для прекращения дела о банкротстве нет. Для признания ликвидируемого должника банкротом достаточно двух перечисленных выше условий.

Можно ли путем погашения требований налогового органа прекратить уже инициированную по его заявлению процедуру банкротства?

По (Конституция Статья Конституции) все организации и граждане обязаны платить установленные законами налоги. Обязанность по их уплате исполняется плательщиком самостоятельно, а её неисполнение влечёт направление требования об оплате и последующее принудительное взыскание. По Закону о банкротстве учредители организации-должника могут в любое время до окончания конкурсного производства погасить задолженность, удовлетворив требования кредиторов. Или третьи лица могут предоставить должнику средства для удовлетворения таких требований. Конкурсному управляющему, который во время процедуры ликвидации распоряжается делами фирмы, предоставляется в этом случае отчёт о том, что обязательства должника исполнены. При удовлетворении требований кредиторов организация уплачивает также штрафы, пени, проценты, неустойку и прочие возможные санкционные платежи, за недолжное исполнение обязательств. Чтобы начать процесс погашения требований, лицо, намеревающееся это сделать, направляет заявление о своём намерении внешнему управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Внешний управляющий открывает отдельный счёт, предназначенный только для удовлетворения требований кредиторов, на основании определения арбитражного суда. Итак, если путем всех этих манипуляций организация погашает свои долги, то внешнее управление завершается и производство по делу о банкротстве прекращается согласно ФЗ №127. Каких-либо исключений, касающихся налогов, закон не содержит. Если они включены в реестр требований должников, то погашаются в том же порядке, что и остальные требования кредиторов. Однако спорным является момент о возможности внесения платежей в бюджет не самим должником, а третьими лицами. В такой ситуации есть вероятность признания судом неисполненной обязанности по уплате долга по налогам. Также важно не забывать, что требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди. Налоги в этой очереди находятся на третьем месте, поэтому погашать задолженность по налогам и сборам при наличии непогашенной задолженности перед кредиторами первой и второй очереди незаконно. В таком случае процедуру банкротства отменить не получится. Итак, с учетом положений ст 65 ГК РФ и норм ст 113 и ст 125 ФЗ о банкротстве, можно сказать, что путем погашения требований налогового органа, инициировавшего процедуру банкротства, при соблюдении предусмотренного законом порядка, можно эту процедуру прекратить.

Признаки банкротства юридического лица в 2019 году

Общие признаки несостоятельности предприятия

Определение текущего размера задолженности для подачи заявления о банкротстве

Право и обязанность на подачу заявления о несостоятельности организации

Специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций

Что является признаками несостоятельности кредитной организации

Признаки несостоятельности стратегических предприятий

Признаки несостоятельности естественных монополий

Общие признаки несостоятельности предприятия

Признаки банкротства предприятия закреплены в ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ). Юрлицо должно иметь задолженность по выплате:

  • денежных обязательств своим бизнес-партнерам;
  • зарплаты и выходных пособий своим сотрудникам;
  • налогов, сборов и других обязательных платежей.

При этом она не погашается в течение 3 месяцев с того момента, когда обязательства должны были быть исполнены.

Дело о несостоятельности возбуждается арбитражным судом при условии, что суммарный размер задолженности юрлица составляет не менее 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 закона № 127-ФЗ).

Таким образом, общими признаками несостоятельности или банкротства являются:

  • наличие просроченной задолженности от 300 тыс. руб.;
  • неоплата такой задолженности на протяжении минимум 3 месяцев с момента ее возникновения.

Если некто производит платежи, препятствующие достижению долгом 300 тыс. руб., такое поведение признается злоупотреблением правом и не мешает принятию заявления о банкротстве, не лишает заявителя по делу о банкротстве, в пользу которого долг частично уплачен, статуса заявителя (определение ВС РФ от 15.08.2016 по делу № А53-2012/2015, постановление АС УО от 07.06.2017 по делу № А76-28779/2016).

ВАЖНО! Для упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника размер задолженности неважен (п. 1 ст. 227 закона № 127-ФЗ), в отличие от упрощенного банкротства ликвидируемого должника, которое допускается, только если долг ликвидируемого должника достиг 300 тыс. руб. (постановление АС УО от 07.09.2017 по делу № А60-1424/2017).

Определение текущего размера задолженности для подачи заявления о банкротстве

В размер задолженности включаются:

  • долги по зарплате, определенные на дату подачи заявления о несостоятельности юрлица в суд (п. 1 ст. 4 закона № 127-ФЗ);
  • долги по оплате полученных товаров, работ, услуг;
  • суммы займа с учетом процентов;
  • долги, возникшие в результате неосновательного обогащения или причинения вреда, за исключением некоторых обязательств, перечисленных в п. 2 ст. 4 закона № 127-ФЗ;
  • обязательные платежи.

В размер задолженности при определении признаков несостоятельности-банкротства юридического лица не включаются пени, штрафы, неустойки, убытки в виде упущенной выгоды и другие финансовые санкции.

Право и обязанность на подачу заявления о несостоятельности организации

Наличие рассмотренных выше признаков банкротства организации дает право на обращение в суд с заявлением о ее несостоятельности:

  • сотрудникам, которым не выплачена зарплата или пособие (наличие задолженности и ее размер должны быть установлены судебным решением, вступившим в законную силу);
  • уполномоченными органами по истечении 30 дней с момента принятия решения о взыскании долга;
  • кредиторам юрлицам по требованиям, подтвержденным судебным решением, вступившим в законную силу.

Ст. 8 закона № 127-ФЗ дает юрлицу право на обращение в суд в случае предвидения своей несостоятельности при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что оно не сможет исполнить свои денежные обязательства в срок.

П. 1 ст. 9 закона № 127-ФЗ устанавливает следующие случаи, когда директор юрлица обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности:

  • погашение задолженности перед 1 или несколькими кредиторами сделает невозможным исполнение других обязательств;
  • органом юрлица или собственником унитарного предприятия принято решение о подаче в суд заявления о несостоятельности;
  • обращение взыскания на имущество юрлица осложнит или сделает невозможной его дальнейшую хоздеятельность;
  • у юрлица имеются признаки неплатежеспособности и (или) недостатка имущества;
  • имеется 3-месячная задолженность по зарплате перед сотрудниками, которая возникла из-за недостатка средств.

Невыполнение директором указанной обязанности может привести к субсидиарной ответственности по долгам юрлица-банкрота (о ней можно узнать из статьи Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве).

О признаках преднамеренного или фиктивного банкротства читайте в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства».

Специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций

Пп. 4, 5 ст. 177 закона № 127-ФЗ называет следующие специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций: наличие суммарной задолженности в размере 0,5 млн руб. и неисполнение требований о ее погашении в течение 3 месяцев с того момента, как они должны были быть выполнены.

Таким образом, размер требований для объявления сельхозорганизации несостоятельной увеличен по сравнению с общим правилом на 200 тыс. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 177 закона № 127-ФЗ к сельхозорганизациям относятся юрлица:

  1. Сельхозпроизводители, основными видами деятельности которых являются:
    • производство сельхозпродукции;
    • производство или переработка сельхозпродукции.

    При этом выручка от продажи такой продукции должна быть не менее половины выручки юрлица.

  2. Рыболовецкие артели, которые занимаются:
    • производством сельхозпродукции;
    • производством и переработкой сельхозпродукции;
    • выловом водных биологических ресурсов.

Выручка от реализации указанной выше продукции должна составлять не менее 70% от выручки артели.

Что является признаками несостоятельности кредитной организации

Для кредитной организации признаками банкротства являются (п. 1 ст. 189.8 закона № 127-ФЗ):

-невозможность удовлетворить требования сотрудников, партнеров по выплате денежных средств, а также исполнить обязанность по уплате налогов и сборов — как собственную, так и по распоряжению клиентов с их банковских счетов;

-неисполнение указанных выше обязательств в течение 2 недель с того момента, как они должны были быть выполнены;

-недостаточность активов кредитной организации для выполнения указанных обязательств.

Кроме того, в ст. 189.10 закона № 127-ФЗ закреплены случаи, когда в отношении кредитной организации принимаются меры по предупреждению ее несостоятельности. В частности, если кредитная организация:

  • Не исполняет на протяжении последнего полугода свои обязательства перед партнерами или не уплачивает налоги и сборы в срок до 3 дней с момента наступления обязательств в связи с недостатком денежных средств.
  • Не исполняет указанные выше обязательства в срок, который превышает 3 дня.
  • Нарушает какой-либо из нормативов достаточности собственных средств, установленных ЦБ РФ. О статусе Центрального банка России читайте в статье «Организационная структура ЦБ РФ и статус по Конституции».
  • Нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10% и т. д.

Признаки несостоятельности стратегических предприятий

Для возбуждения дела о несостоятельности стратегических предприятий необходима суммарная задолженность не менее 1 млн руб. в совокупности по нескольким кредиторам, которая не погашена в течение 6 месяцев с того момента, как наступил срок (пп. 3, 4 ст. 190 закона № 127-ФЗ).

К рассматриваемым предприятиям относятся:

  • Федеральные госпредприятия, акционерные общества, чьи акции находятся в собственности РФ, осуществляющие выпуск продукции, которая имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности страны, защиты прав и законных интересов граждан РФ.
  • Предприятия оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающие выполнение гособоронзаказа.

Перечни стратегических предприятий утверждены Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 и распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р. Для применения специальных правил о несостоятельности достаточно включения в 1 из этих перечней (определение ВС РФ от 24.12.2015 по делу № А07-1246). В данный список входят, например, Администрация гражданских аэропортов (г. Москва), Амурский патронный завод «Вымпел» (Хабаровский край) и др.

Признаки несостоятельности естественных монополий

Для возбуждения дела о несостоятельности естественных монополий, т. е. предприятий, осуществляющих производство и реализацию продукции в условиях естественной монополии, требуется:

-наличие суммарной задолженности перед партнерами, сотрудниками и бюджетом не менее 1 млн руб. (п. 3 ст. 197 закона № 127-ФЗ);

-неисполнение обязанности по ее погашению в течение полугода с того момента, как денежные обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 197 закона № 127-ФЗ).

Кроме того, должны быть выполнены еще 2 условия:

  • указанные выше требования должны подтверждаться исполнительным документом;
  • требования не были удовлетворены полностью путем обращения взыскания на имущество естественной монополии.

При отнесении юрлиц к субъектам естественной монополии следует руководствоваться положениями закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

***

Итак, общими признаками несостоятельности юрлиц являются наличие задолженности перед сотрудниками, бизнес-партнерами, бюджетами различных уровней в размере 300 тыс. руб. и ее непогашение в течение 3 месяцев с момента возникновения.

В законе № 127-ФЗ также приведен ряд предприятий, к которым применяются другие правила. Например, более жесткие для кредитных организаций, где срок неисполнения требований сокращен до 2 недель, или более мягкие, например для субъектов естественных монополий. В последнем случае размер задолженности увеличен до 1 млн руб., а срок неисполнения требований о погашении долга — до полугода.

Банкротство юридических лиц – правила меняются

Костанец Богдан

Руководитель проекта БАНКРОТЧИК.РФ

специально для ГАРАНТ.РУ

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона).

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. «б» п. 3 ст. 1 Закона).

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать «своего» арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника «лояльного» арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием «нужного» арбитражного управляющего сохранилась.

4

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст. 1 Закона). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона).

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (подп. «а» п. 10 ст. 1 Закона). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 (п. 2. ст. 25.1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции (подп. «б» п. 10 ст. 1 Закона) – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013, Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Гражданское право. Часть 1. Шпаргалка (О. В. Бобкова, 2009)

12. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки банкротства. Юридическое лицо не можетудовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Процедуры банкротства:

1) наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов. Об этом объявляют на первом собрании кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя;

2) финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Вводится на срок не более чем 2 года. Для проведения процедуры назначается административный управляющий;

3) внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Для проведения процедуры назначается внешний управляющий. Срок процедуры не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев;

4) конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Для его проведения назначается конкурсный управляющий. Конкурсное производство вводится сроком на 1 год (срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев).

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно утверждается арбитражным судом.

Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *