Приказ 835н о предрейсовых

Содержание

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н
Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 декабря 2014 г. N 835н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСМЕННЫХ, ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕСМЕННЫХ,

ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

Министр

В.И.СКВОРЦОВА

Приложение

к приказу Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 15 декабря 2014 г. N 835н

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСМЕННЫХ, ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕСМЕННЫХ,

ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <1>.

<1> Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) (далее — ТК РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами <1>.

<1> Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения <1>.

<1> Пункт 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения <1>.

<1> Пункт 5 части 2 статьи 46 Федерального закона.

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов <1>.

<1> Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя <1>.

<1> Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 ТК РФ.

8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя <1>) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

<1> Часть 4 статьи 24 Федерального закона.

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя <1>.

<1> Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

1) дата и время проведения медицинского осмотра;

2) фамилия, имя, отчество работника;

3) пол работника;

4) дата рождения работника;

5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;

6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;

7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;

8) подпись работника.

15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью <1>.

<1> Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 27, ст. 3463).

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).

19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

«Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 — 2016 годы» (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013) (ред. от 18.11.2016)

— выполнять мероприятия по улучшению условий и охраны труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», проводить обязательные предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры работников в соответствии с приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров;

«Дополнительное соглашение N 1 о продлении на 2017 — 2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 — 2016 годы и внесении в него изменений и дополнений» (утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 18.11.2016)

«проводить обязательные предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры работников в соответствии с приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров;»

Приказ Минздрава 835н

Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 года №835н на настоящий момент самый актуальный нормативный акт, который обязывает всех профессиональных шоферов проходить предрейсовые осмотры. Помимо этого, именно в нем впервые была узаконена необходимость проведения медосмотра шоферов, как перед рейсом, так и после него.

В тексте приказа подробно разъяснены все нюансы проведения медицинских осмотров — кто должен их проводить и с какой целью, а также описан порядок действий и требования к оснащению помещения, предназначенного для данного мероприятия. Таким образом, благодаря этому документы все сомнения лиц, имеющих отношение к данной теме, были развеяны. Осуществлять предрейсовые осмотры в праве исключительно специалисты с медицинским образованием в оборудованном кабинете. В конце предрейсового медосмотра результаты заносятся в специальный журнал учета, который ведется строго по установленному образцу. Форма этого журнала и сведения, которые в него вносятся, также определены настоящим приказом.

Все организации и индивидуальные предприниматели, работа которых связана с перевозкой грузов или пассажиров обязаны организовать возможность проведения предрейсовых осмотров в фирме с включением в штат сотрудника с медицинским образованием, или заключить договор со сторонней организацией, оказывающей подобные услуги. Оборудование места для медосмотров предполагает выделение помещения, покупка необходимого оборудования и инструментов. Вариант сотрудничества с медицинской организацией гораздо удобнее и выгоднее.

Компания «Медицинская профилактика» осуществляет квалифицированный предрейсовый осмотр сотрудников, которые обязаны проверить состояние своего здоровья перед отправкой в дорогу. У нас есть все условия для проведения данного мероприятия – оборудованное по всем требованиям помещение, квалифицированные работники, необходимый инвентарь. Наша компания имеет лицензию государственного образца на осуществление медицинских манипуляций, включая осмотры автоводителей пред отправкой в рейс и после него.

За плечами нашей работы многолетний опыт осуществления медосмотров профессиональных шоферов. Мы знаем все нюансы нормативно – правовой базы, регулирующей данный вид деятельности. Наша сотрудники ответственно и добросовестно выполняют свои обязанности. Сотрудничество с нами – это гарантия вашего спокойствия, проведение осмотров водителей и заполнение необходимой документации по всем правилам.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Установлен порядок проведения пред-, послесменных и пред-, послерейсовых медосмотров.

Указанные медосмотры проводятся в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также тех, которые связаны с движением транспорта. Кроме того, такие медосмотры проходят работники организаций пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинских и детских учреждений и некоторые другие.

Цель осмотров — выявить признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Медосмотры оплачивает работодатель.

Осмотры проводит медорганизация, имеющая необходимую лицензию.

По результатам осмотра выносится соответствующее заключение.

Результаты осмотров вносятся в специальный журнал регистрации. Он может вестись на бумажном носителе или в электронном виде.

Если в ходе осмотра у работника выявлены вышеназванные признаки, ему выдается справка для предъявления в медорганизацию. Последняя обеспечивает учет всех выданных справок.

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Обновлено: 12.12.2019 14:48

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры — это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).

Данное предписание гласит:

  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Приказ №835 » Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров»

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Когда проводится предрейсовый медосмотр?

В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

  • Согласно нормативному документу (Приказ Минтранса №15 от 20/08-04, п. 15), время прохождения медосмотра, инструктажа, технического состояния транспорта является рабочим.
  • Медработник должен проводить осмотры в течение всего рабочего дня водителя, управляющего автотранспортом (п. 6). Исключение предусмотрено для работников экстренных служб.

Кто оплачивает расходы на проведение медосмотра?

В п. 7 данного закона говорится, что все финансовые затраты на проведение осмотров водителей ложатся на работодателя.

  • Если водитель является индивидуальным предпринимателем, он самостоятельно выбирает медучреждение для медосмотра и оплачивает оказанные услуги.
  • Работодатель может организовать медкабинет на территории транспортного предприятия или заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию на оказание услуги проведения медосмотров.

Кто имеет право проводить осмотры?

Это может быть: медучреждение; лицензированная организация; нанятый работник, зачисленный в штат транспортного предприятия.

К лицу, осуществляющему предрейсовый медосмотр предъявляется ряд требований:

  • Медработник обязан иметь специальное образование, пройти обучение, получить сертификат и лицензию на оказание данного вида услуг.
  • Какие судебные решения принимаются по предрейсовым осмотрам при не соблюдении ФЗ
  • С организацией, оказывающей услуги по предрейсовым медосмотрам, работодатель заключает договор, в котором прописываются все нормы сотрудничества. Таким образом часть ответственности за качество осмотра берет на себя медучреждение.

Какие процедуры входят в осмотр водителя?

При осмотре медработник выявляет по внешнему виду, поведению, показаниям алкотеста состояние водителя.

  • При подозрении на опьянение (алкогольное, наркотическое, токсическое) проводится более тщательное обследование, требующее дополнительного анализа: взятия мочи.
  • При отказе, выписывается направление в поликлинику, запрещается выходить в рейс. Данная процедура регламентируется приказом Минздрава РФ №40 от 26 февраля.
  • При отсутствии вышеописанных симптомов проводится опрос о наличии жалоб на здоровье, измеряется температура, проверяется пульс.
  • Обязательно измеряется артериальное давление. Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.

Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.).

Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, часть 2, работодатель вправе внести изменения в вышеперечисленные функции медработника.

Журнал предрейсового осмотра

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

О чем информирует штамп медосмотра?

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Ответственность за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Чтобы повысить безопасность на дорогах, вышел Приказ №196 от10/12 1995 года, где предписано:

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание: Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).

Уголовное наказание за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Какие требования выдвигает закон к осмотрам водителей транспортных средств перед их отправлением в рейс?

Эти требования регламентирует ряд нормативно-правовых документов, а также положения и выдержки из Трудового Кодекса (ст.213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.20, п.1), письма Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» .

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно! Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

Обратите внимание! Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *