По договору производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать

Договор контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю) (п. 1 ст. 505 ГК).

Договор контрактации консенсуальный, двусторонний, возмездный.

Как гражданско-правовая форма договор контрактации охватывает сферу производства сельскохозяйственной продукции, ее заготовки. В действующем ГК договор контрактации позиционируется как вид купли-продажи, хотя в ГК 1964 г. это был самостоятельный гражданско-правовой договор.

В существующей гражданско-правовой форме договор контрактации присущ отечественному гражданскому праву. В юридической литературе долгое время договор контрактации вызывал споры относительно его отраслевой принадлежности. Помимо гражданско-правовых элементов в правоотношениях контрактации находили административно-правовые элементы, а также конструкции, идентифицирующие сельскохозяйственное право.160

Источники правового регулирования. Основные положения о договоре контрактации содержатся в § 5 гл. 30 ГК. Отношения по договору контрактации, не урегулированные правилами § 5 гл. 30 ГК, регулируются правилами о договоре поставки товаров (ст.ст. 476 – 494), а при заготовке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд – правилами о договоре поставки товаров для государственных нужд (ст.ст. 495 – 504 ГК). Отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции регулируются также иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок и условия закупки сельскохозяйственной продукции отдельных наименований.

Элементы договора контрактации

Стороны. Производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. Производителями и заготовителями сельскохозяйственной продукции могут быть как юридические, так и физические лица. Производителями сельскохозяйственной продукции чаще всего являются различные сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, опытные станции по выращиванию сельскохозяйственной продукции, индивидуальные предприниматели. В качестве заготовителей, как правило, выступают коммерческие организации, использующие при производстве своей продукции продукцию сельскохозяйственного производства: консервные заводы, заводы по переработке сахарной свеклы, предприятия молочной и мясной промышленности и др. Заготовителями могут быть и индивидуальные предприниматели.

Предмет договора. Предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция: продукция растениеводства, животноводства, пушно-меховое сырье и др. Передаваемые по договору контрактации вещи могут быть определены не только родовыми признаками, но и индивидуально-определенными. В отличие от поставки, не вся продукция вовлекается в товарооборот. Определенная ее часть используется для производства сельскохозяйственной продукции следующего производственного цикла.

Сроки в договоре контрактации. Это срок исполнения договора, который определяется соглашением сторон с учетом сроков (периодов) сельскохозяйственного производства. С другой стороны это срок предоставления тары или упаковки, в тех случаях, когда они необходимы для доставки сельскохозяйственной продукции, срок, необходимый для вывоза сельскохозяйственной продукции, срок, установленный для осуществления расчетов.

Цена в договоре контрактации. Цена в договоре контрактации определяется соглашением сторон с учетом законодательства о ценообразовании, в том числе и на основе действующего в стране механизма государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Последнее наиболее характерно для практики закупки сельскохозяйственной продукции предназначаемой для государственных нужд. Так, Совет Министров Республики Беларусь периодически принимает постановления, касающиеся закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Форма договора. Договор контрактации заключается в письменной форме.

Содержание договора контрактации. Основными обязанностями производителя сельскохозяйственной продукции является: а) производство сельскохозяйственной продукции; б) передача сельскохозяйственной продукции заготовителю. Передаваемая производителем сельскохозяйственной продукции продукция должна соответствовать условиям договора о количестве, качестве, ассортименте. Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность производителя сельскохозяйственной продукции организовать сельскохозяйственное производство, обеспечивающее получение сельскохозяйственной продукции необходимого ассортимента и качества (п. 2 ст. 506 ГК).

В обязанности производителя сельскохозяйственной продукции входит обязанность представить заготовителю по его требованию отчет об использовании полученных финансовых и материальных средств.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан сообщить заготовителю о невозможности поставки сельскохозяйственной продукции вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает. Неисполнение этой обязанности по вине производителя сельскохозяйственной продукции лишает его права ссылаться на эти обстоятельства (п. 4 ст. 509 ГК).

Если в результате обстоятельств, за которые ни одна из сторон договора контрактации не отвечает, производитель сельскохозяйственной продукции не может произвести и передать сельскохозяйственную продукцию заготовителю, он обязан возвратить полученный от заготовителя аванс.

Заготовитель обязан принять и оплатить сельскохозяйственную продукцию. Презюмируется обязанность заготовителя принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения сельхозпроизводителя посредством ее вывоза. Иной порядок передачи сельскохозяйственной продукции может быть предусмотрен договором контрактации. В договоре контрактации стороны могут закрепить обязанность заготовителя принять на установленных в договоре условиях всю сельскохозяйственную продукцию, произведенную сельхозпроизводителем. Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель не вправе отказаться от принятия частичного исполнения по данному договору (п. 3 ст. 508 ГК). Стороны договора контрактации могут также установить в договоре обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю сельскохозяйственной продукции отходы от переработки этой продукции с оплатой по цене, предусмотренной договором контрактации.

Если сельскохозяйственная продукция подлежит доставке в таре или упаковке, заготовитель обеспечивает производителя сельскохозяйственной продукции необходимой тарой и упаковочными материалами в количестве и сроки, установленные договором контрактации (п. 2 ст. 508 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 507 ГК заготовитель обязан предоставить производителю сельскохозяйственной продукции предусмотренные договором контрактации финансовые и материальные средства, оказать техническое содействие для осуществления производства сельскохозяйственной продукции.

Порядок оплаты за сельскохозяйственную продукцию устанавливается договором контрактации на основе действующего законодательства о расчетах.

Ответственность по договору контрактации. Применительно к договору контрактации гражданско-правовая ответственность сторон неоднозначна. В отличие от заготовителя сельскохозяйственной продукции, ответственность которого наступает на общих для предпринимателей основаниях – строится на началах риска (п. 3 ст. 372 ГК), производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины (п. 2 ст. 509 ГК).

«Правовое регулирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции» (Андреева Л., «Российская юстиция», 1998, N 9)

Правовое регулирование производства и сбыта
сельскохозяйственной продукции

Сельское хозяйство — одна из отраслей, объективно нуждающихся в государственных поддержке и регулировании. Обеспечение национальной продовольственной безопасности является в настоящее время одной из приоритетных задач. Поэтому вполне понятны действия верхней палаты Федерального Собрания — Совета Федерации, который принял решение о внесении в 1998 году на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию» и «О государственном регулировании импорта продовольствия».

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства определены в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства». В нем предусмотрены, в частности, меры государственного воздействия на формирование и функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия (далее — сельхозпродукции). Прежде всего в Законе закреплен принцип свободной реализации производимой сельхозпродукции товаропроизводителями, предусмотрено обеспечение гарантированности сбыта отдельных видов продукции, внедрение системы залога приобретенной в собственность государства продукции, осуществление мероприятий по стабилизации рынка путем проведения закупочных и товарных интервенций, установление гарантированных цен на сельхозпродукцию, предоставление различных дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и т.д.

Однако механизм реализации этого очень важного закона до конца не разработан. Предусмотренные в нем некоторые правительственные акты, которые следует принять, до сих пор не приняты.

В постановлении Правительства РФ от 15 апреля 1998 г. «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1998 году» предусмотрен ряд конкретных мер поддержки сельскохозяйственного производства, определены объемы производства основных видов продукции, поставлена задача создания рыночной инфраструктуры.

Для многочисленных товаропроизводителей очень большое значение имеет обеспечение стабильной реализации производимой ими продукции, что невозможно без развитой инфраструктуры оптового рынка.

В опубликованной Концепции развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации (см.: Оптовый рынок. 1998. N 4) отмечается необходимость создания федеральной информационной системы, обеспечивающей товаропроизводителей оперативной информацией о спросе и предложении товаров, ценах, условиях поставки, развитии оптово-посреднических организаций, складского хозяйства, тароупаковочной индустрии, оптовых продовольственных рынков и других рыночных структур.

Одной из основных составляющих рынка сельхозпродукции является рынок государственных закупок. Правовой базой являются здесь Федеральные законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном оборонном заказе».

Установлены два уровня формирования госзаказов на закупку и поставку сельхозпродукции — для федеральных госнужд (федеральный фонд) и региональных госнужд (региональные фонды).

Первоначально функции госзаказчика были возложены на Федеральную продовольственную корпорацию, созданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. N 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». Помимо функций госзаказчика, Федеральная продовольственная корпорация должна была организовывать товарные интервенции для стабилизации рынка, содействовать экспортно-импортным операциям на продовольственном рынке и развивать рыночную инфраструктуру.

Госзаказчику законом предоставлено право передавать выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов для госнужд другим субъектам. Федеральная продовольственная корпорация (ФПК) использовала предоставленное законом право и передавала на договорной основе функции госзаказчика другим посредникам, получая от этого вознаграждение, что в конечном счете увеличивало стоимость продукции.

Поставленные перед ней задачи ФПК не выполнила. Особенно катастрофическое положение сложилось с обеспечением продовольствием военнослужащих Минобороны, поставщиком которого также выступала ФПК.

В этих условиях для формирования федерального продовольственного фонда Правительством РФ стали привлекаться финансово-промышленные группы (см.: постановление Правительства РФ от 27 января 1996 г. N 62 «О привлечении финансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия»; постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1446 «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» ФПК была ликвидирована и на ее основе создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.

Создание данной структуры в организационно-правовой форме унитарного предприятия, являющегося разновидностью коммерческой организации, позволяет осуществлять, помимо функций государственного регулирования продовольственного рынка, еще и коммерческую деятельность с целью получения государством прибыли. Федеральное агентство должно также организовывать проведение закупочных и товарных интервенций.

Новую структуру нельзя отождествлять с ПФК. Основными направлениями деятельности Федерального агентства являются мониторинг состояния рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, создание системы информационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры, участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков, разработка предложений по организационно-правовым формам регулирования рынка, перспективных прогнозов и т.д.

Следует подчеркнуть, что на Федеральное агентство возложено выполнение функций госзаказчика по формированию оперативного резерва Правительства РФ и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории. Для обеспечения других государственных нужд госзаказчики не определены.

Госзакупки и поставки продукции при проведении закупочных и товарных интервенций должны осуществляться исключительно хозяйствующими субъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе Федеральным агентством.

Таким образом, проблема выбора рациональной структуры обеспечения государственных нужд пока не решена.

В Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» предусмотрен широкий круг субъектов — возможных госзаказчиков (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие и некоммерческие организации).

Один из вариантов — привлечение агропромышленных финансовых корпораций, опыт работы которых по выполнению функций госзаказчиков имеется и его следует проанализировать.

Основная обязанность госзаказчиков — это оплата продукции, поставляемой поставщиками. Однако собственных денежных средств у госзаказчика не имеется, финансирование осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных источников и, как показывает практика, сбои в оплате продукции происходят довольно часто.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют закупку сельхозпродукции по заключенным договорам с товаропроизводителями, а также выделение финансовых средств госзаказчикам для оплаты продукции. При ненадлежащем исполнении гарантии вызванные этим штрафные санкции и убытки должны возмещаться товаропроизводителям и потребителям из средств соответствующего бюджета.

Однако механизм реализации этой обязанности Правительства в законе не предусмотрен, не определены условия и порядок взаимоотношений госзаказчиков и Правительства.

Поэтому представляется, что более рациональным вариантом был бы такой, когда стороной заключаемого госконтракта с поставщиками выступает Правительство Российской Федерации (при поставках продукции для федеральных госнужд) или соответствующий субъект Российской Федерации (при поставках продукции для региональных госнужд), а не госзаказчик.

Правовым основанием для этого является глава 5 ГК РФ — «Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством».

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ по их поручению могут выступать государственные органы и иные субъекты.

Наиболее распространенными договорами, заключаемыми при реализации сельхозпродукции, являются договоры контрактации и поставки.

Первый из них не всегда применялся при реализации сельхозпродукции. Отношения между производителями сельхозпродукции и покупателями чаще опосредовались при помощи договора поставки.

В настоящее время законодатель счел необходимым предусмотреть в Гражданском кодексе РФ договор контрактации в качестве разновидности договора поставки, а при реализации продукции для госнужд — разновидности договора поставки для госнужд.

Между тем заключение договора контрактации или поставки имеет для товаропроизводителя сельхозпродукции большое значение, так как за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по договору контрактации производитель несет ответственность лишь при наличии его вины (ст.538 ГК РФ), а при нарушении договора поставки действует общий принцип безвиновной ответственности предпринимателя.

В Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» употребляются два термина — закупка и поставка. Закупкой является форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях. Поставка — это форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В отношениях между государственным заказчиком и товаропроизводителем преимущественно используется договор контрактации, опосредующий закупку сельхозпродукции для госнужд.

Одной из организованных форм оптовой торговли и неотъемлемой частью инфраструктуры рынка являются товарные биржи. К сожалению, в нашей стране биржевая торговля пока не получила достаточного развития. Мировой же опыт свидетельствует, что реализация так называемых биржевых товаров (пшеница, соя, сахар и т.д.) является весьма эффективной.

Однако действующий в настоящее время Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» в значительной степени устарел. Товарные биржи были организованы в соответствии с организационно-правовыми формами, предусмотренными в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности, что не соответствует их сущности.

Поскольку товарные биржи являются, образно говоря, местом для проведения торговли, и сами предпринимательской деятельностью не занимаются, они должны функционировать и быть организованы в качестве некоммерческих организаций с предоставлением им соответствующих льгот по налогообложению.

Что касается ярмарочной торговли сельхозпродукцией, то ей препятствует отсутствие надлежащей организации и правовой базы.

Организацией проведения выставок и ярмарок в настоящее время занимаются свыше 100 организаций, а надлежащей координации их деятельности нет. Часть из этих организаций объединилась в Союз выставок и ярмарок, являющийся общественной организацией, которая занимается совершенствованием методики проведения ярмарок, подготовкой предложений по совершенствованию законодательства в этой области.

Нормативных актов, регулирующих ярмарочную торговлю в условиях перехода к рыночной экономике, до сих пор нет. Для должной организации ярмарочной торговли необходима современная правовая база — акты, регулирующие проведение ярмарок, лицензирование этой деятельности, разработка общероссийской концепции по развитию ярмарочно-выставочной деятельности.

Одной из перспективных форм оптовой торговли в цивилизованных странах признана система торговли сельхозпродукцией через оптовые продовольственные рынки.

Прямые поставки продовольствия в систему розничной торговли (система супермаркетов) имеют ограниченное применение. При этом изучение спроса, организация рекламы, поиск покупателей и т.п. возлагаются на самого производителя, что является неэффективным, ведет к росту запасов готовой продукции и увеличению себестоимости и цен.

Опыт зарубежных стран (Испания, Франция, Япония и др.) показывает, что задача обеспечения городского населения продовольствием эффективно решается при помощи оптовых рынков. Оптовые продовольственные рынки (ОПР) не следует путать с мелкооптовыми и розничными рынками, на которых многие жители покупают продукты питания. Это новый субъект оптовой торговли.

Правовой основой создания ОПР в России явилось постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». В соответствии с данным постановлением было принято решение о проведении экономического эксперимента по организации ОПР в ряде городов, в том числе Туле, Кемерове, Новокузнецке, Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге и других.

С тех пор прошло уже несколько лет, и результаты эксперимента являются положительными.

Помимо указанного постановления Правительства РФ есть Положение о Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков (утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. N 689), Временные правила торговли на оптовых продовольственных рынках национального значения, Типовой устав ОАО «Оптовые продовольственные рынки», утвержденные Генеральным директором Федеральной продовольственной корпорации 10 февраля 1997 г., и некоторые другие документы.

Неотложная задача создания надежной системы обеспечения населения отечественными продуктами питания и сырьем для перерабатывающей промышленности требует решения многих правовых вопросов. Поскольку это близкая к биржевой торговле форма организованного рынка, необходимо выяснить соотношение этих двух институтов, выявить их общие черты и различия.

Итак, что же такое ОПР? В постановлении Правительства они определены как предприятия, которые могут создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Предпочтительной является открытое акционерное общество. Контрольный пакет акций должен оставаться, как правило, у администрации города.

Цель создания ОПР в постановлении Правительства определена как предоставление непосредственным производителям необходимых условий для сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственными товарами предприятий торговли и общественного питания и сырьем — пищевых и перерабатывающих предприятий.

Оптовый продовольственный рынок организуется как специально обустроенное место для проведения торговли по определенным правилам. ОПР сам куплей-продажей не занимается, он является организатором торговли сырьем и продовольствием. Кроме этого, ОПР предоставляет в аренду торговые места, оказывает информационные услуги, услуги по хранению товаров, осуществляет контроль за качеством товаров, соблюдением санитарных, противопожарных и иных норм и нормативов.

Участниками торговли на ОПР являются оптовые продавцы и оптовые покупатели. Всем участникам должно быть предоставлено право равного и свободного доступа на рынок. Необходимо обеспечить наличие конкуренции на рынке.

Продавцы обязаны пройти аккредитацию на рынке, документально подтвердить качество продукции. При необходимости может осуществляться экспертиза представленных к продаже товаров.

Купля-продажа должна носить публичный характер, продавцы не должны отказываться от заключения договора с оптовым покупателем, оказывать предпочтение тем или иным покупателям при достижении соглашения по основным условиям договора.

Оптовые продовольственные рынки могут функционировать в качестве универсальных или специализированных. Заключаемые на рынке сделки подлежат регистрации.

Таким образом, ОПР и товарные биржи — близкие формы организации оптовой торговли, однако не тождественные. Товарных бирж, действующих в настоящее время, очень мало, и торговля сельскохозяйственной продукцией на них ведется в крайне незначительных количествах.

На биржах проводятся периодические торговые сессии, ОПР же является постоянно действующим, торговля на нем производится ежедневно. Hа биржу допускается ограниченный круг субъектов. Все виды биржевых сделок вправе заключать лишь ее члены, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами. Далее. К биржевой торговле допускаются лишь биржевые товары, под которыми понимаются не изъятые из оборота товары определенного рода и качества, допущенные в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Товары должны быть стандартизированы. В отличие от этого подобных строгих требований к сельскохозяйственной продукции на ОПР не существует.

На биржах заключаются сделки как с реальным товаром, так и с стандартными контрактами и коносаментами на товар.

Цены на ОПР устанавливаются по соглашению сторон, на биржах же действует аукционный порядок установления цены.

Приведенные различия показывают, что товарные биржи и ОПР являются взаимодополняющими формами оптовой торговли.

Более чем трехлетний опыт существования ОПР доказал их экономическую эффективность. Думается, настало время принять федеральный закон об оптовых продовольственных рынках.

Кандидат юридических наук

доцент МГЮА

Л.Андреева

Иногда организации и предприниматели покупают товары у граждан-непредпринимателей. Какие документы нужно оформить, чтобы включить стоимость покупки в расходы? Как при последующей продаже этого товара рассчитать НДС? И надо ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с дохода гражданина при оплате ему товаров?

Оформляем первичные документы

Организации нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме в любом случае <1>, а предпринимателю — при сумме сделки более 1000 руб. <2>

Примечание. Ограничений по сумме наличных расчетов с физическими лицами нет. Ведь лимит в размере 100 000 руб. распространяется только на расчеты наличными между организациями, организациями и предпринимателем, а также между предпринимателями <3>.

Но совсем не обязательно у вас должен быть объемный документ с названием «Договор». Это может быть закупочный акт, в котором стороны укажут, что продавец передал покупателю конкретный товар, а покупатель, в свою очередь, уплатил продавцу деньги. Этот акт одновременно будет и первичным документом товара для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Унифицированная форма закупочного акта — N ОП-5 <4> (далее — акт ОП-5) — есть только для организаций общепита, закупающих сельхозпродукцию. Также установлена обязанность торговых организаций оформлять закупочным актом приобретение у населения сельхозпродуктов, дикорастущих ягод, грибов, орехов <5>, но для этой ситуации унифицированной формы акта нет.

Таким образом, если у вас не общепит, то вы можете <6>:

<или> воспользоваться актом ОП-5;

<или> разработать свою форму акта. Причем оптимальный вариант — взять за основу акт ОП-5, убрав из него ненужные вам строки. Например, имеет смысл исключить, как утратившие актуальность, следующие данные на оборотной стороне этого акта:

— о государственной регистрации продавца в качестве предпринимателя;

— о наличии подсобного хозяйства продавца;

— об удержании подоходного налога.

При этом организации в учетной политике следует указать, какую форму акта она будет использовать <7>.

Определяемся с налогами

Затраты на приобретение у физлица товаров можно учесть в расходах в общем порядке и при расчете налога на прибыль <8>, и при расчете налога при «доходно-расходной» УСНО <9>, и при расчете НДФЛ предпринимателями <10>. Только помните, что если вы купили имущество, которое принимаете к учету как основное средство, то уменьшить срок его полезного использования на период его фактической эксплуатации продавцом можно, только если продавец сможет такой срок документально подтвердить <11>.

Что касается НДС, то важно помнить о некоторых нюансах.

Поскольку продавец — физлицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя, входного НДС у вас не будет <12>.

Если вы — плательщик НДС и будете перепродавать купленный у физлица товар, то базу по НДС в большинстве случаев нужно считать по обычным правилам. То есть начислять НДС по ставке 18% или 10% исходя из цены реализации <13>. Исключением является реализация <14>:

— сельхозпродукции и продуктов ее переработки, которые включены в специальный правительственный перечень <15> и не являются подакцизными.

Примечание. Если вы купили сельхозпродукцию и переработали ее, то база по НДС по переработанной продаваемой продукции считается исходя из полной цены реализации без вычета цены приобретения <16>. Хотя некоторые суды с этим не согласны и считают, что база по НДС определяется как межценовая разница <17>;

— автомобилей, приобретенных для перепродажи.

В этих двух случаях база по НДС рассчитывается как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения. При этом в счете-фактуре надо указать <18>:

— в графе 7 — ставку налога (10/110 или 18/118) с пометкой «с межценовой разницы»;

— в графе 8 — сумму налога, исчисленную с межценовой разницы;

— в графе 9 — стоимость товара с учетом НДС.

* * *

Удерживать с дохода, выплачиваемого продавцу-физлицу, НДФЛ и начислять на этот доход страховые взносы не нужно. Ведь в такой ситуации по НДФЛ вы не являетесь налоговым агентом <19>, а по страховым взносам у вас нет выплаты в рамках трудового и гражданско-правового договоров <20>.

___________________________

<1> подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ

<2> подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ; ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

<3> п. 1 Указаний ЦБ от 20.06.2007 N 1843-У

<4> утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 N 132

<5> п. 7.6 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5

<6> п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 221 НК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минфина N 86н, МНС N БГ-3-04/430 от 13.08.2002

<7> п. 4 ПБУ 1/2008

<8> п. 1 ст. 252 НК РФ

<9> ст. 346.16 НК РФ

<10> п. 1 ст. 221 НК РФ

<11> п. 7 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172

<12> п. 1 ст. 143 НК РФ

<13> п. 1 ст. 154 НК РФ

<14> пп. 4, 5.1 ст. 154 НК РФ; Письмо Минфина от 27.04.2002 N 04-03-11/18

<15> утв. Постановлением Правительства от 16.05.2001 N 383

<16> Письмо Минфина от 26.01.2005 N 03-04-04/01

<17> Постановления ФАС УО от 08.05.2009 N Ф09-2751/09-С2; ФАС ЗСО от 31.07.2007 N Ф04-5101/2007(36750-А03-19)

Договор поставки сельскохозяйственной продукции

Договор поставки сельскохозяйственной продукции №

г. «» г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Хозяйство», с одной стороны, и предприятие в лице , действующего на основании , а также предприятие в лице , действующего на основании , именуемые в дальнейшем «Заготовители», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. Хозяйство обязуется продать и доставить Заготовителям сельскохозяйственную продукцию в количестве, ассортименте и качестве, в сроки и по ценам согласно приложениям № , являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

2. Заготовители обязуются:

а) принять в обусловленные договором сроки и оплатить указанную продукцию и стоимость ее доставки в установленном порядке;

б) обеспечить Хозяйство действующими ГОСТами, техническими условиями и кондициями, правилами приемки и оценки закупаемой продукции и расчетов за нее;

в) обеспечить выдачу Хозяйству денежного аванса в сумме рублей и в срок до «» года.

г) обеспечить Хозяйство надлежащей тарой.

3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, Хозяйство и Заготовители несут следующую ответственность:

а) за просрочку или несдачу продукции в установленные договором сроки Хозяйство уплачивает Заготовителю пеню в размере % за каждый день просрочки. При просрочке свыше дней начисление пени прекращается и Хозяйство уплачивает Заготовителю помимо пени штраф в размере % стоимости несданной продукции.

Пеня и штраф в указанных размерах взыскиваются с Хозяйства и за несдачу продукции по отдельным наименованиям предусмотренного договором ассортимента.

Хозяйство освобождается от ответственности за невыполнение обязательств по настоящему договору, если они не были выполнены вследствие непреодолимой силы или по вине Заготовителя.

б) за отказ от приемки продукции, предъявленной Хозяйством к сдаче в соответствии с настоящим договором и по согласованному сторонами графику, либо за просрочку ее приемки Заготовитель уплачивает Хозяйству штраф в размере % стоимости непринятой или принятой с просрочкой продукции и возмещает расходы по доставке продукции в оба конца, а также убытки, понесенные Хозяйством (потери скота в весе, снижение качества продукции, простой транспортных средств в ожидании приемки и т.п.).

В случае отказа от приемки скоропортящейся продукции Заготовитель помимо штрафа оплачивает Хозяйству полную стоимость продукции и расходы по ее доставке.

в) за несвоевременную оплату принятой продукции Заготовитель уплачивает Хозяйству за каждый день просрочки пеню в размере % стоимости принятой продукции. При просрочке свыше дней начисление пени прекращается, и Заготовитель уплачивает Хозяйству сверх начисленной пени штраф в размере % несвоевременно выплаченной суммы.

г) за необеспечение Хозяйства надлежащей тарой Заготовитель уплачивает Хозяйству штраф в размере % стоимости непоставленной тары.

д) при неправильном определении количества, качества или неправильной оплате принятой продукции Заготовитель перечисляет Хозяйству недоплаченную сумму с начислением на нее % годовых.

4. Независимо от уплаты пени, штрафа виновная сторона возмещает другой стороне причиненные в результате нарушения договора убытки.

5. По вопросам, не урегулированным в настоящем договоре, стороны руководствуются действующим законодательством.

6. Договор составлен в экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Хозяйство :

Подпись:

Заготовитель 1 :

Подпись:

Заготовитель 2 :

Подпись:

Договор купли-продажи сельскохозяйственной продукции (ОБРАЗЕЦ)

ДОГОВОР №____

купли-продажи сельскохозяйственной продукции

г. __________________________

«___» _________ 20___ г.

Общество с Ограниченной ответственностью «___________», именуемое в дальнейшем «Продавец», в лице Генерального директора _________________________________, действующего на основании Устава с одной стороны, и ____________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Покупатель», в лице _______________________________________, действующего на основании _____________________________ с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижесле­дующем:

1. Предмет договора

1.1. В соответствии с настоящим Договором Продавец обязуется передать в собственность Поку­пателя принадлежащую Продавцу сельскохозяйственную продукцию, а Покупатель обязуется принять и оплатить эту продукцию.

1.2. Сведения о продукции:

Наименование сельскохозяйственной продукции: _____________________________________

Количество: ______ ( ___________________________________ ) метрических тонн.

1.3. Качество товара:

Товар поставляемый по данному договору должен быть свободен от постороннего запаха, живых вредителей и болезней и иметь показатели соответствующие ГОСТу ________

2. Цена товара и порядок расчетов

2.1. Цена поставляемой продукции устанавливается и понимается сторонами как ___________ ( __________________________________________________ ) рублей, в том числе НДС, за одну метрическую тонну.

2.2. Товар поставляется в ____________, на условиях ___________________________ ________________________________________________________________________________

2.3. Общая сумма Договора составляет ___________ ( ___________________________ _________________________________________________________________ ) рублей.

2.4. Форма расчетов за продукцию ____________________________________________

3. Условия поставки и порядок приемки продукции

3.1 Поставка сельскохозяйственной продукции, производится Продавцом на ________ ________________________________________________________________________________

3.2. Срок поставки продукции до _____ дней.

4. Ответственность сторон

4.1. Сторона, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим образом обязательства, предусмотренные договором, возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки и уплачивает неустойку (штрафы, пеню) в порядке, определенном за­конодательством РФ и настоящим договором.

4.2. За передачу некачественной (нестандартной) продукции Продавец уплачивает штраф в размере 10% от стоимости некачественной (нестандартной) продукции.

4.3. За несвоевременную поставку продукции Продавец уплачивает пеню в размере 0,5% от стоимости несвоевременно поставленной продукции за каждый день просрочки платежа, но не более 10% от стоимости несвоевременно поставленной продукции.

4.4. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную Сторону от исполне­ния обязательств по договору.

5. Порядок разрешения споров

5.1. Споры, возникшие между Сторонами при исполнении, изменении, расторжении договора, в том числе споры о возмещении причиненных убытков, рассматриваются арбитражным судом, а по соглашению сторон — третейским судом.

5.2. По вопросам, не урегулированным настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств.

6.2. Изменение или расторжение Договора осуществляется по соглашению Сторон и оформляется дополнительным соглашением.

6.3. Все приложения, дополнения и изменения к настоящему Договору, заключенные в письменной форму, являются неотъемлемой частью настоящего договора.

6.4. Настоящий Договор составлен и подписан в двух экземплярах, имеющих одинаковую юри­дическую силу.

7. Дополнительные условия

7.1. Приложения и изменения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.

7.2. Всякие изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь при условии их совершения в письменной форме и подписания обеими сторонами.

Статья 535. Договор контрактации

1. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

2. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 — 524), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 — 534).

Комментарий к статье 535 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья не дает полного определения понятия договора контрактации, а лишь устанавливает признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других видов договора купли-продажи. К ним относятся состав сторон договора и особенности подлежащего передаче товара (в статье употребляется термин «сельскохозяйственная продукция»).

Ранее в ГК 1964 г. вообще отсутствовало определение понятия договора контрактации. Этот договор рассматривался как самостоятельный тип договора и регулировался подзаконными актами — Положением о порядке заключения и исполнения договора контрактации и типовыми договорами. Эти акты не должны применяться к отношениям по договорам, заключенным после 1 марта 1996 г.

Сторонами договора являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. Производителями могут быть юридическое лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственную продукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК). Заготовителем также является предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо последующей переработки. В первом случае это лицо, занимающееся профессиональной заготовкой (покупкой, закупкой) сельскохозяйственной продукции, во втором — промышленная организация и индивидуальный предприниматель (например, изготовитель молока, масла либо шерстемоющая, льнообрабатывающая организация). Из определения сторон договора вытекает и цель покупки (контрактации) — использование сельскохозяйственной продукции в предпринимательской деятельности или использовании такой продукции не для личного, семейного, домашнего потребления. Как и договор поставки, договор контрактации можно назвать предпринимательским, т.е. договором, применяемым в предпринимательской деятельности.

Второе отличие договора контрактации заключается в особенностях контрактуемого товара и тем самым в сущности самой контрактации. Такие особенности заключаются в следующем: во-первых, это будущие товары, т.е. они еще подлежат выращиванию (зерно, овощи и др.) или производству в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.); во-вторых, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства (посевом, обработкой почвы и др.) и его условиями, иногда не зависящими от воли производителя сельскохозяйственной продукции (засуха, непредвидимые размеры половодья и т.д.). Из этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и его исполнение не только не совпадают, но и отдалены во времени, количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не может быть, как правило, выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем до посева и т.д.

Из этих признаков договора вытекают и особенности условий ответственности производителя за нарушение обязательств по передаче продукции.

2. Признаки договора контрактации сближают его с договором поставки, на чем основаны особенности правового регулирования договора контрактации.

В соответствии с п. 2 статьи, к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных нужд. При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, в соответствии с п. 5 ст. 454 подлежат применению общие положения о купле-продаже.

Таким образом, с одной стороны договор контрактации — вид договора купли-продажи, с другой — разновидность договора поставки, в свою очередь, являющегося видом договора купли-продажи. С учетом общепринятого соотношения общих и особенных правил стороны при заключении и исполнении договора контрактации сначала применяют правила об этом договоре, затем правила соответственно о договоре поставки или договоре поставки товаров для государственных нужд, а при отсутствии таковых — общие положения о договоре купли-продажи.

На основании п. 2 ст. 525 ГК при продаже сельскохозяйственной продукции для государственных нужд к договору контрактации в соответствующей части применяется Закон о закупках.

С принятием ГК не подлежат применению постановления Пленума Верховного Суда СССР и инструктивные указания Госарбитража СССР о нераспространении на отношения по контрактации законов и иных правовых актов о поставках.

3. С учетом особенностей правового регулирования условия договора контрактации о количестве определяются в порядке, предусмотренном ст. 465, об ассортименте — ст. 467 и т.д. Так, количество сельскохозяйственной продукции различных наименований, подлежащих передаче, может быть определено не в точных размерах (тоннах и др.), а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и наибольшей, т.е. «от и до», и оговорено, что заготовитель (покупатель) — контрактант не вправе отказаться от принятия наибольшего количества, а производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре. Такое согласование количества (от и до) не противоречит ст. 465, допускающей установление количества не только в единицах измерения или в денежной сумме, а путем установления порядка его определения (см. коммент. ст. 465).

Другой комментарий к статье 535 ГК РФ

1. Пункт 1 коммент. ст. содержит легальное определение договора контрактации, который опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции для целей ее последующей переработки или продажи. Специфика сельскохозяйственного производства состоит в сильной зависимости от погодных условий и других случайных факторов, влияющих на результат, что делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (подробнее см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 83 — 84 (автор параграфа — И.В. Елисеев)). В этой связи возникает необходимость в специальном регулировании, которое позволило бы путем повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя-продавца устранить экономическое неравенство в его отношениях с покупателем.

2. Сторонами договора контрактации являются продавец (производитель) и покупатель (заготовитель).

В качестве производителя могут выступать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность: коммерческие организации, а также граждане-предприниматели, включая глав крестьянских или фермерских хозяйств (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 124 (автор комментария — И.В. Елисеев); Кузнецова Л.В. Договор контрактации: история и современность // Вестник ФАС Западно-Сибирского округа. 2005. N 6 (СПС ГР)). При этом производство сельскохозяйственной продукции должно выступать для такого лица одним из основных видов деятельности (см.: ст. 1 Закона о сельскохозяйственной кооперации; п. 1 ст. 177 Закона о банкротстве; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27; ст. 2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787). Мнение о возможности участия в качестве производителя и физического лица (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. С. 127 (автор главы — В.В. Витрянский); Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 // СПС «КП») небесспорно, поскольку вступает в противоречие с п. 2 коммент. ст.

В качестве заготовителя (покупателя) может выступать лишь лицо, приобретающее сельскохозяйственную продукцию в предпринимательских целях для последующей переработки или продажи. Приобретение сельскохозяйственной продукции для иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, не может квалифицироваться как контрактация (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. С. 128 — 129 (автор главы — В.В. Витрянский)).

3. Предметом договора контрактации может быть продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства), произведенная (выращенная) непосредственно производителем (подробнее см.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева. С. 87 — 88 (автор главы — В.В. Ровный); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. С. 286 — 288).

При этом предметом контрактации может быть лишь «будущая» сельскохозяйственная продукция, т.е. продукция, которая в момент заключения договора еще не существует. Иное мнение (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. С. 128 (автор главы — В.В. Витрянский)) спорно, поскольку делает необоснованным льготный правовой режим, предоставляемый правилами § 5 гл. 30 ГК продавцу.

4. Продукты переработки сельскохозяйственной продукции могут выступать в качестве предмета договора при наличии следующих условий. Во-первых, такая переработка должна осуществляться непосредственным производителем из выращенной (произведенной) им продукции. Во-вторых, переработка сельскохозяйственной продукции должна быть осуществлена путем механического, термического, естественно-химического (скисание, брожение) и иного воздействия на сырые продукты, не имеющего характера сложной технологической обработки промышленным способом. В-третьих, сырьем для такой переработки исключительно или в основном должна являться перерабатываемая сельскохозяйственная продукция (подробнее см.: Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 // СПС «КП»).

5. Условие о предмете является существенным условием договора контрактации. Оно считается согласованным при указании наименования сельскохозяйственной продукции, ее количественных характеристик, а также ассортимента (см. п. 3 ст. 455, ст. 537 ГК и коммент. к ним). С учетом применения к договору контрактации правил о поставке (п. 2 коммент. ст.) характер существенного имеет также условие о сроке (см. коммент. к ст. 506 ГК; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 января 1999 г. N Ф04/99-490/А03-98).

6. Договор контрактации является видом договора купли-продажи и разновидностью договора поставки (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. С. 110 (автор комментария — Н.И. Клейн); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. С. 285). Это обусловливает иерархию норм ГК, подлежащих применению к договору контрактации: § 5 гл. 30 — § 3 гл. 30 — § 1 гл. 30 (см. п. 5 ст. 454 ГК, п. 2 коммент. ст.). При регулировании контрактации для государственных (муниципальных) нужд сначала применяются правила § 5 гл. 30 ГК, затем нормы о поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд (§ 4 гл. 30 ГК и специальное законодательство), а при их отсутствии — соответствующие нормы о договоре поставки (§ 3 гл. 30) и общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30) (см. п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 525 ГК, п. 2 коммент. ст.).

По договору контрактации производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Соглашение является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Стороны договора контрактации

Сторонами данной сделки выступают производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель.

Производителями (продавцами) могут быть сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянско-фермерские хозяйства и физические лица, которые занимаются производством на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Заготовителем (покупателем) могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые осуществляют закупки выращенной сельхозпродукции для ее дальнейшей переработки или реализации.

Из определения сторон договора вытекает и цель покупки – использование сельхозпродукции в предпринимательской деятельности или в иных целях, не совпадающих с личным, семейным, домашним потреблением.

Условия договора контрактации

Существенными условиями сделки являются:

  • Предмет – ассортимент и качество сельскохозяйственной продукции,
  • сроки сдачи (поставки) продукции.

По договору контрактации реализуется сельскохозяйственная продукция, не подвергавшаяся какой-либо переработке. То есть это продукция, которую еще предстоит вырастить (пример: зерно, овощи, фрукты) или произвести в будущем (пример: живой скот, птица, молоко, овечья шерсть), или продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения контракта.

Если сельскохозяйственная продукция переработана, то она относится к промышленным товарам, которые в свою очередь реализуется по договору поставки или по договору розничной купли-продажи.

К существенным условиям не относятся: цена и место сдачи продукции.

Цена и порядок оплаты оговаривается сторонами в контракте, причем возможно предоставление аванса.

Форма договора контрактации – только простая письменная.

Права и обязанности сторон по договору контрактации

Производитель обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в том количестве и ассортименте, которые предусмотрены договором контрактации (поставки) (ст. 537 ГК РФ).

Заготовитель обязан принять сельхозпродукцию у производителя по месту ее нахождения. То есть вывоз товара – обязанность заготовителя.

Если продукция соответствует всем условиям и передается в обусловленный срок, то заготовитель не вправе отказаться от ее принятия.

По соглашению сторон в договор контрактации можно добавить условие о возвращении заготовителем поставщику отходов переработки (ст. 536 ГК РФ).

Ответственность сторон

При неисполнении обязательств производитель несет ответственность, если доказана его вина. Отсутствие вины доказывается самим производителем. Он признается невиновным, если подтвердит, что причиной неисполнения обязательств явились обстоятельства непреодолимой силы (например: засуха, наводнение) или нарушение заготовителем своих обязанностей.

Если при передаче сельхозпродукции заготовитель обнаружит, что она ненадлежащего качества, то он вправе предъявить производителю требования согласно ст. 475 ГК РФ. Если производитель своевременно заменит товар на качественный, то требования по нему не будут предъявляться (ст. 518 ГК РФ).

Заготовитель несет повышенную ответственность. Он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме неустойки (штрафы, пени).

Особенности договора контрактации

Специфика соглашения заключается в сильной зависимости производителя от погодных условий и высоком удельном весе других случайных факторов, влияющих на результат (например, болезни и вредители растений). Поэтому основная цель договора контрактации сельскохозяйственной продукции – повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя-заготовителя.

Договор контрактации регулируется параграфом 5 гл. 30 ГК РФ (ст. 535-538). Если отсутствуют нормы в 5-ом параграфе, то применяются нормы из параграфа 3 гл. 30 ГК РФ о договоре поставки (ст. 506-524), а при отсутствии соответствующих норм – общие положения о купле-продаже (параграф 1 гл. 30).

Приложения и сопутствующие документы

Кроме договора контрактации, вам понадобятся такие приложения:

  • спецификация имущества;
  • спецификация тары;
  • график платежей;
  • акт приема-передачи имущества;
  • дополнительное соглашение;
  • протокол разногласий;
  • протокол согласования разногласий.

Остальные документы ищите в группе «Договоры поставки».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *