Неналоговые проверки малого бизнеса

Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Содержание

Что произошло?

Президент России подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Документ вступил в силу 5 января 2019 года.

В чём суть документа?

Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Зачем потребовались такие поправки?

С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России. Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют. Плановые проверки смогут проводиться в случаях:

— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;

— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;

— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

Что будет, если проверка пройдёт вопреки мораторию?

Проведение плановой проверки организации из реестра субъектов МСП в нарушение запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.

Защита прав бизнеса при проведении проверок. Дубль три

В настоящее время Минэкономразвития России готовит проект концепции федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)»1. В перспективе на ее основе должна быть построена совершенно новая система проверок организаций и индивидуальных предпринимателей. Заявленная причина подобных перемен – необходимость сократить административные издержки бизнеса в связи с чрезмерным давлением контролирующих органов. Напомним, что сейчас защита прав предпринимателей в ходе проведения государственными и муниципальными органами проверок обеспечивается требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – закон № 294-ФЗ).

Стоит отметить, что новая концепция – это далеко не первая попытка защитить предпринимателей от излишнего внимания контролирующих органов. Упомянутый закон в свое время принимался ровно с той же целью, но не сумел полностью решить проблемы в данной области. До него действовал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (далее – закон № 134-ФЗ), который также должен был обеспечить защиту прав предпринимателей при проведении проверок. Таким образом, закон, который планируется принять на основе концепции, за последние 13 лет будет уже третьей попыткой государства наладить систему государственного и муниципального контроля и надзора.

Среди экспертов инициатива Минэкономразвития России вызвала в целом положительную реакцию, большинство из них отмечают объективную потребность в пересмотре подхода к проверкам. Однако при этом ряд специалистов призывают досконально проработать концепцию и последующий законопроект, а также очень осторожно и поступательно подходить к внедрению новой системы. В противном случае существует вероятность увеличения административной и финансовой нагрузки на бизнес, снижения существующих гарантий и риск «перекоса» новой системы в пользу контролирующих органов.

Предпосылки реформы

На данный момент в России применяется плановый подход к проведению мероприятий по контролю. Проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года. При этом они включаются в планы проверок, которые публикуются на сайтах контролирующих органов, а сводный план всех проверок – на сайте Генеральной прокуратуры РФ (ст. 9 закона № 294-ФЗ).

СОВЕТ

Проверьте, есть ли ваша организация в плане проверок на текущий год, на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. План проверок на 2015 год появится там же не позднее 31 декабря 2014 года.

При этом контролирующие органы уведомляют каждую организацию о предстоящей проверке. Кстати, в части определения сроков такого уведомления закон № 294-ФЗ содержит неконкретную формулировку: «уведомление должно быть направлено не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения» (ч. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Сформулированное таким образом правило позволяет проверяющим сообщить организации о проверке даже накануне – и это будет в рамках закона.

В экстренных случаях может быть проведена внеплановая проверка (выездная или документарная). Основанием для ее проведения является поступление в контролирующий орган информации о фактах (ч. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • причинения или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.

В первом случае выездная внеплановая проверка должна проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (в неотложных ситуациях – без согласования, но с уведомлением прокуратуры в течение 24 часов с момента начала проверки) (ч 6, ч. 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ). В остальных случаях согласование не требуется. Предпринимателей о внеплановой проверке контролирующие органы заранее не предупреждают, и ограничения по количеству их проведения отсутствуют.

По данным Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в 2013 году проведено 2 млн 760 тыс. проверок. При этом почти половина из них являются внеплановыми. Иными словами мера, которая должна быть исключительной и при этом лишает предпринимателя части гарантий защиты их прав, фактически превратилась в повседневную норму. При этом бизнес-омбудсмен отмечает, что эффективность внеплановых проверок крайне низкая: нарушения обнаруживаются в 37% случаев (для плановых проверок этот показатель составляет 59%).

Кроме того, нынешней системе контроля «в наследство» от закона № 134-ФЗ достались различного рода исключения из предмета его регулирования. Так, описанная выше система как плановая, так и внеплановая, не распространяется на налоговый, таможенный, валютный и некоторые другие виды контроля. Своя специфика проведения проверок может устанавливаться для надзора в сфере связи, миграции, рекламы, за деятельностью НКО, жилищного надзора и ряд других (ч. 3-4 ст. 1 закона № 294-ФЗ).

Данная ситуация порождает определенную путаницу, прежде всего для представителей малого и среднего бизнеса, которые не всегда понимают, почему одни виды проверок регулируются законом № 294-ФЗ, а другие – нет. Это обстоятельство так и не позволило к настоящему моменту создать в России по-настоящему единую систему государственного и муниципального контроля.

Тем не менее, несмотря на все недостатки, данная система проверок работает и имеет все же более-менее понятный пошаговый механизм. Однако Минэкономразвития России отмечает недостаток финансовых, материальных и кадровых ресурсов для соблюдения желаемой интенсивности контрольно-надзорных мероприятий и охвата проверками всех подконтрольных субъектов.

Кроме того, недопустимо высокими являются административные барьеры, препятствующие ведению предпринимательской деятельности (в частности, излишнее количество требований, предъявляемых контролирующими органами) и издержки бизнеса от проверок. В этом с министерством солидарен и Борис Титов: «Сегодня контрольно-надзорный аппарат явно избыточен по отношению к бизнесу. У нас бизнеса скоро станет меньше, чем контролирующих органов. Мы в этом смысле отличаемся от других стран, развивающих свою рыночную экономику», – считает он.

МНЕНИЕ

Марина Блудян, вице-президент «Опоры России»:

«То, как построен сегодняшний государственный и муниципальный контроль и надзор – это просто абсурдная ситуация. У нас существует 102 вида надзора – этого нет ни в одной развитой стране мира. Каждый надзор влечет за собой необходимость выполнять требования в сфере, где он действует, тратить на это соответствующие средства. Вдобавок он требует определенного администрирования в связи с тем, что проверяющие приходят или запрашивают документы. Это тоже время и деньги. В среднем каждая организация несет издержки, связанные с проведением в отношении нее контрольных мероприятий, в размере примерно 50 тыс. руб. в год. В совокупности эти цифры уже выражаются в процентах ВВП. Это не просто так предприниматель взял из своего кармана – это в бизнес не пошло, в экономику страны не пошло. Но самое главное, что легло это не на плечи предпринимателя, а на нас с вами – продукция на сумму этих издержек стала дороже. Мы сегодня видим, что у нас самые дорогие продукты питания в мире – дороже, чем в Исландии, а это остров, на который практически все продовольственные товары завозятся по морю или самолетом. Представляете, какие логистические затраты? Так вот, у нас продукты дороже, потому что на каждой единице любого продукта и товара «висит» контроль и надзор».

Кроме того, нынешняя система государственного контроля существенно затрудняет организацию нового бизнеса. Многие люди отказываются от идеи стать предпринимателем, глядя на многочисленные и запутанные требования, которые зачастую сложно понять, не имея специальных знаний и образования. «У нас сегодня предприниматель не может быть просто человеком без высшего образования, желающим открыть мастерскую по ремонту часов. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда человека штрафуют, а он не понимает, за что его штрафуют, он не может понять, какие требования к нему предъявляются «, – поясняет Марина Блудян.

Все с нуля…

Основой новой системы государственного контроля должен стать так называемый риск-ориентированный подход. Интенсивность проверок будет зависеть от того, какие потенциальные угрозы присутствуют в деятельности организации либо индивидуального предпринимателя, какой вред они могут нанести и какова вероятность его причинения. Соответственно, чем больше риски – тем чаще будут проводиться мероприятия по контролю.

Для этих целей Минэкономразвития России считает необходимым ввести в законодательство понятия:

  • Потенциальная опасность – случаи причинения вреда (дискретное состояние), негативные социальные последствия (непрерывное состояние);
  • Класс опасности (например, угроза жизни, тяжелый, средний или незначительный вред здоровью);
  • Вероятность причинения опасности;
  • Категории риска (высокий, средний, низкий риск).

В итоге, по задумке министерства, должна произойти переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска. Для объектов с низким уровнем риска плановые проверки исчезнут вовсе, а для остальных субъектов произойдет сокращение частоты проверок при условии их добросовестности (отсутствие административных наказаний, своевременное исполнение предписаний). При этом остается неясной роль прокуратуры в новой системе государственного и муниципального контроля и надзора: в частности, возникает вопрос, будут ли с ней согласовываться внеплановые проверки.

Также планируется отменить уведомления о проведении плановых проверок или сохранить их только для субъектов с низкими категориями риска. Обязательно будет зафиксирована и некая стандартная частота проверок (какая, пока не известно). По мнению Минэкономразвития России, этот комплекс мер должен привести к сокращению количества проверок и повышению качества государственного и муниципального контроля.

При разработке новой системы проверок министерство ссылается на опыт Великобритании и США в части переориентирования контролирующих органов с карательной на разъяснительную, превентивную модель работы с проверяемыми субъектами. Стоит отметить, что необходимость внедрения такого подхода обозначилась достаточно давно, еще во времена разработки закона № 294-ФЗ. Однако уйти от прежней репрессивной модели так и не получилось.

Одновременно ставится задача переориентировать всю систему государственного контроля на достижение общественно значимых результатов. В частности, к таким результатам относятся снижение смертности, заболеваемости, уровня загрязнения, травматизма, пожаров, объема экономического ущерба и иных негативных факторов.

По мнению Бориса Титова, направление движения, которое выбрало Минэкономразвития России, является правильным и соответствует мировой практике. Однако он подчеркивает, что новую систему стоит вводить постепенно с параллельным действием нынешней, чтобы бизнес не лишился единовременно всех гарантий, предусмотренных законом № 294-ФЗ. Только когда новая система покажет эффективность, можно рассматривать вопрос о ликвидации старой, считает бизнес-омбудсмен.

Кроме того, возникает вопрос о том, каким образом будут разрабатываться критерии рисков. В частности, Борис Титов высказывает опасения, что этим займутся исключительно сами контролирующие органы в своих интересах. В сочетании с отменой гарантий, предусмотренных действующей системой государственного и муниципального контроля, это может привести к значительному ущемлению прав предпринимателей.

МНЕНИЕ

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:

«Решения, предусмотренные законом № 294-ФЗ, не идеально, но работают. Все это предлагается отменить и заменить новым принципом – да, очень правильным – риск-ориентированный подход, но дьявол в деталях. Если мы сегодня перейдем к нему, не проработав все аспекты, то он будет работать только в сторону проверяющих органов – они сами определят удобные для назначения контрольных мероприятий критерии (профили). Фактически мы снимаем любые ограничения по проверкам. Поэтому от старых достижений отказываться нельзя. Мы должны вводить риск-ориентированный подход, но это должен быть процесс дополнительного, постепенного введения. Когда мы поймем, что он начнет работать реально, тогда мы должны снимать ограничения при проведении проверок, предусмотренные законом № 294-ФЗ».

Марина Блудян также поддерживает разработанную Минэкономразвития России концепцию и считает, что документ отражает консолидированное мнение бизнес-сообщества по вопросу реформирования системы государственного и муниципального контроля и надзора. По ее словам, введение риск-ориентированного подхода определенно улучшит ситуацию с проверками. «Я знаю, что сегодня люди боятся , но в данном случае риск-ориентированный подход очень сложно направить против бизнеса», – заверила она.

В части разработки критериев риска Марина Блудян также настроена оптимистично. По ее мнению, экспертное сообщество на данный момент имеет достаточное влияние, чтобы контролировать данный процесс и вносить необходимые замечания. «С помощью оценки регулирующего воздействия мы отследим, какие критерии будут выдумывать чиновники. Сейчас законодательство и законотворчество достаточно прозрачно для бизнеса и на стадии ведомственных согласований, и на стадии передачи законопроектов в правительство, и на стадии, пока над ним работает правительство. У нас и Госдума открыто работает. На всех стадиях мы можем вмешиваться, публично обсуждать инициативы и, как правило, нас слышат», – пояснила она.

По мнению адвоката МКА «Князев и партнеры» Алексея Сердюка, в настоящее время объективная необходимость к введению риск-ориентированного подхода к проведению проверок отсутствует. Однако данный порядок при условии его детальной проработки, доступности и простоты в понимании, а также заблаговременном доведении до сведения бизнеса, может стать действительно полезным, поскольку концепция направлена в том числе и на снижение общего количества проверок. При этом он отмечает риск снижения гарантий защиты прав предпринимателей по сравнению с законом № 294-ФЗ, а также высказывает опасения по поводу излишней сложности новой системы.

МНЕНИЕ

Алексей Сердюк, адвокат МКА «Князев и партнеры»:

«В настоящее время отсутствует четкое представление о критериях оценки рисков, поскольку во всех сферах проверки они будут различными. Во-первых, это создает дополнительную нагрузку на бизнес, которому будет необходимо учитывать все эти критерии. Во-вторых, мы уходим от простоты и доступности действующего сегодня закона № 294-ФЗ. Ведь любой предприниматель сегодня знает, что по общему правилу плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года. Считаю, что в новой концепции такое положение в отношении подконтрольных субъектов должно сохраниться. Кроме того, целесообразно ввести ограничение на общее количество проверок в год. Следует учитывать и то, что минимизация участия органов прокуратуры в оперативной работе контрольно-надзорных органов, может повлечь за собой увеличение количества проверочных мероприятий».

Говоря о новой системе государственного и муниципального контроля, многие эксперты упоминают положительный опыт внедрения риск-ориентированного подхода к проверкам, организуемым МЧС России. В результате в текущем году министерство практически вывело предприятия малого и среднего бизнеса из сферы своей контрольно-надзорной деятельности в связи с небольшим уровнем рисков их деятельности и сконцентрировалось на крупных производственных предприятиях. Кроме того, МЧС России уже достаточно давно применяет такую форму подтверждения уровня пожарной опасности объекта, как декларация. Ее некоторые эксперты также видят в качестве разумной модели для новой системы государственного и муниципального контроля, ведь предпринимателям все равно придется подтверждать свое соответствие критериям риска.

МНЕНИЕ

Марина Блудян, вице-президент «Опоры России»:

«Если нам удастся внедрить риск-ориентированный подход к проверкам, то к малым и средним предпринимателям сотрудники надзорных органов вообще ходить не будут, им там делать нечего. Но в ответ мы предлагаем ввести добровольное декларирование рисков. Если предприниматель пришел в органы надзора, обратился к профессионалам, выяснил, какие опасности существуют в его деятельности, добровольно их продекларировал, то надзор в отношении него будет отменен «на веки вечные» – ни при каких обстоятельствах вообще к нему никто не приходит . Если он еще и застрахуется добровольно, то даже когда у него возникнут риски, их покроет страховая компания. Это уже следующий этап – развитие культуры ведения бизнеса».

При этом современные мировые тенденции в области государственного контроля таковы, что декларация считается более строгой формой подтверждения соответствия обязательным требованиям, чем получение разрешительной документации. В таком случае ответственность за нарушения полностью лежит на предпринимателе, который сам гарантирует соответствие своего объекта определенному уровню опасности. Также подобный подход стимулирует страхование предпринимателями своей ответственности и снижает уровень коррупции из-за отсутствия «разрешительной» составляющей.

Как отмечает Алексей Сердюк, в связи с внедрением новой концепции государственного и муниципального контроля компаниям, владеющим объектами низкого риска, а также добросовестным подконтрольным субъектам (именно их затронут позитивные последствия в виде снижения числа проверок), придется уделять более серьезное внимание соблюдению действующего законодательства.

При этом, скорее всего, появятся различные услуги по оформлению соответствующих деклараций. «Если в стране в результате возникнет аудит безопасности, кроме пользы ничего в этом нет, для малых предприятий это вполне приемлемые деньги. Парикмахерская – это полчаса работы для грамотного аудитора, но в результате предприниматель знает, что у него все нормально и в нужном месте стоит огнетушитель, и государство знает, что ты осуществил самоконтроль и нечего к тебе приставать», – пояснила Марина Блудян.

Тем не менее, существуют опасения, что тенденция с исключением отдельных видов проверок из сферы действия единой системы государственного и муниципального контроля, может иметь место и в новом законе. По крайней мере, уже на этапе разработки его концепции наблюдается сходная ситуация. «Каждый орган государственной власти пытается доказать, что он не принадлежит к сфере регулирования будущего закона», – поясняет вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. При этом, по ее словам, в настоящее время концепция не дает понимания, какие виды контроля будут охвачены новым законом, а какие нет.

По мнению общественного представителя бизнес-омбудсмена по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности Петра Слепченко, отдельные виды контроля, которые связаны с государственной безопасностью, основными статьями выполнения государственного бюджета, биологической безопасностью и ряд других, обоснованно не попадут в сферу регулирования закона, что соответствует мировой практике. Однако остальные виды контроля и надзора, по его мнению, должны регулироваться новым законом.

«Сейчас задача состоит в том, чтобы определить, что может и должно разумно исключаться из сферы действия нового закона, а все остальные виды контрольной деятельности должны им регулироваться. Будет польза, если удастся принять «мини-конституцию» в сфере контрольно-надзорной деятельности, сразу определившись с принципами, кто под требования нового закона подпадает, а кто нет, и дальше отсечь возможность «растаскивания» из него каких-либо видов контроля, – пояснил Петр Слепченко.

Еще одни недостаток, который присутствует и в действующем, и предыдущем законах о государственном контроле и надзоре – отсутствие блока об ответственности контролирующих органов и их должностных лиц за предъявление избыточных требований и другие нарушения прав проверяемых субъектов. В концепции такие положения также пока отсутствуют, за исключением положений об эффективности и результативности контроля.

«К сожалению, в концепции совершенно не отражен блок альтернативных методов контроля: саморегулирование, общественный контроль. Связка с нынешней конструкцией общественного контроля отсутствует, как будто этот проект рассматривается в абсолютном вакууме», – отмечает также Анастасия Алехнович.

***

Таким образом, большинство экспертов сходятся в том, что предлагаемая Минэкономразвития России модель является актуальной и соответствует мировым стандартам. Главный вопрос как всегда в практической реализации: насколько новая система будет простой, понятной, унифицированной и стабильной. Иначе может возникнуть ситуация, которая сложилась в ходе применения закона № 294-ФЗ, который практически «разобрали по кирпичикам», постоянно исключая из сферы его действия различные виды контроля и надзора.

Тот факт, что это будет уже третий закон, призванный защитить бизнес от проверок, также ставит под сомнение качество законотворческой деятельности и государственного управления в данной сфере. В связи с этим призывы бизнес-омбудсмена не торопиться с принятием документа и заняться его тщательной проработкой выглядят весьма обоснованными. На данный момент доработкой концепции занимается специальная рабочая группа из представителей Минэкономразвития России и бизнес-сообщества. По предварительным прогнозам, готовый законопроект может быть внесен в Правительство РФ до 1 января 2015 года.

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Также см. «Перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход в 2019 году».

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

>От каких проверок освободили малый бизнес

21 декабря 2015

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Калинина Светлана Александровна
Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Похожие статьи на «От каких проверок освободили малый бизнес»

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

Статья опубликова в журнале «Учет в сельском хозяйстве».

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

Налоговые проверки субъектов малого предпринимательства

Пока для проведения проверок вводится риск-ориентированный подход (выборочная проверка по признакам налогового риска подозрительных компаний), каникулы для малого бизнеса продлили ещё на длительный срок. Согласно внесённым поправкам Минэкономразвития и Генеральной прокуратуры мораторий на плановые проверки увеличен на период 2019-2022 годов на основании поправок к ФЗ №294. При этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

В указанный период контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  • выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий – до 120 млн рублей, средние предприятия (которые добавлены с 2019 г.) должны соответствовать обороту не более 2 млрд рублей в год.
  • штат до 100 человек.
  • суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

При этом существуют исключения, когда плановые проверки проводятся, несмотря на соблюдение признаков малого предпринимательства:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого, под действие моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

Тем не менее стоит проверить документацию на соответствие её законодательству, ведь внеплановые проверки возможны и при надзорных каникулах.

Каждая организация может проверить информацию на сайте Прокуратуры https://proverki.gov.ru/ и узнать, нужно ли ждать проверяющих лиц в этом году. Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.

Защита малого бизнеса от проверок

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие виды проверок в отношении малого бизнеса бывают
  • Почему возникла необходимость в защите малого бизнеса от проверок
  • Какие направления деятельности малого бизнеса не освобождаются от проверок
  • Почему был продлен запрет на проверку малого бизнеса
  • Как еще малому бизнесу защититься от проверок

Субъектам малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день приходится сталкиваться в своей деятельности со множеством трудностей. Значительные проблемы представляет повышенное давление со стороны контролирующих органов — учреждений государственной власти и местного самоуправления. Представители этих организаций осуществляют плановые и внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса, причем в ходе этих мероприятий нередко допускается нарушение законодательства. Данная проблема признается законодателями, в связи с чем защита малого бизнеса от проверок возведена в ранг государственной задачи.

Какие проверки малого бизнеса бывают

1. Плановые и внеплановые проверки.

Плановая проверка (статья 9 Федерального закона № 294-ФЗ)

В ходе плановой проверки субъектов малого бизнеса контролируется, насколько их деятельность соответствует нормам закона. Под последними понимаются не только государственные, но и региональные правовые акты. Кроме этого, проверяется соответствие заявленной предпринимателями деятельности фактически осуществляемой и соблюдение при этом обязательных требований законодательства.

Любые проверяющие структуры (органы государственного и муниципального контроля) ежегодно разрабатывают графики плановых проверок в соответствии с собственными полномочиями. Эти графики передаются в Генеральную прокуратуру России, где на их основании составляется сводный график проведения плановых проверок. Подобным документом предусмотрено, что с плановой проверкой посетить предприятие контролирующие органы имеют право не чаще одного раза в три года. Прокурорский надзор предоставляет дополнительную защиту от избыточного давления на малый бизнес.

Важно знать: территориальные органы государственного надзора обязаны составить график плановых проверок на год до 31 декабря предшествующего года. Эти сведения размещаются на официальных сайтах контролирующих организаций. На основании таких графиков вышестоящая инстанция — федеральные органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит государственный контроль на федеральном уровне, также до 31 декабря предшествующего года составляют сводные ежегодные планы плановых проверок по отраслям.

Предприятие малого или среднего бизнеса или индивидуальный предприниматель попадает в план плановых проверок, если истекает 3 года после даты:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • завершения предыдущей плановой проверки субъекта малого бизнеса;
  • начала предпринимательской деятельности определенного вида, по которой в соответствии с законодательством требуется уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации на контроль подобной деятельности в соответствующей сфере.

Внеплановая проверка (статья 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки предпринимаются контролирующими органами, как правило, по более узким вопросам, а именно: выполнение выданных ранее предписаний надзорных инстанций государственного и муниципального уровня; проведение мероприятия, связанных с устранением угроз жизни и здоровью граждан, окружающей среде (в том числе объектам фауны и флоры); профилактика наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также устранение их последствий; проведение мероприятий, связанных с защитой безопасности государства.

При этом также проверяется соблюдение требований правовых актов федерального и муниципального уровня при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Внеплановая поверка может быть предпринята по следующим основаниям:

1. Контролирующим органом ранее были выданы предписания по факту обнаружения и устранения нарушений в работе субъекта малого бизнеса, и истек срок, предоставленный субъекту для приведения своей деятельности в соответствии с федеральными и муниципальными нормативными актами.

2. В надзорные органы федерального или муниципального уровня поступило заявление от физических, юридических лиц, информация от различных государственных структур, органов местного самоуправления, из источников масс-медиа по следующим фактам:

  • наличие потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан, вреда для окружающей среды (в том числе для объектов флоры и фауны), культурным и историческим памятникам на территории Российской Федерации, безопасности страны, угроза возникновения техногенных и природных катастроф;
  • нанесение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде (в том числе объектам флоры и фауны), культурным и историческим памятникам на территории Российской Федерации, безопасности страны; возникновение техногенных и природных катастроф;
  • обращения граждан для защиты прав потребителей по факту их нарушения.

3. Проверка проводится в рамках надзора за соблюдением законов по приказу (распоряжению) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданному в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка объектов малого бизнеса может быть осуществлена только по согласованию с органом прокуратуры в месте размещения субъекта предпринимательства. Исключением из этой нормы являются факты обращения граждан в контролирующие инстанции с жалобами с целью защиты прав потребителей при их нарушении.

Прокуратура может отказать в проведении внеплановой проверки по следующим основаниям:

  • к заявлению на согласование проведения внеплановой выездной проверки субъекта малого бизнеса не приложены документы, обосновывающие ее необходимость;
  • заявленные для проведения внеплановой выездной проверки основания не соответствуют положениям части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • при оформлении решения о проведении внеплановой выездной проверки государственным или муниципальным надзорным органом допущены нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ;
  • проведение внеплановой выездной проверки нарушает федеральные законы, постановления Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
  • заявленная органами государственного или муниципального контроля причина для внеплановой выездной проверки не соответствует полномочиям соответствующего органа;
  • внеплановая выездная проверка субъекта малого бизнеса инициирована несколькими контролирующими структурами государственного или муниципального уровня, причем предметом контроля является одинаковый перечень требований, регламентированных муниципальными нормативными документами.

2. Выездные и невыездные проверки.

Проверки субъектов малого бизнеса надзорными органами могут быть камеральные (документарные, невыездные) и выездные (Федеральный закон № 294-ФЗ).

Статья 11 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливает предметом документарной проверки следующее: правоустанавливающие документы субъекта малого бизнеса, в которых содержится информация о его организационно-правовой форме, правах и обязанностях. Кроме того, контролируются документы, позволяющие оценить соответствие фактической деятельности предпринимателя или организации положениям правовых актов государственного и муниципального уровня, в том числе исполнение выданных ранее предписаний органов государственного и регионального контроля.

Специалисты контролирующих органов государственного и муниципального уровня проводят документарные невыездные проверки субъектов малого бизнеса на своих рабочих местах. При этом в первую очередь анализируются документы, которые имеются в распоряжении надзорных инстанций. К таковым относятся уведомления от предпринимателей о начале осуществления отдельных видов деятельности, акты предыдущих проверок, постановления и протоколы по фактам административных правонарушений, иные материалы, касающиеся деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых выполняется документарная проверка.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 294-ФЗ надзорные инстанции предпринимают выездную проверку субъектов малого бизнеса по следующим аспектам: информация, содержащаяся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя; соответствие заявленного и фактического количества наемного персонала; состояние находящегося в собственности и используемого имущества — недвижимости, транспортных средств, основных средств производства и прочих объектов; продукция производства и товары, реализуемые подконтрольным субъектом; соответствие деятельности требованиям правовых актов федерального и муниципального уровней.

Важно знать: как только должностные лица государственных или муниципальных контролирующих инстанций прибывают в расположение юридического лица или индивидуального предпринимателя с целью проведения выездной проверки, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения, а также ознакомить руководителей предприятия малого бизнеса или их уполномоченных представителей с приказом главы надзорного органа.

В данном документе должна содержаться информация о том, на каком основании и с какой целью проводится выездная проверка предприятия или ИП, перечислены мероприятия, которые планируется провести, определен состав экспертной группы, в том числе обозначены привлеченные специалисты сторонних организаций, если таковые имеются. А также установлены сроки, в течение которых должна быть выполнена проверка. Неисполнение контролирующими органами вышеуказанных положений является поводом для субъекта малого бизнеса обратиться в соответствующие инстанции за защитой своих прав.

В обязанности руководства проверяемого предприятия или ИП входит создание условий сотрудникам контролирующих органов для надлежащего выполнения их обязанностей. То есть субъект малого бизнеса предоставляет в распоряжение инспекторов документацию, относящуюся к вопросам, включенным в предмет проверки (если бумаги не предоставлялись ранее в рамках проведения документарной проверки).

Также экспертная группа должна быть допущена на территорию контролируемого объекта, к его зданиям и сооружениям с целью ознакомления с производственными процессами, используемым оборудованием, транспортными средствами и их грузом, выпускаемым продуктом.

Из вышесказанного вытекает, что инспекторы прибывают на место непосредственного расположения мощностей субъекта малого бизнеса, где фактически осуществляется его деятельность.

Выездная проверка может быть инициирована после проведения документарной, если в ходе последней:

  • не удалось получить полную информацию относительно определенных видов деятельности, о начале которых субъект малого бизнеса направил уведомление. Имеются основания сомневаться в полноте и достоверности данных, предоставленных юридическим лицом или ИП;
  • появилась необходимость проконтролировать, насколько деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя соответствует положениям законов и прочих правовых актов федерального и муниципального уровней, вне рамок соответствующего контролирующего мероприятия.

Важно знать: статьей 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ) вводится должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. В его функции входит защита субъектов малого и среднего бизнеса, как российских, так иностранных. Помимо этого, одной из функций уполномоченного является контроль деятельности государственных структур (органов исполнительной власти федерального, регионального и местного значения) в части соблюдения ими прав и законных интересов субъектов предпринимательства на подконтрольных им территориях.

С целью защиты малого бизнеса от проверок уполномоченный принимает и рассматривает заявления предпринимателей в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 78-ФЗ. Предприниматель для защиты своих прав может направить жалобу уполномоченному, которому на рассмотрение обращения отводится 10 дней. Жалоба принимается в производство, или по ней выносится решение с отказом, о чем заявитель должен быть проинформирован в течение 3 дней с того момента, как документ поступит уполномоченному.

При положительном решении уполномоченный принимает меры для защиты нарушенных прав и интересов предпринимателя, о чем информирует заявителя как минимум один раз в течение 60 дней.

Как защитить свой бизнес от выездной налоговой проверки:

Законодательство в сфере защиты малого бизнеса от проверок

Для субъектов малого и среднего предпринимательства постоянное давление со стороны контролирующих государственных органов сильно осложняет ведение деятельности. Это проблема признана на государственном уровне, что привело к появлению ряда правовых актов, связанных с защитой малого бизнеса от проверок.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как оптимизировать налог на прибыль: законные схемы
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Бухгалтерия интернет-магазина: нюансы и подводные камни

Основным законодательным документом является одобренный президентом РФ и принятый Федеральным собранием Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основополагающими его нововведениями, обеспечивающими дополнительную защиту малого бизнеса от проверок, являются следующие:

1. На 3 года с 2016-го до конца 2018-го был введён мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства, такая мера была введена впервые. В последующем, в 2019 году, данный период продлен до 2020-го, об этом речь пойдет ниже.

2. Если предприниматель на сайте контролирующей организации в графике плановых проверок обнаружил свое предприятие, это означает нарушение моратория. В таком случае следует принять меры по защите и выдвинуть надзорным органам требование по исключению субъекта малого бизнеса из плана проверок.

3. В обязанности сотрудников надзорных органов в настоящее время входит разъяснение контролируемым субъектам положений законов по защите их прав, о которых было сказано выше. Если предприниматель предоставляет документальные доказательства того, что он является представителем малого или среднего бизнеса, то проверка в отношении него должна быть прекращена.

4. Под мораторий по защите малого бизнеса от проверок не попадают предприятия, деятельность которых ведется в сферах, представляющих определенную опасность для людей и окружающей среды или связаны с жизнеобеспечением. Так, проверки осуществляются по прежним нормам в следующих случаях:

  • пожарный надзор и проверка безопасности – для промышленных предприятий и гидротехнических сооружений 1 и 2 класса опасности;
  • экологический контроль – на предприятиях, имеющих выбросы и сбросы в окружающую среду, относящиеся к 1 и 2 классам опасности;
  • проверка радиационной безопасности деятельности, в ходе которой применяется атомная энергия;
  • контроль предприятий, обладающих государственной тайной;
  • проверка управляющих организаций, которые осуществляют хозяйственную деятельность многоквартирных домов, на предмет соблюдения положений лицензии;
  • надзор за деятельностью аудиторских компаний.

Подобные меры легко объяснить — если деятельность вышеуказанных предприятий осуществляется с нарушениями, то возникает угроза жизни и здоровью людей.

5. Если контролирующие органы предприняли проверку субъекта малого бизнеса в обход моратория, то это является грубым нарушением закона, а результаты проверки считаются нелегитимными.

6. С целью защиты малого бизнеса от проверок, снижения реальных затрат при проведении контрольных мероприятий для обеих сторон (надзорных органов и подконтрольных объектов) ФЗ № 294-ФЗ устанавливается классификацию хозяйствующих субъектов по соответствующим классам опасности. В ее основу положена оценка возможного ущерба при несоблюдении предприятием требований законов. Также оцениваются риски на основе вероятности нарушения правовых актов.

Данная совокупность правил и критериев оценок (которые устанавливаются правительством России) представляет собой систему риск-ориентированного подхода, понятие которого введено вышеуказанным законом с 1 января 2018 года.

7. Все предприятия, деятельность которых не входит в список исключений, имеют предоставленную законом защиту от проверок на трехлетний период. Следует изучить соответствующие положения закона, чтобы отстаивать свои права в том случае, если какие-либо контролирующие инстанции захотят провести проверку.

Почему был продлен запрет по вопросу защиты малого бизнеса от проверок

Федеральным законом, принятым Госдумой и Советом Федерации, с начала 2019 года запрещаются все неналоговые проверки субъектов малого и среднего бизнеса. В соответствии с тем же нормативным документом мораторий продлевается еще на 2 года, защита малого бизнеса от проверок продолжится в 2019 и 2020 годах.

Законодатели предоставили субъектам малого бизнеса (в частности, использующим упрощенную систему налогообложения, ЕНВД; ИП) защиту от плановых проверок со стороны пожарных, трудовых и прочих инспекций. При этом за надзорными органами остается право на внеплановые визиты на предприятия.

В каких случаях это может быть? Например, трудовая инспекция вправе выехать с проверкой, если к ним поступила жалоба от сотрудника предприятия на невыплату зарплаты в срок. Также не защищены от проверок предприятия, работающие в области здравоохранения, образования, энергетики (в том числе снабжающие предприятия) и т. д. Кроме того, налоговая инспекция также вправе проводить выездные и камеральные проверки в прежнем объеме.

Контрольные мероприятия, которые проводят представители различных организаций, за исключением фискальных служб, называются неналоговыми проверками. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение 2019 и 2020 годов предоставляется защита малого бизнеса от проверок таких инстанций, как пожарная, трудовая, экологическая инспекции, санэпидемстанция, надзорные органы структур местного самоуправления и пр.

Однако данное положение не распространяется на предприятия, занятые в социальный области, в сфере здравоохранения, энергоснабжения и теплоснабжения, образования (п. 9 ст. 9 закона № 294-ФЗ и постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Также не могут рассчитывать на защиту от проверок те субъекты малого бизнеса, допустившие на протяжении предыдущих трех лет значительные нарушения в сфере безопасности производства, а также грубые проступки, следствием которых могло стать лишение лицензии, приостановка работы предприятия, дисквалификация руководства.

Также не предоставляется защита малого бизнеса от проверок со стороны органов прокуратуры. Обычно подобные надзорные мероприятия являются следствием поступивших в прокуратуру жалоб сотрудников проверяемых компаний. Если работник считает, что его трудовые права были нарушены, то он обращается в различные инстанции за защитой, и в первую очередь — в прокуратуру. Такое заявление является достаточным основанием для проверки субъекта малого бизнеса.

Кто из малого бизнеса не освобожден от плановых проверок в 2019 году по новому закону:

  1. Организации и частные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые в сфере здравоохранения: клиники, аптеки.
  2. Субъекты малого и среднего бизнеса, предоставляющие услуги в образовательной сфере: учреждения для детей дошкольного возраста, обучающие центры.
  3. Предприятия и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения, предоставляющие услуги в социальной сфере: коммунальные, транспортные (пассажироперевозки) и пр.
  4. Субъекты малого бизнеса, занятые энергоснабжением (обеспечение электро- и теплоэнергией).
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых за период с 2016 по 2018 годы включительно были зафиксированы грубые нарушения законодательства, за которые предусмотрены санкции в виде лишения лицензии, дисквалификации руководства или приостановки деятельности.

Что будет, если проверка пройдет вопреки мораторию?

Проверка компании или индивидуального предпринимателя, состоящего в реестре субъектов малого и среднего бизнеса, квалифицируется как грубое нарушение закона о государственном и муниципальном контроле. Защита предприятия или ИП в этом случае выражается в том, что результаты такой проверки будут признаны недействительными.

Какие еще есть способы защиты предпринимателей от проверок

Каким образом может быть организована защита предприятий и ИП от неправомерных проверок со стороны надзорных органов? Существует четыре способа, которыми предприниматели могут отстоять свои права:

  1. Заявление направляется в органы прокуратуры РФ в том регионе, где ведется деятельность субъектом малого бизнеса. Подобные обращения рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
  2. При подаче жалобы можно использовать административный порядок, то есть обращение направляется вышестоящему руководству надзорной инстанции, которая инициировала неправомерную проверку. На конкретное должностное лицо можно пожаловаться его руководству.
  3. Защиту малого бизнеса от проверок осуществляют и судебные инстанции. Если проводится незаконная проверка каким-либо надзорным органом или его сотрудником, то это может быть поводом для обращения в суд с исковым заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
  4. Подобные вопросы находятся и в компетенции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Представители малого бизнеса вправе обратиться за защитой своих интересов в следующих случаях:

1. Для плановой проверки нет оснований:

  • на подконтрольное предприятие в виде заказного почтового отправления (с уведомлением или без такового) было направлено уведомление о предстоящем мероприятии в виде копии распоряжения (приказа) главы надзорной инстанции государственного или муниципального уровня о назначении плановой проверки, но при этом нарушен установленный срок — минимум за 3 дня;
  • подконтрольное предприятие не было поставлено в известность о назначении плановой проверки.

2. Уведомление о назначении внеплановой проверки направлено субъекту малого бизнеса с нарушением установленных сроков:

  • уведомление о начале проверки направлено юридическому лицу или ИП менее чем за 24 часа до ее начала. Это положение не распространяется на внеплановые выездные проверки, основания для которых изложены в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

3. В составе комиссии при проведении контролирующих мероприятий находятся в качестве экспертов физические лица и представители организаций, не имеющих надлежащую аттестацию и аккредитацию соответственно.

4. Контролирующие органы проводят внеплановую проверку, не имея на то надлежащих оснований, а именно:

  • отсутствуют заявления от юридических и физических лиц, сведения от органов власти федерального и регионального уровней, от средств массовой информации о наличии угроз здоровью и жизни населения, вреда окружающей среде (в том числе объектам флоры и фауны), безопасности государства, а также риска опасных ситуаций в результате чрезвычайных природных явлений и техногенных аварий;
  • деятельность субъектов малого бизнеса не наносит вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде (в том числе объектам флоры и фауны), памятникам культуры народов России и прочим объектам;
  • отсутствуют проявления чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными причинами;
  • не были нарушены права потребителей (в том числе при наличии заявления граждан, обратившихся за защитой своих интересов).

Не являются основанием для внеплановых проверок и заявления анонимного характера, поступающие в государственные и муниципальные контрольные органы. Также проверка не может быть инициирована, если в таком заявлении отсутствует информация об имевших место фактах нарушения законодательства в ходе деятельности субъектов малого предпринимательства.

5. Имеются предусмотренные законом основания для проведения внеплановой выездной проверки субъекта малого бизнеса, но контрольные мероприятия не согласованы с местными органами прокуратуры.

6. В ходе осуществления контрольных мероприятий превышено время пребывания инспекторов на территории юридического лица или индивидуального предпринимателя. Общий срок проверок в течение года для субъектов малого предпринимательства должен быть не более 50 часов, а для микропредприятий — 15 часов.

7. Контролирующие органы федерального или муниципального уровня предпринимают проверку при отсутствии соответствующего приказа своего руководства.

8. Инспектор в ходе проверки требует предоставить документы, не имеющие отношения к кругу вопросов, являющихся предметом контроля.

9. По итогам проверки инспекторы не предоставили акт.

10. В состав экспертной группы входят физические лица и представители организаций, имеющие трудовые и гражданско-правовые отношения с субъектом малого бизнеса, деятельность которого и проверяет данная группа.

Если контролирующими органами федерального и местного уровня допускаются вышеуказанные нарушения в отношении субъекта малого бизнеса, то он может обратиться за защитой своих прав в соответствующие инстанции. Рассмотрение подобных вопросов находится в компетенции прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с Законом о прокуратуре), обязанностью которой является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации органами надзора и их сотрудниками.

Кроме этого, защиту нарушенных прав предпринимателей обеспечивают судебные органы, куда также можно обращаться с исковыми заявлениями по факту неправомерных проверок.

Получить расчет
экономии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *