Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщиков

Содержание

Налоговые санкции

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Налоговые санкции

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.

Понятие налоговых санкций

В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.

В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:

  • как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
  • как твердая сумма;
  • как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.

Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.

К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.

Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.

К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.

Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.

Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.

Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.

Установление налоговых санкций

Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.

Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.

Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема прав иных лиц.

На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.

Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.

Применение налоговых санкций

Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.

Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.

Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.

Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.

Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.

Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.

В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.

Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.

Увеличение и уменьшение размера штрафа

Положения НК определили круг обстоятельств, способствующих уменьшению или увеличению объема назначаемой ответственности.

В качестве обстоятельств, способствующих отягощению уровня ответственности, принимается повторность совершаемых правонарушений.

Круг обстоятельств смягчающих налоговую ответственность является открытым, что говорит о возможность применения самых различных сведений ответчика в качестве смягчения вины. К таким обстоятельства может быть отнесено и сложное финансовое положение, и совершение деяния впервые, и отсутствие умысла в таких действиях.

Любое из обстоятельств, признанное таким, которое уменьшает степень вины, является поводом для снижения финансового эквивалента штрафа наполовину.

Снизить штраф может и сам налоговый орган, но и уже сниженный штраф может быть уменьшен на основании судебного решения, о чем должен ходатайствовать ответчик, предоставляющий документы, позволяющие уменьшить ответственность субъекта налогообложения.

Взыскание налоговых санкций

Процесс взыскания налоговых санкций, которые могут быть выражены в виде штрафа, недоимки или пени, возложен на налоговый орган, выявивший и зафиксировавший нарушение законодательных норм.

Установить размер санкции должен суд, к которому с заявлением обращается инспекция, требующая привлечения к ответственности субъекта налогообложения.

Процессуальное решение о взыскании штрафных санкций, является основанием для проведения принудительного взыскания, через органы ФССП. Лицо, признанное нарушителем может исполнить решение налогового или судебного органа в добровольном порядке, а равно и вправе проводить обжалование таких решений.

Каков порядок взыскания налоговых санкций?

Налоговая санкция может быть уплачена налогоплательщиком или иным обязанным лицом добровольно. Форма требования об уплате налоговой санкции утверждена Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности» .

В случае если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании о ее уплате, налоговая санкция взыскивается в принудительном порядке.

Российская газета. 2002. N 186.

Первоначально налоговые санкции могли быть взысканы с налогоплательщиков только в судебном порядке (п. 7 ст. 114 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ). Затем с 1 января 2006 г., то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, появилась возможность взыскания налоговых санкций также и во внесудебном порядке.

Во внесудебном порядке, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, налоговая санкция (штраф) могла быть взыскана: 1)

с индивидуального предпринимателя — в случае если сумма штрафа не превышала 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах; 2)

с организации — в случае если сумма штрафа не превышала 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

В случаях, когда сумма штрафа, взыскиваемого с индивидуального предпринимателя или с организации, превышала указанные размеры, а также в случае взыскания штрафа с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (независимо от суммы штрафа), налоговые санкции взыскивались только в судебном порядке.

Таким образом, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа могли быть взысканы лишь относительно мелкие штрафы. При этом за правонарушителями сохранялось право судебного обжалования подобного взыскания.

С 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ вводится новый порядок взыскания налоговых санкций. Он применяется лишь к тем налоговым санкциям, по которым решение налогового органа вынесено после 1 января 2007 г. Между тем налоговые санкции, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 г., взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.

С налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), являющегося организацией или индивидуальным предпринимателем, взыскание штрафа производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета данного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ). Такое решение налогового органа принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налоговой санкции, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать штраф за счет иного имущества указанного лица (п. 7 ст. 46 НК РФ). Взыскание штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится во внесудебном порядке (ст. 47 НК РФ).

Следует отметить, что НК РФ предусматривает также случаи, когда взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть произведено только в судебном порядке. Так, в судебном порядке взыскание штрафа производится (подп. 1 — 3 п. 2 ст. 45): 1)

с организации, которой открыт лицевой счет; 2)

в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев:

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);

за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); 3)

с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

С налогоплательщика — физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, взыскание сумм штрафа производится только в судебном порядке (абз. 1 п. 1 ст. 104 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании штрафа подается (п. 2 ст. 104 НК РФ): 1)

с организации или индивидуального предпринимателя — в арбитражный суд; 2)

с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

Каков срок давности взыскания штрафов?

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внесены существенные изменения в вопрос исчисления срока давности взыскания штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах. Начиная с 1 января 2007 г. срок давности взыскания штрафов исчисляется следующим образом.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов (п. 1 ст. 115 НК РФ): с организации и индивидуального предпринимателя — в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 46 и ст. 47 НК РФ;

с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принимается налоговым органом после истечения срока, установленного в требовании об уплате соответствующего штрафа, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) — организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать штраф за счет иного имущества указанных лиц в соответствии со ст. 47 НК РФ. Взыскание штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» , с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительный причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом (абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока, установленного для добровольной уплаты штрафа.

Следует отметить, что в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления о взыскании штрафа как с организаций и индивидуальных предпринимателей, так и с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (п. 2 ст. 115 НК РФ).

Взыскание налогов и сборов, включая пени

Налоги – неотъемлемая часть жизни любой страны, в том числе России. Они необходимы для улучшения экономики и общедоступных благ государства для повышения комфорта и уровня жизни граждан в целом.

Налоговая система — это объединение всех сборов, плат, платежей, которые взимаются с налогоплательщиков. Правила, по которым происходит данная процедура, предустановлены Налоговым Кодексом РФ.

Принципы работы налоговой системы в России

Налоговая система в Российской Федерации строится как с помощью Конституции, так и с помощью Налогового Кодекса. Существует система из трех уровней налогообложения страны:

  • Первый уровень – федеральный.
  • Второй уровень – региональный.
  • Третий уровень – местный.

Федеральные налоги – их обязаны платить на всей территории Российской Федерации. Оплата почти одинакова для всех лиц и учреждений, вне зависимости от того, в каком именно районе или городе они находятся. Сюда относятся НДС, акцизные сборы и т. д.

Налоги — обязательная часть жизнедеятельности страны

Региональные пошлины – сборы, которые взимаются с отдельных республик, областей и других субъектов, входящих в состав РФ. Сумма может быть разной в зависимости от того, в какой местности производится взимание налогов. Например, налог на имущество, транспорт и т. д.

Местные сборы – за их установку отвечает НК, а контроль и сбор происходят с помощью актов отдельных поселений. Таких как районное, сельское, городское поселение и т. п. Данные выплаты обязательны на территории этих субъектов. Примерами таких налогов может быть торговый, земельный сбор и т. д.

Важно! Данный принцип присущ всем федеративным государствам.

НК Российской Федерации был принят в 1999 году, в нем описано и установлено, как должны быть урегулированы те или иные взаимоотношения между платежами и людьми, которые их вносят, связь и совокупность разных пошлин между собой, их оплата и так далее.

Налоговый Кодекс РФ.

Принципы налогообложения

Налогообложение делится на четыре принципа, которые направлены на эффективное взаимоотношение между налогооборотом в стране. Они помогают работать системе налогообложения без сбоев, поддерживать правила и критерии, необходимые для отбора пошлины.

  • Принцип справедливости. Заключается в том, чтобы распределить налоги по всем платежеспособным гражданам равномерно и одинаково, соответственно их доходу.
  • Принцип определенности. Все нюансы оплаты налогов должны быть определенными: точная сумма, время, место, где должна производиться оплата, способ оплаты должны быть известны плательщику заранее.
  • Принцип удобства. Все вышеперечисленные пункты должны быть максимально удобны для плательщика. Это повышает эффективность и скорость оплаты и обработки налогообложений.
  • Принцип экономии. Включает в себя аспект уменьшения затрат, которые были совершены для сборов.

Взыскание налогов и сборов, включая пени — что это

Взыскание налогов и сборов, включая пени, производится не только в Москве или в России, но и во всем мире. Это взимание налогов принудительным способом. Это значит, что если человек не оплатит вовремя часть или полностью всю сумму сбора, то это позволяет с помощью законодательства обратиться к счетам в банке и другим ресурсам, с которых возможно изъять средства для уплаты долга. Суд имеет право взыскивать задолженность, обращаясь в банки. Если грозит взыскание задолженности по налогам, должнику высылается письмо с просьбой оплатить долг. В данном документе должна быть предоставлена следующая информация:

  • сумма задолженности, которую необходимо оплатить;
  • пеня, которая набежала к моменту отправки письма;
  • сроки оплаты и сроки исполнения требования об оплате;
  • меры, которые будут применены в случае неуплаты указанной суммы в срок.

Взыскание налогов.

Эта цифра может варьироваться в одну или иную сторону в зависимости от разных факторов. После истечения данного срока и неуплаты задолженности эта недоимка по налогам может быть взыскана с помощью судебного постановления. В случае физических лиц такие приказы осуществляются с помощью суда, а в случае юридических лиц — в бесспорном порядке. Суд обращается в банки, в которых налогоплательщик имеет счета, для подачи обращения и списания определенной суммы для возмещения неустойки. Банки в обязательном порядке должны выполнить требование суда и перечислить сумму на счета государства. Оплата штрафа происходит с текущих счетов, за исключением бюджетных.

Обратите внимание! Обычно плательщику дают около 60 дней для погашения такой задолженности.

Как избежать взыскания налогов и сборов законным путем

Первое, что необходимо знать предпринимателю, учредителю или другому человеку – как работает налоговая проверка. Именно невыполнение указаний и правил при проверке со стороны налоговой могут сыграть на руку и в суде можно будет заявить, что налоговая проверка действовала не по правилам, указанным в законодательстве.

Второе — это правильное составление документа о возражении и несогласии с решением налоговой проверки. Правильность заполнения, описание всех причин несогласия, приведения аргументов и фактов – это шаг к принятию решения в пользу налогоплательщика.

Третье – это заявка на проведение дополнительной проверки налоговой. В данном случае плательщик также имеет возможность при благоприятных обстоятельствах избежать наказания.

Четвертое – если декларация уточнения налоговой была сдана после того, как завершилась налоговая проверка с положительным результатом для налогоплательщика.

Как избежать взысканий налогов.

Эти методы не имеют срока давности и работают легально в соответствии с законодательством. Не исключено, что в каждом случае возможен индивидуальный исход и для этого нужно не действовать шаблонно, а детально рассмотреть все перспективы. Лучше всего руководствоваться КБК и Налоговым Кодексом РФ для избежания нарушений со стороны законодательства.

В какой срок и каким образом налоговый орган может взыскать задолженность по налогам

По календарю эта дата выпадает на выходной день (субботу), поэтому НДФЛ допускается заплатить не позднее понедельника – это 3 декабря 2019 года. Это прописано в п. 7 ст. 6.1, п.п.

6,7 ст. 228 НК РФ. В некоторых случаях НДФЛ нужно уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором был получен доход (об этом говорится в п.1,4 ст. 228 НК РФ). Если налог не был уплачен в положенный срок, то у вас образуется задолженность (недоимка), и ее налоговый орган имеет право взыскать в судебном порядке. 122 НК РФ). Нормативным актом субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физлиц определяется, исходя из кадастровой стоимости всех или отдельных объектов налогообложения, может быть установлено, что на сумму недоимки по

Как по данным исполнительного производства узнать причины взыскания?

Судя по основанию взыскания в суд обращалась налоговая.

Аналогичным образом могут быть взысканы штрафы и пени, не уплаченные в положенный срок ( п.2 ст. 11, п.п. 2,8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п.2 ст. 57, п.1 ст. 75, ст. Ранее Вы должны были получить копию судебного приказа. Если Вы его не получали, то можете попробовать его отменить, путем подачи соответствующего заявления в суд, вынесший судебный приказ. Дело в том, что судебный приказ вступает в силу только в случае его получения должником и отсутствия с его стороны возражений (заявления об отмене) в установленный срок. 22 Августа 2019, 14:38 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 09 Марта 2019, 23:37, вопрос №1930141 23 Декабря 2014, 20:27, вопрос №665476 03 Июля 2014, 16:56, вопрос №492283 18 Октября 2015, 18:10, вопрос №1010414 24 Июля 2019, 15:36, вопрос №2060691 Смотрите также Правовед.ru В мобильном приложении и Telegram юристы

2.1.

Взыскание пеней

То есть исключается возможность применения одновременно двух способов обеспечения обязательств по уплате налогов – начисление пени и приостановление операций налогоплательщика по счетам или арест имущества.Однако данная ситуация является причиной разногласий между налоговыми органами и организациями, которые разрешаются в судебном порядке, к сожалению, не всегда в пользу налогоплательщика. Одни судебные решения говорят о том, что неправомерно начислять пени на недоимку в силу самого факта ареста имущества или принятия решения о приостановлении операций по счетам.

В частности, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 23 мая 2005 г. по делу № А66-9893-03 указал, что суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы МУП «Тверьгорэлектро» (предприятия-налогоплательщика) о неправомерности начисления ему инспекцией пеней на суммы недоимки, в счет погашения которой арестовано его имущество.Другие

Взыскание недоимки по налогам

Порядок взыскания налога с физического лица Порядок взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем регулируется статьей 48 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем»). Так, установлен следующий порядок: Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физического лица производится только в судебном порядке.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (п. 2 ст. 48 НК РФ). Особые случаи: Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней,

Статья 48 НК РФ.

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Особенности взыскания задолженности по налогам

Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.

Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд. Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица. В первую очередь налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. Данный документ должен быть подготовлен не менее чем за 30 дней до срока оплаты.

Если есть возможность, то вручается уведомление лично в руки, под расписку. Если нет возможности вручить уведомление должнику лично в руки, под расписку, его:

    отправляют в электронном виде; заказным курьером; направляют по почте, заказным письмом (самый распространенный и менее затратный способ).

Согласно , налогоплательщик не обязан оплачивать налог, если не получил налоговое уведомление.

Взыскание «налоговых» долгов с физических лиц.

О привлечении к сбору налогов работодателей

самостоятельно сообщать в налоговую инспекцию сведения о наличии у них объектов обложения названными налогами (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ст. 7 Федерального закона № 52-ФЗ). Согласно Федеральному закону от 23.11.15 г.

№ 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» срок уплаты имущественных налогов физическими лицами перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для повышения собираемости налогов и пополнения бюджета, что является функцией ФНС России, было решено привлечь работодателей к взысканию недоимки по налогам с их работников. Данная процедура подробно описана в письмах ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/ и № ГД-4-8/, в которых налоговым органам рекомендовано осуществлять определенные действия.

Рассмотрим их. 1. Актуализация данных о месте жительстве должника После наступления срока уплаты налогов по «единому» уведомлению и проверки

Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа

В данном случае идет речь о бесспорном порядке взыскания налога, то есть по решению налогового органа, который направляет инкассовое поручение в банк.

Пункт 3 ограничивает срок принятия решения о бесспорном взыскании налога.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Напомним, что по общему правилу требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

67. Налоговые санкции. Понятие, порядок взыскания.

Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Срок давности взыскания штрафов

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

НК является одним из немногих, где содержится определение налоговой санкции.

Согласно ст.114 НК налоговая санкция – это мера налоговой ответственности.

НК урегулирован также и вопрос о порядке наложения налоговых санкций.

Закреплён общий принцип, согласно которому при наличии множественности налоговых правонарушений налоговые санкции складываются (более строгая санкция не поглощает менее строгую).

При наложении налоговых санкций учитывается наличие или отсутствие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Перечень смягчающих обстоятельств в НК является открытым. Согласно ст.112 НК смягчающими обстоятельствами являются:

1) стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств

2) совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, служебной или иной зависимости.

Согласно подп.3 п.1 ст.112 НК суд может признать и иные, заслуживающие внимания обстоятельства, смягчающими.

В этом случае в силу ст.114 НК суд должен уменьшить размер налоговых санкций как минимум вдвое. При этом закон не ограничивает возможность суда произвести и более существенное уменьшение размера санкции (при наличии нескольких смягчающих обстоятельств или с учётом их особого характера).

Перечень отягчающих обстоятельств является закрытым. В ст.112 НК названо только одно такое обстоятельство – совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлечённым к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение. Размер ответственности в данном случае возрастает на 100% (т.е. может быть увеличен вдвое). Должно не истечь 12 месяцев с момента вынесения решения суда или налогового органа (налоговые санкции могут быть взысканы в судебном порядке (по решению суда), а также уплачены налогоплательщиком в добровольном порядке после ознакомления с решением налогового органа).

При применении этого положения возникают определённые сложности – неясно, какое правонарушение считать аналогичным?

Возможно несколько случаев:

1) полная аналогичность (тождественность) имеет место в том случае, если и совершённое ранее правонарушение и совершённое в настоящее время квалифицируются по одной статье НК, по одному и тому же её пункту. Например: неуплата налога

по п.1 ст.122 НК.

2) когда, например, повторное правонарушение квалифицируется не по п.1 статьи, а по следующему её пункту, предусматривающему отягчающие обстоятельства (например:

п.2 ст.122 НК) – считается, что аналогичность имеет место.

Иногда это ставится под сомнение (например: при применении ст.120 НК, содержащей формальный и материальный составы).

3) иногда аналогичность устанавливается и при квалификации правонарушений по различным статьям НК. Например: ст.122 и ст.123 НК. Аналогичность выражается в том, что в обоих случаях объективная сторона выражается в неуплате налога (неперечислении налога в бюджет). Различие состоит в том, что по ст.122 НК лицо выступает как налогоплательщик, по ст.123 лицо выступает как налоговый агент.

Аналогичность правонарушений признаётся в ряде случаев и когда объективные стороны правонарушений, предусмотренных различными статьями НК, по своей сути схожи, но одной из статей предусмотрено более серьёзное правонарушение (с дополнительными признаками). Например: ст.116 и ст.117 устанавливают ответственность за непостановку на налоговый учёт и уклонение от постановки на налоговый учёт. В последнем случае несовершение активных действий по постановке на налоговый учёт сопряжено с тем, что налогоплательщик приступает к экономической деятельности. Это не препятствует признанию данных деяний аналогичными.

Иногда НК устанавливает отягчающие обстоятельства применительно к конкретной статье. Например, в ст.122 НК предусмотрена повышенная ответственность за умышленный характер правонарушения по неуплате налога. В сходной ст.123 НК умышленному характеру действий не придаётся такого значения. В этой части НК менее последователен.

При наложении налоговых санкций всегда должен учитываться вопрос:

1) о давности привлечения к налоговой ответственности

2) о давности наложения налоговой санкции.

Эти сроки являются пресекательными и не подлежат восстановлению.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет 3 года и исчисляется с момента совершения налогового правонарушения (исключение составляют ст.120 и ст.122 НК, по которым срок давности исчисляется с момента завершения налогового периода по соответствующему налогу).

Срок давности взыскания налоговых санкций един в отношении всех правонарушений, также как и порядок его исчисления – 6 месяцев с момента составления соответствующего акта проверки. Однако при определённых обстоятельствах неправомерные действия налогового органа могут привести к фактическому сокращению срока взыскания налоговых санкций. Например: при проведении камеральной налоговой проверки, если налоговый орган выходит за пределы 3-месячного срока составления акта – это влечёт сокращение срока взыскания налоговых санкций. Так же следует поступать и в случаях, когда проводится выездная налоговая проверка (если налоговый орган нарушает срок, установленный ст.100 НК для составления акта проверки).

Налоговые санкции во всех случаях подлежат взысканию в судебном порядке. Налоговым органом должно быть заявлено в суд требование как в отношении физических лиц, так и в отношении организаций). В этом состоит отличие порядка взыскания налоговых санкций от порядка взыскания пени и недоимок по налогу.

Заявление от имени налогового органа должно направляться в суд в соответствии с требованиями ГПК и АПК о подведомственности и подсудности дел. Заявление о взыскании налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей должно направляться в арбитражный суд, с физических лиц – в суд общей юрисдикции.

По тексту НК везде фигурирует понятие «исковое заявление». Однако в соответствии с АПК и ГПК по делам, вытекающим из публичных отношений, должны подаваться заявления – это не исковое производство.

Установление судебного порядка взыскания налоговых санкций не снимает с налогового органа обязанности применять меры по внесудебному урегулированию спора: налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговых санкций (такое предложение может быть направлено налогоплательщику в виде требования, а также может содержаться непосредственно в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности). Если налогоплательщик добровольно произведёт уплату, дело является исчерпанным и нет необходимости в судебном рассмотрении данного дела в дальнейшем.

Сама по себе добровольная уплата налоговой санкции по требованию налогового органа не мешает налогоплательщику обжаловать данное решение налогового органа. В этом случае заявителем (инициатором налогового спора) выступает налогоплательщик.

Перечисленные правила привлечения к налоговой ответственности (наложения налоговых санкций) применяются не только к правонарушениям гл.16 НК, но и в отношении тех правонарушений, которые названы в гл.18 НК.

Эта ответственность отличается от ответственности, предусмотренной КоАП.

Порядок взыскания налоговых санкций

Согласно п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных нормами гл.16 НК РФ.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ. Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции. Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. Надо заметить, что предложение налоговым органом налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции до обращения с иском в суд является его обязанностью (п.1 ст.104 НК РФ), несоблюдение которой влечет возвращение искового заявления.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налогового контроля.

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ, к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями — судами общей юрисдикции в соответствии с российским гражданским процессуальным законодательством.

Иски о взыскании налоговых санкций в ряде случаев могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности. Такая ситуация может иметь место, в частности, в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации либо принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств. В данном случае истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации-налогоплательщика.

ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА

ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА (англ. tax recovery) – принудительное взимание налога с налогоплательщика (плательщика сборов) в случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный законодательством срок путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента, находящиеся на счетах в банке, а также иного имущества налогоплательщика. В.н. с организаций производится в бесспорном, а с физич. лиц – в судебном порядке. Наличие у налогоплательщика недоимки по налогам (сборам и пеням), т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанности по уплате налога, является основанием для принятия налоговым органом решения о В.н. и направлении налогоплательщику по месту учета письменного извещения – требования об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размеру пени, начисленной на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по В.н. и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, к-рые будут применены в случае неисполнения этого требования налогоплательщиком. Решение о В.н. принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении 60-дневного срока недоимка по налогам может быть взыскана с организаций в судебном порядке и налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающихся к уплате сумм налога. В.н. по решению налогового органа производится путем направления в банк, в к-ром открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соотв. бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых ден. средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа содержит указание на счета налогоплательщика или налогового агента, с к-рых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Оно подлежит безусловному исполнению банком в порядке очередности, установленной ГК РФ. В.н. может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента), за исключением ссудных и бюджетных счетов. В.н. с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операц. дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если В.н. производится с рублевых счетов, и не позднее двух операц. дней, если оно производится с валютных счетов (если это не нарушает порядка очередности платежей, установленных ГК РФ). Если в день получения банком поручения (распоряжения) на перечисление налога ден. средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) недостаточно или они отсутствуют, то указанное поручение исполняется по мере поступления ден. средств на эти счета не позднее одного операц. дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операц. дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета (при условии, что это не нарушает очередности платежей, установленной ГК РФ). В.н. может производиться также с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если истек срок действия депозитного договора налогоплательщика. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога. При В.н. налоговый орган может приостановить операции по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Однако данные ограничения не распространяются на платежи, очередность к-рых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установл. сроки обязанности по уплате налога. Это решение может быть принято только одновременно с вынесением решения о В.н. Решение о приостановлении операций по счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Данное решение подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента его получения банком и до отмены этого решения. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать ей новые счета. При недостаточности или отсутствии ден. средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. В.н. за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соотв. постановления судебному приставу-исполнителю. В.н. за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)-организации осуществляется в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и производится последовательно в отношении: наличных денежных средств; имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частн. ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводств. помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и(или) не предназначенных для непосредств. участия в производстве; сырья и материалов, предназначенных для непосредств. участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и др. основных средств; имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение др. лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными; другого имущества. Для обеспечения В.н. за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) может быть применен арест имущества. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика, но в размере, необходимом и достаточном для исполнения обязанности по уплате налога. Арест имущества может быть полным или частичным. Под полным арестом имущества понимается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при к-ром он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При осуществлении ареста имущества отчуждение собственности на имущество не допускается. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового органа и осуществляется с санкции прокурора. В случае В.н. за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. В.н. (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физич. лица или налогового агента – физич. лица производится в судебном порядке. Исковое заявление о В.н. за счет их имущества подается в суд налоговым органом в течение 6 мес. после истечения срока исполнения требования об уплате налога. К исковому заявлению может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество недоимщика. В.н. за счет имущества налогоплательщика-физич. лица или налогового агента-физич. лица производится последовательно в отношении: ден. средств на счетах в банке; наличных ден. средств; имущества, не участвующего в производстве продукции (товаров), в частн. ценных бумаг, валютных ценностей, производств. помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; готовой продукции (товаров), а также материальных ценностей, не участвующих и(или) не предназначенных для непосредств. участия в производстве; сырья и материалов, предназначенных для непосредств. участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и др. основных средств; имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение др. лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными; др. имущества, за исключ. предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи. При В.н. за счет имущества указанных выше лиц обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *