Лицензирование частной охранной деятельности

\\ql

Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498
(ред. от 21.11.2011)
«О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»
(вместе с «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением о лицензировании частной охранной деятельности», «Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него», «Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 13.04.2015

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2011 г. N 498

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ (СЫСКНОЙ) И ЧАСТНОЙ

ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957)

В соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности;

Положение о лицензировании частной охранной деятельности;

Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него;

Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников);

перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на обеспечение правоохранительной деятельности.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957.

4. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 34, ст. 3295);

пункт 25 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 50 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 760);

пункт 9 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 июня 2011 г. N 498

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ (СЫСКНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящее Положение в соответствии с частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает порядок лицензирования частной детективной (сыскной) деятельности (далее — детективная деятельность), осуществляемой гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, для которых детективная деятельность является основным видом деятельности, а также перечень лицензионных требований и условий для осуществления детективной деятельности.

2. Лицензия на осуществление детективной деятельности (далее — лицензия) предоставляется гражданам Российской Федерации, претендующим на получение лицензии (далее — соискатель лицензии), соответствующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на осуществление действий по лицензированию в этой сфере деятельности (далее — лицензирующие органы), сроком на 5 лет.

Гражданину, получившему лицензию (далее — лицензиат), одновременно с предоставлением лицензии на срок ее действия выдается удостоверение частного детектива (далее — удостоверение).

Бланки лицензий и удостоверений являются полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки соответственно класса «Б» и класса «В», имеют серию, номер и изготавливаются централизованно. Формы бланков лицензии и удостоверения, а также порядок учета и хранения бланков лицензий и удостоверений утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления детективной деятельности являются:

а) наличие у лицензиата договора на оказание сыскных услуг с каждым заказчиком, составленного в письменной форме, соответствующего требованиям статьи 9 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

б) уведомление лицензиатом в письменной форме о заключении договора на оказание услуг, предусмотренных пунктом 7 части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», лица, производящего дознание, следователя или суд, в производстве которого находится уголовное дело, в течение 1 суток с момента его заключения.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган по месту жительства заявление и документы, предусмотренные статьей 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Формы заявления и анкеты устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Должностное лицо лицензирующего органа принимает заявление и представленные документы в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.

5. За предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, а также продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

6. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит в срок не более 40 дней проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в заявлении и представленных документах.

О предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии лицензирующий орган в 5-дневный срок обязан письменно уведомить заявителя.

7. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Одновременно с переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, переоформляется удостоверение частного детектива.

8. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случаях, установленных Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Решение о приостановлении действия лицензии принимается должностным лицом, указанным в статье 11.5 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», и оформляется в виде заключения по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации. К заключению прилагаются материалы, послужившие основанием для принятия такого решения.

О принятом решении лицензирующий орган информирует лицензиата в течение 1 рабочего дня и принимает соответствующие меры реагирования в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

При получении письменного уведомления лицензиата об устранении выявленных нарушений лицензирующий орган проводит в течение 3 рабочих дней соответствующую проверку.

9. Лицензиат в случае аннулирования, приостановления действия лицензии или его отказа от лицензии обязан в течение 3 рабочих дней сдать в лицензирующий орган документ, подтверждающий наличие лицензии, и удостоверение.

При возобновлении действия лицензии указанные документы подлежат возврату лицензиату в течение 3 рабочих дней.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 июня 2011 г. N 498

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящее Положение в соответствии с частью второй статьи 11.2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг.

2. Лицензия на осуществление частной охранной деятельности (далее — лицензия) предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет соответствующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на осуществление действий по лицензированию в этой сфере деятельности (далее — лицензирующие органы).

Бланк лицензии является полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки класса «Б», имеет серию, номер и изготавливается централизованно. Форма бланка лицензии, порядок учета и хранения бланков утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

3. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», являются:

а) наличие у юридического лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее — соискатель лицензии), или юридического лица, имеющего лицензию (далее — лицензиат), уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

б) соответствие учредителей (участников) соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

в) соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям части седьмой статьи 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частью третьей статьи 11.4, частями первой, второй, третьей, седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

д) при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации;

е) наличие на объекте (объектах) охраны должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденной лицензиатом.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств;

г) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел;

д) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).

5. Лицензионным требованием и условием при осуществлении услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств дополнительно к лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование.

6. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий дополнительно к лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, являются:

а) наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий, с которой ознакомлены работники, непосредственно выполняющие этот вид услуг;

б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел.

7. Лицензионным требованием и условием при осуществлении обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», дополнительно к лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, является наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны.

8. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

б) соответствие учредителей (участников) лицензиата (соискателя лицензии) требованиям статьи 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

в) соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям части седьмой статьи 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частью третьей статьи 11.4, частями первой, второй, третьей, седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

д) при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы, имеющего постоянную связь с объектами охраны;

ж) наличие у работников лицензиата, обеспечивающих охрану объектов, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел;

з) наличие на объекте (объектах) охраны должностной инструкции о действиях работников при оказании указанного вида охранных услуг, утвержденной лицензиатом.

9. Для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а также по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление и документы, предусмотренные статьей 11.3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

б) копию документа, подтверждающего наличие высшего профессионального образования у руководителя соискателя лицензии;

в) копию документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации для руководителей частных охранных организаций;

г) копию удостоверения частного охранника, выданного руководителю соискателя лицензии.

10. Для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 9 настоящего Положения, соискатель лицензии представляет:

а) копию штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;

в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств.

11. Для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 9 настоящего Положения, соискатель лицензии представляет:

а) копию штатного расписания, в котором предусмотрена должность юрисконсульта;

б) копию должностной инструкции юрисконсульта.

12. Для получения лицензии на право оказания охранных услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 9 настоящего Положения, соискатель лицензии представляет:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;

б) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи.

13. Для получения лицензии на право оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества, а также по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные статьей 11.3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

б) копию документа, подтверждающего наличие высшего профессионального образования у руководителя соискателя лицензии;

в) копию документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации руководителей частных охранных организаций;

г) копию удостоверения частного охранника, выданного руководителю соискателя лицензии;

д) копию штатного расписания, в котором предусмотрено дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы;

е) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;

ж) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи.

14. Копии документов, предусмотренные пунктами 9 — 13 настоящего Положения, не заверенные в установленном порядке, представляются с предъявлением оригиналов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.

15. За предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, а также за продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

16. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), приостановлении ее действия осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит в срок не более 40 дней проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в заявлении и представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, установленных настоящим Положением.

О предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии лицензирующий орган в 5-дневный срок обязан письменно уведомить заявителя.

17. В случае намерения лицензиата осуществлять новый вид (виды) охранных услуг, а также в случае необходимости продления срока действия лицензии в лицензирующий орган представляются следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии на осуществление нового вида (видов) охранных услуг (о продлении срока действия лицензии);

б) документ об уплате государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (за продление срока действия лицензии);

в) документы, предусмотренные пунктами 9 — 13 настоящего Положения, в соответствии с видом (видами) охранных услуг, указанным в заявлении о предоставлении лицензии (о продлении срока действия лицензии).

18. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

19. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случаях, установленных Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Решение о приостановлении действия лицензии принимается должностным лицом, указанным в статье 11.5 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», и оформляется в виде заключения по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации. К заключению прилагаются материалы, послужившие основанием для принятия такого решения.

О принятом решении лицензирующий орган информирует лицензиата в течение 1 рабочего дня и принимает соответствующие меры реагирования в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

При получении письменного уведомления лицензиата об устранении выявленных нарушений лицензирующий орган проводит в течение 3 рабочих дней соответствующую проверку.

20. Лицензиат в случае аннулирования лицензии, приостановления действия лицензии или его отказа от лицензии обязан в течение 3 рабочих дней сдать в лицензирующий орган документ, подтверждающий наличие лицензии. При возобновлении действия лицензии этот документ подлежит возврату лицензиату в течение 3 рабочих дней.

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 июня 2011 г. N 498

ПРАВИЛА

ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ИЗ НЕГО

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности (далее — лицензия) и предоставления сведений из него.

2. Соответствующее подразделение органов внутренних дел, уполномоченное на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности (далее — лицензирующий орган), ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) полное наименование лицензирующего органа;

б) полное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения юридического лица, имеющего лицензию (далее — лицензиат), его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций, идентификационный номер налогоплательщика;

в) сведения об учредителях юридического лица;

г) дата принятия решения о предоставлении лицензии, ее номер и срок действия;

д) виды предоставляемых охранных услуг;

е) сведения о регистрации лицензии в реестре;

ж) сведения о выдаче или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии;

з) основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии.

3. Лицензирующий орган вносит сведения в реестр лицензий в течение 3 рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения сведений о ликвидации лицензиата или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

4. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать 3 дней со дня поступления соответствующего заявления в лицензирующий орган.

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 июня 2011 г. N 498

ПРАВИЛА

УВЕДОМЛЕНИЯ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О НАЧАЛЕ И ОБ ОКОНЧАНИИ ОКАЗАНИЯ ОХРАННЫХ

УСЛУГ, ИЗМЕНЕНИИ СОСТАВА УЧРЕДИТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников).

2. Частная охранная организация обязана в письменной форме уведомить орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) в следующие сроки:

а) не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг:

в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;

по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий;

по охране объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения;

связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте;

б) в течение 5 дней с начала оказания охранных услуг:

по охране имущества и (или) объектов, за исключением объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения;

по защите жизни и здоровья граждан;

по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах;

по охране объектов и (или) имущества путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.

3. В случае оказания услуг, связанных с охраной имущества при его транспортировке, частная охранная организация уведомляет орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, незамедлительно после подписания соответствующего договора до начала их фактического осуществления в любой форме, позволяющей зафиксировать такой факт.

4. Частная охранная организация обязана в 5-дневный срок с момента окончания оказания охранных услуг (в том числе при окончании оказания охранных услуг, связанных с охраной имущества при его транспортировке) уведомить об этом в письменной форме орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, и орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны).

5. В случае изменения состава учредителей (участников) или руководителя частная охранная организация не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц обязана в письменной форме уведомить орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 июня 2011 г. N 498

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОХРАНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ И (ИЛИ) ИМУЩЕСТВА

НА ОБЪЕКТАХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ РАБОТ ПО ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЮ,

МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

>Лицензирование частной охранной деятельности (ЧОП)

Содержание

Что это такое

Лицензия ЧОП – официальное разрешение на осуществление охранной деятельности, выдается МВД России (соответствующим подразделением), сроком на 5 лет. Размер госпошлины за выдачу лицензии ЧОП составляет 7500 рублей.

Процедуру получения лицензии для оказания услуг ЧОП условно можно разделить на 3 этапа:

1. Определяемся с услугами, которые будет оказывать охранное предприятие

Сделать это необходимо еще на этапе формирования документов для регистрации бизнеса.

Виды услуг частных охранных предприятий

От выбора услуг зависит перечень лицензионных требований, предъявляемых к кандидатам на получение лицензии.

ЧОП может оказывать следующие услуги:

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана объектов и (или) имущества, в том числе при его транспортировке;
  • охрана объектов и (или) имущества с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам защиты от противоправных посягательств;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
  • охрана объектов и (или) имущества, для которых установлены требования к антитеррористической защищенности.

Подробную информацию по перечню услуг и исключениям из него смотрите в абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-1.

2. Регистрируем ООО, соответствующее лицензионным требованиям

Обратите внимание, ЧОП создается только в форме ООО и не вправе заниматься каким-либо иным направлением, кроме охранного.

О том, как пройти процесс регистрации ООО читайте .

Лицензионные требования для ЧОП

Для оказания охранных услуг ООО должно соответствовать основным требованиям:

  • уставный капитал компании в размере не менее 100 000 рублей, сформированный без привлеченных денежных средств (кредитов, займов и т.п.);
  • размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал не более 50%;
  • отсутствуют вклады в уставный капитал от иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан РФ имеющих гражданство иностранного государства, иностранных юридических лиц, а также российских компаний, в составе которых есть перечисленные граждане и лица;
  • в составе учредителей нет общественных объединений, граждан, состоящих на государственной службе (замещающих оплачиваемые должности в общественных объединениях), имеющих судимость, а также указанных в предыдущем пункте;
  • ЧОП не является дочерним предприятием компании, занимающейся иной, не охранной деятельностью;
  • руководитель ЧОП имеет высшее и дополнительное образование по программе повышения квалификации руководителей охранных организаций, а также у него есть удостоверение частного охранника;
  • если используется видеонаблюдение (оказываются услуги обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов) – персонал, посетители должны быть проинформированы об этом посредством размещения информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию;
  • соблюдаются правила оборота оружия и специальных средств (при наличии).

Дополнительные лицензионные требования для ЧОП:

Эти требования устанавливаются дополнительно к вышеуказанным и зависят от вида услуг ЧОП.

Оказании услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и имущества

Наличие на объекте (объектах) охраны, утвержденной должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг.

Охрана объектов и (или) имущества с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию

  • наличие служебного огнестрельного оружия и специальных средств;
  • наличие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
  • наличие в штате специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
  • наличие транспортных средств;
  • наличие у работников, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел;
  • использование работниками специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).

Консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам защиты от противоправных посягательств

Наличие в штате работника с высшим образованием, на которого возложены обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций по вопросам защиты от противоправных посягательств.

Услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий

  • наличие на объекте (объектах) охраны, утвержденной должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг;
  • наличие у работников, осуществляющих охранные функции, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел.

Оказание услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов

Наличие на объекте (объектах) охраны, утвержденной должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны.

Оказании услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов, для которых установлены требования к антитеррористической защищенности

  • наличие на объекте (объектах) охраны утвержденной должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг;
  • наличие служебного огнестрельного оружия и специальных средств;
  • наличие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
  • наличие в штате специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
  • наличие транспортных средств;
  • наличие у работников, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел;
  • использование работниками специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные);
  • наличие в штате работника, с высшим образованием, на которого возложены обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций по вопросам защиты от противоправных посягательств;
  • наличие на объекте (объектах) охраны, утвержденной должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны.

3. Подаем документы, необходимые для получения лицензии

Общий алгоритм и сроки рассмотрения заявления описаны , отличительной особенностью будет только форма заявления и перечень прилагаемых документов. Для получения лицензии на осуществление охранной деятельности в лицензирующий орган подается специальное заявление ().

К заявлению прилагаются документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия документа, подтверждающего высшее образование у руководителя;
  • копия документа, подтверждающего повышение квалификации руководителя;
  • копия удостоверения частного охранника, выданного руководителю;
  • документ об оплате госпошлины.

Дополнительные документы к заявлению на получение лицензии:

  • копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;
  • копия разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи;
  • копии документов, подтверждающих наличие пассивных средств защиты;
  • копии документов, подтверждающих наличие собственных либо арендованных транспортных средств.

Для оказания услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств

  • копия штатного расписания, в котором предусмотрена должность юрисконсульта;
  • копия должностной инструкции юрисконсульта.

Для оказания услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий

  • копии документов, подтверждающих наличие собственных либо арендованных средств связи;
  • копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи.

Для оказания услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов, а также охраны объектов и (или) имущества, для которых установлены требования к антитеррористической защищенности

  • копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;
  • копия разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи;
  • копии документов, подтверждающих наличие пассивных средств защиты;
  • копии документов, подтверждающих наличие собственных либо арендованных транспортных средств;
  • копия штатного расписания, в котором предусмотрена должность юрисконсульта;
  • копия должностной инструкции юрисконсульта.

Способы подачи документов

Документы можно подать одним из следующих способов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

После получения лицензии

Оформив лицензию, компания вправе приступить к оказанию услуг, при этом важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках компании на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

Также, в процессе деятельности иногда происходит внесение изменений ООО и некоторые такие изменения влекут за собой необходимость переоформления лицензии.

Как получить лицензию на охранную деятельность

Ни один человек, владеющий домом, автомобилем, драгоценностями и прочими материальными благами, не в состоянии круглосуточно сидеть над добросовестно нажитыми ценностями и сторожить их.

В связи с этим спрос на охранные услуги возрастает все больше: если раньше ими пользовались только зажиточные граждане, то сегодня даже представители простого народа могут заключить договор и сберечь все, что у них есть. Поэтому предпринимателям, принявшим решение открыть ЧОП, стоит задуматься, нужна ли лицензия на осуществление частной охранной деятельности, или можно обойтись без нее.

Кто может получить лицензию

Лицензия ЧОП может быть получена только в процессе соблюдения определенного перечня условий

Данное направление работы регламентируется нормами законодательства Российской Федерации от №128 1992 г. «О лицензировании отдельных направлений деятельности», з. №2487-1 «Постановление Правительства о частной охранной деятельности».

Согласно этим нормам, лицензирование работы на территории нашей страны осуществляется МВД РФ. Предусмотрено получение специальной разрешительной бумаги, а само направление включает в себя множество пунктов:

  • обеспечение защиты жизни и здоровья частных лиц, организаций, государственных структур и отдельных деятелей;
  • сопровождение охраной и слежение за имуществом в процессе переезда, транспортирования груза;
  • осуществление охраны объектов;
  • обеспечение взаимодействия объекта с сигналом тревоги;
  • услуги по консультированию в отношении незаконных посягательств;
  • регулирование порядков в рамках мероприятий массового характера;
  • формирование пропускного режима на объектах, включая государственные территории.

Лицензия ЧОП может быть получена только в процессе соблюдения определенного перечня условий. Также есть перечень лиц, которые не могут получить этот документ:

  • люди, у которых отсутствует российское гражданство;
  • несовершеннолетние граждане;
  • являющиеся частично или полностью недееспособными;
  • лица, имеющие судимость.

Что касается остальных граждан, то они могут открыть дело и заручиться государственным разрешением, вне зависимости от того, юридическое это лицо или физическое. Положение о лицензировании частной охранной деятельности содержит более обширную информацию по данному вопросу.

Порядок получения

Под лицензией принято принимать специальную разрешительную бумагу, предоставляемую на осуществление частной охранной работы при условии соблюдения ряда требований, установленных в рамках законодательства. Чтобы получить данное разрешение, необходимо следовать простому алгоритму действий:

  1. Подать заявительную бумагу в соответствующую организацию.
  2. Обеспечить оплату государственной пошлины в полной сумме.
  3. С момента принятия лицензирующим органом документов следует выждать 45 дней или более.
  4. Получить лицензию на охранную деятельность сроком действия на 5-летний период.

Важно! Можно заниматься сбором бумаг и подачей заявления самостоятельно, а можно обратиться к специализированной фирме-посреднику, которая окажет помощь в этом вопросе и поможет ускорить процесс.

Требования и условия получения лицензии

Одно из требований — это наем штата специалистов, владеющих техникой, умеющих консультировать по профилю деятельности, имеющих высшее образование

Получение лицензии на охранную деятельность может быть осуществлено только в ходе соблюдения определенного перечня условий:

  1. Присутствие необходимой денежной величины уставного капитала.
  2. Соблюдение ряда правил, связанных с обращением с предметами оружия и специальной техники.
  3. Соответствие руководителей и ряда учредителей перечню определенных условий и требований.
  4. Присутствие утвержденных законодательно инструкций по должностям.

В определенных ситуациях необходимо обеспечить соответствие ряду следующих требований:

  1. Наличие в собственности необходимого оружия и специальных средств.
  2. Присутствие подразделения, работающего на дежурной основе, поддержание непрерывной связи с ним.
  3. Наем штата специалистов, владеющих техникой, умеющих консультировать по профилю деятельности, имеющих высшее образование.
  4. Наличие рабочих транспортных единиц.
  5. Обзаведение средствами для пассивной защиты.

Помимо этого, лицензия на охранную деятельность юридического лица предполагает определенный перечень характеристик уставного капитала. Так, он не может составлять меньше 100 000 рублей, а в случае, если в ходе деятельности используется оружие – не может быть ниже планки 250 000 р.

Есть несколько действующих нюансов формирования этой суммы. Частная организация должна либо выступать в качестве субъекта хозяйствования или в роли дочернего предприятия. Руководящий аппарат предприятия обязуется иметь должный уровень квалификации и ее подтверждение посредством диплома.

Необходимые документы

Лицензия на охранную деятельность МВД подразумевает сбор и подачу со стороны лицензируемого лица / предприятия перечня бумаг:

  1. Заявительная бумага, составленная в рамках установленного образца с приложениями в виде: копий учредительных бумаг; свидетельств о гос. регистрации в органах налогового контроля; документов, подтверждающих факт внесения изменений в ЕГРЮЛ; писем о присвоении кодовых значений.
  2. Документация по каждой разновидности охранных сервисов.
  3. Чековый документ, свидетельствующий об уплате пошлины.
  4. Учредительные бумаги (для обычных граждан – это паспорта, ИНН, для компаний – ОГРН, ИНН, статистические коды, уставные бумаги, договора и решения, предусмотренные законодательством, выписка из ЮГРЮЛ).
  5. Бумаги, характеризующие руководящее звено: диплом о профессиональном образовании; документ, свидетельствующий о факте повышения квалификационных навыков; удостоверение; паспорт; трудовая книга в отксерокопированной форме.
  6. Пояснительная записка о том, что есть нужда в определенном числе охранников и оборудования.
  7. Договор аренды помещения, в котором будет осуществляться работа.

Лицензия на охранные услуги может быть выдана только после того, как все эти документы будут предоставлены и тщательно проверены.

Куда подавать документы

В России в настоящее время выдачей этих бумаг занимается Министерство внутренних дел. Для получения необходимо отправиться в местный лицензирующий орган по месту регистрации будущей организации или по месту прописки физического лица и подать необходимый набор бумаг, а также составить заявление.

В последнее время заказ государственных услуг можно осуществить с применением специального электронного портала в рамках официального ресурса ведомства.

Срок действия и продление

Внимание! Выдача лицензий на охранную деятельность в нашей стране осуществляется на срок в 5 лет.

Переоформление документа требуется в следующих случаях:

  • расширение со стороны учредителя спектра оказываемых услуг;
  • осуществление реорганизации предприятия;
  • смена наименования;
  • внесение изменений в юридический адрес.

Срок действия лицензии на охранную деятельность в РФ составляет 5 лет

Когда срок действия истекает, и вы по-прежнему намерены осуществлять охранную работу, необходимо продление. Заполняется заявление и готовится набор следующих бумаг:

  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • копии ИНН директора и главного бухгалтера;
  • данные об учредительских вкладах.

Что касается остального перечня, то он выглядит так же, как и при открытии организации, поэтому охраннику стоит предоставить те же бумаги.

За что могут аннулировать или приостановить действие лицензии

Еще одним вариантом развития событий является аннулирование документа. Дело в том, что за органом, выдающим бумагу, закреплено право по отзыву и приостановлению действия разрешения.

Если нарушения незначительны, деятельность приостанавливается. Если они серьезные, происходит аннулирование. К таким ситуациям можно причислить нанесение гражданам и их здоровью серьезного вреда, нарушение прав, деяния, предполагающие злой умысел.

Таким образом, лицензия на частную охранную деятельность ( ), представляет собой особое разрешение, обязательное к получению. Для этого нужно обратиться к органам МВД с набором бумаг, а затем выждать время их проверки, принятия решения и изготовления бумаги.

Порядок получения лицензии на охранную деятельность

Лицензирование частной охранной деятельности

Виды услуг, оказываемые в рамках охранной деятельности

Нужна ли лицензия, если охрана имущества организации осуществляется силами ее работников?

Порядок получения специального разрешения

Требования к соискателю лицензии

Подготовка документов

Подача пакета бумаг в подразделение лицензионно-разрешительной работы

Проверка документации и выдача лицензии

Что делать, если в получении специального разрешения было отказано?

Дополнительные процедуры

Ответственность за несоблюдение норм о лицензировании

Лицензирование частной охранной деятельности

Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ установлено, что деятельность по предоставлению охранных услуг подлежит обязательному лицензированию.

Лицензия — специальное разрешение для индивидуального предпринимателя или организации на то, чтобы заниматься выполнением работ или оказанием услуг определенного рода, подтверждаемое бумажным или электронным документом, полученным в лицензирующем органе. Срок действия разрешения — 5 лет.

К СВЕДЕНИЮ: единого лицензирующего органа в России нет. Функции по выдаче разрешений на охранную деятельность с 2016 года возложены на Росгвардию, однако до принятия нового порядка выдачи лицензий документы по-прежнему выдают подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел (подп. «б» п. 14 Указа Президента «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» от 05.04.2016 № 157).

Виды услуг, оказываемые в рамках охранной деятельности

Понятия частной охранной деятельности в законодательстве нет. Однако в ст. 1 закона «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 № 2487-1 определено, что платные услуги, оказываемые клиентам с целью защиты их законных прав и интересов охранными организациями и детективами на основании договора и при наличии специального разрешения (лицензии), представляют собой частную детективную и охранную деятельность.

Несмотря на общее определение, лицензии на эти виды деятельности выдаются разные. Более того, разрешения на охранную деятельность также могут различаться между собой в зависимости от того, какие из предусмотренных ст. 3 закона № 2487-1 услуг будут оказываться.

В рамках охранной деятельности разрешено оказывать следующие услуги:

  • по защите жизни и здоровья граждан;
  • по даче рекомендаций и консультирование по правомерной защите от противоправных посягательств;
  • по поддержанию порядка при проведении массовых мероприятий;
  • по ведению пропускного и внутриобъектового режима;
  • по охране:
  • объектов и имущества;
  • объектов и имущества с разработкой, установкой и обслуживанием технических средств охраны;
  • объектов и имущества, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в местах с особыми требованиями к антитеррористической защищенности.

ВАЖНО! Не путайте лицензию охранной организации и лицензию (удостоверение) охранника.

Нужна ли лицензия, если охрана имущества организации осуществляется силами ее работников?

Охрану как лицензируемый вид деятельности организации в рамках закона № 2487-1 необходимо отличать от выполнения охранных функций силами собственных работников организации в целях защиты ее объектов. Так, на основании постановления 5-го арбитражного апелляционного суда (ААС) от 06.07.2011 № 05АП-4070/2011 и постановления 14-го ААС от 03.10.2011 № А66-5961/2011 можно сделать вывод, что вопрос о необходимости специального разрешения решается путем оценки нескольких критериев.

Лицензия не требуется, если:

  • охраняется имущество или осуществляется пропускной или внутриобъектовый режим на территории самой организации, а третьим лицам услуги по охране не оказываются;
  • за оказание охранных услуг ООО не получает плату, поскольку выполняет их в собственных интересах и своими силами;
  • фактически охранные функции исполняют сторожа, вахтеры и иные работники, действующие на основании трудового договора и в рамках должностной инструкции, где предусмотрена их обязанность защищать имущество или обеспечивать действие охранных режимов на территории объекта.

Если же имеет место возмездное оказание услуг третьим лицам, обеспечиваемое силами частных охранников, прошедших профессиональное обучение, сдавших экзамен и имеющих удостоверение, то необходимо получить лицензию.

Порядок получения специального разрешения

В настоящее время порядок получения специального разрешения на охранную деятельность регулируется Административным регламентом № 2, утв. приказом МВД от 29.09.2011 № 1039 (далее — Административный регламент). Поэтапно порядок выглядит следующим образом:

  1. Юридическое лицо, созданное специально для оказания услуг в рамках закона № 2487-1 и соответствующее лицензионным требованиям, готовит пакет документов, предусмотренный ст. 11.3 указанного закона, в частности:
  • заявление о выдаче специального разрешения;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • иные документы в зависимости от видов услуг в рамках охранной деятельности.
  1. Руководитель компании направляет документы в подразделение лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел. После получения бумаг сотрудник государственного органа вручает заявителю опись переданных документов и талон-уведомление о том, что обращение принято и ответ будет дан в течение 45 дней.
  2. Зарегистрированное заявление передается руководителю регионального подразделения, который до истечения 3 дней с момента регистрации пакета бумаг назначает сотрудника, ответственного за рассмотрение заявления.
  3. В течение 20 рабочих дней должностное лицо государственного органа формирует лицензионное дело. Одновременно осуществляется проверка полноты и достоверности информации из включенных в лицензионное дело документов, результаты которой позже присоединяются к делу.
  4. До истечения 35 рабочих дней с момента регистрации заявления сотрудниками органов внутренних дел готовится заключение о допустимости выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления, соответствующий приказ (распоряжение), а также бланки лицензии или уведомления об отказе.
  5. В течение 3 рабочих дней после подписания документов должностное лицо на личном приеме вручает акты руководителю юридического лица либо пересылает их заказным почтовым отправлением.

ВАЖНО! Приведенный порядок действует до принятия и вступления в силу правовых актов, регламентирующих деятельность Росгвардии.

Требования к соискателю лицензии

Лицензию может получить только организация, соответствующая одновременно целому ряду условий и соблюдающая множество ограничений. В частности, она должна:

  1. Быть создана специально для оказания услуг по охране (ст. 11 закона № 2487-1).
  2. Использовать организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью (ст. 15.1 закона № 2487-1).
  3. Соответствовать лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании, утв. постановлением Правительства от 23.06.2011 № 498.

Общие требования для соискателей лицензии таковы:

  • Уставный капитал от 100 000 руб. (250 000 руб., если предполагается использование вооружения и технических средств).
  • Уставный капитал сформирован минимум на 50% из денежных вкладов.
  • Уставный капитал формируется без привлечения иностранных инвестиций.
  • ООО не является дочерним обществом компании, осуществляющей не охранную деятельность.
  • По общему правилу услуги охраны — основной вид деятельности учредителей и участников соискателя.
  • Учредители не должны являться общественным объединениям или гражданами, имеющими судимость за умышленное преступление, замещающими государственные должности или платные должности в общественных объединениях либо имеющими статус апатридов, иностранцев. Не могут быть учредителями такого ООО юридические лица, учредителями или участниками которых выступают судимые за умышленное преступление граждане.
  • Руководитель ООО должен иметь высшее образование, а в дополнение к нему получить лицензию частного охранника и дополнительное профессиональное образование в области руководства подобными организациями. Помимо работы по организации деятельности юридического лица его руководитель праве заниматься только научной или творческой деятельностью, а также преподавать.
  • Компания должна соблюдать правила оборота оружия и спецсредств при их наличии.

Для оказания услуг отдельных видов к соискателям предъявляются требования сверх перечисленных.

Подготовка документов

Соискатель специального разрешения, убедившись, что соответствует всем критериям, может приступать к подготовке документов, подаваемых в органы внутренних дел. Необходимо собрать:

  1. Заявление в соответствии с унифицированной формой (приложение № 4 к Административному регламенту). При его заполнении следует учесть несколько нюансов, в т. ч.:
  • при внесении сведений в таблицу о видах услуг, которые ООО намерено оказывать, заявителю нужно проставить свои подписи в графах справа от выбранных видов;
  • заполняет заявление исключительно глава юридического лица.
  1. Документ об уплате государственной пошлины в размере 7500 руб. (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса). При оплате наличными подтверждающим документом будет квитанция, а при безналичных расчетах — платежное поручение с отметкой банка, местного подразделения Федерального казначейства или иного уполномоченного органа о его исполнении. Если же данные о платеже внесены в информационную систему о государственных или муниципальных платежах «ГИС ГМП», то представлять доказательства, подтверждающие оплату, не требуется (п. 3 ст. 333.18 НК).
  2. Копии документов руководителя компании:
  • диплом о высшем образовании;
  • свидетельство о повышении квалификации;
  • удостоверение охранника.
  1. Нотариально засвидетельствованную копию устава общества с ограниченной ответственностью.
  2. Опись переданных документов.

Перечень может дополняться:

  1. Свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в налоговой службе.
  1. Иными бумагами согласно требованиям Административного регламента при оказании отдельных видов услуг.

Подача пакета бумаг в подразделение лицензионно-разрешительной работы

Подготовленные документы, в соответствии со ст. 11.3 закона № 2487-1, передаются в подразделение органов внутренних дел руководителем ООО. В п. 22.1 Административного регламента указано, что при получении заявления сотрудник государственного органа обязан проверить паспорт заявителя в целях подтверждения его личности. Исходя из приведенных положений, можно предположить, что единственным допустимым способом подачи документов является личная явка руководителя компании в подразделение лицензионно-разрешительной работы.

Такой вывод спорен. В соответствии с п. 9.13 Административного регламента допускается передача заявления в электронной форме. В п. 18 уточняется, что документ передается через Единый портал государственных услуг. Сотрудник подразделения регистрирует поступившие как в бумажном, так и в электронном виде обращения и информирует соискателя лицензии о приеме заявления. Одновременно заявителю вручаются (направляются) копия описи и талон-уведомление о том, что обращение будет рассмотрено в течение 45 дней.

Проверка документации и выдача лицензии

Лицензирующим органом осуществляется проверка, которая состоит из 2 этапов:

  • Первый — на достоверность и полноту представленной информации.

С этой целью в течение 5 дней со дня приема заявления сотрудник, которому на рассмотрение переданы бумаги, направляет межведомственные запросы, касающиеся уплаты госпошлины, госрегистрации ООО и наличия у него ИНН. Помимо этого сотрудник занимается проверкой руководителя организации, в частности фактов наличия у него судимости или нахождения его в розыске.

  • Второй этап необходим для проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям. Он осуществляется путем проведения внеплановой выездной проверки, по результатам которой в 1 экземпляре составляется акт проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

По итогам проведенной работы сотрудник формирует лицензионное дело и готовит мотивированное заключение о возможности выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления.

Если принято положительное решение, то в срок до 3 рабочих дней после подписания лицензии и внесения данных о ней в единый реестр специальное разрешение лично вручается руководителю ООО или направляется в организацию почтовым отправлением.

При отрицательном решении в тот же срок заявителю направляется или передается мотивированное уведомление об отказе.

Что делать, если в получении специального разрешения было отказано?

Если в выдаче лицензии было отказано либо разрешение не выдано после истечения 45 дней, а организация представила правильно оформленные документы и достоверные данные, а также соответствует лицензионным требованиям, то соискатель имеет право обжаловать действия лицензирующего органа в административном либо судебном порядке.

  • Административный порядок — это подача жалобы в региональное подразделение лицензирующего органа, который обязан рассмотреть ее в течение 15 дней. При этом жалоба обязательно должна включать:
  • наименование госоргана или должностных лиц, чьи действия или бездействие обжалуются;
  • сведения о заявителе: Ф.И.О., адрес места жительства, контактные данные;
  • сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии;
  • доводы и доказательства в обоснование позиции заявителя.

Ответ на жалобу направляется заявителю на следующий рабочий день после его принятия в пределах срока, установленного на рассмотрение жалобы.

  • Судебный порядок предполагает обжалование действия (бездействия) государственного органа в порядке гл. 24 АПК в срок до 3 месяцев с момента, когда юридическому лицу стало известно о нарушении его прав.

Дополнительные процедуры

Получением лицензии на частную охранную деятельность взаимодействие компании с лицензионными органами чаще всего не ограничивается. Случаи, когда снова потребуется обратиться за государственными услугами, перечислены в таблице:

Ситуация

Государственная услуга

Срок действия специального разрешения истек, а ООО намерено и дальше оказывать охранные услуги (подробнее о порядке действий в этой ситуации рассказано в статье «Как продлить лицензию на охранную деятельность?»)

Переоформление лицензии

Компания намерена расширить перечень оказываемых охранных услуг, например добавить к охране объектов защиту жизни и здоровья граждан

ООО прошло через процедуру реорганизации

Изменилось местонахождение или наименование юридического лица

Утрачен или поврежден бланк лицензии

Получение дубликата

Ответственность за несоблюдение норм о лицензировании

Осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения или с иными нарушениями нормативных требований чревато неблагоприятными последствиями. Юридическое лицо могут привлечь к следующим видам ответственности:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Вид ответст-венности

Норма закона

Правонарушение

Меры ответственности

Администра-тивная

Ч. 2 ст. 14.1 КоАП

Деятельность без лицензии

Граждане

Штраф 2 000–2 500 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции

Должностные лица

Штраф 4 000–5 000 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции

Организации

Штраф 40 000–50 000 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции

Ч. 3 ст. 14.1 КоАП

Деятельность с нарушением требований
лицензии

Граждане

Предупреждение или штраф 1 500–2 000 руб.

Должностные лица

Штраф 3 000–4 000 руб.

Организации

Штраф 30 000–40 000 руб.

Ч. 4 ст. 14.1 КоАП

Деятельность с грубым нарушением требований лицензии

Должностные лица

Штраф 5 000–10 000 руб.

Организации

Штраф 100 000–200 000 руб. или административное приостановление деятельности на 90 суток

Ч. 1 ст. 20.16 КоАП

Незаконная
охранная деятельность

Граждане

Штраф 1 500–2 500 руб.

Должностные лица

Штраф 2 000–3 000 руб.

Организации

Штраф 20 000–30 000 руб.

Уголовная

Ч. 1 ст. 171 УК, п. 10 постанов-ления Пленума ВС от 18.11.2004 № 23

Незаконное предпринима-тельство

Руководитель организации или лицо, фактически исполняющее его функции

Штраф до 300 000 руб. или в размере дохода осужденного на срок до 2 лет, либо обязательные работы сроком до 80 часов, либо арест до полугода

Ч. 2 ст. 171 УК, п. 10 постанов-ления Пленума ВС от 18.11.2004 № 23

Незаконное предпринима-тельство в составе организованной группы или в особо крупном размере

Руководитель организации или лицо, фактически исполняющее его функции

Штраф 100 000–500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период 1–3 года, либо принудительные работы сроком до 5 лет, либо лишение свободы на период до 5 лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере дохода за 6 месяцев или без такового

***

Подытожим. Лицензия на охранную деятельность представляет собой специальное разрешение, выдаваемое в настоящее время лицензионно-разрешительными подразделениями органов внутренних дел обществам с ограниченной ответственностью для подтверждения правомерности оказания такими юридическими лицами услуг по охране имущества, защите граждан, обеспечению пропускного режима и т. д. Как только будет принят нормативный акт, регламентирующий деятельность Росгвардии, функции по лицензированию охранной деятельности перейдут к этой службе. До тех пор действует порядок, описанный выше.

Лицензия на осуществление охранной деятельности — это документ, подтверждающий право организации осуществлять защиту законных прав своих клиентов. Без него осуществление этого вида услуг запрещено законом. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Зачем нужна лицензия и кто ее выдает

Охрана жизни и здоровья граждан является основополагающей задачей государственной политики, поэтому любая деятельность организаций, затрагивающая такие направления, подвергается государственному регулированию. Охранная деятельность осуществляется на основании разрешающего документа (лицензии), это обусловлено требованиями законодательства в п. 32 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Деятельность по лицензированию контролируется государством. Для получения разрешительного документа необходимо обратиться в территориальный орган Росгвардии. Для создания единых требований к организациям, оказывающим услуги по охране, принят закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1. В нем описывается, как получить лицензию на частную охранную деятельность, перечень требуемых действий, сроки оказания услуги.

Виды услуг по охранной деятельности

Услуги по охране различают по объекту, на сохранение которого они направлены. Ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 выделяет следующие:

  • охрана жизни и здоровья; к этой категории относятся действия по обеспечению безопасности физических лиц, вне зависимости от гражданства;
  • охрана имущества и вещей, независимо от основания владения (собственность, оперативное управление и т. д.). Эта разновидность услуг направлена на защиту движимого, недвижимого имущества, ценных бумаг и других объектов, по которым заказчик сможет подтвердить свое владение;
  • обеспечение порядка при массовых мероприятиях. Подразумевается сохранение порядка при большом скоплении граждан, например, при проведении выставок, корпоративных собраний, презентаций;
  • охрана объектов с осуществлением работ по обслуживанию технических средств. Для полного контроля и быстрого реагирования на противоправные действия охранная организация вправе устанавливать специальные средства сигнального оповещения, видеонаблюдения, контроля за перемещением объектов. Перечень видов технических средств, возможных к применению, установлен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498;
  • обеспечение охраны на объектах с организацией пропускного режима, с соблюдением антитеррористической защищенности. Этот вид предполагает оказание содействия правоохранительным органам с целью пресечения, предупреждения и раскрытия правонарушений или преступлений. Пределы полномочий лиц, оказывающих содействие, установлены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587;
  • создание пропускного режима на объектах, к которым не относятся правила антитеррористической безопасности. К этой категории относятся компании, организующие деятельность на охраняемом объекте, при которой исключается возможность бесконтрольного прохождения сотрудников, транспортных средств, устанавливается система идентификации сотрудников по пропускам;
  • консультирование по правомерности защиты от противоправных посягательств. К такому типу относится проведение занятий с использованием учебной литературы и правоприменительной практики. Услуги по обучению разрешается оказывать в письменной и устной форме.

Перечень видов услуг по охране, установленных Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1, является исчерпывающим. Среди документов, на основании которых осуществляется правовое регулирование, выделяют положение о лицензировании частной охранной деятельности, его текст приводится в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 № 498. В нем устанавливаются требования к соискателю, виды нарушения лицензионных требований, перечень необходимых документов для получения лицензии.

Требования к соискателю лицензии

Охранная деятельность связана с повышенным риском, поэтому для претендентов на получение лицензии устанавливаются требования, обеспечивающие соответствие нормам права в этой области. Перечень устанавливается Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498.

Выделяют следующие виды требований:

  • юридическое лицо создано в форме общества с ограниченной ответственностью с избранием единственного вида деятельности — охранной;
  • размер уставного капитала составляет не менее 100 000 рублей. Повышенный порог уставного капитала связан с особой значимостью правоотношений, на которые направлена охранная деятельность. Сумма, внесенная в уставный капитал, определяет предел имущественной ответственности;
  • в качестве лиц, являющихся учредителями юрлица, не выступают иностранные граждане, государственные служащие, граждане РФ, имеющие и иностранное гражданство. Получение лицензии на частную охранную деятельность возможно, если нормы международного соглашения позволяют выступать в качестве учредителя иностранному гражданину;
  • лица, являющиеся учредителями организации, обязаны выбрать охранную деятельность в качестве основной;
  • максимальный размер неденежных вкладов в уставный капитал не превышает пятьдесят процентов;
  • если привлекаются сторонние денежные средства, то их нельзя использовать для увеличения капитала;
  • к руководителю компании предъявляются особые требования: высшее образование, удостоверение частного охранника. Законом не конкретизировано, по какой специальности должно быть образование, но указано о необходимости пройти курсы повышения квалификации руководителей частных охранных организаций (ЧОО).

При соблюдении указанных требований территориальным органом Росгвардии производится выдача лицензии на частную охранную деятельность. Документ двусторонний, на обратной стороне лицензии перечисляются разрешенные виды деятельности.

Организация обязана выполнять условия ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1. Например, специальная одежда сотрудников юрлица, осуществляющего охранную деятельность, должна отличаться от формы работников государственных силовых структур.

Какие документы нужны и как их подать

Перечень документации зависит от вида услуг, которые собирается оказывать охранная организация. Территориальный орган Росгвардии не вправе запрашивать документы, которые не входят в перечень, установленный Приказом Росгвардии от 28.06.2019 № 229.

В число документов, необходимых для получение лицензии на все виды охранных услуг, входят следующие:

  1. Заявление о предоставлении лицензии.
  2. Паспорт или иное подтверждение личности.
  3. Диплом о наличии высшего профессионального образования.
  4. Подтверждение прохождения курсов повышения квалификации для руководителей ЧОО (на момент обращения с даты выдачи должно пройти не более пяти лет).
  5. Перечень прилагаемых документов с указанием количества листов и экземпляров.

Список документов для остальных видов услуг меняется в зависимости от специфики охраняемого объекта и устанавливается пунктом 10 Приказа Росгвардии от 28.06.2019 № 229.

Когда все документы подготовлены, следует направить их в территориальный орган Росгвардии в бумажном или электронном варианте. В случае использования последнего способа должна применяться усиленная электронная подпись. В течение 45 календарных дней госорган рассматривает документы и по окончании установленного срока выносит решение, по которому лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается.

В случае предоставления неполного комплекта документов территориальный орган Росгвардии вправе приостановить рассмотрение заявления на получение лицензии и предоставит 30 дней на исправление недочетов. Если в указанный срок соискатель не исполнит предписание, в выдаче разрешительного документа откажут. Срок действия выданной лицензии — 5 лет.

Как заполнить заявление на получение лицензии

От правильно заполненного заявления зависит срок рассмотрения всех предоставленных документов. Чтобы избежать ошибок, разберем, как правильно заполнить заявление. Форма документа установлена Приказом Росгвардии от 28.06.2019 № 229 и включает в себя следующие части:

  1. Вводная. В ней указывается наименование органа, где выдается лицензия на охранную деятельность юридическому лицу, контактные данные соискателя лицензии.
  2. Информационная. В этой части определяются Ф.И.О. и адрес регистрации руководителя обращающейся организации, полное и сокращенное наименование юридического лица, ИНН и ОГРН, реквизиты диплома о высшем образовании и удостоверения, выбор вида охранных услуг.
  3. Заключительная. Ставится подпись, дата, указывается перечень прилагаемых документов, способ получения ответа, вид электронной связи, согласие на обработку персональных данных, согласие, что информация достоверная, данные о планируемом использовании оружия или специальных технических средств.

Размер государственной пошлины

Процедура лицензирования и сопутствующая ей деятельность осуществляется на платной основе. Размер взимаемого платежа зависит от характера запроса заявителя, стоимость лицензии на охранную деятельность устанавливается Налоговым кодексом РФ. Последние изменения размера суммы, подлежащей уплате, были в 2014 году.

В настоящий момент установлены следующие размеры государственной пошлины:

  1. За выдачу нового документа — 7500 руб.
  2. Если необходимо внести изменения в уже имеющийся разрешительный документ, придется заплатить 3500 руб.
  3. Дубликат лицензии обойдется в 750 руб.
  4. Продление срока лицензии — 750 руб.

По Приказу Росгвардии от 28.06.2019 № 229, вы не обязаны предоставлять документ, подтверждающий оплату пошлины. Сотрудник, принимающий ваше заявление, обязан сам проверить платеж через государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Скачать бланк заявления на получение лицензии

Скачать образец заполнения заявления на получение лицензии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *