Кто такой налоговый консультант

Налоговый консультант

Налоговый консультант — сотрудник налоговой организации, консультирующий клиентов (юридические и физические лица) по вопросам налогообложения. Профессия подходит тем, кого интересует математика, экономика и право (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Не секрет, что в Налоговый кодекс с завидным постоянством вносятся изменения. Задав один и тот же вопрос по налогам в Минфине, Госдуме или Минюсте, можно получить три разных ответа. Для того, чтобы в них не запутаться, и была придумана профессия налогового консультанта. Именно он может проконсультировать по спорным вопросам налогообложения, так как всегда держит руку на пульсе стремительно меняющегося законодательства.

От налогового консультанта сегодня во многом зависит тесное, конструктивное сотрудничество всех участников налоговых правоотношений. Налоговый консультант выступает в роли квалифицированного посредника между налоговым органом и налогоплательщиком. Сама жизнь заставила учитывать интересы обеих сторон, поскольку только цивилизованные отношения, основанные на понимании друг друга, могут дать необходимый результат. Налоговый консультант – специалист очень высокого класса. Чтобы получить эту профессию недостаточно просто закончить вуз. Необходимо отучиться по программе дополнительного образования, а затем всю жизнь повышать свою квалификацию.

Особенности профессии

Налоговый консультант консультирует клиентов (юридические и физические лица) по вопросам налогообложения, а также:

  • разъясняет практику применения законодательства о налогах и сборах;
  • помогает решать вопросы оптимизации налогообложения юридическим и физическим лицам;
  • предотвращает ошибки, связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов;
  • оказывает содействие в организации и ведении налогового учета;
  • представляет и защищает интересы налогоплательщиков в судебных и иных органах;
  • оказывает услуги по проведению правовой экспертизы документов налогоплательщика.

Налоговое консультирование – смежная область между юриспруденцией и экономикой. Дипломированные юристы и экономисты обладают огромным преимуществом: они представляют себе налоговую систему и владеют специальными знаниями. В зависимости от места работы налоговые консультанты исполняют и другие функции: разрабатывают методические материалы и рекомендации для клиентов, принимают участие в налоговом аудите, подготавливают статьи, материалы для публикации в различных изданиях, участвуют в проектах, связанных с налоговым планированием и оптимизацией.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам данной профессии можно отнести актуальность и перспективность профессии, возможность профессионального роста, высокую оплату труда. Это интересная, творческая работа, требующая постоянного повышения квалификации. Кроме того, необходимо следить за изменениями законодательства, ходом развития налоговой реформы, посещать семинары, общаться с коллегами, чтобы быть в курсе не только буквы закона, но и реальной ситуации в деловом мире.

Важные качества

Аналитический склад ума, умение грамотно и лаконично излагать свои мысли устно и письменно, убеждать, отстаивать свою точку зрения, нацеленность на результат, дипломатические способности. Успешной карьеры добьются люди с широким кругозором, способные действовать и мыслить нестандартно и готовые рассматривать все новые и новые сложные вопросы, которые может поставить налоговое законодательство.

Обучение налоговых консультантов

Курсы

МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционный, без отрыва от работы) На этом курсе можно получить профессию налогового консультанта за 3 месяца и 10 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России. Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Налоговый консультант» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Университет Российского инновационного образования Экономика (Факультет экономики и права) Московский гуманитарный университет, МосГУ Экономика предприятия (Факультет экономики и управления) Российская экономическая школа Экономика (Российская экономическая школа) Московский государственный гуманитарно-экономический университет Экономика (Факультет экономики МГГЭУ) Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Мировая экономика (Факультет мировой экономики Дипакадемия МИД РФ)

Рабочее место

Аудиторские и консалтинговые компании, профессиональные СМИ, справочные правовые системы, финансовые отделы крупных компаний, организации различных форм собственности, налоговые инспекции, страховые компании и банки, министерства, ведомства, исполнительные и судебные органы власти, учебные заведения, прокуратура и таможня.

Налоговые консультанты работают в штате всех крупных частных и государственных предприятий. Существует тенденция к расширению применения профессии – предприятия среднего и малого бизнеса заинтересованы в налаживании налоговой политики своей организации ничуть не меньше, чем их более крупные коллеги.

Востребованы на рынке труда консалтинговые услуги консультантов по налогам и сборам, не состоящих в штате организаций. Квалификационный аттестат дает право давать подобные консультации.

>Зарплата на 19.12.2019 Россия 20000—90000 ₽ Москва 50000—100000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Ступени карьеры в консалтинговой компании:

  • Стажер / Junior (Assistant)
  • Консультант / Consultant
  • Старший консультант / Senior consultant
  • Менеджер (руководитель проекта)/Manager (Project manager)
  • Партнер (директор департамента) / Partner (Head of the department)

Чтобы стать налоговым консультантом, нужно пройти непростой путь. В этом есть свои плюсы: консультант по налогам и сборам – профессия дефицитная. Сейчас на всю Россию насчитывается чуть более 6000 аттестованных специалистов.

Интересные факты

История создания Палаты налоговых консультантов – профессионального сообщества консультантов по налогам и сборам России:

4 августа 2000 года. Постановлением № 57 Министерство труда и социального развития РФ ввело в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» новую квалификацию «Консультант по налогам и сборам».

1 сентября 2000 года. Пять московских ВУЗов начали подготовку налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам.
2000 — 2001 годы. Квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов. Возникла необходимость создания профессионального сообщества налоговых консультантов.

9 января 2002 года. Зарегистрировано некоммерческое партнерство «Палата налоговых консультантов».

С октября 2003 г. издается журнал «Налоговые споры» — официальный печатный орган Палаты налоговых консультантов.

14 декабря 2004 года. На Общем собрании членов Палаты утверждены «Нормы профессиональной этики налоговых консультантов».

20 апреля 2005 года. Министерством юстиции РФ зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Палата налоговых консультантов».

Палата сегодня имеет статус Наблюдателя в Европейской конфедерации налоговых консультантов.

Аналитика Публикации

Вопросы регулирования рынка налогового консалтинга обсуждаются профессиональным сообществом более 10 лет, и уже предпринимались попытки введения федеральных законов о налоговом консультировании, которые в итоге так и не были приняты.

23 мая 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации в очередной раз внесен законопроект «О налоговом консультировании». Как следует из преамбулы самого законопроекта, он определяет правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию в Российской Федерации.

Постараемся проанализировать, что вводит законопроект, какие гарантии и преференции он предоставляет участникам правоотношений и как он может повлиять на рынок услуг в сфере налогообложения.

Действие законопроекта распространяется на регулирование следующих услуг:

§ консультирование по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах;

§ оценка налоговых рисков;

§ стратегическое налоговое планирование;

§ подготовка рекомендаций по ведению налогового учета;

§ составление налоговой отчетности и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы;

§ представление интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления.

Законопроект вводит новых участников правоотношений в сфере оказания услуг — такие понятия, как налоговый консультант и налоговая консультация. Принципиально важным является то, что законопроект не запрещает оказание тех же услуг иными лицами, но в таком случае его положения не будут применяться к таким правоотношениям, а указанные лица не будут иметь права использовать в своем наименовании словосочетания «налоговый консультант», «налоговая консультация».

Налоговый консультант — это физическое лицо, имеющее стаж работы по специальности не менее одного года (если образование не юридическое или экономическое, то не менее двух лет), сдавшее квалификационный экзамен в аккредитованном Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России) высшем учебном заведении, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Налоговая консультация — это коммерческая организация, имеющая в штате на основании трудовых договоров не менее трех налоговых консультантов и являющаяся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Особые требования, кроме наличия аттестата и уплаты взносов для членства в саморегулируемой организации налоговых консультантов, не предъявляются.

Сама же саморегулируемая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций, если удовлетворяет следующим требованиям:

§ является некоммерческой;

§ объединяет не менее 100 налоговых консультантов и (или) налоговых консультаций;

§ имеет стандарты деятельности по налоговому консультированию и правила осуществления контроля качества работы своих членов;

§ имеет утвержденные программы повышения квалификации своих членов;

§ обеспечивает дополнительную имущественную ответственность своих членов;

§ отражает в СМИ и Интернете информацию о своих членах.

Основные гарантии, которые законопроект предоставляет консультируемым лицам:

1) гарантии квалификации налоговых консультантов не ниже установленного уровня;

2) имущественная ответственность;

3) конфиденциальность.

Сам перечень гарантий консультируемого лица, безусловно, является правильным и необходимым, но «дьявол кроется в деталях».

Гарантии квалификации налоговых консультантов

Наличие квалификационного экзамена и требование к минимальному стажу работы по специальности действительно дают возможность отсеять откровенно низкоквалифицированных специалистов, а необходимость повышения квалификации в течение не менее 72 часов за два года позволит поддержать минимально необходимый уровень знаний.

В то же время нужно понимать, что требование к стажу работы по налоговой специальности один год — это весьма низкий порог «отсеивания».

Схожая картина и с экзаменами, ведь согласно законопроекту квалификационный аттестат налогового консультанта выдается без ограничения срока его действия. Соответственно, лет через пять после сдачи экзамена физическое лицо, даже не имея достаточной практики работы по специальности в этот период, может стать налоговым консультантом.

Возможно, дополнительные испытания и контроль квалификации налоговых консультантов будут устанавливать сами саморегулируемые организации налоговых консультантов.

Имущественная ответственность

Одно из самых важных положений законопроекта — это имущественная ответственность налоговых консультантов (налоговых консультаций).

Законопроект устанавливает ответственность в размере сумм штрафа и пени, взысканных контролирующим органом. При этом для наступления ответственности налогового консультанта необходимо вступление в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пени (что обычно занимает более года с момента взыскания соответствующих сумм).

Важным моментом является то, что ответственность не распространяется на сумму доначисления самого налога или отказа в его возмещении. Подобное положение справедливо не во всех случаях, ведь возможность доначисления и (или) отказа контролирующего органа возместить налог может быть следствием некачественного структурирования сделки налоговым консультантом. В таком случае консультируемое лицо уплачивает налог, который не должно было уплачивать при правильном структурировании сделки.

Более того, ответственность ограничивается лишь претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями.

В частности, весьма распространены хозяйственные споры о взыскании денежных средств сверх договора или неосновательном обогащении, связанном с неправильным исчислением и выставлением НДС поставщиком (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Аналогичным образом часто возникают проблемы при удержании сумм НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц налоговым агентом. Неправильное исполнение обязанностей налогового агента или неверные формулировки хозяйственных договоров иногда являются причиной прямых убытков налогового агента.

Также необходимо обратить внимание, что законопроект фактически не регулирует сам порядок возмещения убытков (ущерба) консультируемого лица и гарантии исполнения обязательств налоговым консультантом. Не установлены ни пределы компетенции (ответственности) налоговых консультантов и (или) саморегулируемой организации, ни порядок формирования компенсационного фонда, ни порядок страхования ответственности.

При этом необходимо понимать, что сумма доначисленных санкций и пеней может достигать сотен миллионов рублей, соответственно при таких доначислениях получить возмещение от налогового консультанта без достаточного страхования его (или коллективной) ответственности вряд ли удастся.

Конфиденциальность

Одно из главных достоинств законопроекта — запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент Налоговый кодекс Российской Федерации также содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, составляющей профессиональную тайну. Однако прямо он не указывает на возможность применения данных положений к налоговым и иным консультантам, указывая лишь на адвокатскую и аудиторскую тайну.

Кроме того, законопроект устанавливает тайну налогового консультирования — это любые полученные налоговым консультантом (налоговой консультацией) сведения. Однако к ним не относятся данные о заключении соответствующего договора на оказание услуг и величине их оплаты.

Недостатки законопроекта в части конфиденциальности, кроме вышеуказанного раскрытия информации о самом договоре и стоимости консультирования, заключаются в незащищенности информации при осуществлении проверок налогового консультанта (налоговой консультации) как самой саморегулируемой организацией, так и ФНС России. Положения законопроекта позволяют налоговой службе осуществлять проверки не только саморегулируемых организаций, но и непосредственно налоговых консультантов (налоговых консультаций). При этом законопроект прямо устанавливает, что налоговый консультант (налоговая консультация) обязан проходить контроль качества работы, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации все необходимые для этого документы и информацию.

Комплексный анализ законопроекта дает основания полагать, что в случае его принятия в текущей редакции возможно некоторое улучшение качества и востребованности услуг для населения и малого бизнеса, однако существенного изменения рынка услуг в сфере налогообложения среднего и крупного бизнеса не должно произойти.

Гарантии, устанавливаемые законопроектом, давно уже реализуются крупными и даже средними игроками рынка: строжайший отбор кандидатов и внутренний контроль качества, имущественная ответственность, застрахованная на существенные суммы, позволяющие покрыть в крупных компаниях практически любые претензии налоговых органов, конфиденциальность, предоставляемая адвокатскими бюро и аудиторскими компаниями. При этом ввиду независимости адвокатских бюро и аудиторских компаний от ФНС России степень защиты информации выше, чем устанавливает законопроект, независимость от ФНС России также не провоцирует выстраивание «проналогового» подхода.

Более того, объединение узкопрофильных консультантов, специализирующихся только (или преимущественно) в области налогообложения, не может обеспечить качественных услуг по налогообложению в крупных комплексных проектах, требующих вовлечение в проект специалистов иных областей, как это реализуется в крупных и средних юридических и консалтинговых фирмах, адвокатских бюро.

Идея «выстраивания» под эгидой саморегулируемой организации, возможность вмешательства ФНС России и саморегулируемой организации в деятельность консультанта, необходимость уплаты членских взносов, в том числе за чужие возможные ошибки, наиболее вероятно отпугнут многих крупных участников рынка услуг в сфере налогообложения. Более того, некоммерческие организации вообще сложно встраиваются в схему налогового консультирования, предлагаемую законопроектом.

Что касается налоговых консультантов с наиболее доступными ценовыми предложениями, то необходимость оплаты членских взносов, сдачи экзамена и повышения квалификации (в случае значительности сумм), вероятно, также отпугнет многих консультантов в целях сохранения ценовой политики.

Основное влияние закон в случае его принятия в текущем виде должен оказать на консультантов, специализирующихся на предоставлении услуг мелкому и в некоторых случаях среднему бизнесу.

Резюмируя анализ законопроекта, необходимо отметить, что его текущая редакция посвящена в основном регулированию взаимоотношений между налоговыми консультантами (налоговыми консультациями) и саморегулируемыми организациями, а также государственному регулированию деятельности последних. Взаимоотношения между консультируемым лицом и налоговым консультантом (налоговой консультацией) — фактически цель регулирования деятельности налоговых консультантов — отражены на уровне принципов и общих норм, которые подлежат раскрытию в иных нормативных актах. Подобная структура и содержание документа представляются не вполне соответствующими основным целям, отраженным в пояснительной записке к законопроекту: повышению общего уровня правовой и экономической грамотности налогоплательщиков и качественному улучшению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Законопроект в текущей редакции, по сути, подразумевает создание новой отрасли законодательства, посвященной регулированию деятельности по налоговому консультированию, с большим количеством подзаконных нормативных актов. В таком законе население и малый бизнес вряд ли найдут источник своей защиты.

Досье на проект Закона Республики Казахстан «О налоговом консультировании» (ноябрь 2018 года)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Досье на проект Закона Республики Казахстан

«О налоговом консультировании»

(ноябрь 2018 года)

Справка

к совещанию по вопросам саморегулирования в деятельности налоговых консультантов

I. Законодательная база:

Сегодня вопросы деятельности налоговых консультантов в Республики Казахстан не регулируются законодательством.

При этом имеется лишь упоминание о налоговых консультантах в Налоговом кодексе.

Справочно: согласно статье 13 Налогового кодекса налогоплательщик вправе представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, лично или через законного, или уполномоченного представителя, или с участием налогового консультанта.

Вместе с тем сфера по налоговому консультированию является одной из потенциальных сфер для перехода на обязательное саморегулирование.

В связи с чем НПП РК разработан и направлен в МФ РК законопроект «О налоговом консультировании», предусматривающий введение саморегулирования в сфере налогового консультирования. Проект в настоящее время дорабатывается в НПП.

При этом, отмечаем, что согласно Закону РК «О саморегулировании» имеется ограничения введения обязательного саморегулирования.

Так, саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится на основании законов Республики Казахстан в сферах деятельности, сопряженных с реализацией государственных функций либо необходимостью делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

II. СРО в сфере деятельности налоговых консультантов:

В соответствии с 97 Шагом Плана Нации — 100 конкретных Шагов Министерством национальной экономики Республики Казахстан (далее — МНЭ) совместно с НПП, депутатским корпусом проводится широкомасштабная реформа по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

Так, на сегодня, в качестве одной из потенциальных сфер для перехода на обязательное саморегулирование, можно рассматривать сферу по налоговому консультированию.

Актуальность данного вопроса связана в том числе с работой, проводимой Правительством Республики Казахстан по развитию налогового администрирования, в том числе вопрос внедрения всеобщего декларирования.

Мировая практика показывает, что налоговое консультирование — необходимая часть деловой инфраструктуры, важный источник конкурентоспособности бизнеса.

Правильность и полнота исполнения налоговых обязательств, является основой устойчивости любого бизнеса, а главная цель налогового консультирования — оказание налогоплательщику (консультируемому лицу) услуг по вопросам применения норм налогового законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *