Контейнерный терминал нутэп

НУТЭП

Контейнерный терминал НУТЭП

Основание

Прежние названия

Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие

Расположение

Новороссийск, Сухумское шоссе, 17А

Отрасль

стивидорные услуги

Материнская компания

ДелоПортс

Сайт

Контейнерный терминал НУТЭП — терминал Новороссийского морского порта, перваливающий контейнерные, ро-ро и генеральные грузы. Построен в 2002—2004 годах, входит в структуру стивидорного холдинга «ДелоПортс».

История

Контейнерный терминал на базе «Новороссийского узлового транспортно-экспедиционного предприятия» в Новороссийском морском порту был создан в 2002—2004 годах под управлением Национальной контейнерной компании. В 2010 году в рамках разрешения акционерного конфликта между подконтрольной предпринимателю Сергею Генералову компанией FESCO и бизнесменами Андреем Кобзарем и Виталием Южилиным, на паритетных основах владевших НКК, собственником половины НУТЭПа стала группа компаний «Дело» Сергея Шишкарёва. В 2011 году НКК сосредоточилась на активах на северо-западе России и продала ГК «Дело» свою половину НУТЭПа за 115 млн долларов. На этот момент НУТЭП был единственным в Новороссийском порту терминалом, который не входил в группу НМТП. В 2015 году НУТЭП вместе с другими стивидорными активами ГК «Дело» в Новороссийске (зерновым терминалом КСК и бункеровочной компанией ТОС) сформировал холдинг «ДелоПортс».

Инфраструктура

НУТЭП — самый современный терминал Новороссийского морского порта. На 2017 год он занимал территорию в 29,5 га и обладал оборудованием для приёма и отправки контейнеров морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Пропускная мощность терминала составляет 400 тысяч TEU в год. Терминал имеет прямой доступ к федеральной трассе М-4 «Дон», а также способен одновременно обслуживать два 57-вагонных поезда.

Развитие НУТЭПа происходило в несколько этапов:

Строительство глубоководного причала № 38

  • В 2005—2006 годах на территории терминала была построена железнодорожная линия протяжённостью 2712 метров, которая позволила обслуживать контейнерные поезда на площадке у причала № 39. Эксплуатационная длина пути составила 435 метров, что позволило обрабатывать 22 вагона-платформы. Это позволило НУТЭПу исключить из логистической цепочки посредников, которые занимались приёмом и отправкой контейнеров по железной дороге.

Причальные краны терминала НУТЭП

  • В 2009 году на территории НУТЭПа был введён в эксплуатацию первый в России береговой перегружатель (STS, ship-to-shore) производства концерна Liebherr и 4 тыловых контейнерных перегружателя (англ.)русск. (RTG, rubber tyred gantry) производства Konecranes. STS-кран был выполнен по индивидуальному проекту с учётом ветровых и сейсмических нагрузок в акватории Новороссийского порта, имел грузоподъёмность под спредером в 50 тонн, вылет морской консоли в 46 метров и пропускную способность до 45 движений в час. RTG-краны были рассчитаны на грузы до 50 тонн, высоту штабелирования 5 + 1 контейнер и ширину штабелирования 7 + 1 контейнер. Новое оборудование увеличило пропускную способность НУТЭПа до 215 тысяч TEU в год.
  • Существенным ограничением НУТЭПа была малая глубина причалов — не более 2,3 метров. В 2015 году НУТЭП начал строительство нового глубоководного причала № 38 глубиной 14,6 метров и протяжённостью 388 метров, рассчитанного на приём судов океанского класса вместимостью 10 тысяч TEU (прежде терминал подходил для судов вместимостью не более 4 тысяч TEU). Площадь образуемой по проекту расширения территории составит 4 га. Для оснащения причала были заказаны 3 рельсовых причальных STS-крана производства ZPMC и 4 RTG-перегружателя. Инвестиции в строительство составили 4 млрд рублей, оборудование — 24,5 млн долларов. Окончание работ запланировано на лето 2019 года. За счёт причала № 38 пропускная способность НУТЭПа увеличится до 700 тысяч TEU.

Грузооборот

НУТЭП обслуживает контейнерные линии Maersk Line, COSCO, Evergreen Group, Seago Line, Yang Ming Marine Transport Corporation, Admiral, Arkas Line, Mediterranean Shipping Company, CMA CGM и Norasia. Крупнейшим клиентом терминала выступает Maersk, на который в 2016 году пришлось 40% операций. На 2017 год НУТЭП занимал 40,3 % рынка контейнерных перевозок Азово-Черноморского бассейна и 6,6% в России. По итогам 2018 года НУТЭП занял 4-е место по перевалке грузов в Черноморском регионе (после DPW Contanta (англ.)русск., APM Terminals Poti и ДП «Контейнерный терминал Одесса») и первое место среди контейнерных терминалов Новороссийска, опередив НМТП и «Новорослесэкспорт».

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Грузооборот, тыс. TEU 32,8 54,3 99,1 141,4 н/д 120,7 124,6 199,3 215 н/д н/д 202,6 233 304 333.

Финансовые показатели

В 2017 году выручка компании составила 3,471 млрд рублей, EBITDA — 2,457 млрд. Консолидированная выручка «ДелоПортс» за 2018 год составила 11,9 млрд рублей (+ 35,6% к 2017 году), консолидированная EBITDA — 8,781 млрд рублей (+ 44,4% к 2017).

Примечания

  1. 1 2 Наталья Скорлыгина. DP World швартуется в Новороссийске. Коммерсант (18 марта 2016).
  2. Грузооборот терминалов ООО «НКК» за 4 месяца 2005 года возрос на 47% до 260 тысяч TEU. Санкт-Петербург.ру (6 мая 2005).
  3. Надежда Иваницкая. Намывное дело. Forbes (3 ноября 2012).
  4. 1 2 3 Александр Панченко. Новороссийский порт не принимает НУТЭП. Коммерсант (22 марта 2011).
  5. Группа «Дело» завершила консолидацию стивидорных активов. Морские вести России (13 июля 2015).
  6. 1 2 3 Дмитрий Монастыршин. ДелоПортс: первичное предложение. Investing.com (4 июля 2017).
  7. 1 2 Обзор. Официальный сайт НУТЭП (2018).
  8. 1 2 Презентация терминала НУТЭП. НУТЭП (2018).
  9. В Новороссийском порту открыта железнодорожная ветка на территории контейнерного терминала НУТЭП. АБН (10 июня 2005).
  10. НКК поставила кран на НУТЭП. InfraNews (3 августа 2009).
  11. После 5 лет работы — НУТЭП поработает новыми кранами (фото). InfraNews (21 мая 2009).
  12. Подъемная сила. Коммерсант (20 сентября 2018).
  13. Сергей Лапшин. Глубоководное вложение. Коммерсант (14 декабря 2016).
  14. Груженый экспорт спасет от девальвации. Коммерсант (20 сентября 2018).
  15. 1 2 Ренарт Фасхутдинов. Резервы есть, конкурентов нет. Korabel.ru (16 мая 2016).
  16. 1 2 Елена Ткачёва. Найти подход к Новороссийску. PortNews (13 апреля 2018).
  17. Токмазов Я. Г. Проблемы, перспективы и направления развития интермодальных перевозок на юге России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2008. — Т. 6, № 4. — С. 248—250.
  18. Сергей Лапшин. Глубоководное вложение. Коммерсант (14 декабря 2016).
  19. Новороссийские контейнерные тренды. SeaNews (22 марта 2019).
  20. На 28% по сравнению с 2004 годом уменьшился грузооборот ОАО «НУТЭП». Юга.ру (2 декабря 2005).
  21. Новороссийское транспортно-экспедиционное предприятие за 9 месяцев увеличило грузооборот на 67%. Юга.ру (6 октября 2006).
  22. 1 2 Грузооборот терминалов НКК в 2007 году составил 1 556 444 TEU. FESCO (14 января 2008).
  23. Грузооборот НУТЭП (Новороссийск) за 2009 год сократился на 3% — до 120 тысяч 735 TEU. PortNews (11 января 2010).
  24. Константин Ильницкий. Кто владеет морскими портами России. Порты Украины (5 июня 2012).
  25. Евгений Ракуль. Полуостров сокровищ. Ведомости (27 сентября 2013).
  26. 1 2 Терминал НУТЭП набирает обороты: объем перевалки грузов в 2019 году может вырасти еще на 20%. Официальный Новороссийск (17 апреля 2019).

> Ссылки

Официальный сайт терминала НУТЭП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *