Группа оплаты труда руководителей бюджетных учреждений

Комментарий к статье 145

1. Условия и размеры оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации, финансируемой из бюджета, устанавливаются Правительством РФ (для организаций, финансируемых из федерального бюджета), органами государственной власти субъекта РФ (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ) и органами местного самоуправления (для организаций, финансируемых из местного бюджета). Следует обратить внимание на использование различных терминов ст. 144 («Государственные и муниципальные учреждения») и ст. 145 («Организации, финансируемые из бюджета»).

2. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций устанавливается по соглашению сторон трудового договора. При этом стороны трудового договора самостоятельно устанавливают размер должностного оклада, порядок и условия премирования и установления иных стимулирующих выплат (доплат и надбавок), а также иные условия оплаты труда.

В коллективном договоре или соглашении могут быть установлены ограничения по оплате труда руководителей и их заместителей, а также главных бухгалтеров с целью приведения размера и условий оплаты труда руководителя в соответствие с оплатой труда иных работников организации.

3. Оплата труда руководителей государственных предприятий устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991), применение которого разъяснено письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ (БНА РФ. 1994. N 8).

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий определяют органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и которые осуществляют полномочия собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие право заключать трудовой договор с руководителями государственных предприятий, а руководителей муниципальных предприятий — органы местного самоуправления.

Оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором или условиями оплаты труда на данном предприятии исходя из списочной численности работников предприятия (при численности работников до 200 человек — 10-кратная величина тарифной ставки I разряда, от 200 до 1500 человек — 12-кратная, от 1500 до 10000 — 14-кратная, свыше 10000 человек — 16-кратная). Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Органы исполнительной власти могут дифференцировать группы предприятий по численности работников с учетом фактической численности работников на предприятиях данной отрасли.

Основная профессия работников организации определяется исходя из отраслевого (тарифного) соглашения, а если в нем основная профессия не определена, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим трудовой договор с руководителем. При этом рекомендуется считать основной ту профессию, которая занимает наибольший удельный вес по численности рабочих.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки (например, в НИИ, КБ), расчет должностного оклада руководителя производится исходя из минимального оклада (ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя предприятия может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных видов работ, например механизированных или работ в животноводстве.

Если в организации применяется бестарифная система оплаты труда, то для установления должностного оклада руководителя необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и из нее рассчитывается должностной оклад руководителя предприятия. В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку.

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). Поскольку условия оплаты труда являются существенным условием трудового договора, повышение должностного оклада руководителя также должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Указанные условия оплаты распространяются также на акционерные общества, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, данные условия оплаты труда руководителя могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе.

Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются работодателем самостоятельно.

4. Особенности оплаты труда руководителей в отдельных отраслях согласовываются органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий» размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.

В редакцию журнала нередко приходят вопросы, касающиеся установления заработной платы руководителям государственных (муниципальных) учреждений. Как правило, большая часть из них приходит от автономных учреждений (АУ), что вполне объяснимо. Такие организации стоят несколько особняком от казенных и бюджетных учреждений, поскольку имеют больше свободы как в части получения доходов от оказания платных услуг, так и в части их расходования. Однако данное обстоятельство не обеспечивает прямой «автоматической» связи между ростом внебюджетных доходов автономного учреждения и размером заработной платы его руководителя. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли увеличение заработной платы руководителя АУ с учетом дифференцированных особенностей учреждения (со ссылкой на нормативные правовые акты РФ)? Если да, то к чьей компетенции относится решение данного вопроса?

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

В статье приведены ответы на поставленные вопросы с точки зрения норм российского законодательства.

Законодательное регулирование трудовых отношений с руководителями организаций осуществляется в соответствии с гл. 43 ТК РФ. При этом оплате труда руководителя посвящена только одна статья – ст. 145. Напомним, что в силу норм, изложенных в ней, оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров производится:

  • в организациях, финансируемых из федерального бюджета, – в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ;
  • в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, – в порядке и размерах, определяемых органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • в организациях, финансируемых из местного бюджета, – в порядке и размерах, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

Как отметил КС РФ в Определении от 23.04.2013 № 691-О, при установлении правил оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) организаций органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления связаны положениями Конституции РФ, а также требованиями ТК РФ, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений (ст. 144). Таким образом, любой нормативный акт, издаваемый на местном или региональном уровне, должен соответствовать нормам российского законодательства.

Содержание

К чьей компетенции относится установление заработной платы руководителю АУ?

Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. При этом от имени соответствующего публично-правового образования выступают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Правовое положение автономных учреждений, а также их отношения с учредителями регулируются Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ).

В силу п. 6 ст. 9 Федерального закона № 174-ФЗ к компетенции учредителя отнесены назначение руководителя АУ и заключение с ним трудового договора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. Согласно требованиям трудового законодательства обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 57 ТК РФ). Таким образом, то, какую заработную плату в конечном итоге будет получать руководитель АУ, решает учредитель.

От чего зависит размер заработной платы руководителя АУ?

Структура заработной платы работника определена в ст. 129 ТК РФ. Она складывается:

  • из оклада в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
  • из компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);
  • из стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и других поощрительных выплат).

Как отмечено в разд. IV Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год(далее – Единые рекомендации),должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждений.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения ими целевых показателей эффективности работы, определяемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

Что касается конкретных размеров оплаты труда руководителя АУ, то в настоящее время какое-либо упоминание о них встречается только в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее – Положение), и Единых рекомендациях. В частности, п.9 Положения гласит, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в кратности от 1 до 8.

Эта норма продублирована в п. 25 Единых рекомендаций и распространяется также на автономные учреждения. Согласно ей предельный уровень заработной платы руководителей учреждений рассчитывается через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Вместе с тем следует отметить, что порядок расчета средней заработной платы для целей определения должностного оклада руководителя установлен только для бюджетных учреждений (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 № 167н). Для руководителей АУ такой порядок расчета не утвержден, поэтому он должен быть установлен учредителем.

Напомним, что в соответствии с вышеназванным приказом Минздравсоцразвитияпри расчете средней заработной платы учитываются:

  • оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;
  • выплаты стимулирующего характера основному персоналу учреждения независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты.

При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера основному персоналу.

Средняя заработная плата основного персонала учреждения определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера основного персонала учреждения за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителю учреждения.

Каким образом выплачиваются премии руководителю АУ?

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ премии и иные поощрительные выплаты признаются стимулирующими выплатами и входят в структуру заработной платы, которая является обязательным условием для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Как предусмотрено ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в отношении руководителя – трудовым договором, заключаемым между руководителем АУ и его работодателем в лице учредителя. Таким образом, решение об осуществлении ему стимулирующей выплаты (премии) является прерогативой органа власти – работодателя.

Выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных АУ осуществляются в соответствии с Разъяснением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.11.2008 № 666н.

Согласно п. 8, 9 Разъяснения руководители учреждений премируются ежеквартально или по итогам работы за год. Их премирование производится по результатам оценки итогов работы учреждений за соответствующий отчетный период с учетом выполнения целевых показателей деятельности учреждений, личного вклада руководителей в осуществление основных задач и функций, определенных положениями (уставами) учреждений, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

Пункт 10 Разъяснения обязывает руководителя АУ ежеквартально представлять отчеты о выполнении целевых показателей деятельности учреждения.

В целях принятия объективного решения об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителю АУ может быть создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей деятельности федеральных автономных учреждений и стимулирования руководителей подведомственных учреждений, состав и полномочия которой определяются главным распорядителем средств федерального бюджета.

Выплата руководителю АУ премии за соответствующий период производится на основании приказа учреждения при наличии соответствующего приказа главного распорядителя средств федерального бюджета (п. 11, 12 Разъяснения).

Решение учредителя о премировании доводится до руководителя учреждения в установленном порядке. С учетом того, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ все условия оплаты труда должны быть отражены в трудовых договорах с работниками учреждения, новые условия премирования руководителя должны быть также внесены в трудовой договор, заключаемый между руководителем учреждения и учредителем.

Внесение изменений в условия премирования руководителя учреждения, установленные в трудовом договоре, осуществляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, образец которого приведен в приложении к Разъяснению.

Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается на срок до одного года. По окончании календарного года оно может быть пересмотрено в части изменения размеров общего фонда стимулирования труда руководителя АУ, а также перечня показателей, размеров и сроков премирования руководителя учреждения.

* * *

В заключение отметим, что установление руководителем учреждения самому себе стимулирующих надбавок и премий, не предусмотренных трудовым договором, а также без согласия и наличия распоряжений вышестоящей организации будет признано нарушением. Аналогичный вывод был сделан арбитрами в Постановлении ФАС СЗО от 10.05.2011 № А42-2180/2010 в отношении выплаты единовременной премии и суммы материальной помощи начальнику ФГУ «Мурманрыбвод» без разрешения Государственного комитета РФ по рыболовству. Подобная ситуация в части незаконного осуществления стимулирующих выплат руководителю учреждения была рассмотрена ФАС ЗСО в отношении руководителяФГУ «Государственная заводская конюшня «Алтайская»(Постановление от 23.05.2011 № А03-13370/2010).

Вместе с тем необходимо отметить, что системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Таким образом, в случае включения работодателем в лице учредителя в трудовой договор условия о том, что премирование руководителя АУ осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, устанавливающим систему оплаты труда работников учреждения, к которым относится и его руководитель, премия выплачивается в соответствии с указанным документом.

  1. Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11.
  2. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
  3. «Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера».

Зарплата директора: сколько платят управленцам

Обновлено: 11 сентября 2019 582 Шрифт A A Нет времени читать?

Директор руководит предприятием и принимает ключевые решения, работает с кадрами, следит за финансовыми потоками и определяет стратегию развития. Это может быть главное лицо компании, владелец или наемный административный сотрудник. Зарплата директора определяется набором полномочий.

От чего зависит зарплата

Доход директора зависит от масштабов деятельности предприятия, обязанностей и уровня ответственности. В некоторых компаниях применяется мотивационная схема — зарплата руководителя выражается в процентном соотношении от прибыли компании (при условии выполнения планов, определенных Советом). В 2017 году в ТК РФ (ФЗ No 347) были внесены правки, которые определили зависимость зарплат руководителей от заработка подчиненных. Это решение было связано с тем, что разница в доходах управленцев и рядовых работников практически в любой сфере слишком большая.

Чтобы не вызывать социального напряжения, федеральное правительство, региональные и муниципальные власти получили право устанавливать предельный уровень соотношения зарплат. На данный момент для руководителей и сотрудников государственных учреждений предельное соотношение установлено в кратности до 8.

Средняя зарплата директора в России

В России показатели среднего дохода управленцев сильно различаются. Согласно статистике Trud.com, среднемесячная зарплата директора предприятия составляет 35 750 ₽ по состоянию на июль 2019 года. Генеральный директор получает 47 630 руб. Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, руководящие должности также занимают исполнительный, технический, финансовый и другие директора. Статистика их доходов неоднозначна:

  • технический — 55 120 руб.;
  • исполнительный — 60 950 руб.;
  • коммерческий — 67 260 руб.;
  • финансовый — 79 730 руб.

Такие средние зарплаты показал анализ предложений работодателей.

Сколько зарабатывают директора в Москве и регионах

В Москве сосредоточены головные офисы многих крупных российских и международных компаний, поэтому средние цифры дохода значительно превышают аналогичные показатели в регионах, где директора руководят небольшими частными фирмами или занимают должности в государственных структурах. В столице директору по закупкам работодатели предлагают 200 тыс. руб., по продажам или операционному в сфере торговли, ресторанном бизнесе — от 250 тыс. руб., концертному — 300 тыс. руб., руководителю филиала международной компании — 560 тыс. руб. Такие предложения размещены на портале поиска вакансий Jobsora.com.

По данным портала Trud.com наибольшие зарплаты руководителей в Нижнем Новгороде и Москве

Региональные зарплаты зависят не от удаленности от столицы, а от круга обязанностей, уровня ответственности и сферы деятельности предприятия:

  1. Екатеринбург. Руководитель сетевого магазина спортивной одежды и обуви — от 30 тыс. ₽.
  2. Абакан. Исполнительный директор в сфере торговли — 40-120 тыс. ₽.
  3. Омск. Управляющий магазином — 50-100 тыс. ₽.
  4. Астрахань. Руководитель отдела продаж — 80-250 тыс. ₽.
  5. Челябинск. Региональный управляющий розничной торговой сети — от 120 тыс. руб.

По данным портала Trud.com, наибольшие доходы у директоров в Московской области и Ямало-Ненецком округе

При одних и тех же обязанностях в одинаковых сферах деятельности зарплаты директоров в Москве и регионах будут отличаться. Меньше всего платят в розничной торговле, административном секторе, государственной медицине и образовании.

Самые большие зарплаты у руководителей, которые занимают должности в международных фирмах или филиалах крупных компаний.

Какая зарплата у генерального директора

Трудовое законодательство РФ рассматривает директора как обычного работника, нанятого по договору. Поэтому минимальная зарплата этого сотрудника не должна быть меньше МРОТ (11 280 руб. без учета районных коэффициентов).

Но за сложный труд управленец должен получать справедливую оплату. Максимальная зарплата генерального директора законом не ограничивается.

Получить представление о средних зарплатах можно, проанализировав предложения работодателей (по данным сайта Trud.com) в Москве и регионах. Так, самые высокие зарплаты генеральных директоров в Приморском крае (в среднем 60 тыс. руб.), Ямало-Ненецком АО (73 300 руб.), Томской (73 300 руб.) и Кировской (74,5 тыс. руб.) областях, Ханты-Мансийском АО (вплоть до 250 тыс. руб.).

Сколько получают директора в других странах

Ведущий мировой поставщик решений для аналитики Equilar в 2018 году опубликовал исследование соотношения зарплат генеральных директоров и рядовых сотрудников компаний из США. Соотношение в различных областях экономики отличается. В энергетическом секторе, например, директора зарабатывают в 100 раз больше средней зарплаты рабочих. Это связано с тем, что в энергетике много высокооплачиваемых мест в сфере добычи энергии из возобновляемых источников, на буровых установках и в проектировании. В здравоохранении, образовании и финансовой сфере вознаграждение генерального директора превышает среднюю зарплату на предприятии в 150 раз.

В Европе руководители зарабатывают достаточно неплохо по сравнению с их коллегами из России. В Германии, согласно базе вакансий StepStone, самые большие доходы в автомобильной промышленности (4 236 евро, или 310 236 руб., в месяц у руководства среднего звена), банковской сфере (4 311 евро, 315 729 руб.), химической и нефтеперерабатывающей промышленности (4 359 евро, 319 244 руб. ).

По данным сайта для поиска работы payscale.com, в Великобритании генеральный директор получает от 44 192 до 216 411 фунтов (3,5-17,5 млн руб.) в годовом выражении. Во Франции член совета директоров в год может заработать почти 250 тыс. евро (18,3 млн руб.). Зарплата директора зависит от сферы деятельности и масштаба предприятия. Поэтому на руководящих должностях работники могут получать и мизерные зарплаты (часто несоизмеримые со степенью ответственности), так и не поддающиеся разумному объяснению.

Минимально возможная зарплата генерального директора ООО

Добрый день,
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/
По вопросу о необходимости заключения трудового договора с руководителем организации, являющимся ее единственным учредителем, споры, между различными инстанциями, ведутся уже ни один год, так как апеллирование происходит к разным нормам законодательства.
Если обратиться к нормам трудового законодательства, то порядок регулирования труда с руководителем организации регламентирован главой 43 ТК РФ, согласно положениям которой, подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Эта позиция выражена в Письмах Роструда РФ от 06.03.2013 N 177-6-1, Минздравсоцразвития РФ от 18.08.2009 N 22-2-3199, МФ РФ от 17.10.2014 N 03-11-11/52558, от 19.02.2015 N 03-11-06/2/7790
При этом, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью, состоящим из одного участника, является этот участник, который действует, как уполномоченное обществом лицо. То есть, при заключении трудового договора с руководителем организации, являющимся ее единственным учредителем, сторонами трудового договора являются общество, как юридическое лицо, от имени которого выступает уполномоченное лицо и учредитель, как физическое лицо. Судебная практика, также, подтверждает правомерность заключения трудового договора с руководителем организации, являющимся ее единственным учредителем.
Постановление Девятого ААС от 26.05.2010 N 09АП-10226/2010-АК, Тринадцатого ААС от 22.06.2015 N 13АП-9651/2015, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2009 N А21-6551/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2009 N А32-5056/2008-13/90 и многие другие.
Письма ФСС РФ от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П, Минтруда РФ от 05.05.2014 N 17-3/ООГ-330
Из сказанного выше, вывод можно сделать один: если физическое лицо, являясь одновременно единственным работником организации и учредителем общества, выполняет определенную работу, совершает от имени организации действия по реализации ее прав и обязанностей, то единственный учредитель общества, фактически, осуществляет трудовую функцию руководителя организации, а значит, с указанным физическим лицом должен быть заключен трудовой договор. Если с физическим лицом заключен трудовой договор, то на основании этого договора, должна начисляться и выплачиваться заработная плата.
Как поступить в данной ситуации, заключать трудовой договор или нет, решать только Вам. Все обоснования обеих позиций приведены выше.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя бюджетного учреждения и работников

Начиная с 1 января 2017 года зарплата руководителей бюджетных учреждений должна быть увязана с зарплатами остальных сотрудников и соотноситься с предельным уровнем разницы между ними, который установлен учредительными органами. Новым правилам также должны подчиняться и автономные учреждения.

Правовые нормы

Трудовой кодекс никак не ограничивает максимальный размер зарплаты сотрудника. В статье 132 ТК сказано, что зарплата работников зависит только от их квалификации, сложности выполняемых задач, количества времени, затраченного на выполнение трудовых функций, и качества работы.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Но в трудовом законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в части предельного уровня соотношения между зарплатой руководства бюджетных учреждений и его работников.

Действие ст. 145 ч. 1 Трудового кодекса распространяет свое действие на следующих работников предприятий, созданных государственными и муниципальными организациями:

  1. Директоров учреждения.
  2. Председателей фондов.
  3. Их заместителей.
  4. Главных бухгалтеров.
  5. Членов наблюдательного совета госкорпораций.

При этом в отношении компаний, созданных частным капиталом, правила о предельной разнице между доходами гендиректора и его сотрудниками не действуют.

До 2017 года также действовало правило о соотношении между доходами руководства бюджетных учреждений и сотрудников, но оно применялось не ко всем учреждениям. Согласно действующему тогда Постановлению Правительства №583 от 2008 года, соотношения зарплат руководителей в кратности от 1 до 8 должны были соблюдаться только казенными и бюджетными учреждениями федерального уровня.

На региональные и муниципальные учреждения, а также автономные предприятия данные правила не распространялись. Также указанные правовые нормы действовали только в отношении руководителей бюджетных организаций, а другой управленческий персонал (такой, как бухгалтеры) он не затрагивал.

С принятием ФЗ-347 от 2016 года ситуация кардинально изменилась. Под действие данного закона подпадают руководители и некоторые другие работники из числа управленческого состава, работающие:

  1. В государственных и муниципальных учреждениях.
  2. В унитарных предприятиях.
  3. В государственных внебюджетных фондах РФ.
  4. В территориальных фондах ОМС.

На федеральном уровне допускается утверждение перечня организаций, в которых могут быть установлены зарплаты руководителей без учета предельного соотношения.

В частности, сегодня действуют перечни, которые утверждены распоряжениями Правительства РФ от 2012 г. №2627-р и от 2015 г. №2555-р. Сюда попадают организации из сферы культуры, оказывающие уникальные услуги, имеющие особую значимость или стратегическое значение.

Также указанный закон не регулирует возможное соотношение в оплате труда служащих и руководителей органов государственного или местного самоуправления (например, мэрий и пр.).

Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников

В ФЗ-347 от 2016 года не указаны конкретные значения, указывающие на то, какова должна быть разница между среднемесячным заработком руководителей и работников бюджетных организаций.

Но здесь сказано, что такое соотношение должно быть утверждено:

  1. Для организаций федерального уровня – Правительством РФ.
  2. Для организаций российских регионов и муниципальных образований – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Показатели предельного соотношения

Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

Для внебюджетных фондов в отношении председателей может быть установлено соотношение, кратное от 1 до 10, в отношении их замов и главных бухгалтеров – кратное от 1 до 8. Указанные показатели приведены в Постановлении Правительства РФ от 2016 года №1259.

Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений. Например, в Приказе Минздрава №40н от 2017 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

Ответственность за несоблюдение соотношения

Для контроля за соблюдением указанного соотношения утверждено Постановление Правительства от 2016 года №1521. Здесь сказано, что сведения о среднемесячном размере заработка должны размещаться в открытом доступе для ознакомления всеми желающими не позднее 15 мая года, который следует за отчетным. Данная информация публикуется в сети интернет.

В ФЗ-347 от 2016 года предусмотрена ответственность руководства бюджетных организаций за несоблюдение предельного соотношения. Это является основанием для расторжения трудового договора с руководством бюджетной организации. К учредителю организации могут применяться следующие меры, предусмотренные ст. 192 ТК: предупреждение о неполном соответствии, замечание, выговор и увольнение.

Полномочия по контролю за соблюдением установленного соотношения переданы органам прокуратуры, Счетной палате, а также государственным и муниципальным органам в отношении подведомственных компаний.

Порядок расчета

При расчете среднемесячного заработка учитывается не только оклад руководителей, но и их другие доходы (например, премии и бонусы). Связано это с тем, что в понятие заработной платы, которое прописано в ст. 129 Трудового кодекса, входит не только оклад, но и полученные компенсационные и стимулирующие выплаты. Это, в частности, выплаты, предусмотренные районным регулированием (например, северные надбавки), и выплаты, рассчитанные по среднему заработку (например, для оплаты отпусков).

Соотношение среднемесячной зарплаты руководителей и иного персонала рассчитывается на основании порядка, утвержденного Правительством РФ в 2007 году №922. Указанные правила едины для руководителей федерального, регионального и муниципального уровней.

Соотношение зарплат следует определять по итогам года. Расчеты следует проводить отдельно для руководителя, заместителя, а также главного бухгалтера. При этом доходы руководителя в определении среднего дохода сотрудников не участвуют.

В случае если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещают должности, то начисленная им зарплата учитывается как в целом, так и при совмещении.

Процедура расчета соотношения зарплат руководителей будет состоять из нескольких этапов:

  1. Определяется среднемесячная зарплата сотрудников. Для этого фактически начисленная заработная плата сотрудников из списочного состава делится на среднюю численность работников за календарный год и на 12 месяцев.
  2. Рассчитывается среднемесячная зарплата руководителей и иных работников: фактически начисленная им зарплата делится на 12 месяцев. Если же руководитель не отработал полный год, то его доходы делятся на количество отработанных им месяцев.
  3. Определяется соотношение путем деления среднемесячной зарплаты руководителя на среднемесячную зарплату работников.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

  • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
  • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
  • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2019 году

Заработная плата в бюджетной сфере — это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2019 года. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

В связи с опубликованным распоряжением Правительства РФ ОТ 13.03.2019 N 415-Р будут повышены на 4,3% заработные платы:

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2019 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2019). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2019 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2019 года, таблица:

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-июнь 2019 года

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Преподаватели вузов

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

Младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г.Москва

*

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

*

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

*

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

*

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

*

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

*

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия — Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

*

Республика Марий Эл

*

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика — Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

*

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

*

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

*

Сахалинская область

*

Еврейская автономная область

*

*

Чукотский автономный округ

*

…1)

* Конфиденциальные данные

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

Российская Федерация

105,3

112,2

111,2

Центральный федеральный округ

103,8

118,8

106,2

111,7

Белгородская область

103,2

147,5

116,1

108,7

Брянская область

106,2

105,3

105,2

110,6

Владимирская область

106,9

107,4

110,9

109,9

Воронежская область

104,6

111,8

106,6

111,6

Ивановская область

107,6

104,6

Калужская область

105,6

131,7

122,4

110,7

Костромская область

100,5

111,4

105,3

Курская область

102,8

118,9

110,3

Липецкая область

103,5

114,2

107,3

110,1

Московская область

102,1

102,6

109,8

Орловская область

103,5

99,3

103,9

Рязанская область

105,6

108,9

106,4

109,9

Смоленская область

102,5

116,3

104,9

111,2

Тамбовская область

104,5

105,6

106,4

109,1

Тверская область

102,6

99,4

99,8

110,9

Тульская область

103,2

109,3

109,3

Ярославская область

105,6

100,3

102,5

110,4

г.Москва

101,3

125,8

105,4

110,8

Северо-Западный федеральный округ

103,8

107,6

106,6

111,6

Республика Карелия

105,8

135,7

110,1

111,9

Республика Коми

102,7

108,3

110,2

Архангельская область

107,3

107,3

в том числе:

107,5

104,8

96,5

109,5

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

110,1

108,5

108,3

111,3

Вологодская область

105,4

109,8

108,7

111,1

Калининградская область

105,4

107,4

105,7

110,2

Ленинградская область

108,6

114,2

106,9

109,8

Мурманская область

105,1

104,7

106,9

111,2

Новгородская область

107,4

106,2

Псковская область

103,7

111,7

г.Санкт-Петербург

97,5

103,7

101,6

111,9

Южный федеральный округ

106,2

104,7

106,6

110,7

Республика Адыгея

104,6

109,8

108,8

111,1

Республика Калмыкия

112,1

100,6

106,4

112,3

Республика Крым

104,4

101,8

113,1

Краснодарский край

103,6

104,3

106,7

110,2

Астраханская область

108,5

128,6

106,7

113,2

Волгоградская область

103,6

105,4

110,4

Ростовская область

105,8

103,7

105,9

109,8

г.Севастополь

108,5

101,9

110,9

Северо-Кавказский федеральный округ

104,7

110,4

Республика Дагестан

106,6

116,7

107,7

112,7

Республика Ингушетия

108,6

103,3

104,8

110,5

Кабардино-Балкарская Республика

104,8

102,9

104,2

111,1

Карачаево-Черкесская Республика

108,3

111,9

108,9

112,1

Республика Северная Осетия – Алания

104,6

101,4

102,9

110,1

Чеченская Республика

96,9

104,4

102,2

110,9

Ставропольский край

106,9

109,5

108,7

Приволжский федеральный округ

105,7

112,2

109,1

109,8

Республика Башкортостан

114,8

120,5

123,6

Республика Марий Эл

100,3

105,9

105,9

Республика Мордовия

103,2

120,2

108,6

108,7

Республика Татарстан

101,7

120,8

115,7

109,1

Удмуртская Республика

105,7

110,5

103,7

Чувашская Республика

106,1

107,5

109,7

Пермский край

103,3

104,2

108,8

Кировская область

107,3

104,9

105,6

109,7

Нижегородская область

105,9

104,9

108,1

Оренбургская область

104,9

103,3

112,4

Пензенская область

108,1

104,1

105,5

111,1

Самарская область

98,9

112,2

107,2

110,2

Саратовская область

113,6

103,3

110,2

Ульяновская область

104,1

110,9

111,9

110,2

Уральский федеральный округ

106,2

109,8

109,1

108,3

Курганская область

104,6

97,2

106,7

109,7

Свердловская область

109,2

111,6

107,4

108,6

Тюменская область

106,3

109,9

109,3

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ – Югра

106,3

104,7

Ямало-Ненецкий авт.округ

111,9

112,3

107,5

Тюменская область без авт.округов

105,9

109,5

115,6

110,1

Челябинская область

103,1

108,4

109,2

Сибирский федеральный округ

107,4

112,7

110,4

111,6

Республика Алтай

103,5

109,7

109,8

116,3

Республика Тыва

109,9

112,4

114,6

Республика Хакасия

104,2

98,8

110,5

109,6

Алтайский край

106,4

110,4

112,2

Красноярский край

105,9

112,3

109,8

Иркутская область

108,3

106,8

110,5

Кемеровская область

106,5

120,9

121,1

114,7

Новосибирская область

110,2

126,7

110,2

111,6

Омская область

110,1

113,7

106,6

112,8

Томская область

103,7

106,4

103,8

110,2

Дальневосточный федеральный округ

106,2

109,3

107,8

111,5

Республика Бурятия

105,3

112,8

111,5

Республика Саха (Якутия)

106,4

109,7

105,9

109,4

Забайкальский край

104,6

99,7

Камчатский край

104,8

124,3

107,3

111,6

Приморский край

108,8

123,2

108,5

111,1

Хабаровский край

106,2

107,7

111,2

Амурская область

101,6

107,5

115,2

Магаданская область

109,6

104,3

102,9

Сахалинская область

107,2

106,6

106,7

108,7

Еврейская авт.область

112,1

110,9

Чукотский авт.округ

105,3

99,8

101,7

107,1

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597, называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Присвоение категории бухгалтеру бюджетной организации с опытом работы

Здравствуйте!
Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.
Например, в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности главного бухгалтера (см. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37), для данной должности предусмотрено наличие высшего профессионального (экономического) образования и стажа бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Как следует из квалификационных требований к бухгалтеру I категории, он должен иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.
В определенной степени получается парадокс: для работы в должности главного бухгалтера (его заместителя) не требуется иметь стаж работы в должности бухгалтера / бухгалтера II / бухгалтера I категории.
Вместе с тем п. 10 Общих положений Квалификационного справочника предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации.
Таким образом, для назначения на должность бухгалтера I категории без наличия сведений в трудовой книжке о работе в должности бухгалтера II категории, на основании требований Квалификационного справочника работнику необходимо пройти аттестацию с получением соответствующих рекомендаций аттестационной комиссии о назначении на должность. Результаты аттестации работник вправе обжаловать в установленном законодательством порядке, .
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Наряду с этим следует помнить, что Справочник не является нормативно-правовым документом, а носит рекомендательный характер (п. 2 Постановления Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
В вопросе автора отсутствует информация, позволяющая руководствоваться в том числе ведомственными нормативными актами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *