Благоустройство территории

Содержание

Расходы на благоустройство территории вблизи административного здания

Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С наступлением весны многие организации начинают благоустраивать территорию рядом с учреждением. При осуществлении тех или иных расходов нередко возникают вопросы, на которые мы постараемся ответить ниже.

Работы по благоустройству территории

Четкого определения термина «благоустройство территории» в целях бухгалтерского учета нет. Поэтому за разъяснением обратимся к другим нормативным актам, в частности к Градостроительному кодексу. В соответствии с п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования:

  • по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан;

  • по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории;

  • по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

При этом под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1 ГрК РФ). Иными словами, прилегающая территория – это территория вблизи школы, больницы, дома культуры и т. д., границы которой определены в муниципальном нормативном акте.

К основным элементам (работам) благоустройства относятся (п. 38 ст. 1 ГрК РФ):

  • декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;

  • элементы озеленения;

  • различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений;

  • малые архитектурные формы;

  • некапитальные нестационарные строения и сооружения;

  • информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

К работам по благоустройству территории относятся асфальтирование, укладка тротуарной плитки, озеленение территории, установка ограждений, устройство стоянок для автотранспорта, скамей и др.

В дополнение к Градостроительному кодексу разработаны Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр. Документ подготовлен в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими своих правил благоустройства. В данном документе изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.

Большинство бюджетных учреждений (учреждения в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта) не являются организациями, специально созданными для осуществления функций по благоустройству территорий, поэтому названный документ для них не является обязательным к соблюдению. Его отдельные положения могут носить лишь разъясняющий характер в отношении тех или иных работ.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 11.07.2014 № 02-05-10/34079, расходы, осуществляемые в целях благоустройства, нужно отражать по статьям (подстатьям) КОСГУ, соответствующим их экономическому содержанию.

Расходы на озеленение территории

Самым простым в финансовом отношении элементом благоустройства является озеленение территории вблизи здания. В рамках работ по озеленению территории проводятся:

  • посадка цветов, деревьев, кустарников;

  • разбивка газонов и клумб;

  • уход за посадками (газоном, клумбами, многолетними и однолетними насаждениями).

Работы по озеленению территории могут производиться как силами работников учреждения, так и по договору подряда на выполнение ряда работ, заключенному со сторонней организацией.

При отражении в бухгалтерском учете расходов по озеленению территории необходимо учитывать следующие особенности:

  • семена, саженцы и другой посадочный материал в соответствии с п. 118 Инструкции № 157н подлежат учету в составе материальных запасов на счете 010506000 «Прочие материальные запасы»;

  • многолетние насаждения как самостоятельные объекты учитываются в составе основных средств на счете 010107000 «Биологические ресурсы» (см. письма Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257, от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). Напомним, что в соответствии с ОКОФ многолетние кустарники учитываются по коду 520.00.10.05 «Насаждения многолетние декоративные озеленительные» и относятся к 10-й амортизационной группе со сроком полезного действия свыше 30 лет (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Как следует из п. 15 ФСБУ «Основные средства», фактически произведенные капитальные вложения в многолетние насаждения учитываются субъектом учета при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств ежегодно в сумме капитальных вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Таким образом, в зависимости от экономического содержания договоров, заключаемых со специализированными организациями, оплата работ по озеленению в соответствии с Указаниями № 65н отражается по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» с применением:

  • статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ – при приобретении посадочного материала, в том числе саженцев многолетних насаждений;

  • подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – при заключении договоров на оказание услуг, связанных с уходом и содержанием многолетних насаждений (например, формирование крон, предупреждение появления вредителей, защита от вредителей и солнечной радиации);

  • подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при заключении договоров на оказание комплекса услуг по благоустройству территории, включая работы по озеленению (разбивка клумб, посадка цветов).

Пример 1.

Бюджетное учреждение для разбивки клумбы приобрело 200 кг грунта на сумму 900 руб. и рассаду цветов на 3000руб. Грунт и рассада приобретались подотчетным лицом. На банковскую карту подотчетного лица было перечислено 4 000 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от платных услуг.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Подотчетному лицу на банковскую карту была переведена подотчетная сумма

2 210 03 560
2 208 34 560

2 201 11 610
18
2 210 03 660

4 000
4 000

Выписка из лицевого счета

Приняты к учету грунт и рассада для цветов

2 105 36 340

2 208 34 660

3 900

Авансовый отчет с приложенными к нему оправдательными документами

Неиспользованный остаток подотчетной суммы списан с банковской карты подотчетного лица

2 210 03 560
2 201 11 510

2 208 34 660
2 210 03 660

100
100

Выписка из лицевого счета

Списаны с учета израсходованный грунт и рассада

2 109 80 272

2 105 36 440

3 900

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Пример 2.

Бюджетное учреждение заключило со сторонней организацией договор об озеленении территории (разбивке клумб, облагораживании газонов) вокруг административного здания. Общая стоимость проводимых работ составила 11 300 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Выполнены работы по озеленению территории

2 109 80 226

2 302 26 730

11 300

Акт о выполненных работах

Оплачены выполненные работы по озеленению территории

2 302 26 830

2 201 11 610
18

11 300

Выписка из лицевого счета

Расходы на укладку (ремонт) дорожных покрытий

Покрытия дорожек, площадок и иных поверхностей обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории используются следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и других материалов;

  • мягкие (некапитальные) – выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими.

Работы по устройству тротуаров, дорожек, площадок с разными видами покрытий, асфальтированию и укладке тротуарной плитки могут быть отнесены к работам по текущему или капитальному ремонту, а также к капитальному строительству. Подобные разъяснения давал Минфин в письмах от 09.07.2014 № 02-06-10/33303, от 23.09.2013 № 02-06-10/39403.

Напомним, что в соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимаются замена и (или) восстановление:

  • строительных конструкций объектов капитального строительства либо элементов таких конструкций (за исключением несущих строительных конструкций);

  • систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

  • отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы.

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Иными словами, в рамках проведения текущего ремонта чаще всего производятся только незначительные работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено. Исключение – временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Таким образом, если учреждение планирует укладку плитки или асфальтирование дорожек вновь, то ему необходимо учитывать положения Инструкции № 157н, ФСБУ «Основные средства».

Как следует из п. 7 ФСБУ «Основные средства», к основным средствам относятся материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды либо договору безвозмездного пользования).

В силу п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется (если иное не установлено данной инструкцией) на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ, к группировке объектов основных фондов по подразделам. Так, во введении к ОКОФ разъясняется, что к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Согласно ОКОФ такие объекты, как, например, дорожки, площадки, относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как спортивно-оздоровительные и прочие сооружения, не включенные в другие группировки (код 220.41.20.20.900). Автомобильные стоянки с твердым покрытием имеют код 220.42.11.10.140.

С учетом изложенного вновь созданные в 2018 году объекты благоустройства – сооружения (дорожки, площадки и т. п.) учитываются субъектом учета в составе основных средств на счете 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения».

Принимая во внимание Указания № 65н, отметим, что расходы на оплату работ по капитальному ремонту дорожек, площадок с разными видами покрытий, в том числе асфальтовым, плиточным, каменным, щебеночным и т. д., отражаются по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Расходы по текущему ремонту относятся по виду расходов 244 в увязке с подстатьей 225.

Если для устройства дорожек и площадок строительные материалы (тротуарная плитка, щебень, песок, керамзит и т. д.) приобретаются в рамках отдельных договоров, то расходы на их оплату необходимо отразить по виду расходов 243 и статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В случае создания по результатам строительных работ новых сооружений (дорожек, площадок и т. п.) применяется вид расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Указаниями № 65н расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов отражаются по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. В 2017 году указанные расходы отражались по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Иногда на практике возникает вопрос, включаются ли затраты на работы по подготовке земельных участков для возведения на них спортивных площадок в стоимость таких площадок. Такими работами, в частности, считаются:

  • разработка, перевозка и замена грунта;

  • устройство щебеночной подготовки;

  • армирование и устройство бетонной подготовки;

  • устройство резинового покрытия;

  • устройство щебеночного и бетонного основания под фундаменты;

  • установка бортовых камней;

  • устройство покрытия из тротуарной плитки.

Минфин в Письме от 21.01.2016 № 02-05-11/2535 ответил, что указанные работы в рамках создания спортивных площадок подлежат включению в стоимость создаваемого объекта нефинансовых активов группы «сооружения» – «спортивная площадка». При этом в стоимость указанного сооружения могут быть включены в том числе расходы по поверхностному улучшению земельного участка (планировка земельных участков, корчевка площадей, очистка от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, насыпные работы, замена грунта, укладка асфальтовых (резиновых) покрытий и другие работы, которые неотделимы от земли), осуществляемые в целях создания сооружения.

Однако в стоимость объектов движимого имущества (например, малых архитектурных форм, спортивного инвентаря, уличных тренажеров), учитываемых как отдельные инвентарные объекты, не включаются затраты по благоустройству земельных участков.

Пример 3.

Бюджетное учреждение заключило договор с подрядной организацией на капитальный ремонт асфальтового покрытия вблизи административного здания. Общая стоимость работ по договору составила 150 800 руб. Оплата произведена за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:

Администрация согласно контракту проводила работы по благоустройству сквера. В данный контракт входили сметы по следующим видам работ:
1) создана автостоянка (работы от разработки грунта до установки бордюра и асфальтирования);
2) создана скейт-площадка (работы от разработки грунта до бетонирования всей площади);
3) создана детская площадка (работы от разработки грунта до бетонирования, установки бордюра и покрытия каучуком);
4) уложены тротуары (при этом общая площадь увеличена);
5) установлены детские игровые комплексы;
6) установлены скамейки и урны на территории сквера;
7) высажены многолетние саженцы туи.
Денежные средства на оплату указанных работ были выделены по подстатье «Благоустройство» и отражены по КВР 244, КОСГУ 226. Все перечисленные работы разбиты на локальные сметы, но сведены в единую итоговую смету и заключен единый договор.
Как отразить в бухгалтерском учете выполненные работы по благоустройству?

6 декабря 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения расходов по благоустройству сквера зависит от профессионального суждения должностных лиц учреждения по квалификации выполняемых работ. Если рассматриваемые работы будут квалифицированы в качестве создания новых нефинансовых активов, то затраты по такому договору следует учитывать с применением 101 02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», если какие-либо работы не приводят к созданию нового объекта НФА, то их стоимость может быть списана на расходы (затраты) текущего финансового года. Высаженные многолетние саженцы подлежат отражению на счете 106 01 «Вложения в основные средства», а в дальнейшем включению в состав основных средств по счету 101 07 «Биологические ресурсы».
Учет многолетних насаждений и созданных нефинансовых активов как имущество казны ведется на счете 108 50 «Имущество, составляющее казну».

Обоснование вывода:
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений такого понятия, как «благоустройство территории». По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575).
Согласно п. 1.3 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр (далее — Методические рекомендации), к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, в том числе скверы, детские площадки, площадки автостоянок. К элементам благоустройства относятся, в частности, элементы озеленения, покрытия, уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, малые архитектурные формы и городскую мебель (п. 1.4 Методических рекомендаций).
Как правило, элементы благоустройства отвечают критериям, установленным Инструкцией N 157н для признания материальных ценностей основными средствами, поэтому в целях бухгалтерского учета их следует отражать на соответствующих аналитических счетах 101 00 «Основные средства».
Принятие такого решения в организации государственного сектора возложено на Комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).
Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно группировке объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) (п. 45 Инструкции N 157н). Такие объекты, как автостоянка, скейт-площадка, детская площадка, тротуар, могут быть отнесены, например, к кодам ОКОФ 220.42.99.12.120, 220.42.99.12.124 и учтены на счете 101 02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)».
При этом возможно применение двух способов организации учета (п. 10 федерального стандарта «Основные средства»):
— если указанные объекты благоустройства имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковый срок полезного использования, то их целесообразно учитывать как комплекс конструктивно сочлененных объектов благоустройства, имеющий один инвентарный номер, и в привязке к земельному участку, на котором они расположены, с отражением в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) информации по каждому объекту благоустройства, входящему в данный комплекс;
— если объекты благоустройства выполняют самостоятельную функцию (например, функцию автопарковки), то их следует учитывать обособленно.
Если в рамках работ по благоустройству не создаются какие-либо новые нефинансовые активы, а ремонтируются ранее принятые на учет нефинансовые активы, то Комиссия по поступлению и выбытию активов вправе принять решение об отнесении стоимость этих работ в полном объеме к расходам (затратам) текущего финансового года. Тогда сумма произведенных расходов (например, ремонт тротуарной плитки) списывается в дебет счета 109 00 или счета 401 20 (письмо Минфина России от 23.09.2013 N 02-06-10/39403). При этом сведения о произведенных работах желательно внести в Инвентарную карточку (ф. 0504031), которая открыта на соответствующий земельный участок и (или) объект недвижимости, находящийся на соответствующем земельном участке.
Высаженные саженцы многолетних насаждений учитываются первоначально как капитальные вложения в многолетние насаждения, с отражением на счете 106 01 «Вложения в основные средства» и в дальнейшем включаются в состав основных средств по счету 101 07 «Биологические ресурсы» ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 15 СГС «Основные средства», п. 43 Инструкции N 157н) или при наступлении эксплуатационного возраста, определенного учреждением самостоятельно в учетной политике.
В бюджетном учете организации государственного сектора, на основании требований Инструкция N 157н и Инструкция N 162н, могут быть оформлены следующие корреспонденции по счетам:
1. Дебет КРБ 1 401 20 22Х (1 109 ХХ 22Х) Кредит КРБ 1 302 ХХ 730*(1)
— на финансовый результат отнесены затраты на благоустройство, не формирующие стоимость создаваемых объектов нефинансового актива;
2. Дебет КРБ 1 106 Х1 310 Кредит КРБ 1302 ХХ 730
— отражено формирование первоначальной стоимости созданного объекта нефинансового актива;
3. Дебет КРБ 1 101 Х2 310 Кредит КРБ 1 106 Х1 310
— принят к бюджетному учету объект основных средств по первоначальной стоимости
или
Дебет КРБ 1 108 5Х 310 Кредит КРБ 1 106 Х1 310
— принят к бюджетному учету объект нефинансового актива в составе имущества казны по первоначальной стоимости
4. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 730
— отражены капитальные вложения в многолетние насаждения;
5. Дебет КРБ 1 101 37 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
— принят к бюджетному учету многолетних насаждений;
или
Дебет КРБ 1 108 52 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
— принят к бюджетному учету объект многолетних насаждений в составе казны по первоначальной стоимости.

К сведению:
В зависимости от экономического содержания договоров, заключаемых со специализированными организациями, оплата работ и формирование затрат по благоустройству организацией государственного сектора, в соответствии с Указаниями N 65н, может отражаться по статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, по подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, по подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, а также по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Однако, если учреждением заключен комплексный договор на благоустройство территории, предусматривающий обязательства подрядчика по выполнению комплекса определенных работ по благоустройству, только расходы в рамках такого договора подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-05-10/34079).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений — Учет многолетних насаждений (для госсектора);
— Энциклопедия решений — Учет объектов благоустройства (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Если здесь и далее в 22 разряде номера счета бухгалтерского учета указано «Х», то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.

На какой счет поставить асфальтобетонное покрытие и металлический гараж в государственном бюджетном учреждении?

Вопрос

Подскажите, на какой счет поставить асфальтобетонное покрытие и металлический гараж в государственном бюджетном учреждении?

Ответ

Асфальтобетонное покрытие учитывайте на счете 0.101.12. «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения» в группе «Нежилые помещения (здания и сооружения)» (п. 7 Стандарта «Основные средства»).

В Классификации код по ОКОФ:

  • 220.42.11.10.140 «Стоянки автомобильные с твердым покрытием»; в Классификации отсутствует, поэтому срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
  • либо
  • 220.42.11.10.159 «Дороги подъездные, транспортные и пешеходные путепроводы над и под дорогой, велосипедные дорожки прочие»; седьмая группа, со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.
  • Кроме того, таким объектам, как, например, дорожки, площадки, которые могут быть классифицированы как спортивно-оздоровительные и прочие сооружения, не включенные в другие группировки, можно присвоить код 220.41.20.20.900 «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки»; шестая группа, срок полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

Металлический гараж учитывайте на счете 0.101.32 (0.101.22) в группе «Нежилые помещения (здания и сооружения)» (п. 7 Стандарта «Основные средства»).

  • 010122000 «Нежилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 010132000 «Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения».

Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н (ред. от 29.11.2017) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» {КонсультантПлюс}

Гараж можно отнести к коду ОКОФ 210.00.11.10.470;(зачем здесь точка-запятая?) в Классификации отсутствует, поэтому срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Если учреждение-налогоплательщик затрудняется определить срок полезного использования (СПИ) приобретенного (созданного) объекта основных средств, поскольку он отсутствует в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, то пунктом 6 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ определяется налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. В качестве СПИ может использоваться установленный техническим паспортом срок эксплуатации, такой вывод следует из Определения ВС РФ от 03.11.2016 N 305-КГ16-14236 по делу N А40-127925/15.

Обоснование

С 1 января 2018 года учитывайте основные средства по новым правилам. Включать или нет имущество в состав основных средств, решает комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

Группа основных средств — совокупность активов, являющихся основными средствами, выделяемыми для целей бухгалтерского учета, информация по которым раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

Группами основных средств являются:

  • а) жилые помещения;
  • б) нежилые помещения (здания и сооружения);
  • в) машины и оборудование;
  • г) транспортные средства;
  • д) инвентарь производственный и хозяйственный;
  • е) многолетние насаждения;
  • ж) инвестиционная недвижимость;
  • з) основные средства, не включенные в другие группы.

Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» {КонсультантПлюс}_________________________________________________________________________________

«ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) (ред. от 13.10.2017) {КонсультантПлюс}

Стоянки автомобильные с твердым покрытием

Дороги подъездные, транспортные и пешеходные путепроводы над и под дорогой, велосипедные дорожки прочие

Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки

Здания гаражей наземных

Извлечение из:

Путеводитель по бюджетному учету и налогам. Практическое пособие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений {КонсультантПлюс}

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

о приобретении объектов основных средств

┌───┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│п/п│ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 1 │Принятие к учету объектов │ 0 101 11 310, │ 0 106 11 310 │

│ │основных средств по │ 0 101 12 310, │ │

│ │сформированной первоначальной │ 0 101 13 310, │ │

│ │стоимости │ 0 101 15 310, │ │

│ │ │ 0 101 18 310 │ │

│ │ │ 0 101 21 310, │ 0 106 21 310 │

│ │ │ 0 101 22 310, │ │

│ │ │ 0 101 23 310, │ │

│ │ │ 0 101 24 310, │ │

│ │ │ 0 101 25 310, │ │

│ │ │ 0 101 26 310, │ │

│ │ │ 0 101 27 310, │ │

│ │ │ 0 101 28 310 │ │

│ │ │ 0 101 31 310, │ 0 106 31 310 │

│ │ │ 0 101 32 310, │ │

│ │ │ 0 101 33 310, │ │

│ │ │ 0 101 34 310, │ │

│ │ │ 0 101 35 310, │ │

│ │ │ 0 101 36 310, │ │

В данной статье мы не будем рассуждать о том, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по созданию асфальтированных площадок.

На страницах самой разной литературы, адресованной бухгалтеру, об этом сказано уже немало. Наш журнал тоже неоднократно освещал обозначенную проблему. В данном случае мы изначально будем исходить из того, что затраты на строительство площадок с твердым покрытием могут учитываться в целях налогообложения при условии использования этих площадок в предпринимательской деятельности.

Причем такое использование, на наш взгляд, не должно вызывать сомнений, если на данной площадке производятся погрузо-разгрузочные операции, осуществляется стоянка и хранение имущества организации (материалов, транспортных средств, экскаваторов, погрузчиков и т. д.) либо площадка предназначена для временной парковки автомобилей посетителей торговых точек и т. п. Позицию Минфина, специалистов налоговых служб, а также некоторых консультантов и аудиторов о том, что такие расходы следует квалифицировать как затраты на благоустройство, подпадающие под действие пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ , автор не приемлет, поскольку она многократно была опровергнута судебной практикой.
Сегодня мы, не ставя под сомнение экономическую оправданность таких расходов, рассмотрим, каким образом они могут включаться в налоговые расходы.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Вариант первый… от продвинутых чиновников

Многие налоговики уже поняли, что в суде им не удастся доказать необоснованность расходов и правомерность решения о начислении недоимки по налогу на прибыль. Поэтому, выбирая из двух зол меньшее (для бюджета), они предлагают считать затраты на асфальтирование (создание любого другого твердого покрытия) расходами, связанными со строительством здания (либо доведением готового здания до состояния, пригодного для использования ), включать их в первоначальную стоимость строящейся недвижимости и признавать через начисление амортизации. Иными словами, чиновники соглашаются с тем, что затраты являются оправданными и могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, но списать их можно только в течение периода амортизации здания.
Заметим, что этот срок является весьма продолжительным и зависит от «капитальности» здания (обычно превышает 20 лет, нередко составляя свыше 30 лет). В то же время согласно Классификации ОС № 1 площадки производственные с покрытиями отнесены к пятой группе со сроком амортизации свыше 7 до 10 лет включительно. Таким образом, этот вариант явно преследует фискальные интересы и подходит лишь тем, кто хочет, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.
Причем сами же чиновники соглашаются с тем, что увеличение стоимости строящегося здания на сумму расходов по асфальтированию прилегающей территории возможно только в налоговом учете. В бухгалтерском учете так поступать нельзя, поскольку здание и площадка не могут быть признаны единым объектом основных средств в силу п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» , содержащего определение инвентарного объекта.
Получается, следуя таким рекомендациям, бухгалтер в налоговом учете формирует единый объект амортизируемого имущества (объединяя расходы на строительство здания и асфальтирование), а в бухгалтерском учете отражает две самостоятельных учетных единицы (два объекта). Где логика? Ответа нет. Зато цель очевидна. Во-первых, избежать проигрыша в суде (если исключать затраты из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения), во вторых, растянуть период списания расходов налогоплательщиком.
Отдельные суды поддерживают такую точку зрения. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 13.07.2009 № А56-48313/2008 признал правомерным уменьшение организацией налогооблагаемой прибыли на сумму амортизации, начисленной на объекты внешнего благоустройства принадлежащего обществу гипермаркета (комплексное благоустройство прилегающей территории включало не только асфальтирование погрузо-разгрузочных площадок, но и устройство газонов, организацию пешеходных дорожек и т. д.), поскольку проведение указанных работ было обязательным условием предоставления участка для строительства гипермаркета. Арбитры указали: ввиду того, что ввод в эксплуатацию и использование многофункционального гипермаркета без выполнения работ по благоустройству территории были невозможны, затраты, связанные с выполнением работ по благоустройству, правомерно включены налогоплательщиком в первоначальную стоимость созданного объекта.
Однако несмотря на такое решение суда, автор не является сторонником рассмотренного варианта признания затрат на асфальтирование в целях налогообложения прибыли.

Вариант второй… для продвинутых налогоплательщиков

Налогоплательщикам, готовым отстаивать собственное мнение , мы предлагаем другой, экономичный способ учета затрат на создание твердых покрытий в составе налоговых расходов. Суть его в следующем. Относим площадку к пятой амортизационной группе и устанавливаем срок амортизации свыше семи лет, например 85 месяцев. Далее признание расходов производится в общеустановленном (гл. 25 НК РФ) порядке (включая возможность применения амортизационной премии).
К сведению: столичные налоговики неоднократно заявляли, что площадки с твердым покрытием, в том числе асфальтированные, являются самостоятельными объектами амортизируемого имущества, поименованными в Классификации ОС № 1: площадки производственные с покрытиями: щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные (код 12 0001121) (письма УФНС по г. Москве от 14.02.2006 № 20-12/11368 и от 16.03.2006 № 18-11/20791).

Однако некоторым налогоплательщикам удается не только сократить указанный минимальный срок амортизации (85 месяцев), но и доказать в суде обоснованность своих действий. Одна из таких ситуаций проанализирована в Постановлении ФАС ПО от 15.07.2009 № А55-17802/2008. Коротко приведем ход рассуждений арбитров.
В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны проводить мероприятия по благоустройству территорий. Согласно п. 2.8 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру должна быть благоустроена, а кроме того, при размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов.
Из материалов дела следует, что на основании договора с подрядной организацией была сделана асфальтированная площадка для стоянки автомашин. Как видно из акта о приеме-передаче, данная площадка введена в эксплуатацию в сентябре 2004 года. В этом же месяце согласно инвентарной карточке площадка принята к учету в качестве объекта основных средств.
Приказом руководителя организации определено, что срок использования указанной асфальтированной площадки, предназначенной для стоянки собственного автотранспорта и автомобилей покупателей готовой продукции, а также покупателей товаров в магазине, составляет 60 месяцев.
Материалами дела подтверждено, что фактически площадка используется предприятием в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода от оптовой реализации изготовленной в этом здании обуви, а также от сдачи в аренду части помещений в данном здании под магазин.
Асфальтированная площадка для стоянки автомашин отвечает признакам амортизируемого имущества, предусмотренным п. 1 ст. 256 НК РФ (используется в предпринимательской деятельности, срок ее использования превышает 12 месяцев, а первоначальная стоимость составляет более 10 000 руб. ).
В пункте 1 ст. 258 НК РФ указано, что сроком полезного использования амортизируемого имущества признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Из Классификации ОС № 1 видно, что асфальтированные площадки для стоянки автомашин не включены ни в одну из амортизационных групп. В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 также не указаны асфальтированные площадки для стоянки автомашин. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Утверждение инспекции о том, что вышеуказанная асфальтированная площадка для стоянки автомашин должна быть отнесена именно к седьмой амортизационной группе , в которую включены производственные площадки с покрытием, является бездоказательным.
Пунктом 5 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается самим налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования основного средства определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение такого срока производится исходя из:
– ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с предполагаемой производительностью или мощностью;
–  ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Из материалов дела следует, что согласно справке фирмы-подрядчика рекомендованный срок использования данной асфальтированной площадки составляет 60 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем приемки-передачи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что примененный налогоплательщиком порядок расчета сумм амортизации по указанной асфальтированной площадке не противоречит положениям налогового законодательства Российской Федерации.
Полагаем, что подробные комментарии к данному судебному акту не требуются. Отметим лишь, что автор не является сторонником столь радикального варианта списания расходов. Мы лишь хотели показать, что нет оснований не учитывать в составе налоговых расходов затраты на создание (и, соответственно, ремонт) площадок с твердым покрытием, используемых в предпринимательской деятельности.
Считаем, выводы из всего изложенного читатели сделают самостоятельно и выберут один из представленных в статье вариантов признания затрат для целей налогообложения.

КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Комплексное благоустройство городских территорий — это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды.

В сфере городского благоустройства перед органами местного самоуправления стоят следующие задачи.

1. Содержание в надлежащем техническом состоянии улиц, площадей, придомовых территорий в соответствии с требованиями к организации движения транспорта и пешеходов.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями.

На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки, в ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

В 2006 г. городское дорожное хозяйство в России характеризовалось следующими показателями:

  • • общая протяженность улиц, проездов, набережных —
  • 228 тыс. км;

в том числе:

  • • протяженность замощенных частей — 158 тыс. км., из которых:
  • • протяженность замощенных частей с усовершенствованным покрытием — 134 тыс. км (59% от общей протяженности);
  • • протяженность освещенных частей городских улиц, проездов, набережных — 151 тыс. км (66% от общей протяженности).
  • 2. Регулярный сбор, вывоз и утилизация бытовых и производственных отходов. Санитарная очистка территории.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов.

Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Для уборки территорий и вывоза бытовых отходов в городах России задействованы различные виды специального автотранспорта.

3. Инженерная защита территорий от паводков и подземных вод.

Инженерная защита территории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений.

Один из видов инженерной защиты городской территории — ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков.

Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмичности.

4. Размещение на территории малых архитектурных форм. Организация уличного и внутридворового освещения, согласно нормативам, в зависимости от объекта.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

5. Озеленение городской территории по установленным нормативам и содержание объектов рекреации (парки, пляжи, скверы и т.д.), их дизайн.

Озеленение городской территории во многом определяет облик города и комфортность проживания в нем. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте.

Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

В 2006 г. зеленое хозяйство городов России занимало 2070 тыс. га, что составило 23% от общей площади городских земель в Российской Федерации.

При организации работ по комплексному благоустройству городских территорий применяется система муниципальных нормативов или стандартов обслуживания, устанавливаемых органами местного самоуправления и включающая:

  • • степень технического состояния и объемы территории муниципального образования отдельно по магистралям, проездам, внутриквартальным территориям;
  • • уровень качественного санитарного состояния территорий, объем отходов, подлежащих обработке;
  • • уровень площадей озеленения городских территорий, определяемый соотношением фактически достигнутого и нормативного уровня при обеспечении соответствия требованиям качества зеленых насаждений;
  • • нормативы содержания рекреационных и других зон. Организация благоустройства городских территорий проводится в соответствии с генеральным планом развития города, с учетом его исторических и архитектурных особенностей, а также перспектив развития городских территорий.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие «благоустройство территории»

Статья: Учет расходов на благоустройство территории (Мишанина М.) («Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 5) {КонсультантПлюс}

Понятие «благоустройство территории» появилось в действующем законодательстве сравнительно недавно. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 15.02.2016)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»под благоустройством территории поселения (городского округа) принято понимать комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Утверждение правил благоустройства территории относится к вопросам местного значения. В частности, на муниципальном уровне устанавливаются (пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ):

· требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений;

· перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;

· порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

· порядок организации благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В свою очередь, разработка правил благоустройства территорий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014), в которых закреплено более обобщенное определение благоустройства территорий.

Так, согласно п. 1.5 этих Рекомендаций благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

При этом элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.

К основным видам работ по благоустройству территории относятся:

· уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега;

· ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);

· содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;

· озеленение территории;

· возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.

Нормируемый комплекс элементов благоустройства — необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды.

Нормируемый комплекс элементов благоустройства устанавливается в составе местных норм и правил благоустройства территории органом местного самоуправления.

Объекты благоустройства территории — территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Объекты нормирования благоустройства территории — территории муниципального образования, для которых в нормах и правилах по благоустройству территории устанавливаются: нормируемый комплекс элементов благоустройства, нормы и правила их размещения на данной территории. Такими территориями могут являться: площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой застройки, санитарно-защитные зоны производственной застройки, объекты рекреации, улично-дорожная сеть населенного пункта, технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.

Уборка территорий — вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

2.1 Элементы инженерной подготовки и защиты территории

Элементы инженерной подготовки и защиты территории обеспечивают безопасность и удобство пользования территорией, ее защиту от неблагоприятных явлений природного и техногенного воздействия в связи с новым строительством или реконструкцией. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод.

Задачи организации рельефа при проектировании благоустройства следует определять в зависимости от функционального назначения территории и целей ее преобразования и реконструкции. Организацию рельефа реконструируемой территории, как правило, следует ориентировать на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова, имеющихся зеленых насаждений, условий существующего поверхностного водоотвода, использование вытесняемых фунтов на площадке строительства.

При организации рельефа рекомендуется предусматривать снятие плодородного слоя почвы толщиной 150-200 мм и оборудование места для его временного хранения, а если подтверждено отсутствие в нем сверхнормативного загрязнения любых видов — меры по защите от загрязнения. При проведении подсыпки грунта на территории допускается использовать только минеральные грунты и верхние плодородные слои почвы.

При террасировании рельефа рекомендуется проектировать подпорные стенки и откосы. Максимально допустимые величины углов откосов устанавливаются в зависимости от видов грунтов.

Рекомендуется проводить укрепление откосов. Выбор материала и технологии укрепления зависят от местоположения откоса в городе, предполагаемого уровня механических нагрузок на склон, крутизны склона и формируемой среды.

На территориях зон особо охраняемых природных территорий для укрепления откосов открытых русел водоемов рекомендуется использовать материалы и приемы, сохраняющие естественный вид берегов: габионные конструкции или «матрацы Рено», нетканые синтетические материалы, покрытие типа «соты», одерновку, ряжевые деревянные берегоукрепления, естественный камень, песок, валуны, посадки растений и т.п.

В городской застройке укрепление откосов открытых русел следует вести с использованием материалов и приемов, предотвращающих неорганизованное попадание поверхностного стока в водоем и разрушение берегов в условиях высокого уровня механических нагрузок: формирование набережных с применением подпорных стенок, стеновых блоков, облицовкой плитами и омоноличиванием швов, т.п.

Подпорные стенки следует проектировать с учетом разницы высот сопрягаемых террас. Перепад рельефа менее 0,4 м рекомендуется оформлять бортовым камнем или выкладкой естественного камня. При перепадах рельефа более 0,4 м подпорные стенки рекомендуется проектировать как инженерное сооружение, обеспечивая устойчивость верхней террасы гравитационными (монолитные, из массивной кладки) или свайными (тонкие анкерные, свайные ростверки) видами подпорных стенок.

Следует предусматривать ограждение подпорных стенок и верхних бровок откосов при размещении на них транспортных коммуникаций согласно ГОСТ Р 52289, ГОСТ 26804. Также следует предусматривать ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений, при высоте подпорной стенки более 1,0 м, а откоса — более 2 м. Высоту ограждений рекомендуется устанавливать не менее 0,9 м.

Искусственные элементы рельефа (подпорные стенки, земляные насыпи, выемки), располагаемые вдоль магистральных улиц, могут использоваться в качестве шумозащитных экранов.

При проектировании стока поверхностных вод следует руководствоваться СНиП 2.04.03. При организации стока следует обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев. Проектирование поверхностного водоотвода рекомендуется осуществлять с минимальным объемом земляных работ и предусматривающий сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы.

?????????? ???????? ????????????? ????????? ??????????? ? ???????? ?????????? ?????? ? ??????????. ???????? ????? (??????, ??????) ?? ??? ??? ?? ????? ????????? ??????? ????????? (?????????, ???????? ???????, ?????????? ?????, ??????? ???????????, ???????? ? ??.), ???? ??????? ??????? ????????????? ????????? ? ??????????? ?? ????? ???????. ??????????????о ?????????е ??????

Минимальные и максимальные уклоны следует назначать с учетом неразмывающих скоростей воды, которые принимаются в зависимости от вида покрытия водоотводящих элементов. На участках рельефа, где скорости течения дождевых вод выше максимально допустимых, следует обеспечивать устройство быстротоков (ступенчатых перепадов).

На территориях объектов рекреации водоотводные лотки могут обеспечивать сопряжение покрытия пешеходной коммуникации с газоном, их рекомендуется выполнять из элементов мощения (плоского булыжника, колотой или пиленой брусчатки, каменной плитки и др.), стыки допускается замоноличивать раствором высококачественной глины.

Дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц (таблица 1 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям). На территории населенного пункта не рекомендуется устройство поглощающих колодцев и испарительных площадок.

При обустройстве решеток, перекрывающих водоотводящие лотки на пешеходных коммуникациях, ребра решеток не рекомендуется распологать вдоль направления пешеходного движения, а ширину отверстий между ребрами следует принимать не более 15 мм.

При ширине улицы в красных линиях более 30 м и уклонах более 30%о** расстояние между дождеприемными колодцами рекомендуется устанавливать не более 60 м. В случае превышения указанного расстояния следует обеспечивать устройство спаренных дождеприемных колодцев с решетками значительной пропускной способности. Для улиц, внутриквартальных проездов, дорожек, бульваров, скверов, трассируемых на водоразделах, возможно увеличение расстояния между дождеприемными колодцами в два раза.

При формировании значительного объема стока в пределах внутриквартальных территорий следует предусматривать ввод дождевой канализации в ее границы, что необходимо обосновать расчетом.

2.2 Озеленение

Озеленение — элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.

Основными типами насаждений и озеленения могут являться: массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.). В зависимости от выбора типов насаждений определяется объёмно-пространственная структура *** насаждений и обеспечивается визуально-композиционные и функциональные связи участков озелененных территорий между собой и с застройкой населенного пункта.

На территории муниципального образования могут использоваться два вида озеленения: стационарное — посадка растений в грунт и мобильное — посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т.п.). Стационарное и мобильное озеленение обычно используют для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т.п.) на естественных и искусственных элементах рельефа, крышах (крышное озеленение), фасадах (вертикальное озеленение) зданий и сооружений.

При проектировании озеленения следует учитывать: минимальные расстояния посадок деревьев и кустарников до инженерных сетей, зданий и сооружений, размеры комов, ям и траншей для посадки насаждений (таблица 2 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям). Рекомендуется соблюдать максимальное количество насаждений на различных территориях населенного пункта (таблица 3 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям), ориентировочный процент озеленяемых территорий на участках различного функционального назначения, параметры и требования для сортировки посадочного материала (таблицы 4-9 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям).

Проектирование озеленения и формирование системы зеленых насаждений на территории муниципального образования следует вести с учетом факторов потери (в той или иной степени) способности городских экосистем к саморегуляции. Для обеспечения жизнеспособности насаждений и озеленяемых территорий населенного пункта обычно необходимо:

— производить благоустройство территории в зонах особо охраняемых природных территорий в соответствии с установленными режимами хозяйственной деятельности и величиной нормативно допустимой рекреационной нагрузки (таблицы 10, 11 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

— учитывать степень техногенных нагрузок от прилегающих территорий;

— осуществлять для посадок подбор адаптированных пород посадочного материала с учетом характеристик их устойчивости к воздействию антропогенных факторов.

На территории муниципального образования следует проводить исследования состава почвы (грунтов) на физико-химическую, санитарно-эпидемиологическую и радиологическую безопасность, предусматривать ее рекультивацию в случае превышения допустимых параметров загрязнения. При проектировании озеленения на территориях с почвенным покровом, нарушенным антропогенной деятельностью, рекомендуется учитывать Приложение № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.2.7. При озеленении территории общественных пространств и объектов рекреации, в том числе с использованием крышного и вертикального озеленения, следует предусматривать устройство газонов, автоматических систем полива и орошения (таблица 10 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям), цветочное оформление (таблица 4 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям). Обязательное цветочное оформление следует вводить только при условии комплексной оценки территории конкретного объекта с учетом его местоположения, рекреационной нагрузки, наличия иных близлежащих объектов озеленения и цветочного оформления. На территориях с большой площадью замощенных поверхностей, высокой плотностью застройки и подземных коммуникаций других административных округов для целей озеленения следует использовать отмостки зданий, поверхности фасадов и крыш, мобильное озеленение.

При посадке деревьев в зонах действия теплотрасс рекомендуется учитывать фактор прогревания почвы в обе стороны от оси теплотрассы на расстояние: интенсивного прогревания — до 2 м, среднего — 2-6 м, слабого — 6-10 м. У теплотрасс не рекомендуется размещать: липу, клен, сирень, жимолость — ближе 2 м, тополь, боярышник, кизильник, дерен, лиственницу, березу — ближе 3-4 м.

При воздействии неблагоприятных техногенных и климатических факторов на различные территории населенного пункта рекомендуется формировать защитные насаждения; при воздействии нескольких факторов рекомендуется выбирать ведущий по интенсивности и (или) наиболее значимый для функционального назначения территории.

Для защиты от ветра рекомендуется использовать зеленые насаждения ажурной конструкции с вертикальной сомкнутостью полога 60-70%.

Шумозащитные насаждения рекомендуется проектировать в виде однорядных или многорядных рядовых посадок не ниже 7 м, обеспечивая в ряду расстояния между стволами взрослых деревьев 8-10 м (с широкой кроной), 5-6 м (со средней кроной), 3-4 м (с узкой кроной), подкроновое пространство следует заполнять рядами кустарника. Ожидаемый уровень снижения шума указан в таблице 7 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

В условиях высокого уровня загрязнения воздуха рекомендуется формировать многорядные древесно-кустарниковые посадки: при хорошем режиме проветривания — закрытого типа (смыкание крон), при плохом режиме проветривания — открытого, фильтрующего типа (не смыкание крон).

Размещено на Allbest.ru

Все этапы благоустройства территории

Благоустройство территории – это совокупность мероприятий, которые призваны сформировать на участке комфортную и привлекательную среду для деятельности человека.

Благоустройство включает в себя работы по преобразованию участка с целью улучшения его функциональности, экологического состояния и внешнего вида.

Создание общей композиции на осваиваемом участке территории осуществляется с использованием мероприятий по благоустройству и озеленению.

Озеленение – это совокупность работ, производимых с использованием различных растений для придания ландшафтным объектам эстетического вида.

Благоустройство включает в себя работы по преобразованию участка с целью улучшения его функциональности

Этапы благоустройства территории

  • Исследование особенностей земельного участка. Изучение рельефа, грунта. Составление проекта.
  • Работы с рельефом местности, засыпка ям, устройство дренажа и коммуникаций, выкопка водоемов, зонирование территории.
  • Прокладка сети дорог и тропинок, мощение, освещение территории, улучшение плодородия почвы.
  • Работы по озеленению.
  • Установка скамеек, скульптур, беседок и других малых архитектурных форм.

Благоустройство городов

Благоустройство территории городов напрямую связано с градостроительством и представляет собой его неотъемлемую часть. Оно состоит из мероприятий по транспортному обслуживанию людей, улучшению санитарных условий жилых зданий, освещению, а также оснащению территорий и озеленения. Непременно учитывается действующий СНиП III 10-75 и используется утвержденный план.

Правила благоустройства территории осуществляются согласно Федеральному закону «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131 — Ф3.

Правила благоустройства территории осуществляются согласно Федеральному закону

В благоустройстве придомовых территорий значительную роль играют ТОС (ТОС — территориальные органы самоуправления), взаимодействуя с предприятиями ЖКХ и различными организациями. ТОС реализовывают всевозможные проекты, привлекая внимание граждан к проблемам благоустройства.

Основными направлениями в городском благоустройстве являются:

  • Развитие территории, включающее в себя строительство различных объектов муниципального образования.
  • Непосредственно эксплуатация, которая включает в себя ремонт и содержание этих объектов.

За всеми процессами, происходящими в данной сфере, наблюдает специально созданная инспекция по контролю за благоустройством городских территорий.

Благоустройство территории муниципального образования должно заключать в себе ряд мер по созданию комфортных и здоровых условий жизни населения. Оно предполагает :

  • подготовку территории, план;
  • строительство дорог и развитие транспортного сообщения;
  • прокладку водо- и электроснабжения, канализации;
  • озеленение, улучшение санитарной климатической обстановки;
  • охрану и очистку водоемов и земельных участков;
  • принятие мер по снижению шума.

Благоустроенная околодомовская территория

Благоустройство придомовой территории

Придомовая территория включает в себя участок возле дома и различные объекты возле него (проезды к дому, детские и спортивные площадки, стоянки для автомобилей, дорожки и элементы озеленения). Все это должно представлять ансамбль, гармонично вписывающийся в окружающее пространство, и соответствовать СНиП III 10-75.

Придомовое пространство служит переходным этапом от квартиры к окружающей территории. Оно может оформляться разнообразными клумбами и цветниками (в том числе и своими руками), газонами и декоративными насаждениями, содержать скамьи и беседки для отдыха.

Чем шире придомовая территория, тем больше возможностей интересно и многофункционально ее использовать. Она может иметь размеры до 10-15 метров.

Проект придомовых территорий производится согласно санитарным требованиям и пожарным нормам.

Также необходимо учитывать нужды пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Зеленные насаждения у жилого дома

Право собственности

Собственниками территории, прилежащей к многоквартирному дому, являются жильцы этого дома (статья 36 ЖК России).

Отправив в Росреестр соответствующий запрос, можно получить информацию, которую содержит кадастровый паспорт данной территории.

Собрание собственников вправе определить проведение мероприятий по благоустройству собственного двора, а также рассмотреть варианты использования этого участка, например, аренду.

Возможно установление ограды вокруг территории только в том случае, если она не препятствует свободному доступу к самому дому, въезду машин экстренных служб, прокладке и обслуживанию коммуникаций и не ущемляет интересов жильцов соседних домов.

Основные функции придомовой полосы

  • экологическая;
  • защитная;
  • эстетическая.

Устройство придомовой территории прежде всего должно начинаться с уборки мусора и дальнейшего поддержания чистоты.

Благоустройством городских территорий занимаются специализированные компании, хотя жильцы домов при желании могут сделать это своими руками.

Вход в жилой дом

Для оформления фасадной части зданий часто используется вертикальное озеленение, устанавливаются светильники, скамейки, контейнеры с растениями. Разбиваются небольшие клумбы, высаживаются низкорослые деревья или декоративные кустарники. Часто люди, проживающие в доме, делают это своими руками.

План дома

Устройство дорожек

Устройство дорожек можно разделить на 3 основных этапа:

  • проектирование. Составляя проект, важно учитывать стиль оформляемой территории, а также СНиП III 10-75. При использовании пейзажного стиля дорожки не должны иметь прямых линий и острых углов. И наоборот, — если территория выполняется в регулярном стиле, то наличие плавных изгибов не предусматривается;
  • подготовка грунта и ложа для создания дорожек;
  • выбор материала для дорожек.

При создании дорожек часто используются асфальт, бетон, различные виды тротуарной плитки, гравийное покрытие и т. п.

Детские площадки

Для детей различных возрастных групп сооружаются отдельные площадки, разделенные между собой посадками из кустарников и изолированные от проездов транспорта.

Растения для детских площадок подбираются наиболее скрупулезно, исключая ядовитые и колючие экземпляры.

Площадки для спорта

Спортивная площадка

Спортивные площадки необходимо располагать на значительном расстоянии от окон жилых знаний, согласно СНиП III-10-75, не менее 15 метров. Необходимо учитывать необходимость проветривания и обеспечение хорошей освещенности, но в то же время и предусмотреть насаждения, защищающие от палящего солнца. Обязательное наличие шумоизоляции.

При оформлении спортивных площадок зелеными насаждениями лучше избегать растений ярких, с пестрой листвой, засоряющих территорию своими семенами и опадающими листьями.

Хозяйственные площадки

К хозяйственным площадкам можно отнести площадки для мусорных баков, места, где сушится белье, выбиваются ковры и т. п. Подобные площадки необходимо изолировать от мест отдыха и детских площадок, высаживая деревья, кустарники или используя элементы вертикального озеленения.

Зеленые насаждения

Зеленые насаждения должны сочетаться с основной стилистикой территории, органично вписываться в ландшафт и рельеф местности, быть адаптированными к условиям произрастания: к газам (для городских условий и насаждений, расположенных вблизи автомобильных трасс), обладать морозостойкостью (для зон с холодным климатом), жаро- и засухоустойчивостью (для местностей с жарким или засушливым климатом).

Насаждения должны высаживаться с учетом грамотного использования пространства. Они не должны мешать использованию основных элементов благоустройства, а лишь эффектно и ненавязчиво дополнять их.

Настил газона

В качестве зеленых насаждений при благоустройстве территорий около жилых домов часто используются газоны, различные цветники и клумбы.

Газон

Газон – выровненная площадка, засеянная специальными злаками.

Устройство газона во дворе положительно сказывается на микроклимате пространства, а приятная зелень действует успокоительно и снимает стресс.

Устройство газона – дело достаточно трудоемкое. Поскольку он закладывается на длительный срок существования, то предполагает тщательное выполнение всех правил и нюансов его создания, включая план. Но тем не менее, осуществить это своими руками вполне реально.

Использование рулонного газона способно значительно облегчить труды по его созданию.

Разбивая газон, необходимо учитывать, насколько сильно он будет подвергаться вытаптыванию. Исходя из этого подбираются соответствующие травосмеси.

Цветник

Осуществив проект высадки основных древесных насаждений, можно приступить к организации цветника. Желательно также составить план. Многие жильцы предпочитают создавать интересные клумбы своими руками.

Составив проект цветника, необходимо выбрать для него подходящую площадку, желательно достаточно освещенную.

Подбор растений может быть очень разнообразным, но главное – необходимо обеспечить непрерывное цветение в течение всего лета.

Цветник у жилого дома

Благоустройство территории вокруг частного дома

В отличие от жильцов многоквартирных домов, владельцы частного дома могут распоряжаться пространством по собственному усмотрению.

  • На начальном этапе нужно избавиться от мусора, оставшегося после постройки частного дома.
  • Необходим план предстоящих действий, чтобы грамотно осуществить проект благоустройства.
  • Устройство необходимых коммуникаций.
  • Въезд на участок должен быть тщательно спланирован, в том числе с учетом парковки автомобилей возможных гостей.
  • Также необходим план разметки дорожек для передвижения по участку и доступа к постройкам.
  • Разбивка участка на отдельные функциональные зоны.
  • Устройство клумб, миксбордеров. Высадка деревьев и кустарников.
  • Осуществить проект по благоустройству территории частного дома хозяева могут своими руками, или же воспользовавшись услугами специализированных фирм.

Коды ОКВЭД

Согласно ОКВЭД, (ОКВЭД – общероссийский классификатор кодов экономической деятельности), при организации частного предприятия для благоустройства придомовых территорий, подразумевающего посадку деревьев и кустарников, газонов и разбивку цветников, а также для осуществления мощения дорожек, используют коды ОКВЭД : 01.41.2, 45.23.1.

Ландшафтное благоустройство – ОКВЭД 81.30.

Архитектурное проектирование и ландшафтный дизайн – ОКВЭД 71.11.

С. Диана

КонсультантПлюс:Форумы

«Бюджетный учет», 2007, N 5
РЕМОНТ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, РЕКОНСТРУКЦИЯ: НАЙДЕМ ОТЛИЧИЯ

Ремонт
По мнению сотрудников финансового ведомства, определять виды ремонта (текущий, капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения в рамках системы планово-предупредительных ремонтов (Письмо Минфина России от 14 января 2004 г. N 16-00-14/10). Специалисты учреждения должны разработать соответствующий внутренний нормативный документ (положение) и указать в нем, что будет считаться капитальным ремонтом, а что текущим. Но в любом случае документ следует оформить так, чтобы он соответствовал законодательно закрепленному положению о системе технического обслуживания и ремонта основных средств по отраслям. Для федеральных судов — это Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 июня 2005 г. N 64; для автомобильного транспорта — Положение Минавтотранса РСФСР от 20 сентября 1984 г.; для торгово-технологического оборудования — Приказ Министерства торговли СССР от 3 октября 1980 г. N 264; для производственных зданий и сооружений — Постановление Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279. Также полезно будет ознакомиться и с Постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. N 123.
На основании вышеуказанных документов можно сделать вывод, что к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства (например, посторонний свист может стать поводом для замены ремня в автомобиле). При этом объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются. Также текущим ремонтом являются работы по систематическому и своевременному предохранению ОС от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий.
Цель капремонта — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта, устранение неисправностей, поддержание основного средства в рабочем состоянии. В данном случае заменяют изношенные или менее экономичные конструкции и детали. Если основные технико-экономические показатели остаются неизменными, то речь идет о капитальном ремонте (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2006 г. N Ф04-675/2006(20077-А46-33), совместное Письмо Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСУ СССР N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14 от 8 мая 1984 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *