Аванс 44 ФЗ

>Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году

Содержание

Авансирование государственного контракта по 44-ФЗ

Самим законом это не регулируется. Про закупки с авансированием 44-ФЗ говорит, что:

  • авансовые платежи по 44-ФЗ в 2019 году нужно прописать в плане-графике и госконтракте (п. 2 ч. 3 ст. 21, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ);
  • размер обеспечения госконтракта равен авансу по контракту по 44-ФЗ, в том числе в случае, когда предоплата превышает 30%.

Предоплата по 44-ФЗ подпадает под регулирование ГК РФ, в котором:

  • установлена возможность выплаты аванса при покупке товаров (ст. 487);
  • предусмотрено, что исполнитель работ может требовать аванс только при наличии такого условия в договоре (ст. 711);
  • прописано, что оплата представленных услуг производится в соответствии с условиями договора.

Оплата аванса происходит в том случае, когда заказчик считает необходимым установить предоплату. Выплата предоплаты по договору по 44-ФЗ происходит только в том случае, когда условие о наличии аванса было прописано в плане-графике, а в госконтракте установлено обеспечение его выполнения в размере предоплаты.

Новые правила авансирования по госконтрактам
С 1 октября заказчики применяют новые правила авансирования по этапам контракта. Читайте, как правильно прописать аванс в контракте.

Читать про изменения

Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году — федеральный бюджет

Для бюджетных учреждений урегулировано ПП от 09.12.2017 № 1496. Возможный размер аванса по контракту по 44-ФЗ установлен в п. 18 указанного ПП.

Аванс по 44-ФЗ в 2019 году — таблица:

Размер (% от НМЦК)

Предмет госконтракта

до 30

Производство работ по строительству и капремонту зданий и сооружений, находящихся в собственности РФ. Если стоимость работ превышает 600 млн. руб., заказчик вправе произвести повторное авансирование после выполнения подрядчиком уже проавансированных работ. Общий размер авансирования не может превышать 70 % суммы контракта.

30 — 80

Производство научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение при наличии казначейского сопровождения предоплаты по контракту по 44-ФЗ.

30 — 90

Производство других работ при включении в госконтракт условия о казначейском сопровождении

до 30

Производство работ по строительству и реконструкции зданий и сооружений, находящихся в собственности РФ при стоимости договора свыше 600 млн. рублей. При производстве проавансированных работ возможна последующая выплата предоплаты по 44-ФЗ в 2019 году до 70%

до 100

Приобретение услуг связи, оформление подписки на газеты и журналы, проведение экспертизы проектной документации, покупка ж/д и авиабилетов и т.п.

Авансирование контракта по 44-ФЗ в 2019 году для федеральных заказчиков запрещено при покупке товаров, включенных в список, утвержденный распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21-р. В него вошли папки из бумаги и картона, ковровые изделия, компьютеры легче 10 кг и прочее.

Как предусмотреть аванс при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В проекте контракта или договора пропишите размер и порядок авансирования. Размер предоплаты для заказчиков по Закону № 44-ФЗ ограничен правовыми актами Правительства, региональной или муниципальной власти. Заказчики по Закону № 223-ФЗ выплачивают аванс на свое усмотрение. Исключение – бюджетные и автономные учреждения.
Читайте, какие правила авансирования применять при закупках и за какие условия контролеры оштрафуют.

Читать подробности

Аванс по государственному контракту по 44-ФЗ для региональных заказчиков

Предоплата по контракту по 44-ФЗ с единственным поставщиком и с исполнителями контракта, определенными с помощью с торгов для получателей средств региональных бюджетов устанавливается областными, краевыми законами.

Например, заказчики Оренбургской области (п. 8 Постановления правительства области от 29.12.2018 № 905-п) могут устанавливать 100-процентную предоплату на покупку печатных изданий, на проведение спортивных и культурных мероприятий на оплату командировочных и т. д. А также:

  • до 30% по госконтрактам на содержание автодорог, строительство и капремонт зданий и сооружений, находящихся в собственности области;
  • до 50% аванс по 44-ФЗ в 2019 году с единственным поставщиком при закупке работ, товаров, услуг, поставляемых учреждением уголовно-исполнительной системы;
  • до 30%, но не более 30% лимитов по другим госконтрактам.

Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году для муниципальных заказчиков

Предоплата по муниципальному контракту по 44-ФЗ устанавливается учредителями этих госзаказчиков. Как правило, местными нормативными актами устанавливается возможность устанавливать 100-процентный аванс по 44-ФЗ з в 2019 году для муниципальных бюджетных учреждений на покупку определенных товаров и услуг.

Так, постановлением администрации МО «Камышловский муниципальный район» (Свердловская область) от 17.01.2019 № 6-ПА разрешено закупать со 100-процентной предоплатой по 44-ФЗ бюджетным учреждениям муниципалитета:

  • работы, товары, услуги до 100 тысяч рублей;
  • полисы ОСАГО;
  • услуги по повышению квалификации/переподготовке кадров и т.д.

Аванс по 44-ФЗ в 2019 году для бюджетных учреждений этого муниципалитета в других случаях может составлять до 30% от суммы договора, но не более 30% от лимитов бюджетных обязательств.

До недавнего времени законодательство РФ не ограничивало бюджетные учреждения в размерах авансовых платежей, устанавливаемых ими в контрактах (договорах) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров. В контракте (договоре) мог быть прописан любой размер авансовых платежей (20, 30, 50, 80, 100%). После вступления в силу Постановления № 266 ситуация изменилась. О размерах авансовых платежей, которые бюджетные учреждения обязаны предусмотреть в заключаемых ими контрактах (договорах), расскажем в данном материале.

Постановление № 226 дополнило Постановление № 1456 пунктом 36 (1) следующего содержания: органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных в соответствии с пунктом 36 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Пункт 36 Постановления № 1456 устанавливает размеры авансовых платежей, которые обязаны предусмотреть получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Пункт 36 (1) Постановления № 1456 не содержит указания на то, следует ли бюджетному учреждению применять положения п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов), оплата которых будет производиться за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Из дословного прочтения п. 36 (1) Постановления № 1456 следует, что данное требование касается всех договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, работ, услуг вне зависимости от источника получения денежных средств. Возможно органы исполнительной власти, выполняющие функции учреждения, доводя до своих подведомственных учреждений информацию об обязательном применении ими после 20 апреля 2016 года положений п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов) укажут, что в отношении средств, получаемых учреждением от оказания платных услуг, работ, данные ограничения не применяются.

Размеры авансовых платежей

В соответствии с нормами п. 36 Постановления № 1456 учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах.

Размер аванса Предмет договора
С последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных платежей
До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* По договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ
Свыше 30 и до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* По договорам (контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (контракты) (за исключением договоров (контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика
До 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* По договорам (государственным контрактам):

– об оказании услуг связи;

– о подписке на печатные издания и об их приобретении;

– об обучении на курсах повышения квалификации;

– о прохождении профессиональной переподготовки;

– об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

– о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

– о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

– о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение.

По договорам ОСАГО, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), о проведении лечения граждан РФ

за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров

Размер аванса Стоимость договора
По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ
До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* По договорам, стоимость которых не превышает 600 млн руб.
До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта)) По договорам, стоимость которых превышает 600 млн руб.

*
Бюджетным учреждениям лимиты бюджетных обязательств не доводятся. Орган исполнительной власти, выполняющий полномочия и функции учредителя, должен для подведомственных ему учреждений определить особенности установления размера авансовых платежей.

Кроме того, п. 36 Постановления № 1456 был дополнен следующим положением (п. 7 Постановления № 266): получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (государственного контракта). Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р. Заметим, что данное требование не распространяется на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Минфин в Письме от 22.04.2016 № 02‑04‑07/23553 обращает внимание на то, что если условиями договора (государственного контракта) предусмотрены этапы (периоды) поставки товара (оказания услуги), при этом срок первой поставки товара (оказания услуги) не превышает 30 дней со дня заключения указанного договора (государственного контракта), то включение в такие договоры (государственные контракты) положения об авансировании соответствует требованиям п. 36 Постановления № 1456.

Положения, введенные п. 7 Постановления № 266 в п. 36 Постановления № 1456, не распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до дня вступления в силу Постановления № 266 (п. 2 Постановления № 266).

* * *

В заключение обобщим все сказанное выше. Исходя из дословного прочтения норм постановлений № 266 и 1456 (в редакции, действующей после 20 апреля 2016 года) действия бюджетных учреждений должны быть следующими:

1. В случае доведения до учреждения информации от учредителя, касающейся установления размера авансовых платежей по заключаемым договорам (контрактам), учреждение прописывает в договорах (контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых после 20 апреля 2016 года, размеры авансовых платежей в соответствии с разъяснениями, предоставленными учредителем, и требованиями п. 36 Постановления № 1456;

2. В случае отсутствия информации от учредителя в отношении применения положений п. 36 (1) и 36 Постановления № 1456 учреждения по закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены после вступления в силу Постановления № 266 (после 20 апреля), прописывают в договорах (контрактах) (проектах договоров, контрактов) размеры авансовых платежей, установленные п. 36 Постановления № 1456, вне зависимости от источника оплаты средств по договору с учетом следующих особенностей:

  • по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р, авансовые платежи не предусматриваются, если срок поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта);
  • авансовые платежи в размере 100% предусматриваются по тем договорам (контрактам), которые указаны в абз. 5 п. 36 Постановления № 266;
  • авансовые платежи в размере от 30% до 80% стоимости договора (контракта), предметом которого является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции;
  • авансовые платежи в размере, не превышающем 30% стоимости договора (контракта), устанавливаются во всех остальных случаях (за исключением договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности РФ предусматриваются размеры авансов:

  • до 30% стоимости договора (контракта), если цена договора (контракта) менее 600 млн руб.;
  • до 30% суммы договора (контракта) с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта), если цена договора (контракта) превышает 600 млн руб.)

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456».

Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Новые правила по авансу на 2020 год

Скачать законопроект об изменении ст. 34 44-ФЗ

Скачать законопроект об изменении ст. 72 БК

Скачать распоряжение правительства № 21-р от 16.01.2018 в актуальной редакции от 30.09.2019

Скачать постановление правительства № 1496 от 09.12.2017 с изменениями от 09.11.2019

Новые правила для аванса в контрактах по 44-ФЗ на 2020 год

Минпромторг опубликовал на сайте проектов нормативных актов проект Федерального закона, который изменяет ст. 34 44-ФЗ об условиях контрактов. Этот проект предусматривает включение в контракт условия о размере аванса по 44 ФЗ в 2020 году не менее ‎50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) в обязательном порядке, если закупают ‎у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, российской радиоэлектронной продукции, в отношении которой по ст. 14 44-ФЗ установлены правила национального режима (запрет, ограничения или условия допуска). Планируется, что изменения вступят в силу с апреля 2020 года.

Для реализации инициативы об авансировании по 44 ФЗ в 2020 году предприятий ОПК в закупках радиоэлектронной продукции с января следующего года изменят ст. 72 Бюджетного кодекса. Такой законопроект опубликовал Минпромторг на той же платформе.

Действующее законодательство об авансе

По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки.

На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате исполняют в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.

Аванс в законе о контрактной системе

Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Есть закупки, где размер превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если он принял решение об авансе, вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты признают нарушением.

ВАЖНО! С 01.10.2019 вступило в силу изменение в ст. 42 44-ФЗ. Добавили п. 12, который предписывает заказчику прописывать сведения об авансировании в извещении о проведении закупки. С 31.07.2019 отпала необходимость готовить извещение о проведении закупки у единственного поставщика, поэтому предоплата по 44 ФЗ с единственным поставщиком в ЕИС не отображается.

Как прописать

Вот инструкция, как прописать аванс в контракте по 44 ФЗ:

  1. Не устанавливайте минимально возможную или предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера.
  2. Не согласовывайте требования с целями расходования аванса, если этого нет в законодательстве. Подобные условия свидетельствуют о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и становятся основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Это прописано в письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015, решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015.

А вот примеры формулировок:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Плюсы и минусы

Решение проводить тендеры с авансом имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Аванс для поставщика — это реальная возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель закупает сопутствующие расходные материалы и оплачивает желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик получит предоплату 100 процентов бюджетного учреждения в 2020 году, но не выполнит предусмотренные договором обязанности. В этом случае размер выплаты влияет на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Ограничения при определении размера аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496 о положении об исполнении бюджета. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях по контрактам:

1. На поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ — не больше 30% от суммы контракта.

2. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на импортозамещение технологической продукции, — от 30% до 80% суммы контракта. В этом случае соблюдают такие условия:

  • контракт (кроме соглашений с банковским сопровождением) предусматривает условие о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству;
  • до проведения определения поставщика конкурентными способами или закупки у единственного поставщика от Минпромторга получили подтверждение о соответствии этого контракта целям импортозамещения технологической продукции.

3. Если включили в них и в контракты (договоры), которые заключены в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству, — от 30% до 90% суммы контракта (кроме указанных в абз. 3 пп. «а» п. 18 ПП № 1496).

При согласовании выплаты аванса на основании пп. «а» п. 18 постановления № 1496 заказчик обязан предусмотреть в контракте условие о том, что размер последующей оплаты по контракту не должен превышать:

  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и суммой, рассчитанной в порядке по абз. 1 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 (для госконтракта, который исполняется поэтапно, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Сумму фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) подтверждают в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Этот порядок утвердил Минфин в приказе № 213н от 17.11.2016.

4. На выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ на сумму более 600 млн руб. устанавливают как максимум предоплату 30 процентов по договору 44-ФЗ от суммы такой сделки. В контракте прописывают условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств по приказу Минфина № 213н. Еще одно условие — общая сумма предоплаты не превышает 70% суммы контракта. Это указано в пп. «б» п. 18 ПП № 1496.

А в пп. «в» п. 18 постановления правительства № 1496 указано, в каких случаях возможна 100 предоплата по договору по 44 ФЗ, — на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание гостиничных услуг по месту командирования и др. Это не весь перечень объектов закупок, по которому устанавливают аванс 100 процентов по 44-ФЗ. Если хотите прописать полную предоплату, проверьте п. 18 ПП № 1496.

Когда не предусматривают аванс

В ч. 13 ст. 37 44-ФЗ указано, что не выплачивают аванс участнику, к которому применили антидемпинговые меры. Даже если его изначально предусмотрели в закупочной документации.

Если госконтрактом исполняется поэтапно, то в отдельных случаях, которые прописаны в п. 19 постановления правительства № 1496, не предусматривают выплату аванса на последнем этапе.

Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (распоряжение правительства от 16.01.2018 № 21-р).

Среди прочего в перечень входят:

  • белье, одежда;
  • бумага для печати, канцелярские принадлежности;
  • компьютеры, телефонное оборудование;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

30.09.2019 вступило в силу распоряжение правительства № 2259-р от 30.09.2019, которые изменило распоряжение № 21-р. Новые правила прописали для авансов в закупках портативных компьютеров массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника по коду ОКПД2 26.20.11.

Теперь авансирование предусматривают в госзакупках планшетных компьютеров, которые закупаются на основании госконтрактов Росстата для проведения Всероссийской переписи населения 2020 года.

Новые ограничения по авансовым платежам, госзакупкам, субсидиям и материальному стимулированию работников для бюджетных и автономных учреждений

А. Гусев

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2016

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 266.

Ежегодно Правительством РФ утверждается постановление о мерах по реализации закона о федеральном бюджете. В этом году издано Постановление РФ от 28.12.2015 № 1456.

В целях реализации федеральных законов о федеральном бюджете Правительством РФ ежегодно утверждается постановление о мерах по реализации данного федерального законодательства. Так, в этом году Правительством РФ утверждено Постановление от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Постановление № 1456). Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 (далее – Постановление № 266) в указанное постановление внесен ряд важных изменений, о которых мы и расскажем в статье. Необходимо отметить, что Постановление № 266 вступило в силу 20.04.2016.

Ограничение размера авансовых платежей для бюджетных и автономных учреждений

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, аудита и контроля.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности и объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов этой приемки.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов.

Размеры авансовых платежей ежегодно устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время они определены Постановлением № 1456.

Согласно п. 26 названного постановления получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи:

I. По договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не определено законодательством РФ (пп. «б» п. 36 Постановления № 1456):

  • на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
  • на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования – не более 70% суммы договора (государственного контракта)).

Необходимо отметить, что положения данного пункта распространяются только на договоры строительства, реконструкции и капитального ремонта. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя. Напомним: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

II. При заключении договоров (государственных контрактов) других типов получатели средств федерального бюджета могут предусматривать авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и 100% стоимости договора. При этом:

1. Авансовый платеж в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):

  • об оказании услуг связи;
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
  • о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовом обеспечении строительства данных объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;
  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • об аренде индивидуального сейфа (банковской ячейки);
  • о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями;
  • о проведении мероприятий по тушению пожаров.

Необходимо отметить, что перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100% предоплата, является закрытым.

2. Авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам):

  • на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (государственные контракты) (кроме договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению согласно законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии данного договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • при осуществлении закупки у единственного поставщика.

3. Авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, возможны по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено п. 36 Постановления № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

При заключении договора (контракта), в котором предусмотрены размеры авансовых платежей (30%, от 30 до 80%), в договоре (контракте) должно быть прописано условие о том, что последующая оплата денежных обязательств, возникающих по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, производится после подтверждения установленных указанным договором (государственным контрактом) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа.

Стоит напомнить, что согласно ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) являются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку ни бюджетное, ни автономное учреждение спорта не считается получателем бюджетных средств, положения Постановления № 1456 на них не распространяются. Таким образом, указанные учреждения федерального подчинения вправе самостоятельно определять размер авансовых платежей.

В целях обеспечения сокращения расходов федерального бюджета, связанных с осуществлением деятельности федеральными бюджетными и автономными учреждениями, в Постановлении № 266предлагается распространить ограничения, установленные бюджетным законодательством РФ, в том числе Постановлением № 1456, для определения размера авансовых платежей в договорах (государственных контрактах), заключаемых получателями средств федерального бюджета, на договоры (контракты), заключаемые федеральными бюджетными и автономными учреждениями.

В силу введенного Постановлением № 266 п. 36.1 учредители федеральных бюджетных и автономных учреждений обязаны обеспечить внесение указанными учреждениями при заключении ими контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем размеры выплаты авансовых платежей, установленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ для получателя средств федерального бюджета. Таким образом, в 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения при установлении авансовых платежей обязаны руководствоваться нормами Постановления № 1456.

Отметим отдельно, что учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения обязаны руководствоваться нормативными документами, изданными соответствующими органами власти.

Пунктом 7 Постановления № 266 положения п. 36 Постановления № 1456 дополнены запретом на включение в контракт условия об авансовых платежах в отношении закупок товаров или услуг, входящих в перечень, который будет утвержден распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта). При этом указанный запрет не будет распространяться на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, а также на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 20.04.2016 (п. 2 Постановления № 266).

Закупки товаров, работ и услуг в 2016 году

Постановление № 1456 дополнено новым п. 11.1, в силу которого принятие получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг (кроме осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа) и подлежащих исполнению в 2016 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств после 30.09.2016, допускается только на основании решений Правительства РФ, а также в отношении следующих закупок:

  • извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 30.09.2016;
  • осуществляемых согласно п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и информация по которым включена план-график закупок;
  • товаров, работ, услуг в размере, не превышающем 10% суммы не использованных по состоянию на 30.09.2016 лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Информация о таких закупках должна быть предоставлена получателями средств федерального бюджета до 05.10.2016 в территориальные органы Федерального казначейства.

В свою очередь, главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 05.10.2016 представляют в Минфин информацию о решениях Президента РФ и Правительства РФ о проведении закупок для доведения указанной информации до Федерального казначейства и последующего ее направления в его территориальные органы.

Территориальные органы Федерального казначейства не позднее 03.10.2016 в порядке, установленном Минфином, приостанавливают операции по постановке на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, принятых после 30.09.2016. После получения вышеуказанной информации от получателей бюджетных средств и главных распорядителей средств федерального бюджета будет осуществляться отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств и отменяться приостановление операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств.

Субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты

В целях обеспечения контроля использования средств федерального бюджета на предоставление субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ, субсидий федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на иные цели, субсидий федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации Постановлением № 266предусматривается заключение соглашений (договоров) о предоставлении указанных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в электронном виде с последующим автоматическим (без участия человека) внесением информации по таким соглашениям (договорам) в единый реестр соглашений (договоров).

При этом заключение соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в электронном виде позволит значительно сократить операционные расходы главных распорядителей средств федерального бюджета и получателей указанных средств на заключение таких соглашений (договоров) путем снижения трудозатрат их работников, повышения скорости документооборота, снижения затрат на обмен бумажными документами, отсутствия необходимости направления в Федеральное казначейство информации, в том числе на бумажном носителе, для внесения в реестр соглашений (договоров).

В случае отсутствия по состоянию на 15.08.2016 заключенных соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление субсидий, и высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ Федеральное казначейство приостанавливает операции на лицевых счетах главных распорядителей средств федерального бюджета по доведению лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, по постановке на учет соответствующих бюджетных обязательств не только на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, но и на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя средств федерального бюджета.

Также следует отметить, что в целях недопущения необоснованного возврата остатков не использованных по состоянию на 01.01.2016 межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов РФ Постановлением № 266закрепляются обязательные условия, при соблюдении которых в 2016 году может быть принято решение о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в 2015 году. В силу ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий устанавливаются по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в соответствии с договором (соглашением) о предоставлении субсидии, заключенным между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением (п. 32 Постановления № 1456).

В силу внесенных изменений в указанном договоре (соглашении) должны устанавливаться объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, права, обязанности и ответственность сторон данного договора.

При этом, если федеральное бюджетное или автономное учреждение осуществляет функции и полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, объем и периодичность перечисления субсидии из федерального бюджета в течение финансового года, порядок взаимодействия структурных подразделений указанного учреждения при предоставлении субсидий на иные цели должны быть установлены в правовом акте данного учреждения без заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии.

Ограничения по материальному стимулированию работников

Постановлением № 266 в Постановление № 1456 включен новый п. 37.1, вводящий запрет на использование в текущем финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10% утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Указанная мера предлагается в целях устранения имеющейся диспропорции в уровне оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, поскольку в настоящее время уровень оплаты труда названных работников в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти. Кроме того, положение об установлении «запрета для направления средств вакантного фонда» на материальное стимулирование государственных гражданских служащих введено в целях стимулирования замещения вакантных должностей для снижения нагрузки на одного гражданского служащего и в конечном итоге должно оказать положительное влияние на качество выполнения функций федерального органа исполнительной власти.

Также предполагается запрет на увеличение в 2016 году утвержденных в определенном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на другие цели, если иное не установлено федеральными законами.

* * *

В заключение выделим основные изменения, внесенные Постановлением № 266:

  • на бюджетные и автономные учреждения теперь распространяются ограничения по включению в контракт условия об авансовых платежах, предусмотренные п. 36 Постановления № 1456;
  • значительно ограничиваются закупки товаров, работ или услуг, которые можно осуществлять до 30.09.2016;
  • установлены требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели;
  • введены ограничения по материальному стимулированию федеральных государственных служащих.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Авансовые платежи или предоплата по 44-ФЗ в 2019 году для бюджетников

Мы рассказываем, какую предоплату можно установить в государственных или муниципальных контрактах при осуществлении закупок по 44-ФЗ, какими документами она регламентируется, как отражается в бухучете.

Все изменения для бухгалтера с 1 января 2020 года: справочная таблицаСкачайте и подготовьтесь к изменениям заранееВсе изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникВсе изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникПоследние новости о зарплате бюджетниковКогда проиндексируют зарплату бюджетников

Общие положения о предоплате

ГК РФ содержит определение предварительной оплаты (аванса) в ст. 487. Это обязательство покупателя оплатить стоимость товара или услуги до даты поставки или исполнения. Предоплата может быть полной или частичной, ее размер и срок перечисления должны быть определены в договоре. Согласно ст. 328 ГК РФ, поставщик, не получивший аванс, имеет право на следующие действия:

  • приостановить исполнение своих обязательств;
  • расторгнуть договор;
  • направить покупателю претензию с требованием возместить ущерб.

Эти положения применяются в том случае, если в договоре нет других указаний. Предоплата не является обязательным условием контракта, она может применяться, если обе стороны приняли решение о необходимости авансирования и зафиксировали это в договоре. Только в этом случае поставщик получает право требовать аванс.

Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году

Сам закон о контрактной системе в сфере госзакупок не содержит требований к предоплате в бюджетных учреждениях в 2019 году, кроме того, что сведения об авансах должны обязательно быть указаны в планах-графиках.

Порядок авансирования контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ, расписан в Постановлении Правительства РФ от 09.12.2017 года № 1496. Этот документ предусматривает следующие размеры предоплаты по контракту по 44-ФЗ:

  1. По всем закупкам товаров, работ и услуг – до 30% включительно.
  2. По договорам на проведения НИОКР, направленных на замещение импортной продукции технологического характера, – от 30% до 80% включительно. Заключение о соответствии разрабатываемой продукции обозначенным требованиям должно быть получено до размещения извещения о закупке, направления приглашений об участии в закрытых торгах, подписания контракта с единственным поставщиком. Непременное условие – казначейское сопровождение авансовых платежей. Условие должно быть включено в контракты за исключением тех, которые подлежат обязательному банковскому сопровождению на основании законов (например, закупки по гособоронзаказу).
  3. По всем закупкам, по которым осуществляется казначейское сопровождение предоплаты на основании нормативных актов или условий контрактов (кроме НИОКР), – от 30% до 90% включительно.
  4. По договорам на строительство, капремонт и реконструкцию госсобственности на сумму свыше 600 млн. руб. – до 30% включительно. Допускается дальнейшее авансирование в процессе выполнения работ, когда первоначальная предоплата будет погашена (подписан промежуточный акт). Общий размер предоплаты по 44-ФЗ в 2019 году в этом случае не должен превышать 70% суммы договора.

Подробные условия размеров авансовых платежей и их основания смотрите в памятке Системы Госфинансы:

Памятка: размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2019 годуСмотрите в таблице, в каких размерах учреждение вправе установить аванс и когда можно оплатить 100 процентов.

ПП 1496 разрешает 100% предоплату по отдельным направлениям расходования бюджетных средств:

  • услуги связи;
  • подписка на периодические издания;
  • приобретение авиационных и железнодорожных билетов;
  • приобретение путевок на санаторное лечение;
  • на выполнение работ по тушению пожаров;
  • на приобретение полисов ОСАГО;
  • прочие.

В постановлении есть исчерпывающий закрытый перечень закупок, предполагающих полную предоплату.

Существует и список товаров и услуг, при закупке которых получатели средств федерального бюджета не вправе предусматривать авансирование поставщиков и исполнителей. На сегодняшний день действует Распоряжение Правительства от 16.01.2018 года №21-р. В перечень входят товары: белье постельное, одеяла, ковры и ковровые изделия, бумага для печати, различные виды канцелярских принадлежностей, автомобили легковые и грузовые и пр. Для каждого вида продукции указан код по ОКПД2.

Сервис: на какие товары и услуги нельзя устанавливать авансВведите код ОКПД2, наименование закупаемой продукции или группы продукции по ОКПД2. Если в правой колонке итоговой таблички напротив вашего товара будет указано «Да», значит, ваш товар включили в перечень, по которому запрещено авансирование контрактов.

Авансовые платежи в бюджетных учреждениях в 2019 году не допускаются по следующим видам услуг: по техобслуживанию и ремонту легковых машин и грузовиков, по ремонту компьютеров, коммуникационного оборудования, мебели и предметов домашнего обихода. Если бюджетное учреждение заключает договор на приобретение товаров и услуг, как включенных в перечень, так и не входящих в него, авансирование по всему контракту производиться не должно. Это требование п.21 ПП 1496.

Предоплата по 44-ФЗ с единственным поставщиком допускается на общих основаниях. В контракте размер предоплаты указывается в %. Если на основании 44-ФЗ по предложению заказчика объем поставок и сумма увеличится или уменьшится в пределах 10%, аванс следует рассчитывать из новой цены контракта.

Авансы по 223-ФЗ устанавливаются по-другому, подробнее смотрите в рекомендации Системы Госфинансы

Авансирование у региональных, местных и федеральных заказчиков

В 44-ФЗ нет никаких ограничений по предоплате, а ПП 1496 распространяется только на получателей средств федерального бюджета, заключающих госконтракты. Для тех учреждений, которые финансируются из бюджетов других уровней (местных или региональных) правила авансирования по муниципальным контрактам устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. Например, в г. Москве на сегодняшний день действует Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 года № 1229-ПП. В нем определены правила для всех заказчиков, заключающих контракты за счет бюджета города.

В этом постановлении перечень поставок и услуг, предполагающий 100% предоплату, гораздо шире федерального. Разрешено полностью авансировать любые закупки в сумме разрешенных Центробанком наличных расчетов между юрлицами по одной сделке (на сегодня 100 тыс. руб.). Допускается 100% предоплата за коммунальные услуги по объектам госсобственности. В Москве существуют авансы 40% (на финансирование производств и объектов, представляющих радиационную опасность) и 50% (на приобретение продуктов и организацию питания в социальной сфере). Перечня товаров и услуг, авансирование которых не разрешается, в Москве нет, но для закупок у поставщиков-нерезидентов предоплата возможна только по специальному разрешению правительства города.

В каждом субъекте РФ существует законодательный документ, подобный московскому, которым следует руководствоваться при внесении в муниципальный контракт условия о предоплате.

Как отразить авансовый платеж в учете

В бюджетном учете взаиморасчеты по авансам с поставщиками услуг производятся с использованием счетов:

Номер счета

Наименование услуги

0 206 21 000

связи

0 206 22 000

транспортные

0 206 23 000

коммунальные

0 206 24 000

по арендной плате за пользование имуществом

0 206 25 000

по содержанию имущества

0 206 26 000

по прочим работам и услугам

0 206 27 000

по страхованию

0 206 28 000

по работам, услугам для целей капитальных вложений

0 206 29 000

по арендной плате за пользование земельными участками

С поставщиками ПФА, НМА и НПА расчеты производятся:

Номер счета

Наименование актива

0 206 31 000

основные средства

0 206 32 000

нематериальные активы

0 206 33 000

непроизведенные активы

0 206 34 000

материальные запасы

Перечисление денежных средств в качестве предоплаты по контракту отражается проводками:

  • Д-т 1 206 хх 56х К-т 1 304 05 000 – в казенном учреждении;
  • Д-т 0 206 хх 56х К-т 0 201 11 610 – в бюджетном и автономном учреждении.

При выполнении контрагентом своих обязательств производится зачет аванса выданного следующими проводками:

  • Д-т 1 302 хх 83х К-т 1 206 хх 66х – в казенном учреждении;
  • Д-т 0 302 хх 83х К-т 0 206 хх 66х – в бюджетном и автономном учреждении.

КОСГУ 560 (660) увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности детализировано в Инструкции 209н, поэтому третья цифра проставляется в зависимости от категории поставщика. Аналогично нужно заполнить третью цифру в КОСГУ 830 – уменьшение кредиторской задолженности. Например, если договор был заключен с бюджетным или автономным учреждением, используются КОСГУ 562, 662, 832.

Скачать счета учета и примеры проводокИспользуйте как шпаргалку в работе

Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ: в каких случаях и в каком размере устанавливается?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет об авансировании в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Вопрос этот очень актуальный для большинства поставщиков, так как наличие аванса в контракте очень сильно упрощает исполнение обязательств по такому контракту. Например, позволяет поставщику заранее закупить товар, необходимый для выполнения работ, или привлечь соисполнителей. Но проблема заключается в том, что далеко не во всех контрактах предусмотрен аванс. Поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим в каких случаях предусмотрено авансирование и в каком размере оно должно быть установлено.

1. Что такое авансирование по 44-ФЗ и для чего оно нужно?
2. В каких случаях авансирование не предусмотрено?
3. Тендеры с авансированием по 44-ФЗ в 2019 году
4. Плюсы и минусы авансирования
5. Авансирование по 223-ФЗ
6. Как искать тендеры с авансированием?
7. Выводы

1. Что такое авансирование по 44-ФЗ и для чего оно нужно?

Авансирование — это предоплата по контракту, которая перечисляется Заказчиком поставщику до исполнения обязательств по контракту.

Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо положений о выплате аванса. Выплата аванса является добровольным решением Заказчика, а не его обязанностью.

Так в п.2 ч.3 ст.21 44-ФЗ говорится, что в план-график должна включаться информация о размере аванса, если такой аванс предусмотрен. Помимо этого информация о размере аванса (если он предусмотрен) должна включаться в проект контракта (ч.13 ст.34 44-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.96 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от 5% до 30% от НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. То есть размер обеспечения исполнения контракта взаимосвязан с размером аванса.

Если же участником закупки в ходе торгов цена снижена более чем на 25% от НМЦК, то используется антидемпинговый механизм, который предусматривает выплату обеспечения исполнения контракта в 1,5 размере. Подробнее об этом написано .

А Гражданский кодекс РФ содержит общие положения об авансировании:

  • Договором купли-продажи может быть установлена предварительная оплата (ст.487 ГК РФ);
  • Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (ст.711 ГК РФ);
  • Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст.781 ГК РФ);
  • Если в договоре согласовано условие о предоплате товара, но не определен срок ее внесения, заказчик (покупатель) обязан оплатить товар в течение 7-ми дней с момента предъявления поставщиком (продавцом) соответствующего требования (ст.314 ГК РФ);

Таким образом, обязанность Заказчика по выплате аванса возникает тогда, когда такая предварительная оплата была им изначально предусмотрена. Поставщик может заранее узнать о наличии аванса из плана-графика и закупочной документации, в частности из проекта контракта, который является неотъемлемой частью документации.

2. В каких случаях авансирование не предусмотрено?

Распоряжением Правительства № 21-р от 16.01.2018 года “Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи” установлено 22 вида товаров и 4 вида услуг, при закупке которых авансирование не предусмотрено.

В этот перечень попали:

  • белье постельное и столовое;
  • одеяла, подушки, ковры и ковровые изделия;
  • производственная и профессиональная одежда;
  • бумага для печати а также канцелярские бумажные принадлежности;
  • средства моющие и стиральные;
  • компьютеры, ноутбуки, планшеты;
  • автомобили и т.д.

3. Тендеры с авансированием по 44-ФЗ в 2019 году

Для Заказчиков, получающих средства из федерального бюджета, установлены предельные размеры авансирования по контрактам. Эти ограничения указаны в п.18 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1496 (в ред. ПП от 28.11.2018 г. № 1430) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Давайте посмотрим, какие предельные размеры авансов в п.18 ПП от 09.12.2017 г. № 1496 установлены.

Размер аванса в % от НМЦК Предмет контракта
до 30% Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ
от 30% до 80% Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при наличии подтверждения отнесения контракта к указанным целям, а также при наличии казначейского сопровождения предоплаты. Исключение — контракты, которые подлежат банковскому сопровождению.
от 30% до 90% Производство работ (за исключением указанных выше) при включении в договор условия о казначейском сопровождении.
до 30% Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму более 600 млн. рублей. При поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в размере аванса, возможен аванс до 70% от суммы договора.
до 100% Оказание услуг связи, подписка на печатные издания и их приобретение, обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки, участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, проведение мероприятий по тушению пожаров, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и договоры о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ.

Важный момент! Если контрактом предполагается выполнение работ в несколько этапов, то авансирование по 44-ФЗ последнего этапа не допускается.

Заказчики регионального (муниципального) уровня при установлении авансов должны руководствоваться собственными региональными (муниципальными) НПА.

4. Плюсы и минусы авансирования

Для поставщика наличие предварительной оплаты в проекте контракта является несомненным плюсом. Особенно это справедливо для небольших организаций и предпринимателей. Такая оплата дает возможность закупить необходимые материалы, товары или произвести оплату исполнителям, не используя собственные средства.

Однако для Заказчика авансирование это всегда риск. Риск того, что поставщик может получить аванс и не выполнить взятые на себя обязательства. Но, как было сказано выше, этот риск перекрывает обеспечение исполнения контракта, размер которого должен быть не менее размера аванса.

Помимо обеспечения исполнения контракта у Заказчика есть и другие защитные механизмы — штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за просрочку таких обязательств.

Если же контракт исполнен вовремя и без нарушений, Заказчик производит окончательный расчет с учетом ранее выплаченного аванса.

5. Авансирование по 223-ФЗ

Также, как и 44-ФЗ, Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит положений об авансировании. Поэтому Заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны руководствоваться только действующим гражданским законодательством. Чаще всего, Заказчики прописывают порядок авансирования в своем Положении о закупках и проекте контракта.

Иногда в конкурсах по 223-ФЗ размер аванса может использоваться в качестве одного из критериев оценки. В этом случае участник, который согласится на выполнение обязательств по контракту без предварительной оплаты, набирает по данному критерию максимальное количество баллов.

Для того, чтобы быстро найти информацию о выплате аванса в документации, можно воспользоваться инструментом быстрого поиска по тексту. Для этого необходимо открыть документ, нажать комбинацию клавиш CTRL+F (или СMD+F, если у вас MAC OS) и в появившемся окошке написать слово “аванс”.

6. Как искать тендеры с авансированием?

Как уже было сказано в статье, информация о наличии аванса должна указываться Заказчиком в плане-графике закупок, а также документации и проекте контракта.

Первое, что мы можем сделать — это промониторить план-график интересующего нас Заказчика и посмотреть тендеры с авансированием. Для этого нам на главной странице сайта единой информационной системы (zakupki.gov.ru) нужно выбрать раздел “Планирование” и из выпадающего списка выбрать пункт — “Планы-графики закупок 44-ФЗ”.

Затем нам нужно по ИНН Заказчика найти его план-график на текущий год. И открыть печатную версию этого плана-графика.

И в открывшемся документе посмотреть закупки, по которым предусмотрено авансирование. Размер аванса в процентах указывается в столбце №6.

Если искать тендеры с помощью специализированной программы, например, с помощью программы Тендерплан, то в настройке ключа можно поставить галочку в соответствующем чек-боксе и система будет искать закупки, в которых предусмотрен аванс. Это гораздо быстрее и удобнее.

7. Выводы

Итак, авансирование — это право, а не обязанность Заказчика. Поэтому большая часть закупок в настоящее время проводится без авансирования. Если аванс Заказчиком предусмотрен, то это обязательно должно быть указано в проекте контракта. Также должен быть указан размер предварительной оплаты и срок такой выплаты. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ взаимосвязан с размером аванса и не может быть меньше, чем аванс. Есть определенные виды товаров и услуг, по которым авансирование не предусмотрено.

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, что статья была для вас полезной. Встретимся в следующих выпусках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *