Амортизация недвижимого имущества

Содержание

Принимаем к учету объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости

Булыгина О., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»

Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Государственному бюджетному учреждению учредитель передал в оперативное управление помещение. При передаче объекта передающая сторона оформила извещение (ф. 0504805) и акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) в двух экземплярах.

Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции при следующих условиях:

  • помещение поступило в оперативное управление 01.12.2018 по акту приема-передачи, в котором указано, что балансовая стоимость объекта составляет 50 000 руб., начисленная амортизация – 10 000руб.;

  • получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019;

  • в конце января 2019 года получены данные о том, что кадастровая стоимость объекта исходя из сведений, указанных в выписке из ЕГРН, составляет 7 000 000 руб.;

  • здание, в котором находится помещение, является одноэтажным со стенами из каменных материалов, было введено в эксплуатацию в 1956 году, относится к десятой группе (со сроком более 30 лет)?

Как следует начислять амортизацию на объект?

Ответ:

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Собственником имущества государственного бюджетного учреждения является субъект РФ.

На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением названного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам жилые и нежилые помещения, если границы таких помещений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой относится здание в соответствии с нормами ст. 130 ГК РФ, подлежит регистрации в силу ст. 131 ГК РФ. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Бухгалтерский учет.

Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Для учета объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»(п. 333 Инструкции № 157н). Аналогичные разъяснения дает Минфин (см., например, письма от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225): объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации в пользовании, следует отражать на забалансовом счете 01.

В соответствии с п. 24 СГС «Основные средства» объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах.

Следовательно, 01.12.2018 помещение ставится на забалансовый счет 01 по балансовой стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено получение объекта недвижимости до даты государственной регистрации права оперативного управления

50 000

Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансовых активов амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

При получении объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 116 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения также отражаются операции по формированию расчетов с учредителем.

В силу п. 58 СГС «Основные средства» объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, преду­смотренным п. 8 данного стандарта, отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.

Исходя из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257,учреждение принимает к балансовому учету в феврале 2019 года объект недвижимости по кадастровой стоимости, при этом пересматривается и срок полезного использования данного объекта.

Амортизация.

При пересмотре стоимости таких объектов недвижимости срок полезного использования в отношении объекта недвижимости пересматривается с учетом положений, предусмотренных разд. VI СГС «Основные средства».

Дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости.

На основании положений п. 41 СГС «Основные средства» сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается одним из следующих способов, закрепляемых субъектом учета в учетной политике:

1. Пересчет накопленной амортизации.

В этом случае накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости.

Данный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент так, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

Пример 1.

Используем данные, приведенные в вопросе, и предположим, что в учетной политике для пересчета накопленной амортизации будет предусмотрен вариант из пп. «а» п. 41 СГС «Основные средства».

В этом случае нужно произвести расчет начисленной ранее амортизации в следующем порядке:

1. Исчисляется коэффициент увеличения амортизации. Он равен 140 (7 000 000 руб. / 50 000 руб.).

2. Пересчитывается сумма начисленной ранее амортизации с учетом коэффициента. Она составляет 1 400 000 руб. (10 000 руб. х 140).

2. Накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

Такой способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости.

С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

Пример 2.

Используем данные, приведенные в вопросе, и предположим, что в учетной политике для пересчета накопленной амортизации будет предусмотрен вариант из пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства».

При применении способа пересчета накопленной амортизации (пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства»), считаем, расчеты будут производиться учреждением следующим образом:

1. Из балансовой стоимости актива вычитается сумма ранее начисленной амортизации. Остаточная стоимость объекта – 40 000 руб. (50 000 – 10 000).

2. Пересчитывается остаточная стоимость. Получается коэффициент 175 (7 000 000 руб. / 40 000 руб.).

3. Сумма накопленной амортизации определяется в порядке пересчета на полученный коэффициент. В нашем случае сумма амортизации по объекту равна 1 750 000 руб. (10 000 руб. х 175).

Здесь стоит отметить: в настоящее время разъяснений Минфина по вопросу пересчета накопленной амортизации нет, поэтому приведено наше видение ситуации (в соответствии с нормами СГС «Основные средства»). Пересчет начисленной ранее амортизации производится способом, предусмотренным в учетной политике учреждения по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. Исходя из п. 42 СГС «Основные средства» величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н при принятии к учету объекта основного средства по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта, при этом:

  • под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения;

  • оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату считается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Амортизация на объект начисляется в соответствии с разд. VI СГС «Основные средства». По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Пример 3.

Используем данные, приведенные в вопросе, и предположим: если помещение расположено в здании, которое относится к «зданиям одно­этажным с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями, с площадью пола до 5 000 кв. м», то норма амортизации в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1072 – 1,2% в год.

В этом случае срок полезного использования составит 83 года = 100% стоимости объекта / 1,2% в год.

Исходя из условий вопроса здание введено в эксплуатацию в 1956 году, поэтому оставшийся срок эксплуатации объекта составляет 20 лет (83 – (2019 – 1956)).

Далее начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в качестве основных средств (п. 33 СГС «Основные средства», п. 86 Инструкции № 157н).

Пример 4.

Остаточная стоимость объекта – 5 250 000 руб. (7 000 000 – 1 750 000). Оставшийся срок полезного использования объекта – 20 лет. Определим амортизацию.

Амортизация при линейном способе будет ежемесячно начисляться в сумме 21 875 руб. (5 250 000 руб. / 12 мес. / 20 лет).

На основании условий вопроса и вышеприведенных расчетов и с учетом положений пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства» полагаем, что в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Включение объекта недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости можно оспорить

С 2014 года большое количество компаний столкнулась с проблемой расчета и уплаты налога на имущество, когда в качестве базы для расчета налога берется кадастровая стоимость такого здания или строения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций». В результате нового расчета суммы налога у многих московских предприятий налоговая нагрузка выросла в разы, в десятки, а то и сотни раз!

Налоговая нагрузка на организации растет из года в год

Актуальность проблемы заключается в том, что включение зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее в тексте статьи «Перечень»), производится каждый год с 2014 года. И данный процесс носит лавинообразный характер, поскольку критерии – площадь строения, рассматриваемого в качестве объекта налогообложения, — ежегодно пересматриваются с целью включения максимального количества предприятий и увеличения налоговой нагрузки на все большее количество организаций Москвы. Так, в Перечень 2014 года было включено 1816 объектов, на 2015 год — 5386 объектов, на 2016 год — 7183 объекта, а на 2017 год — 23 835 объектов! Дополнительным фактором актуализации проблемы в 2017 году явилось утверждение в ноябре 2016 года Правительством Москвы новых результатов кадастровой оценки земельных участков и зданий, применяемых с 1 января 2017 года.

Согласно подпункту 2 ст.1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В 2016 году критерий площади равнялся от 2000 квадратных метров, а в 2015 рассматривали здания более 3000 квадратных метров.

Имеете на балансе АДЦ — готовьтесь платить налог по кадастровой стоимости

Величина имущественного налога – это особенно острая проблема для производственных предприятий города Москвы, когда их заводоуправления, лабораторно-исследовательские корпуса Департаменты Правительства Москвы, Государственная инспекция по недвижимости, а вслед за ними и налоговые органы, рассматривают в качестве административно-деловых центров, в которых размещены офисные помещения, в соответствии с содержанием статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Данной статьей установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания…».

В соответствии с пунктом 3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

— здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

— фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Объект недвижимости: здание, строение, сооружение, может попасть в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а соответственно и налог на имущество по такому зданию будет исчисляться на основе его кадастровой стоимости в зависимости от двух причин:

  1. вида разрешенного использования арендуемого Вами или Вашего собственного земельного участка, на котором расположено здание;
  2. или здание фактически используется под офисные помещения, объекты торговли, бытового обслуживания, в том числе не только собственником зданий, но и арендаторами.

Рассмотрим оба основания.

Вид разрешенного использования земельного участка под зданием – это важно

В отношении первого пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Необходимо подчеркнуть, что в предыдущей редакции содержалось ограничение по площади для таких объектов недвижимого имущества – «общей площадью свыше 3000 кв. метров», — однако с 12 июля 2017 года такое ограничение снято. Поэтому со следующего года мы ожидаем существенное дополнение Перечня всеми зданиями, которые ранее имели площадь менее 3000 кв. метров.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ организация вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны.

Частью 3 ст. 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки применительно к городу Москве установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве» пунктом 3.2 которого в действующей на сегодня редакции предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В предыдущей редакции 363-ПП было установлено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее — Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии — на основании фактического использования такого земельного участка.

Проанализировав судебную практику, можно выделить три практически существующих случая определения вида разрешенного использования земельного участка:

а) вид разрешенного использования определен договором аренды земельного участка. Подобное характерно для долгосрочных договоров аренды, заключенных в 1990е годы, которые не изменялись впоследствии. В этом случае вид разрешенного использования будет иметь лишь словесное определение – например, «для эксплуатации производственных и административно-деловых зданий»;

б) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Наиболее часты случаи указания следующих видов разрешенного использования – 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; или 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; или 1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

в) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540. В этом случае разрешенное использование будет установлено по классификатору. Для примера: «пищевая промышленность» (6.4); склады (6.9); деловое управление (4.1); магазины (4.4) и так далее.

Судебные решения за 2014 – 2017 года выработали подход соотношения вида разрешенного использования конкретного земельного участка со следующими двумя:

1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; и

1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Если у предприятия в кадастровом паспорте земельного участка, арендуемого или находящегося в собственности, указан хотя бы один из данных двух видов разрешенного использования земельного участка, то располагающееся на нем строение будет включено в Перечень. Обратим внимание, что фактическое использование предприятием такого строения во внимание не берется – будь в нем хоть производственный цех, всё равно по «земельному» критерию налог будет увеличен. В качестве примера подобного дела можно привести рассмотрение Верховным судом РФ 30 марта 2017 года дела № 5-АПГ17-25, в котором суд прямо указал, что: «Таким образом, расположение указанного здания на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, позволяет отнести названный объект недвижимости к торговому центру на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций».

При этом не имеют правового значения доводы *** о фактическом неиспользовании помещения, поскольку здание, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, правомерно включено Правительством Москвы в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В случае если вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, то в судебных решениях будет определено его соотношение с классификацией по приказу МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Например, в делах № 5-АПГ17-31, № 5-АПГ17-52 Верховный суд РФ соотнес «деловое управление (4.1.)» с «земельными участками, предназначенными для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.). В обоих случаях решение было вынесено в пользу Правительства Москвы, а внесения объектов недвижимости в Перечень было признано правомерным.

Может возникнуть ситуация, когда здание, являющееся объектом повышенного налогообложения по налогу на имущество, расположено на двух земельных участках, где лишь один из них предназначен для использования под офисные здания или объекты общественного питания, бытового обслуживания и торговли. К сожалению даже если существенно меньшая часть здания попадает на такой участок, то шансы исключить его из Перечня малы, как указано в деле № 5-АПГ17-28, рассмотренном Верховным судом РФ 18 мая 2017 года.

Поскольку Правительство Москвы в случае неуспеха в Мосгорсуде (первой инстанции по подобного рода делам) всегда обращается с апелляцией в Верховный Суд РФ, рассмотрим некоторые случаи из практики данного суда за конец 2016 – первую половину 2017 года. И, несмотря на достаточную сложность оспаривания включения зданий в Перечень по данному основанию, мы можем извлечь следующие полезные для налогоплательщика практические выводы:

— в случае, когда виды разрешенного использования земельного участка, предусматривающие повышение налоговой базы, упомянутые выше 1.2.7. и 1.2.5., были ошибочно установлены распоряжением Правительства Москвы, то успешное оспаривание такого распоряжения в арбитражном суде дает хорошие основания для исключения объектов недвижимого имущества из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 10 ноября 2016 года №5-АПГ16-80). И наоборот, если такое распоряжение Правительства не оспорено, то суд не сможет вынести решение в пользу налогоплательщика (см. Апелляционное определение ВС РФ от 18 мая 2017 года №5-АПГ17-31);

— в случае наличия смешанного назначения участка: и для производственных целей и для размещения общественно-деловых объектов, при фактическом использовании зданий, располагающихся на таком земельном участке в производственной деятельности, есть возможность также достижения цели по устранению повышенного налогового бремени (см. Апелляционное определение ВС РФ от 13 марта 2017 года №5-АПГ16-132);

— если земельный участок предоставлен «для проектирования и строительства многофункционального комплекса зданий», то старые строения, расположенные на нем, законсервированные для сноса и фактически не используемые под офисы, объекты бытового обслуживания, общественного питания и торговли будут также исключены судом из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 30 марта 2017 года №5-АПГ17-26);

— имеет практическую ценность и возможность получения распоряжения Правительства Москвы об изменении вида разрешенного использования с 1.2.7. или 1.2.5. в соответствии с фактическим использованием земельного участка. В этом случае со следующего налогового периода объекты недвижимого имущества могут быть обоснованно исключены из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 30 марта 2017 года №5-АПГ17-16).

Важно как используется здание, а не кем…

Второе основание включения объекта недвижимого имущества в Перечень – фактическое использование такого здания, строения, сооружения. Согласно подпункту 2 ст.1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:

отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Сразу подчеркнем, что рассматриваемым критерием является именно «как используется здание», а не «кто использует здание». То есть, если собственник сдает строение или большую часть помещений в нём в аренду производственным компаниям, то такое здание не будет признано подлежащим включению в Перечень по критерию фактического использования. Подобные кейсы были неоднократно рассмотрены судами. Например, аналогичное дело было рассмотрено Верховным судом РФ 08 декабря 2016 года по делу № 5-АПГ16-83 или делу № 5-АПГ16-113.

Итак, на основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Согласно пункту 1.2 данного порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

В соответствии с пунктом 2.4 вышеуказанного Порядка, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция по недвижимости должна использовать информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций.

Госинспекция по недвижимости обрабатывает массив данных по строениям с начала 2017 года площадью более 1000 квадратных метров по Москве. Далее каждое строение осматривается инспекторами Госинспекции в соответствии нормами Постановления № 257-ПП на предмет его фактического использования. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 этого же порядка). Инспекторы работают четко по Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. № 257-ПП. итогом их работы является единственный документ – Акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее «Акт о фактическом использовании здания»). Данный акт содержит один из двух выводов:

а) Здание (строение, сооружение) и нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или

б) Здание (строение, сооружение) и нежилое помещение фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как показала практика общения с предприятиями г. Москвы, инспекторы Госинспекции вопреки сложившейся судебной практике не принимают во внимание вид деятельности компании – собственника здания или компании-арендатора здания или помещений в нем, совершают процедурные и методологические ошибки в нарушение Методики осмотра, утвержденной Постановлением Правительства Москвы 257-ПП. Нередки случаи, когда по итогам разных проверок одного и того же здания, помещения в котором не перестраивались и функциональное назначение которых не менялось, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей. Между тем такой Акт о фактическом использовании здания принимается судами как основное доказательство при рассмотрении вопроса об исключении строения из Перечня. И, обратите внимание, отдельно оспорить легитимность содержание такого акта на основании процедурных нарушений при проведении проверки, на основании несоответствия приведенных в акте расчетов установленной методике, как установлено судами различных инстанций, невозможно. В подтверждение сказанного можно обратиться к Постановлению Арбитражного суда Московского Округа от 15.06.2016 г. по делу № А40-239280/15, в котором содержатся следующие выводы:

«1. Оспариваемый акт в том виде, в котором он изложен, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.

  1. Оспариваемый акт непосредственно не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.
  2. Нормами действующего законодательства возможность оспаривания в суде самого акта, в котором отражены результаты проверки, а также иных документов, составляемых в ходе проверки, не предусмотрено (установил суд первой инстанции)».

Пути выхода из конфликтной ситуации

Итак, если по итогам разных проверок одного и того же здания Госинспекцией, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей, то мы советуем компаниям следующее:

— во-первых, тщательно собирать документацию по каждой проверке Госинспекцией – от поручения на проверку до получения копии Акта о фактическом использовании здания;

— во-вторых фиксировать с помощью системы контроля учета доступа на предприятие время, дату и персональный состав пришедших на проверку должностных лиц;

— в-третьих самостоятельно или в случае отсутствия навыков с помощью экспертов провести проверку содержания Акта о фактическом использовании здания на предмет правильной классификации фактического использования каждого помещения и соответствия сделанных Госинспекцией расчетов утвержденной методике обследования.

Все полученные и собранные данные о процедурных и методических недостатках, допущенных как при самой проверке, так и в Акте о фактическом использовании здания помогут при оспаривании в суде факта включения конкретного здания в Перечень.

Примерно половина судебной практики, положительной для налогоплательщиков, связана с противоречиями между выводами в Актах о фактическом использовании здания. Дела, рассмотренные Верховным Судом РФ под №№ 5-АПГ17-2, 5-АПГ17-10, 5-АПГ17-13, 5-АПГ17-14, 5-АПГ16-128, 5-АПГ16-127, 5-АПГ16-111, 5-АПГ16-101, 5-АПГ16-128, 5-АПГ16-65, 5-АПГ16-91 и иные сводятся к именно к противопоставлению акта осмотра зданий в 2014 году, когда был сделан вывод об использовании налогоплательщиков помещений в здании для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли, с актом осмотра того же здания в 2016 году, и вывод был уже прямо противоположный. Истцы в этом случае успешно доказывают факт, что ничего не менялось в здании, как конструктивно, так и фактически. Отдельным доказательством послужит наличие независимого экспертного заключения о различиях между «отрицательным» и «положительным» Актами о фактическом использовании здания как в квалификации помещений, так и в числовых данных расчетов.

Иная ситуация с проработкой доказательственной базы в случае, когда Акт о фактическом использовании здания был изначально с отрицательным выводом для предприятия, и повторного положительного акта осмотра не было, или же еще больше – повторный акт также установил, что здание подлежит включению в Перечень.

Ситуации такие встречаются часто, и мы рекомендуем сделать следующее:

— получить независимый экспертный отчет о неиспользования спорного здания в целях размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли после проведения независимого экспертного обследования такого объекта. Как правило, при проведении обследования используются как нормы Методики проведения осмотра, утвержденной в 257-ПП, так и выводы судебной практики, что инспектора Госинспекции в большинстве своём не делают. Особенно важно, что такие экспертные заключения успешно принимаются судами в качестве доказательства фактического использования здания;

— собрать все имеющиеся документы, которые касаются видов деятельности истца. Конечно, деятельность не должна включать в себя оказание бытовых услуг, услуг по организации общественного питания, торговлю, размещение сдаваемых в аренду офисных помещений. Хорошо, если виды деятельности будут подтверждаться наличием лицензий, заключенными договорами, наконец, уставом и присвоенными кодами ОКВЭД. Примерами положительных исходов судебных разбирательств могут послужить дела, рассмотренные Верховным судом № 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116.

В то же время отрицательным результатом рассмотрения обращения истца может послужить кейс по делу № 5-АПГ16-117 от 16 февраля 2017 года, в котором компания оказывала услуги как юридическим лицам, так и гражданам в одном и том же помещении. В результате этого ни суд, ни Госинспекция не смогли отделить те площади, которые используются под бытовые услуги, и те, которые используются для ремонта коммерческого автотранспорта. Данный пример четко характеризует важность и скрупулёзность проработки соотношения вида деятельности с Общероссийскими классификаторами услуг и видов деятельности.

— подтвердить факты использования здания в едином производственном процессе и размещения в нём сопутствующих производству служб. Кабинеты бухгалтерии, отдела продаж, отдела кадров, юридического отдела и иных подобных служб безальтернативно относятся Госинспекцией к офисным площадям. Тогда как суды чётко относят эти помещения именно к кабинетам – термину, используемому в технической документации. Если существуют конструктивные особенности, когда например, здание заводоуправления соединено с цехами переходами, или если есть огороженный охраняемый периметр территории с ограниченным контролируемым доступом к спорному зданию, то данные факты также стоит использовать в своей аргументации, как это делали истцы, например, в делах № 5-АПГ16-116, № 5-АПГ15-43.

Игры с чиновниками о включении и об исключении объектов недвижимости из Перечня могут затянуться

В заключение нашей статьи, посвященной уменьшению затрат компаний по налогу на имущество путем исключения из Перечня самого здания – объекта налогообложения, отметим, что практика составления Перечня Правительством Москвы тем интересна, что даже достижение успеха предприятием по исключению своего объекта недвижимости из Перечня в конкретном году путем получения соответствующего решения суда абсолютно не означает, что тот же самый объект недвижимости не будет включен в Перечень на следующий год. В судебной практике можно проследить такие случаи, когда налогоплательщики вынуждены ежегодно обращаться в Мосгорсуд по исключению одного и того же здания из перечня. Примером могут послужить ежегодные процессы между Правительством Москвы и АО «Косметическое объединение «СВОБОДА», когда предприятие методично каждый год исключает свое здание заводоуправления из действующих редакций Перечня на 2015, 2016, 2017 года, а Правительство Москвы на основании ежегодных осмотров Госинспекции также регулярно добавляет это здание на следующий же год (см. Определение ВС РФ от 02 сентября 2015 года № 5-АПГ15-43, Апелляционное определение ВС РФ от 21 июля 2016 года № 5-АПГ16-42, Апелляционное определение ВС РФ от 22 июня 2017 года № 5-АПГ17-53).

Поэтому мы, прежде всего, рекомендуем предприятиям взять за правило ежегодно отслеживать новую редакцию Перечня на предмет появления в нем своих объектов недвижимого имущества, чтобы не столкнуться с неожиданным увеличением своего налогового бремени. В случае если Ваше здание попало в Перечень – первично или повторно, – то оперативно самостоятельно или с помощью внешних экспертов оценить свои перспективы в суде на основе имеющихся доказательств. И если они существуют — добиваться в суде справедливости.

Статья подготовлена совместно с Сергеем Говоровым, директором по юридическим и кадровым вопросам АО «СВОБОДА».

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Татьяны (г. Москва)

Подскажите, пожалуйста как быть? ООО на ОСНО. Выиграли тендер на заключение договора безвозмездного пользования объектом социально-бытового назначения на 20 лет с условием проведения кап ремонта здания за свой счет и в дальнейшем оказание банных услуг населению. Ссудодатель остается собственником, но передает права владения и пользования объектом Ссудополучателю. Ссудополучатель обязан учитывать здание на своем балансе и производить начисление амортизации.

1. Как поставить это здание на баланс?
2. Необходимо ли принять здание как внереализационный доход и расчитать налог на прибыль? (Балансовая стоимость 0 руб, рыночная 1 млн.руб.)

На кап. ремонт половины здания силами подрядной организации было затрачено 2 500 000 руб и введено в эксплуатацию частично.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

По всей видимости, Вашей организации предоставлено право владения и пользования имуществом казны, то есть государственным (муниципальным) имуществом, не закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным (муниципальным) предприятиям или учреждением (ст. 214, 216 Гражданского кодекса РФ).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества с коммерческими организациями осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно п. 92 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества» (утв. Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67) заключение договора по результатам проведения конкурса осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами. В данном случае с Вами заключен договор ссуды.

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю). Ссудополучатель обязуется вернуть эту вещь в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, которое является собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

К договору безвозмездного пользования применяются соответствующие правила, предусмотренные для договора аренды (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Поэтому получение имущества по договору ссуды может отражаться в бухгалтерском учете в том же порядке, что и при аренде, то есть учитываться на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре ссуды (Инструкция по применению Плана счетов). При этом ссудополучателю рекомендуется открыть на объект основных средств, полученный в безвозмездное пользование, инвентарную карточку и учитывать его по инвентарному номеру, присвоенному ссудодателем (п. 14, абз. 5 п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Амортизацию по объекту основных средств, полученному в безвозмездное пользование, ссудополучатель не начисляет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Обращаю Ваше внимание на то, что принятие здания на учет по текущей рыночной стоимости с признанием по мере начисления амортизации по нему прочих доходов организации на счете 91 «Прочие доходы и расходы возможно лишь при безвозмездном получении этого здания по договору дарения (п. 10 ПБУ 6/01, Инструкция по применению плата счетов).

Основное средство, переданное собственником по договору ссуды, продолжает оставаться собственностью ссудодателя и отражается у него на балансе (п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Поскольку в данном случае речь идет об имуществе казны, то в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, оно подлежит учету на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». Казенное имущество объектом налогообложения налогом на имущество организаций не является (Письмо Минфина РФ от 27.10.2009 № 03-05-04-01/88).
Полученный в безвозмездное пользование объект, подлежащий учету за балансом, не является объектом налогообложения налогом на имущество и для Вашей организации (п. 1 ст. 374 НК РФ).

С учетом изложенного, Ваша организация (ссудополучатель) не вправе принять на баланс в качестве основного средства с последующим начислением амортизации по нему не принадлежащее ей здание социально-бытового назначения.

Что касается налога на прибыль, то при безвозмездном пользовании имуществом у ссудополучателя возникает обязанность уплатить налог с суммы экономической выгоды по данной операции. При этом размер дохода определяется исходя из рыночных цен на аналогичные услуги по правилам ст. 40 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ, п. 2 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 НК РФ).

Ответа на вопрос о том, может ли ссудополучатель учесть затраты на ремонт имущества, полученного в безвозмездное пользование, Налоговый кодекс РФ не содержит. Есть примеры судебных решений, из которых следует, что такие расходы учитываются при налогообложении прибыли (н-р, Постановление ФАС ВВО от 19.12.2006 по делу N А11-464/2006-К2-22/135, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2007 N А33-8475/06-Ф02-4023/07 по делу N А33-8475/06 (Определением ВАС РФ от 30.10.2007 N 13936/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). По мнению судов, формулировка п. 2 ст. 260 НК РФ (напомню, что в нем говорится о возможности учета затрат на ремонт арендатором ОС) не исключает его применение в отношении расходов ссудополучателя.

Услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование подлежат налогообложению НДС (ст. 146 НК РФ).
По мнению чиновников, ссудополучатель казенного имущества должен исчислять и уплачивать в бюджет НДС, выполняя функции налогового агента по НДС (Письмо Минфина РФ от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91). Данный вывод основан на совокупном применении норм 3 ст. 161 НК РФ и п. 2 ст. ст. 689 ГК РФ.

Напомню, что п. 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. На основании же п 2 ст. 689 ГК РФ ГК РФ к договору безвозмездного пользования должны применяться правила, предусмотренные Гражданским кодексом в отношении договора аренды.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Как правильно поставить на баланс здание

Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/
Добрый день!
Если Вы переходите на общую систему налогообложения с УСН, то по основным средствам существует специальное правило, установленное п.3 ст.346.25 НК РФ. Необходимо сделать следующее: определить остаточную стоимость ОС на дату перехода на УСН и уменьшить ее на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п.3 ст.346.16 НК РФ.
В десятой группе — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет, поэтому согласно п.3 ст.346.16 НК РФ Вы должны были включать в расходы по УСН стоимость ОС в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств (10% в год). Т.е остаточную стоимость ОС для расчета суммы амортизации с 2013г. легко просчитать.
Срок полезного использования определяется Вами на дату ввода в эксплуатацию ОС. Для этого используется ст.258 НК РФ и классификация основных средств, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Если срок полезного использования определен верно, то оснований для его пересмотра нет.
Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками (п.7 ст.258 НК РФ). Но это должно быть документально зафиксировано, например, в акте приема-передачи ОС, либо другом документе от передающей стороны. Если такого документа нет, то амортизацию необходимо начислять в общем порядке.
Первоначальная стоимость ОС складывается из договорной стоимости, расходов на сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (ст.257 НК РФ), т.е берете договорную стоимость, оценку проводить не надо.

>Как отражается в бухучете разница между кадастровой и балансовой стоимостью объекта

Вопрос

Мы на УСН 6%. У нас имущество которое попадает под налог с 2015 г. Оно стоит на балансе по балансовой стоимости 149942-12. Сейчас по реестру я увидела кадастровую стоимость объекта 323714-88, который попадает под налог. Вопрос: Каким то образом кадастровая стоимость отражается в бух учете, или может разница между ними? И еще вопрос. У нас земельный участок находился в аренде. С декабря 2014 года мы оформили на него право собственности. В кадастровой выписке о земле, которая по состоянию на 2011 год стоит кадастровая стоимость 5753622,75. Этот земельный участок входит в уставной капитал. Сейчас при просмотре Госреестра по справочной информации по состоянию на 04.02.2015 г кадастровая стоимость земельного участка стоит 630572-99. ВОПРОС: Каким образом уменьшение кадастровой стоимости происходит в бухучете земельного участка, если его первоначальная стоимость входит в уставной капитал?

Ответ

сообщаем следующее: 1. Нет, ни кадастровая стоимость, ни разница между ними не отражается в бух учете. Так как однажды установленную первоначальную стоимость в процессе эксплуатации основного средства не изменяют. Есть только несколько отдельных случаев, когда это возможно. Так, изменение первоначальной стоимости основного средства допустимо при его достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценке. Такой порядок следует из пункта 14 ПБУ 6/01. Есть, правда, еще одна ситуация, когда первоначальную стоимость основного средства придется скорректировать. Поступить так придется, если изначально при формировании первоначальной стоимости была допущена существенная ошибка. Дело в том, что такая ошибка может привести к грубому нарушению правил ведения учета доходов и расходов. И ее необходимо исправить. Такое указание есть в пункте 4 ПБУ 22/2010.

2. Как и сообщалось выше – ОС отражаются в БУ и НУ по первоначальной стоимости, которая далее не изменяется за исключением отдельных выше перечисленных случаев, следовательно, первоначальная стоимость данного земельного участка в учете не измениться, несмотря, что кадастровая, т.е. необходимая для расчета налога — стала меньше.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как рассчитать налог на имущество

Кадастровая стоимость имущества

По некоторым видам недвижимого имущества налог нужно рассчитывать исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на начало года. Об этом сказано в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ.

Данные для расчета налога по такому имуществу можно взять на официальных сайтах правительств (глав администраций, губернаторов, уполномоченных ведомств) субъектов РФ. Например, в Подмосковье результаты кадастровой оценки недвижимости утверждены распоряжением Минимущества Московской области от 28 ноября 2013 г. № 1499 и размещены на сайте этого ведомства.

Кроме того, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Этот электронный сервис позволяет вести поиск по трем параметрам: кадастровому номеру объекту, условному номеру или адресу. Также можно обратиться по почте, через Интернет в территориальное отделение Росреестра с просьбой предоставить сведения о кадастровой стоимости того или иного объекта. Такие справки выдают бесплатно по запросам любых лиц. Это следует из положений пункта 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и письма Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-05-05-01/8876.

В отношении отдельных помещений, расположенных в административно-деловых и торговых центрах, кадастровая стоимость может быть не установлена. Но если кадастровая стоимость зданий, в которых расположены такие помещения, определена, а сами помещения облагаются налогом на имущество, то кадастровую стоимость каждого из них рассчитывайте по формуле:

Кадастровая стоимость помещения (объекта налогообложения) на 1 января налогового периода = Кадастровая стоимость здания на 1 января налогового периода × Площадь помещения (объекта налогообложения) : Площадь здания

Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу объекты недвижимости, которые по каким-либо причинам не включены в региональные перечни на начало года, могут облагаться налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости только со следующего года (если к началу следующего года их внесут в перечень). Исключение из этого правила сделано для вновь образованных объектов недвижимости.

В течение года собственник может разделить на несколько частей объект недвижимости, который был включен в региональный перечень и стоимость которого была зафиксирована по состоянию на 1 января. Каждая из частей, возникших в результате такого раздела, признается самостоятельным объектом кадастрового учета. Несмотря на то что в региональный перечень «кадастровой» недвижимости вновь образованные объекты попадут только со следующего года, платить по ним налог на имущество нужно уже в текущем году. Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого нового объекта, определенная на дату его постановки на кадастровый учет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Расчет налога исходя из кадастровой стоимости имущества

Сумму авансовых платежей по налогу на имущество за отчетный период исходя из кадастровой стоимости определяйте по формуле:

Авансовый платеж по налогу на имущество за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев) = Кадастровая стоимость имущества на 1 января налогового периода (отчетного года) × Ставка налога : 4

Сумма налога на имущество по итогам года исходя из кадастровой стоимости определяйте по формуле:

Сумма налога на имущество за год = Кадастровая стоимость имущества на 1 января налогового периода (отчетного года) × Ставка налога Авансовые платежи по налогу на имущество, начисленные за I квартал, полугодие и девять месяцев

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 382 и подпункта 1 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Налог (авансовые платежи) рассчитывайте с учетом того, сколько в течение года организация фактически владела объектом недвижимости. Об этом сказано в пункте 5 статьи 382 Налогового кодекса РФ.

Если право собственности на объект возникло или потеряно в течение года, определите время фактического владения основным средством с помощью корректирующего коэффициента:

Корректирующий коэффициент = Количество полных месяцев нахождения объекта недвижимости в собственности в отчетном (налоговом) периоде : Количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде

При этом в количество полных месяцев включите и тот, в котором организация приобрела недвижимость, либо тот, в котором этот объект сняли с учета (письмо ФНС России от 1 июня 2012 г. № БС-4-11/9039). В главе 30 нет специальных норм, раскрывающих понятие «полный месяц» (в отличие, например, от аналогичных положений по земельному налогу (п. 7 ст. 396 НК РФ) или по налогу на имущество физических лиц (п. 5 ст. 408 НК РФ)). Поэтому даже если право собственности на объект возникло у организации в последний день месяца, весь этот месяц нужно полностью учитывать при расчете коэффициента.

Пример расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости имущества

ООО «Альфа» расположено в г. Москве. В составе недвижимого имущества организации числится административно-деловое здание, которое включено в перечень объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость здания на 1 января – 781 732 922,80 руб.

Ставка налога на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, – 1,2 процента.

Суммы авансовых платежей по налогу на имущество, начисленные по итогам отчетных периодов, составляют:

– за I квартал:
781 732 922,80 руб. × 1,2% : 4 = 2 345 199 руб.;

– за полугодие:
781 732 922,80 руб. × 1,2% : 4 = 2 345 199 руб.;

– за девять месяцев:
781 732 922,80 руб. × 1,2% : 4 = 2 345 199 руб.

По итогам года «Альфа» начислила к уплате в бюджет:
781 732 922,80 руб. × 1,2% – 2 345 199 руб. – 2 345 199 руб. – 2 345 199 руб. = 2 345 198 руб.

Пример расчета налога на имущество организацией по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определена как кадастровая стоимость. Право собственности на объект недвижимости приобретено в середине года

Организация «Альфа» приобрела здание в г. Москве. Право собственности на приобретенное недвижимое имущество зарегистрировано 1 апреля. Других объектов недвижимости у организации нет.

Кадастровая стоимость здания на 1 января составляет 5 800 000 руб. Ставка налога на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, – 1,2 процента.

Первый авансовый платеж по налогу на имущество «Альфа» начисляет по итогам полугодия (шести месяцев). Количество месяцев, в течение которых здание было в собственности «Альфы», – три месяца. Значит, корректирующий коэффициент составляет 3/6.

Сумма платежа равна:
5 800 000 руб. × 1,2% × 3/6 : 4 = 8700 руб.

Соответственно, авансовый платеж по налогу на имущество за девять месяцев будет равен:
5 800 000 руб. × 1,2% × 6/9 : 4 = 11 600 руб.

Сумма налога на имущество, которая должна быть начислена к уплате по итогам года, составит:
5 800 000 руб. × 1,2% × 9/12 – 8700 руб. – 11 600 руб. = 31 900 руб.

2. Ситуация: Когда первоначальная стоимость основного средства может быть скорректирована

Обычно однажды установленную первоначальную стоимость в процессе эксплуатации основного средства не изменяют. Есть только несколько отдельных случаев, когда это возможно. Так, изменение первоначальной стоимости основного средства допустимо при его достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценке. Такой порядок следует из пункта 14 ПБУ 6/01.

Есть, правда, еще одна ситуация, когда первоначальную стоимость основного средства придется скорректировать. Поступить так придется, если изначально при формировании первоначальной стоимости была допущена существенная ошибка. Дело в том, что такая ошибка может привести к грубому нарушению правил ведения учета доходов и расходов. И ее необходимо исправить. Такое указание есть в пункте 4 ПБУ 22/2010.

Поэтому, если какие-то расходы, связанные с приобретением объекта, понесены организацией после его включения в состав основных средств, первоначальную стоимость не меняйте. А затраты учтите в составе расходов по обычным видам деятельности.

Основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал, принимайте к бухучету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость ОС

При формировании первоначальной стоимости учтите денежную оценку основного средства, согласованную учредителями (участниками, акционерами) (п. 9 ПБУ 6/01). Этот показатель не должен превышать рыночную стоимость объекта, определенную независимым оценщиком:

  • в акционерных обществах;
  • в ООО, если доля участника в уставном капитале, которая оплачивается основными средствами, превышает 20 000 руб.

Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пункта 2 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. В названных случаях проведение независимой оценки имущественных вкладов в уставные капиталы обязательно.

Кроме того, в первоначальную стоимость основного средства включите сопутствующие расходы организации, связанные с получением имущества и доведением его до состояния, пригодного к использованию (например, расходы на доставку, монтаж, услуги оценщика и т. д.) (п. 8 и 12 ПБУ 6/01). Подробный перечень подобных расходов приведен в таблице.

В процессе эксплуатации основного средства его первоначальная стоимость не изменяется. Исключением являются случаи достройки (дооборудования), реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основного средства. Такой порядок следует из пункта 14 ПБУ 6/01.

Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал, в бухгалтерском и налоговом учете различается. В результате в бухучете может возникнуть постоянная разница (п. 4 ПБУ 18/02). Например, это произойдет, если стоимость основного средства по данным независимой оценки будет меньше остаточной стоимости объекта по данным налогового учета передающей стороны (учредителя).

Для приема поступающих основных средств в организации следует создать комиссию, которая должна определять:

  • соответствует ли основное средство техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
  • требуется ли доведение (доработка) основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если в штате организации состоит только директор, комиссию не создавайте. В этом случае ее функции должен взять на себя директор.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Это заключение отражается в акте по форме № ОС-1.

Бухучет

В бухучете затраты, связанные с поступлением основных средств в качестве вклада в уставный капитал, отражайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Принятие основных средств к учету отражайте на счете 01 «Основные средства» или счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к которым откройте субсчета «Основное средство на складе (в запасе)» и «Основное средство в эксплуатации».

Если по времени постановка основного средства на учет и его ввод в эксплуатацию совпадают, в учете сделайте проводки:

Дебет 08 Кредит 75-1
– отражена стоимость поступившего в качестве вклада в уставный капитал имущества, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 08 Кредит 23 (26, 60, 76…)
– отражены затраты на доведение имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.

Если моменты постановки основного средства на учет и его ввода в эксплуатацию не совпадают, сделайте проводки:

Дебет 08 Кредит 75-1
– отражена стоимость поступившего в качестве вклада в уставный капитал имущества, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 08 Кредит 23 (26, 60, 76…)
– отражены затраты на доведение имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 01 (03) субсчет «Основное средство на складе (в запасе)» Кредит 08
– учтено имущество в составе основных средств по первоначальной стоимости.

Такой порядок следует из пункта 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и Инструкции к плану счетов.

В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации. По основным средствам некоммерческих организаций начисляется износ. Такой порядок предусмотрен в пункте 17 ПБУ 6/01.

ОСНО

В налоговом учете основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отражайте по первоначальной стоимости.

Основное средство, полученное в качестве вклада в уставный капитал, примите к учету на основании акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). НДС, ранее восстановленный передающей стороной (п. 11 ст. 171 НК РФ), примите к вычету. Период, в котором дочерняя организация имеет право на вычет, зависит от вида основного средства. Основанием для этого будет тот же акт по форме № ОС-1 (

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *