Земельный налог многоквартирный дом

Содержание

Многоквартирный дом: что кому принадлежит

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

Регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на его индивидуальное помещение.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, — она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

1. Дополнительные гарантии:

— без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

— без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

— невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

2.Дополнительная возможная прибыль:

— собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

3. Удобство использования:

— собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

В чьей собственности земля под многоквартирным домом?

Более 100 миллионов граждан проживают в многоквартирных домах, это примерное 2/3 от общего числа населения Российской Федерации. Не удивительно, что вопрос придомовых земельных территорий в многоквартирных домах волнует многих. Собственники квартир должны знать, как узнать, кому принадлежит участок и как оформить его в собственность в 2019 году.

Общие сведения

Жилищное законодательство указывает на то, что общедомовой участок земли, введение в эксплуатацию которого было совершено до 2005 года, переходит в общедолевое владение жильцов дома на безвозмездной основе.

Такой вид передачи земли в общее пользование происходит при соблюдении определенного ряда условий:

  • участок имеет план с обозначением граничащих рамок, установленных местным органом власти;
  • работы по землеустройству были завершены до 2005 года, когда в действие вступил Жилищный кодекс РФ;
  • участок, на котором находится многоквартирный дом, внесен в Росреестр и разработанный кадастровый план.

Если указанные выше условия не были соблюдены, то земельный надел будет считаться не переданным в собственность жильцов многоквартирного дома. Что касается жилья в новых домах, построенных после указанного гола, владельцы квартир буду являться собственниками на автоматической основе.

Законодательная база

К законодательным актам, затрагивающим вопросы прав собственности недвижимости, относятся:

  • Жилищный кодекс РФ;
  • Федеральное законодательство под № 189 от 29.12. 2004 г., № 221 от 24.07.2007 г., № 191 от 29.12.2004 г.;
  • Постановления Правительства № 576 и 1223.

Земля под многоквартирным домом

На законодательном уровне существует множество тонких моментов, касающихся земель под многоквартирными домами.

Среди них можно выделить:

  • К такой собственности принадлежат все помещения дома, не являющиеся жилыми, но необходимые для полноценной эксплуатация квартир, включая коридоры, крыши, земельные участки и пр.
  • Собственники квартир дома имеют право использовать долевую собственность в своих целях, если это прямо не ущемляет права соседей и иных граждан.
  • Распоряжение землей относится к праву только владельцев квартир, но полноценное владение допускается только в рамках Жилищного кодекса РФ.
  • Передача в собственность подразумевает возложение ответственности за .
  • Любые изменения, касаемые придомовой земли, решаются и принимаются на общем собрании всех жителей дома, для принятия правомерного решения, требуется собрать более половины голосов от общего числа жителей.

Владельцы общедомовой территории могут ограничить участок в части использования. Например, такое ограничение может коснуться использования двором субъектов, не входящих в состав жильцов дома.

Читайте о перечне работ по текущему ремонту многоквартирного дома.

Какие права и обязанности у консьержа в многоквартирном доме? Смотрите .

Как узнать, кому принадлежит?

Выяснить, в чьей собственности земля под многоквартирным домом, можно двумя способами:

  • Зайти на официальный сайт Росреестра и нажать на вкладку, где показывается кадастровая карта — здесь можно рассмотреть территорию города, разделенного на сектора, изучить детально информацию об участке.
  • Вторым способом является проверка наличия налоговых платежей, по правилам, владельцы домов обязаны ежегодно уплачивать налог на землю.

Формирование

Формирование участка, на территории которого располагается многоквартирный дом, относится к полномочиям органов власти. Ориентиры участка определяются с учетом требований земельного и градостроительного законодательства.

Порядок формирования участка предусматривает следующую последовательность действий:

  • Выбирается правомочное лицо на собрании владельцев квартир. Выбранное лицо наделяется полномочиями касаемо обращений в органы власти с соответствующим заявлением, предусматривающим прошение о формировании участника и проведении в отношении него кадастрового учета.
  • Формируются границы участка. На основании поступившего заявления, орган местной власти в месячный срок должен обеспечить работу по формированию границ надела и утвердить схему его расположения.
  • Земельный участок ставится на кадастровый учет. Процедура начинается после завершения формирования участка. Представленная документация должна содержать указание о том, что на земле находится именно многоквартирный дом. Это означает, что схема расположения участка должна содержать указание на вид разрешенного использования, например, «для размещения многоквартирного дома».

Учет земельных наделов сопровождается с процедурой, включающей сведения о правомочиях на такие участки. Кадастровый документ содержит указание на вид владения, сведения о собственнике и иные особые отметки.

Размеры и границы

Нормы земельного права определяют размеры участков. Рассчитываются они с учетом фактических объемов пользования землей и утвержденных правил градостроения.

Формула должна учитывать:

  • процент (коэффициент) застройки;
  • доступность прохождения транспортных средств;
  • общее занимаемое пространство помещений, расположенных в доме;
  • количество этажей и пр.

Порядок оформления в общую долевую собственность

Оформление участка для передачи его владельцам на общих долях проходит в следующем порядке:

  • проводится сбор жильцов дома, на повестку выносится вопрос о проведении процедуры по регистрации земли в собственность;
  • подписывается протокол, в котором отражается итог принятого решения;
  • в местный орган власти подается заявление с прошением перевести землю под многоквартирным домом в общее долевое владение;
  • предоставляется заявление в местное самоуправление с просьбой о формировании участка;
  • после проведения работ по устройству земли, утверждается проект границ участка;
  • проводится формирование участка.

Межевание участка может потребоваться, если изначально он не имел ориентиров, то есть, границ. Проектная документация отдается на утверждение в местный орган власти.

На основании подготовленного межевания, принимается решение о передаче надела во владение на началах долевой собственности. Закрепляется право в порядке регистрации в Росреестре.

Перевод земли в собственность имеет определенные плюсы и минусы. К плюсам можно отнести:

  • возникновение гарантии того, что без разрешения владельцев использование участка запрещается;
  • не допускается отчуждение участка без получения согласия собственников;
  • дополнительная прибыль (собственники могут сдавать часть участка в аренду или для возмездного пользования);
  • полученные средства можно направить на благоустройство территории.

Узнайте о начислении оплаты за отопление в многоквартирном доме.

До скольки можно шуметь в многоквартирном доме? Информация .

Когда делают ремонт кровли в многоквартирном доме? Подробности в этой статье.

Отрицательные моменты включают:

  • возникновение налоговых обязательств – наличие во владении доли увеличивает кадастровую стоимость, а параллельно приносит и налоговое бремя;
  • ответственность – дольщики должны отвечать за содержание участка, находящегося во владении.

Безусловно, положительных моментов больше. Соответственно, перевод земель в долевую собственность – это выгодный вариант для жильцов многоквартирного дома.

Дважды не заплатишь

Очень часто спрашивают: положен ли налоговый вычет при покупке жилья, если человек, который приобрел недвижимость, не работает, но получает пенсию. К сожалению, нет, вернуть назад часть уплаченных денег не удастся. Так что ссылки в письмах читателей на то, что в налоговой инспекции им «немотивированно» отказывают, необоснованны. Дело в том, что эта льгота предоставляется государством в виде возвращения части уплаченного гражданином подоходного налога (налога на доходы физических лиц). Если человек работает — он платит подоходный налог в размере 13% от своих заработков. Но пенсионеры от уплаты подоходного налога освобождены, этот налог с их пенсий не удерживается. Соответственно, и возвращать пенсионеру, потратившемуся на приобретение жилья, нечего. Единственное исключение — работающие пенсионеры. Они могут воспользоваться этой льготой, вернув суммы подоходного налога, уплаченного с их зарплаты.

А теперь — о новациях, которые произошли в нынешнем году с уплатой земельного налога.

После многолетних обсуждений в правительстве, министерствах, в экспертном сообществе вместо введения единого налога на недвижимость, о котором так много говорилось в последнее время, осенью 2014 года был принят закон, изменяющий порядок начисления и уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

«Единый налог на недвижимость решено не вводить, — поясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. — Поправками Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ установлено, что и земельный налог (глава 31 НК РФ), и налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ) уплачиваются отдельно. При этом оба рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащего на праве собственности гражданину жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иного здания, строения, сооружения, помещения».

Государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом

Эти поправки в Налоговый кодекс, вступили в силу с 1 января 2015 г. Таким образом, с начала нынешнего года прекращено действие Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» и начали действовать положения главы 32 НК РФ о налоге на имущество физических лиц.

«Одна из новелл нового закона — теперь земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, — поясняет Дмитрий Гордеев. — Раньше такого изъятия не было».

Именно потому многие наши читатели, живущие в собственных квартирах в многоквартирных домах, с удивлением обнаружили осенью в своих почтовых ящиках квитки из налоговой службы с предложением заплатить налог за участок под общим домом.

«В прошлом году такой налог платить было нужно, — говорит Гордеев. — А в 2015 году он отменен, и оплачивать его не надо. Но не запутайтесь: в текущем году мы оплачиваем налоги за предыдущий год. То есть в 2015 году нам пришлют расчетные квитанции за 2014 год, когда требование об уплате такого налога действовало. Напомню, что собственник квартиры в многоквартирном доме является также собственником доли в земельном участке, на котором расположен дом, и эта доля пропорциональна площади его квартиры. Исходя из этого и рассчитывается сумма земельного налога. Уплатить его будет нужно в срок до 1 октября 2015 года. А вот в 2016 году этот налог уже никто платить не будет».

Правда, по мнению эксперта, не стоит рассматривать это решение законодателей, освободивших граждан-собственников от необходимости платить земельный налог за свою долю в «общем» участке, как щедрость государства.

«Согласно Жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, при условии, если его границы указаны в документах государственного кадастрового учета, входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, — уточнил Дмитрий Гордеев. — То есть стоимость такого земельного участка учитывается в стоимости квартиры. А собственник квартиры обязан платить налог на имущество физических лиц.

Единственное, что можно констатировать, это то, что государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом».

Платим ли мы за землю, на которой стоит наш дом

Среди населения нашей страны все еще существуют сомнения, кто должен платить за землю под многоэтажками. На сайтах содержится огромное количество информации о том, кому принадлежит земля и платят ли за нее собственники квартир. Давайте попробуем еще раз разложить все по полочкам.

Земля под многоквартирным домом – «довесок» к купленной квартире

Ответить на этот вопрос поможет Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 37 этого документа говорит о том, что землей, на которой построили дом, на праве долевой собственности владеют собственники квартир.

Но для того, чтобы земля перешла в собственность владельцам квартир, застройщик дома должен определить границы земельного участка и зарегистрировать полученные владения в уполномоченных местных органах.

Только имеющий кадастровый номер участок может являться долевой собственностью владельцев квартир. До момента присвоения кадастрового номера земельному участку, он числится за органами МСУ.

Напомним, что земельным участком под многоквартирным домом понимается не только площадь, которую занимает фундамент постройки, но придомовая территория. Её размеры определяют нормы градостроительства, а также требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические нормы. Все это хозяйство вместе с землей делятся между собственниками жилья пропорционально площади самих квартир.

Изменения законодательной базы

С момента вступления в силу в 2005 году Жилищного кодекса до 2015 года налог на землю под многоквартирным домом уплачивался физическими лицами по установленным местными властями тарифам.

Кроме того, при уплате данного налога действовали льготы согласно федеральному и региональному законодательству. Такое положение вызывало некоторые неясности. Во-первых, в законе не указано, как конкретно рассчитывается размер налога на каждого собственника. Также во многих субъектах не велись реестры, по которым можно было учитывать каждого налогоплательщика данного вида налога.

Для юридических лиц (например, ТСЖ) до конца 2014 года тоже действовал закон, обязывающий уплачивать налог на землю под многоквартирным домом. При этом обязательным условием было то, что земля должна находиться в собственности товарищества.

С 1 января 2015 согласно статьям ФЗ № 284 обязанность на оплату земли под многоквартирными домами была полностью отменена. Вместе с этим утратил свою силу и закон «О налогах на имущество физических лиц».

Власти отменили налог

Казалось бы, очень приятная и даже удивительная ситуация — государство отменило налог. Но не стоит обольщаться и думать, что сегодня мы не платим в бюджет за землю по МКД. Взамен одному налогу пришли новшества.

Сегодня в стоимость квартиры уже заложена и стоимость доли земли (кадастровая стоимость вместо инвентаризационной). Между тем, каждый собственник жилья обязан выплачивать имущественный налог.

Таким образом, можно сделать вывод, что налог на землю под МКД не отменили, а просто переквалифицировали. Соответственно, сумма выплаты не уменьшается, а увеличивается.

Также, как и при уплате земельного налога на имущественный налог для физических лиц действуют льготы. Они распространяются почти на определенные категории граждан

  • Пенсионеры;
  • Участники и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Инвалиды детства
  • Инвалиды 1 и 2 группы;
  • Участвующие в боевых действиях в Афганистане и других странах.

Для оформления компенсации необходимо обратиться в местный налоговой орган и отделы социального обеспечения, чтобы предоставить документы, подтверждающие право собственности и право на льготу.

При этом, для пенсионеров и других льготников это право действует только в отношении одного объекта определенного вида (например, если у собственника две квартиры, льгота на имущественный налог предоставляется только за одну из них).

После распада Советского союза все социальные сферы были полностью изменены. Система налогообложения не осталась в стороне. Изменения, коснувшиеся земельных и имущественных выплат, связаны и с преобразованием жилищной системы государства.

Если раньше, граждане владели только стенами, то новые статьи законов предоставили им и право собственности на землю. А вместе с правом возникает и обязанность. Обязанность платить за свою собственность.

Блог

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий.

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

Либо, в свете вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, у собственников есть право на обращение в суд для разрешения спорных вопросов, связанных с границами земельного участка придомовой территории, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, об обжаловании действий муниципалитета по проведенному ранее межеванию земельных участков и установлению их границ, а именно: оспорить само право третьего лица на смежный участок, если он нарушает права собственников МКД (в плане границ общего имущества) или установить в судебном порядке границы (границы смежного участка), учитывая границы участка под МКД и придомовой территории.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, утвержденному Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 года (далее по тексту – Перечень 290), согласно пунктам 24 и 25, работами по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д. B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО «(…)» услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Таким образом, неважно, сформирован земельный участок придомовой территории или нет, собственники обязаны его содержать.

Ну, а по вопросам оформления права собственности на придомовую территорию согласно закону о регистрации недвижимости, будем надеяться, что на законодательном уровне будет разрешены все спорные моменты, указанные в настоящей статье. Или, как чаще всего происходит в нашей стране, суды, после обращения за разрешением спорных ситуаций наиболее продвинутых собственников и управляющих организаций, сформируют судебную практику, которая впоследствии будет внесена в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

С уважением, Ильмира Носик

Участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, подлежат обложению земельным налогом. Ставки налога зависят от типа земельной территории и ее месторасположения — Налоговым кодексом устанавливаются только базовые значения ставок, местными органами власти эти показатели могут корректироваться. А должен ли начисляться налог на земельный участок под многоквартирным домом? Ответ на этот вопрос надо искать в нормах Налогового и Жилищного кодексов.

Плательщиками земельного налога, согласно ст. 387 НК РФ, являются физические и юридические лица. Главным ориентиром при идентификации налогоплательщика выступают правоустанавливающие документы – фискальные обязательства могут возникать только у собственников земельных наделов, а также при наличии права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Аналогичны условия и по землям, находящимся в долевой собственности, при этом начисление налога будет осуществляться в привязке к сроку владения в налоговом периоде и размеру принадлежащей доли. Налоговых обязательств у физического лица не возникает, если пользование наделом осуществляется на праве безвозмездного пользования. Арендаторы также не платят налог на землю, но фискальные платежи могут быть включены в состав их ежемесячной арендной платы.

Читайте также: Повышение тарифов ЖКХ с 2019 года

Налог на землю под многоквартирным домом

До 2015 года земли под частными и многоквартирными жилыми строениями облагались земельным налогом. В последнем случае расчет налога предполагал предварительное выделение долей владельцев квартир в земельном наделе под общим домовладением. Доля каждого собственника определялась в пропорции площади квартиры в доме к общей площади здания — чем больше квадратура находящейся в собственности недвижимости, тем больше надо было платить налог на землю. При этом по долям, которые приходятся на неприватизированные квартиры, налогоплательщика не было, так как эти помещения находятся в муниципальной собственности.

С начала 2015 года алгоритм налогообложения земель под жилой недвижимостью изменился – появилась норма, освобождающая от налогообложения земли, являющейся составной частью общего имущества многоквартирного дома (закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Это означает, что налог на общее имущество многоквартирного дома в части земельного участка под домом не начисляется в отношении владельцев комнат, квартир и иных помещений в МКД.

Читайте также: Новые правила оплаты отопления

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ общее имущество многоквартирного дома включает в себя:

  • помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания нескольких квартир (речь идет о лестницах, лестничных площадках, чердаках, коридорах, подвалах и помещениях, отведенных под инженерные коммуникации);

  • помещения, находящиеся в доме, которые не принадлежат никому из собственников квартир и используются для удовлетворения социально-бытовых нужд жильцов;

  • крыши;

  • ограждения, несущие конструкции, оборудование для обеспечения доступа к инфраструктуре здания лиц с инвалидностью, механическое, санитарное и электрооборудование;

  • земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, включая придомовую территорию, занятую объектами озеленения, стоянками, детскими площадками и другими элементами благоустройства.

Перечисленные объекты принадлежат владельцам квартир на праве общей долевой собственности. При этом земельный налог на общее имущество многоквартирного дома платить не надо.

Читайте также: Налоги на частные дома в 2019 году

Причины освобождения участков земли под многоквартирными домами от налогообложения приведены в письме Минфина от 10.12.2014 г. № 03-05-04-02/63602. Владелец квартиры после выделения доли его собственности в земельном участке под МКД не наделяется правом самостоятельного распоряжения таким активом, он не может отчуждать его по собственной инициативе или производить выдел своей части земли в натуре (п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Налоговый орган исчисляет налоговые обязательства по расчетам физических лиц с бюджетом по земельному налогу только на основании данных из государственного кадастра и базы ЕГРН. Но на практике в подавляющем большинстве МКД официально не выделены доли владельцев квартир в земельном наделе под зданием, что препятствовало определению размера земельного налога. При этом законодательно не прописан алгоритм привлечения к ответственности владельцев квартир за отсутствие выделенных земельных долей, как нет и государственного органа, который бы специализировался на работе с собственниками помещений в МКД в отношении земельных территорий, относящихся к конкретному домовладению. Все эти факторы в комплексе и легли в основу решения об отмене земельного налога для владельцев квартир в МКД.

Читайте также: Налогообложение земельных участков

Что касается компаний-застройщиков, то, согласно разъяснениям ФНС в письме от 15.08.2017 № ЗН-4-21/16064@, их обязанность по уплате земельного налога в отношении участка под МКД прекращается с момента перехода этого участка к собственникам помещений дома в общую долевую собственность (с момента регистрации права собственности на любое из помещений первым из собственников).

Читайте также: Налог на дачный дом в СНТ 2019

Земля под домом: мотивы ВС в деле о принципиальном для рынка недвижимости вопросе

Экономическая коллегия Верховного суда РФ опубликовала определение по делу с участием застройщика ООО «Териберский берег». Он пытался зарегистрировать право собственности на земельный участок под многоквартирным домом, в котором выкупил все квартиры. Позиция Росреестра и трех инстанций экспертов «Право.ru» сильно удивила. Коллегию ВС, видимо, тоже: она дала подробные разъяснения на этот счет.

Дело ООО «Териберский берег» интересно по двум причинам, считает Максим Кузнеченков, партнер Baker & McKenzie. «Во-первых, тем, что суды нижестоящих инстанций единодушно заняли позицию, которая прямо противоречит целому ряду положений закона (как это ясно объяснено в определении ВС). При этом речь идет о принципиально важном для рынка недвижимости вопросе — о праве собственника всех квартир в жилом доме на земельный участок под домом», – комментирует он. А во вторых, по словам Кузнеченкова, заслуживают внимания в этом споре разъяснения ВС относительно обременения на участок в виде залога в силу закона – в пользу участников долевого строительства.

Сам спор разгорелся из-за земли в городском округе Щербинка в Москве. Там был жилой многоквартирный дом. За 6 лет (с 2008 по 2014 гг.) застройщик «Териберский берег» выкупил все восемь квартир, потом разрушил здание и отправился в Росреестр Москвы с заявлением о регистрации права собственности на образовавшийся под ним земельный участок. Росреестр в регистрации компании отказал.

«Териберский берег» пошел добиваться своего в суд, оспорив отказ Росреестра в АСГМ (№ А40-78400/2015). Однако и там его ждала неудача. После покупки всех квартир «Териберский берег» должен был зарегистрировать право собственности на жилой дом как на единый объект недвижимости, были уверены в АСГМ. И апелляционная коллегия 9-го ААС, и кассационная АС Московского округа с этим согласились. По мнению всех трех инстанций, право собственности на здание в целом и, как следствие, на землю под ним, у застройщика не возникло, а после разрушения дома – просто прекратилось и отсутствует в силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса (ГК).

Общая собственность превращается в индивидуальную

Позиция судов противоречит закону, решила Коллегия Верховного суда по экономическим спорам (КЭС) и подробно разъяснила ошибки судов в недавно опубликованном определении.

Согласно ст. 289 ГК РФ и ст. 36 Жилищного кодекса (ЖК), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности и общее имущество (в том числе и земельный участок под ним), сразу напомнила КЭС. А когда именно участок переходит в общую долевую собственность, судьи ВС решили объяснить очень детально.

Ответ можно найти в ст. 36 ЖК и ст. 16 Закона 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса». Право общей долевой собственности в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета, объяснила КЭС. Момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество, а также момент перехода доли в праве – дата государственной регистрации права собственности на квартиру.

Таким образом, покупатель квартиры с момента государственной регистрации права собственности на данный объект приобретает в силу закона и право на долю в общей долевой собственности на сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен дом.

При этом, если одно лицо приобретает право собственности на все помещения в здании, то оно в силу закона становится обладателем всех долей в праве собственности на земельный участок, уточнила КЭС. Существование долевой собственности на имущество более невозможно, и она с учетом положений пп. 2 и 4 ст. 8.1 ГК должна рассматриваться как индивидуальная собственность лица на недвижимую вещь.

Как еще раз акцентируется в определении ВС:

<…> при приобретении одним лицом всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а следовательно, всех долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, такое лицо с момента государственной регистрации права на последнюю квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме становится собственником всего земельного участка.

«КЭС указала, что моментом трансформации права общей долевой собственности на индивидуальную является регистрация права собственности на последнюю квартиру или нежилое помещение в многоквартирном жилом доме», – комментирует выводы ВС Сергей Шумилов, руководитель практики «Земля. Недвижимость. Строительство» «Инфралекс». Таким образом, КЭС связывает с моментом внесения записи в публичном реестре о праве собственности на последнее помещение наступление трех юридических фактов. Первое – собственно переход права собственности на это помещения. Второе – прекращение права общей долевой собственности на земельный участок под домом. Третье – возникновение права индивидуальной собственности у лица, который приобрел такие помещения. «Такой подход, очевидно, упростит процедуру оформления земельно-правовых отношений застройщиками, которые ведут комплексную застройку кварталов и микрорайонов и осуществляют поэтапное расселение отдельных домом», – считает Шумилов.

При этом вывод нижестоящих судов о том, что для приобретения права на земельный участок новый собственник всех помещений должен был преобразовать все в единый объект, не основан на положениях закона, уточнила КЭС. Суды в подтверждение своей позиции ссылались на п. 8 Постановления Пленума ВАС № 64 от 23 июля 2009 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания». Однако там говорится о праве лица совершить такие действия, а не об обязанности, пояснила КЭС. Это уточнение, по мнению Шумилова, также важно: «Применение указанного подхода на практике исключит необходимость прохождения бессмысленных процедур по кадастровому, техническому учету и государственной регистрации в целях преобразования помещений и общего имущества многоквартирного дома в единый объект».

О гибели

Основания прекращения права собственности на земельный участок приведены в ст. 44 Земельного кодекса (ЗК), и такого мотива, как уничтожение здания на земельном участке, там нет, продолжала разбирать по полочкам ошибки судов КЭС.

Многоквартирный дом и земельный участок – это разные объекты, и гибель дома не ведет к прекращению права частной собственности на земельный участок, возникшей до сноса дома.

Более того, ч. 6 ст. 36 ЖК уточняет, что и в случае разрушения дома собственники помещений сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок. А значит, сохранил право собственности на землю после сноса дома и «Териберский берег». «Иное бы означало незаконное изъятие имущества (земельного участка) из собственности общества», — уточняется в определении.

Ст. 44 ЗК и 36 ЖК относятся только к жилому многоквартирному дому. Поэтому, по словам Сергея Шумилова, не ясно, будет ли в будущем этот вывод КЭС применяться к иным объектам недвижимости: объектам коммерческой недвижимости, многофункциональным комплексам и т. п., где тоже есть общее имущество с аналогичным правовым режимом. «На текущий момент в практике арбитражных судов по иным объектам недвижимости преобладает позиция о том, что в силу принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости (ст. 1 ЗК) разрушение объекта недвижимости (ст. 235 ГК) влечет прекращения прав на земельный участок», – рассказывает юрист.

Об обременении

Отдельно КЭС дала в определении и оценку заявлению Росреестра в ВС о том, что «Териберский берег» для приобретения земли должен был обратиться к «публичному собственнику» в порядке ранее действовавшей ст. 36 ЗК. «Публичный собственник не может распоряжаться земельным участком, перешедшим в частную собственность», – ответила на это КЭС.

Указывал Росреестр в судах и на противоречия представленных «Териберским берегом» на регистрацию документов между заявленными и уже зарегистрированными правами. Однако в чем именно они заключаются, суды почему-то разбираться не стали. Не исследовали они и вопрос о том, когда вообще был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок. Именно за разрешением этих вопросов КЭС отправила спор на новое рассмотрение в АСГМ.

При этом КЭС отдельно дала разъяснения в определении по поводу наличия обременения участка в виде ипотеки. На заседании в ВС представители «Териберского берега» рассказали, что сейчас ведется строительство нового многоквартирного дома с привлечением в порядке закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» денежных средств граждан – участников долевого строительства.

Само по себе наличие такого обременения не может являться препятствием для государственной регистрации права собственности общества на земельный участок, <…> в случае, если сведения о таком участке на момент рассмотрения спора имеются в государственном реестре прав на недвижимость.

После передачи застройщиком квартир в новом доме при регистрации первого права собственности участника долевого строительства на помещение к нему переходит и доля в праве собственности на земельный участок, на всякий случай уточнила КЭС.

На это разъяснение особо обращает внимание Максим Кузнеченков. КЭС сделала вывод о том, что наличие обременения на участок в виде залога в силу закона само по себе не может быть препятствием для государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, входивший в состав общего имущества собственников, если сведения о таком участке на момент рассмотрения спора имеются в государственном реестре прав на недвижимость, поясняет он. Обоснованность последнего условия вызывает у него вопросы. «Возможно ли возникновение залога в силу закона в пользу участников долевого строительства в отношении участка, сведения о котором отсутствуют в реестре? Едва ли, – рассуждает Кузнеченков. – А что происходит, если участок изменился? Будет ли в данном случае соблюдено данное условие? Непонятно».

Мнение юристов

«Определение КЭС, безусловно, правильное, – говорит партнер «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев, – во всяком случае, в контексте действующих у нас в стране правил об общей собственности на имущество многоквартирного дома». Собственникам квартир в силу закона принадлежат доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом, и право это возникает одновременно с возникновением права на квартиру. Исчезнуть в никуда оно в дальнейшем уже не может, поясняет юрист. «Удивляет, если не сказать шокирует, единогласное несогласие с этим трех нижестоящих судов, – обращает внимание Латыев. – Находись я в начале пути, при подаче иска, полагал бы, что дело элементарно выигрышно. Поразительно, что для понимания этого пришлось доходить до ВС. А сколько подобных собственников не смогли в него пробиться?»

«Можно только сожалеть о том, что общество смогло добиться справедливости по такому несложному спору лишь в Верховном суде. — согласен и Владислав Ганжала, партнер Адвокатского бюро «Линия права». — Очень подробное и мотивированное определение коллегии ВС, с которым нельзя не согласится». По его словам, КЭС была вынуждена разъяснять судам элементарные основы – например, что многоквартирный дом и земельный участок под ним являются разными объектами и потому уничтожение дома в силу ст. 235 ГК влечет прекращение права собственности только на него. «Тогда как суды сочли, что это влечет прекращение права собственности и на земельный участок. Как в поговорке «сгорела хата, гори и забор»», — замечает Ганжала.

А воспроизведенный в определении КЭС устный довод представителя Росреестра является показательным примером бюрократии, акцентирует внимание Ганжала: «Все только через получение согласия от государственного органа и с обязательными отчислениями в бюджет. В результате на ровном месте создаются препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Наверное, именно для того, чтобы не допустить новых «креативных» идей от Росреестра коллегии пришлось дальше разъяснять, как быть с долевым строительством, которое ведется на земельном участке. Надо отдать должное такому подходу коллегии».

Удивляется позиции нижестоящих судов и Майя Петрова, партнер и руководитель практики «Недвижимость и строительство» юридической фирмы «Борениус». «Все три инстанции полностью проигнорировали вопросы, связанные с тем, когда же у ООО «Териберский Берег» возникло право собственности на земельный участок в силу закона, и почему-то не захотели исследовать обстоятельства, связанные с противоречиями между заявленными и уже зарегистрированными правами в отношении спорного земельного участка, – рассуждает юрист. – Невольно возникает вопрос о компетентности судов».

Без материалов дела сложно говорить о том, каков будет его исход после повторного рассмотрения, добавляет Петрова. Однако ключевым, по ее словам, станет вопрос о том, когда был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок, и был ли он поставлен в принципе. «Поскольку в определении КЭС указано, что в отношении земельного участка была зарегистрирована ипотека, можно косвенно сделать вывод о том, что сам участок был поставлен на государственный кадастровый учет и у истца возникло право собственности на него в силу закона», – предполагает Петрова.

Что говорится в законодательстве?

В последней редакции ФК установлено, что приобретая в собственность жилье, собственник становится и владельцем части общедомового земельного участка. Однако сам факт обладания земельным участком не означает, что тот или иной человек стал собственником земли. Собственность должна быть оформлена в установленном порядке и закреплена за данным лицом. То есть земельный участок нужно приватизировать.

Приватизация может быть проведена, как в индивидуальном порядке, так и коллективом дома.

В общей собственности жилого дома земля может находиться только в том случае, если он управляется коллективно, например, через ТСЖ. Но и в этом случае каждому собственнику жилья выделяется его доля в земельном участке. Продажа земельных долей под многоквартирным домом запрещена.

Нужно ли платить земельный налог на квартиру в многоквартирном доме?

Большинство жильцов интересуются, нужно ли выплачивать земельный налог на квартиру в многоквартирном доме. До 2015-го года все владельцы жилых помещений обязаны были выплачивать сборы, так как они считались на правах общей долевой собственности владельцами участков земли. Это налоговое обязательство применялось наравне с остальными.

С 2015 года Правительство решило освободить физических лиц от данного обязательства. Обсуждалась возможность введения налога на недвижимость, но в итоге его не приняли. Поэтому сейчас его не выплачивают.

Кстати, имеется еще одна полезная статья на схожую тему — про последние новости приватизации на 2019 год.

Когда данное обязательство у собственников жилых площадей в новостройках еще существовало, люди обнаруживали соответствующие суммы в своих платежках. Деньги выплачивали в соответствии с кадастровой стоимостью земли.

Кадастровая стоимость х Налоговая ставка в процентах х Доля в праве.

Допустим, кадастровая стоимость была равна 1 млн руб, а доля физического лица была равна 0,1. В конкретном регионе действовала ставка в размере 0,3%. Тогда сумма обязательства для уплаты составляет 300 руб. Если человек владел жилой площадью на протяжении полугода, то заплатить за год необходимо 150 рублей.

Когда налоговые обязательства этого типа еще существовали, то собственники приватизированной квартиры должны были выплачивать по установленным ставкам. Приватизированная жилая площадь – прямое свидетельство того, что у нее есть собственник. Он же и платил установленную сумму земельного налога на приватизированную квартиру.

Рассматривался и случай, когда приватизированным жилое помещение было сразу на нескольких граждан. Тогда установленное обязательство необходимо было им выплачивать в равных долях в соответствии с величиной их площади.

О том, как в 2019 году вносятся авансовые платежи по земельному налогу (сроки уплаты, размер и т. п.), написано здесь.

С кооперативными домами возникало много вопросов. На практике обязательство возлагалось на юридическое лицо, на которое был записан дом. Например, его выплачивали ТСЖ. А уже в ТСЖ распределяли налоговые суммы между собственниками. Разделялась сумма точно так же – по месяцам пропорционально долям в имуществе.

Кто и на каком основании должен выплачивать?

Земельный налог уплачивает только собственник земельного участка. Для того чтобы тот или ной гражданин или организация стал собственником земли, участок должен быть размежеван, т.е. определены его границы. Определено его месторасположение.

Он должен быть зарегистрирован в Кадастровой Палате и иметь свой номер. После этого владелец участка становится его собственником. Он заносится в ЕГРП и с этого момента обязан уплачивать земельный налог.

Фактический владелец земли, не зарегистрировавший свою долю в участке под многоквартирным домом, собственником не признается и с него земельный налог не удерживается. Если земля под домом находится в собственности муниципалитета, то с такого участка налог так же не уплачивается.

Как рассчитывается налог

Правительство и депутаты пошли навстречу гражданам, проживающим в многоквартирных домах, ввиду спорной ситуации, возникавшей в связи с двумя обязательными платежами – земельным и имущественным налогом.

Совмещение этих налогов делало общую сумму платежей весьма обременительной для большинства семейных бюджетов.

Доля участка, предназначенная для владения каждым отдельным жильцом дома, пропорциональна площади его квартиры. По этому принципу и определялась база для налогообложения. Но в большинстве случаев возникали трудности именно с определением долей, а, значит, и с внесением участка в кадастровый реестр.

Отмена земельного налога для жильцов многоквартирного дома была логичной и своевременной. Однако заплатить налог в 2015 году всё же придётся – фактически это сумма за прошедшие двенадцать месяцев, которую необходимо внести в казну до ноября 2015 года (то есть, в год, идущий за отчётным периодом).

Расчёт и сумма платежа зависят от трёх величин:

  • кадастровой стоимости земли, находящейся под домом;
  • налоговой ставки;
  • общей площади квартиры.

Региональная власть имеет право только на уменьшение размера ставки, указанной в Налоговом кодексе (394-я статья).

Формула расчёта следующая:

  • площадь квартиры делится на количество всех помещений в многоквартирном доме;
  • полученная сумма умножается на кадастровую стоимость земли под домом;
  • и ещё раз умножается на ставку (чаще всего это упомянутые выше 0,3%).

Для этого в органы кадастра подаётся специальный запрос. Если стоимость выше рыночной, жильцы вправе её оспорить через суд или в досудебном порядке, предоставив в Росреестр заключение от независимого оценщика и документы на участок (включая кадастровый паспорт).

Уплатить налог можно лично или посредством ТСЖ. В последнем случае жильцы лишь компенсируют выплаты, произведённые организацией, которая выступает в качестве юридического лица.

Когда производится расчет земельного налога на квартиру, за основу берется кадастровая стоимость земли, где расположен конкретный дом. Она умножалась на долю, соответствующую площади помещения. После этого еще производилось умножение на установленную ставку. Если категория лица относится ко льготным, то умножается число еще и на соответствующую льготу.

Важно обратить внимание, что в настоящий момент государством была отменена необходимость уплаты сборов на землю в многоквартирном строении. Поэтому важным условием является изучение законодательных норм по вопросу налогообложения.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Как рассчитать?

При расчете величины земельного налога учитывают налоговую базу, льготы, налоговую ставку.

Налоговой базой считается стоимость участка, учтенная в кадастре. Для расчетов берется стоимость, сложившаяся на 1 января периода, за который уплачивается налог.

Налоговая, процентная ставка устанавливается государством, но местные органы ее вправе уменьшать, но не увеличивать. В случае участка под многоквартирным домом государством установлена ставка 0,3 процента.

Для того чтобы определить действующую на данный момент стоимость участка, ставку, установленную в данном населенном пункте, кому полагаются льготы или освобождение от уплаты земельного налога, нужно обратиться либо в Росс реестр, либо в налоговую службу. Можно получить нужные сведения на сайтах этих организаций.

Прежде чем перейти к примерам расчета налога, отметим, что:

  • налогоплательщик уплачивает налог только со своей доле участка, находящегося в общедомовой собственности;
  • если собственнику полагается льгота, то она составляет не менее 10000 рублей. Местные органы могут увеличить сумму льготы в соответствии с местными условиями;
  • некоторые категории граждан могут быть полностью освобождены от уплаты земельного налога.

Организациям, включая ТСЖ, налоговые вычеты не устанавливаются. Они или платят налог в полном объеме, или полностью освобождаются от него.

Для того чтобы вычислить величину налога нужно стоимость участка, определенную в кадастре, умножить на поправочный коэффициент, т.е. налоговую ставку. Результат и будет величиной налога, который следует уплатить. Если у собственника имеется льгота, то из кадастровой стоимости сначала вычитают величину льготы. Остаток умножают на установленную в данной местности ставку. Результат и будет суммой земельного налога, подлежащего к оплате.

Рассмотрим пример уплаты земельного налога организацией. Будем считать, что ей принадлежит магазин, расположенный в доме, в котором есть еще 10 двухкомнатных и столько же трехкомнатных помещений. Площадь магазина – 150 квадратных метра. Двухкомнатные – 55 квадратов, трех – 80. Жилье полностью приватизировано. Стоимость земли под домом – 600000 рублей.

Процентная ставка – 0,3%. Для вычисления налога сначала определим общую площадь участка. Для этого суммируем площадь всех квартир и магазина. Получаем – 1500 квадратных метров. Затем вычисляем долю магазина в общей собственности дома. Для собственника она всегда пропорциональна общей собственности. И получается у нас, что доля магазина равна 0,1.

Магазин никаких налоговых льгот не имеет, от уплаты налогов не освобожден, поэтому налоговая база для него составит 60000 рублей (стоимость умножаем на долю, в данном случае – 0,1) Затем базу умножаем на ставку(60000 на 0,3) и получаем 180 рублей. Эта сумма и будет величиной налога.

Для двухкомнатной, к примеру, квартиры, находящейся в том же доме, доме схема вычислений будет такой же. Если, конечно, нет льгот. Условия указаны выше, повторяться не будем. Вычисляем долю в общей собственности. У нас получилось, что она составляет 0,04.

Затем – налоговую базу. В нашем случае она составит 24000 рублей. Затем умножаем результат на ставку и получаем 72 рубля земельного налога. Если собственнику была предоставлена льгота, то из налоговой базы вычитаем 10000 рублей. 24000 — 10000= 14000. Полученный результат умножаем на ставку 0,3 и получаем 42 рубля. Это и есть величина налога.

Налогообложение в нашем случае земельного участка под жильем регулируется сразу несколькими кодексами: ЖК, ЗК, НК. Нормы каждого из них имеют свои тонкости и нюансы. Человеку, не имевшему ранее с законом дела и не знакомому с юридической казуистикой, порой разобраться во всех тонкостях самому не под силу.

Поэтому, учитывая, что налогообложение одна из самых сложных областей права, лучше обратиться к квалифицированному юристу. Но надо помнить, что юристы, как и врачи, имеют узкую специализацию. Выбирать надо того юриста, который занимается именно теми вопросами, которые вам предстоит решить, и имеет наработанный практикой опыт. Размер штрафов по неуплате земельного налога смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *