Закрыть обособленное подразделение

Содержание

Декларация по налогу на прибыль обособленного подразделения

Актуально на: 16 августа 2018 г.

Если в состав организации, находящейся на ОСН, входят обособленные подразделения (ОП), такая организация должна в общем случае представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль не только по своему месту нахождения, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Но нужно иметь в виду, что если обособленное подразделение находится в том же субъекте РФ, что и головная организация, и такая головная организация приняла решение самой уплачивать за свое ОП налог на прибыль в бюджет субъекта РФ и уведомила о таком намерении налоговую инспекцию, представлять налоговую декларацию по месту нахождения обособленного подразделения не нужно. Аналогично, если у организации есть несколько ОП в одном субъекте РФ, налог на прибыль в бюджет этого субъекта может уплачиваться по месту нахождения одного из обособленных подразделений (так называемого ответственного ОП). Соответственно, и декларацию по таким обособленным подразделениям нужно будет представлять только одну – по месту нахождения ответственного ОП (п. 1.4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

О составе налоговой декларации обособленного подразделения и особенностях ее составления расскажем в нашей консультации.

Состав налоговой декларации обособленного подразделения

Форма, состав налоговой декларации и порядок ее заполнения, в т.ч. обособленными подразделениями, утверждены Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

Так, указывается, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо представлять декларацию по налогу на прибыль в следующем составе:

  • Титульный лист (Лист 01);
  • подраздел 1.1 Раздела 1;
  • подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение года ежемесячных авансовых платежей);
  • Приложение № 5 к Листу 02.

Порядок заполнения прибыльной декларации в ОП

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль утвержден Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ и приведен в Приложении № 2 к Приказу.

Приведем некоторые особенности заполнения прибыльной декларации в ОП.

На Титульном листе в поле «КПП» указывается КПП обособленного подразделения, по месту нахождения которого представляется декларация. Соответственно, в поле «Представляется в налоговый орган (код)» указывается код ИФНС, куда сдается декларация. В поле «По месту нахождения (учета) (код)» указывается код 220. Это означает, что декларация представляется по месту нахождения обособленного подразделения российской организации.

В поле «Организация/обособленное подразделение» указывается полное наименование обособленного подразделения.

В подразделе 1.1 Раздела 1 строки 040 и 050 не заполняются (ставятся прочерки), ведь налог в федеральный бюджет уплачивается по месту нахождения головной организации.

Если налог на прибыль в бюджет субъекта РФ получился к доплате, заполняется строка 070. Отражаемая в ней сумма соответствует величине, показанной по строке 100 Приложения № 5 к Листу 02. Если налог к уменьшению – заполняется строка 080 (из строки 110 Приложения № 5 к Листу 02).

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, в подразделе 1.2 Раздела 1 нужно заполнить строки 220-240. В этих строках нужно показать по 1/3 суммы, отраженной в строке 120 Приложения № 5 к Листу 02.

Обращаем внимание, что подраздел 1.2 не включается в состав налоговой декларации за год.

В Приложении № 5 к Листу 02 нужно показать, в частности, долю прибыли ОП. Как она рассчитывается, мы рассказывали .

Приведем для декларации по налогу на прибыль обособленного подразделения образец ее заполнения за 9 месяцев 2018 г.

Срок сдачи декларации по прибыли ОП

Налоговая декларация по налогу на прибыль, представляемая по месту нахождения ОП, сдается в те же сроки, что и декларация по месту нахождения головной организации: в течение года не позднее 28 календарных дней со дня окончания квартала, полугодия или 9 месяцев. А по итогам года – не позднее 28 марта следующего года (п.п.3,4 ст. 289 НК РФ). При этом если последний день срока сдачи декларации приходится на выходной или нерабочий праздничный день, сдать декларацию можно будет и в следующий за таким днем первый рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Декларация по прибыли при закрытии ОП

При закрытии обособленного подразделения декларация по прибыли сдается по месту учета головной организации. При этом в качестве кода места нахождения на титульном листе декларации указывается код 223 «По месту нахождения (учета) российской организации при представлении декларации по закрытому обособленному подразделению».

В Приложении № 5 к Листу 02 по реквизиту «Расчет составлен» нужно указать код 3 «По обособленному подразделению, закрытому в течение текущего налогового периода». В строках 120, 121 Приложения № 5 к Листу 02, а также в строках 220-240 Подраздела 1.2 ставятся прочерки.

Декларацию по закрытому ОП нужно сдавать за отчетный период, в котором подразделение снято с учета, а также за последующие отчетные периоды года закрытия и по итогам года.

Срок сдачи декларации стандартный – не позднее 28 календарных дней со дня окончания квартала, полугодия или 9 месяцев, а по итогам года – не позднее 28 марта следующего года (п.п.3,4 ст. 289 НК РФ).

Обращаем внимание, что если дата снятия ОП с учета пришлась на первый отчетный период его функционирования (например, 1-ый квартал), то сдавать декларации по такому ОП уже не нужно. Соответственно, не придется заполнять и Приложение № 5 к Листу 02 в прибыльной декларации головной организации (Письмо УФНС по г. Москве от 13.04.2010 № 16-15/038587).

Особенность уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений состоит в том, что налог нужно распределить между федеральным и региональным бюджетами, на территории которых находятся подразделения.

Напомним, что с 1 января 2017 г. налог на прибыль, исчисленный по ставке 3%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17% — в региональные бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

По месту нахождения головного подразделения организации (ГП) всегда уплачивается налог на прибыль (пп. 1, 2 ст. 288 НК РФ, письмо Минфина России от 1.02.16 г. № 03-07-11/4411):

  • в федеральный бюджет;
  • в региональный бюджет в части, приходящейся на ГП.

По месту нахождения обособленного подразделения (ОП) надо платить налог в региональный бюджет в части, приходящейся на ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ, письма Минфина России от 19.05.16 г. № 03-01-11/28826, от 1.02.16 г. № 03-07-11/4411).Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Если ОП и организация находятся в одном субъекте РФ, налог за ОП можно платить по месту нахождения ГП (письма Минфина России от 25.11.11 г. № 03-03-06/1/781, от 9.07.12 г. № 03-03-06/1/333).

Когда в одном субъекте РФ находится несколько ОП, платить налог в региональный бюджет можно как по месту нахождения каждого из них, так и по месту нахождения ответственного обособленного подразделения за все ОП, расположенные в этом регионе РФ (письма Минфина России от 18.02.16 г. № 03-03-06/1/9188, от 9.07.12 г. № 03-03-06/1/333).

При уплате налога через ответственное ОП или через ГП (централизованной уплате налога) вся сумма налога в бюджет субъекта РФ перечисляется одной платежкой.

Перейти на централизованную уплату налога можно только с начала года. Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ если организация выберет такой способ уплаты налога, то его следует указать в учетной политике и уведомить налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего переходу (см. таблицу).

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Порядок уведомления налоговых органов о переходе на централизованную уплату налога на прибыль ОП

Ситуация

Форма уведомления

В какую ИФНС подавать (приложение № 3 к письму ФНС России от 30.12.08 г. №ШС-6-3/986)

Переход на уплату налога по месту учета ГП за ОП, находящиеся в том же субъекте РФ Уведомление № 1 ИФНС по месту учета ГП
Уведомление № 2 ИФНС по месту учета ОП
Переход на уплату налога по месту учета ответственного ОП за все ОП, находящиеся в том же субъекте РФ Уведомление № 1 ИФНС по месту учета ответственного ОП
Копия уведомления № 1 ИФНС по месту учета ГП
Уведомление № 2 ИФНС по месту учета ОП, через которые вы не будете платить налог

Для того чтобы платить налог через ответственное ОП или через ГП за новое ОП, следует уведомить налоговые органы в течение 10 рабочих дней по окончании отчетного периода, в котором оно создано:

  • если в регионе, где создано ОП, раньше было только ГП или только одно ОП, следует направить уведомления в указанном порядке;
  • если в регионе, где создано ОП, уже платится налог централизованно, то следует представить уведомление № 2 в ИФНС по месту учета ответственного ОП (ГП) и ИФНС по месту учета нового ОП.

Расчет доли прибыли и налога на прибыль по обособленному подразделению

Для расчета налога на прибыль НК РФ введены специальные правила определения налоговой базы у обособленных подразделений и головной организации.

Налоговая база подразделения определяется исходя из его доли прибыли в базе по всей организации в целом (абзац 1 п. 2 ст. 288 НК РФ).

При этом при расчете доли прибыли подразделения используются следующие показатели:

  • трудовой показатель (среднесписочная численность работников или величина расходов на оплату труда);
  • остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Сумма уплачиваемого в региональный бюджет налога (авансового платежа), приходящаяся на обособленное подразделение (ОП) рассчитывается по итогам каждого отчетного или налогового периода следующим образом.

1. Выбирается, какой из двух показателей будет использоваться для расчета:

  1. среднесписочная численность работников ОП;
  2. или расходы на оплату труда ОП.

Выбранный показатель следует закрепить в налоговой учетной политике. При этом его нельзя изменять до окончания года (п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).

Если используется для расчета среднесписочная численность работников, то следует определить удельный вес среднесписочной численности работников ОП за отчетный (налоговый) период по формуле:

Удельный вес среднесписочной численности работников ОП = Среднесписочная численность работников ОП/Среднесписочная численность работников всей организации Х 100%.

Отметим, что, по мнению финансистов, показатель среднесписочной численности работников ОП определяется исходя из показателей среднесписочной численности работников, определяемых на основе фактического места осуществления ими трудовой деятельности.

Место фактического осуществления деятельности определяется на основе следующих первичных документов:

  • приказы (распоряжения) о приеме, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • личная карточка работника; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда и табель учета рабочего времени;
  • расчетно-платежная ведомость.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени, на основании которого устанавливается численность работников. Кроме того, место осуществления трудовой деятельности должно быть зафиксировано в трудовом договоре с сотрудником.

2. Если для расчета используются расходы на оплату труда ОП, то следует определить удельный вес расходов на оплату труда ОП за отчетный (налоговый) период по формуле:

Расходы на оплату труда ОП по данным налогового учета/Расходы на оплату труда всей организации по данным налогового учета Х 100%.

В этом случае состав расходов на оплату труда логичнее всего определять в соответствии со ст. 255 НК РФ.

3. Определяется удельный вес остаточной стоимости амортизируемых ОС, используемых ОП, за отчетный (налоговый) период по формуле (п. 1 ст. 257, п. 3 ст. 256, п. 2 ст. 288 НК РФ, письмо Минфина России от 6.10.10 г. № 03-03-06/1/633):

Средняя стоимость амортизируемых ОС, используемых ОП/Средняя стоимость амортизируемых ОС всей организации Х 100%.

Средняя стоимость ОС, как обособленного подразделения, так и организации в целом, рассчитывается по данным налогового учета (п. 4 ст. 376 НК РФ, письмо Минфина России от 10.04.13 г. № 03-03-06/1/11824) следующим образом.

Средняя стоимость ОС за отчетный период рассчитывается по формуле:

(Остаточная стоимость ОС на 1 января + … + Остаточная стоимость ОС на 1-е число последнего месяца отчетного периода + Остаточная стоимость ОС на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом) / (Количество месяцев в отчетном периоде +1 (4, 7 или 10)).

Средняя стоимость ОС за налоговый период (год) рассчитывается по формуле:

(Остаточная стоимость ОС на 1 января + … + Остаточная стоимость ОС на 1 декабря + Остаточная стоимость ОС на 31 декабря) / 13.

Если ОП было создано в течение года, то остаточная стоимость ОС этого ОП считается по этим же формулам, а за месяцы, когда ОП еще не было создано, остаточная стоимость его ОС в расчете принимается равной нулю (письмо Минфина России от 6.07.05 г. № 03-03-02/16).

4. Определяем долю прибыли ОП за отчетный (налоговый) период по формуле (п. 2 ст. 288 НК РФ):

Доля прибыли ОП (строка 040 приложения № 5 к Листу 02) = (Удельный вес среднесписочной численности работников ОП (или Удельный вес расходов на оплату труда ОП) + Удельный вес остаточной стоимости амортизируемых ОС, используемых ОП) / 2.

5. Далее определяется сумма налога (квартального авансового платежа), которую надо уплатить по месту нахождения ОП, по формуле (п. 2 ст. 288 НК РФ):

Сумма налога на прибыль по ОП (строка 070 приложения № 5 к Листу 02) = Прибыль в целом по организации (строка 030 приложения № 5 к Листу 02) Х Доля прибыли ОП (строка 040 приложения № 5 к Листу 02) Х Региональная ставка (строка 060 приложения № 5 к Листу 02).

При этом прибыль по ОП (Прибыль в целом по организации Х Доля прибыли ОП) указывается по строке 050 приложения № 5 к Листу 02.

6. После этого рассчитываются ежемесячные авансовые платежи на следующий квартал по формуле (п. 10.8 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.16 г. № ММВ-7-3/572@ (далее — Порядок заполнения декларации), письмо ФНС России от 13.10.11 г. № ЕД-4-3/16970):

Сумма ежемесячного авансового платежа ОП в квартале, следующем за отчетным периодом (строки 220, 230, 240 подраздела 1.2 Раздела 1 по ОП) = Сумма ежемесячного авансового платежа в бюджет субъектов РФ в целом по организации в квартале, следующем за отчетным периодом (строка 310 Листа 02) Х Доля прибыли ОП за отчетный период (строка 040 приложения № 5 к Листу 02).

Пример

Организация, расположенная в г. Москве, имеет два обособленных подразделения, условно ОП 1 и ОП 2.

В качестве трудового показателя при расчете доли прибыли организация использует «расходы на оплату труда». Предположим, что по итогам I кв. 2017 г. налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации составила 200 000 руб.

Расходы на оплату труда по данным налогового учета составили:

по организации в целом — 200 000 руб. по головному офису — 100 000 руб. по ОП 1 — 40 000 руб.; по ОП 2 — 60 000 руб. Средняя остаточная стоимость амортизируемого имущества на 1.04.17 г.:
по организации в целом — 800 000 руб. по головному офису — 400 000 руб. по ОП 1 — 200 000 руб.; по ОП 2 — 200 000 руб.

Распределим налоговую базу организации за I квартал 2017 г. между головным офисом и ее обособленными подразделениями.

Для этого определим:

долю расходов на оплату труда по:

головному офису: 100 000 руб. : 200 000 руб. x 100% = 50%; ОП 1: 40 000 руб. : 200 000 руб. x 100% = 20%; ОП 2: 60 000 руб. : 200 000 руб. x 100% = 30%; удельный вес остаточной стоимости по:
головному офису: 400 000 руб. : 800 000 руб. x 100% = 50%; ОП 1: 200 000 руб. : 800 000 руб. x 100% = 25%; ОП 2: 200 000 руб. : 800 000 руб. = 25%; долю прибыли по:
головному офису: (50% + 50%) : 2 = 50%; ОП 1:(20% + 25%) : 2 = 22,5%; ОП 2: (30% + 25%) : 2 = 27,5%; налоговую базу за I кв. 2017 г.
по головному офису: 200 000 руб. x 50% = 100 000 руб.; по ОП 1: 200 000 руб. x 22,5% = 45 000 руб.; по ОП 2: 200 000 руб. x 27,5% = 55 000 руб.

Порядок заполнения и представления декларации по налогу на прибыль при наличии ОП

Если у организации есть ОП, через которые она платит налог на прибыль, то ей следует (Порядок заполнения декларации, письмо Минфина России от 1.02.16 г. № 03-07-11/4411):

1) заполнять отдельные декларации по каждому такому ОП и представлять их в ИФНС по месту учета ОП;

2) заполнять декларацию по головному подразделению организации (ГП), т. е. по организации в целом.

Особенности заполнения декларации по организации в целом

1. В декларацию надо включить приложения № 5 к Листу 02, заполненные:

по каждому ОП, через которое организация платит налог на прибыль; по организации в целом без учета ОП.

2. В строках 140 и 160 Листа 02 надо поставить прочерки.

3. В строке 200 Листа 02 надо указать сумму показателей строк 070 всех приложений № 5 к Листу 02.

Поэтому полностью заполнить Лист 02 можно только после заполнения всех приложений № 5. В то же время для заполнения приложений № 5 требуются данные, указанные в Листе 02.

Таким образом, Лист 02 и приложения № 5 к Листу 02 формируются параллельно.

4. В подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1 указываются данные только о тех авансовых платежах в региональный бюджет, которые подлежат уплате по месту нахождения ГП.

Эти данные также надо взять из приложения № 5 по ГП. В частности:

в строки 070 и 080 подраздела 1.1 разд. 1 переносятся данные из строк 100 и 110 приложения 5 к Листу 02; в строках 220–240 подраздела 1.2 указывается 1/3 величины, указанной в строке 120 приложения № 5 к Листу 02.

Порядок заполнения приложения № 5 к Листу 02

В этом приложении следует указать:

1) в строке 030 — данные из строки 120 Листа 02;

2) в строке 040 — долю прибыли ОП (группы ОП или ГП), по которому составляется приложение № 5 Листа 02;

3) в строке 050 — произведение показателей строк 030 и 040 приложения № 5 Листа 02;

4) в строке 060 — ставку, по которой ОП (ГП) платит налог в региональный бюджет;

5) в строке 070 — произведение показателей строк 050 и 060 приложения № 5 Листа 02;

6) в строке 080 (сумма строк 080 всех приложений № 5 к Листу 02 должна быть равна показателю строки 230 Листа 02):

если организация платит квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — сумму строк 070 и 120 приложения № 5 к Листу 02 декларации за предыдущий отчетный период. В декларации за I квартал в строку 080 переносятся данные из строки 121 приложения № 5 к Листу 02 декларации за 9 месяцев 2016 г.; если организация платит только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — данные из строки 070 приложения № 5 к Листу 02 декларации за предыдущий отчетный период.

В декларации за первый отчетный период проставляются прочерки;

7) в строке 100 — разница строк 070 и 080. Если результат равен нулю или меньше нуля — ставится прочерк;

8) в строке 110 — разница строк 080 и 070. Если результат равен нулю или меньше нуля — ставится прочерк;

9) в строке 120:

если организация платит квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — произведение строки 310 Листа 02 и строки 040 заполняемого приложения № 5 к Листу 02. В декларации за год ставится прочерк; если организация платит только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — ставится прочерк;

10) в строке 121:

если организация платит квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — данные из строки 120 заполняемого приложения № 5 к Листу 02. Строка 121 заполняется только при составлении декларации за 9 месяцев. В декларациях за другие периоды в этой строке ставится прочерк; если организация платит только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — ставится прочерк.

Порядок заполнения декларации по ОП

Декларация по ОП состоит из:

титульного листа; одного приложения № 5 к Листу 02; подразделов 1.1 и 1.2 разд. 1. Приложения № 5 к Листу 02 по каждому ОП уже было сформировано при составлении декларации по организации.

В титульном листе указываются:

в поле «КПП» — КПП ОП; в поле «Представляется в налоговый орган (код)» — код ИФНС по месту нахождения ОП, в которую подается декларация; в поле «По месту нахождения (учета) (код)» — 220; в поле «организация/обособленное подразделение» — полное наименование ОП.

В подразделе 1.1 разд. 1 указываются:

в строках 040 и 050 — прочерки; в строке 070 — данные из строки 100 приложения № 5 к Листу 02; в строке 080 — данные из строки 110 приложения № 5 к Листу 02.

Подраздел 1.2 разд. 1 нужен только тем организациям, которые платят квартальные авансовые и ежемесячные платежи в течение квартала.

При заполнении этого подраздела указываются (п. 4.3.2 Порядка заполнения декларации):

в строках 120–140 — прочерки; в строках 220–240 — 1/3 суммы, отраженной в строке 120 приложения № 5 к Листу 02.

В декларацию за год подраздел 1.2 разд. 1 не включается.

Если у организации есть ОП, но налог на прибыль за них она платит в ИФНС по месту учета ГП, то по таким ОП не надо: сдавать отдельные декла­рации; заполнять приложения № 5 к Листу 02.

Закрытие обособленного подразделения: пошаговая инструкция с примерами ликвидации в 2019 годуПошаговая инструкция на примерах покажет, как закрыть обособленное подразделение в 2019 году.

Обособленное подразделение – это структурная единица организации, которая часто открывается временно, для достижения каких-либо бизнес-целей. Если эти задачи уже решены, или стали неактуальны, то возникает вопрос: «Как закрыть обособленное подразделение в 2019 году?».

Виды обособленных подразделений

Закрытие обособленного подразделения зависит от его вида. Гражданский кодекс особо выделяет два вида ОП – филиал и представительство, которые вправе представлять интересы самой организации в целом. Но кроме них, есть еще обычные подразделения, такие как офис, магазин, склад, мастерская.

☑ Главный критерий ОП – это наличие стационарного рабочего места, созданного сроком более чем на один месяц. Соответственно, при прекращении деятельности структурной единицы ООО надо решить имущественные, административные и кадровые вопросы.

Кроме того, о закрытии подразделения надо уведомить налоговую инспекцию. О том, как это сделать, ничего не упустив, расскажет наша пошаговая инструкция в 2019 году.

Пошаговая инструкция по закрытию обособленного подразделения

Какой-то специальной процедуры по прекращению деятельности подразделения закон не предусматривает, но при этом существуют нормативные положения, которые нарушать нельзя. Кроме того, здесь есть определенная неувязка со сроками, из-за того, что сообщить в налоговую инспекцию о закрытии надо через три дня после принятия решения, а предупредить работников об увольнении надо за два месяца.

Документы для закрытия обособленного подразделения:

Шаг 1. Решить кадровые вопросы.

В первую очередь, надо соблюсти требования Трудового кодекса по увольнению или переводу работников, ведь, как мы уже говорили выше, по месту деятельности ОП есть, как минимум, одно стационарное рабочее место.

☑ Процедура увольнения зависит от того, где именно находилось это рабочее место – в том же населенном пункте, где зарегистрирована головная организация, или в другом городе.

Уведомить иногородних работников об увольнении в связи с ликвидацией подразделения компании надо за 2 месяца и под роспись. Далее надо выплатить увольняемым выходное пособие в размере одной месячной зарплаты. Учитывайте также, что за сотрудниками сохраняется право на средний месячный заработок на период трудоустройства — до трех месяцев. Если работник согласен, то его можно перевести в штат головного офиса или другого подразделения.

С персоналом ОП, работавшим в том же городе, что и головная организация, ситуация другая. Дело в том, что в трудовом договоре необязательно в качестве места работы указывать именно подразделение. В таком случае, если в этом же населенном пункте есть другие рабочие места, то оформляется перемещение сотрудника без изменения трудового договора. При отсутствии вакансий такой персонал увольняют в связи с сокращением штата, тоже с двухмесячным сроком предупреждения.

Разница между закрытием иногороднего подразделения и того, которое находится в том же населенном пункте, где зарегистрирован головной офис, выражается в том, что в первом случае можно уволить любого работника, в том числе, беременную женщину.

Ну а во втором случае, по сокращению штатов, не допускается увольнение:

  • Беременных женщин;
  • Матерей с детьми до 3 лет;
  • Многодетных родителей;
  • Одиноких родителей, имеющих детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет.

Об этом работодателю надо знать заранее, и при наличии таких категорий персонала обеспечить их занятость.

Учитывая, что про увольнение работников их надо заранее предупредить, можно заранее издать внутренний распорядительный документ, в котором назначаются ответственные по кадровым вопросам.

Шаг 2. Принять решение о закрытии структурной единицы.

Решение о прекращении деятельности обособленного подразделения принимает общее собрание участников. На основании этого решения руководитель общества издает приказ, где подтверждает факт закрытия ОП.

Скачать приказ о закрытии обособленного подразделения (образец)

Шаг 3. Подготовить документы для сообщения в налоговую инспекцию.

Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения надо сообщить ИФНС в течение трех дней после принятия такого решения.

Для сообщения разработана специальная форма С-09-3-2, утвержденная Приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Это простой для заполнения документ из двух листов. На первом листе указываются регистрационные данные организации (ИНН, КПП, ОГРН), фирменное название ООО и количество закрывающихся подразделений. На втором листе -адрес ОП и дата принятия решения о его закрытии.

Если закрывается сразу несколько структурных единиц компании, то второй лист заполняется по каждому из них, а на первом листе проставляется их соответствующее количество.

Кроме того, надо заполнить регистрационную форму о внесении изменений в устав или ЕГРЮЛ. До 1 сентября 2014 года сведения о наличии филиала или представительства в обязательном порядке вносились в устав, сейчас же эта информация отражается только в государственном реестре.

Соответственно, если в уставе есть информация о наличии обособленного подразделения, то придется менять текст учредительного документа по форме Р13001. Если же при закрытии ОП устав не меняется, то заполняется форма Р14001.

Итого, в инспекцию, в течение трех дней с даты принятия решения, подаются следующие документы:

  • Решение участников о прекращении деятельности структурной единицы общества;
  • Заполненная форма сообщения С-09-3-2;
  • Регистрационная форма Р13001 или Р14001, в зависимости от того, изменяется ли информация в уставе;
  • Устав в новой редакции или изменение к нему;
  • Документ об уплате пошлины за регистрацию изменений в уставе на 800 рублей (при подаче формы Р13001).

Шаг 4. Сдать отчетность по деятельности подразделения.

В состав отчетности входят налоговые декларации в соответствии с выбранной системой налогообложения и отчеты по работникам. При наличии отдельного расчетного счета его надо закрыть.

Шаг 5. Получить от налоговой инспекции уведомление о снятии с учета.

Пока ИФНС не направила уведомление о снятии обособленного подразделения с налогового учета, процедуру его закрытия нельзя считать завершенной. Дело в том, что хотя для этого предусмотрен срок в десять рабочих дней, но он может быть продлен, если инспекция назначит выездную проверку деятельности филиала, представительства или подразделения.

Что касается снятия подразделения с учета в фондах, то после перехода с 2017 года обязанностей по администрированию страховых взносов за работников к ФНС, самостоятельно уведомлять об этом не надо.

Подпишитесь на новостную рассылку, и анонсы новых статей будут приходить на вашу электронную почту:

Закрытие обособленного подразделения

Обособленные подразделения юридического лица сами юридическим лицом не являются, они действуют как часть фирмы в ее интересах. Закрытие такой структуры произвести несколько проще, чем закрыть организацию, при соблюдении определенного законодательно порядка действий. Рассмотрим его подробно.

Ещё раз про обособленное подразделение

В законодательстве упомянуты три вида обособленных подразделений:

  • филиалы;
  • представительства;
  • иные (отдельные стационарные рабочие места).

Это следует из ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ.

Филиалы и представительства различаются по своим функциям. Как следует из наименования, представительство представляет и защищает юридические интересы головной фирмы в каком-либо регионе. Задачи филиала шире: он не только представляет интересы, но и может осуществлять другие функции фирмы в регионе, где расположен, полностью или частично.

Такие подразделения должны располагаться по адресу, отличающемуся от адреса головной структуры, а также иметь стационарные (постоянные), созданные на срок более месяца, рабочие места. Понятие рабочего места можно вывести из ст. 209 ТК РФ. Это место, где сотрудник должен находиться или куда обязан прибыть в связи с исполнением трудовых обязанностей; которое контролируется работодателем.

Обособленные подразделения, если это филиал или представительство, указываются в ЕГРЮЛ. Приказом от 09/06/11 г. №ММВ-7-6/362@ ФНС утверждена форма №С-09-3-2, которая используется как уведомление (сообщение) при закрытии обособленного подразделения. В приложении №14 к приказу дается подробный порядок ее заполнения.

На заметку! Обособленные подразделения, не являясь самостоятельной юридической единицей, лишены и собственного имущества. Они наделяются активами, принадлежащими юридическому лицу – создателю.

Порядок закрытия: шаг за шагом

Теперь, уяснив основные понятия и моменты, касающиеся закрытия обособленных подразделений, перейдем к порядку необходимых действий. Отметим, что в действующем законодательстве такой порядок нигде не поименован. Он выработан практикой, с опорой на нормы закона.

Обособленное подразделение без признаков филиала или представительства закрыть проще всего.

Для этого:

  • принимается решение о ликвидации (к примеру, в ООО это решение принимает общее собрание);
  • дирекцией издается приказ о ликвидации;
  • в течение 3-х дней после его издания в ФНС предоставляется заполненная форма №С-09-3-2.

Инспекция обязана отсканировать данное заявление и передать копию в ИФНС того региона, где находилось представительство (письмо ФНС №МН-37-6/10623@ от 03/09/10 г.). Остается получить из ИФНС письмо о снятии с учета по ф. №1-5 Учет.

Если речь идет о филиале либо представительстве, после принятия решения и издания приказа о закрытии необходимо в трехдневный срок собрать пакет документации, направить в регистрирующую ФНС:

  • уведомление по ф. Р13002;
  • решение об изменении учредительной документации в части закрытия подразделения;
  • текст изменения.

Кроме этого, в ИФНС по месту нахождения главной организации необходимо направить ф. С-09-3-2.

Далее чиновники фискальных органов взаимодействуют между собой:

  1. Регистрирующая ИФНС в 5-дневный срок после принятия пакета к рассмотрению внесет соответствующие изменения в ЕГРЮЛ о прекращении работы подчиненной структуры, сформирует документ – лист ЕГРЮЛ, отражающий их, который можно получить в налоговой.
  2. Сведения об изменениях она направляет в ИФНС по месту расположения организации.
  3. Затем эти данные попадают уже в фискальный орган, на территории которого работал филиал (представительство). Может назначаться выездная проверка, после чего организации выдается письмо о снятии с учета по ф. №1-5 Учет.

Нюансы

Успешная ликвидация обособленного подразделения предполагает не только саму эту процедуру, но и соблюдение других, сопутствующих ей, правил. Перечислим основные:

  1. Если изменение в ЕГРЮЛ касается только закрытия подразделения, используют ф. Р13002 (а не ф. Р13001). Госпошлину в этом случае не платят.
  2. Перед закрытием необходимо сдать всю отчетность по филиалу и заплатить налоги, иначе закрытия не произойдет.
  3. Увольняемых работников необходимо предупредить за 2 месяца до закрытия, в письменной форме, под роспись. Если в той же местности есть другие обособленные подразделения фирмы, сотрудникам нужно предложить вакансии в них. Если это единственное подразделение в регионе, расчет с персоналом ведут так же, как при ликвидации организации. Если поблизости находится головная организация, персонал переводят на работу туда. В первую очередь это касается сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Им должны быть предоставлены аналогичные должности.
  4. Если для единственного филиала, представительства применяется процедура ликвидации, о ней необходимо уведомить службу занятости.

Тезисно

  1. Закрытие обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, заключается в уведомлении ИФНС по ф. №С-09-3-2.
  2. Если нужно внести изменения в ЕГРЮЛ, в регистрирующие органы направляют также ф. Р13002 вместе с текстом изменений и решением об изменениях.
  3. Фискальные органы зарегистрируют изменения в ЕГРЮЛ и зафиксируют факт закрытия подразделения.
  4. Необходимо помнить о своевременной сдаче отчетности и уплате налогов обособленного подразделения и строгом соблюдении норм ТК РФ в отношении увольняемых сотрудников.

Закрытие обособленного подразделения (ОП) предусматривает прохождение процедуры снятия с налогового учета отдельно зарегистрированной структуры юридического лица (филиала, представительства и т.п.). Такое подразделение характеризуется территориальной отдаленностью от головной организации и наличием хотя бы одного стационарного оборудованного рабочего места. Ликвидация ОП всегда сопровождается увольнением наемного персонала по инициативе работодателя, либо переводом его работников в другие подразделения или в головной офис.

Закрытие обособленного подразделения – пошаговая инструкция

Снятие с учета обособленного подразделения начинается с принятия двух базовых решений:

  • о ликвидации ОП;

  • о реализации кадровых перестановок и увольнений, необходимость в которых возникает в связи с предстоящим изменением структуры предприятия.

Чтобы закрытие обособленного подразделения было осуществлено в рамках законодательных требований, надо предварительно уведомить весь наемный персонал об увольнении по инициативе работодателя. В стандартных ситуациях делается это за 2 месяца до предполагаемой даты расторжения трудовых контрактов, но в случае с сезонными сотрудниками уведомительный период сокращается до 1 недели, а лиц, трудоустроенных по срочным контрактам на срок менее 2 месяцев, надо оповестить за 3 дня. Процедуре увольнения должно предшествовать предложение о переводе на вакантные должности в других ОП или в головном офисе (при наличии вакансий). Если свободных рабочих мест нет, работников увольняют по сокращению штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ).

Закрытие обособленного подразделения – пошаговая инструкция в 2019 году состоит из следующих этапов:

  1. Принятие учредителями решения о необходимости пересмотра структуры предприятия и ликвидации конкретного ОП, документальное оформление решения о закрытии обособленного подразделения.

  2. Издание приказа о закрытии ОП на основании решения учредителей.

  3. Оповещение наемного персонала об увольнении по инициативе работодателя в соответствии с нормами ст. 81 ТК РФ. Отправка сообщения о предстоящем высвобождении кадров в службу занятости. Письменное предложение работникам перевестись на вакантные места (если такая возможность имеется).

  4. Если информация о подразделении содержится в уставе компании, в него вносятся корректировки.

  5. Формирование комплекта документов для подачи в фискальный орган для снятия подразделения с налогового учета и регистрации изменений в уставе.

  6. Подготовка и сдача всех видов отчетности по итогам деятельности ликвидируемой обособленной структуры.

  7. Увольнение наемного персонала, проведение окончательного расчета с работниками.

  8. Закрытие расчетных счетов ОП.

Оповещение персонала и предложение работникам альтернативных должностей производится в письменной форме с обязательным проставлением сотрудниками подписей, подтверждающих факт ознакомления с информацией. Каждому физическому лицу, увольняемому в связи с ликвидацией ОП, в день расторжения контракта надо будет выплатить:

  • зарплату за истекший расчетный период;

  • полный набор дополнительных начислений, причитающихся работнику в соответствии с локальным положением об оплате труда (компенсации, обусловленные наличием нестандартных условий труда, премиальные, прочие вознаграждения);

  • компенсации неиспользованных отпусков;

  • выходное пособие.

Срок закрытия обособленного подразделения обозначен нормами Налогового кодекса. В пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ говорится, что предприятие должно направить в ФНС уведомление о предстоящей ликвидации ОП. Сообщение о закрытии обособленного подразделения составляется по шаблону формы № С-09-3-2 (утв. приказом ФНС от 09.06.2011 г. № ММВ-7-6/362@). Подробнее об уведомлении и приказе на закрытие можно прочитать в наших статьях.

Срок сообщения о закрытии обособленного подразделения равен трем рабочим дням с даты принятия решения о закрытии филиала/представительства или с даты закрытия иного подразделения. При проведении выездной налоговой проверки ОП будет снято с учета не ранее, чем она завершится (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Закрытие обособленного подразделения – документы

Оформление процедуры ликвидации ОП предполагает составление следующих документов:

  • протокол собрания учредителей и решение о закрытии;

  • персональные уведомления работникам подразделения о предстоящих кадровых изменениях, официальные предложения о переводе на вакантные должности;

  • приказ о закрытии ОП;

  • форма С-09-3-2;

  • при необходимости внесения корректировок в устав в ФНС отправляется форма Р13001, обновляется содержание устава; при отсутствии правок в учредительных документах в налоговый орган подается форма Р14001;

  • приказ на увольнение работников с обязательным заполнением трудовых книжек, оформлением справок о доходах (в приказе все увольняемые работники должны проставить свои подписи при ознакомлении, а при выдаче трудовых книжек сотрудники расписываются в специальном журнале).

Закрытие обособленного подразделения – отчетность

Ликвидация ОП не является основанием для освобождения субъекта предпринимательства от обязательств по сдаче отчетности. По начисленным доходам работников «обособки» и удержанным из них налогам работодатель должен подготовить формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. В документах надо отразить данные за период с начала года по дату закрытия ОП. Сдавать справки и расчет может как само подразделение, так и головное предприятие. В последнем случае действуют стандартные сроки представления отчетности за конкретный период. Обязательно надо отчитаться и по страховым взносам.

О том, как подавать декларацию по налогу на прибыль при закрытии обособленного подразделения, мы рассказывали в этой статье. Декларация сдается по месту нахождения ОП.

По налогу на имущество ликвидируемое ОП может отчитаться досрочно – до момента своего закрытия, если же отчетность подразделением не сдана, ее подает головное предприятие. Подробнее об этом можно прочесть.

Обособленные подразделения ООО: когда их нужно регистрировать

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

Строительная организация-подрядчик осуществляет работы на различных стройплощадках одного муниципального образования (города), сроки выполнения работ превышают месяц. Все строительные площадки находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу.
Работники по производственной необходимости перемещаются по площадкам, наладить раздельный учет заработной платы в разрезе стройплощадок в целях раздельного исчисления НДФЛ очень сложно.
Какие штрафные санкции ожидают организацию, если:
1) она не будет регистрировать обособленные подразделения (стройплощадки);
2) зарегистрирует все обособленные подразделения (стройплощадки) в той же налоговой инспекции, в которой зарегистрирована организация, но при этом будет уплачивать НДФЛ одним платежным поручением и сдавать только одну форму 6-НДФЛ в целом по организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время отсутствует единый подход к вопросу налоговой ответственности в случае несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу об открытии обособленного подразделения.
Нормы главы 23 НК РФ обязывают уплачивать НДФЛ в бюджет как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
До 01.01.2016 работники уполномоченных органов (в ряде случаев) и суды придерживались позиции, что в случае уплаты НДФЛ одним платежным поручением по месту нахождения головной организации с указанием верного счета Федерального казначейства для зачисления НДФЛ в бюджет у организации не возникает недоимки. Однако аналогичных разъяснений, данных после 01.01.2016, нами не обнаружено. Поэтому мы не исключаем, что при подобном способе уплаты могут возникнуть претензии со стороны ИФНС.
Представление формы 6-НДФЛ в целом по организации может повлечь применение к налоговому агенту ответственности по п. 1.2 ст. 126 НК РФ.
Обоснование вывода:
1. По вопросу применения ответственности в случае несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу об открытии обособленного подразделения (далее — ОП) сообщаем следующее.
Юридическое лицо, в течение одного месяца со дня создания на территории РФ ОП (за исключением филиалов и представительств), обязано подать сообщение об этом в налоговый орган по своему месту нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, установленных ст.ст. 119, 129.4, 129.6 НК РФ, а также п.п. 1.1, 1.2 ст. 126 НК РФ, влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ. Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый непредставленный в срок документ.
Таким образом, непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком формы N С-09-3-1 является основанием для привлечения его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. Аналогичное мнение представлено в письмах Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 22.09.2009 N 03-02-07/1-443, ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404, постановлении АС Уральского округа от 19.10.2015 N Ф09-7309/15 по делу N А76-2261/2015.
Как следует из вопроса, строительные площадки находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу.
В этой связи работники финансового ведомства отмечают, что при создании ОП на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже состоит на учете, организация также обязана сообщить о создании ОП в налоговый орган, поскольку никаких исключений для такого случая нормы НК РФ не содержат (письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314, от 09.03.2010 N 03-02-07/1-100).
Так, в материале «Нюансы создания обособленных подразделений» (интервью с С.В. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса) (Д. Ефименко, журнал «Актуальная бухгалтерия», N 8, август 2015 г.) дан ответ на вопрос: Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если в налоговой инспекции по месту его нахождения организация уже поставлена на учет?
По мнению чиновника, нужно. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что последнее находится:
— на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения;
— на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения;
— на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения.
Налоговые органы согласны с таким подходом. Например, в письме УФНС России по Иркутской области от 31.08.2012 N 16-26/014550@ пояснено, что обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.
Иными словами, в случае наличия признаков территориального обособления, даже в случае расположения подразделений на территории, подведомственной одному налоговому органу, обязанность по постановке на учет ОП существует. Если же территориального обособления нет, то отсутствуют и признаки обособленного подразделения организации (письмо Минфина России от 08.07.2013 N 03-02-07/1/26374).
При этом в письме ФНС России от 15.05.2014 N СА-4-14/9323 со ссылкой на положения п. 9 ст. 83 НК РФ налогоплательщикам напомнили, что организация вправе представить в налоговый орган по месту нахождения (либо по месту осуществления деятельности) документы, на основании которых осуществляется деятельность вне места нахождения, в том числе и трудовые договоры, для решения вопроса о наличии (отсутствии) возникновения обязанности подавать сообщение о создании обособленного подразделения.
В свою очередь, ст. 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе.
Исходя из формулировок ст. 116 НК РФ можно сделать вывод, что в случае неподачи в установленный срок в налоговый орган сообщения о создании ОП она не применяется, поскольку в ней речь идет о несвоевременной подаче заявления о постановке на учет налогоплательщика.
С учетом изложенного считаем, что за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган сообщения об открытии ОП к организации может быть применена только мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, т.е. штраф в размере 200 руб.
Схожая позиция нашла отражение в п. 7.1 письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@, посвященном вопросу применения ответственности к плательщикам торгового сбора в случае несвоевременной подачи в налоговый орган соответствующего уведомления.
Согласно разъяснениям, данным в письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика. По нашему мнению, это означает, что указанная норма может быть применена, в частности, к организации, ведущей деятельность и при этом не поставленной на учет в налоговом органе.
Вместе с тем в других разъяснениях указывается, что ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ наступает, если в установленный срок организация не сообщила в налоговый орган об ОП и представила такое сообщение с нарушением данного срока. Если же организация вообще не сообщала в налоговый орган об ОП и факт его наличия без постановки на учет выявлен налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ (смотрите материал: Вопрос: Организация не поставила на учет в налоговом органе обособленное подразделение. Какой штраф грозит организации — по п. 1 или п. 2 ст. 116 Налогового Кодекса РФ? (ответ Управления ФНС России по Кемеровской области), а также письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-02-07/1-211).
В имеющейся арбитражной практике единого мнения также не выработано.
Например, в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2015 N 15АП-3067/15, от 13.02.2015 N 15АП-21904/14 судьи признали правомерным привлечение организации к ответственности по п.п. 1, 2 ст. 116 НК РФ при осуществлении ею более месяца деятельности на строительном объекте без постановки на учет в налоговом органе по месту ведения работ.
В то же время в постановлениях АС Уральского округа от 06.07.2015 N Ф09-3379/15 по делу N А60-43928/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 N 17АП-6812/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 N 08АП-102/15 судьи пришли к выводу, что бездействие общества по несообщению налоговому органу сведений об открытии ОП не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ.
Таким образом, на данный момент можно констатировать отсутствие единообразного подхода для случаев несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу об открытии ОП.
2. По вопросу привлечения к ответственности в случае уплаты НДФЛ по месту нахождения головной организации сообщаем следующее.
Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП.
Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого ОП, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами ОП (уполномоченными лицами ОП) от имени такой организации (редакция нормы действует с 1 января 2016 года).
Иными словами, по общему правилу НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников ОП, должен перечисляться по месту нахождения (месту постановки на учет) этого ОП.
НДФЛ является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ). Однако он распределяется между бюджетами различных уровней (ст.ст. 56, 61, 61.1, 61.2 БК РФ).
Согласно п. 22 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н, распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКТМО.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ.
При этом обязанность налогового агента по уплате налога не признается исполненной (налог считается неперечисленным) в том числе в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4, п. 8 ст. 45 НК РФ).
Таким образом, при перечислении НДФЛ как за работников организации, так и за работников всех ОП, находящихся на территории одного субъекта, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации с указанием верного счета Федерального казначейства для зачисления НДФЛ в бюджет можно говорить об исполнении налоговым агентом возложенной на него обязанности, а значит, у организации не возникает недоимки (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13).
Как разъясняется в письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@, в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения ОП, а по месту нахождения головной организации речь о нарушении сроков уплаты налога не идет. Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней.
Вывод представителей налогового органа сделан с учетом имеющейся судебной практики, приведенной в этом же письме. Кроме того, работники ФНС России обратили внимание и на позицию Минфина России, изложенную в письме от 10.10.2014 N 03-04-06/51010. В указанном письме Минфина России отмечается, что при рассмотрении вопроса о привлечении налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в случае уплаты налога не по месту нахождения обособленных подразделений, необходимо руководствоваться судебной практикой, изложенной в постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08.
В частности, в постановлении от 24.03.2009 N 14519/08 Президиум ВАС РФ не согласился с позицией налоговой инспекции, которая привлекла предприятие к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе предусмотренного ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм исчисленного и удержанного НДФЛ. В анализируемом судом случае удержанные и исчисленные суммы НДФЛ перечислялись организацией по месту нахождения головного предприятия, а не по месту нахождения ОП. Судьи пояснили, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Таким образом, поскольку НДФЛ был удержан и перечислен организацией, оснований для привлечения ее к налоговой ответственности не имелось. Этот же подход применяют и суды. Например, в постановлении Девятого ААС от 03.02.2015 N 09АП-54936/14 сказано: «…в настоящий момент сложилась устойчивая судебная практика (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08) о том, что Кодекс не предусматривает ответственности за нарушение налоговым агентом порядка перечисления удержанного НДФЛ (в том числе в связи с неверным указанием кодов ОКАТО или КПП)».
Вопросы перечисления в бюджет НДФЛ применительно к нормам п. 7 ст. 226 НК РФ, действующим с 1 января 2016 года (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ), разъяснены в письме ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@. В нем, в частности, сказано, что сумма НДФЛ, исчисленного и удержанного с выплат физическим лицам — работникам ОП, должна быть перечислена в бюджет по месту учета в налоговом органе соответствующего ОП независимо от того, имеет оно отдельный баланс и корреспондентский счет или нет. Изложенный порядок применяется независимо от того, выполняются работы в таком ОП по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера. Если физическим лицам, работающим в территориальном ОП по трудовым договорам, производятся также выплаты по гражданско-правовым договорам, суммы НДФЛ, удержанного с таких выплат, перечисляются в бюджет по месту учета в налоговом органе ОП. Схожие разъяснения даны также в письме Минфина России от 19.11.2015 N 03-04-06/66970 и Информации УФНС России по Владимирской области от 03.11.2015 «О представлении расчета по налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами с 01 января 2016 года».
Следовательно, учитывая прямые нормы НК РФ, в Вашем случае головная организация должна перечислять суммы НДФЛ, удержанного из доходов работников ОП, находящихся на территории одного субъекта с головной организацией, отдельными платежными поручениями.
При этом имеющаяся арбитражная практика, а также разъяснения уполномоченных органов, в которых говорилось об отсутствии негативных последствий для налогоплательщиков в случае уплаты НДФЛ по месту головной организации, касались редакции главы 23 НК РФ, действовавшей до 01.01.2016.
Аналогичными разъяснениями финансового и налогового ведомств в отношении порядка уплаты НДФЛ после 01.01.2016 мы не располагаем. Обращаем Ваше внимание, что в указанном выше письме ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@ уже не говорится об отсутствии ответственности в случае уплаты НДФЛ в части работников ОП по месту нахождения головной организации. Поэтому мы не исключаем, что в случае указанного Вами порядка уплаты НДФЛ возможны претензии со стороны налогового органа.
3. В части ответственности за представление единого расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, сообщаем следующее.
На основании п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета в том числе расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@), за первый квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 230 НК РФ до 2016 года не было установлено, куда предоставляет сведения по форме 2-НДФЛ налоговый агент, имеющий обособленное подразделение, в отношении работников этого подразделения. Специалисты финансового и налогового ведомств разъясняли, что такие организации сведения о доходах физических лиц в отношении работников обособленного подразделения представляют по месту учета организации в налоговом органе по месту нахождения этого подразделения. Смотрите письма Минфина России от 18.03.2013 N 03-04-06/8323, от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17, от 07.12.2012 N 03-04-06/8-345, от 05.04.2012 N 03-04-06/8-103, от 23.03.2012 N 03-04-08/8-58, ФНС России от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@, от 09.12.2010 N ШС-37-3/17264@ и др.
С 1 января 2016 года в четвертом абзаце п. 2 ст. 230 НК РФ прямо указано, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
Таким образом, налоговые агенты, имеющие ОП, представляют форму 6-НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры.
Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).
Следовательно, можно сделать вывод, что непредставление отдельных форм 6-НДФЛ в отношении работников ОП может повлечь применение к Вашей организации ответственности, предусмотренной п. 1.2 ст. 126 НК РФ.
Разъяснения по вопросу представления форм 6-НДФЛ представлены в письме ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@. Учитывая абзацы 4, 5 п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года), налоговые агенты — российские организации, имеющие ОП, представляют расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений. Обязанность налоговых агентов представлять расчет по форме 6-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП. При этом глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим ОП, самостоятельно выбирать ОП, через которое производились бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета по форме 6-НДФЛ. Учитывая изложенное, расчет по форме 6-НДФЛ заполняется налоговым агентом отдельно по каждому ОП независимо от того, что состоят данные ОП на учете в одном налоговом органе.
В письме ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@ подтверждено, что налоговые агенты обязаны с 1 января 2016 года представлять форму 2-НДФЛ за 2015 год и форму 6-НДФЛ за I квартал, полугодие, девять месяцев и за год в налоговый орган по месту своего учета, а в отношении работников этих обособленных подразделений — в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, — в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших договоры от имени организации.
Арбитражная практика по данному вопросу применительно к новым нормам НК РФ по понятным причинам в настоящее время отсутствует.
Ранее (в периоде действия предыдущей редакции п. 2 ст. 230 НК РФ) судьи указывали, что представление организацией справок по форме 2-НДФЛ в любую из инспекций, где она состоит на учете, в установленный налоговым законодательством срок является надлежащим исполнением обязанностей (смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 N 08АП-10750/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 N Ф04-792/12 по делу N А27-8884/2011, от 27.04.2009 N Ф04-2593/2009(5604-А70-26), ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2009 N А33-7606/2008-Ф02-228/2009, ФАС Московского округа от 15.06.2006 N КА-А40/5048-06).
Однако с 01.01.2016 п. 2 ст. 230 НК РФ претерпел существенные изменения. В этой связи приведенная выше логика судей не столь актуальна. Поэтому мы не исключаем, что представление формы 6-НДФЛ в части работников ОП в головную организацию может повлечь применение к организации санкций, предусмотренных п. 1.2 ст. 126 НК РФ.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
8 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Ликвидация обособленного подразделения: пошаговая инструкция

Обновление: 21 сентября 2016 г.

Все отечественные юридические лица вправе по своему усмотрению открывать подразделения, территориально удаленные от основной компании. Такими подразделениями являются филиалы, представительства, и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Действующие нормы права подробно описывают порядок создания структурных подразделений, но они не содержат пошаговой инструкции ликвидации обособленного подразделения.

Общие положения о структурных подразделениях

Российское законодательство предусматривает право каждой компании иметь и создавать свои обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ).

Важно отметить, что ни одно структурное подразделение не может физически и юридически находиться по адресу основной компании. Такая структура должна быть обособлена от головной компании и территориально от нее удалена. Подобная структура должна иметь стационарные рабочие места со сроком функционирования более одного календарного месяца (ст. 11 НК РФ). Структурным подразделением компании может быть филиал, представительство или же иное обособленное подразделение (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Отечественное законодательство, предоставляя компаниям право на создание структурных подразделений, территориально обособленных от основной компании, также наделяет их правом ликвидации структурного подразделения организации.

Ликвидация структурного подразделения компании

Важно учитывать, что ни одно обособленное структурное подразделение не обладает правоспособностью организации и не является юридическим лицом. Гражданско-правовые нормы для ликвидации организаций к структурным подразделениям не применяются.

Так, например, для ликвидации структурного подразделения, обособленного от основной компании, не назначается ликвидатор и не создается ликвидационная комиссия. Также не создается и ликвидационный баланс. Указанное в равной степени не применяется к филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям компании.

Процедура ликвидации обособленного подразделения напрямую зависит от вида ликвидируемой структуры. Так, порядок и алгоритм ликвидации филиала или представительства существенно отличаются от ликвидации структурных подразделений, не перечисленных в Гражданском кодексе РФ.

Например, как следует из буквального толкования ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, для организации деятельности филиала или представительства, равно как и для прекращения деятельности обособленного подразделения, необходимо решение собственников ООО. Аналогичные решения собственников требуются при ликвидации филиалов и представительств организаций других организационно-правовых форм.

Если сведения о ликвидируемой структуре были внесены в устав, то устав следует изменить, исключив из его содержания упоминание о структурном подразделении, подлежащем ликвидации.

При ликвидации подразделения в организации (филиала или представительства), сведения о котором содержатся в уставе организации, следует заполнять и подавать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р13001. Это необходимо для внесения изменений в устав компании.

Также у компании, ликвидирующей филиал или представительство, есть обязанность представить налоговикам уведомление по форме С-09-3-2, утвержденной Федеральной налоговой службой России в приказе от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Уведомление должно быть направлено не позднее трех рабочих дней с момента решения о ликвидации.

Если же ликвидируется структурное подразделение, не указанное в нормах ГК РФ, то принимать решение и вносить изменения в устав не нужно. В этом случае руководитель основной компании издает приказ о ликвидации обособленного подразделения.

В этом случае налоговикам также направляется форма С-09-3-2. Срок на представление этой формы составляет три рабочих дня со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного ОП).

Общая пошаговая инструкция для ликвидации структурных подразделений выглядит следующим образом:

  • принятие решения о ликвидации филиала и представительства или издание соответствующего приказа о ликвидации ОП;
  • если сведения о филиале/представительстве есть в уставе, то надо подготовить изменения в устав, принять решение о внесении изменений в устав, заполнить заявление № Р13001, уплатить госпошлину, а затем направить весь комплект документов налоговикам;
  • заполнить уведомление по форме С-09-3-2 и сдать его в налоговую инспекцию основной компании;
  • после указанных процедур можно приступать к увольнению при ликвидации обособленного подразделения.

Процедура увольнения в случае ликвидации ОП

В случае ликвидации структурного подразделения, обособленного от основной компании, последняя вправе уволить работников ликвидируемой структуры.

В случае увольнения работников вне зависимости от того, работают они в основной компании или ее подразделении, процедура увольнения должна строго и неукоснительно соответствовать предписаниям Трудового кодекса РФ.

Статья 81 ТК РФ предусматривает возможность увольнения работников в случае ликвидации компании. Однако, как указано выше, структурное подразделение, обособленное от основной компании, юридическим лицом не является.

Трудовой кодекс России не содержит прямого алгоритма увольнения работников при ликвидации обособленного подразделения.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса России предусмотрена возможность увольнения работников в случае сокращения численности или штата компании. Частью 4 этой же статьи ТК РФ определено, что если ликвидируется структурное подразделение, находящееся в местности, отличной от адреса основной организации, то работники увольняются как при ликвидации организации.

Увольнение работников при ликвидации подразделения предприятия, находящегося в одной местности с основной компанией или другими структурными подразделениями, должно происходить по правилам сокращения численности или штата организации.

Общим моментом при любом из указанных способов увольнения работников является обязанность работодателя уведомить работников, подлежащих увольнению или сокращению, о предстоящих событиях. Срок такого уведомления не может быть менее 2 месяцев до даты увольнения. Также всем работникам, увольнение которых планируется в структурном подразделении, находящемся в одной местности с основной организацией, необходимо предлагать все вакантные должности в организации. Все эти гарантии прямо следуют из ст. 180 ТК РФ.

Еще один важный момент состоит в праве организации осуществить увольнение сотрудника в декрете при ликвидации обособленного подразделения. Данное право проистекает из содержания ч. 6 ст. 81 ТК РФ.

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что для правильного увольнения сотрудников ликвидируемого структурного подразделения существенное значение имеет месторасположение подразделения относительно основного предприятия и других структурных подразделений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *