Юридически и фактически

Содержание

Разница между юридическим и фактическим адресом

Фирмы и учреждения могут вести свою деятельность, используя 2 адреса — юридический и фактический. Что представляют собой данные координаты?

Что такое юридический адрес?

Под юридическим адресом фирмы понимается тот, что указан в ее учредительных документах и одновременно зафиксирован в государственных реестрах.

Интересно, что в законодательстве РФ термин, который звучит как «юридический адрес», официально не определен. Но в деловой практике он употребляется регулярно — в том числе и при взаимодействии частных предприятий с государственными органами.

В Гражданском кодексе РФ есть другое понятие — «место государственной регистрации юридического лица», которому соответствует адрес фирмы в том городе, где она была зарегистрирована в ФНС. В процессе приспособления данной нормы закона к деловой практике сформировался термин «юридический адрес».

Следует отметить, что при государственной регистрации юрлица его учредителем может указываться собственный, домашний адрес — но только в том случае, если деятельность компании не связана с производством либо с организацией работы в формате офиса. Но чаще всего юридический адрес указывается тот, что соответствует специализированному помещению, которое арендовано или куплено учредителем.

Реклама к содержанию

Что такое фактический адрес?

Фактический адрес — тот, что отражает реальное месторасположение организации. Как правило, используется в официальном документообороте — при осуществлении фирмой обмена письмами с контрагентами, клиентами, государственными органами.

Фактический адрес может совпадать с юридическим. Однако, как показывают отдельные статистические исследования, в некоторых отраслях бизнеса количество российских фирм, работающих по фактическому адресу, который не совпадает с юридическим, составляет порядка 80 %.

При этом крайне желательно, чтобы подобного положения дел не наблюдалось. Дело в том, что при обнаружении факта несовпадения юридического и фактического адреса организации ФНС (например, получив декларации одного и того же юрлица с разных адресов) может наложить на нее штраф — как на налогоплательщика, не предоставившего сведений об открытии обособленного подразделения. Что логично — если фирма ведет переписку с разных адресов, то у нее, скорее всего, есть филиалы.

Более того, не считая штрафа за непредоставление в ФНС сведений об открытии нового подразделения, на фирму могут быть наложены такие санкции, как закрытие расчетного счета и даже ликвидация по решению арбитража.

Сравнение

Главное отличие юридического адреса от фактического в том, что первый регистрируется официально в государственных реестрах, а также фиксируется в учредительных документах фирмы. В свою очередь, фактический адрес фирма указывать где-либо не обязана, однако крайне желательно, чтобы она обеспечивала совпадение его с юридическим.

Определив то, в чем разница между юридическим и фактическим адресом, зафиксируем основные моменты в таблице.

Таблица

Юридический адрес Фактический адрес
Что общего между ними?
Юридический адрес может совпадать с фактическим, по закону — он должен ему соответствовать
В чем разница между ними?
Регистрируется в государственных реестрах, фиксируется в учредительных документах Не регистрируется где-либо, но используется в официальном документообороте, поскольку отражает реальное месторасположение компании

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический…», «почтовый…» и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический…» и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций.

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Быль и небыль про несовпадение юридического и фактического адресов

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 марта 2012 г.

Содержание журнала № 6 за 2012 г.На вопросы отвечала М.А. Кокурина, юрист

Место нахождения организации — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (директора, правления), а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности. Но жизнь гораздо разнообразнее прописанных в законодательстве определений и уже давно преподнесла варианты «проживания» фирмы по адресам, получившим в народе названия «юридический» и «фактический»:

  • юридический адрес (адрес госрегистрации) — это координаты, указанные в учредительных документах организации как место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а также в ЕГРЮЛ;
  • фактический адрес — это место, где в действительности располагается исполнительный орган управления организацией и где она реально «сидит». Как правило, фактический адрес совпадает с почтовым, то есть с тем, на который фирма получает свою корреспонденцию.

У наших читателей возникают вопросы из разряда «А правда ли, что из-за несовпадения адресов может быть то-то и то-то?». Мы собрали несколько типичных «адресных» вопросов. На этих примерах мы покажем, что в реальности может ожидать фирмы, у которых юридический и фактический адреса не совпадают.

В счет-фактуру — все адреса, какие есть!

В.Ю. Ефремова, г. Зеленоград

Нам часто отказывают в возмещении НДС из-за того, что в счетах-фактурах в строках 2а «Адрес «, 3 «Грузоотправитель и его адрес», 4 «Грузополучатель и его адрес», 6а «Адрес » прописаны почтовые адреса сторон, а не юридические. А бывает, что, наоборот, указаны юридические адреса, но все равно отказывают. Так какой же адрес для инспекции будет правильным? Никак им не угодим!

: Действительно, в Налоговом кодексе РФ прямо не прописано, какие именно адреса надо указывать в счете-фактурепп. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Минфин считает, что это должен быть исключительно адрес места нахождения продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документамиПисьмо Минфина от 31.03.2008 № 03-07-11/129. И в принципе, это логично. А налоговые органы на практике придираются в любом случае, какой адрес ни укажи, как в вашей ситуации.

Суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков и говорят, что неважно, какой адрес стоит в счете-фактуре, — налоговые органы не вправе из-за этого отказать в вычетест. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ; Постановления ФАС МО от 03.03.2010 № КА-А40/1102-10; ФАС СКО от 12.05.2011 № А53-16333/2010. Ведь даже при неправильном адресе продавец и покупатель могут быть идентифицированы по наименованиям и ИНН. Но чтобы не доводить дело до суда, мы советуем следующее.

Заранее договаривайтесь с поставщиками, у которых юридический и фактический адреса не совпадают, чтобы они указывали в строках 2а, 3, 4, 6а счетов-фактур оба адреса.

Это можно оформить, к примеру, так.

СЧЕТ-ФАКТУРА № 386 от 27.02.2012 (1)
ИСПРАВЛЕНИЕ № от (1а)
Продавец ООО «Зеленый город» (2)
Адрес Москва, Зеленоградский АО, Савелкинский проезд, д. 4; адрес фактический: МО, п. Андреевка, д. 18, к. 3, стр. 1 (2a)

Просмотрите имеющиеся у вас счета-фактуры, по которым вы только собираетесь возмещать крупные суммы НДСп. 4 ст. 89 НК РФ. Если в каком-либо счете-фактуре указан только один адрес, проверьте, является ли он юридическим, на сайте налоговой службы в разделе «Проверь себя и контрагента». Если в счете-фактуре указан другой адрес, попросите продавца:

  • <или>вписать в оба экземпляра ранее выставленных счетов-фактур недостающий адрес. Напомните поставщику, что любое дополнение счета-фактуры комбинированным способом путем внесения в него ранее отсутствовавших сведений не относится к исправлениям, поэтому дополнение он может сделать просто от руки и никак не заверятьп. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства от 02.12.2000 № 914; Постановление ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13651-10; Письмо УФНС по г. Москве от 14.06.2007 № 19-11/055846;
  • <или>заменить оба экземпляра счета-фактуры на новые — со всеми адресами и с сохранением номера и даты его составления.

СОВЕТ

Напомните продавцу, чтобы он заменил или дополнил экземпляр счета-фактуры, оставшийся у него на руках. Ведь счет-фактура, по которому вы предъявляете НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого начисляет налоги в бюджет поставщикПисьмо УФНС по г. Москве от 14.06.2007 № 19-11/055846. Если при встречной налоговой проверке вашего контрагента выявятся расхождения в счетах-фактурах, последствия будут для вас плачевными.

Используем ККТ не где хотим

В.А. Шабенова, г. Солнечногорск

В заявлении о регистрации кассового аппарата в качестве его места установки мы хотим указать свой юридический адрес, а использовать его будем по фактическому адресу. Могут ли нас наказать за использование ККТ по адресу, отличному от того, который указан в заявлении о регистрации?

: Да, такие случаи встречаютсяПостановление 1 ААС от 11.07.2011 № А43-2435/2011. Суды исходят из того, что, если ККТ применяется по адресу, отличному от того, который указан в регистрационном заявлении, организация нарушает условия регистрации и применения ККТ, а значит, возможно привлечение к административной ответственностич. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • руководителя компании или предпринимателя — штраф 3000—4000 руб.;
  • организации — штраф 30 000—40 000 руб.

Поэтому вам лучше сразу указывать в заявлении о регистрации ККТ адрес, по которому вы действительно будете эту технику использовать.

Ликвидировать фирму за неприсутствие по юридическому адресу не могут

Н.Б. Панова, г. Краснодар

При создании фирмы мы заявили в ЕГРЮЛ адрес, по которому у нас находится производство. Но офис мы открыли в другом месте, на учет там не вставали. Я направила в инспекцию письмо, в котором просила всю корреспонденцию для нашей компании отсылать в офис. Так мне перезвонил инспектор и сказал, что нам надо срочно перерегистрироваться по офисному адресу, а то за несоответствие адресов нас вообще могут ликвидировать. Я пыталась найти в законодательстве такое основание для ликвидации организации, но не нашла.

: Правильно, его там нет. В ГК РФ есть формулировка: «Юридическое лицо может быть ликвидировано… в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер…»п. 2 ст. 61 ГК РФ. И налоговики действительно обращаются в суды с требованиями о ликвидации организаций, если им удается собрать доказательства того, что по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, никто «не сидит». Но суды эти требования не удовлетворяют, поскольку считают, что несовпадение адресов — это устранимое нарушение, которое не может расцениваться как грубоеПостановления ФАС СКО от 27.05.2010 № А25-1396/2009; ФАС ВСО от 25.02.2010 № А69-999/2009. Тем более что, если фирмы нет по адресу госрегистрации на момент налоговой проверки, это не значит, что она не находилась там на дату такой регистрации.

В вашем случае такого нарушения вообще нет.

Кстати, в приведенной вами ситуации налоговики также не могутПостановление ФАС ЗСО от 27.09.2010 № А45-19664/2009:

  • признать недействительной государственную регистрацию организации или регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы компании;
  • отказать в реорганизации компании;
  • обязать вас представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения.

Но в вашем случае есть вероятность того, что более грамотный инспектор не будет вас пугать мифами, а при выездной проверке зафиксирует наличие у вас обособленного подразделения, то есть наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более месяца, о которых вы не сообщили. А это — возможность оштрафовать компанию за непостановку на учет подразделенияст. 116 НК РФ. Поэтому вам нужно срочно зарегистрировать ОП по адресу нахождения офиса.

Банки тоже не любят расхождения адресов

М.Ю. Лебедев, г. Волгоград

В прошлом году мы переехали в другой офис, никуда об этом еще не сообщали. В последний из визитов в свой банк услышали от заведующего отделением, что им надо систематически обновлять информацию о клиентах и нужны, в частности, сведения о нашем адресе. Обязаны ли мы сообщать в банк свой новый адрес и правда ли, что банк может расторгнуть с нами договор банковского счета, если мы этого не сделаем?

: Законодательством не предусмотрена обязанность клиента представлять в банк информацию об изменении своего места нахождения. Но такая обязанность, как правило, прописывается в договоре банковского счетаПостановление Президиума ВАС от 27.04.2010 № 1307/10. Ведь для банков важно знать настоящий адрес как при заключении, так и при исполнении договора, поскольку они отвечают за достоверность информации о клиентахподп. 1 п. 1, пп. 1.7, 3 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Поэтому банк может по своей инициативе обратиться в суд за расторжением договора при нарушении клиентом этого условия договорап. 2 ст. 859 ГК РФ.

Кстати, имейте в виду, что некоторые банки даже отказываются заключать договор банковского счета, если при проверке сведений выясняется, что ваша компания не находится по адресу госрегистрации. И суды признают это правомернымПостановления ФАС ДВО от 24.01.2011 № Ф03-9534/2010; 9 ААС от 20.09.2011 № А40-28942/11-47-246.

Чтобы перемещения вашей компании в пространстве не сказались на отношениях с банком, лучше максимально быстро информировать банк о своем реальном месте нахождения. Например, сразу прописывать в договоре оба ваши адреса.

Узнать о том, что вас нет по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, банк может разными способами. Например, самостоятельно направив своего представителя по этому адресу для визуального осмотраИнформационное письмо ЦБ от 31.07.2007 № 12, от налоговой инспекцииПисьмо ФНС от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ или отделения связи, возвратившего почтовое отправление из-за отсутствия адресата по указанному адресу.

Появилось второе помещение? Проще перерегистрировать юридический адрес

О.П. Роговцева, г. Астрахань

Наша фирма собирается менять офис на более просторный. Но придется поменять и налоговую, а не хотелось бы. Вот думаем, может, в нынешнем здании оставить в собственности небольшое помещение — сохранить, так сказать, юридический адрес. А по месту нахождения нового офиса оформить обособленное подразделение.

: Да, вы можете встать на учет в налоговом органе по месту нахождения нового офиса как по месту нахождения обособленного подразделения, если не учтены в той же инспекции по иному основаниюп. 4 ст. 83 НК РФ. Для этого вы должны:

  • письменно сообщить о создании ОП в налоговый орган по месту своего нахождения по форме № С-09-3подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ;
  • подать в налоговый орган по месту нахождения ОП заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет.

Кроме того, нужно наладить бесперебойное получение вами корреспонденции, поскольку «ваша» инспекция все равно будет направлять ее по адресу головной компании. Поэтому вам можно, к примеру, заключить договор аренды ячейки абонементного шкафа на почте или просто регулярно заходить в почтовое отделение за корреспонденцией, которая возвращается туда после того, как не нашла своего адресата, и хранится там в течение месяцап. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2005 № 221.

Но имейте в виду, с наличием ОП увеличивается налоговая отчетность (например, декларации по налогу на прибыль, может быть, придется представлять в две ИФНС), могут продлеваться выездные проверки, в рамках которых старая инспекция может проверить подразделения фирмып. 6 ст. 89 НК РФ; приложение № 2 к Приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. В некоторых случаях ОП нужно ставить на учет во внебюджетных фондах.

Поэтому решайтесь на «искусственное» ОП, только взвесив все «за» и «против». К примеру, оцените, насколько разветвленная у вас сеть подразделений и на какое время из-за этого могут затягиваться выездные проверки. Не регистрируйте ОП в качестве филиала или представительства, чтобы избежать их самостоятельных налоговых проверок, которые будет проводить новая, не ваша инспекцияп. 1 ст. 87, п. 7 ст. 89 НК РФ.

Возможно, проще все-таки внести изменения в учредительные документы в части места нахождения.

Директора трудно наказать за несоответствие адресов

М.В. Рожкова, г. Пятигорск

Наш директор озадачился вопросом своей ответственности за то, что компания не «сидит» по адресу, прописанному в учредительных документах. Правда ли, что его за это могут оштрафовать или даже дисквалифицировать, и можно ли нам его как-то успокоить?

: Вы можете успокоить директора следующим.

Если ему вменяют непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении адреса места нахождения (за это грозит предупреждение или штраф в размере 5000 руб.ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), то эта ответственность не может быть применена, поскольку срок, в течение которого нужно ставить в известность налоговые органы об изменениях в учредительных документах, не установлен.

Если руководителя пытаются привлечь за представление недостоверных или заведомо ложных сведений на момент регистрации компании (наказывается штрафом в размере 5000 руб. или дисквалификацией сроком до 3 лет)ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, то налоговому органу надо доказать недостоверность сведений. То есть то, что фирма находилась не по указанному ею адресу, должно быть запротоколировано, в частности:

  • <или>при проведении осмотра в ходе выездной проверкистатьи 89, 92 НК РФ;
  • <или>при опросе свидетеляст. 90 НК РФ, который показал, что ваша организация не имеет в собственности и не арендует помещения в здании по адресу госрегистрации.

Ведь отсутствие организации по адресу, записанному в учредительных документах, в момент проведения проверки не свидетельствует о том, что она не находилась по этому адресу на дату регистрации.

>Юридический и фактический адрес организации: сложности разграничения и порядок приведения в соответствие с требованиями законодательства

Определение недостоверности сведений

  1. Адрес массовой регистрации. Как правило, по такому адресу зарегистрировано пять и более организаций, связь с компанией невозможна, а вся корреспонденция возвращается с пометкой «истечение срока хранения» или «организация выбыла».
  2. Несуществующий адрес или адрес, расположенный в разрушенном или недостроенном строении. В том случае, когда у компании есть условный адрес, который был присвоен недостроенному объекту, использовать его в качестве юридического адреса нельзя.
  3. Заявление от собственника здания, в котором зарегистрировано юрлицо. Информация подобного рода подается в ИФНС в виде жалобы заинтересованного лица с несогласием регистрации организации в помещении, которое ему принадлежит. Такое обращение станет основанием для смены юридического адреса.

Порядок смены юридического адреса

Гражданский Кодекс РФ с принятыми изменениями и дополнениями разграничивает понятия «адрес юридического лица» и «местонахождение юридического лица». Местонахождение — название населенного пункта, а юридический адрес — полный адрес фирмы, указанный в ЕГРЮЛ. При этом адрес юридического лица должен находиться в пределах его местонахождения (ГК РФ ст.54, п.3).

Смена юридического адреса в пределах одного населенного пункта

Если в Уставе организации указан только населенный пункт, то процедура по смене данных происходит в упрощенном режиме — понадобится заполнить форму Р14001.

В частности, течение трех рабочих дней после смены юридического адреса необходимо подать в ИФНС по старому юридическому адресу пакет документов, включающий:

  1. Форму Р14001, заверенную нотариусом.
  2. Документы, подтверждающие право регистрации по новому юрадресу (договор аренды, свидетельство о собственности или гарантийное письмо).
  3. Протокол собрания участников (решение единственного участника) о смене адреса.

Если же в Уставе компании указан полный адрес организации, то в этом случае необходимо внести изменения в Устав и заполнить форму Р13001. В таком случае в ИФНС по прежнему адресу регистрации, помимо документов, указанных выше (пп.2-3), необходимо представить:

  1. Форму Р13001, заваренную нотариусом.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.
  3. Измененный Устав организации или приложение к нему (в 2-х экз.).

В течение 5 рабочих дней после получения документов инспектор оформит лист записи в ЕГРЮЛ с обновленным адресом компании.

Смена юридического адреса при переезде компании в другой населенный пункт

Процедура смены адреса юридического лица при переезде в другой населенный пункт занимает более месяца и проходит в два этапа (до 2016 года изменение юридического адреса происходило по принципу, описанному выше).

Порядок смены адреса осуществляется на основании ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» №129-ФЗ и ряда других законодательных актов РФ.

I Этап. Информирование регистрирующей ИФНС с представлением заверенной нотариусом формы Р14001 и протокола собрания участников (решение единственного участника) о смене адреса.

На основании полученных документов ревизоры в течение 5 рабочих дней внесут в ЕГРЮЛ запись о принятии компанией решения о смене юридического адреса.

II Этап. Обращение в регистрирующую ИФНС по новому адресу. Директор организации должен обратиться в ИФНС по новому адресу (не ранее, чем через 20 рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих данных) и подать следующие документы:

  1. Форму Р13001, заверенную нотариусом.
  2. Квитанцию об оплате госпошлины (по реквизитам новой ИФНС).
  3. Документы, подтверждающие право регистрации по новому адресу.
  4. Устав с внесенными поправками или приложение к нему (2 экз.).
  5. Протокол собрания участников (решение единственного участника) о смене адреса.

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов ИФНС выдаст организации лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.

Регистрация юридического адреса по месту жительства директора

В том случае, когда необходимо срочно сменить юридический адрес, оформить новый можно по адресу директора или участника организации, но при условии, что его доля в уставном капитале составляет более 50 процентов.

Регистрация нового адреса происходит в упрощенном порядке и занимает всего 5 рабочих дней. Директору организации необходимо обратиться в ИНФС по новому адресу, представив следующие документы:

  1. Форму Р13001, заверенную нотариусом.
  2. Квитанцию об оплате госпошлины.
  3. Протокол собрания участников (решение единственного участника) о внесении изменений в Устав.
  4. Обновленный Устав или приложение к нему (в 2 экз.).

Документы, подтверждающие право регистрироваться по новому адресу не потребуются, однако прописка в паспорте руководителя (участника) должна совпадать с данными, которые указаны в заявлении.

Порядок действий после изменения юридического адреса

Согласно Постановлению Правительства от 22 декабря 2011 года №1092, снятие и постановка на учет производится без участия организации через систему межведомственного взаимодействия. Таким образом, при смене юридического адреса (с переездом компании в другой район или населенный пункт), ИФНС обязана в течение 5 рабочих дней самостоятельно передать все необходимые сведения в ПФР, ФСС и Росстат.

ПФР обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующих данных снять организацию учета и переслать дело в новое подразделение, в котором будет обслуживаться юридическое лицо. В данном случае организации присваивается новый регистрационный номер.

Смена ФСС происходит аналогичным образом, за исключением того, что регистрационный номер организации по новому адресу остается прежним.

Сообщать в Росстат о переезде организации так же нет необходимости, однако при смене адреса могут измениться коды статистики, поэтому компании целесообразно обратиться в территориальное отделение Росстата за документом о присвоении кодов (получить электронный документ можно на сайте Росстата).

Что же касается банковского обслуживания, то компания, решившая продолжить обслуживание в том же банке, должна самостоятельно заменить банковскую карточку, указав в ней новый юридический адрес.

Несмотря на то, что закон обязывает госорганы в предельно сжатые сроки самостоятельно оформлять постановку на учет по новому юридическому адресу, компании, во избежание проблем и заминок, рекомендуется контролировать этот процесс.

За дополнительной консультацией или помощью по изменению учредительных документов, юридического адреса компании или исправлению сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, — обращайтесь в юридический отдел компании «Бизнес Лайтхаус».

Юридический адрес – что такое?

В современном мире каждый из нас понимает, что юридический адрес (ЮА) – это правовая необходимость любого юридического лица (ЮЛ), которая вместе с другими сведениями хранится в ЕГРЮЛ.

Если Вам необходимо изменить адрес регистрации ЮЛ, процедура которая регулируется ФЗ №128 «О регистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 г., то следует обратиться в налоговый орган с заявлением о внесении новых сведений в ЕГРЮЛ.

Что же такое «юридический адрес»?

Адрес места регистрации

В нынешнем законодательстве РФ такого понятия, как «юридический адрес» не существует. Ни в одном нормативном акте такого значения нет. То, что сегодня называется юридическим лицом, в Гражданском Кодексе РФ (далее – ГК РФ) именуется «местом нахождения юридического лица». Более того, согласно п. 2 ст. 8 ФЗ №129, пройдя гос. регистрацию, юридическое лицо обязано иметь адрес своего месторасположения. А точнее – адрес месторасположения своего главного руководителя для исполнения своих договорных обязательств, согласно законодательству РФ, уплаты штрафов, пени, сборов и налогов.

Юридический адрес – это обиходный термин, предназначенный для официальных переписок и обозначающий адрес местонахождения предприятия или любого главного управляющего органа.

Фактический адрес – это обиходное определение места нахождения организации, если оно не совпадает с юридическим.

Следовательно, термины «юридический» и «фактический» адреса употребляются в кругу предпринимателей, не соотносясь закону. Так как организация может быть записана лишь по настоящему адресу своего непосредственного местонахождения. Но это не мешает применять данные термины не только в устной речи, но и в документах.

История возникновения «фактического адреса»

Проанализировав ФЗ №129 «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ГК РФ, попробуем составить свое определение понятию «ЮА».

Юридический адрес в Москве – это не правовой термин, указывающий на место регистрации фирмы или место нахождения действующего ЮЛ.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения ЮЛ устанавливается местом его гос. регистрации. Это происходит путем указания названия муниципального образования. Не стоит забывать о том, что регистрируют юр. лицо всегда по месту нахождения его действующего органа, в его отсутствии – уполномоченного по доверенности органа, согласно законодательству РФ (в ред. ФЗ от 29.06.2015 №209-ФЗ).

В ЕГРЮЛ должна содержаться информация об адресе ЮЛ в рамках места нахождения самого ЮЛ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 №209-ФЗ).

Если в законодательстве РФ не существует понятия «фактический адрес», то почему оно закрепилось среди предпринимателей?

Для ответа на данный вопрос следует обратиться в 1990-ые года, когда численность ЮЛ в столице России резко увеличилась, при этом площади под ведение своей деятельности юр. лица не получали. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации был один – фактический адрес. Воспользовавшись тем, что регистрируемый орган не организовывал выездные проверки по указанным адресам, а проверял лишь предоставленные документы, то предприниматели в своих учредительных документах писали «ненастоящие» адреса.

Стоит отметить, что под такими «ненастоящими адресами» скрывались или уже зарегистрированные ранее другие фирмы, образующие массовые регистрации, или какие-то объекты, мало напоминающее офис или здание фирмы, то есть «рисованные» адреса.

Говоря об ЮА, стоит понимать, что это «папка документов», предназначенная для гос. регистрации ЮЛ, но при этом подтверждающая подлинность всей указанной в ней информации, в том числе и адрес, что опять же в свою очередь регламентируется законодательством РФ.

На какой адрес следует оформлять фирму?

Ответить на данный вопрос будет легко, если оба адреса (фактический и юридический) у организации одинаковы, и не относятся к жилому дому.

Или же у владельца фирмы есть возможность – указать свое место жительства, согласно ст. 17 ЖК РФ, но существуют ограничения. Все зависит от вида деятельности будущего ЮЛ. Если же предприятие планирует оказывать услуги, а не производить что-то, то такой выход из положения допустим. Если же будут организованы в фирме производственные работы, то зарегистрировать ЮЛ по месту жительства ее руководителя уже не получится.

Также бывают случаи, когда ЮЛ не может зарегистрировать свою компанию по месту нахождения лица, так как собственник помещения, у которого он собирается арендовать площадь, против. Следовательно, единство норм закона здесь уже играет не первую роль. Так как все правовые аспекты соблюдены, но достоверный адрес регистрации уже не будет указан по непреодолимым причинам. Поэтому в таком случае в документе необходимо будет указать дополнительные сведения, предварительно приобретя другой ЮА. В исключительных случаях – это является единственным выходом из сложившейся ситуации для процедуры прохождения регистрации организации.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

(ч. 1 ст. 5. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

(ст. 333.33 НК РФ)

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М…» о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О…» в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Документы по теме:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Новости по теме:

  • ВАС РФ разъяснил правовые последствия несовпадения юридического и фактического адреса – ИА «ГАРАНТ», 7 августа 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *