Является ли спортивная площадка объектом капитального строительства

Содержание

Объект капитального строительства

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Законодательное определение исключает из объектов капитального строительства временные постройки и прямо указывает, в качестве примера построек:

киоск — строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; навес — сооружение полузакрытого типа (крыша на опорах с незамкнутыми стенами или без них).

В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005 г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности».

Виды объектов капитального строительства

Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Виды зданий: жилые и нежилые.

Жилое здание (дом) состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома постоянного типа, общежития, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты, другие дома.

Индивидуальные жилые дома — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В их число также включаются дома коттеджного типа (при которых имеется небольшой участок земли; коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей, на первом этаже которых обычно расположена общая комната, кухня, хозяйственные помещения; на втором этаже — спальни), одноквартирные блокированные жилые дома, состоящие из автономных жилых блоков.

Многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир в жилом здании, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Нежилые здания — здания, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей: промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, административные, учебные, здравоохранения, другие.

Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое, например: плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.;

автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

К сооружениям, представляющим собой единый объект, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, относятся стадионы, включающие в себя специально оборудованные площадки для занятия различными видами спорта, например, городошная и легкоатлетическая площадки, футбольное и хоккейное поля, беговая дорожка и ямы для прыжков. Площадки расположены на земле и являются приспособлением её для целей физкультуры и спорта. В данном случае эти сооружения были созданы именно в таком виде, что соответствует их функциональному назначению.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Законодательных определений понятий «строения» и «объекты незавершённого строительства» нет.

Строения. Как и ранее в законодательстве РСФСР, термин «строения» используется как общее понятие зданий и сооружений. В настоящее время понятие «строение» преимущественно используется либо в одном терминологическом ряду — «здание, строение, сооружение», либо как равнозначное понятию здание, либо подчеркивается второстепенное значение: «жилые и хозяйственные строения, расположенных на садовых и дачных участках», хозяйственные строения для содержания домашних животных, строения вспомогательного использования, служебные строения, которые по отношению к основному зданию имеют второстепенное значение на земельном участке , строения потребительского назначения (дачи, садовые дома, гаражи) .

В отличие от иных объектов капитального строительства, строение не является объектом учета, применяемого при ведении единого государственного реестра объектов капитального строительства и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Объекты незавершённого строительства — объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально-технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений, объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.

Незавершенное строительство носит временный характер. Нормы федерального законодательства направлены на введение в имущественный оборот объектов незавершенного строительства как объектов имущественных прав для завершения строительства и достижения цели устойчивого развития территорий.

Машино-место — это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства. При этом машинное место может быть ограждено стенами или иными конструктивными элементами, либо вообще не иметь ограждений и представлять собой обычную площадку.

Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)

Временные постройки — специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадёт необходимость в их использовании.

В качестве временных построек, как правило, применяются инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа) заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации.

Постройки контейнерного типа состоят из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемого на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части. Постройки сборно-разборного типа состоят из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.

С технической (конструктивной) точки зрения временная постройка может ничем не отличаться от объекта капитального строительства. Временная постройка может быть сооружена на капитальном фундаменте, с капитальными, например, кирпичными стенами и перекрытиями из железобетонных плит.

Отличительным признаком временной постройки от объекта капитального строительства является их различный правовой статус. Объект капитального строительства строится на длительный срок, как правило, бессрочный. А временная постройка строится на чётко ограниченный срок, как правило, не превышающий трёх–пяти лет. Иногда временные постройки строят на срок до 15 лет. А иногда временные постройки становятся постоянными.

В советский период времени целые рабочие поселки строились как временные на срок до 15 лет. Но прошло время, сменилась эпоха, и про то, что постройки были временными, все забыли..

Некапитальные нестационарные сооружения — сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений; это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, металлические гаражи (в том числе т.н. «ракушки»), другие объекты некапитального характера.

Постройки, подобные киоскам, навесам, определяются, также, в судебных решениях (к таким постройкам относятся легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения), нормативных актах субъектов Российской Федерации.

Так в Москве к некапитальным объектам отнесены объекты без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения:

открытые спортивные, игровые, детские площадки, площадки для отдыха, площадки для выгула и дрессировки собак; плоскостные парковки; отстойно-разворотные площадки наземного общественного пассажирского транспорта;

малые архитектурные формы (элементы декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, игровое, спортивное, осветительное оборудование);

фонтаны, аттракционы, шапито, голубятни, пункты проката велотранспорта;

общественные туалеты нестационарного типа;

открытые площадки для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытые площадки для грунта, размещаемые на период производства работ, производственные, складские, вспомогательные сооружения, возводимые на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В Санкт-Петербурге временные (некапитальные) объекты должны быть одноэтажными, без фундамента.

Временные постройки на лесных участках

Арендаторы и пользователи лесных участков имеют право на возведение временных построек в следующих случаях: при заготовке: недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; при использовании лесов: для ведения охотничьего хозяйства; сельского хозяйства; для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; для осуществления рекреационной деятельности. К таким временным постройкам относятся изгороди, навесы, сушилки, грибоварни, улья и пасеки, склады и другие временные постройки.

Нормативы расходов

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля.

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

(млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

(процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

(человек)

до 30 2,14 2
от 30 до 50 1,93 3
от 50 до 70 1,81 4
от 70 до 90 1,72 5
от 90 до 125 1,61 6
от 125 до 150 1,56 7
от 150 до 200 1,47 9
от 200 до 300 1,36 12
от 300 до 400 1,28 15
от 400 до 500 1,23 18
от 500 до 600 1,18 21
от 600 до 750 1,13 25
от 750 до 900 1,09 28

Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

H = 0.04193 ∗ C 0.8022 / C {\displaystyle H=0.04193*C^{0.8022}/C}

где:

H — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

C — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;

C 0.8022 {\displaystyle C^{0.8022}} — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Объекты капитального строительства и объекты недвижимости

Основным критерием отнесения вещи к недвижимости является её прочная связь с землёй, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба её назначению невозможно. Здания, сооружения, объекты незавершённого строительства относятся к недвижимым вещам. Строение при регистрации объекта недвижимости указывается как здание.

Понятия объекта недвижимости и объекта капитального строительства не тождественны. Прочная связь с землёй является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесён к недвижимости. Для отнесения имущества к недвижимому необходимо учитывать юридические и технические критерии оценки объекта как недвижимого.

Понятие «недвижимость» является правовой категорией, а потому признание имущества недвижимым, как объекта гражданских прав, устанавливается не только фактом его создания в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, но и другими юридическими фактами, такими как наличие воли собственника земельного участка или уполномоченного органа на создание недвижимого имущества, наличие права пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.

Техническими критериями отнесения имущества к недвижимому являются монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте, подведение к нему стационарных коммуникаций, принадлежность строения к капитальным, характер работ по привязке фундамента к местности.

Сами по себе технические критерии не являются определяющими. Так арбитражными судами были сделаны выводы:

  • сооружение заглублённого фундамента не является необходимым для возведения каркасных сооружений;
  • то обстоятельство, что отсутствуют подведённые коммуникации, не является определяющим признаком при установлении прочности связи с землёй и невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению;
  • возведение монолитного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент используется и для возведения временных сооружений;
  • без соответствующих документов переоборудование временного строения с приданием ему физических характеристик недвижимого имущества не влечет последствий в виде возникновения права собственности на недвижимую вещь.

Объекты капитального строительства вспомогательного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки поселений и городов федерального значения. Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования (и условно разрешенным видам использования) и осуществляются совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

При строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.

При отсутствии правил землепользования и застройки потребуется доказать, что использование объекта капитального строительства не имеет самостоятельного назначения и носит вспомогательный характер.

Обратимся к примеру со стадионом: вспомогательная инфраструктура, состоящая из объектов недвижимости — административного здания стадиона, раздевалки, туалета и водопроводной будки, появилась позже и постольку, поскольку она была необходима для использования самих спортивных площадок стадиона. Указанные объекты невозможно использовать в целях, для которых был предоставлен земельный участок (размещение объектов физической культуры и спорта), в отрыве от самих спортивных сооружений и площадок. В свою очередь, спортивные сооружения и площадки при современных требованиях к организации мест массового занятия физкультурой и спортом, по существу, также невозможно использовать без подобных вспомогательных объектов недвижимости. Поэтому стадион следует рассматривать как единое спортивное сооружение, прочно связанное с землей и имеющее в своем составе объекты недвижимости вспомогательного характера.

В ходе технической инвентаризации конкретного инвентарного объекта комплексно также выявляется и определяется основное строение (главная вещь), образующее инвентарный объект и определяющее его назначение и выявляются и определяются вспомогательные служебные строения и сооружения (принадлежности), входящие в состав инвентарного объекта.

Объект капитального строительства как самовольная постройка

Здание, строение, сооружение, объект незавершённого строительства может быть признан самовольной постройкой.

Признаки самовольной постройки устанавливаются, когда наличие технических критериев отнесения объектов капитального строительства к недвижимому имуществу сопровождается нарушением юридических критериев.

Признаки самовольной постройки следующие:

  • объект капитального строительства создан на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
  • объект капитального строительства создан без получения на это необходимых разрешений, кроме прямого разрешённого использования земельного участка;
  • объект капитального строительства с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, которые могут нести опасность другим людям.

Когда объект капитального строительства признан самовольной постройки, то возможны два пути:

  • самовольная постройка, которая угрожает своим существованием другим лицам или объектам, подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт;
  • право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В случае создания объекта недвижимого имущества с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил право собственности на такой объект не может быть признано судом, так как по смыслу статьи 222 ГК РФ нарушение указанных норм и правил является существенным именно постольку, поскольку создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения, касающиеся самовольной постройки, распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (при этом суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ) и не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведённых объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

Примечания

  1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 20.03.2011) ).
  2. Статья 346.27 «Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.04.2011).
  3. Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита металлов и изделий. Термины и определения. ГОСТ 9.103—78.
  4. Статьи 1 и 5 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 07.05.1998 N 73-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 10.01.2003).
  5. 1 2 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  6. Приказ Росстата от 01.11.2008 N 274 (ред. от 16.12.2010) «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений».
  7. 1 2 Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200/10 по делу № А56-50083/2008.
  8. «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (дата введения 01.01.1996) (ред. от 14.04.1998).
  9. Статья 233 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011);Закон РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю».
  10. Статьи 2, 4 и 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 27.07.2010) «О налогах на имущество физических лиц»; статья 5 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 17.06.2010) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»: «здания, в том числе жилые дома и иные строения».
  11. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2011).
  12. Пункт 3 части 17 статьи 51 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011)»Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010);»Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).
  13. Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008).
  14. Статья 5 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 17.06.2010) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (принят ГД ФС РФ 24.06.1997).
  15. Приказ Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 N 268 (ред. от 18.02.2009) «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2006 N 8327); Статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном кадастре недвижимости».
  16. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8985/08 от 23 декабря 2008 г.; статья 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014).
  17. С 1 января машино-место будет считаться объектом недвижимости. Российская газета. Дата обращения 22 декабря 2018.
  18. Определение ВАС РФ от 08.07.2009 N ВАС-8084/09 по делу N А56-40756/2006; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2008 № А56-40756/2006; СНиП 12-01-2004 Организация строительства.
  19. ГОСТ 25957-83. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения; Постановление Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
  20. сайт ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» http://www.rosinv.ru/question/archive/1028897/ Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine.
  21. Пункт 2.10 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 613. Термин и его определение следует признать неудачными, поскольку используют понятие сооружение.
  22. Постановление ФАС Московского округа от 13 февраля 2008 г. N КГ-А41/159-08 по делу № А41-К1-2108/07.
  23. Постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП (ред. от 26.12.2013) «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством».
  24. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 12 июля 2011 г. N 939 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при распоряжении объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга».
  25. Статья 130 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011).
  26. Приложение № 7 к Приказу ФНС РФ от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ «Об утверждении формы, порядка её заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.03.2011 N 19976).
  27. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2008 г. № КГ-А41/6923-08.
  28. Постановление ФАС Московского округа от 3 июля 2008 г. N КГ-А40/5763-08.
  29. Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2007 N Ф09-4441/07-С6 по делу N А60-865/2007.
  30. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 по делу N А43-19271/2005-12-644; Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2007 N Ф09-4441/07-С6 по делу N А60-865/2007; Постановление ФАC Северо-Кавказского округа от 18.03. 2008 № Ф08-1203/08; Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2010 N КГ-А40/7823-10 по делу N А40-102040/09-60-554.
  31. Статьи 37, 51 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 20.03.2011).
  32. «Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения» (приняты Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991); Приказ Минэкономразвития РФ от 17 августа 2006 г. № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества».
  33. Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011).
  34. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 <Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>.
  35. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Вход для клиентов

Еще вам будет интересно:

  • Расходы на благоустройство территории: порядок учета
  • Учет объектов озеленения в учреждениях сферы ЖКХ

Вопрос:

Какие объекты включаются в объекты благоустройства территории городского округа?

Под благоустройством территории в соответствии с п. 36 ст. 1 ГрК РФ понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:

  • на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
  • на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
  • на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 благоустройство территории – это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

К элементам благоустройства территории данный документ относит:

  • декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;
  • растительные компоненты;
  • различные виды оборудования и оформления;
  • малые архитектурные формы;
  • некапитальные нестационарные сооружения;
  • наружную рекламу и информацию, применяемые как составные части благоустройства.

Благоустройство территории – это комплекс мероприятий, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

В целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов (далее – благоустройство территорий) Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов.

В соответствии с указанными рекомендациями благоустройство территории включает в себя следующее:

Объекты благоустройства

Элементы благоустройства

– детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;

– площадки для выгула и дрессировки собак;

– площадки автостоянок;

– улицы (в том числе пешеходные) и дороги;

– парки, скверы, иные зеленые зоны;

– площади, набережные и другие территории;

– технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;

– контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов

– элементы озеленения;

– покрытия;

– ограждения (заборы);

– водные устройства;

– уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование;

– игровое и спортивное оборудование;

– элементы освещения;

– средства размещения информации и рекламные конструкции;

– малые архитектурные формы и городская мебель;

– некапитальные нестационарные сооружения

Вопрос:

Могут ли в рамках благоустройства территории создаваться объекты капитального строительства?

В силу пп. 10 ст. 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются:

  • здание, строение, сооружение;
  • объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства).

Исключение составляют временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки.

Законодательство РФ не устанавливает ограничений на включение в проекты по благоустройству, реализуемые в рамках государственных (муниципальных) программ, мероприятий, связанных с созданием объектов капитального строительства.

Таким образом, средства, выделяемые на благоустройство, могут быть направлены на строительство объектов капитального строительства, относящихся к элементам благоустройства, в случае, если их строительство предусмотрено государственной программой субъекта РФ и (или) муниципальной программой либо проектом по благоустройству. Такое разъяснение дано в Письме Минстроя РФ от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06.

Вопрос:

Какие расходы могут учитываться в работах по благоустройству территорий муниципального образования?

Правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются (абз. 21 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ):

  • требования к благоустройству и элементам благоустройства;
  • перечень мероприятий по благоустройству;
  • порядок и периодичность их проведения.

Правила благоустройства территории муниципального образования могут включать, в частности, следующее (ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ):

  • проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
  • организацию освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
  • организацию озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
  • размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
  • организацию пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
  • обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • прочие вопросы.

Вопрос:

По каким статьям КОСГУ отражаются расходы на благоустройство?

Согласно Указаниям № 65н для отражения расходов на благоустройство территорий могут применяться:

  • подстатья 225 КОСГУ – содержание территории в чистоте, поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов на изначально предусмотренном уровне, проведение работ по ремонту и реставрации объектов благоустройства;
  • подстатья 226 КОСГУ – разработка планов, проектирование работ по благоустройству, монтажные работы и пр.;
  • статья 310 КОСГУ – строительство, приобретение, реконструкция объектов благоустройства, относящихся к объектам основных средств;
  • статья 340 КОСГУ – приобретение строительных материалов, саженцев многолетних насаждений (посадочного материала) однолетних и многолетних насаждений, других расходных материалов.

СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр.

Федеральный закон от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере, №3, 2018 год

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2006 по делу N А56-22940/2005 Поскольку железнодорожный подъездной путь представляет собой сложное инженерное сооружение, примыкающее к грузопринимающим корпусам, а также грузовым перевалочным площадкам, возможность обслуживания которых в случае демонтажа подъездного пути будет утрачена, суд обоснованно признал недействительным отказ КЗРиЗ в государственном кадастровом учете указанного объекта, правомерно заключив, что последний является сооружением, прочно связанным с землей и обладающим всеми признаками недвижимого имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2006 года Дело N А56-22940/2005“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В., при участии от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Семеновой Ю.И. (доверенность от 10.01.2006), рассмотрев 10.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2005 (судья Астрицкая С.Т.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2005 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Попова Н.М.) по делу N А56-22940/2005,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью “ТрансСтройЖелезоБетон“ (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее — КЗРиЗ) от 17.05.2004 N 2527 об отказе в государственном кадастровом учете принадлежащего заявителю на праве собственности железнодорожного подъездного пути длиной 781,6 п.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Екатерингофки, д. 18, корп. 1, лит. Е, а также об обязании КЗРиЗ произвести кадастровый учет названного объекта.
Заявитель считает, что оспариваемое решение не соответствует статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.
Решением от 27.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2005, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе КЗРиЗ просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неприменением закона, подлежащего применению, несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам, нарушением прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле. Податель жалобы ссылается на следующее: суд не учел, что железнодорожный путь пересекает границы иных земельных участков, что исключает возможность проведения кадастрового учета; суд не исследовал вопросы, создан ли железнодорожный путь на земельном участке, отведенном под строительство недвижимого имущества, осуществлена ли приемка объекта в эксплуатацию; суд не привлек к участию в деле правообладателей земельных участков, на которых расположен железнодорожный путь, и принял судебные акты в их отсутствие, что является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов; заявитель не доказал нарушения его прав и законных интересов, что согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является необходимым условием для признания решения государственного органа недействительным; спорный объект не является объектом недвижимости, так как он не имеет прочной связи с земельным участком и его перемещение не нанесет несоразмерного ущерба его назначению, поэтому решение КЗРиЗ об отказе в кадастровом учете является правильным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель КЗРиЗ поддержал доводы жалобы.
Общество, уведомленное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением КЗРиЗ от 17.05.2004 N 2527 Обществу отказано в кадастровом учете железнодорожного подъездного пути, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Екатерингофки, д. 18, корп. 1, лит. Е.
КЗРиЗ мотивировал отказ тем, что железнодорожные подъездные и подкрановые пути не относятся к объектам недвижимости; заявленный к постановке на кадастровый учет объект пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 78:8106:5, 78:8106:10 и 78:8106:14, что противоречит Федеральному закону “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество, полагая, что отказ КЗРиЗ в кадастровом учете железнодорожных подъездных путей противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает его права как собственника подъездных путей, не имеющего возможности без кадастрового учета объекта зарегистрировать свои права на него, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев требования Общества, суд пришел к выводу, что с учетом технических характеристик подъездного пути и находящихся на земельном участке иных объектов, составляющих со спорным объектом единый технологический комплекс, а также невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению данный объект является недвижимым имуществом, подлежащим кадастровому учету в установленном законе порядке.
Кассационная инстанция находит выводы суда правильными.
Железнодорожный подъездной путь длиной 781,6 п.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Екатерингофки, д. 18, корп. 1, лит. Е, является собственностью Общества, созданного в результате выделения из акционерного общества открытого типа “Завод по производству железобетонных изделий и конструкций морского гидротехнического строительства Санкт-Петербурга“.
Право собственности Общества на данный объект установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2004 по делу N А56-41775/04.
Железнодорожный путь располагается на земельном участке, арендуемом Обществом в соответствии с договором аренды от 23.10.2003 N 05/ЗД-03050, заключенным с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на срок по 12.03.2052.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ кадастровый и технический учет (инвентаризация) объекта недвижимости определяются как описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные подъездные пути относятся к железнодорожным путям необщего пользования. Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работах, и другие устройства и механизмы.
Согласно техническому паспорту на сооружение подъездного железнодорожного пути, составленному Проектно-инвентаризационным бюро Кировского района Санкт-Петербурга — филиала государственного учреждения “Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости“, подъездной путь, принадлежащий Обществу, представляет собой сложное инженерное сооружение, неотъемлемой частью которого являются земляное полотно и балластный слой, рельсовый путь, состоящий из рельс Р-65 и Р-50 шпальной решетки, стрелочные переводы, путевой упор, примыкающий к железнодорожным путям общего пользования станции “Новый порт“ Октябрьской железной дороги открытого акционерного общества “Российские железные дороги“. К железнодорожному пути примыкают инженерные коммуникации, необходимые для целей его безопасной эксплуатации.
В материалах дела также имеется утвержденный Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга проект границ землепользования Общества по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Екатерингофки, д. 18, корп. 1, лит. А, и копия топографического плана с нанесенным на них железнодорожным подъездным путем под литерой Е.
Согласно техническим паспортам и утвержденному проекту границ землепользования Общества спорный железнодорожный подъездной путь примыкает к грузопринимающим производственным и складским корпусам, которые зарегистрированы в установленном законом порядке как объекты недвижимости.
В целях функционирования технологического цикла по загрузке и выгрузке железнодорожных вагонов, их обработке при перевалке грузов на арендованном Обществом земельном участке размещены грузовые перевалочные площадки и грузоподъемные (портальные, козловые) краны с подкрановыми путями, которые согласно заключению специализированной экспертной организации представляют собой единый технологический комплекс.
В случае демонтажа железнодорожного подъездного пути возможность обслуживания объектов недвижимости и грузовых перевалочных (производственных) площадок будет утрачена. Установленные в другом месте железнодорожные подъездные пути будут выполнять уже иное назначение.
Оценив все указанные обстоятельства, суд пришел к верному выводу, что железнодорожный подъездной путь, находящийся в собственности Общества, является сооружением, прочно связанным с землей и обладающим всеми признаками недвижимого имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а следовательно, и кадастровому учету в установленном законом порядке.
Довод КЗРиЗ о том, что для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо наличие документов, подтверждающих правомерность его возведения как капитального строения на земельном участке, отведенном под строительство недвижимого имущества, подлежит отклонению. Данные обстоятельства имели бы значение при решении вопроса о признании за лицом права собственности на сооружение. Однако в рамках настоящего дела права Общества на железнодорожный подъездной путь не оспариваются.
Более того, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, КЗРиЗ не представил документов, подтверждающих, что земельный участок под железнодорожным путем был предоставлен под строительство временных сооружений.
Довод подателя жалобы о том, что при рассмотрении настоящего спора суду надлежало привлечь к участию в деле собственников земельных участков, примыкающих к подъездным путям, несостоятелен, поскольку решение суда об обязании КЗРиЗ произвести кадастровый учет подъездных путей Общества не влияет на права и обязанности таких лиц.
Поскольку отказ КЗРиЗ произвести кадастровый учет железнодорожного подъездного пути противоречит требованиям гражданского законодательства и нарушает права Общества как собственника этого имущества, не имеющего возможности без проведения кадастрового учета пути зарегистрировать свои права на него, суд правомерно признал оспариваемый ненормативный правовой акт недействительным и обязал КЗРиЗ произвести кадастровый учет указанного подъездного пути.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
При подаче кассационной жалобы КЗРиЗ была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В судебное заседание представитель КЗРиЗ представил доказательства уплаты государственной пошлины. В связи с принятием настоящего постановления судебные расходы по кассационной жалобе остаются на подателе жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2005 по делу N А56-22940/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга — без удовлетворения.
Председательствующий
ГРАЧЕВА И.Л.
Судьи
САПОТКИНА Т.И.
СЕРГЕЕВА И.В.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 июля 2014 г. N Д23и-2426 «Об отнесении конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений к объектам недвижимости»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений; особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом (часть 10 статьи 25 Закона о кадастре).

Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета.

В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:

— правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);

— разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен также на стадии получения разрешительной документации.

Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г. по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. по делу N A33-737/2011, и др.) сводится к следующему.

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана сооружения.

При этом сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане в том числе на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).

Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план объекта недвижимости должен быть подготовлен на основании такого разрешения или проектной документации, копии которых подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.

Что относится к недвижимости

Пока понятие недвижимости четко не прописано в гражданском законодательстве

В определении ВС РФ от 7 апреля 2016 г. № 310-ЭС15-16638 говорится, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.

Обратимся к статьям 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Здания и сооружения

В свою очередь, определение здания и сооружения даны в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ.

Здание – это результат капитального строительства, представляющий собой объемную строительную систему, которая:

  • имеет надземную и (или) подземную части;
  • включает в себя помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения;
  • предназначена для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Аналогичное определение дано сооружению, которое предназначено для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Перемещение объекта

Итак, первое подтверждение для отнесения имущества к недвижимости – это запись об объекте в ЕГРН. Затем, если сведений в реестре нет, нужно установить, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.

Налоговики в письме от 8 февраля 2019 г. № БС-4-21/2181 говорят: функционально связанные со зданием или сооружением объекты являются недвижимостью. Это те, которые переместить и не причинить при этом ущерб недвижимости невозможно.

Среди таких объектов были названы трубопроводы, лифты, эскалаторы, системы вентиляции и кондиционирования.

Асфальт — это покрытие

Итак, в письме Минпромторга от 10 октября 2019 г. № ПГ-12-8457 речь идет об асфальтированной площадке на территории предприятия. Следует ли ее считать недвижимостью — объектом обложения налогом на имущество организаций?

Попробуем ответить.

Пропускаем первый шаг (о записи в ЕГРН – ее нет) и проверяем связь асфальтового покрытия с землей. Она, разумеется, есть.

Далее «примеряем» критерии отнесения к зданиям или сооружениям. Исходя из приведенных определений, асфальтированная площадка – это не здание и не сооружение.

Замощение без несоразмерного ущерба его назначению переместить невозможно. Но оно не может быть отнесено к недвижимому имуществу по причине того, что не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором находится.

Это всего лишь принадлежность земельного участка, которая улучшает его свойства.

Обратите внимание

Таким образом, замощение (или покрытие асфальтом) земельного участка не может быть в силу статьи 130 ГК РФ отнесено к недвижимому имуществу, поскольку не соответствует его критериям.

Оно не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором находится, а также и от других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости.

Любое твердое покрытие (асфальтовое, бетонное или другое) земельной площадки, как правило, имеет вспомогательную функцию. Оно может быть элементом благоустройства, может улучшать участок. Но в тоже время оно функционально не связано с участком и не препятствует его использованию по другому назначению (см., например, определения ВС РФ от 27 февраля 2017 г. № 305-КГ16-21236, от 26 апреля 2016 г. № 308-КГ16-3285 и др.).

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение здравоохранения осуществляет строительство стоянки для машин силами подрядчика. По какому коду КОСГУ оплатить данные работы и как в дальнейшем принимать объект к учету, включать ли в состав недвижимого имущества?

В вопросе подробно не разъяснено, что подразумевается под стоянкой для машин. Очевидно, речь идет об асфальтированной площадке.

Асфальтированная площадка может быть классифицирована как основное средство (сооружение), если она используется для производственных нужд – для стоянки автотранспорта, временного хранения имущества и т.д. В этом случае расходы на создание объекта основных средств следует относить на статью 310 КОСГУ.

Определение понятия недвижимости дано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. К ней относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Одного критерия отнесения объекта к недвижимому имуществу, установленного ГК РФ – прочная связь объекта с землей – в данном случае недостаточно, поскольку любое асфальтовое покрытие прочно связано с землей, но классифицироваться может по-разному. Поэтому в практике выработано два дополнительных практических критерия:

    • обстоятельства создания площадки – была ли она изначально построена как отдельный объект недвижимости с оформлением не нее технического паспорта и постановкой на кадастровый учет;
    • предназначение площадки – используется ли она отдельно, выполняя самостоятельную функцию.

Если оба этих критерия соблюдаются, т.е. автостоянка создается и будет функционировать как отдельный объект, право на нее будет зарегистрировано в установленном порядке, объект можно признать недвижимым имуществом. В таком случае договор подряда следует оплатить по статье 310 КОСГУ. До момента государственной регистрации права оперативного управления в учете отражаются незавершенные вложения в основные средства – недвижимое имущество на счете 106 11. Затем объект принимается в состав сооружений.

Если асфальтовая площадка в качестве самостоятельного объекта недвижимости не возводится, а представляет собой элемент благоустройства прилегающей к зданию территории, улучшает полезные свойства земельного участка (обеспечивает чистую, твердую и ровную поверхность), то к объектам недвижимого имущества она не относится. В этом случае нет оснований принимать ее к балансовому учету. Все затраты по договору учитываются в расходах учреждения.

Применение кода КОСГУ зависит от цели, с которой производится устройство стоянки для автомобилей. Если причиной является соблюдение нормативных предписаний для функционирования учреждений здравоохранения, в т.ч. прилегающей территории, то расходы можно отнести на подстатью 225 КОСГУ. Например, в табл. 5.2 Свода правил СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» (утв. приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 58/пр) приведен расчет числа машино-мест на участке медицинских организаций. Данный документ введен впервые с 01.06.2014.

Если же расходы осуществляются в целях благоустройства территории учреждения здравоохранения, они относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ как расходы, которые не отнесены на другие подстатьи.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налоге на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).

Понтонный (наплавной) мост представляет собой временное сооружение из плавучих модулей с качествами несамоходного судна, соединяющихся в мост необходимой длины с помощью специальных сцепных замков, что не позволяет идентифицировать его как единый имущественный комплекс и самостоятельный объект гражданских прав.

В этой связи наплавной мост сам по себе не относится к водным транспортным средствам и не является объектом, подлежащим регистрации в порядке, предусмотренном статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее — КВВТ).

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу «Средства транспортные» относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов — подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Вместе с тем каждый из плавучих модулей наплавного моста является несамоходным судном и при использовании в целях судоходства подлежит отдельной регистрации. В этом случае право собственности регистрируется на каждый плавучий модуль в одном из реестров, предусмотренных КВВТ.

Таким образом, понтонный модуль наплавного моста относится к объектам недвижимого имущества и полежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Отделяем движимое имущество от недвижимого

Казалось бы, что может быть сложного в квалификации объекта — относится он к движимому или недвижимому имуществу. Но, как показывает практика, бухгалтеры сталкиваются с определенными трудностями. Чтобы не допустить ошибки, рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС России от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. В нем специалисты налоговой службы рассказали, какими критериями должны руководствоваться компании и налоговики на местах, чтобы понять, к какому виду имущества (движимому или недвижимому) относится основное средство в целях обложения налогом на имущество.

Порядок обложения налогом на имущество зависит от того, является объект движимым или недвижимым имуществом.

Так, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (за исключением полученного при реорганизации и ликвидации, а также от взаимозависимых лиц), освобождено от налогообложения (п. 25 ст. 381 НК РФ). Напомним, что с 1 января 2018 г. эта льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия им соответствующего закона (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). А с 1 января 2019 г. движимое имущество вообще не будет признаваться объектом налогообложения. Налогом будет облагаться только недвижимость (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Таким образом, компании важно четко понимать, какое имущество относится к движимому, а какое — к недвижимому.

Что есть движимое, а что — недвижимое

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

— подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

— жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Здание, сооружение, помещение

Как уже было указано выше, здания, строения, а также жилые и нежилые помещения относятся к недвижимости. В комментируемом письме ФНС России разъяснила, что при определении понятий «здание», «сооружение», «помещение» следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон № 384-ФЗ).

Так, согласно подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ зданием считается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Обратите внимание: в письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@) сказано, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации:

— система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);

— внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием;

— внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;

— внутренние телефонные и сигнализационные сети;

— вентиляционные устройства общесанитарного назначения;

— подъемники и лифты.

Под сооружением понимается результат строительства в виде объемной, плоскостной или линейной строительной системы, имеющей наземную, надземную и (или) подземную части, состоящей из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенной для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ). А помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (подп. 14 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Минфин России согласен с тем, что при определении состава недвижимого имущества, относящегося к зданиям и сооружениям, в целях исчисления налога на имущество нужно руководствоваться Законом № 384-ФЗ.

В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 финансисты указали, что под объектом недвижимого имущества (зданием, сооружением) понимается единый конструктивный объект капитального строительства, включающий в себя совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Регистрация объекта как признак недвижимости

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

В комментируемом письме налоговики указали, что в этом случае нужно учитывать выводы, содержащиеся в Определении Верховного суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638. Суд отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания законодательства, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. При этом государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Аналогичные разъяснения содержатся в Определении Верховного суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520.

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Нюансы признания имущества движимым

Как мы уже говорили, если объект не удовлетворяет критериям признания недвижимости, он считается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Между тем на практике с определением «движимости» имущества зачастую возникают проблемы.

Связь с фундаментом

Некоторые виды промышленного оборудования монтируются на фундаменте. А поскольку одним из критериев признания имущества недвижимостью является его связь с землей, возникает вопрос: к какому виду имущества относится такое оборудование?

Разъяснения на этот счет содержатся в упомянутом ранее письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12.

Минпромторг как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. Объясняется это тем, что недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к объекту недвижимого имущества кроме самого земельного участка могут быть отнесены только здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Специалисты ведомства указали, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования. Для него возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Минпромторг России также отметил, что поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

Самостоятельное использование

Еще один момент, на который нужно обратить внимание, — это возможность использовать объект отдельно от недвижимого имущества. В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 Минфин России указал, что технологическое оборудование признается движимым имуществом, если:

— оно учитывается как отдельный инвентарный объект в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

— может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества;

— демонтаж оборудования не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

Обратите внимание: если без оборудования объект недвижимости не может функционировать по своему назначению, оборудование нельзя признать движимым имуществом. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в Определении от 24.09.2018 № 307-КГ18-14515.

В этом деле компания заменила на плавучей буровой установке палубные краны на более мощные. Поскольку краны можно демонтировать и установить на другое судно, компания учла их как отдельные инвентарные объекты и для целей налога на имущество рассматривала краны как движимое имущество, не подпадающее под обложение данным налогом.

Однако суды выяснили, что без кранов буровая установка неработоспособна. Старые краны числились в составе установки и составляли вместе с ней единый объект. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что палубные краны являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью буровой установки и, соответственно, также признаются недвижимым имуществом. Верховный суд этот вывод поддержал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *