Учет денежных обязательств в бюджетном учреждении

>Учет денежных обязательств

Документы — основания для принятия денежных обязательств

Согласно пунктам 314, 318 Инструкции по применению ЕПСБУ учет принятых денежных обязательств осуществляется на основании документов (первичных, учетных), подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Рассмотрим, какие документы являются основанием для принятия денежных обязательств.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н), далее — Порядок № 87н, получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды указывает в Заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) или Заявке на получение наличных денег (ф. 0531802) (далее — Заявки) в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 настоящего Порядка, реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в случаях, когда заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг законодательством Российской Федерации не предусмотрено, в Заявке указываются в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 настоящего Порядка, только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с Заявкой указанные в ней в соответствии с подпунктом 15 пункта 5 и пунктом 6 Порядка № 87н соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 5 Порядка № 87н документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются:

  • при поставке товаров — накладная и (или) акт
  • приемки-передачи, и (или) счет-фактура;
  • при выполнении работ, оказании услуг — акт
  • выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или)
  • счет-фактура;
  • исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
  • иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее — документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств), в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.

Не предоставляются документы-основания для подтверждения денежных обязательств, связанных:

  • с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде) — подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги;
  • с социальными выплатами населению;
  • с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • с предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
  • с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
  • с выполнением оперативно-розыскных мероприятий.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Согласно пункту 216 Инструкции по применению ЕПСБУ сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством.

Денежные обязательства по выплате заработной платы, стипендии, денежного довольствия, пособий, компенсаций и иных выплат принимаются на основании расчетных ведомостей, приказов руководителя по дате утверждения соответствующих документов (коды КОСГУ 211, 212, 262 и т. д.).

Денежные обязательства по уплате взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут приниматься к учету на основании данных соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета (код КОСГУ 213, 226 и т. д.).

Денежные обязательства по уплате государственной пошлины, уплате всех видов пеней и штрафов, по исполнительным документам (постановления судебных (следственных) органов и другие документы, устанавливающие обязательства учреждения) принимаются к учету в соответствии со сроками, указанными в исполнительных документах.

Документы — основания для принятия денежных обязательств и порядок их отражения в учете необходимо отразить в Учетной политике учреждения, а также в графике документооборота.

Статья 242. Завершение текущего финансового года

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 434-ФЗ

См. предыдущую редакцию

5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Абзац второй утратил силу.

См. текст абзаца второго пункта 5 статьи 242

Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Порядок установления потребности (отсутствия потребности) в субсидиях и субвенциях, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 февраля 2009 г. N 81

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

  • обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в объеме утвержденных ЛБО;
  • обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателей бюджетных средств командировочных расходов (в том числе по выплате авансовых платежей), осуществлению иных выплат (суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по осуществлению за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военно­служащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях (воспитанникам), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (публичные обязательства, не относящиеся к нормативным), – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (платежей).

Денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в силу положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ). Следовательно, своевременная выплата заработной платы (денежного довольствия) является обязанностью казенного учреждения и данные обязательства переходят в разряд денежных обязательств.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Номер счета Наименование счета
1 501 11 000 Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
1 501 14 000 Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
1 501 15 000 Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
1 503 14 000 Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года

В соответствии с Инструкцией № 162н бухгалтерией казенного учреждения в отчетном году будут сформированы по вышеприведенным счетам следующие бухгалтерские операции.

Дебет Кредит
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, зарегистрированы изменения лимитов бюджетных обязательств 1 501 15 000 1 501 13 000
Приняты бюджетные обязательства на основании договоров 1 501 13 000 1 502 11 000
Приняты денежные обязательства на основании счетов 1 502 11 000 1 502 12 000
Исполнены денежные обязательства 1 302 00 830 1 304 05 000

Так, например, обязательства по выплате денежного содержания (денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, принимаются к учету (отражаются по дебету счета 0 502 11 211) в объеме утвержденных ЛБО.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами на списание денежных средств с лицевого счета организации и отражается на соответствующих счетах бюджетного учета: на счетах 1 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» и 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате».

Пример.

Годовой фонд оплаты труда за счет средств бюджета составляет 10 000 000 руб. Учреждение за ноябрь 2013 года начислило работникам заработную плату в размере 500 000 руб. Данные денежные средства на выплату заработной платы за вычетом НДФЛ были перечислены в кассу учреждения (465 000 руб.). Не полученная работником в дни выдачи заработная плата была отнесена на депонент и зачислена на лицевой счет организации (40 000 руб.). Работник обратился за заработной платой в декабре 2013 года. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств 1 503 15 211 1 503 13 211 10 000 000
Приняты бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств 1 501 13 211 1 502 11 211 10 000 000
Начислена работникам заработная плата 1 401 20 211 1 302 11 730 500 000
Приняты денежные обязательства 1 502 11 211 1 502 12 211 500 000
Поступили денежные средства в кассу учреждения 1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

465 000
Выдана работникам заработная плата

(465 000 — 40 000) руб.

1 302 11 830 1 201 34 610 425 000
Отнесена неполученная заработная

плата на депонент

1 302 11 830 1 304 02 730 40 000
Сданы депонированные суммы на лицевой счет 1 210 03 560 7 201 34 610 40 000
Скорректирована сумма начисленных денежных обязательств (метод «красное сторно») 1 502 11 211 1 502 12 211 (40 000)
Зачислены депонированные суммы на лицевой счет 1 304 05 211 1 210 03 660 40 000
Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи депонированных сумм 1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

40 000
Выдана депонированная заработная

плата работникам учреждения

1 304 02 830 1 201 34 610 40 000
Приняты денежные обязательства 1 502 11 211 1 502 12 211 40 000

* * *

В заключение отметим, что информация о доведенных, принятых и исполненных бюджетных обязательствах находит свое отражение в отчетео принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Данную отчетную форму согласно п. 68 Инструкции № 191нучреждения, имеющие статус казенных учреждений, представляют своему главному распорядителю по итогам полугодия и года.

  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

>Как и на основании чего принимать бюджетные и денежные обязательства на заработную плату

Вопрос

Как и на основании чего принимать бюджетные и денежные обязательства на заработную плату за декабрь? На данный момент в учреждении денежные обязательства приняты в декабре на всю сумму начисленной з/п, бюджетные обязательства приняты на основании платежной ведомости, только на аванс (ДО превышает БО). В январе денежные обязательства отсутствуют, а бюджетные приняты по ведомости на выплату остатка з/п за декабрь.

Ответ

В общем порядке бюджетные обязательства по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам нужно принять в объеме утвержденных на год ЛБО.

Затем, ежемесячно принимаются денежные обязательства перед сотрудниками, когда начисляете им зарплату. Денежные обязательства принимайте к учету по подтверждающим документам. Как правило, это расчетная (ф. 0504402) или расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401). Отражайте их по кредиту счета 0.502.12.211 «Принятые денежные обязательства по заработной плате текущего финансового года». Счета санкционирования следующих годов в этом случае не используйте, так как зарплату начисляете за текущий период.

Начисления, которые сформируют кредиторскую задолженность по состоянию на 01.01.2018, отразите на счетах санкционирования в счет лимитов очередного года, т.е. в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года.

Принятие обязательств в сумме кредиторской задолженности учреждение должно отразить в учете следующими проводками:

Дебет 501.23.000 Кредит 502.21.000 – приняты обязательства на следующий год.

В первый рабочий день 2018 года произведите перенос обязательств, которые приняты и не исполнены по итогам отчетного года отразите проводкой:

Д 502.21.000 К 502.11.000 — перенос суммы бюджетных обязательств, принятых и не исполненных в прошлом году.

Денежные обязательства примите в текущем году проводкой:

Д 502.11.000 К 502.12.000 – приняты денежные обязательства на текущий год.

Если отпуск переходящий, то начислите резерв предстоящих расходов.

Обоснование

Как учесть санкционирование расходов у получателей бюджетных средств

Как учесть бюджетные обязательства1

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены. Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных ЛБО или бюджетных ассигнований (абз. 3 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК).1

В каком объеме (сумме) принимать бюджетные обязательства

В бюджетном учете отразите обязательства:

 по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;

 по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;

 по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);

 по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;

 по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям:
– в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами;
– в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;

 по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Полный перечень бюджетных обязательств приведен в пункте 140 Инструкции № 162н. Порядок принятия обязательств к учету разъяснен в пункте 1 письма Минфина от 21.01.2013 № 02-06-07/155.

Как отразить в учете бюджетные обязательства

Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:

 502.01 «Принятые обязательства»;

 502.07 «Принимаемые обязательства»;

 502.09 «Отложенные обязательства».

Случаи, когда применяют счета для учета обязательств

Виды расходов На каком счете отражать обязательство
Контракты (договоры), которые заключили по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок Разместили извещение о закупке в ЕИС – отразите операцию на счете 502.07. А после того как заключили контракт – перенесите на счет 502.01
Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), которые заключили с единственным поставщиком Расходы отразите на счете 502.01
Расходы, по которым создаете резервы предстоящих расходов, в том числе на оплату отпусков, претензионных требований и исков Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда используете резерв – перенесите расходы на счет 502.01

Такой порядок приведен в пунктах 140, 141.1, 141.2 Инструкции № 162н.

Как учесть обязательства по закупкам у едпоставщика и другим расходам2

Как отразить в учете казенного учреждения принятие бюджетных обязательств по закупкам у единственного поставщика и по другим расходам в рамках текущей деятельности (зарплата, налоги, прочие выплаты)

На счете 502.01 отразите бюджетные обязательства по контракту, который заключен с единственным поставщиком, и другим расходам: зарплата, страховые взносы и налоги, штрафы и другие выплаты. Исключение – расходы, по которым приняли решение создать резерв.

Принимайте расходные бюджетные обязательства, а также суммы изменений в сторону увеличения и уменьшения проводками:

Дебет счета Кредит счета
За счет лимитов бюджетных обязательств (ЛБО):
1. Приняты суммы бюджетных обязательств:
– на текущий финансовый год КРБ.1.501.13.000 КРБ.1.502.11.000
– на очередной финансовый год КРБ.1.501.23.000 КРБ.1.502.21.000
– на второй финансовый год, следующий за текущим КРБ.1.501.33.000 КРБ.1.502.31.000
– на третий финансовый год, следующий за текущим КРБ.1.501.43.000 КРБ.1.502.41.000
2. Уменьшение принятых учреждением обязательств способом «красное сторно»:
– на текущий финансовый год Методом «красное сторно»
КРБ.1.501.13.000 КРБ.1.502.11.000
– на очередной финансовый год Методом «красное сторно»
КРБ.1.501.23.000 КРБ.1.502.21.000
– на второй финансовый год, следующий за текущим Методом «красное сторно»
КРБ.1.501.33.000 КРБ.1.502.31.000
– на третий финансовый год, следующий за текущим Методом «красное сторно»
КРБ.1.501.43.000 КРБ.1.502.41.000
За счет бюджетных ассигнований:
1. Приняты суммы бюджетных обязательств:
– на текущий финансовый год КРБ.1.503.13.000 КРБ.1.502.11.000
– на очередной финансовый год КРБ.1.503.23.000 КРБ.1.502.21.000
– на второй финансовый год, следующий за текущим КРБ.1.503.33.000 КРБ.1.502.31.000
– на третий финансовый год, следующий за текущим КРБ.1.503.43.000 КРБ.1.502.41.000
2. Уменьшение принятых учреждением обязательств способом «красное сторно»:
– на текущий финансовый год Методом «красное сторно»
КРБ.1.503.13.000 КРБ.1.502.11.000
– на очередной финансовый год Методом «красное сторно»
КРБ.1.503.23.000 КРБ.1.502.21.000
– на второй финансовый год, следующий за текущим Методом «красное сторно»
КРБ.1.503.33.000 КРБ.1.502.31.000
– на третий финансовый год, следующий за текущим Методом «красное сторно»
КРБ.1.503.43.000 КРБ.1.502.41.000
Перенос бюджетных обязательств:
3. Перенос бюджетных обязательств, которые приняты и не исполнены по итогам отчетного года:
– с очередного года на текущий КРБ.1.502.21.000 КРБ.1.502.11.000
– со второго года, следующего за текущим, на очередной КРБ.1.502.31.000 КРБ.1.502.21.000
– с третьего года, следующего за текущим, на второй год, следующий за текущим КРБ.1.502.41.000 КРБ.1.502.31.000
000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули.

Такой порядок установлен пунктом 318 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 134, 145 Инструкции № 162н, пунктом 16 раздела II и пунктом 13 раздела IV приложения 1 к Инструкции № 162н.

Как учесть отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов1

Как отразить в учете казенного учреждения отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов

Если вы приняли решение создавать резервы предстоящих расходов, отразите в учете отложенные обязательства. Резервы создавайте на оплату отпусков, ремонт основных средств и т. д.

В бюджетном учете отложенные обязательства отражайте одновременно с проводками по созданию резервов на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов».

Отложенные бюджетные обязательства, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета Кредит счета
1. Принято отложенное бюджетное обязательство на сумму созданного резерва КРБ.1.501.93.000 КРБ.1.502.99.000
2. Уменьшены обязательства.
Например, если пересчитали сумму резерва
Методом «красное сторно»
КРБ.1.501.93.000 КРБ.1.502.99.000
3. Когда принимаете обязательства за счет резерва:
3.1 принято бюджетное обязательство за счет резерва КРБ.1.502.99.000 КРБ.1.502.Х1.000
3.2 одновременно: скорректирована сумма ЛБО КРБ.1.501.Х3.000 КРБ.1.501.93.000
4. Когда начисляете отпускные за счет резерва, сделайте дополнительную запись (на сумму отпускных)<2> Методом «красное сторно»
КРБ.1.501.Х3.000 КРБ.1.502.Х1.000

000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули.

Х – код года, в котором планируют исполнить обязательство.

<2> такую проводку сделайте, чтобы сумма не увеличила бюджетные обязательства по зарплате, ведь их принимают к учету единовременно на сумму годовых ЛБО.

Такой порядок приведен в пунктах 134, 141.2 Инструкции № 162н и разъяснен в пункте 1.2.3 письме от 07.04.2017 Минфина, Федерального казначейства № 02-07-07/21798, № 07-04-05/02-308.

Пример, как отражать в учете отложенные обязательства по резерву на оплату отпускных

Казенному учреждению «Альфа» довели ЛБО на заработную плату в размере 1 000 000 руб. Также в учреждении создан резерв на оплату отпусков в размере 200 000 руб.

В первый рабочий день года бухгалтер отразил в учете бюджетное обязательство по зарплате на всю сумму ЛБО и отложенное обязательство на сумму резерва.

В июне бухгалтер начислил отпускные в размере 80 000 руб. за счет резерва, отразил бюджетное обязательство по отпускным и скорректировал ранее принятые обязательства.

В учете бухгалтер сделал проводки.

Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
В первый рабочий день года
1. Принято бюджетное обязательство по зарплате на текущий финансовый год КРБ.1.501.13.211 КРБ.1.502.11.211 1 000 000
2. Принято отложенное обязательство по отпускным за счет резерва КРБ.1.501.93.211 КРБ.1.502.99.211 200 000
В июне
3. Принято бюджетное обязательство по отпускным за счет части резерва КРБ.1.502.99.211 КРБ.1.502.11.211 80 000
4. Скорректирована сумма ЛБО КРБ.1.501.13.211 КРБ.1.501.93.211 80 000
5. Скорректированы ранее принятые бюджетные обязательства по зарплате Методом «красное сторно» 80 000
КРБ.1.501.13.211 КРБ.1.502.11.211

Как принять денежные обязательства1

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Как казенному учреждению оплачивать и отражать денежные обязательства

Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

 бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;

 ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

Об этом сказано в пункте 5 статьи 219 Бюджетного кодекса.

Денежные обязательства текущего финансового года принимайте по расчетам:

1) с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

 данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 206.00 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;

 кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;

 дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде;

2) с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) на основании:

 данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;

 дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты;

3) по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) на основании:

 кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;

 дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты;

4) по расходам на обслуживание долговых обязательств на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

 кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;

 дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

 накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;

 акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;

 исполнительный документ – исполнительный лист, судебный приказ;

 другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Счёт 68 бухгалтерского учета — это активно-пассивный счет «Расчёты по налогам и сборам», представляет собой общие сведения по расчётам с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемых предприятием, и налогам своих работников.

Счет 68 в бухгалтерском учете

Счет 68 кредитуется на суммы, согласно налоговым декларациям или расчетам в корреспонденции:

  • Счетом 99 — на сумму начисленного налога на прибыль;
  • Счетом 70 — на сумму НДФЛ;
  • Счетами 20, 25, 26, 44 — на суммы местных налогов, транспортный налог, на имущество и т.д.;
  • Счетами 90.3, 91.2, 76.АВ — при начислении НДС за отчетный квартал;
  • Счетом 51 — при получении из бюджета излишне уплаченного налога.

По дебету счета учитываются суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет, в том числе суммы НДС, списанные с 19 счета.

Субсчета 68 счёта «Расчёты по налогам и сборам»

Субсчета по счёту 68 используются по налогам и сборам, которые уплачивает компания, в зависимости от выбранной ей сферы деятельности и налогового режима. При этом на каждый вид налогов открывается отдельный субсчет:

Также могут быть открыты дополнительные субсчета по 68 счёту:

  • 68.11 — ЕНВД;
  • 68.12 – УСН;
  • 68.13 – Торговый сбор.

Типовые проводки

Основные проводки по данному счёту представлены в таблице:

Счёт Дт Счёт Кт Описание проводки Документ-основание
68 19 Суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет + НДС Платёжное поручение
68 50/51,52,55 Оплата задолженности по налогам наличными или через банк Платёжное поручение
70/75 68 Удержан НДФЛ с доходов работников или учредителей Расчётная ведомость
По суммам расчётов по взносу в бюджеты
99 68 Отражается налог на прибыль Справка-расчёт
70 68 Отражаем сумму начисленного НДФЛ Расчётная ведомость
90 68 Отражаем НДС, акцизы, косвенные налоги Бухгалтерская справка
91 68 Отражаем финансовые результаты (операционные расходы) Справка-расчёт/Акт о приёмке-передаче

Пример 1. Проводки по субсчёту 68.01 «НДФЛ»

Допустим, по итогам месяца в ООО «Осень» бухгалтер начислил налог на доходы физических лиц по зарплате сотрудников в размере 107 256 руб. Также учредителям были выплачены дивиденды, сумма налога составила 65 123 руб.

Проводки по начислению НДФЛ по счету 68:

Счёт Дт Счёт Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
70 68.01 107 256 Начислен НДФЛ по зарплате Расчётная ведомость
75.02 68.01 65 123 Начислен НДФЛ по дивидендам Налоговая карточка по НДФЛ, бухгалтерская справка
68.01 51 107 256 Перечислен НДФЛ по зарплате в бюджет Платёжное поручение
68.01 51 65 123 Перечислен НДФЛ по дивидендам в бюджет Платёжное поручение

Пример 2. Проводки по субсчёту 68.02 «НДС»

В ООО «Лето» по итогам 2-го квартала (основная деятельность):

  • начислен НДС в размере 78 958 руб.;
  • Восстановлен НДС, принятый к вычету (аванс) в предыдущем квартале в размере 36 695 руб.;
  • НДС от продажи ОС составил 7 959 руб.

Бухгалтер ООО «Лето» начисление НДС отразил следующими проводками:

Счёт Дт Счёт Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
90.03 68.02 78 958 Начислен НДС (реализация) Бухгалтерская справка
76 аванс 68.02 36 695 НДС восстановлен Книга продаж
91.02 68.02 7 959 Начислен НДС (ОС) Акт о приёмке-передаче
68.02 51 123 612 Налог перечислен в бюджет Платёжное поручение

Пример 3. Проводки по субсчёту 68.04 «Налог на прибыль»

Для учёта расчётов по налогу на прибыль с бюджетом применяют субсчёт 68.04.01, а для расчёта налога — безсальдовый субсчёт 68.04.02, который закрывается на сч.68.04.01 по итогам периода.

Налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом, учитывая авансы отчётных периодов: квартал, 06 и 09 месяцев и по результатам налогового периода — календарного года.

Допустим, по итогам отчётного периода, квартала, ООО «Весна» получила прибыль, налог с которой составил 310 000 руб. и был перечислен в бюджет.

Бухгалтером ООО «Весна» сформированы следующие проводки по субсчёту 68.04 «Налог на прибыль»:

Счёт Дт Счёт Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
99 68.04.02 310 000 Начислена сумма налога на прибыль Справка-расчёт
68.04.01 51 310 000 Сумма налога перечислена в бюджет Платёжное поручение

Начислен налог на прибыль: проводка

Бухгалтерские проводки по налогу на прибыль — это отражение хозяйственных операций в учете организации методом двойной записи. В статье расскажем, как правильно организовать в бухучете предприятия учет налога на прибыль, проводки приведены с примерами. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Основной нормативный документ, устанавливающий правила составления бухгалтерских записей по налогу на прибыль (ННП), является ПБУ 18/02 (Приказ Минфина от 19.11.2002 № 114н). Некоммерческие организации, а также компании, которые освобождены от уплаты ННП, вправе не применять данные положения. А вот субъекты малого предпринимательства имеют право выбора: отражать операции по общим правилам либо организовать упрощенный бухучет.

Бухучет ННП

Для отражения записей по налогам и сборам в Едином плане счетов предусмотрен отдельный бухсчет 68. Чтобы детализировать информацию по каждому виду фискального обременения, к данному счету открывают специальные субсчета. Например, 68.4 — расчеты с бюджетом по ННПО.

Счет 68 является активно-пассивным, то есть может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Причем остаток по дебету на конец расчетного периода говорит о наличии переплаты в государственный бюджет. А кредитовый остаток, наоборот, говорит о наличии задолженности.

Исчисление, уплату и начисление налога на прибыль отражают проводкой:

Операция

Дебет

Кредит

Начислен налог на прибыль (проводка)

Уплачен налог на прибыль (проводка)

Отражен зачет переплаты прошлых лет (по решению Федеральной налоговой службы)

Отражен возврат переплаты по ННПО

Не стоит забывать, что в бухучете следует отражать авансы по налогу на прибыль, проводки будут те же: Дт 99 Кт 68, по субсчету «ННП».

ВАЖНО! ННП исчисляется нарастающим итогом. А это значит, что при начислении платежа за очередной отчетный период (месяц, квартал) следует указывать не всю сумму аванса, а только разницу между суммами, начисленными за текущий период и предыдущий. Иными словами, сумма начисления ННП должна соответствовать данным раздела 1 налоговой декларации по ННП.

Отражение в учете: пример

Рассмотрим на конкретном примере, какими записями оформляется начисление налога на прибыль, проводки для ежеквартальных расчетов с бюджетом.

Условия примера:

ООО «ВЕСНА» производит расчеты по ННП ежеквартально. Суммы начисленных платежей в 2019 году имеют следующие значения:

  • 1 квартал 2019 г. — 200 000 рублей;
  • 1 полугодие 2019 г. — 450 000 рублей;
  • 9 месяцев 2019 г. — 800 000 рублей.

За 2019 г. (итого за год) — 1 000 000 рублей.

Данные соответствуют строке 180 Декларации по ННП за 2019 г. Бухгалтер отразил следующие записи в бухгалтерском учете:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Начислен налог на прибыль организации, проводка за 1 квартал

200 000,00

Отражена уплата налога на прибыль (проводки)

200 000,00

Отражено начисление ННП за 1 полугодие 2019 г.

250 000,00

(450 000 – 200 000)

Перечислен налог на прибыль: проводка (аванс за 2 квартал)

250 000,00

Начислили ННП за 9 месяцев

350 000,00

(800 000 – 450 000)

Отражена оплата налога

350 000,00

Начислен налог по итогам года

200 000,00

(1 000 000 – 800 000)

Произведен итоговый расчет с бюджетом за 2019 г.

200 000,00

Если фирма сработала в убыток

Прибыльность — не единственный результат деятельности компании за отчетный период. Довольно часто предприятия срабатывают в убыток. То есть в отчетном периоде расходы экономического субъекта превышают сумму полученного дохода.

В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, нужно скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.

ООО «ВЕСНА» начислила аванс за 1 квартал 2019 г. в сумме 250 000 рублей. По итогам 1 полугодия сумма платежа по ННП составила 200 000 рублей. Корректируем данные следующими бухгалтерскими записями:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Начислен аванс по ННП за 1 квартал 2019 г.

250 000,00

Отражена оплата авансового платежа в бюджет

250 000,00

Скорректирована сумма аванса за 1 полугодие 2019 г.

СТОРНО 99

СТОРНО 68

50 000,00

(200 000 – 250 000)

Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.

Разницы в учете

Налоговый и бухгалтерский учеты имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут быть приняты в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или же вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.

Временные, или отложенные — это те разницы, которые по истечению определенного времени выравняются. Например, в БУ определенный вид затрат будет принят в полном объеме и сразу, а в НУ частями, на протяжении нескольких отчетных периодов. А постоянные разницы — это те виды дохода (расхода), которые принимаются только в одном из учетов. Например, в БУ отражаются, а в НУ — нет.

Если данные НУ выше аналогичных значений БУ, то возникает отложенный или постоянный налоговый актив (ОНА или ПНА). Подробнее в статье «Признание отложенного налогового актива: отражаем в учете и отчетности».

В обратной ситуации, когда суммы НУ ниже сумм БУ, возникает постоянное или отложенное налоговое обязательство (ПНО или ОНО).

О том, как правильно отражать такие разницы в учете, а также об особенностях применения данного НПА мы рассказали в отдельном материале «Кто должен применять ПБУ 18/02».

Суть данных операций заключается в выравнивании данных двух учетов. В противном случае при составлении налоговой и финансовой отчетностей возникнут разногласия, а это недопустимо.

Подробнее о НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ

  • рекомендации и помощь в решении вопросов
  • нормативные документы
  • формы и образцы их заполнения

>В какой момент исполнение денежного обязательства по оплате платежей может считаться исполненным?

Решение ВАС или Пленум, где говорится о том, что при отсутствии в договоре (наш случай договор аренды) условия о моменте исполнения денежного обязательства по оплате платежей, этим моментом признается момент поступления денежных средств на расчетный счет кредитора/Арендодателя.

Такой практики нет.

Момент исполнения денежного обязательства – зачисление средств на корреспондентский счет банка, который обслуживает кредитора, либо банка, который является кредитором (см. постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 № 54). То есть главное, чтобы деньги дошли до банка арендодателя. Именно банк считается местом исполнения обязательства, а не расчетный счет его клиента.

1. Рекомендация. Порядок исполнения денежного обязательства: как обеспечить своевременное получение денег.

«У кредитора изменились банковские реквизиты. Он не известил об этом должника, который исполнил денежное обязательство по прежним реквизитам. Сможет ли кредитор потребовать от контрагента уплатить долг по новым реквизитам и взыскать санкции за просрочку оплаты

Нет, не сможет.

Если кредитор не известил должника об изменении своих банковских реквизитов, то должник вправе исполнить свое денежное обязательство по известным ему реквизитам кредитора. В этом случае все возможные риски, связанные, например, с нахождением денежных средств на счете неработающего банка, лягут на кредитора. Поэтому в интересах последнего надлежащим образом уведомлять своих должников об изменении своих реквизитов, а также убедиться, что адресаты эти уведомления получили. Например, если кредитор известил должников по почте, нужно получить уведомления о вручении заказных писем каждому из должников.

В то же время, если кредитор уведомил должника об изменении своих банковских реквизитов, а должник все равно перечислил деньги по прежним реквизитам, то должник не будет считаться исполнившим свое денежное обязательство перед кредитором. А значит, от него можно будет потребовать исполнить обязательства по новым реквизитам, а также взыскать санкции за просрочку платежа».

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 № 54

«26. По смыслу пункта 1 статьи 316 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, по денежным обязательствам, исполняемым путем безналичных расчетов, местом исполнения обязательства является место нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора (получателя средств). При этом моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора, либо банка, который является кредитором.

Если должника и кредитора по обязательству, исполняемому путем безналичных расчетов, обслуживает один и тот же банк, моментом исполнения такого обязательства является зачисление банком денежных средств на счет кредитора».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Исполнение денежного обязательства: нюансы, которые необходимо учитывать сторонам

При исполнении денежного обязательства большое значение имеет соблюдение должником порядка его исполнения. Тем более если речь идет об исполнении по безналичному расчету — тут важно правильно определить момент, когда обязательство считается исполненным. О рисках и нюансах исполнения денежных обязательств по безналичному расчету — в этой статье.

В денежном обязательстве для кредитора важно вовремя и сполна получить причитающиеся ему денежные средства, а для должника — исполнить его и освободиться от долгового бремени. При безналичных расчетах должник дает поручение обслуживающему его банку на перевод определенной денежной суммы на счет кредитора. Указанная в платежном поручении сумма списывается со счета должника и с корсчета его банка и переводится на корсчет банка, который обслуживает кредитора, где в дальнейшем зачисляется на счет кредитора. Если счета кредитора и должника находятся в одном и том же банке, то корсчет банка не задействуется, и банк просто списывает соответствующую денежную сумму со счета одного клиента и зачисляет ее на счет другого.

При нормальных условиях гражданского оборота, когда участвующие в расчетах банки надежные и не испытывают трудностей с платежеспособностью, никаких проблем у должника, скорее всего, не будет, ведь рано или поздно деньги дойдут до кредитора, даже если банк нарушит срок проведения платежа. Однако как быть в ситуации, когда банк должника или кредитора оказался банкротом, а деньги на счет кредитора так и не были зачислены?

Как работают правила об исполнении денежного обязательства

Согласно новой редакции ст. 316 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»), если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев либо существа обязательства, исполнение по денежному обязательству об уплате безналичных денежных средств должно быть произведено в месте нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора. Что касается момента исполнения обязательства, то по общему правилу обязательство считается исполненным с момента поступления денежных средств на расчетный счет кредитора (см., например, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу № А35-7047/2012). Норма, содержащаяся в абз. 6 ч. 1 ст. 316 ГК РФ, является диспозитивной, поэтому стороны вправе изменить условия исполнения денежного обязательства в договоре по своему усмотрению (абз. 2 п. 4 ст. 421 ГК РФ). К примеру, они могут предусмотреть, что денежное обязательство считается исполненным с момента списания денежных средств со счета должника или даже с момента подачи им в свой обслуживающий банк платежного поручения на списание денег.

У банка отозвали лицензию: какая сторона несет риски

От того, в какой момент считается исполненным денежное обязательство, зависит распределение между сторонами сделки риска банкротства банка, задействованного в цепочке расчетов. Если деньги на счет кредитора не поступили, а условие о том, что денежное обязательство считается исполненным с иного момента, в договоре отсутствует, то при банкротстве банка кредитора до зачисления денег на счет кредитора с корсчета банка долг не считается погашенным. Должник по-прежнему должен выплатить долг кредитору и при этом приобретает право требования к банку в рамках дела о банкротстве. Так, например, в одном деле министерство заключило с компанией государственный контракт. Спустя некоторое время стороны заключили дополнительное соглашение, которое внесло изменения в платежные реквизиты исполнителя. Не обратив внимание на изменение платежных реквизитов, министерство ошибочно перечислило половину суммы контракта в качестве аванса по реквизитам, указанным в первоначальной редакции контракта. Позже министерство все же исполнило свои обязанности по оплате в полном объеме. В это же время у банка, в который министерство ошибочно направило деньги, отозвали лицензию, а компания — исполнитель госконтракта включилась в реестр кредиторов банка с требованиями в отношении той самой суммы, которую ошибочно перечислило министерство. В результате министерство обратилось в суд с иском к компании о взыскании неосновательного обогащения. Спор дошел до Президиума ВАС РФ, который указал, что риски, связанные с неплатежеспособностью (банкротством) банка, не должны возлагаться на сторону договора, которая имеет расчетный счет в таком банке. Эти риски перешли на министерство, так как, перечислив деньги не на тот счет, оно исполнило обязательство ненадлежащим образом: не в соответствии с измененными условиями государственного контракта, которые были согласованы сторонами, а в соответствии с прежней редакцией контракта. Однако справедливое распределение рисков между сторонами договора не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны за счет другой. В результате Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, отметив, что при новом рассмотрении дела суду следует предложить министерству уточнить исковые требования — потребовать перевода на себя прав конкурсного кредитора в деле о банкротстве банка (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 № 1142/13).

Если банк после получения денежных средств на свой корсчет до даты отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций зачислил их на счет кредитора, то право требования к банку переходит к кредитору, и должник перед ним уже не обязан. В силу п. 5 ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прием и осуществление по корсчетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц) прекращаются. Кредитные организации возвращают платежи, поступающие после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Если срок исполнения денежного обязательства пропущен по вине банка, который несвоевременно исполнил поручение должника на перевод денег кредитору, должник сможет взысканную с него кредитором неустойку за нарушение срока расчетов предъявить банку как свои убытки, причиненные в результате нарушения банком договора банковского счета, а также потребовать взыскания штрафных процентов (ст. 15, 393, 395 и 856 ГК РФ). Для этого ему следует привлечь банк к участию в деле о взыскании с него неустойки за просрочку в оплате и добиться максимально возможного снижения неустойки, предъявленной ему кредитором (ст. 333 ГК РФ), чтобы при решении в дальнейшем вопроса о взыскании убытков с банка было очевидно, что должник предпринял все зависящие от него разумные меры по уменьшению своих убытков.

Риски, связанные с перечислением денег по неактуальным реквизитам, несет сам должник, если не докажет, что использовал имеющуюся у него информацию, а других сведений кредитор ему не предоставил. Теперь это правило закреплено непосредственно в ГК РФ: если после возникновения обязательства место его исполнения изменилось, в частности, изменилось место жительства должника или кредитора, сторона, от которой зависело такое изменение, обязана возместить другой стороне дополнительные издержки, а также принимает на себя дополнительные риски, связанные с изменением места исполнения обязательства (п. 2 ст. 316 ГК РФ). Поэтому кредитору следует незамедлительно уведомлять должника обо всех случаях изменения платежных реквизитов. Изменение платежных реквизитов можно оформить различными способами: заключить дополнительное соглашение, направить уведомление, в том числе по электронной почте, если такой порядок предусмотрен в договоре (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 12.04.2012 по делу № А08-497/2010-21).

Есть еще один важный нюанс. Исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корсчете банка необходимых денежных средств (Определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О). При отсутствии денежных средств на корсчете банк не в состоянии реально выполнить поручения клиентов по причине неплатежеспособности, безналичные деньги как записи по счетам утрачивают свое назначение как средство платежа. Особой спецификой отличается ситуация, когда расчетные операции проводятся между клиентами одного и того же банка, поскольку в данном случае его корсчет вообще не задействуется. Так, при осуществлении между клиентами одного банка операции по выдаче займа по подписанному между ними договору займа в условиях фактической неплатежеспособности банка и отсутствия денежных средств на его корсчете договор займа не считается заключенным, поскольку реального перечисления денежных средств не происходит. Вместе с тем в результате банковской проводки по списанию денег со счета заимодавца и их зачислению на счет заемщика корреспондентский счет самого банка не задействуется, поэтому в данном случае считается, что заимодавец уступил заемщику право требования денежных средств в рамках дела о банкротстве банка. Однако, учитывая, что в деле о банкротстве банка имеется только абстрактная возможность полного удовлетворения требований кредиторов третьей очереди за счет имущества должника (банка), нельзя утверждать, что заемщик сможет получить полное удовлетворение своих требований и тем самым возместить заимодавцу всю сумму по фактически осуществленной уступке требования. В связи с этим заимодавец вправе в дальнейшем требовать от заемщика не возврата выданного займа, а взыскания платы за уступленное право требования с учетом его реальной рыночной стоимости (постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 № 2953/14).

Во избежание конфликтов и спорных ситуаций участникам гражданского оборота при согласовании условий заключаемых договоров можно посоветовать специально оговаривать место исполнения денежных обязательств с указанием момента, когда они считаются исполненными.

Судьба налоговых платежей, перечисленных через кредитную организацию, признанную банкротом

Помимо частных споров со своими партнерами у участников гражданского оборота могут также возникнуть проблемы с поступлениями в бюджет налоговых платежей.

На практике бывает, что обслуживающие налогоплательщиков банки признаются банкротами, и в отношении них открывается конкурсное производство. Соответствующая сумма налога в бюджет в связи с этим не поступает. Однако налогоплательщик свои обязанности выполнил своевременно, дав поручение банку на осуществление платежа. Можно ли в такой ситуации считать, что у него есть задолженность?

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Окружные арбитражные суды исходят из того, что передача налогоплательщиками своим обслуживающим банкам платежных поручений на перечисление сумм налогов в бюджет при наличии на их счетах достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате налога (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А78-2527/2010, Дальневосточного округа от 08.10.2009 № Ф03-5145/2009). Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 12.10.98 № 24-П, обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. При этом важно учитывать, что налогоплательщик должен быть добросовестным, и правило о том, что налог считается уплаченным с момента передачи банку поручения о его уплате, работает только при условии отсутствия у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу № А45-17836/2009). Наличие же у него сведений о неплатежеспособности банка, отсутствии у последнего активов может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и о том, что свою обязанность по перечислению налога плательщик не исполнил (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2010 по делу № А75-3067/2009). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика, возлагается на налоговый орган (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).

Важно иметь в виду, что при наличии у налогоплательщика соответствующих доказательств, указывающих на выполнение всех необходимых условий для признания его добросовестным, обязанность по уплате соответствующего налога считается исполненной независимо от фактического зачисления платежа в бюджетную систему РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2010 № Ф03-5429/2010). Непоступление в бюджет сумм налога из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка не влияет на признание обязанности по уплате налоговых платежей исполненной, поскольку не относится к перечню случаев, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ. Сам по себе факт отсутствия денежных средств на корсчете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налога со счета налогоплательщика не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, поскольку законодательство РФ не предусматривает обязанности клиентов кредитных организаций проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах этих организаций при открытии счетов или передачи им платежных поручений (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09). Об отсутствии со стороны налогоплательщика недобросовестных действий при использовании счета в банке-банкроте будет также свидетельствовать регулярное использование им данного счета для расчетов с контрагентами, для уплаты налогов, что он сможет подтвердить налоговыми декларациями за соответствующие налоговые периоды (постановление АС Московского округа от 09.02.2015 по делу № А40-61342/14).

О недобросовестности в действиях налогоплательщика может свидетельствовать факт перечисления крупных сумм в счет уплаты будущих налоговых платежей в ситуации, когда их размер неизвестен, сроки уплаты налогов не наступили. В такой ситуации суд сопоставляет суммы платежей с размером налоговых обязательств, указанных в налоговых декларациях, и если очевидно, что налогоплательщик пытался осевшие в банке-банкроте денежные средства направить хотя бы в счет уплаты налогов, переложив риск банкротства банка на бюджет, суд отказывает в удовлетворении требования о признании налоговых обязанностей исполненными (постановление ФАС Московского округа от 14.08.2013 по делу № А41-50602/12). Перечисленные денежные средства в ситуации, когда срок уплаты налогов еще не наступил, в отсутствие доказательств того, что ранее налогоплательщик всегда уплачивал налоги заблаговременно до даты наступления сроков, свидетельствуют, по мнению судов, о его недобросовестности и желании снять с себя риск банкротства обслуживающего банка (постановление ФАС Московского округа от 08.09.2011 по делу № А41-27370/09).

Исключение составляет случай, когда уплата налогов при наступившем сроке платежа была разделена налогоплательщиком на два транша, при этом вторая часть пришлась на период, когда у банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций и он стал неплатежеспособным. Поскольку общий размер налога, подлежащего уплате в бюджет, в такой ситуации может быть подтвержден данными налоговой декларации, у налогоплательщика есть шанс добиться признания налоговой обязанности исполненной при условии наличия на его счете достаточного денежного остатка (постановление АС Московского округа от 25.01.2013 по делу № А40-37852/12-99-194).

Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате суммы налога в бюджет считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 3 ст. 45 НК РФ) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов. Наличие у налогоплательщика сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка свидетельствует о его недобросовестности и отсутствии реального намерения исполнить налоговую обязанность.

К сведению

21 сентября Коллегия по экономическим спорам ВС РФ решит, исполнил ли покупатель обязанность по оплате, если он перечислил денежные средства в тот же день, когда продавец закрыл счет в банке, не сообщив об этом заранее покупателю (Определение ВС РФ от 30.07.2015 по делу № 306-ЭС15-5083).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *