Сколько человек в отделе?

>Расчет штатной численности сотрудников в отделе

Содержание

Вопрос

если отдел из пяти человек в муниципальной администрации,можно ли быть заместитель начальник а именно в муниципальной службе, а именно в администрации муниципального района как определить численность отделов и сколько человек в каждом отделе должно быть и заместитель начальника может ли быть в отделе где численность из пяти человек?

Ответ

Расчет штатной численности

Вопрос из практики: как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию.*

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, которые установлены президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений ( п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора ( приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывают необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Формирование отделов

Коммерческие организации вправе самостоятельно решать, как именно распределять должности сотрудников по отделам или иным структурным подразделениям. Наименование должностей сотрудников и их распределение должны соответствовать исполняемой конкретным сотрудником трудовой функции ( ст. 57 ТК РФ). При этом необходимо помнить о запрете дискриминации в сфере труда и необходимости равной оплаты за труд равной ценности (ст. 3, 22 ТК РФ). Для распределения должностей внутри структурных подразделений можно воспользоваться и рекомендациями по определению численности, например, сотрудников кадровой службы.

В отношении бюджетных учреждений распределение должностей внутри структурных подразделений также происходит по решению руководства, но с учетом ряда ограничений. Так, в федеральных госорганах распределение должностей по отделам происходит с учетом предельной утвержденной численности сотрудников и бюджета учреждения (см., например, п. 10.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395, п. 9.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400). В федеральных казенных учреждениях – с учетом предельной утвержденной для них численности.

Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должности начальника отдела.*

В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводят, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников ( Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).

Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.*

2. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574

О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы

Глава 8. Отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации

Подраздел 3. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня

1. Должности категории «руководители»

Ведущая группа должностей

1. Заместитель начальника отдела является муниципальным служащим, т.к. согласно Указа Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 эта должность входит в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы

2. Да, может. Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления. По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должности начальника отдела. Организация вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.

Как рассчитать нагрузку на отдел кадров

Скачать примерный расчет временных затрат на прием нового сотрудника

Работы в отделе кадров всегда много. Жаль, что не все руководители это понимают. Зачастую объективно оценить уровень нагрузки не удается ни администрации, ни самим кадровым работникам. Как подойти к этой непростой проблеме и не позволить взвалить на кадры дополнительные функции? Сколько работников целесообразно набрать в отдел кадров, если численность персонала увеличивается? Попробуем найти ответ на эти вопросы.

Первая же попытка найти норматив численности кадровиков отсылает нас к документу 1991 года «Межотраслевые нормативы времени на работы по укомплектованию и учету кадров». Эти нормативы ни разу не переиздавались, и хоть они до сих пор служат ориентиром для расчета нагрузки, явно устарели. Такие инструменты, как ПК на каждом рабочем месте, 1С и другое программное обеспечение, в 1991 году просто не могли быть учтены. Как же быть? Реальных путей решения задачи видится два.

Первый путь — нормирование труда

Это весьма трудоемкий процесс, но зато результат получится довольно точным и выраженным на языке цифр. А язык цифр руководители понимают хорошо. Итак, как провести нормирование?

  1. Выделяем основные рабочие процессы. Важно не брать в расчет задачу целиком, а разбить ее на составляющие. Например, прием на работу состоит из копирования документов, введения информации в систему, составления трудового договора, ознакомления работника с локальными актами и так далее.
  2. Определяем временные затраты на каждый процесс. Засекаем время, необходимое для получения требуемого результата работы. Время на выполнение каждой операции измеряется нормировщиком или лицом, которому поручено проведение нормирования.
  3. Находим примерное количество описанных процессов за месяц или год. Среднее количество приемов, переводов, увольнений, больничных листов и так далее.
  4. Умножаем численность операций на время их выполнения. Например, общее время, необходимое для оформления больничного листа, — 15 минут, среднее количество больничных в год — 50 штук. Итого: 15 х 50 = 750 минут, или 12,5 часов. Так поступаем по каждому направлению работы.
  5. Добавляем время на незапланированные трудозатраты — консультирование работников, составление списков и т. д. В этом случае исходим из реалий конкретной организации.
  6. Полученное общее время в часах делим на 8 и получаем количество дней, необходимых для выполнения работы.

Для наглядности приводим образец примерного расчета времени на прием нового сотрудника.

Применяя этот способ, учитывайте перерывы при работе на компьютере, совещания, поездки по служебным делам, отпуска и болезни работников отдела кадров.

Достоинства

Убедительная картина, наглядно показывающая количество задач, выполняемых отделом кадров, и их трудоемкость.

Недостатки

Невозможность точно спланировать объем будущей работы, из-за чего возникают погрешности. Разумно добавить к полученному результату дополнительное время на непредвиденные функции и форс-мажоры.

Второй путь — исходим из численности персонала

Этим способом пользуются чаще всего, так как вполне логично, что при увеличении численности штата нагрузка на отдел кадров возрастает. Но одной информации о количестве работников явно мало, следует определить перечень функций, возложенных на кадровиков. Нередко к их задачам относятся:

  • ведение воинского учета;
  • отчеты в органы статистики;
  • взаимодействие с центром занятости;
  • охрана труда и вводный инструктаж;
  • организация медосмотров;
  • взаимодействие с миграционной службой;
  • обучение и переаттестация персонала;
  • оформление полисов ДМС и сопутствующих документов.

Но даже и без этих дополнительных функций одного работника-кадровика обычно принимают на каждые 150-200 человек персонала. Это очень приблизительный расчет, так как не принимается во внимание текучесть и реальный объем обрабатываемых документов. Кроме того, специфика деятельности организации способна как уменьшать нагрузку, так и увеличивать ее. Предприятия с вредными условиями труда, где необходимы медосмотры, оформление дополнительных льгот, являются, конечно же, более сложными с точки зрения кадрового учета.

Как рассчитать текучесть кадров

Если вы решили отталкиваться от количества персонала, и этот способ вам кажется более простым и удобным, стоит все же рассчитать текучесть за прошедший период и сформулировать основные задачи.

Текучесть находится по простой формуле:

Кт = (Количество уволенных) х 100 / (Среднесп. Численность)

Пример:

За год в компании уволено 23 человека, среднесписочная численность равна 150 человек, расчет текучести:

Коэффициент текучести = 23 х 100 / 150 = 15,33.

Норма текучести зависит от сферы деятельности организации, материальной стабильности, сезонности и политики руководства. В целом коэффициент, равный 10-20 процентам, считается нормальным. Чем текучесть выше, тем больше нагрузка на кадровых работников, и если она значительно превышает средние показатели, это является поводом для увеличения численности отдела кадров.

Итак, для использования этого метода принимаем во внимание:

  1. Численность.
  2. Текучесть.
  3. Дополнительные функции.

При низкой текучести и небольшом количестве нагрузки в виде добавленных задач наличие одного кадрового работника на 150 человек видится достаточным.

Незначительные трудозатраты и возможность иметь временной запас человеко-часов для непредвиденных ситуаций.

Низкая точность и необходимость регулярно доказывать правильность расчета, т. к. наглядность результатов невысока.

>помогите нам, пожалуйста, по следующему вопросу: нигде не можем найти, есть ли в каком либо документе четкая информация по…

помогите нам, пожалуйста, по следующему вопросу: нигде не можем найти, есть ли в каком либо документе четкая информация по таким: сколько человек должно быть в отделе (от какого количества начинается отдел), в группе, в департаменте.

Ответ на вопрос:

Для коммерческих организаций такой норматив не установлен.

Для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5. Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти).

Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 № 1094 О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, постановление ПФР от 05.10.2016 № 900п О структуре территориальных органов ПФР определяют численность работающих, при которой возможно создание управления, отдела, группы.

Аналогичный подход отражен в Письме Минобразования России от 17.11.2003 № 38-06-11 Об органах управления образованием

В приказе Генпрокуратуры России от 03.07.2013 N 261 указано, что «при проведении организационно-штатных мероприятий следует исходить из того, что, как правило, главное управление состоит из двух и более управлений с общей штатной численностью не менее 70 единиц, управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации — из двух и более отделов с общей штатной численностью не менее 18 единиц, управление в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах — не менее 14 единиц. Штатная численность отдела органа прокуратуры не может быть менее 4 единиц, а факультета, кафедры, лаборатории и отдела организации прокуратуры (его структурного подразделения) — менее 2 единиц (при рекомендуемых 4 единицах)»

В отношении коммерческих организаций нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы создания структурных подразделений, нет. Можно, скорее всего, говорить о сложившейся практике, анализ которой и приведен далее в ответе.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство, др.), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).

На законодательном уровне классификации структурных подразделений не представлено, поэтому ниже будут приведены лишь рекомендации, следовать которым или нет – это Ваше право.

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:

1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);

2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.

3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;

4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;

5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.

Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации;

6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.

Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).

Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.

Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:

а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;

б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);

в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного сотрудника

Закон не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, например отдел, участок, которые состоят только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, которые работают в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение, отдел из одного сотрудника не рекомендуют.

Подробнее о мотивации сотрудника, который единолично обеспечивает то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017

2. Ситуация: При какой численности отдела можно вводить должность заместителя начальника отдела

Ответ на этот вопрос зависит от того, является организация коммерческой или бюджетной.

Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденнымпостановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должностиначальника отдела.

В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводят, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников (Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).

Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017

3. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела

Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, например отдел, который состоит только из одного сотрудника, в частности руководителя данного структурного подразделения.

Вместе с тем, по общему правилу должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей – начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.

При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот, например досрочную пенсию, дополнительный отпуск, или устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности – соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, который единолично обеспечивает то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, который состоит только из начальника этого отдела, можно ввести в штатное расписание должность заместителя руководителя организации по персоналу.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017

4. Ситуация:Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, которые установлены президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывают необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:

Штатная численность = Общие затраты на объем работы за год, ч : Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч × Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п.

Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимают за 2000 часов.

Такой порядок содержит пункт 2.1 Рекомендаций.

Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, который приведен в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.

Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут использовать при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для сотрудников:

 юридической службы (постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10 июля 1990 г. № 273/К-14-440/11-41);

 бухгалтерии и финансовых служб (постановление Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56);

 службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10);

 военно-учетного стола (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719);

 прачечных (постановление Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20);

 котельных (приложение 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65) и т. д.

Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.

Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения

Организация оказывает услуги в области прачечных и открывает новое структурное подразделение – прачечную. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20.

Планируемые показатели по работе новой прачечной определены следующим образом:

 количество обрабатываемого белья в смену – 12 000 кг;

 режим работы прачечной – односменный.

Оптимальное количество сотрудников для новой прачечной специалист отдела кадров определил так:

Численность сотрудников прачечной согласно таблице 3 Нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20, составляет 1,7, то есть 2 человека.

См. также пример расчета численности сотрудников кадровой службы.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Методические рекомендации по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения

Приложение к письму Депгосслужбы Югры

от «____»______________ 2017 г. № _______

Методические рекомендации
по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», пунктом 1.3.2 протокола заседания Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе от 24.12.2015 № 21, с целью формирования единого стандартизированного подхода к формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры далее – автономный округ), а также определению штатной численности муниципальных служащих, обеспечения обоснованного формирования местных бюджетов городских округов и муниципальных районов автономного округа в части расходов на содержание органов местного самоуправления.

2. Основными критериями при определении штатной численности является численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения. Численность населения муниципального образования определяется на основании официальной статистической информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу о численности постоянного населения городских округов и муниципальных районов автономного округа по состоянию на 1 января года, предшествующего плановому.

3. В расчете оптимальной штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по решению вопросов местного значения не учитываются лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие, осуществляющие переданные органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия, так как нормативная численность этих муниципальных служащих определена законами автономного округа.

4. В случае наделения органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, численность муниципальных служащих указанного органа увеличивается в пределах объемов субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий.

5. Штатная численность, необходимая для реализации переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий, согласовывается с отраслевыми исполнительными органами государственной власти автономного округа и Департаментом финансов автономного округа.

II. Формирование организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

Структура исполнительно-распорядительного органа

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Структура местной администрации муниципального образования строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями.

На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:

1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;

2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач;

3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования.

4. Уровень развития инфраструктуры муниципального образования.

Определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными Федеральным законом № 131-ФЗ вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяется шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

1) вопросы социально-экономического развития муниципального образования;

2) вопросы муниципального хозяйства;

3) финансовые вопросы;

4) социальные вопросы;

5) административно-организационные вопросы;

6) исполнение переданных государственных полномочий.

Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:

1) руководство: главу муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;

2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:

— отраслевые структурные подразделения, в введении которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т.д.);

— функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом, орган управления проектной деятельностью и др.);

3) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность (направления деятельности: юридическое, кадровое, информационное, делопроизводство, работа с обращениями граждан и др.).

В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования (департаменты, управления, комитеты, отделы, секторы, комиссии):

— Департаменты — функционально-отраслевые структурные подразделения, осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли). Департамент может возглавляться заместителем главы муниципального образования (заместителем главы администрации). В данном случае подразумевается двойное наименование должности в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы (Закон автономного округа от 20.07.2007 № 97-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»);

— Управления — относительно самостоятельные структурные подразделения местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности местной администрации. В структуру Управления рекомендуется включать не менее 2 отделов. При штатной численности Управления более 15 единиц целесообразно ввести должность заместителя начальника Управления;

— Комитеты — структурные подразделения, созданные и функционирующие на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации;

— Отделы — структурные подразделения местной администрации, осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции. Штатную численность отдела рекомендуется устанавливать в количестве не менее 4 единиц. При штатной численности отдела более 6 единиц может вводиться должность заместителя начальника отдела;

— Сектора — организационно не обособленные структурные подразделения отдела (реже — управления), осуществляющие исполнительную деятельность и формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении определенного периода времени.

— Комиссии — постоянно действующие коллегиальные органы, создаются в соответствии с нормативными правовыми актами.

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

— целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;

— избежание дублирования функций;

— полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;

— результативность (возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы);

— достаточность обеспечения (предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения);

— системность и взаимосвязь с другими подразделениями (учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами);

— структурирование (детализация) (разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей);

— эффективность (достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами);

— недопущение принципа создания структурных подразделений без учета функционального признака («под людей»);

— унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.

Структура представительного органа местного самоуправления

Структура представительного органа включает в себя: руководство, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), аппарат представительного органа.

К руководству относится председатель представительного органа и его заместители.

В составе представительных органов имеются функционально-структурные подразделения — постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом.

Аппарат представительного органа может состоять из отделов и должностных лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий (организационный) отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями.

III. Определение штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления

В настоящее время Федеральным законом № 131-ФЗ сформирован перечень полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления, что создает исходные предпосылки для работы по нормированию численности персонала муниципальных органов на качественно новом уровне, через определение совокупного объёма трудозатрат на выполнение каждой управленческой функции. При этом объективным критерием нормативной оценки управленческого труда следует считать общественно полезные затраты рабочего времени. Полезность этих затрат определяется тем, какие функции выполняются муниципальным служащим конкретного органа местного самоуправления.

В основу разработки комплексной и обоснованной методики определения штатной численности органов местного самоуправления целесообразно положить трёхзвенный концептуальный алгоритм: «полномочия — функции (виды работ) — трудозатраты». В этом случае может быть предложена следующая последовательность действия по определению штатной численности органа местного самоуправления.

Первый этап предполагает изучение законодательства с целью формирования реестра полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

На втором этапе каждое из полномочий подвергается системному анализу с целью описания функций, то есть управленческих процедур или видов работ, достаточных для полной реализации соответствующего полномочия. Указанные управленческие процедуры (виды работ) целесообразно положить в основу разработки должностных инструкций муниципальных служащих, задействованных в реализации указанных полномочий.

На третьем этапе каждому виду работ присваивается определённая степень сложности (от 1 до 10 баллов), которая соответствует должностям муниципальной службы, предусмотренным реестром должностей муниципальной службы. Таким образом, расчёт штатной численности органа местного самоуправления сопровождается определением должностного статуса специалиста, выполняющего соответствующий вид работ, и тем самым упрощается процедура разработки штатного расписания анализируемого органа местного самоуправления.

Четвертый этап предполагает определение нормативов времени на выполнение каждого вида работ (средних трудозатрат).
В основу разработки нормативов времени могут быть положены экспертные оценки, фотографии (самофотографии) рабочего дня, хронометражные наблюдения.

В ходе подготовительной работы при формировании штатной численности органы местного самоуправления заполняют форму «Расчет оптимальной штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по решению вопросов местного значения» по каждому структурному подразделению (приложение 1 к методическим рекомендациям).

При заполнении формы целесообразно руководствоваться Перечнем направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по направлениям профессиональной деятельности, разработанным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, инструкцией по заполнению формы (приложение 2 к методическим рекомендациям).

Есть случаи, когда в данном перечне не указано направление профессиональной деятельности и специализация по направлению профессиональной деятельности соответствующие деятельности структурного подразделения. Например, деятельность структурных подразделений, осуществляющих внутренний финансовый контроль в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этом случае указывается направление профессиональной деятельности «Финансовый анализ и контроль», специализация по направлению профессиональной деятельности «Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд».

В заполняемой форме необходимо указывать все реально исполняемые функции/полномочия структурного подразделения.

Под функцией (полномочием) подразумевается фактическое и регулярное действие, осуществляемое муниципальными служащими структурного подразделения по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, достижению его целей и задач, а также по реализации основных направлений деятельности структурного подразделения.

Норматив времени на выполнение каждого вида работ (трудозатраты) производится на основании фотографии рабочего дня, хронометражных наблюдений (приложение 3 к методическим рекомендациям).

Фотография рабочего дня – вид наблюдений, при котором в течение всего рабочего дня фиксируются все без исключения затраты времени в той последовательности, в которой они происходят.

На пятом этапе определяется количество повторений управленческой процедуры (вида работ) в рассматриваемый период (как правило, один год). В этом качестве могут выступать плановые показатели деятельности органа местного самоуправления на очередной год; средние показатели деятельности за 2 предшествующих года.

По результатам проделанной работы необходимо провести детальный анализ исполняемых функций/полномочий в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на предмет исключения избыточных функций и дублирования полномочий.

И наконец, на шестом этапе производится расчет общей штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании автономного округа.

Расчет может производиться по предложенной ниже формуле:

∑ ti · N1

ЧJ = i=1 · К, где

ЧJ — штатная численность муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления;

ti — средние трудозатраты на выполнение i-го вида работ соответствующей степени сложности, входящего в состав j-й группы родственных видов работ;
Ni — количество повторяющихся видов работ (разрабатываемых нормативных правовых актов, рассматриваемых обращений, проводимых проверок и т.п.) в рамках деятельности по реализации i-ого вида работ соответствующей степени сложности, входящего в состав j-ой группы родственных видов работ, в базовом периоде (базовые показатели);

Т — годовая норма рабочего времени в часах, определяемая по формуле:

Т = В · q, где

В — продолжительность рабочего дня; q — количество рабочих дней в году. При определении годовой нормы рабочего времени муниципального служащего за основу принимается расчётный график пятидневной восьмичасовой рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Кроме этого, учитываются нерабочие праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также средняя продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска служащего.
С учётом продолжительности рабочего дня муниципального служащего (В), которая составляет 8 часов, и среднегодового количество рабочих дней (q), принимаемого равным 210, Т с определённой долей погрешности может быть принято за постоянную величину, равную 1680 ч (8 ч . 210 раб. дн.). К — коэффициент неучтённого объёма работ (время на выполнение различных видов работ, которые невозможно учесть в плановых расчетах — командировки, рабочие совещания и т.п.) равен 1,1.

IV. Заключительные положения

При определении общей штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления в соответствии с настоящими Методическими рекомендации в обязательном порядке учитываются нормативы, установленные постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 августа 2010 года № 191-п «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2007 года № 333-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Сколько человек должно быть в отделе? Возможно ли такое, что отдел состоит только начальника? Или в подчинении тоже кто-то должен быть? И самое главное, где это прописано..

Все это должно быть прописано в штатном расписании.

Отдел может состоять и из одного человека.

Возможно ли такое, что отдел состоит только начальника? — нет. Нужно смотреть Вашу штатку и правильно ее составить.

интересующая вас информация содержится в локально-нормативных актах, положение, устав. приказы, распоряжение. напрямую зависит от директора, руководителя или владельца компании

Ст. 15, 57 ТК РФ определяют, что работа по определенной должности в организации должна определяться штатным расписанием и в соответствии с формулировками штатного расписания отражаться в трудовом договоре.

Поэтому не имеет значения сколько человек, может быть и один. На все воля собственника. Конкретное количество Вы нигде не найдете, это все определяется по усмотрению собственника.

Отдел может состоять из одного и более человек прописано должно быть в штатном расписании, уставе и коллективном договоре.

Зависит от объемы выполняемой работы и трудовых функций.

Закон не запрещает установить любое количество сотрудников отдела. Один сотрудник в отделе не противоречит закону.

Все определяется вашим штатным расписанием. Как напишете, так и будет.

Только если сейчас в ШР нет данного отдела, просто внесите изменения в штатное расписание. И все.

Не только один человек может работать в отделе, но и в юридическом лице (ООО) или у частного предпринимателя (ИП) может работать только один человек.

Штатное расписание утверждает согласно Уставу юридического лица либо ген директор, либо собрание учредителей. Законом никаких нормативов по численности сотрудников отдела не установлено, может быть и один начальник отдела

Структурным подразделением обычно выделяется определенное направление деятельности в соответствии с поставленной задачей. Для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации применяется Штатное расписание. Отдел может состоять , например:

из группы сотрудников во главе с начальником,

Из группы сотрудников без начальника,

Из одного работника;

Из одного работника в виде одного начальника без подчиненных;

Из сотрудников , входящих в другие подгруппы, например, сектора как с начальниками, так и без и т.п.

Структуру определяет работодатель по своему усмотрению в соответствии с производственной необходимостью.

Никаких нормативных актов по этому поводу не имеется.

Вопрос-ответ по теме

Когда нужно создавать службу охраны труда

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя;
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Статья в тему

Когда в организации менее 700 работников, нет тяжелых работ и вредных и опасных условий труда, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. При большей численности персонала создается служба охраны труда из трех–пяти человек или отдел минимум из шести человек.

Сколько человек должно быть в службе охраны труда

Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно постановлению Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Разберемся с расчетом на примере.

Пример

Если в компании меньше 50 сотрудников, то создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является желательным, но не обязательным. Это зависит от специфики производственной деятельности организации. Для предприятий, на которых заняты более 50 сотрудников, создавать службу или иметь специалиста по охране труда уже обязательное требование. Причем не только на производстве, но и в организациях, оказывающих туристические, юридические и другие услуги.

Возьмем организацию численностью 1002 человека, из них 145 человек работают во вредных и опасных условиях труда. В месяц на работу принимают в среднем 20 новых сотрудников. Организация состоит из девяти структурных подразделений, расположенных на расстоянии 800 м друг от друга. За год в организации произошло пять несчастных случаев.

Чтобы произвести расчет, выбираем нормативную численность специалистов в службе охраны труда из таблиц, которые приведены в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Нормативные показатели для нашего примера сведены в таблицу.

Таблица. Численность специалистов в службе охраны труда в зависимости от состава работы

Организация работы по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных

и производственно-обусловленных заболеваний

Организация и участие в проведении специальной

оценки условий труда

Организация пропаганды по охране труда

Организация инструктажей, обучения,

проверки знаний по охране труда

Планирование мероприятий по охране труда,

составление отчетности по установленным формам, ведение

документации по охране труда

Оперативный контроль за состоянием охраны труда

в организации и ее структурных подразделениях

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Участие в расследовании и учете несчастных случаев в организации:
Чн = Тоб/Нрв,
где Чн – нормативная численность, Тоб – общие затраты времени на расследование (Тоб = 115 ч), Нрв – норма рабочего времени одного работника на планируемый год (Нрв = 2000 ч)

Списочная численность работников службы охраны труда вычисляется по формуле:

где Чсп – списочная численность специалистов по охране труда;
Чн – итоговая нормативная численность;
Кн – коэффициент планируемых невыходов работников службы охраны труда.

Кн = 1 + процент планируемых невыходов/100.

Примем процент планируемых невыходов равным 10. Тогда:

При планируемом значении невыходов 10% данное значение равняется 1,1.

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности устанавливают коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. Поэтому:

Чсп = 2,157 × 1,1 × 1,2 = 2,84 ≈ 3.

Таким образом, получаем нормативную численность работников службы охраны – три человека.

Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда

Рассмотрим распределение обязанностей на примере крупного промышленного предприятия численностью 1200 человек, из которых 150 человек работают во вредных условиях труда. Организация состоит из девяти крупных подразделений, шесть из которых – производственные подразделения, а три – офисные. Согласно примеру, который приведен выше, в службе охраны труда такого предприятия должно быть минимум три человека – руководитель и два специалиста по охране труда. Работы, которые будет выполнять служба охраны труда, также приведены в предыдущем примере.

Отсутствие в организации специалиста по охране труда или сотрудника, исполняющего его обязанности, – одно из распространенных нарушений по охране труда. За него работодателю грозит штраф до 50 000 рублей. В 2016 году малые предприятия смогут избежать штрафа и отделаться предупреждением. Но только если инспектор впервые выявит нарушение и оно не будет непосредственно угрожать жизни и здоровью работников.

У работодателя есть несколько способов распределения обязанностей в службе охраны труда.

1-й способ – территориальный. Распределить обязанности по структурным подразделениям между двумя специалистами в зависимости от численности подразделения. В нашем случае: 600 человек – одному специалисту и 600 человек – второму специалисту.

Плюсы данного способа:

  • четкое распределение ответственности. За охрану труда в каждом подразделении отвечает один специалист.
  • взаимозаменяемость сотрудников. При уходе в отпуск, на больничный, увольнении сотрудника второй специалист может полностью заменить выбывшего и подготовить нового специалиста на его место.

Минусы данного способа:

  • каждое подразделение организует работу по охране труда специфично, в зависимости от того, какой специалист его обслуживает. Нет единого понимания, как правильно выполнять работу;
  • специалисты вынуждены выполнять одни и те же функции в рамках предприятия индивидуально каждый для своих подразделений. Нет общей системы работы;
  • оба специалиста должны иметь одинаковый уровень квалификации, что требует дополнительных финансовых затрат на их обучение.

Таким образом, первый способ больше подходит предприятиям, у которых подразделения сильно удалены друг от друга.

2-й способ – функциональный. Распределить функции службы охраны труда между специалистами в зависимости от их квалификации.

Плюсы данного способа:

  • создание единой системы охраны труда;
  • сотрудники специализируются на выполнении определенных задач;
  • специалисты могут обладать разным уровнем квалификации, что снижает финансовые затраты предприятия и дает мотивацию для профессионального роста.

Минусы данного способа:

  • низкая взаимозаменяемость сотрудников;
  • сложности в распределении ответственности.

То есть второй способ рационально использовать, если подразделения предприятия расположены на общей территории, а его численность не превышает 3000 человек.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в филиалах?

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале организации? Если нет, то как, например, проводить инструктажи с работниками?
Илья КУЛИКОВ (Санкт-Петербург)

В законодательстве нет требований обязательно включать в штат филиала должность специалиста по охране труда. Достаточно иметь такого специалиста в головной организации, а в филиалах назначить ответственных за охрану труда. Их функции, в том числе по проведению инструктажей, лучше расписать в отдельном локальном документе. Тогда вновь принимаемым сотрудникам не придется ехать на инструктаж в головную организацию.

Нужно ли приводить название должностей в соответствие с ЕТКС?

Начальник отдела охраны труда в коммерческой фирме настаивает переименовать его отдел в службу охраны труда и изменить название должностей согласно Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Правомерны ли его требования в коммерческой организации?
Наталья ИЛЬИНА (Солнечногорск)

Требования начальника отдела правомерны. Если Трудовой кодекс или другие документы устанавливают ограничение на какую-либо работу, то названия этой профессии и квалификационные требования к ней должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику (далее – ЕТКС) (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Для работников охраны труда этим справочником установлены ограничения, например, по стажу и квалификации. Поэтому Гострудинспекция рекомендует приводить название службы охраны труда и должностей ее специалистов в соответствие с приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н в организациях любой формы собственности. Иначе работодателю могут выдать предписание об устранении этого недочета.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

>Калькулятор для расчета численности службы персонала

Про расчет численности службы персонала

Искать таблицы нормативов, из которых можно узнать, сколько кадровиков должно быть в компании из определенной отрасли, с определенным уровнем текучести и должностным составом, бесполезно — они датированы 80-90-ми годами прошлого века.

Ориентироваться на готовые нормативы для госслужбы тоже не получится — они явно завышены.

Для того чтобы рассчитать численность специалистов службы персонала вашей компании, предлагаю вам самостоятельно пронормировать их труд.

Это труднее, чем найти готовую цифру в таблице нормативов.

Но результат будет понятен, прозрачен и объясним.

Про калькулятор для расчета численности службы персонала

Для него я использовал уже описанный ранее Калькулятор для расчета численности.

Чтобы инструмент был проще, я взял за базу Калькулятор для расчета численности 2.0, добавил несколько новых полей и скрыл ненужные функции.

В переработанном виде он позволяет:

  • рассчитать объем работы для службы персонала;
  • определить должностной состав — выбрать исполнителей для разных работ;
  • рассчитать количество специалистов, их загрузку, а также «стоимость» подразделения — узнать, в какую сумму обойдется предприятию содержание службы персонала.

Тем, кто раньше с калькулятором для расчета численности не сталкивался, рекомендую почитать статьи про Калькулятор для расчета численности и Калькулятор для расчета численности 2.0 — в них про логику и функции калькуляторов написано очень подробно.

Чтобы не повторяться, в этой статье ограничусь краткой инструкцией пользователя.

С чего начать расчет численности службы персонала

С составления подробного перечня работ, выполняемых службой персонала — в своем примере я использовал типовые блоки работ:

Кадровое делопроизводство

Разработка внутренних документов

Мотивация персонала

Заработная плата

Корпоративное обучение

Штатное расписание и организационная структура

Подбор персонала

Трудовые споры

Аттестация и оценка персонала

Корпоративные мероприятия

Управленческое консультирование

Кадровая аналитика

Такое деление — не догма — в вашей компании может быть совершенно другое содержание работы.

На каждый вид работ (операций) экспертным путем определяете норму времени — вводите минимальное и максимальное значение времени — среднее арифметическое будет нормой времени, используемой далее в расчетах (кликните для увеличения на иллюстрацию ниже).


Так как для каждой операции вы определяете норму времени, рекомендую в столбце «Вид нормы времени» указать, что вы понимаете под нормой времени — «время на 1 документ», «время на разработку 1 программы тренинга», «норматив на подбор одного сотрудника», время выполнения работы».

В столбце «Единицы измерения объема работы» укажите, какой количественный показатель будет определять объем работы, например, «количество документов» или «периодичность выполнения работы».

Это необязательно, но, если вы делаете расчет первый раз, позволит вам не запутаться в расчетах.


Упростить подбор удобного для расчета количественного показателя позволяет столбец «Параметр для объема работы за период» — выбираете с помощью выпадающего списка значений «Количество в день», «Количество в неделю» или «Количество в месяц», после чего в поле «Количественный показатель работы» вносите подходящее значение.


Далее все просто — калькулятор умножает норму времени на количественный показатель объема работы, и трудозатраты рассчитываются в часах и в минутах.

Учтите, что минимальное и максимальное время выполнения операции не может отличаться в разы — в этом случае вам нужно «разбить» эту операцию на подоперации и определять норму для них — возможно в «исходную» операцию может включаться разное количество подопераций, которые и дают некорректную разницу минимального/максимального времени.

Другая ошибка, которой нужно избегать — использование излишне укрупненных норм для операций, устанавливаемых в нескольких часах или десятках часов.

Целесообразно «разбивать» их на подоперации, затраты времени на которые будут прозрачны и понятны, иначе есть риск неконтролируемого завышения нормативных затрат.

Впрочем, вы можете использовать готовые нормативы, полученные расчетным путем — о примере такого расчета я писал в статье про Себестоимость подбора персонала.

Затраты на подбор персонала при расчете численности службы персонала проще рассчитывать с использованием нормативов на подбор одного сотрудника — в планах разработка калькулятора для нормативов на подбор.

Когда строки по всем операциям и блокам работ будут заполнены, считайте, что объем работ для службы персонала определен.

Определяем возможный должностной состав службы персонала

На листе «Штатные должности» вводим названия должностей, размер заработной платы (если нас интересует расчетная «стоимость» службы персонала) и количество должностей (если нам нужно сравнить расчетную численность с фактической).


Делим работу между специалистами

На листе «Описание работ» в выпадающем списке выбираете должность того специалиста, который будет выполнять соответствующую операцию.


Постарайтесь делить работу в соответствии с уровнем квалификации — не стоит поручать заполнение трудовых книжек директору по персоналу.

Есть мысль реализовать в функциях калькулятора предупреждение о нежелательности поручения сотруднику работы, не соответствующей квалификации, она, полагаю, появится в следующей версии.

Второй столбец позволяет учесть уровень квалификации сотрудника — по умолчанию он равен 100%.

Этот показатель отражает скорость выполнения работы.

Если указать его равным 50%, трудозатраты по соответствующей операции удвоятся, если он больше 100%, то трудозатраты будут уменьшены.


Коэффициент квалификации, на который калькулятор умножает трудозатраты, считается как отношение 1/ «уровень квалификации».

Вводим данные о рабочем времени

В выпадающем списке выбираете нужные должности, определяете для них режим работы.


Время на отдых и личные надобности по умолчанию определим в количестве 20 минут согласно нормативу для офисных служащих.

Длительность ежегодных отпусков, больничных и отпусков без сохранения заработной платы вводить необязательно — эти данные понадобятся только в том случае, если вы захотите рассчитать численность с учетом потерь рабочего времени на отпуска и больничные — по умолчанию эта функция при расчете не используется.

О потерях рабочего времени

Сотрудники службы персонала могут непродуктивно тратить рабочее время и из-за этого не справляться с работой.

Если захотите оценить влияние потерь рабочего времени на загрузку сотрудников, введите данные на листе «Потери рабочего времени» и включите функцию их учета на листе «Расчет численности».


По канонам нормирования труда потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины и нерациональной организации работы в расчете численности не используются.

Результаты расчета численности службы персонала

Вы увидите на листе «Расчет численности» — расчетное количество штатных единиц выделено зелеными «шапками» столбцов.

Для вывода данных выбираете нужные должности в первом столбце.

Корректный подход к нормированию труда предполагает учет того, что часть рабочего времени «съедают» ненормируемые работы (телефонные переговоры. срочные неплановые работы, переговоры, консультации, встречи, подготовка к работе и т. д.).

Поэтому в столбце «Ненормируемые операции» вы указываете процент рабочего времени, который они занимают.

Не забудьте, это важно.

Что еще можно дополнительно учесть в расчете — «неустранимые перерывы в работе», иными словами, вынужденные простои, например, потери рабочего времени специалиста по подбору персонала из-за опозданий соискателей и превышения руководителями лимита времени на интервью.

В столбце «Уровень квалификации» можно указать уровень квалификации в % — в том случае, если вы вам неудобно указывать уровень квалификации сотрудника для каждой отдельной операции на листе «Описание работ».

Включить/выключить использование в расчете отдельных параметров вы можете кнопками в виде выпадающих списков в первой строке таблицы.

«Расчетная численность» показывает количество штатных единиц с округлением и без.

«Расчетная загрузка» показывает % рабочего времени, занятого работой.

«Точная расчетная стоимость» отражает размер выплат сотруднику при почасовой оплате.

«Расчетная стоимость» отражает округление выплат до размера месячного оклада — то есть на листе «Расчет численности» вы видите готовое штатное расписание.

Суммированные итоги расчета численности и ФОТ подразделения см. в первой строке в правой части таблицы — белые цифры в черных ячейках.

Визуализация распределения работ в службе персонала

Реализована с использованием сводных таблиц на листе «Диаграммы».

Учтите, что, так как для построения диаграмм используются сводные таблицы, для корректного отображения данных после внесения изменений в другие листы таблицы нужно обновлять.

Это несложно — кликаете правой кнопкой мыши на сводную таблицу и выбираете «Обновить».

Оптимизация должностного состава, численности и стоимости службы персонала

Реализуется посредством перераспределения работ между исполнителями с последующим контролем уровня загрузки сотрудников, численности и стоимости подразделения на листе «Расчет численности». Оптимальным является диапазон загрузки штатной единицы от 85 до 115%.

В прилагаемом примере нормальной можно считать только загрузку специалиста по подбору персонала — остальные явно «недорабатывают».

Вместо резюме

Рассчитывать численность и должностной состав службы персонала с использованием норм времени несложно.

Скрупулезно учитывайте все работы, минимизируйте потери рабочего времени, устанавливайте разумные нормы.

Это позволит вам как оценить фактическую загрузку этого подразделения, так и рассчитать оптимальный штат при создании его «с нуля» или реорганизации.

Всем успехов и точных расчетов!

Денис Карандашев

>Фактическая численность работников

Разновидности численности

Предельная и фактическая численность работников — это важные показатели, характеризующие необходимое количество персонала для достижения главной цели финансово-хозяйственной деятельности предприятия — получения прибыли. При этом предельная подразумевает под собой максимальное количество сотрудников, необходимых для выполнения работы, а фактическая отражает реальное положение дел.

В целях статистического наблюдения и иной отчетности выделяют еще несколько разновидностей:

  1. Списочная (штатная) — представляет собой количество единиц в штатном расписании.
  2. Среднесписочная — рассчитывается за определенный период времени на основе списочной.
  3. Явочная — представляет собой число работников, необходимых для осуществления непрерывности рабочего процесса.

Списочная и фактическая численность работников — это разновидности, главное отличие которых в том, что первая иллюстрирует общее количество сотрудников на предприятии с учетом находящихся в отпусках, декретах, больничных и т. п., а вторая показывает число работников, непосредственно выполняющих свои обязанности на рабочих местах на конкретную дату.

Факторы, влияющие на численность работников

Факторы, влияющие на потребность организации в персонале, можно разделить на 2 большие группы: внутренние и внешние.

К внутренним можно отнести:

  • перспективы развития фирмы;
  • организационную структуру предприятия;
  • уровень материально-технического оснащения труда;
  • наличие «текучки» рабочей силы.

Внешние факторы включают:

  • темпы и тип экономического роста в целом по отрасли;
  • инфляцию и уровень безработицы;
  • развитие технологий;
  • конкуренцию.

Все эти факторы в большей или меньшей степени оказывают непосредственное влияние на количество сотрудников, а через него и на другие финансовые результаты деятельности предприятия. Так, увеличение численности работников — экстенсивный фактор экономического роста, в то время как повышение качества человеческих ресурсов — интенсивный.

Методика подсчета

При подсчете численности специалисты обычно руководствуются следующими нормативными актами и документами:

  1. Указания по заполнению форм статистической отчетности. Действующая их редакция утверждена Приказом Росстата № 722 от 22.11.2017.
  2. Инструкция, утвержденная Госкомстатом СССР еще в 1987 г. Несмотря на солидный возраст документа, отменять его не планируется, он по-прежнему действует, но только в части, не противоречащей текущему трудовому законодательству РФ.
  3. ЛНА организации: штатное расписание, штатно-должностная книга и пр.
  4. Приказы о приеме, переводе, увольнении, отпусках, командировках и другие подобные распоряжения.
  5. Личные карточки работников (унифицированная форма Т-2 или ее заменяющая на предприятии).

В списочный состав включаются:

  • работающие (в том числе неполный день, сокращенное рабочее время) и находящиеся в простое;
  • находящиеся на больничном;
  • находящиеся в командировках;
  • находящиеся в отпусках (очередном, учебном, без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком) или отгулах;
  • выполняющие государственные и общественные обязанности, например участвующие в работе избирательных комиссий или являющиеся присяжными заседателями;
  • временные работники, принятые по срочному трудовому договору;
  • находящиеся под следствием или арестом;
  • совершившие прогул;
  • отстраненные от работы;
  • принимающие участие в забастовках;
  • повышающие квалификацию, если за ними сохраняется зарплата;
  • работники — иностранные граждане.

Не включаются в списочный состав:

  • внешние совместители (внутренние включаются как 1 единица, по основному месту работы);
  • привлеченные на основании ГПД;
  • собственники компании, если они не получают заработную плату;
  • военнослужащие, лица, отбывающие наказания, и другие привлеченные по специальным договорам с государственными организациями.

Фактическая численность включает всех сотрудников организации, выполнявших свои обязанности в конкретный рабочий день, и определяется на основании табелей учета рабочего времени. При ее подсчете исключаются лица, не вышедшие на работу, вне зависимости от причин их отсутствия.

Как отразить в документах

В настоящее время такой показатель как фактическая численность работников не входит ни в один отчетный документ, но контролирующие органы все же могут иногда запрашивать подобную информацию. Форма ее предоставления может быть различной (например, ведомость распределения численности работников годового фактического объема или письмо о численности), но чаще всего используется справка, заполняемая ответственными лицами предприятия (главный бухгалтер или инспектор по кадрам) в свободной форме.

Справка о фактической численности работников, образец

В отличие от фактических, сведения о среднесписочной численности работников предоставляются в ФНС ежегодно, до 20 января, а также в некоторых других случаях, регламентированных законодательством, или по запросу. Форма их предоставления зафиксирована Приказом ФНС России 29.03.2007 № ММ-3-25/

На заводе в Елабуге набирают новых сотрудников Из-за растущего спроса на автомобили Ford Sollers решил до конца года нанять 700–800 новых работников. Другие автопроизводители также могут начать увеличивать штат и число производственных смен, считают эксперты Фото: Егор Алеев / ТАСС

Автопроизводитель Ford Sollers с октября начнет массовый набор сотрудников на производственные площадки в Татарстане. До конца года штат будет увеличен на 700–800 человек. Об этом РБК рассказал представитель автоконцерна.

Общая численность сотрудников Ford Sollers на предприятиях в Татарстане увеличится на 30%, примерно до 3 тыс. человек, в целом по предприятию — на 22%, до 4,3–4,4 тыс. человек. «Спрос на автомобили, производимые в Елабуге, в 2017 году вырос на 53%, поэтому есть необходимость введения второй смены, чтобы удовлетворить растущий спрос в этом и в 2018 году», — сообщил представитель Ford Sollers, уточнив, что вторая смена будет введена в начале декабря.

Вторая смена на площадках компании в Татарстане работала до 2013 года, но из-за снижения спроса на автомобили была ликвидирована. В начале сентября президент Ford Sollers Адиль Ширинов сообщал журналистам, что с начала кризиса в 2014 году предприятие было вынуждено сократить численность персонала с 5 тыс. до 3,6 тыс. человек, основные сокращения пришлись на петербургскую площадку во Всеволожске. По его словам, это была вынужденная мера, связанная с сильным снижением спроса на автомобили. Тогда же Ширинов сообщил, что в будущем планируется принимать новых сотрудников, но конкретных цифр не назвал, подчеркнув, что набор персонала не будет пропорционален увеличению объема производства СП.

Семь моделей и четыре завода

Ford Sollers — это совместное предприятие Ford и Sollers, которое выпускает в России семь моделей: Focus и Mondeo на заводе во Всеволожске (под Санкт-Петербургом); Explorer, Kuga и линейку коммерческих автомобилей Transit в Елабуге; Fiesta и EcoSport в Набережных Челнах. Сейчас на трех заводах в Татарстане работают более 2,2 тыс. человек, еще 1,4 тыс. — во Всеволожске.

По словам представителя Ford Sollers, введение второй смены позволяет увеличить текущий объем выпуска вдвое. Абсолютные цифры в компании не раскрывают, но источник в Ford Sollers сообщил РБК, что объем производства и объем продаж бренда в России примерно равны. За январь—август продажи Ford, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли на 10% и составили более 30 тыс. машин.

Ранее «Ведомости» сообщали, что Ford Sollers увеличил план производства на автозаводе во Всеволожске в 2017 году. Новый план предполагает рост на 25–30% вместо прошлых 10%. Но набирать сотрудников на петербургскую площадку пока не планируется, сказал РБК представитель компании.

Аналитик «Атона» Михаил Ганелин отмечает, что Ford демонстрирует хорошие темпы роста продаж на российском рынке. «700–800 человек не так уж и много для крупного автопроизводителя, но важна тенденция. Ford видит перспективы для увеличения производства и роста реализации своей продукции», — добавляет он. Первоначально ввод новой смены приведет к увеличению издержек на один выпущенный автомобиль, но никто не хочет терять долю рынка, поэтому решение Ford вполне оправданно, замечает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Российский авторынок с начала года растет. По данным АЕБ, продажи автомобилей за восемь месяцев выросли на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли почти 1 млн штук. Основной рост показывают массовые бренды, имеющие собственное производство в России. «Статистика последних месяцев говорит о том, что авторынок начал восстанавливаться, поэтому вполне возможно, что и другие автоконцерны будут дополнительно нанимать персонал из-за увеличившихся объемов производства», — отмечает Ганелин. С ним соглашается Беспалов.

Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ, который ранее сокращал персонал, начал привлекать новых сотрудников. До конца года будет принято на работу 150 молодых инженеров, сказал представитель компании. Новый набор по рабочим специальностям пока не планируется, уточнил он. В июле полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич сообщил, что АвтоВАЗ в 2017 году планирует сократить численность персонала завода на 6 тыс. человек, еще 2,2 тыс. будут сокращены в 2018 году. За два года численность работников автоконцерна уменьшится более чем на 8 тыс. человек — на 20%. Сама компания сообщала о сокращении лишь 740 человек.

Представитель Volkswagen сказала РБК, что пока у компании нет планов по увеличению численности сотрудников на российском заводе в Калуге. «Текущая численность позволяет удовлетворять растущий спрос», — добавила она. Представитель «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в Петербурге) сообщила, что предприятие работает в три смены и в кризис сокращений не было. «Необходимости в принятии новых сотрудников нет», — сказала она.

Представитель Sollers (производит УАЗ) сказала, что на заводе открыто 300 вакансий в основном и вспомогательном производствах. Основной набор персонала планируется произвести в сентябре-октябре 2017 года, уточнила она. Представитель Renault сообщил, что дополнительный набор персонала пока не планируется. «На сегодняшний день гибкий производственный график дает возможность оперативно реагировать на рыночную ситуацию», — уточнил он. Благодаря гибкости мощностей мы перестраиваем объемы производства под рост спроса в рамках текущей численности персонала,но оживление спроса в сегменте LCV является нестабильным, серьёзных предпосылок для существенного роста рынка мы не видим, сообщил представитель группы ГАЗ. Представитель «ПСМА Рус» отказался от комментариев.

Сколько человек работают на якобы «закрытых заводах» Волгоградской области

Колонки 13 Ноя 13:29

Экономический обозреватель, редактор портала «ВолгаПромЭксперт» Сергей Жуков сказал о том, на что мало кто из «голосистых» блогеров обращает внимание

Волгоградское информполе и соцсети в очередной раз подняли тему судьбы Волгоградского тракторного завода. С завидной регулярностью, как минимум раз в три месяца, блогеры в погоне за сомнительной популярностью делают снимки снесенной части территории завода с посылом : «Посмотрите, на развалины тракторного», а комментаторы в социальных сетях поддерживают тему, заявляя, что «все заводы стоят, вся промышленность региона в разрухе».

Безусловно, сталинградский и в последующем Волгоградский тракторный завод был и навсегда останутся частью истории не только нашего города, но и всей страны. Но, показывая разрушенные цеха и пустынную территорию, мало кто из блогеров обращает внимание на сохранившуюся часть завода, где сегодня продолжает работать оборонное направление тракторного.

Да, гражданское производство тракторов здесь было прекращено более 10 лет назад и на это есть вполне объективные экономические причины. В Советском Союзе промышленность держалась на госплане, и мы все помним, что качество производимой тогда в стране продукции по многим позициям оставляло желать лучшего. Не сумевшее перестроить производство под современные требования и стандарты предприятие постигла печальная участь.

Но тракторный — это не вся промышленность Волгограда. К сожалению, блогеры совсем не обращают внимание на то, что только за последние три месяца в промышленном секторе региона реализовано несколько крупных инвестпроектов и отмечен рост производственных показателей у ряда предприятий.

Так, на КАУСТИКе построили установку по очистке бишофита от сульфатов, «Волгадеминойл» ввел в эксплуатацию новые нефтегазовые скважины, «Себряковцемент» завершил масштабную модернизацию технологического процесса. Волгоградские сталеканатчики «Северстали» и металлурги «Красного Октября» увеличивают производственные показатели.

На днях в Волжском открылось новое производство систем капельного орошения. Шахтостроители «ЕвроХим-ВолгаКалия» успешно завершили очередной этап обустройства рудника Гремячинского ГОКа. На Волгоградском алюминиевом заводе продолжаются проектные работы по созданию технологической долины. Несколько региональных промпредприятий получили поддержку Фонда развития промышленности. На «Волжском Оргсинтезе» завершили масштабную модернизацию производства карбамата МН.

И это, я повторюсь, только самые заметные события за три месяца, не говоря уже о том, что за последние три года в региональном промышленном комплексе реализовано около 50 инвестпроектов, создано почти 5 тысяч рабочих мест, а на якобы «закрытых заводах» в Волгоградской области работают 130 тысяч человек.

Но кому это все интересно?

Главное для волгоградских пользователей социальных сетей это ведь «руины тракторного», на которых можно «тихонечко всплакнуть» и почувствовать себя чем-то обделенным…

А потом, переключившись на какую-нибудь позитивную промышленную новость, с диким фанатизмом комментировать в стиле: «Доколе этот завод будет торчать в центре города?! Сколько можно дымить и шуметь? Снести все заводы и парки на их месте построить! Опять олигархи себе в карман зарабатывают! Мы-то знаем тут коррупция!»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *