Питание на корабле

Обеспечение питанием экипажей морских и речных судов

Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна бесперебойное снабжение продовольствием и водой. Аналогичная обязанность возложена на судовладельца и статьей 28 Кодекса ВВТ.

Минтрансом Российской Федерации 30 сентября 2002 года издан Приказ №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов», в котором в качестве приложений содержатся «Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов» и «Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов».

Рацион питания экипажей морских и речных судов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года №861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов».

Экипажи морских судов, независимо от видов флота, обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Рацион предоставляется членам экипажей, находящихся на судах в период эксплуатации, включая не только ходовое время, но и время стоянки в порту, а также во время проведения членами экипажа судна ремонтных работ. Рацион предоставляется также по время болезни членов экипажа на борту судна.

В зависимости от режима работы экипажа судна может устанавливаться:

— одноразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов);

— двухразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в пределах 12 часов;

— трехразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в течение суток.

Суточная стоимость рациона питания на одного члена экипажа устанавливается судовладельцем исходя из установленной нормы, наименования продуктов и их фактических цен, при этом допускается замена продуктов на аналогичные продукты в консервированном виде. Обратите внимание! Стоимость рациона питания плавсоставу деньгами не компенсируется.

Помимо обеспечения членов бесплатным рационом питания, обязанностью судовладельца является также обеспечение организации питания, снабжений водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием, инвентарем, а также тарой для получения хранения продуктов. Коллективное питание членов экипажа может быть организовано через береговые организации общественного питания в соответствии с заключенными договорами.

Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов

Экипажи речных судов независимо от вида флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Если судно передано в аренду, то обязанность по бесплатному обеспечению экипажа судна питанием возлагается на арендатора в соответствии с условиями договора аренды.

Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящимся на судах во время их эксплуатации, включая время подготовки к эксплуатации и вывода из нее, а также в период болезни членов экипажа на борту судна. Рацион предоставляется исходя из нормы на одного человека в сутки.

В зависимости от времени нахождения на судне, членам экипажей может быть установлено:

— одноразовое питание – при нахождении на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов);

— двухразовое питание – при нахождении на судне в течение 12 часов;

— трехразовое питание – при нахождении на судне в течение суток.

Суточная стоимость рациона на одного члена экипажа судна определяется судовладельцем (арендатором) исходя их установленной нормы и наименования продуктов и рыночных цен, сложившихся в регионе по месту нахождения судовладельца (арендатора). Если же судно работает в регионах вне места нахождения судовладельца (арендатора) средняя стоимость рациона питания на одного члена экипажа в сутки определяется в зависимости от времени нахождения судна в этих регионах по плану работы.

Для судов, работающих на участках, откуда члены экипажа могут ежедневно возвращаться к месту постоянной работы, стоимость рациона питания на одного человека в сутки определяется в зависимости от времени нахождения членов экипажа на судне.

Судовладельцу (арендатору) предоставлено право, пересмотреть стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки в зависимости от роста цен на продукты.

Размер сумм, выделяемых на экипаж для обеспечения рациона питания, определяется судовладельцем (арендатором) исходя из стоимости нормы рациона на одного человека в сутки и численности членов экипажа, находящихся на судне в период его эксплуатации и времени нахождения на судне в течение месяца.

Члены экипажей судов могут обеспечиваться питанием через организации общественного питания. В этом случае расходы на организацию питания возмещаются этим организациям в соответствии с условиями заключенных договоров.

Для закупки продуктов судовладелец (арендатор) выдает наличные деньги (аванс) капитану судна, поскольку капитан обеспечивает организацию питания экипажа судна.

Обратите внимание!

Выдавать на руки членам экипажей судов продукты взамен установленного рациона питания, а также заменять его денежной компенсацией не разрешается!

Судовладелец (арендатор) обязаны не только бесплатно обеспечить экипаж судна рационом питания, но и обеспечить снабжение водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием, инвентарем, а также тарой для получения и хранения продуктов.

Во время работы судов внутреннего водного транспорта в морских условиях и за границей Российской Федерации обеспечение питанием экипажей судов может осуществляться в соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей морских судов.

Налогообложение стоимости выданного питания

На основании пункта 3 статьи 217 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с отплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия.

Мы отмечали, что обязанность судовладельца по бесперебойному снабжению членов экипажа судна продовольствием и водой установлена как Кодексом торгового мореплавания, так и Кодексом ВВТ.

Согласно Приказу от 30 сентября 2002 года №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов», изданному Минтрансом Российской Федерации, экипажи морских и речных судов независимо от видов флота бесплатно обеспечиваются судовладельцем рационом питания.

В Письме Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №03-05-01-04/104 отмечено, что бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, по сути, является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением). Следовательно, стоимость такого питания не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и ЕСН в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года №861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов».

В целях исчисления налога на прибыль расходы на рацион питания экипажей морских, речных судов в пределах норм, утвержденных правительством Российской Федерации на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Транспорт водный».

Приказ Минтранса РФ от 30.09.2002 N 122
(ред. от 03.11.2009)
О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2002 г. N 122

О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ,

РЕЧНЫХ СУДОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО

ФЛОТА, И ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4899) приказываю:

1. Утвердить:

Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота (приложение N 1);

Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота (приложение N 2);

Порядок обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации (приложение N 3).

2. Руководителям отраслевых служб Министерства (А.В. Нерадько, В.В. Рукше, Н.Г. Смирнову) довести Приказ до сведения заинтересованных организаций транспортного комплекса.

Министр

С.ФРАНК

Приложение N 1

к Приказу Минтранса России

от 30 сентября 2002 г. N 122

ПОРЯДОК

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ,

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

1. Экипажи морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, а также экипажи плавучих перегружателей, плавучих кранов, плавучих морских маяков обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания.

2. Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящимся на судах в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна.

Рацион питания предоставляется также членам экипажа в период их болезни на борту судна.

3. С учетом режима работы экипажей судов питание для членов экипажей может устанавливаться:

трехразовое — при нахождении членов экипажа на судне в течение суток;

двухразовое — при нахождении членов экипажа на судне в пределах 12 часов;

одноразовое — при нахождении членов экипажа на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов).

4. Судовладелец в соответствии с установленной нормой и наименованием продуктов и их фактическими ценами устанавливает суточную стоимость рациона питания на одного члена экипажа.

5. Допускается замена продуктов на аналогичные продукты питания в консервированном виде.

6. Стоимость рациона питания плавсоставу деньгами не компенсируется.

7. Судовладелец обеспечивает организацию питания членов экипажей судов, снабжение водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием и инвентарем, тарой для получения и хранения продуктов.

8. Допускается организация коллективного питания членов экипажей судов (плавучих объектов) через береговые организации общественного питания в соответствии с договорами.

Приложение N 2

к Приказу Минтранса России

от 30 сентября 2002 г. N 122

ПОРЯДОК

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ЭКИПАЖЕЙ РЕЧНЫХ СУДОВ,

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

1. Экипажи речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, обеспечиваются бесплатным рационом питания судовладельцем (в том числе арендатором в соответствии с условиями договора аренды).

2. Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящимся на судах в период их эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее, исходя из нормы рациона питания на одного человека в сутки.

Рацион питания предоставляется также членам экипажей в период их болезни на борту судна.

С учетом времени нахождения на судне членам экипажей устанавливается:

трехразовое питание — при нахождении на судне в течение суток;

двухразовое питание — при нахождении на судне в течение 12 часов;

одноразовое питание — при нахождении на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов).

3. Судовладелец (арендатор) в соответствии с установленной нормой и наименованием продуктов устанавливает суточную стоимость рациона питания на одного члена экипажа исходя из рыночных цен, сложившихся в регионе по месту нахождения судовладельца (арендатора).

При работе судов в регионах вне места нахождения судовладельца (арендатора) определяется средняя стоимость рациона питания на одного члена экипажа в сутки в зависимости от времени нахождения судна в этих регионах по плану эксплуатационной работы.

Для судов, работающих на участках, откуда члены экипажа ежедневно возвращаются к месту постоянной работы, стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки определяется с учетом времени нахождения членов экипажа на судне в сутки (режима работы).

Для организаций-судовладельцев, финансируемых из федерального бюджета, стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки определяется в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, и доходов от выполнения платных работ и услуг.

Судовладелец (арендатор) вправе пересмотреть стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки в зависимости от роста рыночных цен в регионе на продукты, указанные в рационе питания.

4. Судовладелец (арендатор) определяет размер сумм, выделяемых на экипаж для обеспечения рациона питания в месяц исходя из стоимости нормы рациона питания на одного человека в сутки, численности членов экипажа, находящихся на судне в период его эксплуатации, и времени их нахождения на судне в течение месяца.

5. В случае обеспечения питания членов экипажей судов через организации общественного питания расходы этим организациям возмещаются судовладельцем (арендатором) в соответствии с заключенными с ними договорами.

6. Наличные деньги (аванс) на закупку продуктов для обеспечения рационом питания экипажа выдаются капитану (командиру) судна судовладельцем (арендатором). Капитан обеспечивает организацию питания экипажа судна.

Не разрешается выдавать на руки членам экипажей судов продукты взамен установленного рациона питания, а также заменять его денежной компенсацией.

7. Судовладелец (арендатор) для организации питания членов экипажей речных судов обеспечивает надлежащие помещения, снабжение водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием и инвентарем, тарой для получения и хранения продуктов.

8. За время работы судов внутреннего водного транспорта в морских условиях и за границей Российской Федерации обеспечение рационом питания экипажей этих судов может осуществляться судовладельцем (арендатором) в соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей морских судов (приложение N 1 к настоящему Приказу).

Приложение N 3

к Приказу Минтранса России

от 30 сентября 2002 г. N 122

ПОРЯДОК

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом обеспечивается рацион питания, составление меню-раскладок, учет пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона питания в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков, жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500 ккал.

3. Рацион питания предоставляется экипажу воздушного судна в зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении полетного задания:

до 3 часов — одноразовое питание;

от 3 до 6 часов — двухразовое питание;

свыше 6 часов — трехразовое питание.

4. При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости от продолжительности рабочего времени:

до 4 часов — одноразовое питание;

от 4 до 8 часов — двухразовое питание;

свыше 8 часов — трехразовое питание.

Организация питания экипажей воздушных судов, выполняющих авиационные работы, оговаривается эксплуатантом в соответствующих договорах с заказчиками.

5. Время и порядок приема пищи членами экипажей устанавливаются командиром воздушного судна в зависимости от условий полета.

6. При ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного задания, выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не предусмотренных полетным заданием, члены экипажей воздушных судов обеспечиваются питанием в порядке, установленном в пункте 4 настоящего приложения.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минтранса РФ от 30.09.2002 N 122 (ред. от 03.11.2009) О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов

«Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016 — 2019 годы» (утв. Рослесхозом, Профсоюзом работников лесных отраслей РФ 01.07.2016) (ред. от 20.03.2019)

37.6. Работодатель обеспечивает бесплатным питанием экипажи воздушных судов, участвующих в обнаружении и тушении лесных пожаров, лесопатологических обследованиях, в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» и Указаниями Министерства гражданской авиации СССР от 30 августа 1989 г. N 447/У «О порядке обеспечения экипажей воздушных судов питанием в дни полетов».

<Письмо> Минсельхоза РФ от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 <О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений> (вместе с «Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»)

27. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 ноября 2002 года, регистрационный N 3902);

Приказ Рослесхоза от 21.11.2011 N 486 «Об утверждении порядков определения нормативных затрат на оказание федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества» (вместе с «Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральными бюджетными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества», «Порядком определения нормативных затрат на выполнение федеральным бюджетным учреждением «Учебно-методический центр», находящимся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных работ и нормативных затрат на содержание имущества», «Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением «Российский музей леса», находящимся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных услуг

10.2. Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых непосредственно в процессе выполнения государственной работы, включающие в себя в том числе затраты на авиационное топливо и горюче-смазочные материалы, спецжидкости, продукты питания для обеспечения питанием экипажей воздушных судов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4899; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 31, ст. 3959) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2002 г. N 3902) и другие.

Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985 <Об уплате взносов>

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 122, изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» (далее — Постановление N 861), установлено, что экипажи морских и речных судов независимо от видов флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания.

«Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009 — 2011 годы» (утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта 16.12.2008)

5.20. Работодатель обеспечивает организацию бесплатного питания членов экипажей судов всех видов флота независимо от типа судна и района плавания, включая загранплавание, по нормам рациона питания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 861, и в соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122 (Приложение N 2).

«Отраслевое Соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы» (утв. Рослесхозом, Профсоюзом работников лесных отраслей России 04.12.2012) (ред. от 06.05.2013, с изм. от 30.12.2015)

4.3. Обеспечивать бесплатным питанием экипажи воздушных судов, участвующих в обнаружении и тушении лесных пожаров, лесопатологических обследованиях, в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов» и Указаниями Министерства гражданской авиации СССР от 30 августа 1989 года N 447/У «О порядке обеспечения экипажей воздушных судов питанием в дни полетов».

«Отраслевое соглашение по подведомственным Росморречфлоту федеральным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям в сфере морского транспорта Российской Федерации на 2012 — 2014 годы» (утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 12.12.2011) (ред. от 09.12.2014)

3.4.18. Работодатель обеспечивает организацию бесплатного питания членов экипажей судов всех видов флота независимо от типа судна и района плавания, включая загранплавание, по нормам рациона питания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 861, и в соответствии с «Порядком обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов», утвержденным приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122.

<Письмо> ФНС РФ от 29.09.2006 N ГВ-6-05/968@ «О направлении письма Минфина России от 20.09.2006 N 03-05-01-03/121» (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 20.09.2006 N 03-05-01-03/121)

Более того, согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 экипажи морских судов независимо от видов флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящихся на судах в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна.

Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 (ред. от 04.09.2012) «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов»

порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

«Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России на 2007 — 2009 годы» (вместе с «Протоколом разногласия по отраслевому тарифному соглашению в гражданской авиации России на 2007 — 2009 годы») (утв. Рострудом 29.08.2007)

8.5. Калорийность суточного рациона питания работника в дни полетов и дежурств (с учетом норм потребляемых белков, жиров и углеводов) обеспечивается не ниже 3500 ккал, а в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях — 3800 — 4000 ккал, в соответствии с Приказом Минтранса России N 122 от 30.09.2002 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов».

Обеспечение питанием и водой

Представьте. Вы попали в чрезвычайную ситуацию – автономное существование, построили жилище, развели костёр. Что теперь необходимо человеку, чтобы жить дальше?

Сформулируйте тему урока?

ТЕМА УРОКА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЕМ И ВОДОЙ

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ

ГБОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №8

ТРУФАНОВ Ю.Н.

  • Когда мы что-то делаем, то тратим энергию.
  • Пополняем мы энергию только за счёт приёма пищи.
  • Попав в условия автономного существования, необходимо проверить и оценить наличие всех продуктов питания и запасов воды.

Сколько человек может жить совсем

без еды и воды?

Известно, что человек может обходиться без пищи 30-50 суток.

А вот без воды не более трех суток.

При потере 2% воды возникает сильная жажда, при потере 10% воды начинаются галлюцинации, при потере 12% воды человек не может восстановиться без помощи врача, а при потере 20% воды человек умирает.

  • Сколько времени – зависит от времени года, погодных условий, состояния здоровья, одежды, экипировки, от психической устойчивости человека и других факторов.

В условиях недостатка пищи и воды необходимо:

Во-первых, уменьшить свою физическую активность и стараться организовать себе полноценный отдых.

Во-вторых, избегать температурного дискомфорта.

В этом поможет костёр, тёплая вода, тёплый ночлег, сухая одежда и обувь.

В условиях недостатка пищи и воды необходимо:

В-третьих, по возможности обеспечить себя питанием из резервов природы:

  • дикорастущими съедобными растениями;
  • мясом диких животных, птиц, рыб.

Употреблять в пищу можно почти всё, что летает, ходит, ползает и плавает.

Исключение составляют:

  • птицы падальщики (орёл, коршун, ворона);
  • Ядовитые земноводные (жабы, лягушки яркой окраски),
  • Ядовитые растения, грибы, ягоды.

Как преодолеть голод и жажду?

  • Особенно остро голод чувствуется в первые 2-3 дня.
  • Чтобы помочь себе, необходимо чаще пить тёплую воду.
  • Растительная пища из грибов, кореньев, шишек и прочего гарантирует выживание даже при полном отсутствии обычных продуктов питания.

Надо только знать эти растения!

Вода – растворитель питательных веществ, она участвует во всех жизненно важных процессах в организме: питании, снабжении клеток кислородом, выводе из организма вредных веществ.

  • Потребность в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 литра в день. Эта норма изменяется в зависимости от температуры и влажности воздуха, при значительных физических нагрузках.

В лесной и таёжной местности, а также в горах больших проблем с водой не возникает. Можно использовать сок деревьев, растений, воду из открытых водоёмов: озёр, родников, ручьёв, рек. При их отсутствии помогут дождь, роса. Зимой вас выручит снег или лёд.

Изготовление конденсаторов влаги

Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, накинутый на ветку или как показано на рисунке ниже.

Очистка воды.

Воду из родников, лесных и горных речек можно пить сырой, а воду из других источников надо обязательно очищать и обеззараживать.

  • Обеззараживание (уничтожение возбудителей желудочно-кишечных и иных заболеваний) воды в полевых условиях – кипячение не менее 10 минут.
  • Очистку воды от механических примесей производить при помощи фильтров, которыми могут послужить какая-либо ткань, песок.

Практическое задание (время 5 минут)

Из предложенных вам изображений зверей, птиц, насекомых, растений, плодов, ягод, грибов выберите и запишите себе в тетрадь только те из них, которые съедобны и есть в Ленинградской области.

Не торопитесь и будьте внимательны.

Домашнее задание:

  • §12, с.94-98 прочитать;
  • выбрать из приложения №5 (стр. 212) и записать в тетрадь те растения, ягоды, грибы, которые вы знаете и встречали в природе.

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

Помните, что все яйца птиц съедобны.

Саранча, кузнечики, термиты, пауки, безволосые гусеницы съедобны и калорийны.

Если наступит время, когда у вас не будет иного выбора, кроме как питаться такого рода насекомыми, тогда их жарят на огне, маринуют, варят в супе.

  • Лягушки, тритоны и саламандры. Эти маленькие земноводные организмы обитают повсюду в местностях с теплой водой и умеренным климатом.

Моллюски. К ним относятся беспозвоночные, обитающие в пресной и соленой воде — улитки, ракушки, мидии, двустворчатые моллюски и т. д. Многие из них съедобны. Убедитесь в их свежести и сварите. Употреблять их в сыром виде нельзя, поскольку вы рискуете ввести в свой организм паразитов.

Ракообразные: морские и речные крабы, речной рак, омары, креветки. Большинство из них съедобны, однако они быстро портятся. Готовьте (варите) тех из них, которых вы ловите в реках, морские разновидности можете есть сырыми.

Рептилии: змеи, ящерицы и черепахи.

Снять с них кожу, а мясо сварить или поджарить. Съедобными являются все змеи кроме морских.

  • Крыс и мышей можно найти везде от пустыни до леса. Таким образом это лёгкая добыча для человека.
  • «Мы потерпели крушение корабля нас выбросило на остров. Особенно тяжело было тогда с мясом, с помощью ловушек мы, отлавливали крыс и варили их с любыми имевшимися в наличии овощами и зеленью».

Ежи

Обмазать ежа глиной и положить на огонь. Когда ёж обварится то глина будет отваливаться вместе с иголками.

Если ёж свернулся в шар.

С помощью палки загнать ежа в лужу. Ёж развернётся и нужно успеть ухватить его за брюхо.

  • Растительная пища
  • Грибы очень богаты белками. Кроме того, они содержат жиры, углеводы, минеральные вещества, микроэлементы (фосфор, калий, кальций, марганец, медь, серу, цинк и др.) и витамины А, В, В2,С,РРиБ.
  • Все грибы принято делить на съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые. Готовятся к грибному сезону не только грибники, но и врачи, т. к. сбор грибов – занятие, таящее в себе определенный риск.
  • Грибы очень опасны.
  • Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты.
  • Ими можно отравиться и даже умереть.
  • Растительная пища
  • Одуванчик. И листву и корни можно употреблять в сыром виде, но они вкуснее после того, как их слегка отварить. Корень одуванчика можно использовать как заменитель кофе. Чтобы приготовить корни, очистите их, разрежьте вдоль, затем нарежьте маленькими кусочками. Поджарьте их и разотрите поджаренные куски камнями. Заварите порошок как кофе.
  • Болотные ноготки. Это растение встречается на болотах и по берегам ручьев и появляется ранней весной. Листья и стебли, особенно молодых растений, вкусны, если их отварить.
  • Лебеда. Растёт на сорных местах, по берегам рек, в садах, посевах. В пищу можно использовать молодые побеги и незагрубевшие листья в варёном виде.
  • Мята.

В пищу применяются листья и стебли. Заваривают чай.

  • Водоросли. Это хорошая добавка к рыбному рациону.
  • Ива. Эти кустарники или деревья

встречаются довольно часто. У них молодые, нежные побеги, съедобные весной. У старых растений побеги горькие и твердые. Иву можно определить по скоплениям цветов или плодов, которые превращаются в остроконечные, как у гусениц, иглы длиной 2,5 см или больше. Ива — один из самых богатых источников витамина С.

  • Горец змеиный. Растёт в моховых и каменистых тундрах Севера, по речным долинам и на горных лугах. Корневища растения съедобны в сыром и варёном виде.
  • Лещина. В пищу идёт орех.
  • Карликовая огненная трава. Молодая листва, стебли и цветы съедобны весной, они становятся горькими летом и отмирают осенью. Ее можно найти вдоль ручьев, перекатов, на берегах озер и на альпийских и арктических склонах. Цветы лилово-розовые, большие и яркие, с четырьмя лепестками.
  • Лопух. Обычный сорняк, который растёт не только на пустырях, но и в оврагах, по берегам водоёмов, окраинам полей, на опушках лесов, на вырубках. Корни надо копать весной и осенью. Едят их варёными или тушёными.
  • Высокая огненная трава. Молодая листва, стебли и цветы съедобны весной, но становятся твердыми и горькими летом. Это растение встречается на полянах, в лесах, на склонах холмов и берегах ручьев и недалеко от морских пляжей. Она похожа на карликовую огненную траву. Цветы ярко-розовые.
  • Рогоз. Различные виды рогоза растут по берегам рек, озёр, заводей по всей территории России. Весной молодые побеги, а осенью корневища рогоза съедобны в варёном и печёном виде.
  • Зверобой.

Лекарственное растение.

Заваривают чай.

  • Мать-и-мачеха. Листья и цветущие побеги съедобны весной и летом. Растение можно встретить во влажных лесах и сырой тундре. Его утолщенные листья, темно-зеленого цвета вверху и пушистые белые внизу, поднимаются с земли только весной. Стебель мясистый, опутан «паутиной» высотой 30 см, на вершине стебля — пучок желтых цветов.
  • Сусак. Растёт на мелких местах в стоячих и медленно текущих водах во всех регионах России. Корневище его сушат и размалывают в муку, из которой пекут лепёшки. Можно употреблять в пищу в варёном и печёном виде.
  • Стрелолист. Растёт по берегам рек и озёр. На концах подземных побегов образуются клубеньки величиной с орех лещины, которые пригодны в пищу в варёном и печёном виде.
  • Клевер. Растёт на лугах, лесных опушках. В пищу можно употреблять листья и молодые стебли в свежем и варёном виде.
  • Крапива. Ранней весной по всей территории России развивается двудомная и жгучая крапива. Её листья и молодые побеги пригодны в свежем виде на салаты, можно и варить.
  • Кандык. Луковицы растения можно есть, раньше они заготавливались массово в некоторых местах Южной Сибири.
  • Иван – чай. Произрастает в лесах, на полянах, вырубках, просеках, сухих болотах. Молодые листья, стебли и корневища употребляют в пищу в сыром и варёном виде.
  • Пастушья сумка. Обычный сорняк, растёт на полях, лугах. В пищу можно употреблять листья растения в сыром виде.
  • Черемша. Растёт в лесу в сырых местах в весеннее время. Едят стебли и листья в сыром и варёном виде.
  • Дуб. Съедобны жёлуди (август –сентябрь) после некоторой обработки: их необходимо вымочить, после чего можно поджарить до появления корочки. Можно приготовить кофейный напиток, после длительной обработки можно печь лепёшки.
  • Ель. Можно использовать в пищу семена из шишек, из хвои приготовить отвар.
  • Каштан. Орехи съедобны (сентябрь) в варёном и печёном виде и размолотые в муку.
  • Кедр. Орешки съедобны и в сыром виде, и варёном.

Боярышник

  • Ягоды и ягодообразные плоды

Брусника

Барбарис

Виноград амурский

Земляника

Калина

Голубика

Ежевика

Малина

Жимолость

Черника

Кислица

Облепиха

Шиповник

Морошка

Рябина

Смородина

Черёмуха

Кизил

Клюква

Костяника

Крыжовник

>Общественное питание. Питание экипажей морских, речных и воздушных судов

ПИТАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ, РЕЧНЫХ И ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Российским законодательством Российской Федерации предусмотрено бесплатное питание экипажей морских, речных и воздушных судов, что является гарантией хорошего самочувствия членов экипажей и, соответственно, условием их безопасности. Обеспечения экипажей судов бесплатным питанием осуществляют специализированные организации общественного питания. В данной статье рассмотрим порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов, а также отражение расходов на питание экипажа в бухгалтерском и налоговом учете организации.
Согласно Порядку обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов, утвержденному Приказом Минтранса России от 30.09.2002 г. N 122 (далее — Приказ N 122) бесплатным рационом питания обеспечиваются:
— экипажи морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, а также экипажи плавучих перегружателей, плавучих кранов, плавучих морских маяков (Приложение N 1 к Приказу N 122);
— экипажи речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота (Приложение N 2 к Приказу N 122);
— экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств (Приложение N 3 к Приказу N 122).
Экипажи морских и речных судов рыбопромыслового флота обеспечиваются бесплатным рационом питания в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Росрыболовства от 28.06.2010 г. N 575 (далее — Приказ N 575).
Рассмотрим подробнее порядок обеспечения бесплатным рационом питания вышеназванных экипажей.

Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов

Бесплатный рацион питания предоставляется членам экипажей морских судов — в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна. При этом для экипажей морских судов допускается замена продуктов на аналогичные продукты питания в консервированном виде.
С учетом режима работы экипажей морских судов для членов экипажей может устанавливаться (пункт 3 Приложения N 1 к Приказу N 122):
• трехразовое питание — при нахождении членов экипажа на судне в течение суток;
• двухразовое питание — при нахождении членов экипажа на судне в пределах 12 часов;
• одноразовое питание — при нахождении членов экипажа на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов).

Обратите внимание!
Рацион питания предоставляется также членам экипажей в период их болезни на борту судна.

Судовладелец морского судна устанавливает суточную стоимость рациона питания на одного члена экипажа в соответствии с установленной нормой и наименованием продуктов и их фактическими ценами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *