Объекты налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения

Согласно НК РФ объект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе объект налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект, при этом один и тот же объект не может облагаться налогом дважды за один и тот же период. Объектом налогообложения может быть:

действие;

состояние;

предмет, подлежащий налогообложению (т.е. имущество, операции по реализации товаров, работ и услуг, стоимость реализованных товаров, работ и услуг, прибыль, доход (в виде процентов и дивидендов), иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику).

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, за исключением имущественных прав. Согласно ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие «прибыль» различно для разных категорий налогоплательщиков. Именно объект налогообложения служит основой для разделения налогов на различные виды. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения. Внимательный анализ положении гл. 7 Налогового кодекса позволяет утверждать, что и в нем произошло фактическое совмещение таких понятий, как объект и предмет налогообложения. Для чего же требуется четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» налога (налогообложения), да и так ли оно необходимо? Чтобы ответить на данный вопрос, следует вернуться к истории практики налогообложения. Прежде чем ввести тот или иной налог, государство в первую очередь ищет и находит тот предмет материального мира, который стал бы основой для налогообложения, материальным основанием налога. История изобилует фактическими и весьма курьезными примерами поиска государством предметов налогообложения: это и фортепьяно, и певчие птицы, и скаковые лошади, экипажи, бархат и кружева, всевозможные драгоценности и украшения, а также необычные виды сооружений и построек — выступавшие эркеры и балконы, — служившие предметом налогообложения вплоть до нашего столетия». Сегодня на смену указанным специфическим предметам пришли другие, более эффективные и легко устанавливаемые: земля, недвижимость, прибыль, заработная плата и др. Но выбор и определение предмета налогообложения являются лишь первым шагом на пути установления налога. Вслед за этим требуется выявить юридическую связь между субъектом налога и предметом налогообложения. Например, сам по себе земельный участок — предмет материального мира и налогообложения. Такие последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае собственность.

Объектом налогообложения признается (ст. 346.14 НК):

  • * доход (налоговая ставка 6%, п. 1 статьи 346.20),
  • * доход, уменьшенный на величину расходов (налоговая ставка 15 %, п. 2 статьи 346.20).

Под обстоятельством, предусматривающим обязанность уплатить налог или сбор законодательством по налогам и сборам, имеют в виду наличие у налогоплательщика объекта налогообложения. Выбор одного из объектов налогообложения (п.2 статьи 346.14 НК) осуществляется налогоплательщиком. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы (п.3статьи 346.21 НК), уменьшают сумму налога по итогам каждого отчетного периода на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%. Исходя из этой нормы, минимальный налог может составить 3 % от дохода(выручки от реализации или товарооборота) в том случае, если предприятие занимается трудоемкими видами деятельности, выплачивает з/плату, соответственно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, которые применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п.6 статьи 346.18 НК), уплачивают минимальный налог в размере 1 % от дохода в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом в следующих налоговых периодах уплаченный минимальный налог может быть включен в состав расходов при исчислении налоговой базы, в том числе в состав убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п.7 статьи 346.18 НК РФ. Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщиков и государства, строящиеся на основе принципа постоянного места пребывания (резидентства). Налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов, которые обладают полной или частичной налоговой обязанностью. У резидентов подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории, так и за пределами данного государства. У нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая ответственность). Налог не всегда уплачивается тем лицом, на которое возложена эта обязанность, т.е. может происходить переложение налога с одного субъекта на другой (носителя налога). Субъект и носитель налога зависят от объекта обложения.

К субъектам налоговых отношений относятся:

хозяйствующие субъекты: физические и юридические лица (налогоплательщики и налоговые агенты);

государственные органы: налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы государственных внебюджетных фондов, правоохранительные органы;

лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов: банки, сборщики налогов и сборов (органы исполнительной власти, местного самоуправления, органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов и контроль за их уплатой, помимо налоговых и таможенных органов). Под обстоятельством, предусматривающим обязанность уплатить налог или сбор законодательством по налогам и сборам, имеют в виду наличие у налогоплательщика объекта налогообложения.

> Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база

Объект и предмет налогообложения

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, объектом налогообложения являются:

    1. реализация товаров (работ, услуг);
    2. имущество;
    3. прибыль;
    4. доход;
    5. расход,
    6. или иное обстоятельство,

имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным. П. 1 ст. 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ.

См. также Письмо Федеральной налоговой службы от 2 июня 2016 г. № СД-3-3/2511 “О порядке смены объекта налогообложения”.

Объекты налогообложения:

1) Реализация товаров (работ, услуг), устанавливается

  • ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС);
  • ст. 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

2) Имущество, устанавливается

  • ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом;
  • ст. 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций;
  • ст. 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом;
  • ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц (№2003-1) в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

3) Прибыль, устанавливается

  • ст. 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

4) Доход, устанавливается

  • ст. 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц;
  • ст. 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом;
  • ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения;
  • ст. 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Объект налогообложения — обязательный элемент, характери­зующий юридический факт (действие, событие, состояние) по от­ношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридиче­скому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или собы­тия, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д.

Предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Различают следующие основные предметы налогообложения:

  • доход (прибыль) на данный момент;
  • имущество (земля, недвижимость, автомобили, накопленный доход и другое имущество);
  • права на получение дохода (долговые обязательства в форме облигаций, векселей и т.п.).

Предмет налогообложения характеризуется признаками реального мира, а не юридического. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактиче­ского характера, он не порождает налоговых последствий. Налого­вые обязательства возникают при определенном юридическом со­стоянии субъекта к предмету налогообложения. Например, предметом налогообложения является транспортное средство, которое не порождает никаких налоговых последствий; объектом же налогообложения выступает изменение права собственности на транспортное средство.

Масштаб налога и налоговая база

Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количествен­ную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения:

  • стоимостной характери­стики масштабом налога являются денежные единицы;
  • количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, и т.д.;
  • физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы нало­га должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например:

  • при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб.;
  • при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила);
  • при обложении земли — 1 га;
  • при обложении напитков — 1 л;
  • при обложении бензина — 1 т.

Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Предмет, объект налогообложения и налоговая база как элементы юридического состава налога

Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ). В данном определении есть неточности. В частности, стоимость товаров (работ, услуг) выступает налоговой базой, а объектом налогообложения в данном случае является реализация товаров (работ, услуг).

Имущество — виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Налоговое законодательство (в отличие от гражданского) не охватывает понятием «имущество» имущественные права. Так, в судебной практике вексель не признается доходом физического лица, подлежащим налогообложению.

Товар — любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доход — экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Доходом могут признаваться поступления в денежной и натуральной форме, а также материальная выгода — экономические льготы и преимущества, используемые лицом по сравнению со «среднестатистическим» налогоплательщиком (например, получение беспроцентной ссуды или приобретение товаров по сниженным ценам).

Прибыль — доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов. Дивиденд — любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Реализация товаров, работ или услуг — передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы — выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база не просто параметр, а параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя состоит в том, чтобы из множества возможных параметров объекта налогообложения выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. ПРИМЕРЫ.

Вид налога Объект налогообложения Налоговая база
НДС Реализация товаров (работ, услуг) Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в рублях
Акцизы Реализация подакцизных товаров Количество реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении либо ихстоимость в рублях
НДФЛ Доход денежное выражение доходов в рублях
Налог на игорный бизнес Игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы Общее количество
Земельный налог Земельный участок Кадастровая стоимость земли в рублях

Предмет налога в науке налогового права обычно определяется так: явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Зачастую нормативное наименование некоторого налога (на прибыль, на доход, на имущество, на игорный бизнес) отражает предмет этого налога.

Очевидно, что явление материального мира (доход, расход, прибыль, имущество, деятельность и т.д.) существует независимо от того, установил ли законодатель некоторый налог, в котором данное явление предусмотрено в качестве предмета налога. В Постановлении КС РФ от 22 июня 2009 г. N 10-П разъяснено, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов.

Масштаб налога — характеристика предмета налога (стоимостная, физическая или иная).

Единица налога — единица масштаба налога.

Отличия предмета и объекта налога особенно заметны в поимущественных налогах. Так, объектом налога на имущество (квартиру) является факт владения квартирой на определенном праве, а предметом — сама квартира. У квартиры можно измерить площадь, объем, стоимость, количество комнат или окон (разные масштабы). Если выбрать масштаб — площадь, то ее можно измерить в квадратных метрах, десятках квадратных метров, квадратных дюймах (разные единицы масштаба).

Статья 146. Объект налогообложения

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 305-КГ17-6312 по делу N А40-110321/16 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как представленные заявителем первичные документы не подтверждали реальности его хозяйственных операций с контрагентом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 146, 166, 167, 169, 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 308-КГ17-6714 по делу N А53-16013/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как представленные заявителем первичные документы не подтверждали реальности его спорных хозяйственных операций с контрагентами.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 146, 166, 167, 169, 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных актов.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 302-КГ17-6458 по делу N А19-19133/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что полученные налогоплательщиком в 2011-2013 годах субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых российским законодательством, в связи с чем подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая ненормативный акт в оспоренной части законным, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 143, 146, 153, 154, 157, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края», постановление Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок» (действующее в проверяемый период), исходили из того, что полученные налогоплательщиком в 2011-2013 годах субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых российским законодательством, в связи с чем подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 304-КГ17-6784 по делу N А46-1826/2016 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительными решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения об отказе в возмещении частично суммы налога. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суд пришел к выводу о неправомерном исключении заявителем из налоговой базы по НДС спорных денежных средств, так как фактически предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве платы за реализацию им работ (услуг), являются его выручкой и подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 39, 143, 146, 153, 154, 162, 166, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и пришел к выводу о неправомерном исключении обществом из налоговой базы по НДС спорных денежных средств, поскольку фактически предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты за реализацию им работ (услуг), являются его выручкой и подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 304-КГ17-5953 по делу N А70-6279/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как хозяйственные операции заявителя не имели реальной деловой цели и были направлены исключительно на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды.

Принимая во внимание установленные обстоятельства по сделке общества с ООО «Панорама», а также по договору комиссии, заключенному с ООО «ТрансИнжиниринг», суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 3, 146, 169, 171 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о том, что хозяйственные операции заявителя не имели реальной деловой цели и были направлены исключительно на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для вынесения оспариваемого решения.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 307-КГ17-5837 по делу N А56-12176/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения в части. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности решения налогового органа в оспариваемой части.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями статей 71, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 146, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 08.04.2004 N 169-О, суды пришли к выводу о законности и обоснованности решения налогового органа в оспариваемой части.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 303-КГ17-5378 по делу N А59-5390/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по заявлению о признании недействительным решения налогового органа и по встречному заявлению о взыскании налогов, пеней и штрафов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, признавая решение налогового органа в оспариваемой части законным и удовлетворяя встречное заявление, суд исходил из доказанности налоговым органом факта ведения предпринимателем финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды в условиях целенаправленного, формального дробления бизнеса с целью занижения размера площади торговых залов путем распределения площадей между тремя взаимозависимыми лицами.

Признавая решение инспекции в оспариваемой части законным, и удовлетворяя встречное заявление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 146, 154, 210, 221, 223, 346.13, 346.15, 346.18, 346.24, 346.26, 346.27, 346.29 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», исходил из доказанности налоговым органом факта ведения предпринимателем финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды в условиях целенаправленного, формального дробления бизнеса с целью занижения размера площади торговых залов путем распределения площадей между тремя взаимозависимыми лицами.

Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 301-КГ17-4612 по делу N А82-18433/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о законности решения налогового органа.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 143, 146, 171, 172, 246, 247, 249, 252, 274 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды исходили из законности решения налогового органа за исключением выводов инспекции о доначислении налогов исходя из рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а не фактически примененной сторонами цены сделки, с чем согласился суд округа.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 302-КГ17-4850 по делу N А33-10925/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по заявлению о признании недействительным решения и по встречному заявлению о взыскании налога на добавленную стоимость. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к выводам о законности и обоснованности решения инспекции в оспоренной части, а также о наличии оснований для удовлетворения требования налогового органа, поданного с соблюдением срока, о взыскании НДС (с учетом имеющейся переплаты) в доход федерального бюджета.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 70, 210, 146, 171, 173, 346.11, 346.15, 346.17, 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришел к выводам о законности и обоснованности решения инспекции в оспоренной части, а также о наличии оснований для удовлетворения требования налогового органа, поданного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, о взыскании с предпринимателя 963 628 рублей 33 копеек НДС (с учетом имеющейся переплаты) в доход федерального бюджета.

Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 309-ЭС17-5455 по делу N А60-11898/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании задолженности по договору подряда, по встречному иску о взыскании убытков, неустойки. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что по встречному иску установлено, что в повреждении канализационных коммуникаций имеется обоюдная вина как подрядчика, так и генерального подрядчика.

Заявитель считает, что судами апелляционной и кассационной инстанций не дана всесторонняя, полная, объективная оценка доводам и доказательствам ООО фирма «САПФИР». Указывает, что судами не применены статьи 129, 135, 191 ТК РФ, статьи 146, 171 НК РФ.

Статья 38. Объект налогообложения. 1. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Комментарий к статье 38
1. Руководствуясь п. 1 ст. 38, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Закона N 147-ФЗ до введения в действие части второй НК содержащиеся в ст. 38 ссылки на положения НК приравниваются к ссылкам на Основы и законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
В п. 1 ст. 38 легально определяется объект налогообложения, исходя из этого:
а) к объектам налогообложения прежде всего относятся:
операции по реализации товаров (работ, услуг). См. коммент. к ст. 39 НК;
имущество (см. подп. «б» п. 2 настоящего комментария);
прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами на их производство и реализацию, а также суммы, полученные от реализации основных фондов, иного имущества и доходов, внереализационных операций (уменьшенных на сумму расходов от этих операций);
доход, т.е. экономическая выгода (в денежной или натуральной форме), учитываемая в той мере, в какой ее можно оценить (см. коммент. к ст. 41, 42 НК);
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (см. коммент. к ст. 39 НК, а также к п. 2 — 4 настоящей статьи);
б) объектом налогообложения признается также любой иной объект (например, доход в виде процентов от вкладов, дисконт и др., см. коммент. к ст. 43 НК), имеющий:
стоимостную характеристику (т.е. денежную оценку, способность иметь определенную цену, о принципах определения цены см. коммент. к ст. 40 НК);
количественную характеристику (возможность быть измеренным);
физическую характеристику (параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик);
в) имущество, прибыль, доход и иные объекты, упомянутые в п. 1 ст. 38, признаются объектами налогообложения, если:
они имеются в наличии у налогоплательщика, распространять правила п. 1 ст. 38 на иных лиц (например, налоговых агентов) оснований нет;
законодательство о «Н и С» связывает с ними возникновение обязанности по уплате налога. Так, получение физическими лицами дохода, не превышающего, скажем, один МРОТ, не приводит к возникновению у него обязанности платить подоходный налог;
г) об объекте налогообложения можно судить только с учетом положений закона о конкретном виде налога (ясно, например, что объект НДС существенно отличается от объекта подоходного налога с физических лиц).
2. Характеризуя правила п. 2 ст. 38, нужно обратить внимание на ряд их особенностей:
а) они имеют бланкетный характер, прямо предписывая руководствоваться нормами действующего ГК;
б) к видам объектов гражданских прав (упомянутым в п. 2 ст. 38) и являющихся имуществом, действующий ГК относит:
вещи, т.е. объекты реального мира, в т.ч. движимые и недвижимые, индивидуально определенные и родовые (зерно, плитки шоколада и т.д.), сложные и простые, делимые и неделимые, главные и принадлежности, оборотоспособные и изъятые из оборота и т.д. (ст. 128 — 137 ГК);
деньги, в т.ч. российскую валюту (рубли) и иностранную валюту (ст. 140 ГК);
ценные бумаги (т.е. государственные облигации, векселя, облигации, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, акции и т.д. (ст. 142 — 149 ГК).
Однако для целей налогообложения имущественные права не относятся к имуществу, т.е. необходимо исходить (в этой части) не из правил ст. 128 ГК, а из норм ст. 38 НК.
3. В п. 3 ст. 38 дается легальное определение товара. Анализ этого определения показывает, что:
а) товаром — для целей налогообложения — признается любое имущество, которое:
реализуется, т.е. происходит передача права собственности на имущество другому лицу на возмездной (например, при купле — продаже) или безвозмездной (например, при дарении) основе;
предназначено для реализации. Так, если ИП изготавливает дамские сапоги для продажи, то эти сапоги суть товар по смыслу ст. 38 НК. О месте и моменте реализации, а также о цене товара см. коммент. к ст. 39, 40 НК. О том, что не признается реализацией, см. п. 3 ст. 39 НК;
б) при взимании таможенных платежей товаром признается:
имущество, относимое к товару для целей налогообложения (за исключением, разумеется, земли и других объектов недвижимости);
любое движимое имущество (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок, включая контейнеры и другое транспортное оборудование), перемещаемое через таможенную границу РФ (см. коммент. к ст. 34, 35 НК).
4. В п. 4 ст. 38 дается легальное определение работы (для целей налогообложения). Анализ этого определения показывает, что работой признается систематическая деятельность (в отличие от разового выполнения работ), результаты которой:
имеют материальное выражение. Иначе говоря, в итоге выполнения работ возникает какой-то предмет реального мира: здание, велосипед, телевизор и т.д. С точки зрения норм гражданского законодательства проведение работ обычно оформляется договором подряда и его разновидностями (ст. 702 — 778 ГК);
могут быть реализованы. То есть само по себе выполнение работы недостаточно. Необходимо также, чтобы результат работы мог быть реализован для удовлетворения нужд физических лиц, производственных нужд ИП и организации и т.п. Тот факт, что результаты работы еще фактически не реализованы, для целей налогообложения роли не играет. О том, что не признается реализацией работы, см. п. 3 ст. 39 НК.
5. В п. 5 ст. 38 дается легальное определение услуги.
Для целей налогообложения услугой признается:
а) систематическая деятельность (т.е. неоднократное оказание услуг), результаты которой не имеют материального выражения (чем они отличаются от результатов выполненной работы). Иначе говоря, не создается вещи, объекта материального мира. Итогом услуги является объект интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК), информация, иные нематериальные блага (ст. 139, 152 ГК), а также определенное состояние лица (излечимость больного, достигнутый уровень образования учащегося и т.д.);
б) деятельность, результаты которой потребляются и реализуются в процессе ее осуществления. Очевидно, например, что деятельность по оказанию образовательных услуг приводит к тому, что ее результаты усваиваются в процессе обучения: одновременно в ходе этого происходит также реализация самой услуги. О том, что не признается реализацией услуг, см. также коммент. к ст. 39 НК. См. о судебной практике по вопросу Вестник ВАС РФ, 1998, N 10, с. 31.

Статья 38 НК РФ. Объект налогообложения

1. Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

См. все связанные документы >>>

При применении статьи 38 НК РФ следует учитывать, что объектами налогообложения являются:

1) реализация товаров (работ, услуг) — устанавливается статьей 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также статьей 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами;

2) имущество — устанавливается статьей 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, статьей 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, статьей 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц;

3) прибыль — устанавливается статьей 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций;

4) доход — устанавливается статьей 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, статьей 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, статьей 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и статьей 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Обстоятельством, имеющим стоимостную характеристику, является объект налогообложения налогом на доходы физических лиц — доход (статья 209 НК РФ).

Обстоятельством, имеющим количественную характеристику, является объект налогообложения налогом на игорный бизнес, установленный статьей 366 НК РФ: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.

Обстоятельством, имеющим физическую характеристику, является объект налогообложения водным налогом, установленный статьей 333.9 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *