Новый стандарт запасы 2019

Содержание

Федеральный стандарт бухгалтерского учета “Запасы”: обзор методических рекомендаций по применению

Бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений давно привыкли к тому, что с наступлением нового года вступает в силу очередной (или очередные!) федеральный стандарт. А примерно за полгода до этого «события» специалисты финансового ведомства выпускают методические рекомендации по его применению. 2019 год не стал исключением. В связи с тем, что с 2020 года вступает в силу Федеральный стандарт «Запасы», сейчас самое время рассмотреть методические рекомендации по его применению. Именно это мы и сделаем в очередной статье.

Стандарт «Запасы» и Методические рекомендации

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее — Стандарт «Запасы»). Стандарт «Запасы» применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, а также при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчетности 2020 года. Обязанности по методологическому сопровождению применения Стандарта «Запасы» возложены на Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романова С.В.).

Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» доведены письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 (далее — Методические рекомендации). Это документ, разъясняющий и иллюстрирующий на конкретных примерах положения Стандарта «Запасы». В частности, Методические рекомендации рассматривают вопросы:

  • выбора единицы бухгалтерского учета материальных запасов;
  • группировки материальных запасов;
  • порядка определения первоначальной стоимости материальных запасов в зависимости от типа операции, в соответствии с которой они приобретаются (создаются), а также от группы материальных запасов;
  • последующей оценки материальных запасов (переоценки);
  • реклассификации материальных запасов;
  • прекращения признания материальных запасов;
  • раскрытия информации о запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В статье мы остановимся на общих положениях, рассмотрим переходные положения Стандарта «Запасы» при его первом применении. А также обратим внимание на выбор счетов учета материальных запасов в соответствии с подстатьями КОСГУ. Потому что тема применения подстатей КОСГУ в части приобретения материальных запасов в настоящее время актуальна и вызывает немало вопросов. Так вот, Методические рекомендации к Стандарту «Запасы», пусть и применяемому только с 2020 года, уже сейчас могут дать ответы на волнующие вопросы.

Обзор общих и переходных положений

Положения Стандарта «Запасы» обязательны к применению казенными, бюджетными и автономными учреждениями, государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений.

Стандарт «Запасы» применяется, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности*(1), а также другими, применяемыми с 2018 года федеральными стандартами. Кроме того, как и в отношении иных действующих федеральных стандартов (например, Стандартов «Аренда» или «Основные средства»*(2)) Стандарт «Запасы» применяется одновременно с применением положений Стандарта «Концептуальные основы…»*(3).

Стандарт «Запасы» не применяется для целей бухгалтерского учета:

  • библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
  • живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);
  • незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика по договорам строительного подряда;
  • объектов, относящихся к активам культурного наследия;
  • финансовых инструментов.

Дело в том, что для учета названных объектов применяются соответствующие федеральные стандарты, к примеру, учет библиотечных фондов и объектов, относящихся к активам культурного наследия, осуществляется согласно положениям Стандарта «Основные средства».

Переходные положения по Стандарту «Запасы» в целом напоминают переходные положения по Стандартам «Аренда» и «Основные средства». Коротко их можно охарактеризовать следующим:

  • объекты, которые не признавались в составе материальных запасов и (или) отражались в забалансовом учете до первого применения Стандарта «Запасы», а в соответствии с его положениями должны отражаться на соответствующих балансовых счетах, признаются в составе запасов по их первоначальной стоимости, с условием, что они соответствуют понятию актива*(4);
  • информация по материальным запасам, сложившаяся до первого применения Стандарта «Запасы», не пересчитывается.

Корректировка входящих остатков осуществляется в межотчетный период с применением счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Результат оформляется Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). А информация об изменениях отражается в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Счет учета материальных запасов и код КОСГУ

Выбор счета учета для поступивших в учреждение материальных запасов выбирается следующим образом:

  1. Необходимо проанализировать перечень имущества, относимого к тому или иному счету аналитического учета счета 105 00 «Материальные запасы» согласно п. 118 Инструкции № 157н.
  2. Если однозначно выбрать аналитический счет учета материальных запасов согласно п. 118 Инструкции № 157н не получается, необходимо воспользоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора*(5).
    Например, учреждение приобретает шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору шторы для интерьеров имеют код 13.92.15.120 «Шторы для интерьеров», который входит в группу 13.92 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)». То есть шторы являются мягким инвентарем и учитываются на счете 105 05 «Мягкий инвентарь».
  3. Если описанными выше способами не удалось определить счет учета для конкретного материального запаса, то целесообразно его учесть на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Однако кроме выбора счета учета для поступившего в учреждение материального запаса бухгалтерам необходимо также определить соответствующую подстатью статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отражающуюся в 24-26 разрядах номера счета. Коды КОСГУ определяются согласно положениям Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. При этом, как показывают разъяснения Минфина России, а также прямое указание Методических рекомендаций — отнесение расходов по приобретению материальных запасов на подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Методические рекомендации (а именно, раздел 2) приводят примеры выбора конкретных счетов с указанием кода КОСГУ в 24-26 разрядах номера счета для различных ситуаций. Рассмотрим их.

1. Приобретение материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»: счет учета 0 105 01 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств». Это, в частности, медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюль для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемые в медицинских целях. Напомним, что в скором времени с учетом внесения изменений в Инструкцию № 157н, счет 105 01 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Об этом мы рассказывали в наших предыдущих статьях.

В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, отражаются на счете 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

2. Приобретение бутилированной воды:

  • предусмотренной нормативами обеспечения питанием, включенной в меню-раскладку: счет учета 0 105 02 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
  • в связи с отсутствием у организации системы централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды, не соответствующей санитарным нормам: счет учета 0 105 06 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»;
  • для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах): счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

3. Приобретение твердого топлива (угля) для печного отопления отражается по счету учета 0 105 03 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов». При этом стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода — дебет счета 0 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги».

4. Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда: счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

5. Приобретение материальных ценностей, предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров и бланков строгой отчетности: счет учета 0 105 06 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

6. Приобретение строительных материалов:

  • в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания) счет учета: 0 105 04 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;для ремонта движимого имущества — объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели): счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 04 347 «Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения».

Итак, мы рассмотрели общие положения Стандарта «Запасы», его переходные положения, а также вопрос выбора счета аналитического учета материальных запасов, с учетом кода КОСГУ, указываемого в 24-26 разрядах номера счета. Как видим, подготовка к применению Стандарта «Запасы» в целом похожа на переход на Стандарты «Основные средства» или «Аренда». А выбор счетов учета и кодов КОСГУ осуществляется, исходя из предназначения конкретного имущества, относимого к материальным запасам.

____________________
*(1) Имеются в виду Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, Инструкция, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.
*(3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
*(4) Понятие актива дано в п. 36 Стандарта «Концептуальные основы…».
*(5) Имеется в виду Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).

Федеральный стандарт Запасы

Федеральный стандарт «Запасы» утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 года № 256н и предназначен для организаций госсектора экономики, в том числе:

  • участников бюджетного процесса (ст.152 БК РФ);
  • бюджетных и автономных учреждений.

Скачать Федеральный стандарт «Запасы»Приказ Минфина от 07.12.2018 года № 256н

Положения нового нормативного акта вступают в силу с 01.01.2020 года. На эту дату должны быть выполнены бухгалтерские операции, необходимые для перехода на новые правила учета. В месячной, квартальной, годовой отчетности 2020 года следует раскрывать информацию о запасах в соответствии с требованиями главы VIII стандарта. В письме Минфина РФ от 01.08.2019 года № 02-07-07/58075 содержатся подробные методические указания о применении СГС «Запасы».

Скачать Методические рекомендации по применению СГС «Запасы»Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 года № 02-07-07/58075

Общие положения

В новом стандарте установлены единые правила учета для двух групп НФА, объединенных под названием «запасы»:

  • материальные запасы;
  • незавершенное производство.

В составе МЗ выделяется четыре подгруппы:

  1. Материалы.
  2. Готовая и биологическая продукция.
  3. Товары.
  4. Иные МЗ.

К материалам относятся:

  • активы, используемые в деятельности субъекта учета не более 12 месяцев;
  • средства реабилитации, лекарственные препараты, медицинские изделия и другие предметы, предназначенные для обеспечения граждан или юрлиц.

В подгруппу иных МЗ входят материалы, не соответствующие указанным выше условиям, но относящиеся к материальным запасам на основании нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Незавершенное производство – это затраты отчетного периода на продукцию, не прошедшую полного технологического цикла, или на работы, не выполненные в полном объеме.

Проверьте и реклассифицируйте матзапасы в заранее, чтобы с 1 января работать по новому стандартуСо следующего года вы будете по-новому учитывать материальные запасы и затраты на готовую продукцию: вступает в силу стандарт «Запасы». Чтобы не заниматься одним и тем же дважды, в период инвентаризации сделайте два дела. О них, а также о том, какую работу лучше оставить на следующий год, вы узнаете из статьи.

Положения стандарта не распространяются на:

  • библиотечные фонды;
  • живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
  • активы, составляющие культурное наследие;
  • финансовые инструменты;
  • незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.

Учет этих активов регламентируется стандартами «Основные средства», «Биологические активы», «Финансовые инструменты».

Справочник: федстандарты госсектора 2018-2022 годов с комментариямиЧтобы разъяснить новые правила учета, Минфин готовит методические указания. В таблице собраны все разработанные методички. По стандартам, для которых рекомендаций нет, – смотрите подборку материалов от экспертов Системы Госфинансы. Краткий обзор пяти новых стандартов учета. Узнайте, какой обязателен для васСо следующего года вы начнете применять еще пять федеральных стандартов. Ознакомьтесь с новыми правилами уже сейчас, ведь придется составлять учетную политику на 2020 год, а также применять положения двух стандартов в годовой инвентаризации.

Признание (принятие к бухгалтерскому учету) запасов

Учреждение самостоятельно выбирает, в чем учитывать запасы:

  • в номенклатурных единицах;
  • в партиях – группах МЗ, однородных по основным характеристикам.

В Учетной политике одной организации могут быть установлены разные учетные единицы для отдельных категорий МЗ. Это зависит от характеристик, способов приобретения и пр.

Стандарт «Запасы» рассматривает следующие источники поступления МЗ в учреждение:

  • приобретение;
  • получение от иных организаций;
  • создание для использования в собственной деятельности;
  • изготовление для отчуждения (реализации).

Постановка на учет приобретенных и полученных МЗ производится на основании первичных документов. Новый стандарт обязывает субъекты учета определять срок полезного использования перед оприходованием МЗ, используемых свыше 12 месяцев. Заниматься этим должна комиссия по поступлению и выбытию активов.

Оценка запасов при их признании

До 2020 года на основании п.100 Инструкции 157н МЗ ставились на учет по фактической стоимости. В новом стандарте запасы признаются в бухучете по первоначальной стоимости, порядок расчета которой зависит от способа поступления активов. Оценка МЗ, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центробанка на дату постановки на учет. Все курсовые разницы, возникающие после этого из-за неисполненных денежных обязательств, учитываются в составе расходов в финансовом результате текущего периода.

Первоначальная стоимость материальных запасов

Для МЗ, купленных за деньги или их эквиваленты, первоначальная стоимость складывается из:

  • цены по договору;
  • расходов, связанные с покупкой МЗ.

Первоначальная стоимость материальных запасов, изготовленных своими силами, равна фактической себестоимости, сформированной по правилам, определенным в Учетной политике. В себестоимость не включаются:

  • потери сырья, трудовых и прочих ресурсов сверх утвержденных нормативов;
  • общехозяйственные расходы, не относящиеся напрямую к процессу производства МЗ;
  • затраты на хранение;
  • расходы на продажу МЗ.

Проценты по привлекаемым заимствованиям включаются в себестоимость, если это оговорено в соответствующих нормативных актах.

Для МЗ, полученных в результате необменных операций, первоначальной считается справедливая стоимость на дату получения. Для ее определения комиссия по поступлению и выбытию активов применяет следующие способы:

  • поиск данных о действующих рыночных ценах в открытых источниках;
  • направление запросов о стоимости аналогичных запасов изготовителям;
  • проведение экспертной оценки соответствующими специалистами.

Если для приобретенных в результате необменных операций МЗ не удалось определить справедливую стоимость, они учитываются по цене, указанной передающей стороной. При отсутствии сведений от поставщика запасы ставятся на баланс в условной оценке: 1 рубль за одну учетную единицу. Аналогичные способы установления справедливой стоимости применяются для обменных операций, если МЗ меняются на нефинансовые активы. Первоначальной стоимостью готовой и биологической продукции является нормативно-плановая цена.

Реклассификация материальных запасов

Субъект учета может изменить условия использования МЗ, в результате чего они реклассифицируются в другую группу запасов или в иную категорию активов (например, ОС). При этом нужно выполнить два условия:

  1. Снятие с учета в одной группе и признание в другой произвести одновременно.
  2. Не изменять стоимость МЗ в процессе реклассификации.

Если учреждение переводит готовую продукцию в разряд материалов для использования на собственные нужды, учитывать ее следует по себестоимости.

Оценка незавершенного производства

Учреждение ведет учет затрат на производство готовой продукции согласно утвержденному в Учетной политике порядку и требованиям учредителя в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов. Первоначальная стоимость незавершенного производства рассчитывается, как доля фактических затрат, приходящихся:

  • на продукцию, не прошедшую все стадии технологического процесса;
  • на работу или услуги, не выполненные или не оказанные в полном объеме.

Общехозяйственные расходы в стоимости незавершенного производства не учитываются, они относятся только на выпущенную в отчетном периоде готовую продукцию или выполненные работы и оказанные услуги.

Последующая оценка запасов

Изменение первоначальной стоимости запасов возможно в следующих случаях:

  1. Переоценка на основании законодательства РФ.
  2. Отчуждение в пользу организаций госсектора. Передаются такие запасы по справедливой стоимости.
  3. Определение фактической себестоимости готовой продукции, которая учитывалась по нормативно-плановым ценам, в конце отчетного периода. Образовавшаяся разница увеличивает или уменьшает стоимость нереализованного остатка готовой продукции.
  4. Установление наценок или скидок на товары учреждениями, занимающимися розничной торговлей.

Если в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость готовой продукции или цена товаров снизилась и стала меньше балансовой стоимости, создается резерв под снижение стоимости в разрезе единиц учета МЗ. Относится он на текущий финансовый результат отчетного периода. Сумма резерва – разница между нормативно-плановой стоимостью и балансовой, формируется он только по счетам «Готовая продукция» и «Товары».

Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) запасов

Причины выбытия запасов в учреждении:

  • использование в текущей деятельности субъекта учета;
  • изменение цели использования, определенной при признании запасами, из-за чего активы не приносят экономической выгоды или не имеют полезного потенциала;
  • передача другой организации госсектора;
  • продажа;
  • обмен;
  • дарение;
  • другие основания.

Списание МЗ в рамках естественной убыли отражается на финансовом результате текущего периода. Здесь же, но в уменьшение доходов от операций с активами, следует показывать выбытие в результате недостач, гибели или уничтожения. Виновное лицо возмещает ущерб по справедливой стоимости. Списание проданных или обменянных запасов отражается в учете в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, или ставится на учет полученный в результате обмена актив.

Методы оценки запасов при выбытии

Списание запасов можно выполнить двумя способами:

  1. По стоимости единицы МЗ.
  2. По средней стоимости.

Метод оценки при выбытии для отдельных групп запасов устанавливается в Учетной политике и не должен меняться на протяжении отчетного периода. Средняя цена рассчитывается на момент списания делением совокупной стоимости всех запасов одного вида на их фактическое количество. Есть запасы, которые в соответствии с правовыми актами могут списываться только по цене за единицу. Это драгоценные камни, сильнодействующие лекарственные препараты и другие.

Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

В отчетности учреждения должны быть следующие сведения о запасах:

  • порядок формирования себестоимости;
  • методы оценки при выбытии;
  • другие положения Учетной политики;
  • общая балансовая стоимость в разрезе групп и подгрупп;
  • сумма запасов, израсходованных в отчетном периоде;
  • размер резерва под снижение стоимости;
  • сумма уменьшения резерва;
  • стоимость запасов, переданных в залог под обеспечение исполнения обязательств.

В отчетах следует отдельно показать стоимость запасов, отраженных в бухучете по первоначальной, справедливой и нормативно-плановой ценам.

Переходные положения Стандарта при его первом применении

Объекты учета, ранее не считавшиеся запасами или числящиеся на забалансе, но соответствующие критериям признания активом на момент вступления в силу нового федерального стандарта, должны быть отражены на балансовых счетах по первоначальной цене. Критерии содержатся в СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Стоимость рассчитывается с учетом положений главы IV СГС «Запасы». Если нужно, выполняется реклассификация или пересматривается балансовая стоимость запасов. Финансовый результат, полученный в результате этих операций, отражается на начало отчетного периода в качестве корректировки финансового результата прошлых лет. Информация по поступлениям и выбытиям запасов за годы, предшествующие вступлению стандарта в действие, не пересчитывается.

28 февраля 2018 г. на сайте Минфина России была опубликована информация о ходе проведения экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета, согласно которой 5 февраля 2018 г. совет по стандартам бухгалтерского учета рекомендовал Минфину России принять к утверждению проект ФСБУ «Запасы», разработанный Фондом развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»). Что означает это решение для российского бизнеса?

Согласно п. 11 ст. 27 Федерального закона «О бухгалтерском учете», после получения рекомендации совета Минфин России в срок не более одного месяца обязан принять проект федерального стандарта к утверждению или отклонить его. Отклонить проект можно в единственном случае: если он не соответствует законодательству Российской Федерации (ст. 12 закона).

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

При этом программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг. установлено, что стандарт «Запасы» должен вступить в силу с 2019 г. Таким образом, есть основания предполагать, что в новый год мы войдем с новым стандартом, который заменит действующее ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов».

Из всех ФСБУ скорее всего должен вступить в силу именно стандарт «Запасы». Некоторые другие опять отложили. Посмотрите график вступления в силу. Вероятность того, что при многочисленных обсуждениях и согласованиях текста проекта в Фонде «НРБУ «БМЦ», а затем в совете по стандартам бухгалтерского учета при Минфине России, было пропущено нарушение федерального законодательства, крайне низка.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Единственный шанс не начать вести учет в соответствии с новым ФСБУ с 2019 г. — отсрочка его применения Минфином. Такое возможно, если в ежегодно обновляемой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета начало действия стандарта будет передвинуто на 2020 г. или дальше.

Думаю, что этого не произойдет — проект ФСБУ «Запасы» идеально подходит для того, чтобы стать «первой ласточкой» нового поколения стандартов.

Стандарт содержит значительно меньше новаций, чем, например, многострадальный проект ФСБУ «Основные средства», но при этом предлагаемый порядок учета запасов достаточно сильно отличается от действующего. Этакий мягкий вход в жесткое будущее, где бухгалтеру придется много думать не только о налоговом, но и о бухгалтерском учете. В прошлом году мне довелось принять участие в процедуре общественного обсуждения проекта ФСБУ «Запасы», поэтому считаю необходимым предупредить бухгалтерскую общественность о некоторых новациях этого проекта и их влиянии на финансовую отчетность. Предупрежден — значит вооружен. Ну, а руководителям и собственникам бизнеса традиционно стоит задать своим бухгалтерам вопрос: готовятся ли они к этим изменениям заранее, потому что лихим кавалерийским наскоком организовать учет по-новому не получится. Нужно начинать думать об учетной политике на 2019 г. уже летом (тогда должна подоспеть и программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг.). Поэтому дальнейшую структуру статьи я построю следующим образом: выделю три наиболее серьезных вызова, к которым следует готовиться руководителям в связи с принятием нового стандарта, а дальше поясню что именно меняется в бухгалтерской работе.

Для экономии времени руководителей важные с точки зрения управления мысли я выделю жирным шрифтом и курсивом. Остальное стоит читать бухгалтерам.

Придется перестроить систему калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Действие ФСБУ «Запасы» распространяется на остатки незавершенного производства (пп. е) п. 3 проекта). Таким образом, действующий порядок оценки незавершенного производства, установленный п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утратит силу.

Это очень серьезная новация, которое повлечет за собой как непосредственно изменение методологии калькулирования, так и распределение затрат между капитализацией в активах (остатках незавершенного производства и готовой продукции) и списании в расходы отчетного периода (себестоимость продаж).

Кроме того, в соответствии с пп. д) п. 20 проекта, управленческие расходы не включаются в стоимость запасов. Неважно были эти запасы приобретены или изготовлены самостоятельно. Следовательно, готовая продукция в бухгалтерском учете будет отражаться по сокращенной производственной себестоимости (то же касается самостоятельно изготовленных материалов).

Полная производственная себестоимость уйдет в историю — отчеты о финансовых результатах российских компаний, выпуск и продажи которых не синхронизированы по времени, станут выглядеть менее парадно.

Подчеркну: впервые за последние 20 лет система калькулирования производственной себестоимости изменится настолько радикально, что всем потребуется ее пересматривать. Нужно будет больше ресурсов уделять долгосрочному прогнозированию последствий приобретения запасов (обучению бухгалтеров технике такого прогнозирования). В себестоимость запасов включается новая составляющая — величина возникшего при приобретении или создании запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке (пп. г) п. 18 проекта).

То есть если вы купили пару центнеров обогащенного урана, а после его использования вам необходимо будет провести мероприятия по радиационной очистке места хранения — стоимость такой очистки нужно включить в себестоимость урана при принятии к учету.

И вовсе не обязательно, чтобы объект учета был таким экзотическим — годятся и новогодние елки, непроданный остаток которых придется вывозить на свалку после 31 декабря. На самом деле, этот порядок действовал и ранее: п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает включать в себестоимость приобретенных запасов «иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов», а п. 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» разрешает при признании оценочного обязательства относить его величину на расходы либо включать в стоимость актива».

Но последний вариант практически никем не используется. Проект ФСБУ «Запасы» исключает вариативность учета подобных оценочных обязательств. Кстати, курс на капитализацию оценочных обязательств, связанных с последующей ликвидацией активов, встречается и в других проектах ФСБУ (например, «Незавершенные капитальные вложения»).

Пора привыкать к мысли о том, что эта категория неотвратимо войдет в повседневную работу бухгалтерии — как уже вошло оценочное обязательство по предстоящей оплате отпусков работников, и учиться правильно определять его величину.

С последним у бухгалтеров могут возникнуть серьезные проблемы: п. 13 проекта предписывает при приобретении запасов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, формировать себестоимость запасов исходя из суммы, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки). Перевожу с юридического на русский: необходимо будет осуществлять расчет себестоимости запасов в части приведенной (дисконтированной) стоимости оценочного обязательства и ее ежегодную корректировку.

Если бухгалтер не знает, что такое оценочные обязательства и дисконтирование — срочно пора учить его.

В себестоимость запасов будут включаться проценты и другие долговые затраты, связанные с их приобретением. Относительно таких затрат уже десятый год существует противоречие между позициями, изложенными в п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и п. 7 ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам». Первый документ обязывает включать такие затраты в фактическую себестоимость приобретенных запасов, второй — в прочие расходы организации. Минфин при возникновении подобных коллизий использует принцип приоритета нормы, принятой позднее.

Это означает, что в случае возникновения противоречия между нормативными правовыми актами одного иерархического уровня акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу раньше. Это подтверждается, например, письмом Минфина России от 23 августа 2001 г. № 16-00-12/15. С утверждением ФСБУ «Запасы» именно он станет наиболее поздним нормативным актом, регулирующим вопрос учета процентов и других долговых затрат, связанных с приобретением запасов.

Следовательно, подобные затраты будут капитализироваться в активах, а не уменьшать финансовый результат деятельности российских организаций.

Данная новация приведет к увеличению себестоимости продукции — нужно быть психологически готовым к тому, что рентабельность продаж снизится. Это мой личный ТОП-3 — новаций в проекте ФСБУ «Запасы» больше. Чего стоит только закрепление определения справедливой стоимости запасов по МСФО при оплате неденежными средствами — кто читал МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости», тот поймет масштаб надвигающихся перемен.

О таких мелочах как необходимость расчета временных разниц по очень нелюбимому в бухгалтерской среде ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» в связи со всеми перечисленными новациями я и упоминать не стал — это очевидно.

Резюмирую: будущее почти наступило. МСФО уже не стучатся в дверь — они вошли и стоят в прихожей. Если продолжать отрицать очевидное, есть шанс не справиться с бухгалтерской отчетностью за 2019 год.

Источник: Гениальный штаб — аутсорсинг бухгалтерии

Новые стандарты бухучета и МСФО в 2019-2021 гг.: подготовка к переходу на международные и федеральные стандарты (ФСБУ), практические примеры

Все самые важные нововведения в бухгалтерском учете и МСФО 2019-2021 гг.!

Семинар входит в курс по обучению на профстандарт «Бухгалтер»/Главный бухгалтер!

После внесения изменений в ПБУ 1/2008 перед бухгалтерами встали вопросы: как правильно отражать аренду, лизинг, договоры, охватывающие несколько периодов, дебиторскую и кредиторскую задолженности – по правилам МСФО, новым стандартам или привычными проводками? Ответы на них с практическими решениями Вы получите на нашем семинаре!

Мы рассмотрим не только изменения 2019 г., которые будут для Вас важны при составлении отчетности, но и новые стандарты по бухучету запасов, основных средств, аренде, МПЗ, документообороту и др. Все они будут обязательны и без подготовки очень сложны для бухгалтеров. На нашем семинаре – их простое изложение и примеры.

Кроме того, семинар охватывает все нюансы ведения учета по правилам МСФО. Простыми словами на практических примерах бухгалтеры узнают, как вести учет по МСФО, будут рассмотрены подробные сквозные задачи для отражения аренды, лизинга, выручки и составления отчётности.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

— изменения в ПБУ 1/2008: просто о сложном;

— новые стандарты «Запасы», «Бухгалтерский учет аренды», «Документы и документооборот», «Нематериальные активы»;

—что ждать: новый учет основных средств, аренды, резервов и пр.;

— ФСБУ 25/2018 — как отражать по-новому арендованное имущество, как считать приведенную стоимость арендных платежей, дисконтировать дебиторскую и кредиторскую задолженности, рассчитывать резервы и др.

— МСФО: правила ведения учета, переход на МСФО, ретроспективный пересчет прошлых периодов. Примеры отражения операций по МСФО;

— в чем разница между выручкой и активами, отраженными по правилам российского учета и МСФО;

— как составить отчетность по правилам МСФО.

Целевая аудитория:

Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, специалистов финансовых и бухгалтерских служб, аудиторов.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

ИЗМЕНЕНИЯ В ПБУ 1/2008. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА:
— Если порядок в ПБУ или Законе не отражен – применяют МСФО. С какого момента действуют новые правила;
— Как учитывать долговременные контракты и аренду;
— Когда можно новые правила не применять, и как поступить тем, кто имеет право на упрощенный бухгалтерский учет;
— Добровольные и обязательные изменения в учетной политике. Отражение изменений в учетной политике, связанных с введением нового стандарта или внесением изменений в правила действующего стандарта. Отражение в финансовой отчетности добровольных изменений в учетной политике.
— Понятие расчетных оценок и отражение изменений в них. Существенные ошибки и методы их исправления в финансовой отчетности;
— Переходная учетная политика с РСБУ на МСФО.
НОВЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ:
— Переход российских организаций на учет по МСФО. Новые федеральные стандарты.
— Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»: как на него перейти, нужно ли по данному стандарту составлять отчетность в 2019 гг.;
— Новый стандарт «Запасы»: порядок перехода, на что обратить внимание, чтобы не допустить ошибок;
— Основные средства по-новому: как считать амортизацию, оценку, ликвидационную стоимость и затраты на восстановление окружающей среды;
— Требования дисконтирования дебиторской и кредиторской задолженности. Резервы. «НМА» и справедливая стоимость активов;
— Изменились правила Стандарта «Бухгалтерская отчетность организации», «Доходы организации», «Расходы организации»;
— Новый Стандарт «Учет аренды»: арендатор учитывает арендованное имущество в качестве актива и амортизируют арендованное имущество;
— Новый Стандарт «Учет вознаграждений работникам»: начислять оплату отпусков надо не накануне ухода в отпуск, а тогда, когда работники на него зарабатывают;
— Порядок изменения Плана счетов бухгалтерского учета.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
ПРИЗНАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО:
— Критерии признания выручки от продажи товаров. Продажи на условиях отсрочки платежа.
— Признание выручки от оказания услуг, договоры подряда.
— Оценка дебиторской задолженности покупателей при подготовке финансовой отчетности, учет сомнительной задолженности.
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА:
— Отчет о движении денежных средств. Выверка остатков денежных средств и выписке банка.
УЧЕТ ЗАТРАТ:
— Классификация затрат.
— Определение производственной себестоимости в соответствии с МСФО. Нормативный учет затрат. Группировка затрат в бухгалтерском учете для целей формирования отчета о комплексной прибыли.
— Особенности учета отдельных видов затрат (затрат по займам, затрат на ремонт основных средств, затрат на вознаграждения работникам и т.д.).
УЧЕТ ЗАПАСОВ:
— Счета по учету запасов в производстве и торговле. Оценка запасов при первоначальном признании, последующая оценка запасов.
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ:
— Определение стоимости основных средств при первоначальном признании.
— Переоценка основных средств. Амортизация основных средств.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ:
— Понятие инвестиционной собственности.
— Определение первоначальной стоимости инвестиционной собственности.
— Последующая оценка инвестиционной собственности.
— Переоценка инвестиционной собственности по справедливой стоимости.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ:
— Критерии признания нематериальных активов. Особенности признания нематериальных активов при объединении бизнеса.
— Первоначальная стоимость и амортизация нематериальных активов.
— Нематериальные активы с неопределенным сроком службы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ ПО ОТРАЖЕНИЮ ВЫРУЧКИ, СЕБЕСТОИМОСТИ, ЗАПАСОВ, ДЕНЕЖНЫХ И ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.
АРЕНДА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ:
— Определение вида аренды в соответствии с требованиями МСФО.
— Распределение процентов по договору финансовой аренды.
— Учет операционной аренды.
ОБЕСЦЕНЕНИЕ АКТИВОВ:
— Понятие обесценения активов. Признаки обесценения активов.
— Возмещаемая стоимость активов.
— Единица, генерирующая денежные средства и ее проверка на обесценение.
— Учет убытков от обесценения.
УСЛОВНЫЕ АКТИВЫ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. РЕЗЕРВ ПОД УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:
— Понятие условных активов и обязательств. Критерии признания резервов под условные обязательства и их отражение в учете.
— Резервы по затратам по выводу основных средств из эксплуатации и устранению ущерба, причиненного окружающей среде.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ:
— Порядок определения временных разниц.
— Отражение в учете отложенных налогов. Отложенные налоги при переоценке основных средств.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО РСБУ В ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО:
— Различия между РСБУ и МСФО и необходимость трансформации;
— Состав и формы финансовой отчетности. Отчетный период. Случаи отступления от МСФО. Взаимозачет активов и обязательств.
— Процесс трансформации, исходные формы отчетности;
— Реклассификация, формирование трансформационных корректировок по отдельным объектам учета и раскрытий к ним;
— Раскрытие необходимой информации в примечаниях к отчетности, цели корректировки и раскрытия информации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ ПО ОТРАЖЕНИЮ АРЕНДЫ, РЕЗЕРВОВ И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ.

АВТОР СЕМИНАРА:

Митюкова Эльвира Сайфулловна, к.э.н., член Комиссии по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета (при Нацсовете при Президенте РФ по проф. квалификациям), победитель конкурса «Бухгалтерский оскар», управляющий партнер аудиторской компании ООО «Академия успешного бизнеса», аудитор, лектор ИПБ России, по данным журнала «Семинар для бухгалтера» вошла в десятку лучших лекторов России.
Автор книг: «Налоговое планирование: анализ реальных схем», «Налоговые схемы. Как снизить налоги в соответствии с законодательством», «Расчет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете», «Типичные ошибки в учете материалов», «Малый бизнес: налоги и отчетность», «Строительство: бухгалтерский и налоговый учет», «Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций», «Новая бюджетная отчетность» и более ста публикаций по бухгалтерскому учету и налогообложению.

ВИДЕО, КНИГИ И СТАТЬИ АВТОРА СЕМИНАРА, А ТАКЖЕ ОТЗЫВЫ ПО ПРОШЕДШИМ СЕМИНАРАМ: http://www.sba-consult.ru

МИХЕЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, FССА. Независимый консультант-преподаватель по МСФО, член АССА с 2001 года. Проводит обучение крупных корпоративных клиентов и сотрудничает с ведущими учебными центрами в России и за рубежом. Автор уникальной методики по подготовке к сдаче экзамена АССА ДипИФР (Рус).

Имеет большой опыт практической работы в бизнесе как менеджер высшего звена в финансовой сфере. Работала в иностранных и российских компаниях в качестве финансового менеджера и директора.

Выпускница МГУ механико — математического факультета (с отличием). Второе высшее образование — по банковскому делу «в Финансовой Академии при правительстве РФ (Москва). Бизнес образование – MBA Executive Стокгольмская школа экономики в г. Санкт Петербурге.

Автор книги «МСФО основные положения. Подготовка международной финансовой отчетности» издательства компании ИРСОТ.

Автор аналитических статей по МСФО в журнале «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты».

Является разработчиком проекта нового стандарта по учету выручки в РФ ФСБУ «Доходы» на основе МСФО 15 Выручка по договорам с покупателями».
АТТЕСТОВАННЫМ БУХГАЛТЕРАМ ВЫДАЕТСЯ СЕРТИФИКАТ ИПБ РОССИИ.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 11-13 сентября 2019 г.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: с 10.00 до 17.00

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Бизнес-центр «Я21»: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3. Бизнес-центр находится в 2 минутах ходьбы от станций метро «Тимирязевская».

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: 38 000 руб. В стоимость включены: обед, комплект для записей, информационный материал к семинару, 10 час ИПБР.

Скидки: 50% для каждого второго участника от одной организации, 10% для клиентов ООО «Академия успешного бизнеса».

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НА СЕМИНАР: (495) 748-03-16, 601-88-32 или e-mail: info@sba-consult.ru.

Внимание! Семинар входит в курс на обучение по профстандарту «Бухгалтер»/Главный бухгалтер

Также в составе курса нужно посетить семинар: «Все изменения 2019 г.: налог на прибыль, НДС, новые ПБУ и ФСБУ, зарплата, взносы и НДФЛ. Отчетность за полугодие 2019 г.»

Автором данного курса является Митюкова Эльвира Сайфулловна, к.э.н., член Комиссии по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета (при Нацсовете при Президенте РФ по проф. квалификациям). Которая, как никто другой знает требования для опыта и знаний бухгалтеров, необходимые для сдачи экзамена на профстандарт.

Материал курса составлен таким образом, чтобы слушатели знали, на какие сложные ситуации им стоит обратить внимание для получения квалификации «Бухгалтер/Главный бухгалтер».

По окончании курса: ЭКЗАМЕН НА ПРОФСТАНДАРТ «БУХГАЛТЕР»
19 000 руб. за экзамен платить не нужно!

ФСБУ «Запасы» и особенности его применения

Опубликовано 26.02.2019 14:45 Administrator Просмотров: 1966

В 2018 году Министерство финансов России на своем сайте опубликовало информацию, что комиссией, проводится экспертиза федеральных стандартов бухгалтерского учета. Через некоторое время комиссия предложила ввести в действие первый федеральный стандарт «Запасы» в 2019 году. Официального документа, с какого числа этот ФСБУ начинает работать, пока нет, но уже сейчас будет не лишним поинтересоваться, что же нас ждет в ближайшем будущем? Новый стандарт существенно отличается от привычных нам положений по бухгалтерскому учет (аналогичен МСФО 2 Запасы) и кардинально изменяет подход к учету запасов.

На что следует обратить особое внимание, при изучении данного стандарта:

1. следует полностью пересмотреть методологию расчета себестоимости продукции;

2. необходимо оценить долгосрочное прогнозирование при покупке запасов;

3. придется пересмотреть вопросы, связанные с включением в себестоимость кредитов и займов (в т.ч. процентов по ним) и прочих долговых затрат.

Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.

1. Расчет себестоимость продукции

ФСБУ «Запасы» будет иметь прямое отношение к незавершенному производству и его остаткам, поэтому нужно будет пересмотреть методику по формированию и распределения затрат между готовой продукцией и остатками незавершенного производства, выбрать подходящий метод калькулирования.

Еще один немаловажный нюанс – это управленческие расходы. Согласно ФСБУ «Запасы» управленческие расходы нельзя больше списывать на себестоимость изделия. Поэтому классический вариант полной себестоимости уходит в далекое прошлое, а усеченная себестоимость (или сокращенная) будет набирать обороты и касаться не только готовой продукции, но и самостоятельно изготовленных материалов. Бухгалтеру придется очень четко разделить расходы на постоянные и переменные, для этого изучить управленческий учет в рамках классификации расходов. Актуальным становится директ-костинг.

Пример:

ООО «Вектор» в течении отчетного периода производит 1500 единиц продукции.

Переменные затраты на производство единицы продукции составляют 50 руб.

Общая сумма постоянных затрат – 30000 руб.

Объем реализации – 1000 единиц продукции по цене 100 руб. за единицу.

На начало периода остатки незавершенного производства и готовой продукции отсутствовали.

Какой финансовый результат мы получим от реализации 1000 единиц продукции?

Показатели Формула расчета Значение, руб
Выручка от реализации 100 руб * 1000 ед 100 000
Себестоимость единицы продукции 50 руб * 1000 ед 50 000
Маржинальный доход 100 000 – 50 000 50 000
Постоянные затраты 30 000
Операционная прибыль 50 000-30 000 20 000

При этом на конец отчетного периода образовался запас готовой продукции в размере 500 единиц. Что происходит при использовании системы директ-костинг? Все постоянные затраты были учтены в текущем отчетном периоде, тогда как при использовании полной себестоимости, они бы попадали в расчет финансового результата по мере реализации готовой продукции. Соответственно, при применении метода директ-костинг, чем выше остаток запасов, тем меньше финансовый результат компании.

Кроме этого стоит отметить, что директ-костинг разбивает себестоимость на переменную и постоянную часть. Переменная часть складывается из себестоимости изделия, постоянная – это, фактически, косвенные расходы по статьям «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы». И здесь мы понимаем, что оптимизировать проще управленческие и коммерческие расходы, так как именно могут быть неоправданно высоки.

2.Планирование и прогнозирование при покупке запасов долгосрочного характера

Пункт 18 ФСБУ «Запасы» регламентирует, что стоит отнести в себестоимость при покупке или создании запаса, когда возникает необходимость оценочного обязательства по демонтажу или утилизации отходов, а также при восстановлении окружающей среды на занимаемом ими участке.

О чем здесь идет речь? Если после использования запасов нам придется какую-то их часть утилизировать, либо при переработке запасов будет задействована окружающая среда (например, предприятия лесного хозяйства – после вырубки леса, им следует проводить восстановительные мероприятия, такие как посадка новых саженцев), то все расходы, которые будут связаны с этой деятельностью, мы спишем на себестоимость запасов, когда будем ставить их на учет. В принципе, такие условия были регламентированы ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», однако многие коллеги просто его не использовали. Как только ФСБУ «Запасы» начнет работать, расходы по-старому списывать будет нельзя.

Еще один момент – это приобретение и продажа запасов при условии рассрочки или отсрочки платежа на срок более 12 месяцев. Этот нюанс раскрывает п.13 ФСБУ «Запасы». Речь идет о том, что при расчете себестоимости следует применять компаундинг или дисконтирование, то есть мы должны будем рассчитывать будущий доход от отсрочки платежа. При этом каждый год нужно проводить корректировку дисконтированной стоимости. Рассмотрим процесс дисконтирования поставщика

Пример:

Продавец и покупатель заключили договор купли-продажи материалов на сумму 59 000 000 (НДС в т.ч 9 833 333) ориентировочно с дисконтированием. материалы переданы покупателю 10.07.2019, срок платежа – 01.03.2021. Отсрочка платежа составляет 1 год 8 месяцев.

Решение:

Для облегчения расчетов приведенную стоимость возьмем 1 год и 6 месяцев и рассчитаем периоды наращения до 31.12.2019 года (период наращения – полгода) и 31.12.2020 (период наращения – год). Оставшиеся два месяца до момента оплаты учитывать не будем, так как при расчетах дисконтирования они будут не существенны.

По оценкам организации годовая ставка дисконтирования составит 6 %.

Поэтому полугодовая составит 2,9863% = (((1+0,06)1/2 – 1)*100%

Фактическое признание выручки будет равно 1,5 года.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

1 июля 2019

1. признана выручка от продажи 59000000 / (1+0,06)1,5
Дт 62 Кт 90.1 54 062 127,46

2. Начислен НДС в части приведенной стоимости (54 062 127,46 *20/120)
Дт 90.3 Кт 68 9 010 354

3. Начислен НДС до полной суммы (9 833 333 – 9 010 354 = 822 979)
Дт 76.НДС Кт 68 822 979

31 декабря 2019

4. Начислен процентный доход (54 062 127,46* 0,029563)
Дт 62 Кт 91.1 1 598 238,68

5. Списан отложенный НДС (1 598 238,68*20/120)
Дт 91.2 Кт 76.НДС 266 373

31 декабря 2020 года

6. Начислен процентный доход (54 062 127,45 + 1 598 238,67)*0,06
Дт 62 Кт 91,1 3 339 621,97

7. Списаны отклонения, возникшие из-за округлений
(59 000 000 – 54 062 127,56 – 1 598 238,67 – 3 339 621,97)
Дт 62 Кт 91.1 11,90

8. Списан отложенный НДС (3 339 621,97 * 20/120)
Дт 91,2 Кт 76.НДС 556 603,66

9. Списаны отклонения, возникшие из-за округлений
(822 979 – 266 373 – 556 603 )
Дт 91.2 Кт 76.НДС 3

1 марта 2021

10. Получены деньги от покупателя
Дт 51 Кт 62 59 000 000

3. Долговые обязательства, проценты по кредитам и займам в процессе образования себестоимости запасов.

На сегодняшний день есть два ПБУ, которые это регламентируют: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и ПБУ 15/08 «Учет расходов по кредитам и займам».

Первое ПБУ говорит, что проценты следует включать в себестоимость, второе, наоборот рекомендует, списывать напрямую на 91.2 «Прочие расходы». Дилемма выбора. Но все мы знаем, что Минфин в таких вопросах рекомендует использовать нормативно-правовую базу более позднее периода, то есть ПБУ 15/08.

После вступления ФСБУ «Запасы» в действие этот вопрос отпадет сам собой, так как проценты по кредитам и займам, нужно будет включать в себестоимость запасов, а не относить их на уменьшение финансового результата.

Пример:

ООО «Вектор» получило краткосрочный кредит на приобретение материалов на сумму 50000 руб. на срок 3 месяца под 12% годовых.

1 . Отражена задолженность банку по кредиту
Дт 51 Кт 66 50 000

2. Сумма процентов за пользование кредитом включается в себестоимость приобретенных материалов
Дт 10 Кт 66 1 500

В данном случае затраты фактически будут капитализироваться в самих активах, и, соответственно, не будут напрямую уменьшать финансовый результат деятельности компании. Кроме этого, отнесение процентов по кредитам и займам на запасы фактически увеличит себестоимость готовой продукции, что несомненно приведет к снижению рентабельности продаж.

Резюмируя надвигающиеся изменения, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день российский учет быстрыми шагами переходит на систему международных стандартов, принцип которых основан на работе с инвесторами, а не на извлечении выгод собственников. Привлечение инвесторов позволяет расширять свою деятельность, и соответственно получать больше прибыли, и платежей в бюджет.

Осталось разобраться, каким образом все эти изменения будут реализованы на практике в программах 1С. Про это мы тоже обязательно когда-нибудь расскажем. Подписывайтесь на новые материалы, чтобы ничего не пропустить!

Автор статьи: Богданова Н.А
эксперт в области бухгалтерского учета
Действительный член ИПБ России

Минфин представил новое ПБУ «Учет запасов»

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о запасах юридических лиц. Аналогичное положение 2001 года и некоторые другие документы утратят силу.

Министерство финансов представило новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет запасов» (ПБУ 5/2012). Проект соответствующего приказа и само положение появились на сайте Минфина. Документ устанавливает правила формирования в бухучете и отчетности информации о запасах юридических лиц. Он не касается кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Правовой акт разработан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухучета и отчетности. Новые правила будут применяться с бухгалтерской отчетности 2013 года.

Согласно документу, в бухгалтерском учете запасами признаются следующие категории объектов, товаров, затрат и т.д.:

  • сырье, материалы, предназначенные для использования при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • инструменты, инвентарь, оборудование и т.п. со сроками использования до 12 месяцев, используемые при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • готовая продукция, предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • товары, приобретенные у других лиц, и предназначенные для перепродажи в ходе обычной деятельности организации;
  • затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом (далее – незавершенное производство), полуфабрикаты собственного производства, неукомплектованные или не прошедшие техническую приемку изделия;
  • затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку;
  • объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • объекты, соответствующие условиям признания основных средств, но которые в силу малой ценности разрешается признавать в составе запасов.

Запасы, создаваемые организацией, признаются в бухучете на всех стадиях производственного процесса по мере осуществления соответствующих затрат.

Разделы положения посвящены себестоимости запасов, их текущей оценке, признанию расходов, а также раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

С началом действия нового ПБУ утратит силу приказ Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″, а также приказ от 28 декабря 2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» и некоторые другие правовые акты.

Проект приказа об утверждении ПБУ (документ Word, 37.5 Кб)

ПБУ Учет запасов (документ Word, 68 Кб)

В Минфине ждут комментариев к проектам документов. Экспертные заключения принимаются до 22 апреля. Их можно прислать по электронной почте на адрес o0702@minfin.ru, либо обычной почтой: 109097, Москва, ул. Ильинка, 9.

Напомним, единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ устанавливает федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ. В нем же приводятся основные цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Согласно закону, все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения.

Проект ПБУ 5 «Учет запасов»: что нужно изменить в учетной политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

6. Федеральная служба государственной статистики . Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 22.09.2015).

7. http://www.creditforbusiness. ru/banks/19489/

8. http: //www .zol. ru/z-news/showHnks.php?id=121435

© Т. А. Емелина, Ю.Е.Дурникина, 2015

УДК 338

Н.А. Зарипова

Старший преподаватель Инженерно-экономический институт Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Тюмень, Российская Федерация

ПРОЕКТ ПБУ 5 «УЧЕТ ЗАПАСОВ»: ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены возможные изменения в учете запасов при утверждении проекта ПБУ 5/2012 «Учет запасов»;

Ключевые слова

Запасы, ПБУ 5/2012, обесценение запасов, изменения в учетной политике организации

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Министерством финансов РФ разработано Положение по бухгалтерскому учету «Учет запасов» (ПБУ 5/2012).

Как видно из названия, в проекте ПБУ 5 расширен перечень активов, признаваемых в качестве запасов. В соответствии с проектом, в составе запасов признаются не только активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг), а также незавершенное производство (НЗП). Об этом сказано в п. 2 проекта ПБУ 5 «затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, или затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку».

Таблица 1

Сравнительная характеристика сфер применения ПБУ 5/01 и ПБУ 4/99

ПБУ 5/01 ПБУ 4/99

П. 4. Положение не применяется в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, а также активов, характеризуемых как незавершенное производство. П. 20 Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели: По статье запасы: — Сырье, материалы и другие аналогичные ценности; — Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения); — Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные; — Расходы будущих периодов.

Таким образом, устранено несоответствие требований действующих в настоящее время ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Согласно п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством (п. 12 ПБУ 5/01).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Действующее ПБУ 5/01 регламентирует формирование резерва под снижение стоимости МПЗ для того, чтобы отражать запасы в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов.

Следовательно, в течение года запасы учитываются по фактической стоимости и только на конец отчетного года в отчетности они отражаются с учетом резерва на обесценение как результат свернутого сальдо по счету учета запасов и счету учета резервов, созданных под снижение их стоимости.

Проект ПБУ 5 предлагает несколько другой подход к оценке запасов.

В соответствии с п. 7 проекта «запасы оцениваются при признании в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на их приобретение, заготовку, переработку, производство, доставку до места их использования или продажи, приведение в состояние, необходимое для их использования или продажи».

А в п. 20 проекта ПБУ 5 запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из двух величин:

— себестоимости, определяемой исходя из фактических затрат;

— чистой стоимости продажи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи.

Признаками возможного превышения текущей стоимости запасов над чистой стоимостью продажи является моральное устаревание запасов, потеря ими своих первоначальных качеств, снижение их текущей рыночной стоимости, сужение рынков сбыта запасов и т.п.

В случае если чистая стоимость продажи ранее уцененных запасов повышается, такие запасы дооцениваются до чистой стоимости продажи, но в пределах ранее признанной уценки запасов.

Величина уценки запасов до чистой стоимости продажи, а также потери запасов признается в составе расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери. Величина дооценки запасов до чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло увеличение чистой стоимости продажи запасов.

Следовательно, все расходы при уценке запасов и дооценка запасов должны учитываться в составе расходов (либо как уменьшение расходов) по основным видам деятельности (счет 90 «Продажи»).

Д 90 — К 10,41,43 — отражено снижение стоимости материалов, товаров, готовой продукции.

Бухгалтерские записи с использованием счета 90 оправданы, когда проводится «переоценка» товаров, готовой продукции, так как продажа данных видов запасов относится к обычным видам деятельности. Правильно ли будет отражать уценку реализованных на сторону материалов в составе расходов по обычным видам деятельности, тогда как доходы от продажи материалов отражаются в составе прочих доходов в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»? Вероятно, что для достоверного формирования величины доходов и расходов изменение стоимости таких материалов необходимо использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы».

Д 91 — К 10 — отражено снижение стоимости материалов. Подлежащих продаже

В проекте ПБУ 5 содержатся требования по раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

— себестоимость и накопленная сумма уценки запасов до чистой стоимости продажи на начало и конец отчетного периода по группам (видам) запасов;

— себестоимость запасов, признанных в качестве актива за отчетный период по группам (видам) запасов;

— стоимость запасов, признанных в составе расходов по обычной деятельности за отчетный период по группам (видам) запасов;

— сумма уценки запасов до чистой стоимости продажи, признанная в составе расходов по обычной деятельности за отчетный период;

— сумма дооценки ранее уцененных запасов до чистой стоимости продажи, отнесенная на уменьшение расходов по обычной деятельности за отчетный период, и раскрытие причин, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

— внутренние обороты между группами (видами) запасов за отчетный период по группам (видам) запасов;

— стоимость приобретенных запасов, остающихся не оплаченными на отчетную дату, а также стоимость запасов, находящихся в залоге;

— способы оценки однородных запасов по их группам (видам);

— последствия изменений способов оценки однородных запасов по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Чтобы выполнить требования об отражении сумм уценки и дооценки запасов в отчетности необходимо открыть специальный субсчет «Переоценка запасов» к счету 90 «Продажи» и субсчет «Изменения в стоимости запасов» к счетам 10, 41, 43.

В случае принятия проекта ПБУ 5 «Учет запасов» организации рекомендуется внести изменения в

учетную политику в части, регламентирующей учет материально-производственных запасов.

Таблица 2

Рекомендации по внесению изменении в учетную политику

Элемент учетной политики Рекомендации по внесению изменений

1 2

Определение Дополнить согласно п.2 проекта ПБУ 5: активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство

Оценка запасов в отношении приобретения запасов на П. 10 ПБУ 5/2012. При приобретении запасов на условиях отсрочки(рассрочки) платежа в себестоимость

1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условиях отсрочки (рассрочки) платежа запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной подлежащих в будущем уплате денежных средств учитывается в порядке, установленном для учета расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, на протяжении всего периода отсрочки (рассрочки).

Текущая оценка запасов Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин: а) себестоимость, определяемая в соответствии с разделом II настоящего Положения; б) предполагаемая цена, по которой запасы могут быть проданы, за вычетом затрат необходимых для завершения производства и переработки запасов, подготовки их к продаже и осуществления продажи (далее — чистая стоимость продажи).

Переоценка запасов В случае если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи. Установить периодичность проведения переоценки

Переоценка МПЗ П. 28 и п. 29 проекта ПБУ 5 Величина уценки запасов до их чистой стоимости продажи, а также потери запасов признаются в составе расходов по обычной деятельности в том

1 2

периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери. Величина дооценки запасов до их чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности, признанной в соответствии с в том периоде, когда произошло увеличение чистой стоимости продажи запасов.

Следовательно для реализации рекомендаций по внесению изменений в учетную политику необходимо:

1. Осуществлять оценку материально-производственных запасов с учетом текущих рыночных цен.

2. Проводить анализ текущих рыночных цен по номенклатуре запасов для сопоставления с учетной стоимостью запасов.

3. Внести изменения в рабочий план счетов для учета сумм уценки и дооценки запасов, так как согласно п.31 проекта ПБУ 5 сумма накопленной уценки и дооценки подлежит отражению в бухгалтерской отчетности.

международный научный журнал «инновационная наука»

№10/2015

ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Дружиловская Э.С. Новые правила оценки и учета запасов // Все для бухгалтера. 2013. N 1.

2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (в ред. от 28.12.2010).

3. Официальный сайт Минфина России. URL: http://www.minfin.ru.

© Н.А. Зарипова, 2015

УДК 331.103.2

Я.В.Зарянова

Ассистент кафедры управления персоналомНИУ «БелГУ»

г. Белгород, Российская Федерация П.К. Великих

Студент 2 курса кафедры управления персоналом НИУ «БелГУ», г. Белгород, Российская Федерация

HR-ГЕЙМИФИКАЦИЯ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация

В наше время все больше набирает обороты тенденция превращения обыденных действий в увлекательный игровой процесс. В связи с этим в обиход вошел термин геймификация, определяющий это действо. Данная тема актуальна, так как на сегодняшний день существует множество мнений относительно эффективности геймификационных систем в управлении персоналом.

Ключевые слова

Геймификация кадровых процессов, управление персоналом, технологии управления персоналом, игротехника.

Игры существовали со времен появления человеческого общества. В настоящее время миллионы людей во всем мире проводят большое количество времени за играми на приставках, компьютерами и мобильных телефонах. Игры популярны среди всех групп населения, независимо от пола, возраста и социального положения, но особой популярностью они пользуются у поколения, которое только начинает работать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие веяния не могли обойти стороной и бизнес-среду. Так в управлении начали применять игровые технологии для привлечения сотрудников и повышения эффективности их работы.

Геймификация (англ. gamification) — использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом прикладном программном обеспечении для привлечения пользователей и повышения их вовлечённости в использование программы, интереса к решению прикладных задач. Эта технология позволяет упростить использование программного продукта и расширить его возможности благодаря элементам игрового действа. .

Возможности игрофикации включают изменение поведения, приобретение новых навыков и рождение инноваций в бизнесе. Это происходит, в первую очередь, с привнесением в игру соревновательного элемента. Важно понимать, что игрофикация унаследовала основной принцип игры (game) — добровольное согласие на участие. Поэтому должна существовать определенная система, которая позволит контролировать все этапы процесса — от внедрения до подсчета результатов.

В современном мире бытует много мнений об эффективности геймификационных систем в управлении персоналом. Об этом в своей статье пишет основатель и генеральный директор корпоративной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *