Кто подписывает бухгалтерские регистры

Содержание

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Реквизиты бухгалтерских документов

Актуально на: 8 ноября 2016 г.

В отдельных консультациях мы рассматривали сущность и назначение бухгалтерских документов, а также их классификацию. В настоящем материале расскажем об основных реквизитах бухгалтерских документов.

Реквизиты первичных документов

Несмотря на то, что форма первичного документа может быть как обязательная к применению, так и разрабатываемая организацией самостоятельно, бухгалтерское законодательство содержит перечень реквизитов, которые должны присутствовать в любом первичном документе. Этим достигается своего рода унификация и стандартизация бухгалтерских документов.

К таким обязательным реквизитам относятся (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо наименование должности лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
  • подписи данных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Реквизиты бухгалтерских регистров

Формы регистров синтетического и аналитического учета организация разрабатывает самостоятельно, соблюдая наличие в них следующих обязательных реквизитов (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • наименование регистра;
  • наименование организации, составившей регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Перечень приведенных выше обязательных реквизитов первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета не ограничивает право организации при оформлении бухгалтерских документов включать в них дополнительные реквизиты, если это необходимо для целей учета и управления исходя из специфики организации или ее вида деятельности.

Реквизиты бухгалтерской отчетности

Реквизиты форм бухгалтерской отчетности приведены в Приказе Минфина от 02.07.2010 № 66н, которым эти формы были утверждены. Назначение и перечень основных форм бухгалтерских бланков были приведены нами в отдельной консультации.

>Регистры бухгалтерского учета: составление и хранение в электронном виде

Новые требования закона о бухгалтерском учете

С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), который внес существенные изменения в требования к ведению бухгалтерского учета в России.

В частности, изменены принципы и субъекты регулирования бухгалтерского учета, понятие объектов бухгалтерского учета, отменена обязанность применения унифицированных форм первичных документов, установлен новый состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и порядок ее представления, введено понятие электронного первичного документа и т. д.

Кроме того, Закон № 402-ФЗ внес поправки, касающиеся регистров бухгалтерского учета — основы для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности*.

Примечание:
* Подробнее о положениях Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, устанавливающего новые требования к первичным документам и регистрам бухгалтерского учета читайте в № 11 (ноябрь) за 2012 год.

Согласно статье 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ данные, которые содержатся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Формы указанных регистров утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Порядок ведения регистров бухгалтерского учета определен в статье 10 Закона № 402-ФЗ.

Обязательными реквизитами регистров бухгалтерского учета согласно части 4 статьи 10 Закона № 402-ФЗ являются (рис. 1):

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Согласно части 6 статьи 10 Закона № 402-ФЗ регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ЭП).

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 8 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Начиная с релиза 3.0.16 программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) и релиза 2.0.42 программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 2.0), реализована возможность формировать регистры бухгалтерского учета с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для этого в каждом стандартном отчете программы пользователь может дополнительно отобразить единицу измерения, должность и расшифровку подписи лица, ответственного за ведение регистров бухгалтерского учета (см. рис. 1).

Для формирования регистров бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» можно использовать следующие стандартные отчеты:

— Оборотно-сальдовая ведомость;

— Шахматная ведомость;

— Оборотно-сальдовая ведомость по счету;

— Обороты счета;

— Анализ счета;

— Карточка счета;

— Анализ субконто;

— Обороты между субконто;

— Карточка субконто;

— Сводные проводки;

— Отчет по проводкам;

— Главная книга.

Чтобы в стандартных отчетах «1С:Бухгалтерии 8» отобразились должности и расшифровки подписи лица, ответственного за ведение регистров бухгалтерского учета, необходимо предварительно выполнить настройки в регистре сведений Ответственные лица организации, а также в Панели настроек сформированного стандартного отчета программы (например, отчета Оборотно-сальдовая ведомость по счету).

Кроме стандартных отчетов программы, начиная с релиза 3.0.19 в «1С:Бухгалтерии 8», существует возможность сформировать регистры бухгалтерского учета из Справок-расчетов, оформляемых по регламентным операциям закрытия месяца (списание косвенных расходов, себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг и т. п.).

Подробный порядок формирования регистров бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) приведен в № 7 (июль) «БУХ.1С» за 2013 год, стр. 6. Рекомендации могут применить и пользователи «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 2.0).

Новый закон «О бухгалтерском учете»: первичные документы и регистры учета

В данной статье профессор М.Л. Пятов продолжает знакомить читателей с положениями нового закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Материал посвящен порядку составления и представления первичной учетной документации как основы учетных записей и ведения регистров бухгалтерского учета, определяемому новым Федеральным законом.

В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), как и в версии Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон 1996 года), вопросы, касающиеся порядка составления и представления первичных учетных документов как основания для записей на счетах бухгалтерского учета, определяются специальной статьей 9 «Первичные учетные документы». Однако положения Закона 2011 года в данной области содержат существенные новации, на которые следует обратить внимание.

Возможна ли учетная запись без первичного документа?

В пункте 1 статьи 9 Закона 1996 года устанавливалось, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет».

В положениях Закона 2011 года содержится несколько иная формулировка: «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом» (п. 1 ст. 9).

Означает ли это, что первичный документ уже не рассматривается Законом как единственное «основание для ведения бухгалтерского учета»? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Формально, скорее — да, ведь закон гласит, что первичным учетным документом должен оформляться «каждый факт хозяйственной жизни», а согласно статье 5 Закона 2011 года, факты хозяйственной жизни выступают не единственными объектами бухгалтерского учета.

Унифицированные формы первичных документов

Пунктом 2 статьи 9 Закона 1996 года устанавливалось, что «первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». В качестве исключения из этого общего правила служила норма, согласно которой «документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц». «В целях реализации положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» 1996 года Правительством РФ было издано Постановление от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» (далее — Постановление), в котором на Государственный комитет РФ по статистике были возложены «функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий» (п. 1 Постановления).

Также Государственному комитету Российской Федерации по статистике было предписано «обеспечить через территориальные органы статистики начиная с 1 января 1998 г. предоставление альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий пользователям на договорной основе при соблюдении принципа конкурентности» (п. 4 Постановления).

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Минфин России выпустили совместное Постановление (соответственно, от 29.05.1998 № 57а и от 18.06.1998 № 27н), которым был утвержден Порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории РФ, унифицированных форм первичной учетной документации (далее — Порядок).

Согласно этому Порядку, с 1 января 1999 года первичные учетные документы должны были приниматься к учету, «если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета: по учету сельскохозяйственной продукции и сырья; по учету труда и его оплаты; по учету основных средств и нематериальных активов; по учету материалов; по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов; по учету работ в капитальном строительстве; по учету работы строительных машин и механизмов; по учету работ в автомобильном транспорте; по учету результатов инвентаризации; по учету кассовых операций; по учету торговых операций». Согласно пункту 5 данного Порядка, предоставление пользователям альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий должно было осуществляться территориальными органами государственной статистики, начиная с 1 января 1998 года, на договорной основе.

Закон 2011 года отменяет данное положение. Пункт 2 статьи 9 лишь определяет обязательные реквизиты первичных документов. Согласно Закону, «обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц».

Состав обязательных реквизитов первичного документа сохранился, но здесь следует обратить внимание на формулировку Закона 2011 года в части реквизита, отражающего измеритель факта хозяйственной жизни.

Если Закон 1996 года говорил об «измерителях хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении», то Закон 2011 года указывает на «величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения». Таким образом, согласно новому Закону 2011 года, первичный документ может и не содержать денежного измерения отражаемого в учете хозяйственного факта.

Согласно пункту 4 Закона 2011 года, «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Момент составления первичных документов

Пункт 3 статьи 9 нового Закона сохраняет в несколько обновленной формулировке хорошо известное бухгалтерам положение, согласно которому, «первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания».

Носители первичных документов

Напомним, пункт 7 статьи 9 Закона 1996 года определял положение, согласно которому «первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры». Это предписание Закона изменилось как по форме, так и по содержанию, в частности введением предписания об электронной подписи.

Согласно пункту 5 статьи 9 Закона 2011 года: «Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью». При этом пунктом 6 статьи 9 Закона 2011 года устанавливается, что «в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа». Здесь следует обратить внимание читателя на существование специального Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», статья 2 которого определяет электронную подпись как «информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определенного лица, подписывающего информацию».

Данный Закон «регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок… при совершении иных юридически значимых действий» (ст. 1) и, в частности, определяет:

  • порядок правового регулирования отношений в области использования электронных подписей;
  • принципы использования электронной подписи;
  • виды электронных подписей;
  • условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе и пр.

Исправления в первичных документах

Закон 1996 года, определяя порядок исправлений в первичных документах, фактически содержал положения, относящиеся к иным сферам законодательства (регулирования банковской деятельности и т. п.).

Напомним, что пунктом 5 статьи 9 Закона 1996 года устанавливалось, что «внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений». Согласно пункту 7 статьи 9 Закона 2011 года, «в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление… должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ… с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц».

Изъятие первичных документов

Положения Закона о возможном изъятии первичных учетных документов также в большей степени стали соответствовать рамкам именно законодательства о бухгалтерском учете, не повторяя норм налогового, административного, уголовного и прочих сфер права.

Пунктом 8 статьи 9 Закона 1996 года устанавливалось, что «первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации», а «главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия».

Закон 2011 года по этому поводу гласит следующее: «В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета».

Порядок ведения регистров бухгалтерского учета

Закон 2011 года в части правил, касающихся составления и представления первичных документов, содержит, как и Закон 1996 года, специальную статью 10 «Регистры бухгалтерского учета». Пункты 1 и 2 статьи 10 Закона 2011 года воспроизводят классические правила организации системы регистров бухучета, согласно которым «данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета» (п. 1), и «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета» (п. 2). Дальнейшие положения статьи 10 Закона 2011 года содержат существенные изменения, на которые следует обратить внимание.

Ведение учета методом двойной записи

Прежде всего, именно положения нового закона о порядке организации системы учетных регистров теперь содержат указание на обязательность ведения организациями бухгалтерского учета методом двойной записи.

В Законе 1996 года данное указание содержал пункт 4 статьи 8, которым устанавливалось, что «организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета».

Пункт 3 статьи 10 Закона 2011 года определяет, что «бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами». Это не только изменение места данной нормы в тексте Закона, но и введение в нее возможности определения исключений для этого правила федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Однако и смена позиции данной нормы в структуре Закона также имеет значение, так как помещение ее в статью 10 подчеркивает роль счетов бухгалтерского учета как группировочного признака, организующего систему учетных регистров.

Обязательные реквизиты учетных регистров

Пункт 2 статьи 10 Закона 1996 года устанавливал, что «хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета». Закон 2011 года отменяет хронологическую последовательность как единственно возможный вариант организации записей на счетах, на что указывает один из определяемых Законом обязательных реквизитов учетных регистров — норма, появившаяся в Законе впервые.

Согласно пункту 4 статьи 10 Закона 2011 года, «обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц».

По аналогии с определениями, касающимися первичных документов, пункт 5 статьи 10 Закона устанавливает что «формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Бухгалтерские регистры и коммерческая тайна

В Законе 1996 года содержалась специальная норма, указывающая следующее: «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (п. 4 ст. 10).

Закон 2011 года данной нормы не содержит, что естественно вызывает вопрос о сохранении за содержанием бухгалтерских регистров статуса коммерческой тайны экономического субъекта.

Здесь, как и в рассмотренных выше случаях коррекции положений закона относительно снятия нерациональных повторов с нормативно-правовыми актами иных областей действующего права, нам следует воспользоваться общими положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон «О коммерческой тайне»).

Статья 3 данного Закона определяет коммерческую тайну как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

При этом Законом устанавливается, что информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

Также Закон специально определяет понятия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, доступа к такой информации, ее передачи и предоставления, и разглашения информации данного вида.

Согласно статье 3 Закона «О коммерческой тайне»:

«обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору».

Согласно статье 5 Закона «О коммерческой тайне», «режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении… сведений… обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами».

Пунктом 11 статьи 13 Закона 2011 года определяется, что «в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны». При этом состав бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается статьей 14 Закона 2011 года, согласно которой «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним» (п. 1). «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним» (п. 2). «Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами» (п. 3). «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» (п. 4). «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» (п. 5).

Таким образом, в соответствии с Законом «О коммерческой тайне», организация может установить режим коммерческой тайны в отношении содержании своих учетных регистров.

Носители учетных регистров

Претерпели определенные изменения и положения Закона относительно носителей учетных регистров.

Напомним, что Законом 1996 года устанавливалось, что «регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях» (п. 1 ст. 10).

В соответствии со статьей 10 Закона 2011 года, «регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью» (п. 6). «В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа» (п. 7).

Очевидно, что данное изменение текста Закона лишь привело последний в большее соответствие реалиям современности.

Какие реквизиты бухгалтерских документов существуют

Любой документ, в том числе и бухгалтерский, представляет собой группу элементов – реквизитов. Расположенные определенным образом, реквизиты образуют структуру документа и регламентируются ГОСТ. Общее число возможных реквизитов – 30. Бухгалтерские документы и их реквизиты прописаны в ФЗ №402 от 31-12-17 «О бухучете». Различают обязательные и необязательные (дополнительные) реквизиты бухгалтерской документации.

Документы, регистры и реквизиты

Всякий факт хозяйственной жизни организации нуждается в подтверждении. Им служит надлежащим образом оформленный первичный бухгалтерский документ. Право на совершение хозяйственной операции также может регламентироваться документально. Роль первичных документов исключительно велика, однако его показатели — реквизиты — не все имеют различное значение и вес в структуре первичных учетных данных.

В ст. 9-2 ФЗ №402 перечислены основные реквизиты бухгалтерских документов:

  1. Наименование документа (формы): приходный кассовый ордер, акт на списание материалов, счет-фактура и др.
  2. Название организации.
  3. Единицы измерения.
  4. Измерители — стоимостные, вещественные.
  5. Содержание документа, суть факта хозяйственной жизни, который он фиксирует.
  6. Календарная дата его составления.
  7. Должности ответственных за события хозяйственной жизни, отраженные в документе.
  8. Подписи с расшифровкой фамилии и инициалов, которые визуально считываются и идентифицируются.

Без наличия основных реквизитов или их части любой документ теряет юридическую силу и подтверждающим являться не будет.

Кроме первичной документации, существуют и учетные регистры бухгалтерии, назначение которых – группировать первоначально учтенные данные. Обязательными в этом случае, согласно ст. 10-4 ФЗ №402, будут:

  • наименование регистра;
  • название организации;
  • период, за который вносятся данные, или время ведения;
  • вид группировки (систематическая, хронологическая);
  • стоимостной показатель, в каких единицах он выражен;
  • должности ответственных за ведение регистра;
  • подписи с расшифровкой.

Как видно из приведенных данных, значительная часть обязательных реквизитов в обоих случаях совпадает.

Часто в целях более полного раскрытия учетной информации требуется вводить дополнительные реквизиты – номер документа, банковские данные и др., без которых невозможно провести корректный платеж или отследить движение денежных средств, основание операции и др. Они отражают особенности хозяйственных операций по различным участкам учета.

Существуют типовые формы бухгалтерских документов и регистров, в которых представлены все необходимые реквизиты. Организация имеет право разрабатывать и собственные учетные формы, если в типовых бланках необходимые им отсутствуют, с соблюдением законодательных норм. Кроме того, в утвержденные учетные формы имеется возможность внести собственные изменения, добавив те или иные важные для организации реквизиты. При этом произвольное изъятие реквизитов унифицированной формы не допускается.

Внимание! Изменения в типовые формы и бланки необходимо отразить в учетной политике, с приложением образцов бланков и скорректированных форм по ОКУД.

Первичные документы и практика их использования

Бухгалтерская и налоговая отчетность формируется на основании одних и тех же первичных данных бухгалтерских документов. Ошибки и недочеты при заполнении реквизитов могут не только исказить бухгалтерскую отчетность, но и привести к конфликтам с ИФНС, претензиям со стороны фискальных органов к составленным декларациям по налогам. Возникают проблемы и во взаиморасчетах контрагентов, отказ в оплате поставки товаров, оказанных услуг, работ. Об этом свидетельствует и судебная практика.

Некоторые спорные ситуации, возникающие в сфере применения первичных документов и их реквизитов, рассмотрены ниже:

  1. Отсутствие первичного документа как такового. Например: поставка продукции, не оформленная актом приема-передачи, накладной, а отраженная лишь в счете-фактуре, является неподтвержденной. Налицо отсутствие необходимых реквизитов: счет-фактура оформляется в одностороннем порядке, подписи ответственных лиц, представляющих интересы покупателя, в нем отсутствуют. Наличие остальных обязательных реквизитов, как то содержание операции, ее количественные показатели, подписи ответственных лиц продавца, не подтверждает факт хозяйственной жизни – поставку. Отрицательное решение по иску вынес, в частности, Арбитражный суд СЗО 05-06-17 (пост. №Ф07-4084/2017). Акты сверки расчетов без подтверждающих первичных документов также не принимаются судом как неоспоримое доказательство факта хозяйственной жизни.
  2. Внимание! Факт оказания услуг можно подтвердить и без первичного документа, в привычной его форме. Так, в случае, когда компания, сделав заказ на консультационные услуги и внеся за него предоплату, впоследствии отказалась от сотрудничества и потребовала вернуть деньги, суд в иске отказал. Основанием послужили доказательства оказания таких услуг поставщиком: заключение экспертов компании и рекомендации ее специалистов клиенту, предоставленные в электронной форме. Указанные документы в данном случае сыграли роль первичных, и реквизиты, содержащиеся в них, подтвердили факт хозяйственной жизни (Пост. Арбитр. суда МО №Ф05-19640/2017).

  3. Ошибки и отсутствие реквизитов документа, не помешавшие корректно идентифицировать продавца и покупателя, наименование предмета хозяйственной операции, стоимость сделки, другие важные данные, необходимые для расчета налога, не являются препятствием для включения операции в расчеты по НДС (письмо ГД-4-3/2104 ФНС от 12-02-15 и арбитражная судебная практика).
  4. Проблемы с подписью. Ложная подпись и факсимиле в «первичке» не подтверждают сделку. В первом случае Определение Верх. Суда №302-КГ16-8902 от 01-08-16 и содержащийся в нем вывод очевидны: обязательный реквизит был подделан, а значит, факт, позволяющий уменьшить налогооблагаемую базу, не доказан. Факсимиле же не указано и в ФЗ №402. Речь в Законе идет о собственноручной подписи ответственных специалистов с инициалами, иных реквизитах, позволяющих точно определить факт подписания документа именно тем человеком, кто несет за него ответственность. Факсимиле, по мнению контролирующих органов, к «иным» отношения не имеет (письмо Минфина №03-03-06/1/81951 от 08-12-17).

Внимание! По вопросу применения факсимиле в «первичке» единого мнения судебной практикой не выработано. Избегнуть невыгодных для организации ситуаций можно, отказавшись от применения факсимиле в первичной документации.

Исправления в реквизитах документа

ФЗ №402 (ст. 9-7) в общем случае позволяет исправлять первичные документы. Неверную информацию зачеркивают так, чтобы она была читаемой, а рядом пишут скорректированные данные, с пометкой «исправлено» (согласно положению Минфина №105 от 29-07-83). При этом указанная статья ФЗ требует при исправлении проставлять дату и подпись исполнителя исправления таким образом, чтобы различить его фамилию и первые буквы имени, фамилии.

Главное

  1. Реквизиты бухгалтерского документа делятся на обязательные и дополнительные.
  2. Без первых он теряет законную силу, тогда как вторые уточняют уже внесенные основные данные.
  3. Реквизиты должны быть внесены так, чтобы информация о факте хозяйственной жизни читалась однозначно, в противном случае могут возникать разногласия с партнерами по бизнесу и контролирующими органами.
  4. Исправления в реквизитах документа при необходимости вносятся так, чтобы были видны исправляемая сумма, дата и данные ответственного за исправление лица.

Регистры бухгалтерского учета в форме электронных документов

Фурагина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Если регистры бухгалтерского учета (первичные учетные документы) формируются в электронном виде, какие требования к их заполнению предъявляются?

Согласно п. 11 Инструкции № 157н регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства. Напомним, что в настоящее время необходимые формы регистров утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Если формы каких-либо регистров не унифицированы, учреждение вправе установить их в рамках формирования своей учетной политики. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержать такие документы, приведен в п. 11 Инструкции № 157н и Приказе № 52н.

Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, а также в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе (п. 32 СГС «Концептуальные основы», п. 11, 19 Инструкции № 157н).

При этом реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов) формируется в соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью формирования регистров бухгалтерского учета (журналов операций) на бумажном носителе (операционный день, месяц, квартал) и подшивается в отдельную папку (дело) (п. 11 Инструкции № 157н).

Исправления отражаются в электронном регистре бухгалтерского учета лицами, ответственными за ведение регистра, в порядке, предусмотренном для бумажных регистров, и записями, подтвержденными справками (п. 18 Инструкции № 157н).

К сведению: при наличии технической возможности учреждение вправе хранить первичные электронные документы (электронные регистры) на электронных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах (п. 33 СГС «Концептуальные основы»).

В приложении 5 к Приказу № 52н установлено несколько особенностей формирования и составления документов в электронном виде.

Отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или его выбытии в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, в оформленном первичном учетном документе не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете указанных операций, а также бухгалтерские записи оформляются в бухгалтерской справке (ф. 0504833).

Копии электронных документов на бумажном носителе заверяются в порядке, установленном учреждением в рамках формирования своей учетной политики.

Из всех форм, представленных в Приказе № 52н, отдельно сказано только о заполнении инвентарной карточки (ф. 0504031) в электронном виде.

В частности, указано, что при ведении инвентарных карточек (ф. 0504031) в виде электронных документов (регистров) отражается дата формирования копии инвентарной карточки на бумажном носителе.

Кроме того, при ведении инвентарной карточки в виде электронного документа (регистра) копии таких документов формируются на бумажных носителях: в обязательном порядке при закрытии инвентарной карточки (выбытии инвентарного объекта), а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры, в иных случаях, предусмотренных локальным правовым актом субъекта учета в рамках формирования им учетной политики.

Учреждение обязано обеспечить сохранность инвентарных карточек, созданных в виде электронных документов (регистров), до момента их передачи в архив. Порядок хранения электронных регистров определяется в рамках формирования учетной политики.

* * *

Как видим, особенных требований к заполнению бухгалтерских учетных документов в электронном виде СГС «Концептуальные основы», Инструкция № 157н и Приказ № 52н не содержат. Следовательно, их нужно заполнять так же, как и на бумаге.

>Приоритет за электронными регистрами

Обязательные реквизиты

Не секрет, что на практике бухгалтеры и до внесения изменений в Инструкцию № 157н пользовались неунифицированными формами регистров бухгалтерского учёта. Например, теми, которые представляет бухгалтерская программа (анализ счёта, карточка счёта, отчёт по проводкам, оборотная, оборотно-сальдовая ведомости и т. п.). Однако теперь данным формам можно «официально» присвоить статус учётных регистров и использовать их наравне с унифицированными. Для этого необходимо соблюдение двух условий:

1) перечень неунифицированных регистров, которые учреждение использует в работе, должен быть закреплён в учётной политике;

2) формы неунифицированных регистров должны содержать обязательные реквизиты.

Эти реквизиты перечислены в п. 11 Инструкции № 157н:

  • наименование регистра;
  • наименование учреждения, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра (или период, за который он составлен);
  • хронологическая или систематическая группировка объектов учёта;
  • величина денежного, натурального измерения объектов учёта с указанием единицы измерения;
  • наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи этих лиц с указанием фамилий, инициалов (либо иных реквизитов, необходимых для идентификации лиц).

Электронные носители

Приоритет сегодня имеют электронные регистры бухгалтерского учёта. Это значит, что составить регистр в бумажной форме можно только при отсутствии технической возможности формирования электронного документа (п. 19 Инструкции № 157н). Сроки хранения электронных регистров устанавливаются в том же порядке, что и в отношении документации, формируемой на бумажных носителях – согласно Перечню, утверждённому приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, но не менее пяти лет после отчётного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ), п. 14 Инструкции № 157н).

При этом о способе хранения электронных регистров многие бухгалтеры даже не задумываются, полагая, что все документы автоматически «складируются» в базе данных компьютерной программы. Но это не совсем так.

Во-первых, п. 14 Инструкции № 157н установлено, что электронный регистр (наравне с первичными документами и отчётностью) должен быть подписан электронной подписью с учётом требований законодательства. Закон, в свою очередь разделяет электронную подпись на простую и усиленную (квалифицированную и неквалифицированную) (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). В рамках бухгалтерского документооборота учреждение может использовать любую из этих подписей. Решение о выборе той или иной подписи нужно зафиксировать в учётной политике. Такие разъяснения приводит Минфин России в письме от 30.09.2013 № 02-06-10/40454.

Во-вторых, учреждение должно обеспечить безопасные условия хранения электронных документов и их защиту от изменений (ч. 3 ст. 29 Закона № 402-ФЗ, п. 14 Инструкции № 157н). Для этого нужно определить способы и место хранения электронных регистров, периодичность их выгрузки в файлы.

Для справки

Электронные технологии не дают стопроцентной гарантии сохранности документов. Ведь съёмные носители имеют свойство изнашиваться, устаревать, а локальные хранилища информаций могут быть повреждены вирусами, да и просто сбоями в работе. В этой связи целесообразно формировать бумажные копии электронных регистров и хранить их в специальных папках.

Во многом эти условия зависят от возможностей электронной программы, которой пользуется бухгалтерия. Если в программе нет функции хранения архива регистров учёта, то бухгалтеру нужно архивировать документы самостоятельно. При этом следует учитывать, что просто хранить электронный документ – недостаточно. Нужно иметь возможность полноценно воспроизвести информацию, получить данные об электронной подписи.

Трудность заключается в том, что форматы электронных документов имеют свойство меняться. Вспомните недавнее прошлое – квадратные дискеты, которые большинство технических средств теперь попросту не может воспринимать. Любые съёмные носители информации со временем изнашиваются и морально устаревают. Поэтому альтернативой им может служить, например, специальная программа – электронный архив. Ну и самый простой способ сохранения документов – в отдельной папке своего компьютера или на сервере.

К слову о папках. Первичные документы, которые относятся к соответствующему регистру учёта, тоже хранятся в этих папках. Напомним, их нужно подписывать, указывая:

  • наименование учреждения;
  • название и порядковый номер папки (дела);
  • наименование с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле);
  • период (дата), за который сформирован регистр.

Получатели бюджетных средств дополнительно должны отмечать наименование главного распорядителя бюджетных средств. Теперь для них это новая обязанность.

Возвращаясь к бумажным копиям электронных регистров, отметим, что сплошная их распечатка – это лишняя трата времени и бумаги. Поэтому целесообразно определить, в каких именно бумажных регистрах нуждается бухгалтерия, и установить для ответственного сотрудника обязанность распечатывать их с определённой периодичностью, заверять подписью и хранить в установленном месте.

Пример

Приведем фрагмент учётной политики:
<…>
3.3.3. Регистры бухгалтерского учёта формируются в электронном виде в программе «1С: бухгалтерия» и хранятся в архиве данной программы, установленном на сервере учреждения.
На бумагу выводятся копии следующих электронных регистров:
— оборотные ведомости по соответствующим аналитическим счетам счетов 0 100 00 000, 0 200 00 000, 0 300 00 000 – ежемесячно в течение пяти рабочих дней после окончания отчётного месяца;
— инвентарные карточки основных средств – по мере принятия объекта к учёту, при изменении его первоначальной стоимости и при выбытии объекта с учёта.
Указанные регистры распечатываются сотрудниками, ответственными за их ведение, заверяются их подписями, а также подписью главного бухгалтера, помечаются штампом «копия электронного документа», подшиваются в соответствующие папки в соответствии с номенклатурой дел бухгалтерии (приложение № 3 к настоящей учётной политике) и хранятся в бухгалтерии в течение установленного срока.
Бумажные копии остальных электронных регистров учёта производятся по мере необходимости.
<…>

Отметим также, что бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её экземпляра на бумажном носителе руководителем учреждения (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Соответственно не допускается формирование, представление и хранение промежуточной и годовой бухгалтерской (бюджетной) отчётности исключительно в электронной форме, даже если для её утверждения использовалась электронная подпись – один экземпляр отчёта обязательно должен быть оформлен на бумаге.

Ответственные за ведение

Напомним, что формировать и подписывать регистр бухгалтерского учёта должен сотрудник, ответственный за его формирование. Этот же сотрудник несёт ответственность за правильность отражения в регистре фактов хозяйственной жизни. Однако в п. 11 Инструкции № 157н внесено дополнение – ответственность сотрудника ограничивается информацией, которая находится в представленных на регистрацию первичных документах.

То есть законодатель прояснил, что сотрудник несёт ответственность за обработку информации, а не за факт хозяйственной жизни. Кроме того, внесено дополнение в части исправлений электронных регистров. Их осуществляет тот сотрудник, который ведёт регистр. Причём все изменения вносятся в обычном порядке – на основании Справки (ф. 0504833) дополнительной бухгалтерской записью или записью, оформленной способом «красное сторно» (п. 18 Инструкции № 157н).

Изъятие регистров

В случае если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учёта, их копии (в т. ч. электронных регистров), так же, как и копии изъятой первички, включаются в состав документов бухгалтерского учёта (абз. 3 п. 17 Инструкции № 157н). Есть лишь одно условие – копии нужно изготовить и заверить в установленном законом порядке с разрешения или в присутствии представителей этих органов. После указания на копиях основания и даты изъятия они включаются в состав бухгалтерских документах и используются в деятельности учреждения наравне с оригиналами. Напоследок отметим, что в связи с изменениями в законодательстве бухгалтерам необходимо внести изменения и в учётную политику своих учреждений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *