Как определить бенефициарного владельца

Да, бенефициарный владелец в целях этого Федерального закона — это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
В отношении корпоративных НКО установлено равенство прав независимо от количества членов высшего органа, при голосовании 1 член — 1 голос. Таким образом, невозможно установить долю, обеспечивающую возможность контролировать.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.
Это не мои личные умозаключения. Это из практики работы с кредитными кооперативами. У них та же проблема — кого считать бенефициарами. При том, что пайщиков у них может быть тысячи. Банки тем не менее могут требовать копии паспортов всех.
СРО для таких кооперативов выпускают множество разъяснений, строящихся на этой же логике и этой же норме: 2 пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. И СРО делают единственный вывод — в КПК бенефициар — это ЕИО (председатель правления).
Различие только в том, что СРО для КПК в обосновании невозможности установить долю владения ссылается на закон о кредитной кооперации, где указано: вне зависимости от размера пая права равны и голосование равное.
А у нас с привычными НКО — это получается закон об НКО, об общественных и т.п. и т.д.
Вообще, Росфинмониторинг рекомендует считать бенефициарным владельцем ЕИО во всех случаях, когда не удалось установить иного. К примеру, см. п. 3 в разъяснениях по ссылке: http://www.fedsfm.ru/companies/messages/935

Бенефициарный владелец это учредитель или директор юридического лица?

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами, выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Совершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию»преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и принимают решения о противоправных действиях.

Особенности установления бенефициара

Следует разделять подходы в определении бенефициара для физических и юридических лиц.

Для юридического лица

Бенефициаром юридического лица выступает либо один, либо несколько фактических собственников организации, которые имеют право оказывать прямое или косвенное воздействие на компанию. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

Сложность выявления бенефициаров утяжеляется тем, что сведения о них могут быть не указаны в документах компании. Или же может быть занижено их официальное участие в ее деятельности. Их личность устанавливается сотрудниками банка и может быть известна только им и коммерческим агентам.

Некоторые компании стараются не разглашать информацию о своих бенефициарах, к примеру, в следующих случаях:

  • при использовании оффшоров;
  • при оптимизации налогообложения и уклонении от уплаты налогов;
  • при легализации средств, которые были получены криминальным путем.

Голос бенефициара юридического лица является доминирующим в решении ряда ключевых вопросов деятельности организации, таких, как: распределение прибыли, участие в инвестиционных проектах. В этих целях бенефициар имеет право участвовать в собрании акционеров компании.

Для того, чтобы обеспечить участие бенефициара в управлении компанией и максимально сокрыть сведения о его личности, применяются всевозможные схемы оформления собственности и правоустанавливающей документации.

В качестве примера приведем следующую ситуацию – получение бенефициаром доступа к счетам организации по доверенности, которая выдается «подставным» директором. Бенефициар обладает собственностью посредством акций на предъявителя. Это может также осуществляться с помощью лиц, которые выполняют функции номинальных владельцев акций.

Пример

Приведем пример определения конечного бенефициара юридического лица.

Так, недавно была обнародована информация о конечном бенефициаре концерна «Русал» и УК «Базовый элемент» – Олеге Дерипаске. Он был вынужден раскрыть сведения о структуре собственности данных компаний, испытывая давление международных инвесторов. Для этого Дерипаска был вынужден признать, что он является единственным владельцем указанных компаний.

В данном примере под «конечным бенефициаром» понимается единоличный собственник компании, т.е. Олег Дерипаска. Он может владеть активами компаний напрямую, или косвенным образом, т.е. через какие-то сторонние структуры.

Для физического лица

Установление сведений о бенефициарах физических лиц затруднено по многим причинам. Это, помимо прочего, объясняется тем, что клиенты не раскрывают данную информацию умышленно, либо неумышленно.

При этом выявление бенефициаров юридических лиц является более простым благодаря наличию в арсенале кредитных учреждений таких информационных порталов, как СПАРК или «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», в которых можно найти данные сведения.

Для информации: необходимость установления бенефициара физического лица предусмотрена стандартами международных организаций. Это не только «прихоть» российского уполномоченного органа.

Выделим возможных бенефициаров физического лица:

  • законный представитель данного субъекта;
  • попечитель.

Это, если не рассматривать варианты, носящие криминальный подтекст. Здесь в качестве примера можно привести участие безработных, студентов или просто малообеспеченных людей в схемах по обналичиванию денег, которые участились в нашей стране.

С формальной точки зрения лица, которые их наняли, и будут являться бенефициарами данных клиентов — физических лиц. При этом данные бенефициары могут быть не выявлены банком.

Кто запрашивает такие сведения

В получении достоверной информации о бенефициарных владельцах нуждаются, прежде всего, проверяющие органы. Эти сведения представляются настолько важными по нескольким причинам. Они нужны для организации противодействия:

  • «отмыванию» преступных доходов;
  • финансированию террористической деятельности;
  • махинациям с уплатой налогов;
  • незаконным выводам средств за рубеж и т.д.

Помимо проверяющих органов, эта информация нужна и кредиторам при принятии ими обоснованного решения о возможности предоставления средств.

Информацию о бенефициарных владельцах обязаны выявлять кредитные организации, в которых клиенты открывают счета. В анкетах они обязаны указать, действуют ли они в собственных интересах или к выгоде сторонних лиц. Сами же кредитные учреждения передают эти сведения в Росфинмониторинг.

Для оказания противодействия отмыванию преступных доходов кредитные организации должны устанавливать следующие данные о бенефициаре своего клиента: ФИО, подданство, дата рождения, адрес проживания, ИНН, данные паспорта или миграционной карты.

Образец заполнения данных сведений приведен в 115-ФЗ.

Образец заполнения сведений о бенефициарном владельце можете скачать в виде бланков: ЗДЕСЬ (файл PDF) и ЗДЕСЬ (файл Word).

Права и ответственность бенефициаров

Бенефициар обладает следующими правами:

  • распоряжение собственной долей;
  • контроль над соблюдением своих обязанностей руководством организации;
  • участие в собраниях, проводимых руководством компании, и принятие решений в соответствии с собственной долей в ней;
  • получение дохода от результатов функционирования организации.

Бенефициар может защитить свое имущество, заключив договор на трастовое управление. Однако при нарушении его условий, сам бенефициар будет нести ответственность.

Некоторые нюансы

Не все организации имеют конечных собственников. Так, у некоммерческих организаций они отсутствуют. Это объясняется тем, что целью их деятельности не является извлечение прибыли.

Однако получить сведения о бенефициарах у коммерческой организации не всегда представляется возможным. Поэтому, несмотря на то, что в арсенале кредитных учреждений имеется множество методов выявления конечных бенефициаров, их личность в некоторых случаях может оставаться тайной.

Это объясняется наличием проработанных схем сокрытия конечного бенефициара. Особенно такие случаи характерны для трастовых операций.

Несмотря на всю важность определения бенефициаров, российская законодательная база еще не до конца сформирована и имеет много недоработок.

Итак, схожие на первый взгляд понятия бенефициарный владелец и выгодоприобретатель различаются согласно законодательству страны. Обязанность выявления выгодоприобретателей лежит на кредитных организациях. Корректность работы банков проверяется Росфинмониторингом.

Уже готовые бизнес планы примеры с расчетами могут дать основу для составления своего плана развития с учетом индивидуальных условий.

Как правильно оформить заявление от директора на выдачу под отчет денежной суммы.

Как открыть кофейню с нуля https://delat-delo.ru/zametki-predprinimatelej/nikolaj-emelyanenko/kak-otkryt-kofejnyu.html — советы предпринимателя, который это уже делал.

Сведения о бенефициарных владельцах НКО.

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.
  • Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
  • Юридическое лицо обязано: 1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию; 2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.
  • Являются ли правления Региональной общественной организации бенефициарными владельцами общественной организации, которая создана без взносов в уставный капитал, соответственно без долей в деятельности организации, где вся полученная прибыль от некоторых коммерческих сделок не перераспределяется, а тратиться на нужны общественной организации?

  • Если согласно Устава общественной организации Правление относится к высшему органу управления, который имеет полномочия контролировать действия некоммерческой организации, то на основании ст. 3 Федерального Закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, п. 3 ст. 29 Федерального Закона от 12.01.1996 №7-ФЗ, члены Правления относятся к бенефициарным владельцам.

За бенефициаров ответят. Что нужно знать о новых правилах раскрытия владельцев

Интересно, что правила составлены таким образом, чтобы юридическим лицам стало более интересным направлять ответ именно по телекоммуникационным каналам связи через оператора, а не на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе. Так, например, ответ юридического лица на запрос может быть не принят, если на сопроводительном письме отсутствует подпись лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или если повреждение или дефект оптического или цифрового носителя информации не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах правила разрешают юридическому лицу не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направить откорректированные сведения. Что, вероятно, должно исключать применение административной ответственности.

Важно напомнить, что обязанность у юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев появилась уже с 21 декабря 2016 года.

Понятие «бенефициарный владелец» появилось в законе в целях выполнения рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма (ФАТФ). Закон для целей исполнения обязанности по раскрытию под бенефициарным владельцем понимает «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия».

Интересно, что закон не определяет, что понимается под возможностью контролировать действия юридического лица. В этом помочь ему может Налоговый кодекс, согласно которому осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

С 21 декабря 2016 года юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений.

Для этих целей юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. А физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, в свою очередь, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. При этом, согласно закону передача такой информации не является нарушением российского законодательства о персональных данных.

В отношении физических лиц следует предоставить фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Если же в результате принятия предусмотренных законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Так, согласно официальному информационному сообщению Росфинмониторинга «документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них».

Стоит заметить, что обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев не распространяется на следующих лиц:

1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

2) международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;

3) эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

4) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

5) иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

При этом закон аналогично Налоговому кодексу в 2015 году ввел понятие «иностранная структура без образования юридического лица», под которой понимается «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей».

Таким образом, иностранный траст с бенефициарными владельцами также включен в число лиц обязанных раскрывать своих бенефициарных владельцев по запросу российских юридических лиц.

В постановлении правительство поручило ФНС России и Росфинмониторингу разработать и утвердить ведомственные правовые акты необходимые для применения правил раскрытия до 27 января 2018 года. Таким образом, до утверждения уполномоченными российскими органами конкретного порядка и форматов запросов и их ответов российским юридическим лицам следует обеспечить исполнение своих обязанностей по закону в части принятия исчерпывающих мер по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах.

За неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц до 40 000 рублей, а для юридических лиц — до 500 000 рублей.

Заинтересованным лицам также следует принять во внимание, что Верховный суд в определении от 17 июля 2017 года № 302-КГ17-8315 разрешил налоговым инспекторам осматривать рабочие компьютеры сотрудников проверяемых налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок.

Раскрытие бенефициаров: тонкости исполнения обязанноcти

Органы власти теперь могут требовать от юридических лиц раскрывать своих бенефициаров. Соблюдение правил нового регулирования позволит избежать необоснованных претензий.

Законодательные требования

Обязанность юридических лиц раскрывать сведения о своих бенефициарных владельцах возникла еще в декабре 2016 года. Она установлена в ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и касается подавляющего большинства юридических лиц1. Исполнять эту обязанность следует двумя способами: в отчетности компании (когда законодательство специально указывает на такую необходимость), а также по запросам уполномоченных органов власти. Но правила исполнения этих запросов Правительство России опубликовало только в августе 2017 года2.

До 13 февраля следующего года уполномоченные органы должны утвердить формы своих требований, после чего механизм заработает в полной мере. Он также позволит контролировать исполнение компаниями сопутствующих требований – выяснять, актуализировать и хранить сведения о своих бенефициарных владельцах. Если компания нарушит любую из этих обязанностей, ей так же, как и за непредставление информации уполномоченному органу, будет грозить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. по ст. 14.25.1 КоАП РФ. Впрочем, с исполнением этих требований не все так просто. Практика их применения еще не устоялась, в то время как формулировки закона могут допускать неоднозначное толкование.

Информация, которую требуется выяснить

Состав необходимых сведений о бенефициарах приведен в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и не должен вызывать серьезных затруднений.

Недостаточно определенными пока остаются только два момента:

–первый – о перечне документов, которые можно рассматривать как удостоверяющие личность;

–второй – о составе реквизитов (данных) этих и других документов, идентифицирующих бенефициара.

Оба эти вопроса Росфинмониторинг и Банк России разъяснили в своих актах пока только применительно к идентификации клиентов некоторых видов организаций3. Но эти акты имеют узкоспециализированную направленность. Поэтому, для того чтобы компании смогли применять такие же правила при идентификации своих бенефициаров, по всей видимости, потребуются дополнительные разъяснения.

Пока же лучше стараться использовать документы, которые согласно законодательству имеют универсальный характер: паспорт гражданина России, паспорт иностранного гражданина и т. д. Целесообразно также иметь полные копии этих документов, чтобы не ошибиться с достаточным составом сведений.

Несмотря на то что закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить только саму информацию о бенефициарных владельцах, документы, подтверждающие достоверность такой информации, понадобятся компании в любом случае. По запросам Росфинмониторинга и ФНС России компания обязана представлять именно документарно подтвержденные сведения.

Механизм идентификации

Сведения о бенефициарных владельцах следует выяснять любыми доступными способами. Законодательство не обязывает использовать какие-то конкретные методы.

Закон № 115-ФЗ упоминает право компании истребовать необходимую информацию у своих учредителей или участников. Но это только одна из возможных мер, которая к тому же не гарантирует стопроцентный результат. Иностранные юрисдикции, к примеру, могут препятствовать передаче подобных сведений. Да и влияние компании на своих участников далеко не безгранично.

Поэтому целесообразно не ограничиваться только одним способом, а использовать максимальное их количество до тех пор, пока компания не получит требуемые сведения или не предпримет для этих целей все от нее зависящее. Законодатель специально указывает, что компания обязана «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры», но чем эти меры должны быть обоснованы, в какой степени доступны и достаточны, не уточняет.

Росфинмониторинг в январе 2017 года опубликовал разъяснения, согласно которым запросы лицам, контролирующим компанию, и ответы на эти запросы могут рассматриваться как доказательства, подтверждающие попытку установить своих бенефициаров4. Будет ли подобных мер достаточно, чтобы подтвердить добросовестность компании, регулятор не уточнил. К тому же мнения одного лишь Росфинмониторинга может не хватить, чтобы обосновать свою правоту. Запрашивать информацию о бенефициарах вправе не только органы Росфинмониторинга, но и ФНС России. Дела об административных правонарушениях в этой области, помимо этих органов, вправе возбуждать еще и Банк России, а рассматривают такие дела и вовсе суды.

Поэтому, если сведения о бенефициарных владельцах так и не будут выяснены с подтверждением того, что компания приняла все зависящие от нее меры, могут возникнуть трудности.

Сроки исполнения обязанностей

Предоставить информацию по запросу уполномоченного органа следует в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Срок, до истечения которого следует идентифицировать бенефициаров и принять меры по установлению в отношении них требуемых сведений, законодатель не определяет. Формально и то, и другое необходимо было сделать одновременно – 21.12.2016, когда вступили в силу соответствующие требования Закона № 115-ФЗ (для вновь созданных компаний – в день их создания).

Однако со дня, когда компания примет меры по сбору необходимых сведений, до момента, когда эти меры принесут результаты, может пройти некоторое время. Поэтому дата, когда станет известен бенефициарный владелец, и дата, когда компания реально получит о нем перечисленные в законе сведения, могут различаться. Но обе эти даты следует учитывать, чтобы исчислить срок исполнения сопутствующих обязанностей: не менее пяти лет хранить информацию о бенефициарах, а также ежегодно обновлять и документировать ее. Пять лет хранить придется также информацию о принятых мерах по установлению сведений о бенефициарах.

Повторять попытки, если с первого раза не удалось получить информацию о бенефициарах, законодательство прямо не обязывает. Однако не исключена трактовка, согласно которой эта обязанность будет связана с необходимостью обновлять информацию. Отсутствие требуемых сведений и причины их отсутствия – это тоже информация. Тем более что согласно правилам исполнения запросов уполномоченных органов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, компания обязана предоставить не последние известные ей сведения, а данные, актуальные на дату, которая указана в запросе.

Как представляется, разрешить эти вопросы сможет только конкретизация законодательства, практика правоприменения или официальные разъяснения. Пока же такая ситуация может стать еще одним поводом для максимальной настойчивости компании при выяснении своих бенефициаров.

1 Перечень лиц, на которых не распространяется требование о раскрытии бенефициарных владельцев, приведен в абзацах 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

2 Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 «Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти».

3 Информационное письмо Росфинмониторинга от 18.03.2009 № 2, приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, а также положения Банка России от 12.12.2014 № 444-П и от 15.10.2015 № 499-П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *