Инвентаризация наркотических средств

>Проведение инвентаризации наркотических средств в организациях> Вопрос

Сейчас инвентаризацию наркотических средств в организациях, имеющих круглосуточный режим, обязательно проводить в 24.00 часа последнего календарного месяца?

Содержание

Ответ

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах» юридические лица, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц.

В соответствии с п.14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 № 644 юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками).

Приказом по учреждению следует установить срок проведения инвентаризации-последний рабочий день месяца. Последний рабочий день в данном случае- это рабочий день и для подразделения, и для членов комиссии.

Проведение инвентаризации (снятие остатков) следует проводить не в 24 часа, а в рабочее время и для членов комиссии, и для сотрудников подразделения.

При проведении инвентаризации составляется ф.ОКУД 0504087-Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов, которая является основанием для отражения результатов инвентаризации в журнале.

Таким образом, учет наркотических средств и психотропных веществ нужно вести в журналах регистраций и по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 № 644.

Записи в журнал вносите на основании документов, подтверждающих операции с наркотическими и психотропными веществами.

Делайте это с той периодичностью, которую установил приказом руководитель учреждения.

При этом установленная периодичность не может быть реже одного раза в день. Подтверждающие документы или их копии подшивайте в отдельную папку, которую храните вместе с журналом регистрации.

Срок хранения составляет пять лет с даты последней записи. После истечения этого срока журналы можно уничтожить. Для этого нужно составить акт об уничтожении и утвердить его у руководителя учреждения.
Об этом сказано в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 № 644.

Обоснование
Как вести предметно-количественный учет лекарственных средств

В рекомендации читайте, по каким лекарствам вести предметно-количественный учет, какие требования к рецептам на такие препараты. Разъясним, нужно ли учитывать рецептурные бланки как БСО и какая предусмотрена ответственность за нарушения в учете лекарств.

Кто ведет учет

Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения должны вести:
– производители лекарственных средств;
– аптеки;
– медицинские учреждения, осуществляющие оборот лекарственных средств.
Такой перечень установлен пунктом 3 статьи 58.1 Закона от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ.
Государственные (муниципальные) учреждения ведут предметно-количественный учет в аптеке, при ее наличии в учреждении, либо в отделениях учреждений, не имеющих аптек (п. 6, 14, 39 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 № 747).

Что нужно учитывать

Предметно-количественный учет ведут по лекарственным средствам для медицинского применения, перечень которых утверждает Минздрав (ранее – Минздравсоцразвития) России (п. 1 ст. 58.1 Закона от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ). К ним, в частности, относятся этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты. Остальные медикаменты указаны в перечне, утвержденном приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 № 183н. Правила включения препаратов в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, установлены в Порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 20 января 2014 № 30н.
Также Минздрав России в письме от 3 сентября 2014 № 25-4/10/2-6691 подробнее разъяснил, какие из лекарств подлежат предметно-количественного учету, а какие нет. В частности, не подлежат такому учету лекарственные препараты «Нурофен Стопколд таблетки», «Каффетин Колд таблетки». А вот лекарство «Каффетин таблетки» предметно-количественному учету подлежит, так как содержит кодеин (его соли) в количестве до 20 мг на 1 дозу.

Как вести учет

Суть предметно-количественного учета таких препаратов заключается в том, что их наличие и движение нужно учитывать в количественном выражении по наименованию, дозировке, форме выпуска, единице измерения и т. п.
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, утверждены приказом Минздрава России от 17 июня 2013 № 378н.
Учет лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, ведет сотрудник, который уполномочен на это руководителем (например, старшая медсестра, заместитель руководителя).
Учет наркотических средств и психотропных веществ нужно вести в журналах регистраций и по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 № 644.
Записи в журнал вносите на основании документов, подтверждающих операции с наркотическими и психотропными веществами. Делайте это с той периодичностью, которую установил приказом руководитель учреждения. При этом установленная периодичность не может быть реже одного раза в день. Подтверждающие документы или их копии подшивайте в отдельную папку, которую храните вместе с журналом регистрации.

Срок хранения составляет пять лет с даты последней записи. После истечения этого срока журналы можно уничтожить. Для этого нужно составить акт об уничтожении и утвердить его у руководителя учреждения.
Об этом сказано в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 № 644. Подробнее об этом см. Как учитывать и хранить ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства.

Представление отчетности по наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам

Не за горами сдача годовой бухгалтерской и налоговой отчетности. В преддверии завершения текущего финансового года аптечным учреждениям не следует также забывать о представлении отчетности по наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам (при условии, что аптека имеет лицензию и осуществляет реализацию данных лекарственных средств и препаратов). Рассмотрим представление отчетности по специфической группе лекарственных препаратов с учетом последних изменений.

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируется Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Федеральный закон N 3-ФЗ). В силу п. 2 ст. 2 данного Закона Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее — Перечень). Напомним, в нем наркотические средства и психотропные вещества сгруппированы в четыре списка в зависимости от применяемых к ним мер контроля.

Нормы ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ обязывают владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.

Сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводятся до сведения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 3-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Перечень, обязаны представлять по форме и в порядке, которые установлены Правительством РФ, следующие сведения:

  • квартальные отчеты о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного) наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, таблицы I и II Списка IV, а также о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в таблицу III Списка IV, с указанием государств, из которых осуществлен ввоз (вывоз);
  • отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, таблицы I и II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в таблицу III Списка IV, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Итоговые данные за год о производстве, изготовлении, ввозе (вывозе), реализации либо об использовании наркотических средств и психотропных веществ в пределах установленных государственных квот, а также прекурсоров, внесенных в Список I, таблицы I и II Списка IV, и о производстве прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV, представляются в форме и порядке, которые определены:

  • Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 — в отношении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — Правила представления отчетов N 644),
  • Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 — в отношении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее — Правила представления отчетов N 419).

Отметим, что в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1001 в Правила представления отчетов N 419, помимо сведений о количестве произведенных, реализованных и использованных прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, юридические лица должны будут представлять в территориальные органы ФСКН также сведения об их остатках на конец отчетного года.

Проведение инвентаризации с целью подтверждения учетных остатков

Как было отмечено выше, инвентаризация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров проводится ежемесячно.

О чем не следует забывать бухгалтеру при проведении этого контрольного мероприятия?

Во-первых, данные лекарственные препараты подлежат предметно-количественному учету, следовательно, инвентаризуются по видам, наименованиям, фасовкам, лекарственным формам и дозировкам. В инвентаризационных описях лекарственные средства, учитываемые в денежном выражении, распределяются по группам.

Во-вторых, суммы недостач, выявленные при инвентаризации по одной группе ценностей, не могут перекрываться излишками, образовавшимися по другой группе. Выявленные при инвентаризации недостачи лекарственных средств в пределах установленных норм естественной убыли списываются на основании приказа руководителя аптечного учреждения.

В-третьих, нормы естественной убыли к лекарствам заводского изготовления не применяются.

Руководители аптек обязаны лично рассматривать материалы инвентаризации в течение десяти дней после ее окончания. В случае выявления отклонений при снятии фактических остатков наркотических лекарственных препаратов от книжных данных свыше утвержденных норм естественной убыли руководитель обязан сообщить об этом письменно в вышестоящую организацию и окружное управление ФСКН.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 59 Федерального закона N 3-ФЗ материальная ответственность за ущерб, причиненный юридическому лицу, возлагается на работника указанного юридического лица, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Указанный работник, в соответствии с законодательством РФ о труде, несет материальную ответственность в стократном размере прямого действительного ущерба, причиненного юридическому лицу в результате хищения либо недостачи наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Представление отчетов, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ

В соответствии с п. 2 Правил представления отчетов N 644 юридические лица — владельцы лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, отчитываются о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), отпущенного и реализованного наркотического средства и психотропного вещества, а также об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года. Количество и запасы наркотических средств и психотропных веществ указываются в отчетах в пересчете на действующее наркотическое средство и психотропное вещество.

В п. 6 Правил представления отчетов N 644 определено, что аптечные учреждения и ЛПУ, имеющие аптеки, осуществляющие в установленном порядке изготовление лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, их отпуск и реализацию, представляют ежегодно (не позднее 15 февраля) в соответствующие территориальные органы ФСКН отчеты по форме согласно Приложению 6 к указанным Правилам:

  • годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ;
  • сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Аналогичные требования распространяются на юридических лиц, использующих в установленном порядке наркотические средства и психотропные вещества в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации. Форма отчета для них приведена в Приложении 7 к Правилам представления отчетов N 644.

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица отчеты о его деятельности за период, не вошедший в последние представленные до дня реорганизации или ликвидации отчеты (включая сведения о запасах на день реорганизации или ликвидации), представляются в следующем порядке (п. 15 Правил представления отчетов N 644):

  • при реорганизации — юридическим лицом либо его правопреемником (правопреемниками) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
  • при ликвидации — юридическим лицом либо ликвидационной комиссией не позднее дня, следующего за днем исключения его из ЕГРЮЛ.

Представление отчетов, связанных с оборотом прекурсоров

В соответствии с п. 2 Правил представления отчетов N 419 юридические лица, осуществляющие в определенном порядке производство прекурсоров, внесенных в Список IV Перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II данного Списка, представляют в территориальные органы ФСКН по установленной форме:

  • квартальные отчеты о количестве каждого произведенного прекурсора — не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января каждого года (Приложение 1 к Правилам представления отчетов N 419);
  • отчет о деятельности за истекший календарный год (далее — годовой отчет) о количестве каждого произведенного прекурсора — ежегодно не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным (Приложение 2 к Правилам представления отчетов N 419);
  • годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II, — ежегодно не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным (Приложение 3 к Правилам представления отчетов N 419);
  • годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II (далее — отчет об использовании прекурсоров), — ежегодно, не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным (Приложение 4 к Правилам представления отчетов N 419).

К сведению. Юридические лица, осуществляющие в установленном порядке ввоз на таможенную территорию (вывоз с таможенной территории) РФ прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV, представляют в Минпромторг квартальные отчеты (не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января года) и годовой отчет (не позднее 20 февраля) о количестве каждого ввезенного (вывезенного) прекурсора по формам согласно Приложениям 5 и 6 к Правилам представления отчетов N 419 соответственно (п. 3 Правил представления отчетов N 419).

Аптечные учреждения в основном занимаются реализацией и внутриаптечным изготовлением лекарственных форм, поэтому их касается только представление отчетов по реализованным прекурсорам таблицы I и II Списка IV по окончании календарного года не позднее 20.02.2013 по форме, приведенной в Приложении 3, и годового отчета о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II Списка IV.

Следует заметить, что в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, а также прекращения деятельности индивидуального предпринимателя отчеты о своей деятельности за период, следующий после представления последнего квартального (годового) отчета до дня завершения реорганизации, ликвидации либо до дня прекращения деятельности, представляются (п. 4 Правил представления отчетов N 419):

  • при реорганизации — юридическим лицом не позднее дня, предшествующего дню завершения реорганизации;
  • при ликвидации — юридическим лицом не позднее дня, предшествующего дню исключения юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • при прекращении деятельности — физическим лицом не позднее дня, предшествующего дню исключения его как индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

Пример 1. Аптека «Здоровые люди» имеет лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ из списков II, III.

За 2012 г. было продано 56 упаковок таблеток кодеина 0,01 г. Одна упаковка содержит 1 г вещества. Всего за отчетный период реализовано 56 г кодеина (1 г x 56 упаковок).

На конец отчетного года на остатке лекарственное средство не числится.

Для заполнения верхней части отчета имеются следующие данные:

  • ИНН 7705802442, ОГРН 1027739720538;
  • место нахождения: г. Москва, проспект Вернадского, д. 51;
  • телефон 730-88-31, адрес электронной почты — zdorovieLudi@yandex.ru;
  • руководитель аптеки — провизор Смирнова А.С.;
  • должностное лицо, ответственное за заполнение формы, — фармацевт Иванова А.Ю.

Заполним форму отчета о реализованных наркотических средствах и психотропных веществах.

ОТЧЕТ
об изготовлении лекарственных средств,
содержащих наркотические средства и психотропные
вещества, отпуске и реализации наркотических средств
и психотропных веществ
12
за 20— г.
Форма N 1-ОРАУ
годовая
ООО «Здоровые люди»
——————————————————————
(наименование юридического лица)
7705802442
ИНН —————————————————————
(идентификационный номер налогоплательщика)
1027739720538
ОГРН ————————————————————-
(основной государственный регистрационный номер)
г. Москва, проспект
Вернадского, д. 51
Место нахождения юридического лица ——————————-
730-88-31, zdorovieLudi@yandex.ru
——————————————————————
__________________________________________________________________
(телефон, факс, адрес электронной почты)
серия ФСВТ N 007679 бессрочная
Лицензия ———————————————————
__________________________________________________________________

(номер, срок действия)
(граммов)

Наименование
наркотического
средства,
психотропного
вещества
Изготовлено
за отчетный
период
Отпущено и реализовано
за отчетный период
Запас по
состоянию
на 31
декабря
отчетного
года
1 2 3 4
Кодеин 56

Руководитель Смирнова А.С. Смирнова
юридического лица ——————— ————————
(фамилия, инициалы) (подпись)
Должностное лицо,
ответственное фармацевт Иванова А.Ю. Иванова
за заполнение формы ————- ————— —————
(должность) (фамилия, (подпись)
инициалы)
730-88-31 15.01.2012
————- ———————-
(номер (дата составления
телефона) отчета)

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1 и заполним форму отчетности по прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ.

Предположим, что аптекой был реализован перманганат калия — порошок для приготовления раствора для местного и наружного применения (фасовка — пакеты по 5 г). Продано 100 пакетов. Всего за отчетный период реализовано 500 г калия перманганата калия (5 г x 100 шт.). Остаток вещества — два пакета (10 г).

ОТЧЕТ
о количестве каждого реализованного прекурсора,
внесенного в список I или таблицы I и II списка IV
(нужное подчеркнуть) перечня наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю в Российской Федерации,
12
за 20— год
Форма N 1-РП
годовая
ООО «Здоровые люди»
—————————————————————————
(наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя)
7705802442
ИНН ————————————————————————
(идентификационный номер налогоплательщика)
1027739720538
ОГРН ———————————————————————-
(основной государственный регистрационный номер юридического лица
или индивидуального предпринимателя)
г. Москва, проспект Вернадского, д. 51
—————————————————————————
(место нахождения юридического лица или место жительства
индивидуального предпринимателя)
730-88-31, zdorovieLudi@yandex.ru
—————————————————————————
(телефон, факс, адрес электронной почты)
серия ФСВТ N 007679 бессрочная
Лицензия <*> —————————————————————
(номер, срок действия)
(килограммов)

Наименование
прекурсора
Реализовано за отчетный
период
Остаток на конец
отчетного года
1 2 3
Калия перманганат 0,5 0,01

Руководитель юридического
лица или индивидуальный Смирнова А.С. Смирнова 15.01.2013
предприниматель ——————— ———— —————
(фамилия, инициалы) (подпись) (дата) <*> Указывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с реализацией прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Список I указанного Перечня.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

«Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Отчетность, связанная с деятельностью по обороту наркотических средств и психотропных веществ

Отчетность, связанная с деятельностью по обороту наркотических средств и психотропных веществ (далее — НС и ПВ) является одной из важных мер государственного контроля. Также соблюдение требований по предоставлению отчетов в сфере оборота НС и ПВ является одним из лицензионных требований. Несоблюдение данного требования является нарушением лицензионных требований и может повлечь ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Предоставление отчетов по обороту НС и ПВ регламентируется Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о НС и ПВ), Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Правила предоставления отчетов).

Правилами предоставления отчетов в соответствии со статьей 37 Закона о НС и ПВ установлен порядок представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.

Необходимо отметить, что представление годовых отчетов осуществляют юридические лица, а не структурные подразделения, которые юридическими лицами не являются. Это требование определено ст. 37 Закона о НС и ПВ. Поэтому требования некоторых территориальных органов МВД России в части предоставления сведений не только юридическими лицами, но и их структурными подразделениями, неправомерны (Письмо Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 № 6811-ВС «О разъяснении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»).

Отчет о производстве, отпуске и реализации наркотических средств и психотропных веществ

Организации, осуществляющие в установленном порядке производство, отпуск и реализацию НС и ПВ, представляют в Министерство промышленности и торговли РФ по форме согласно приложению № 1 (форма № 1-П) к Правилам предоставления отчетов:

  1. квартальные отчеты о количестве произведенных НС и ПВ — не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября, 15 февраля года;
  2. годовой отчет о количестве произведенных, отпущенных и реализованных НС и ПВ, сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года и о плане их производства на год, следующий за текущим годом, — ежегодно, не позднее 15 февраля (под текущим следует понимать год, в который представляется отчетность).

Копии отчетов направляются в указанные сроки в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Организации, осуществляющие в установленном порядке изготовление, отпуск и реализацию НС и ПВ, за исключением аптечных организаций, медицинских организаций, имеющих аптечные организации, медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, и медицинских организаций, имеющих обособленные подразделения, расположенные в сельских и удаленных населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, представляют в Министерство промышленности и торговли РФ по форме согласно приложению № 2 (форма № 1-И) к Правилам предоставления отчетов:

  1. квартальные отчеты о количестве изготовленных НС и ПВ — не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября, 15 февраля года;
  2. годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных НС и ПВ, сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года и о плане их изготовления на год, следующий за текущим годом, — ежегодно, не позднее 15 февраля.

Копии отчетов направляются в указанные сроки в Министерство внутренних дел Российской Федерации..

Необходимо отметить, что в вышеназванных случаях, к годовым отчетам прилагаются сведения о количестве уничтоженных в установленном порядке НС и ПВ. Сведения предоставляются в произвольной форме в виде приложения к утвержденным формам предоставления отчетности и должны содержать наименование и количество уничтоженного НС и ПВ в перерасчете на граммы.

Отчет об отпуске и реализации наркотических средств и психотропных веществ через организации оптовой торговли

Организации, осуществляющие в установленном порядке отпуск и реализацию НС и ПВ через организации оптовой торговли, представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в Министерство промышленности и торговли РФ по форме согласно приложению № 4 к Правилам предоставления отчетов:

  1. годовой отчет о количестве отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ. К годовому отчету прилагаются сведения о количестве уничтоженных в установленном порядке НС и НВ (форма № 1-ОР);
  2. сведения о запасах НС и ПВ по состоянию на 31 декабря отчетного года и о планируемом объеме их отпуска и реализации на год, следующий за текущим годом.

Копии отчетов направляются в указанные сроки в соответствующие территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Деятельность связанная с оборотом прекурсоров наркотических средств

Представление сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом, регламентируется Постановлением Правительства Р Ф от 09.06.2010 № 419, которым утверждены Правила представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Из анализа положений п. 2 Правил предоставления отчетов следует, что отчеты по обороту прекурсоров, включенных в таблицу III списка IV, обязаны предоставлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство указанных прекурсоров.

Учитывая, что завод их не производит, а использует в производстве, отчеты об использовании «метилэтилкетон» направлять в территориальные органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков он не обязан.

Вопросы лицензирования внешнеторговых операций с прекурсорами регламентируется ст.28 № 3-ФЗ.

Согласно п. 4. Постановление Правительства Р Ф от 18.08.2010 № 640 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением, использованием, перевозкой и уничтожением прекурсоров, принимают меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц. Какие именно меры должны принимать юр. лица, использующие прекурсоры, в нормативных актах не указано.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

«Статья 30. Общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV

4. К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся:

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;

установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

Статья 28. Особенности ввоза (вывоза)

2. Ввоз (вывоз) психотропных веществ, внесенных в Список III, а также ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу II и Таблицу III Списка IV, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Для получения лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридическими лицами должны быть получены сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (если они являются лекарственными средствами) и разрешение на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные сертификат и разрешение не могут быть переданы другому юридическому лицу.

Индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по ввозу (вывозу) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Разрешается осуществлять ввоз (вывоз) отдельных прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Перечень прекурсоров, ввоз (вывоз) которых допускается без оформления лицензии, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

2.Постановление Правительства Р Ф от 09.06.2010 № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» (вместе с «Правилами представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», «Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»)

«2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня*, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя:

а) квартальные отчеты о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список IV перечня, — не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января года по форме согласно приложению № 1;

б) отчет о деятельности за истекший календарный год (далее — годовой отчет) о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список IV перечня, — ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 2;

в) годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, — ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 3;

г) годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, — ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 4.»

3.Постановление Правительства Р Ф от 18.08.2010 № 640 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

«4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением, использованием, перевозкой и уничтожением прекурсоров, принимают меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.»

Ежегодное подтверждение остатков наркотических средств в аптеке

М. Р. Зарипова

Журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2015

Владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию названных наркотических средств и веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс данных товарно- материальных ценностей. Рассмотрим порядок проведения инвентаризации и представления отчетности по специфической группе лекарственных препаратов.

Нормы ст. 37, 38 Федерального закона № 3-ФЗ обязывают владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ежемесячно проводить инвентаризацию названных наркотических средств и веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс данных товарно-материальных ценностей. Рассмотрим порядок проведения инвентаризации и представление отчетности по специфической группе лекарственных препаратов.

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируется Федеральным законом № 3-ФЗ. В силу названного закона владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров обязаны:

  • ежемесячно проводить инвентаризацию данных специфических лекарственных средств;
  • представлять отчетность по тем из них, которые внесены в Перечень № 681. Формы и сроки по представлению данной отчетности утверждены Правительством РФ.

Как проводить инвентаризацию?

Разъяснения по вопросам проведения инвентаризации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2006 № 6811-ВС. В нем чиновники министерства отмечают, что юридические лица (и их структурные подразделения при наличии отдельного баланса товарно-материальных ценностей) должны проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ ежемесячно в соответствии с требованиями:

  • статьи 38 Федерального закона № 3-ФЗ,
  • Методических указаний № 49;
  • Постановления Госкомстата РФ № 88 (в силу ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы Госкомстата являются в настоящее время рекомендательными и не носят обязательного характера);
  • Приказа Минздрава СССР № 14.

В первую очередь нужно обратить внимание на наличие полного состава инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного лица из ее состава при проведении контрольного мероприятия служит основанием признать результаты инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний № 49).

К сведению:

Заметим, что данное требование распространяется и на инвентаризации, которые проводятся ежемесячно.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 33 приложения 5 к Приказу Минздрава СССР № 523 при инвентаризации наркотических лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, должна составляться отдельная инвентаризационная опись с выведением остатков наркотических средств и психотропных веществ в суммовом выражении.

В случае выявления отклонений при снятии фактических остатков указанных лекарственных средств от учетных данных управляющий аптекой (заведующий аптечным пунктом) обязан в трехдневный срок письменно поставить об этом в известность вышестоящую организацию, которая, в свою очередь, в десятидневный срок должна провести должностное расследование.

Обратите внимание:

Пунктом 6 ст. 59 Федерального закона № 3-ФЗ установлено, что материальная ответственность за ущерб, причиненный юридическому лицу, возлагается на его работника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Указанный работник в соответствии с законодательством РФ о труде несет материальную ответственность в стократном размере прямого действительного ущерба, причиненного юридическому лицу.

После проведения инвентаризации в силу приведенных в Письме Минздравсоцразвития РФ № 6811-ВС разъяснений в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должна быть проставлена отметка о проведенной инвентаризации (дата инвентаризации, номер сличительной ведомости или инвентаризационной описи).

Какие формы отчетности следует представить?

Как уже было отмечено выше, на основании ст. 37 Федерального закона № 3-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Перечень № 681, должны представить:

Аптеки, изготавливающие лекарственные средства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, осуществляющие их отпуск и реализацию, ежегодно не позднее 15.02.2016 представляют в соответствующие территориальные органы ФСКН (п. 6 Правил № 644):

  • годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ;
  • сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Форма отчета приведена в приложении 6 к Правилам № 644.

Аналогичные требования распространяются на юридических лиц, использующих в установленном порядке наркотические средства и психотропные вещества в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации. Форма отчета для них приведена в приложении 7 к Правилам № 644.

При заполнении отчетной формы по наркотическим средствам и психотропным веществам следует учитывать, что в силу п. 2 Правил № 644 количество и запасы наркотических средств и психотропных веществ указываются в отчетах в пересчете на действующее наркотическое средство и психотропное вещество.

Обратиет внимание:

Годовые отчеты представляют юридические лица, а не структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами. Это определено ст. 37 Федерального закона № 3-ФЗ. Следовательно, требования некоторых территориальных органов ФСКН в части предоставления сведений не только юридическими лицами, но и их структурными подразделениями неправомерны (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2006 № 6036-ВС).

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица отчеты о его деятельности за период, не вошедший в последние представленные до дня реорганизации или ликвидации отчеты (включая сведения о запасах на день реорганизации или ликвидации), представляются в такем порядке (п. 15 Правил № 644):

  • при реорганизации – юридическим лицом либо его правопреемником (правопреемниками) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
  • при ликвидации – юридическим лицом либо ликвидационной комиссией не позднее дня, следующего за днем исключения его из ЕГРЮЛ.

Что касается представления отчетности по прекурсорам, отметим вот что. В соответствии с п. 2 Правил № 419 аптеки, осуществляющие реализацию прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Перечня № 681, подают в территориальные органы ФСКН ежегодно не позднее 20.02.2016 годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора. Форма отчета приведена в приложении 3 к данному документу.

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица, а также прекращения деятельности индивидуального предпринимателя отчеты о деятельности за период, следующий после представления последнего квартального (годового) отчета до дня завершения реорганизации, ликвидации либо до дня прекращения деятельности, представляются (п. 4 Правил № 419):

  • при реорганизации – юридическим лицом не позднее дня, предшествующего дню завершения реорганизации;
  • при ликвидации – юридическим лицом не позднее дня, предшествующего дню исключения юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • при прекращении деятельности – физическим лицом не позднее дня, предшествующего дню исключения его как индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

Пример:

Аптекой был реализован перманганат калия – порошок для приготовления раствора для местного и наружного применения (фасовка – пакеты по 5 г). Продано 100 пакетов. Всего за отчетный период реализовано 500 г калия перманганата калия (5 г x 100 шт.). Остаток вещества – два пакета (10 г).

Годовой отчет будет заполнен следующим образом

* * *

В заключение отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 6.16 КоАП РФ непредставление, несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня № 681, влекут:

  • либо наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 руб. с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой;
  • либо административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.

Аналогичные деяния в отношении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня № 681, влекут (ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ):

  • либо наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 400 000 руб. с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой;
  • либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.

Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Минздрава СССР от 08.01.1988 № 14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений».

Приказ Минздрава СССР от 03.07.1968 № 523 «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств».

Бюджетное учреждение имеет химическую лабораторию. Лаборатория получает и расходует химреактивы, часть из которых является прекурсорами. Лицензии на работу с наркотическими средствами учреждение не имеет.
Как провести инвентаризацию прекурсоров? Каковы особенности инвентаризации прекурсоров в бюджетном учреждении?

21 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение инвентаризации прекурсоров в бюджетном учреждении должно осуществляться в обычном порядке при условии, что какие-либо особенности проведения такой инвентаризации не предусмотрены положениями учетной политики.

Обоснование вывода:
Порядок проведения инвентаризации должен быть установлен учетной политикой организации бюджетной сферы (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Это требование установлено в ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 80 СГС «Концептуальные основы», п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544). Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных ситуациях (письма Минфина России от 19.09.2018 N 02-07-05/67175, от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, от 13.01.2015 N 02-06-10/70, от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).
При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, федеральных стандартов и Инструкции N 157н (письма Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-10/55207, от 28.01.2019 N 07-01-09/4705, от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон N 3-ФЗ) к прекурсорам относятся вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Так, согласно п. 1 ст. 38 Закона N 3-ФЗ юридические лица — владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей. Разъяснения по вопросам проведения инвентаризации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приведены также в письме Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2006 N 6811-ВС.
Из вышеизложенного следует, что определенный порядок проведения инвентаризации прекурсоров распространяется на юридических лиц, владеющих лицензиями на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Здесь необходимо отметить, что действующим законодательством не установлено более никаких особенностей в отношении проведения инвентаризации прекурсоров, как, например, в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней*(1).
На основании норм п.п. 99, 118 Инструкции N 157н прекурсоры отражаются в составе материальных запасов. Нормативное регулирование порядка проведения инвентаризации материальных запасов закреплено в п.п. 3.15, 3.26 Методических указаний N 49. Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения результатов инвентаризации определен п. 82 федерального стандарта «Концептуальные основы». Документальное оформление инвентаризации осуществляется в соответствии с нормами приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Приказ N 52н). Согласно Приказу N 52н при проведении инвентаризации материальных запасов должны оформляться Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Таким образом, проведение инвентаризации прекурсоров в бюджетном учреждении должно осуществляться в обычном порядке при условии, что какие-либо особенности проведения такой инвентаризации не предусмотрены положениями учетной политики. Определенный порядок проведения инвентаризации прекурсоров распространяется на юридических лиц, владеющих лицензиями на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Как организовать и провести инвентаризацию (для бюджетной сферы);
— Энциклопедия решений. Инвентаризация активов и обязательств (для бюджетной сферы);
— Энциклопедия решений. Отражение результатов инвентаризации в учете (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, а также Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *