Аутсорсинг внутреннего контроля

Система внутреннего контроля в организации

М.В. Ризванова генеральный директор АКГ «Уральский союз»
Журнал «Аудитор», №7 за 2014 год

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации1.

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля2.

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

п/п Обстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков
1 Внешние Изменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков)
2 Внутренние Новый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты).
3 Внутренние Внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля).
4 Внутренние Быстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности).
5 Внутренние Новые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля).
6 Внутренние Новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля).
7 Внутренние Реорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля.
8 Внешние и внутренние Расширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства).
9 Внешние и внутренние Новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

п/п Методы и процедуры, применяемые в контрольных действиях
1

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями;
  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды;
  • соотнесение между собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этих случаях корректирующие действия;
  • сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации;
  • проверка результатов деятельности по областям, подразделениям, направлениям и т. п.
2

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

  • общие средства контроля;
  • прикладные средства контроля.

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

  • средства контроля над изменением программного обеспечения;
  • средства контроля, которые ограничивают доступ к программному обеспечению или базам данных;
  • средства контроля над реализацией новых версий прикладных пакетов программного обеспечения;
  • средства контроля над программным обеспечением систем, которые ограничивают доступ к сервисным программам системы или обеспечивают фиксацию того, кто, когда и какие изменения в данную систему внес.

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

  • проверка арифметической точности бухгалтерских записей;
  • ведение учета и обзорная проверка счетов, составление оборотных ведомостей;

такие автоматизированные процедуры контроля, как тестирование компьютером вводимых данных или контроль сквозной нумерации с последующей выдачей персоналу, выполняющему учетные функции, сообщений или справок о выявленных несоответствиях, что предполагает исправление таких ошибок в момент ввода либо впоследствии.

3

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

  • меры предосторожности, ограничивающие доступ к активам или бухгалтерским записям;
  • санкционирование допуска к компьютерным программам и файлам с данными;
  • проведение периодических инвентаризаций;
  • разделение обязанностей;
  • контроль над санкционированием (одобрением руководством) может быть делегирован в соответствии с такими установленными представителями собственника правилами, как определение границ разрешенных инвестиций, а операции, связанные с крупными приобретениями или выбытиями, могут потребовать одобрения на ином уровне, включая в некоторых случаях одобрение акционерами.

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Версия для печати

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия закона № 402-ФЗ. Однако закон был принят еще в конце 2011 года, а таких рекомендаций на данный момент еще нет. Однако отсутствие рекомендаций Минфина России не освобождает компании от необходимости организовать внутренний контроль.

Итак, можно говорить, что новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Напомним, какие компании подлежат обязательному аудиту: (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Основные функции службы внутреннего контроля
Функции службы внутреннего контроля:
1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля. Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.
2. Исследование финансовой и управленческой информации. Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.
3. Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.
Цели службы внутреннего контроля
Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций. Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета. Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.
Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

Внутренний контроль и аудит

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Этот вид контроля осуществляется внутренними аудиторами и внутренними контролерами.

Внутренние аудиторы работают в службах внутреннего аудита (СВА) предприятий и выполняют исключительно контрольные и консультационные функции.

Внутренние контролеры участвуют в проверках в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций.

Совместно внутренние аудиторы и внутренние контролеры обеспечивают работу системы внутреннего контроля (СВК) предприятий.

Основная задача СВК состоит в обеспечении наблюдения и (или) проверки функционирования любого объекта внутреннего контроля (предприятия в целом, его подразделений и филиалов, иных объектов внутреннего контроля) на предмет соответствия их деятельности законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, принимаемым управленческим решениям. Устанавливая отклонения от требований этих документов и выявляя причины их возникновения, СВК способствует своевременной разработке собственниками и (или) исполнительными органами управления предприятием, а также реализации мероприятий, нацеленных на его оптимальное функционирование.

Наличие эффективно работающей СВК является важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия. Как показывает международная практика, наличие СВК создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса в связи с:

  1. появлением возможности на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта;
  2. появлением возможности эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику;
  3. появлением у собственников возможности контролировать деятельность топ-менеджмента на соответствие его действий целям бизнеса хозяйствующего субъекта, а у топ-менеджмента — эффективности работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим сущность этих предпосылок.

Что касается предпосылки привлечения инвестиций, то, как показывает международная практика, невозможно получить на льготных условиях кредиты в международных и транснациональных банках и фондах без наличия СВК. Это требование международных финансовых организаций, таких как Международный банк реконструкции и развития или Международный валютный фонд, вытекает из положений Закона Сарбейнса — Оксли (разд. 404 «Оценка руководства и внутренний контроль»). Этим Законом установлено, что годовые отчеты публичных компаний, подписанные ее руководством, должны в обязательном порядке содержать проверенный внешним аудитором отчет о внутреннем контроле, в котором должна содержаться информация:

  • о деятельности руководства компании по созданию и обеспечению функционирования адекватной бизнесу структуры внутреннего контроля, а также процедур формирования финансовой отчетности;
  • об оценке эффективности (по состоянию на конец последнего финансового года компании) структуры внутреннего контроля и процедур, применяемых ею по отношению к финансовой отчетности.

С 1 января 2006 г. вступил в действие корреспондирующийся с указанным Законом Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Этим документом предусмотрено обязательное наличие в компаниях, работающих на рынке ценных бумаг, Комитета по аудиту во главе с независимым директором в составе Совета директоров, а также наличие утвержденного им внутреннего документа, определяющего процедуры внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента. Контроль над выполнением данных процедур должно осуществлять отдельное структурное подразделение, сообщающее о выявленных недостатках Комитету по аудиту. Эти функции в соответствии с п. 3 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523, и Международного стандарта аудита должна выполнять Служба внутреннего аудита путем мониторинга и оценки адекватности и эффективности СВК хозяйствующего субъекта.

Если говорить о предпосылке совершенствования системы управления, то СВК путем выявления резервов повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов стимулирует разработку мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции, то есть повышает финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность.

Предпосылка усиления контрольных функций позволяет собственникам хозяйствующего субъекта своевременно принимать меры по дальнейшему развитию бизнеса, а топ-менеджменту — своевременно выявлять зоны максимального риска.

По данным исследования, проведенного международной аудиторской компанией «Эрнст энд Янг», 75% собственников готовы в ближайшей перспективе инвестировать средства в формирование СВК, поскольку убедились в ее эффективности для успешного ведения бизнеса.

В структуру СВК входят:

  1. контрольная среда;
  2. механизмы и средства внутреннего контроля;
  3. система оценки рисков.

Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Правильно сформированная контрольная среда позволяет обеспечить необходимую процедуру и предпосылки для эффективной работы СВК с помощью комплекса внутренних нормативных документов, в обязательном порядке предусматривающих разделение несовместимых функций, позволяющих руководителям хозяйствующих субъектов всех уровней принимать комплексные управленческие решения, касающиеся в первую очередь использования его активов, в том числе через систему визирования документов.

Под несовместимыми функциями понимаются функции, сосредоточение которых у одного лица в любых комбинациях может способствовать совершению им случайных или умышленных ошибок, а также затруднять их обнаружение.

Сюда следует отнести:

  • непосредственный доступ к активам;
  • разрешение на осуществление операций с активами;
  • непосредственное осуществление хозяйственных операций;
  • отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Контрольная среда включает:

  • этические ценности;
  • философию и стиль управления;
  • организационную структуру;
  • процесс распределения полномочий и ответственности;
  • политику и практику управления персоналом;
  • компетентность персонала.

Механизмы внутреннего контроля, главным из которых является система бухгалтерского учета, должны обеспечивать:

  1. выполнение финансово-хозяйственных операций с разрешения уполномоченных на то руководителей;
  2. отражение всех операций в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой хозяйствующим субъектом учетной политикой, что обеспечивает возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  3. непосредственный доступ к активам строго определенному кругу сотрудников хозяйствующего субъекта, установленному регламентирующими документами;
  4. соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов методами инвентаризации, которое определяется руководством с установленной нормативными документами периодичностью. В случае расхождения руководство предпринимает надлежащие действия.

Правильное применение хозяйствующим субъектом механизмов контроля призвано обеспечить удержание рисков потерь в допустимых пределах, установленных в рамках действующей системы управления рисками.

Система оценки рисков должна выявлять и предупреждать возможность появления финансовых или иных потерь, связанных с внутренними и внешними факторами. Оценка рисков в рамках СВК осуществляется с помощью проверок эффективности работы бухгалтерии, наличия контрольной среды, механизмов и системы средств внутреннего контроля, результативности их деятельности. Цель этой системы — выявлять потенциальные объекты внутреннего контроля, отклонения в работе которых от регламентированных параметров могут существенным образом негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Функционирование СВК, сформированной в соответствии с приведенной структурой, принесет предприятию реальную пользу, если в процессе ее работы будут соблюдаться следующие основные принципы:

  1. принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и (или) дисциплинарную ответственность;
  2. принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  3. принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  4. принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  5. принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  6. принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  7. принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

С учетом указанных принципов разрабатываются конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля и аудита, а именно:

  1. требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в хозяйствующем субъекте.

Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля;

  1. требование ущемления интересов.

С помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение. Это стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин;

  1. недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица.

В СВК могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок;

  1. требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта.

Эффективное функционирование СВК невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта;

  1. требование компетентности, добросовестности и честности внутренних аудиторов и внутренних контролеров хозяйствующего субъекта.

Если сотрудники хозяйствующего субъекта, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают указанными характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет работать эффективно;

  1. требование пригодности методик и программ, применяемых в работе СВК.

Методики и программы должны быть целесообразны и рациональны. В результате их применения в минимальной степени будет снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а сам внутренний контроль будет рационален, то есть не будет вызывать излишних затрат труда и средств;

  1. требование единичной ответственности.

Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств;

  1. требование функционального потенциального замещения.

Временное выбытие отдельных субъектов контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их выполнение. Для снижения влияния этого фактора необходимо добиться, чтобы каждый субъект контроля умел выполнять в должной степени контрольную работу вышестоящего и одного-двух работников своего уровня;

  1. требование регламентации.

Эффективность функционирования СВК напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми она руководствуется, а также от их точного выполнения субъектами контроля;

  1. требование взаимодействия и координации.

СВК должна функционировать на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта.

Как показывает практика, на российских предприятиях применяются четыре формы СВК: служба внутреннего аудита, структурно-функциональная форма контроля, контрольно-ревизионная служба, аутсорсинг и косорсинг.

Данные формы могут применяться в хозяйствующих субъектах в различных комбинациях. При выборе из возможных альтернатив следует оценить преимущества и недостатки каждой из них.

Преимущества СВА:

  • сотрудники СВА хорошо знакомы с внутренней культурой и особенностями хозяйствующего субъекта, его подразделений и филиалов;
  • навыки и опыт внутренних аудиторов остаются внутри хозяйствующего субъекта.

Как недостаток следует отметить сравнительно высокий уровень затрат на формирование СВА, что в конечном счете приводит к возникновению дополнительных затрат, распределяемых между видами производимой продукции (работ, услуг).

СВА, как показала практика, создается в основном хозяйствующими субъектами крупного и среднего бизнеса при наличии следующих условий:

  • стремления собственников и высшего руководства получить достоверную информацию и оценку действий руководителей всех уровней управления;
  • усложненной структуры;
  • наличия филиалов и дочерних компаний;
  • разнообразия видов деятельности.

Результативность работы СВА будет во многом определяться ее подчиненностью, которая, безусловно, определяется собственником предприятия.

Однако, как показывает практика, деятельность СВА наиболее эффективна, если она подчиняется функционально Комитету по аудиту Совета директоров или другому органу, представляющему интересы собственника (при их наличии), а административно — представителю высшего исполнительного руководства хозяйствующего субъекта, определенному собственником.

Комитет по аудиту использует результаты деятельности СВА для того, чтобы:

  1. повысить общественное доверие к надежности и объективности публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта, то есть повысить его инвестиционную привлекательность;
  2. усилить независимую позицию внешних аудиторов путем представления им дополнительного канала получения достоверной информации;
  3. содействовать взаимодействию СВА и руководителей всех уровней управления хозяйствующего субъекта.

На предприятиях среднего и малого бизнеса наиболее часто используется структурно-функциональная форма СВК. Ее преимущество перед СВА в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку специалистами хозяйствующего субъекта, как правило совместно с внешними аудиторами или консультантами, комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.

Недостаток этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.

Весьма перспективным является сочетание СВА со структурно-функциональной формой внутреннего контроля. Такой гибрид весьма полезен с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности СВК, поскольку небольшая СВА играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой в основном силами внутренних контролеров.

В этом случае СВА выполняет следующие организационные функции:

  • выбор объектов проверки и их предварительное изучение;
  • разработку общих планов и программ проведения проверки;
  • формирование команды проверяющих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров;
  • согласование направления и цели проверки с ее заказчиком;
  • подготовку заключительных материалов по результатам проверки;
  • составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверку хода его выполнения, информирование об этом заказчика.

Контрольно-ревизионная служба предназначена в основном для последующего внутреннего контроля сохранности товарно-материальных ценностей, выполнения решений и распоряжений руководства хозяйствующего субъекта, а также расследования случаев мошенничества. Она, как правило, не занимается предварительным и текущим внутренним контролем.

Несмотря на существенные отличия направлений деятельности внутренних аудиторов и внутренних контролеров-ревизоров по выполняемым функциональным обязанностям, внутренний аудит не отменяет, а дополняет ревизию, что видно из приведенной таблицы.

Контрольно-ревизионная служба СВА
Способ проверки
совершенных
операций
Оценка выполнения плановых
и нормативных показателей
Изучение эффективности
надежности и стабильности,
выявление резерва
совершенствования
Применяемые виды
проверок
Документальные и комплексные
ревизии, выборочные проверки
сохранности активов
и достоверности отчетности
по результатам отчетных
периодов
Применение риско- и
системно-ориентированного
аудита, изучающего не
только свой хозяйствующий
субъект изнутри, но и
окружающую его
экономическую и
юридическую среду
в направлении бизнеса
хозяйствующего субъекта
Основные функции
проверяющих
Контрольная, информационная
и мобилизующая функции
Контрольная,
информационная,
мобилизующая функции,
а также контрольно-
аналитические и
консультативные функции
Главные
направления
проверок
Контрольные действия
и процедуры, связанные
с обеспечением сохранности
активов, документальной
и фактической проверкой
законности, эффективности и
целесообразности совершенных
операций
Контрольные действия
и процедуры, связанные
с обеспечением сохранности
активов, документальной
и фактической проверкой
законности, эффективности
и целесообразности
совершенных операций,
а также выявление
и реализация резервов
повышения эффективности
деятельности, прозрачности
системы экономической
информации
Анализ и оценка
финансово-
хозяйственной
деятельности
Анализ используют для
выявления отклонений
от плана, сметы, изучения
текущей отчетности
Анализ используют для
выявления отклонений
от плана, сметы, изучения
текущей отчетности,
а также для определения
наиболее целесообразных
методов проверки, оценки
финансового состояния
хозяйствующего субъекта
или иного объекта
внутреннего аудита
Оценка
управленческой
деятельности
Проверка законности
и правильности действий
должностных лиц при
осуществлении операций
в соответствии с их
функциональными обязанностями
Проверка законности
и правильности действий
должностных лиц при
осуществлении операций,
а также выработка
предложений по
совершенствованию
управленческой
деятельности
Методические
приемы
Приемы направлены в основном
на проверку сохранности
активов, состояния техники,
соблюдения технологии и на
организацию производства
Приемы направлены на
проверку сохранности
активов, состояния
техники, соблюдения
технологии и организации
производства с применением
стандартов и современных
методов получения
аудиторских доказательств
Подход к
организации
и управлению
контрольной
деятельностью
Жесткая централизация и
дисциплина, четкое следование
отраслевым или внутренним
инструкциям по проведению
ревизий
Тщательно продуманная
стратегия проведения
аудиторских проверок,
стандартизация внутреннего
аудита на уровне
хозяйствующего субъекта,
внешний и внутренний
контроль качества
внутреннего аудита

Еще один способ организации СВК предприятий — это выполнение функций аутсорсинг и косорсинг.

Под аутсорсингом понимается полная передача функций внутреннего контроля в рамках хозяйствующего субъекта специализированной компании или внешнему консультанту.

Косорсинг заключается в том, чтобы создать на предприятии СВА, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и косорсинга:

  • возможность использовать услуги экспертов в различных областях, гибкость в вопросах их привлечения;
  • доступ к передовым технологиям и методикам проведения проверок и оказания консультационных услуг.

Основной недостаток аутсорсинга и косорсинга: стороннему человеку или организации очень трудно почувствовать хозяйствующий субъект изнутри.

Б.Соколов

К. э. н.,

профессор,

председатель Методического совета

Института профессиональных

финансовых менеджеров,

член Совета по аудиторской деятельности

при Минфине России

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ АУТСОРСИНГЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Опубликовано в 2016, Выпуск Февраль 2016, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Мешкова Г.В.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ АУТСОРСИНГЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы организации системы внутреннего контроля при аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета, в частности разделения зон ответственности за учетными операциями: инвентаризации, документирования, синтетического и аналитического учета, оценки, формирования бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, бухгалтерская отчетность, система внутреннего контроля, контрольные процедуры, аутсорсинг.

Meshkova G.V.

ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN OUTSOURCING ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING

Abstract

Аутсоринг бухгалтерского и налогового учета – это предложение обязанностей, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учёта, на стороннюю специализированную компанию, работники которой обладают необходимым опытом, навыками, знаниями, а также техническим оснащением для оперативного решения доверенных им задач.

Стоит отметить, что бухгалтерский аутсорсинг обладает рядом преимуществ. Использование услуги бухгалтерского аутсорсинга способствует снижению материальных и технических издержек, а также сводит к минимуму бухгалтерские и налоговые риски . Такое «вмешательство» сторонней специализированной организации не противоречит нормам бухгалтерского законодательства (в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ руководителю экономического субъекта представлено право заключить договор на ведение бухгалтерского учёта специализированной организации) .

Внутренний контроль, являясь неотъемлемой частью системы управления любой организации, в учетном процессе имеет принципиально важное значение, поэтому вопросы разграничения обязанностей по организации и проведению контрольных процедур носят актуальный характер в бухгалтерском и налоговом аутсорсинге.

Обязанность организации внутреннего контроля – законодательно установлена, а также необходимо исключить возможные риски формирования недостоверной информации аутсорсера, помимо осуществления функции бухгалтерского и налогового учета.

Эффективность системы внутреннего контроля зависит от учета специфики как учетных процедур, так и деятельности заказчика. Однако следует различать систему внутреннего контроля самой организации-аутсорсера и систему внутреннего контроля, которую обязан организовать аутсорсер для заказчика, являющегося потребителем бухгалтерских услуг (табл. 1).

Таблица 1. – Сравнительный анализ системы внутреннего контроля организации – аутсорсера, организованной для себя и организации-заказчика

Во-первых, следует отметить, что из объектов системы внутреннего контроля, организованной аутсорсером для заказчика, исключаются совершаемые клиентом операции. Ответственность за организацию и содержание системы внутреннего контроля за текущей деятельностью лежит на экономическом субъекте, а именно непосредственно на его руководителе.

Во-вторых, аутсорсер обязан организовать систему внутреннего контроля за учетной деятельностью заказчика, следовательно, в отношении данного объекта субъектами внутреннего контроля будут выступать все сотрудники аутсорсинговой компании.

В большинстве случаев организация, передающая функции бухгалтерского и налогового учета на аутсорсинг, имеет в собственном штате одного или двух бухгалтеров, отвечающих за документацию, ведение участка банка или кассы, в зависимости от условий договора на аутсорсинг и специфики и особенностей деятельности организации.

Для создания системы внутреннего контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета заказчика достаточно трех элементов: контрольной среды, учетной системы, мониторинга, так как остальные элементы остаются в компетенции заказчика.

Наличие учетной системы свидетельствует о существовании контроля за формированием бухгалтерской отчетности, так как ее элементы имеют контрольные точки, которые находятся в зоне внимания бухгалтера. Специалист, которому руководителем аутсорсинговой компании поручены функции ведения бухгалтерского и налогового учета заказчика, должен поддерживать систему внутреннего контроля за учетной деятельностью в целом и, в частности, за формированием бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями законодательства.

Сотрудники, осуществляющие действия по формированию учетной информации о состоянии экономического субъекта или принимающие результаты данной работы, должны параллельно производить контроль данной работы.

Конкретное распределение контрольных функций между аутсорсером и заказчиком зависит от условий договора (табл. 2).

Таблица 2. – Субъекты, осуществляющие контрольные процедуры в соответствии с условиями договора на бухгалтерский аутсорсинг

По мнению Н.Н. Карзаевой и Э.Б. Кичиковой «документация как основной элемент бухгалтерского учета предполагает отражение всех совершаемых хозяйственных операций в первичных документах, установленных в соответствии с законодательством. В зависимости от условий договора на аутсорсинг, анализ документов или группы документов проводит непосредственно лицо, занимающееся их оформлением. В случае, когда заказчик передает уже готовые первичные документы аутсорсинговой организации, повторный документальный анализ проводит лицо, принимающее данные документы.

Инвентаризация – одна из основных форм контроля, заключающаяся в проверке соответствия учетных и фактических данных о состоянии имущества и обязательств организации. В зависимости от вида деятельности, в отношении активов в большинстве случаев за проведение инвентаризации отвечает руководитель организации-заказчика, возможным исключением являются денежные средства на счетах в банке, за инвентаризацию которых может отвечать бухгалтер аутсорсера, в отношении обязательств – бухгалтер (иное лицо) аутсорсера» .

При переходе на аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета, одной из основных целей, преследуемых заказчиком, является получение качественных услуг, оказываемых квалифицированными, опытными профессионалами. За соблюдением соответствия применяемых оценок имущества и обязательств регламентированным законодательными актами видам отвечает главный бухгалтер аутсорсера.

Калькулирование себестоимости может быть предусмотрено договором аутсорсинга как стандартная или дополнительная услуга, за контроль над которой будет отвечать главный бухгалтер и бухгалтер, непосредственно составляющий калькуляции. В случае, когда себестоимость формирует заказчик самостоятельно, за контроль будет отвечать его штатный бухгалтер, экономист или руководитель организации.

Также в аутсорсинговой компании может быть создана ревизионная комиссия (ревизор), в компетенцию которой будет входить проверка ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности заказчика. В консалтинговых компаниях могут быть созданы отделы экономической безопасности, которые также будут отвечать и за контроль над текущей деятельностью экономического субъекта.

Литература

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.11.2011 № 402-ФЗ (ред. 04.11.2014). // КонсультантПлюс. . – Электрон. дан.– (Дата обращения: 25.01.2016).
  2. Карзаева H. Н., Кичикова Э.Б. Организация системы внутреннего контроля при аутсоринге бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – 2015. – № 10.- С. 71-75.
  3. Мешкова Г.В. Преимущества и недостатки аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета . – Режим доступа: http://www.inter-nauka.com/issues/conf-2015/december1/671.
  4. Мешкова Г.В. Управление информационными рисками при использовании бухгалтерского аутсоринга / Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI междунар. науч. конференции.-Краснодар: Изд-во Магарин О.Г., 2016.-С. 214-220.
  5. Мешкова Г.В. Бухгалтерские риски: сущность, проблемы управления и пути их сокращения / Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI междунар. науч. конференции.-Краснодар: Изд-во Магарин О.Г., 2016.-С. 214-221.

References

Система внутреннего контроля движения денежных средств

Система внутреннего контроля — это политика и процедуры, разработанные чтобы защитить активы, обеспечить соответствие с финансовой политикой компании и достоверность данных, отраженных на бухгалтерских счетах .

Жесткая система внутреннего контроля над денежными средствами и ликвидными активами увеличивает вероятность того, что произведенные оценки денежных средств и их эквивалентов являются точной и надежной информацией для пользователей финансовых отчетов.

Охрана денежных средств является наиболее важным вопросом на многих предприятиях. Денежные средства легко скрыть и перевезти, на них нет знаков принадлежности, и они являются конвертируемыми. Риск кражи напрямую связан с тем, что отдельные лица имеют доступ к системе учета и могут получить разрешение на охрану денежных средств.

Внутренний контроль над денежными средствами должен выполнять следующие функции:

— отдельное хранение и отдельный учет денежных средств;

— учет всех операций, произведенных за наличный расчет;

— хранение только необходимого остатка в кассе;

— периодические проверочные подсчеты остатков в кассе;

— физический контроль денежных средств.

Контроль над поступлениями.

Поступления денежных средств имеют много источников и различных контрольных операций во всех компаниях. Следующие процедуры применяются наиболее часто:

1) Распределение обязанностей по выплате денежных средств, записи операций, проведенных за наличный расчет и сверке кассовых остатков. Это распределение снижает вероятность кражи и сокрытия посредством поддельных записей.

2) Закрепление за каждым отдельным работником определенной ответственности за учет и регистрацию денежных средств, для обеспечения постоянного и непрерывного потока денежных средств с самого начала поступления их на банковские счета. Этот контроль требует незамедлительного подсчета, незамедлительной записи и своевременного депонирования всех полученных денежных средств.

3) Поддерживание непрерывного контроля исполнения функций управления денежными средствами и ведения записей. Этот контроль включает повседневные и внезапные подсчеты денежных средств в кассе, внутренние ревизии и ежедневные отчеты о полученных денежных средствах, платежах и остатках .

Контроль денежных расходов.

Многие фирмы выплачивают деньги огромному количеству различных ремитентов (получателей). Хотя система контроля денежных средств разрабатывается индивидуально для каждой компании, следующие правила применяются во многих из них:

— распределение обязанностей по ведению документации о денежных расходах, по выписыванию и подписанию чеков (кассовых ордеров), по отправке чеков и ведению записей.

— оформление всех денежных расходов заранее пронумерованными чеками (расходными ордерами). Если используются счета кассы, необходим контроль полномочий по ее использованию. Расходные кассовые ордера выписываются только в том случае, если имеется адекватная документация, подтверждающая расход.

Контроль денежных средств на расчетных счетах.

Использование счетов банка или других финансовых учреждений является важным способом контроля денежных средств. Банковские счета имеют несколько преимуществ:

— денежные средства физически защищены в здании банка;

— отдельный учет денежных средств ведется банком;

— управление денежными средствами, вследствие чего риск кражи сведен к минимуму;

— клиенты могут переводить платежи непосредственно в банк получателя безналичным путем.

Финансовые учреждения предоставляют услуги по управлению денежными средствами, такие как:

1) обмен денежных средств на другую валюту;

2) перевод денежных средств в другие страны;

3) выплата процентов по сберегательным счетам.

Система электронных платежей — это способ перевода средств между банками посредством телефона, телеграфа или компьютера. Электронный перевод предоставляет работающие в реальном масштабе времени компьютерные связи для незамедлительной разноски операций по счетам. Преимущества заключаются в уменьшении бумажной работы, сокращении ошибок и снижении операционных издержек .

Сверка кассовых остатков.

Обязательна сверка всех кассовых остатков на каждую отчетную дату, или на конец месяца. Наличие отдельного счета для каждого места хранения денежных средств, облегчает проведение сверки и дает возможность выделения ошибок. Процесс сверки включает следующие шаги:

— подсчет фактических остатков наличных средств в кассе. Производится лицом, не занимающимся ведением операций с наличными средствами, в присутствии кассира и должен подписываться с указанием даты всеми сторонами.

— сравнение остатка на бухгалтерских счетах с фактическим наличием. Любые расхождения должны быть указаны.

Сверка расчетных (валютных) счетов.

Также как и с кассовыми счетами, необходимо введение отдельных счетов для отражения операций по каждому отдельному расчетному (валютному) счету, что облегчит процесс сверки и выделит ошибки. Процесс сверки должен включать следующие шаги:

Пересмотр сумм денежных средств, снятых с расчетного счета, не нашедших отражения в учете (это могут быть банковские сборы и комиссионные за проведение банковских операций).

Сравнение остатков на расчетном (валютном) счете по выписке банка с остатком по данным бухгалтерского учета. Для таких операций как недоставленные переводы или чеки, при сверке необходим учет разницы во временных поясах. На акте сверки по движению и остаткам денежных средств необходимо указать дату сверки и подписи работников бухгалтерии, банка и компании.

5. Внутренний контроль операций с наличными денежными средствами.

Из всех активов предприятия наиболее детальному контролю подвергаются наличные денежные средства и денежные документы. В частности, контроль операций с наличными денежными средствами осуществляется по следующим направлениям:

— при проведении кассовых операций кассир составляет ежедневный отчёт с приложением всех приходных и расходных документов, который в конце дня сдаётся в бухгалтерию, где проверяется формально и по существу;

— контролируется выполнение требований к организации и обустройству помещения кассы, а именно: проверяется, чтобы касса располагалась в отдельном помещении с единственным входом, при этом помещение должно быть оборудовано сигнализацией, решетками на окнах, сейфом, который должен крепиться к несущим конструкциям помещения; ключи от помещения должны храниться только на предприятии, причем должен вестись журнал учета выдачи ключей, где каждый факт выдачи должен оформляться подписью получателя, а факт сдачи – подписью работника, отвечающего за хранение и выдачу ключей;

— контролируется соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе, для чего согласованный с банком лимит (согласно ведомости согласования лимита, один экземпляр которой должен храниться на предприятии) сверяется с фактическим остатком наличных денег в кассе; лимит может быть превышен в течение 3-х дней, включая день получения денег в банке, предназначенных для выдачи зарплаты работникам;

производится инвентаризация остатка наличных денег и денежных документов (расчётных чеков, билетов, проездных, талонов и т.п.);

проверяется правильность расчётов с подотчётными лицами по следующим направлениям:

— наличие командировочных удостоверений с авансовыми отчётами и отчётов о проделанной работе по всем выданным авансам;

— наличие подтверждающих документов по расходам на проезд и проживание;

— правильность вычисления суточных согласно действующим нормам;

— предоставление авансовых отчётов в течение трёх дней после возвращения из командировки, а также взыскание не подтверждённых документами расходов (такие расходы, если они не удержаны у работника, расцениваются как материальная помощь, т.е. требуется уплата всех зарплатных налогов).

6. Внутренний экономический контроль расчётных операций предприятия

Внутренний экономический контроль расчётных операций предприятия состоит в проверке законности и целесообразности возникновения и периода оборота дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе такого контроля проверяются следующие моменты:

1. Соблюдение момента учёта реализации товаров (работ, услуг), оговоренного учётной политикой предприятия. Для этого документы на отпуск ценностей (товарные и товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, акты приёма-передачи, акты зачёта взаимных требований) сопоставляются с регистрами учёта реализации товаров. (По бартерным операциям момент учёта реализации – только по отгрузке).

2. Контроль сроков дебиторской задолженности. При этом проверяется, чтобы не позднее, чем через 60 дней после отгрузки товара (оказания услуг) был уплачен НДС вне зависимости от принятой учётной политики. Также проверяется своевременность предъявления претензий и финансовых санкций к должникам в случае просрочки оплаты задолженности согласно договора.

3. Контроль сроков кредиторской задолженности. При этом проверяется, чтобы задолженность прекратившим деятельность кредиторам, а также задолженность, не покрытая в течение 3 лет была отнесена на прибыль предприятия с уплатой соответствующих налогов.

Следует отметить, что за соблюдением очерёдности расчётов и обязательной продажей иностранной валюты следит обслуживающий банк и операции производятся независимо от руководства предприятия.

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации



Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, бухгалтерский учёт, финансовый результат.

Для создания успешного бизнеса предпринимателю требуются не только большие капиталовложения, но и грамотная организация самой структуры предприятия. И важную роль в системе управления играет, конечно же, внутренний контроль. При этом, чем более значительна компания по масштабам деятельности, оборотам, по организационной структуре, тем выше требования к системе контроля и актуальнее задача повышения ее эффективности и качества .

Как показывает практика, наличие в компании системы внутреннего контроля становится неотъемлемой основной для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений и целого ряда преимуществ .

Под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на проверку и оценку собственной работы, осуществляемой в собственных интересах для получения уверенности в эффективности и конструктивности своей деятельности. При этом немаловажно соблюдать: требования законодательства, исполнения приказов, распоряжений, точность и полноту документации бухгалтерского учёта , своевременную подготовку достоверной информации о бухгалтерской отчётности.

Рис. 1. Схема проведения внутреннего контроля

Управлением и проверкой о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимается система внутреннего контроля, которая включает в себя ряд методик и процедур, принятых руководством для выполнения назначения деятельности организации , осуществления поставленных задач с целью повышения эффективности ведения хозяйственных операций. Ведь продуктивность деятельности предприятия повышается благодаря постоянному проведению контрольных мероприятий.

Не смотря на существование положения о системе внутреннего контроля, на многих торговых предприятиях внутренний контроль недостаточно организован. А где и вовсе отсутствует периодический мониторинг данной системы.

Организация контроля осуществляется в зависимости от характера и масштабов её деятельности, при этом она должна существовать на всех уровнях управления, во всех её структурных подразделениях, где принимают непосредственное участие все сотрудники организации в соответствии с их полномочиями. Польза данной системы должна быть сопоставлена с затратами на её осуществление.

Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, информация и коммуникация, процедуры внутреннего контроля, мониторинг средств контроля , представленные на следующей схеме.

Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля

Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Несомненно, порядок осуществления внутреннего контроля подлежит документальному оформлению. Дисциплина ведения и обязанности определяются руководителем организации. Ведь только опытный и искусный управленец понимает, что благодаря грамотно сформированной системе внутреннего контроля возможен подъем экономических показателей фирмы, уровень качества работоспособности и, как результат, оценка данных результативного управления при высоком уровне контроля.

Из этого следует выделить особо важные преимущества системы внутреннего контроля:

– улучшает качество организации бухгалтерского учёта компании;

– оказывает положительное воздействие на дальнейшее развитие бизнеса;

– помогает в привлечении инвестиций и кредиторов, в результате своей продуктивной деятельности;

– повышает уровень работоспособности структурных подразделений.

Служба внутреннего контроля в организации может быть представлена разновидностью системы внутреннего контроля:

Таблица 1

Разновидность системы внутреннего контроля

Виды внутреннего контроля:

Вид

Цель

Кому необходима

Результат

1. Служба внутреннего аудита

Своевременное выявление рисков, разработка рекомендаций для устранения выявленных нарушений, помощь руководителям организации в разработке стратегии развития бизнеса, проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности и др.

Крупной организации со сложной внутренней структурой.

Оперативность контролирования хозяйственной деятельностью предприятия и оперативное информирование о выявленных нарушениях для принятия последующих управленческих решений; дороговизна содержания данной службы.

2. Контрольно-ревизионная служба

Проверка финансовой документации, предупреждение о выявленных изменениях, контроль за соблюдением персоналом своих полномочий.

Однотипным организациям с ограниченным спектром работ и процедур.

Своевременный контроль за сохранностью материальных ценностей, уместное выявление, предотвращение и устранение искажений. Осуществляет свою деятельность с определённой периодичностью.

3. Отдел внутреннего контроля

Проверка достижения поставленных задач, выполнение работниками наделенными функциями.

Применимо внутри предприятия всех руководящих должностей.

Постоянный и регулируемый контроль в повышении качества эффективности работы, выявление и устранение ошибок. Может использоваться циклически и систематически.

4. Договор со сторонней организацией

Обнаружение расхождений, проверка выполнения управленческих решений.

Небольшим предприятиям среднего и малого бизнеса.

Проверка носит одномоментный характер и является нерегулярной, что не позволяет глубоко узнать все особенности деятельности данного предприятия и обусловлена вероятностью не обнаружения ошибок. Является наименее предпочтительной.

Из приведённых табличных данных можно сделать вывод, что внутренний аудит является самым актуальным и предпочтительным, глубоким по содержанию и отвечающим нынешним требованиям, так как ряд вопросов, решаемых внутренним аудитом, очень велик .

В процессе проведения внутреннего аудита осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия.

Рис. 4. Проверка деятельности предприятия в процессе проведения внутреннего аудита

Порядок проведения внутреннего аудита направлен на улучшение финансово-экономической деятельности предприятия. Критерием оценки в этом случае — показатель чистой прибыли, выручки и трат. Цель отдела аудита-выявить неэффективные растраты, сократить их, направить свободные деньги из выручки на реинвестиции. Достоверность отчётности подтверждается не только опытом и знаниями команды по выявлению ошибок, но и внутренней документацией.

Внутренний аудит может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков, но не может детально аудировать каждый бизнес-процесс компании ежегодно. Однако, он довольно чётко способен анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями, например, системой внутреннего контроля, с целью оценки их эффективности.

И, поскольку внутренний аудит призван оценивать систему внутреннего контроля, представляется логичной классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля .

Рис. 5. Классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля

Внутренний контроль и внутренний аудит, естественно, объединяет основная, результирующая цель — повышение уровня оценочной стоимости организации. И эта цель достигается через эффективное использование имеющихся ресурсов у компании. Поэтому торговые организации, которые уделяют существенное и вдумчивое внимание вопросам внутреннего контроля и аудита, без сомнения имеют преимущество и становятся более привлекательными для долгосрочных инвесторов, поскольку характеризуются высокими финансовыми показателями.

Таким образом, главная цель руководителя организации — это создание и внедрение той системы контроля, которая бы помогала вовремя выявлять и устранять отклонения, ошибки, способствуя повышению эффективности работы, а не полностью исключать и гарантировать их отсутствие, что бы являлось не совсем плодотворным показателем труда.

Основной принцип организации внутреннего контроля состоит в том, что необходимо контролировать то, как устроен и работает бизнес-процесс и какие важные и качественные изменения в нём происходят, а зацикливаться на экспертном контроле операций вовсе не стоит. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества проверенных заново операций .

Литература:

  1. Боронина Э. С. Элементы системы внутреннего контроля для целей повышения достоверности публичной отчетности организации / Э. С. Боронина // Финансы. — URL: https://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/journal_sfs_safbd_2017–1.110–114.pdf (дата обращения: 18.05.2019).
  2. Жгутова Ю. В. Внутренний контроль финансовых результатов / Ю. В. Жгутова // Международный журнал «Символ науки». — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vnutrenniy-kontrol-finansovyh-rezultatov (дата обращения: 22.05.2019).
  3. «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности» (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ). — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=21941&fld=134&dst=100319,0&rnd=0.37831499491079135#01777395547008258 (дата обращения: 22.05.2019).
  4. Курныкина А. В. Система контроля и ее аудит в организации: монография / А. В. Курныкина. — URL: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t/21546737.&uuid=d8d01322–854e-11e6-a56b-0cc47a520474&art=21546737&trials=1&user=0&file=24778991&trial=1&price=490.00&texttrialbutton=Купить %20полную %20версию %20за %20490.00&uilang=ru&catalit2&half=1 (дата обращения: 18.05.2019).
  5. Кравцова Е. В. Внутренний контроль в организации: сущность и необходимость / Е. В. Кравцова // Сибирская финансовая школа. — URL: https://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/journal_sfs_safbd_2016–2.140–143.pdf (дата обращения: 04.05.2019).
  6. Макаренко С. А. Сущность и принципы организации внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли / С. А. Макаренко // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — №. 46. — С. 37–50.
  7. Нагоев А. Б. Роль внутреннего контроля в деятельности организации / А. Б. Нагоев, С. С. Сижажева, Ж. А. Аппоева // Фундаментальные исследования. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35312 (дата обращения: 26.04.2019).
  8. Постникова О. Г. Система внутреннего контроля в корпоративном управлении: автореферат / О. Г. Постникова. — URL: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1178/file/Postnikova.pdf (дата обращения: 04.05.2019).
  9. Ризванова М. В. Система внутреннего контроля в организации / М. В. Ризванова// Аудитор. — URL: https://www.cfin.ru/finanalysis/risk/internal_control_system.shtml (дата обращения: 26.04.2019).
  10. Щербакова Е. П. Теоретико-методологические аспекты организации внутреннего контроля в системе управления холдинга / Е. П. Щербакова // Аудит и финансовый анализ. — URL: http://auditfin.com/fin/2013/4/2013_IV_09_10.pdf (дата обращения: 27.04.2019).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *